Введение
ГЛАВА 1. Современные теоретические представления об
эмоциональном интеллекте 8
1.1 Понятие и характеристика эмоционального интеллекта 8
1.2 Развитие отечественной теории эмоционального интеллекта 10
1.3 Понятие «эмоциональный интеллект» в зарубежной психологии 13
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. Теоретические аспекты социально-психологической
адаптации 22
2.1 Понятие и характеристика социально-психологической адаптации 22
2.2 Социально-психологическая адаптация как проблема психологии 30
Выводы по Главе 2 34
ГЛАВА 3. Эмпирическое изучение взаимосвязи социально¬
психологической адаптации и эмоционального интеллекта сотрудников коммерческой организации 36
3.1. Организация и методики исследования 36
3.2 Анализ результатов исследования 37
3.3 Статистическая обработка данных 48
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проблема изучения социально-психологической адаптации сотрудников к профессиональной деятельности в организации за последние годы приобретает все большую актуальность в России за счет постоянно растущего спроса со стороны практики. Большинство современных крупных организаций
направляет значительную долю усилий и средств на развитие и удержание своего персонала, так как именно квалифицированные и лояльные сотрудники являются одним из основных слагаемых успеха компании на рынке. С одной стороны, успешное приспособление специалиста к системе профессиональных и межличностных взаимоотношений в компании может обеспечивать ему самому ощущение комфорта, удовлетворенность процессом и результатом работы, своими достижениями и своим статусом в организации. С другой стороны, успешность адаптации сотрудника непременно сказывается на эффективности его деятельности, в чем, естественно, заинтересована и сама компания.
В связи с этим в первую очередь возникают вопросы, связанные с повышением эффективности подбора и отбора персонала, а также с разработкой и внедрением системы социально-психологической адаптации сотрудников, направленной на максимально быстрое вхождение новых сотрудников в коллектив и снижения вероятности их увольнения.
Молодой специалист, вступая в новую для него стадию профессионального развития, сталкивается с новыми профессиональными требованиями и задачами, новыми условиями труда, новой системой взаимоотношений в коллективе. Таким образом, для него становится актуальной проблема социально-психологической адаптации к требованиям сложившейся ситуации, поиска и воплощения оптимальной стратегии поведения и взаимодействия с окружающими и нахождения баланса между внутренними ожиданиями и реальными требованиями новой социальной ситуации развития.
Становится очевидным, что помимо стандартных профессиональных знаний, умений и навыков молодому специалисту необходимо что-то еще. Что- то, благодаря чему его социально-психологическая адаптация будет проходить успешнее. По мнению И.Н. Андреевой успешность социально-психологической адаптации зависит от особенностей процесса познания социальных объектов и конструирования социальной реальности, то есть процесса социального познания. Одним из параметров, определяющих этот процесс на уровне межличностных отношений, можно считать эмоциональный интеллект. (П. Сэловей и Дж. Мэйер) [26].
В настоящее время понятие «эмоциональный интеллект» начало постепенно входить в круг научных психологических интересов, обретая более конкретное и объективное содержание, с новой стороны раскрывая соотношение и взаимодействие эмоций и когниций, аффекта и интеллекта. Исследуются свойства, функции, возможности развития и роль эмоционального интеллекта в обеспечении жизненного успеха личности.
На сегодняшний день в психологической науке существует несколько различных моделей эмоционального интеллекта, последовательно предлагавшихся различными зарубежными и отечественными исследователями. При этом понимание сути эмоционального интеллекта постепенно сдвигалось от моделей, смешивающих в себе набор личностных качеств и способностей, к моделям, содержащим исключительно когнитивные способности [18].
В широком смысле эмоциональный интеллект рассматривается как способность личности к эффективному общению за счет умения понимать и управлять своими и чужими эмоциями; умения воспринимать эмоции окружающих людей и возможности влиять на них, а также умения рефлексировать свои собственные эмоциональные состояния и контролировать их проявления [23]. Традиционно в круг функций эмоционального интеллекта включаются повышение эффективности коммуникации, оптимизация межличностных отношений, социально-психологическая адаптация.
Важным направлением исследований эмоционального интеллекта является изучение его роли в обеспечении эффективности профессиональной деятельности. Данное направление наметилось практически одновременно с появлением самого понятия эмоционального интеллекта, который, по мнению многих авторов, может быть рассмотрен в качестве одного из ключевых внутренних факторов социально-психологической адаптации [11]. Однако эмпирических подтверждений этого предположения на сегодняшний день недостаточно.
Эмоциональный интеллект как предмет социально-психологического исследования является достаточно изученным феноменом, тем не менее, необходимость изучения эмоционального интеллекта диктуется запросами практики, заключающимися в определении факторов, влияющих на эффективность профессиональной деятельности и социально-психологической адаптации личности в современных условиях.
Несмотря на большое количество психолого-педагогических
исследований по проблеме адаптации, недостаточно изучена роль
эмоционального интеллекта в профессиональной адаптации.
Эмоциональный интеллект - явление, которое, на первый взгляд, содержит в себе противоречие. Интеллект принято понимать как мыслительную, когнитивную сферу человека, а эмоции - это нечто иррациональное, не поддающееся контролю со стороны разума.
Но эмоции и чувства могут быть подконтрольны личности, полностью осознаваться, управляться усилием воли. Умение понимать и управлять своими эмоциональными переживаниями, а также переживаниями других людей, определяют как «эмоциональный интеллект».
В ходе нашего исследования исследование взаимосвязи показателей социально-психологической адаптации и эмоционального интеллекта
сотрудников коммерческой организации, мы проанализировали литературные источники по проблеме исследования. Подобрали методики исследования для выявления уровня развития эмоционального интеллекта и социально¬психологической адаптации. Провели сравнительный анализ полученных данных по исследуемым компонентам.
Также наша гипотеза о том, что уровень социально-психологической адаптации положительно взаимосвязан с уровнем эмоционального интеллекта, а именно с такими его компонентами, как, «эмоциональная осведомленность», «эмпатия», «управление своими эмоциями» и «распознавание эмоций других людей» и гипотеза о том, что у сотрудников коммерческой организации реальная оценка социально-психологической адаптации и субъективная оценка социально-психологической адаптации, отрицательно связаны между собой, нашли свое подтверждение.
Значит, цель исследования достигнута, задачи решены и гипотеза доказана.
1. Андреева, И.И. Биологические и социальные предпосылки
эмоционального интеллекта [Текст] / И.И. Андреева // Когнитивная психология. Вып. 2 : сб. статей / отв. ред. А.П. Лобанова. - Минск, 2006. - С. 7-11.
2. Андреева, И.И. Понятие и структура эмоционального интеллекта
[Текст] / И.И. Андреева // Социально-психологические проблемы
ментальности. Вып. 6 : сб. статей / отв. ред. С.О. Раевский. - Смоленск, 2004. - - С. 22-26.
3. Анфимова, И.И. Эмоциональный интеллект, творческие способности и их роль в профессиональной жизнедеятельности человека [Электронный ресурс] / И.И. Анфимова - Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2013/176/5944 (дата обращения: 12.10.2017).
4. Бодров, В. А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. [Текст] / В.А. Бодров / М.: ПЕР СЭ, 2001. - 511с.
5. Борисова, А. А. Проницательность как проблема психологии общения [Текст] / А.А. Борисова // Вопр. психол.1990. № 4. С. 117—122.
6. Выготский, Л. С. Мышление и речь. [Текст] / Л.С. Выготский / М.; Л.: Уч-пед.из, 1934., С. 13-14.
7. Гарскова, Г. Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию [Текст] / Г.Г. Гарскова //Тез. Науч.-практ. конф. «Ананьевские чтения». СПб.: Изд. СПб. Ун-та, 1999. С. 25—26.
8. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект (Психология-лучшее) [Текст] / Д. Гоулман / М.: ACT, 2009г. - 511с.
9. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект на работе [Текст] / Д. Гоулман / М.: ACT, 2010. - С. 476.
10. Гоулман, Д.,Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта [Текст] / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э.
МакКи /- М: «Альпина Паблишер», 2012. С. - 301.
57
11. Демина, Л. Д. Эмоциональный интеллект как структурообразующий компонент психологической культуры личности, научное издание [Текст] / Л. Д. Демина, Т. В. Манянина / АГУ. - 2010. - N 2. - С. 57-59 .
12. Дружинин, В. Н. Метафорические модели интеллекта [Текст] / В.Н. Дружинин // Психол. жури. 1999. Т. 20. № 6. С. 44—52.
13. Зейгарник, Б. В. Патопсихология. [Текст] / Б.В. Зейгарник /М.: Изд. МГУ, 1986.
14. Иванова, И. А. Основные направления исследования социального интеллекта в отечественной науке и зарубежом [Текст] / И.А. Иванова / Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия "Гуманитарные науки" № 3. - 544с.
15. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства. [Текст] / Е.П. Ильин / СПб.: Питер,
2001.
16. Капустина, А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла (Практикум по психодиагностике). [Текст] / А.Н. Капустина / СПб.:«Речь», 2001. С. 112.
17. Карандашев, В. Н. Психология: введение в профессию. [Текст] / В.Н. Карандашев / М., «Смысл», 2000. - 433с.
18. Кон, И. С., Психология ранней молодости. [Текст] / И. С. Кон / М.: «Просвещение», 1989., С. - 256.
19. Котик, М. А. Природа ошибок человека-оператора. [Текст] / М.А. Котик, А.М. Емельянов / М.: Транспорт, 1993. - 261с.
20. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. / Н.В. Кузьмина / М.: Высшая школа, 1990. - 120с.
21. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. [Текст] / А.Е. Личко / Л.:Медицина, 1983. - 426с.
22. Лобанов, А. П. Интеллект и личностный рост: Учеб. пособ. [Текст] / А.П. Лобанов, С.И. Коптева, О.А. Ткачук / Ми.: БЕПУ, 2002. - 271с.
23. Люсин, Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн. Психологическая диагностика. [Текст] / Д. В. Люсии / 2006, С.3-22.
24. Обозов, Н. Н., Возрастная психология: юность и зрелость. [Текст] / Н. Н. Обозов / СПб.: ЛНПП «Облик», 2002., 113 с.
25. Ольшанникова, А.Е. Эмоции и воспитание. [Текст]/ А. Е. Ольшанникова / М.: Знание, 1983. - 271с.
26. Пацявичус, И. В. Соотношение индивидуально-типических
характеристик эмоциональности с особенностями саморегуляции деятельности: Автореф. канд. дис. [Текст] / И.В. Пацявичус / М., 1981. - 300с.
27. Переверзева, И. А. Психофизиологический анализ индивидуальных различий по эмоциональности (на примере функции контроля за эмоциональной экспрессией): Автореф. канд. дис. / И. А. Переверзева / М., 1986. - 511с.
28. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности [Текст]/ Е. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой и В. М. Снеткова. / СПб.: Речь, 2003. - 438с.
29. Практический интеллект [Текст] / Р. Дж. Стенберг / - СПб.: Питер,
2002. - 522с.
30. Регуш, Л. А., Проблемы психического развития и их предупреждение. [Текст] / Л. А. Регуш /СПб.: Речь, 2006.- 320 с.
31. Робертс, Р. Д., Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике [Текст] / Р. Д. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер, Д. В. Люсии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. 1, № 4, 2004. С. 3 - 26.
32. Санникова О. П. Эмоциональность в структуре личности. [Текст] / О. П. Санникова / Одесса: Хоре, 1995. - 462с.
33. Сергиенко, Е. А. Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера-Сэловея-Карузо (MSCEIT V2.0) [Текст] / Е. А. Сергиенко, И. И. Ветрова // «Психологические исследования», 2009 No. 6(8)
34. Солдатова, Е. Л., Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости. [Текст] / Е. Л. Солдатова / Челябинск: ЮУрЕУ, 2007., 267 с.
35. Соломин, И. Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. [Текст] / И.Л. Соломин / СПб.: Речь, 2006. - 280 с.
36. Стернберг, Р. Дж. Практический интеллект. [Текст] / Р. Дж.Стернберг / СПб: Питер, 2002.C88.
37. Тихомиров, О. К. Психология мышления. [Текст] / О. К. Тихомиров /M. Изд-во МЕУ, 1984. - 539с.
38. Ушаков, Д. В. Социальный интеллект как вид интеллекта [Текст] /Д. В. Ушаков, Д. В. Люсии. // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования - М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 11-28.
39. Фокина, И. В. Связь эмоционального интеллекта с типами мышления
и уровнем креативности у старшеклассников [Электронный ресурс] / И. В. Фокина // Современные научные исследования и инновации. - Январь 2014. - № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/01/30291 (дата обращения:
13.06.2014).
40. Холодная, М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2¬е изд. [Текст] / М. А. Холодная / СПб.: Питер, 2002. - 516с.