ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 "ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ" 5
1.1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.2.ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА МЛАДШЕЙ СТУПЕНИ .... 9
1.3.ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА МЛАДШЕЙ СТУПЕНИ 15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 25
ГЛАВА 2 "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ СКАЗКИ В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ" 26
2.1. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ
ГРАММАТИКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 26
2.2. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ СКАЗКИ И ЕЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НА УРОКЕ ГРАММАТИКЕ НА МЛАДШЕЙ СТУПЕНИ 34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Младшая ступень обучения иностранному языку является наиболее значимой, ведь именно на данном этапе закладываются важнейшие основы коммуникативной компетенции. Учащиеся осваивают язык, познают основы общения на нем, привыкают к восприятию его на слух и, конечно же, знакомятся с новыми грамматическими явлениями. Именно грамматика является наиболее сложным аспектом, который тяжело воспринимается учениками начальной школы. Именно поэтому множество педагогов- новаторов разрабатывают различные средства обучения, облегчающие освоение грамматического материала и адаптирующие его для младшего школьного возраста. Этим определяется актуальность данного исследования.
Актуальность данной работы обусловлена социальным интересом к изучению иностранных языков, подтверждающим важность данного предмета. На сегодняшний день как никогда важен поиск новых форм и средств обучения, позволяющих облегчить работу с грамматическим материалом на младшей ступени обучения.
Целью исследования стал анализ эффективности лингвистической сказки в качестве средства обучения грамматике учащихся начальной школы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) выявить психолого-педагогические особенности младших школьников;
2) проанализировать особенности процесса обучения иностранному языку на младшей ступени;
3) выявить особенности обучения грамматике на младшей ступени, а также определить наиболее частотные трудности при ее изучении;
4) рассмотреть лингвистическую сказку как средство обучения грамматике;
5) составить и апробировать модель занятия с использованием лингвистической сказки.
В качестве объекта исследования выступает процесс обучения младших школьников грамматике иностранного языка. Предметом исследования является лингвистическая сказка как эффективное средство обучения грамматике иностранного языка.
Гипотеза исследования: использование лингвистической сказки способствует повышению эффективности обучения грамматике иностранного языка младших школьников.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты можно использовать на занятиях по иностранному языку в рамках учебного процесса общеобразовательной начальной школы, а также в курсах профессиональной подготовки и повышения квалификации преподавателей иностранного языка.
Результаты выпускной квалификационной работы вносят вклад в исследования и поиск новых эффективных средств обучения грамматике иностранного языка на младшей ступени обучения. В этом состоит теоретическая значимость данной работы.
Научная новизна работы заключается в адаптации технологии лингвистической сказки к процессу обучения грамматике иностранного языка на младшей ступени.
Теоретической базой исследования стали труды Г. В. Роговой и И.Н. Верещагиной, И. А. Зимней, Д. Б. Эльконина, Н. Д. Гальсковой, Р. П. Мильруда, Л. С. Выготского, В. М. Филатова, Е. Н. Солововой, а также Л. И. Божовича.
Для осуществления поставленных задач используются такие методы как анализ, моделирование, наблюдение.
На современном уроке иностранного языка учащийся постоянно практикует речевое общение, ориентируется на коммуникацию, усваивает язык, а не отдельные виды речевой деятельности. Смена подхода в отечественной практике требует поиска новых средств обучения, позволяющих общаться на иностранном языке. Изучая грамматику иностранного языка, учащиеся получают новые средства для выражения мыслей.
На младшей ступени учащиеся овладевают основами коммуникативной компетенции. Психолого-педагогические особенности учащихся начальной школы позволяют сделать вывод, что данный этап является благоприятным для освоения иностранного языка. В этом возрасте учащиеся любознательны, не ограничены языковым барьером, а также обладают выраженными имитационными способностями.
Грамматика представляется одним из самых сложных аспектов для преподавания в начальной школе. Несмотря на то, что в современном образовании она не является собственно целью, а лишь средством обучения иностранному языку, без нее невозможна правильная и грамотно выстроенная речь. Основной целью обучения иностранному языку является развитие умения общаться и освоение новых социальных ролей в пространстве иноязычного общения.
Именно поэтому для лучшего освоения грамматического материала педагоги-новаторы применяют нестандартные средства обучения, одним из которых является лингвистическая сказка.
Лингвистическая сказка, разработанная для урока грамматики, облегчает восприятие сложного теоретического материала в виде сказочных игровых образов, помогает закреплять и актуализировать изученный материал, а также развивает интеллект и творческие способности учащихся. Было выявлено, что сказка как нельзя лучше подходит младшим школьникам, когда учащиеся находятся в том возрасте, который требует необычности, перевоплощений и чего-то необычного. Обычный урок иностранного языка превращается в увлекательную игру, в которую ученики охотно включаются.
Апробирование модели с использованием лингвистической сказки показало, что она является прекрасным средством обучения, которое не только помогает образному представлению терминов, но и способствует повышению мотивации ученика. Знакомство с грамматикой через легкую подачу материала положительно сказались на результатах упражнений.
1. Андрющенко Е. П. Волшебная грамматика английского языка для малышей / Е. П. Андрющенко. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 71 с.
2. Аствацатуров Г. О. Технология целеполагания урока [Текст] / Г. О. Аствацатуров. - Волгоград: Учитель, 2009. - 118 с.
3. Бабинская П. К., и др. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский: учеб. пособие / П. К. Бабинская [и др.]. - Изд. 2-е, стер. - Минск: ТетраСистемс, 2003. - 288с.
4. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника / И. Л. Бим. - М.: Рус. яз., 1977 - 278 с.
5. Бим И. Л. Цели обучения иностранным языкам в рамках базового курса // Иностранные языки в школе. - 1996. - №1. - С. 48-52.
6. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] / Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 1998. - 359 с.
7. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. Ин-тов / В. В.Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред.
А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1979, - 288 с., ил
8. Выготский Л. С., Психология развития человека. — М.: Эксмо, 2005. — 1136 с.
9. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам [Текст]: пособие для учителей / Н. Д. Гальскова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АРКТИ, 2013. - 192с.
10. Гладилина И. П. Некоторые приемы работы на уроках английского языка в начальной школе / И. П. Гладилина // ИЯШ. - 2003. - № 3. - С. 41 - 43.
11. Джекобс Д. English fairy-tales. [Текст] / Д. Джекобс- UK., 1999, - 208 с.
12. Елухина Н. В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации. // ИЯШ.1995, №2 - С. 4
13. Ермаков В. Л. Использование сказки в качестве методического средства на уроках английского языка в шестых классах / В.Л. Ермаков // Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки. - 2015. - №24 (221), вып.28. - С. 127-133. - Библиогр.: С. 133.
14. Жернакова М. В. Обучение грамматике английского языка на
начальном этапе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт- Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 191¬193.
15. Залеева З. Г. Через сказки в английский язык [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/513062/ - [Дата
обращения 13.05.2018]... 44