Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эмоциональный интеллект и показатели социально-психологической адаптации на примере сотрудников коммерческой компании

Работа №18159

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
634
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА 1. Современные теоретические представления об
эмоциональном интеллекте 8
1.1 Понятие и характеристика эмоционального интеллекта 8
1.2 Развитие отечественной теории эмоционального интеллекта 10
1.3 Понятие «эмоциональный интеллект» в зарубежной психологии 13
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. Теоретические аспекты социально-психологической
адаптации 22
2.1 Понятие и характеристика социально-психологической адаптации 22
2.2 Социально-психологическая адаптация как проблема психологии 30
Выводы по Главе 2 34
ГЛАВА 3. Эмпирическое изучение взаимосвязи социально¬
психологической адаптации и эмоционального интеллекта сотрудников коммерческой организации 36
3.1. Организация и методики исследования 36
3.2 Анализ результатов исследования 37
3.3 Статистическая обработка данных 48
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ

Проблема изучения социально-психологической адаптации сотрудников к профессиональной деятельности в организации за последние годы приобретает все большую актуальность в России за счет постоянно растущего спроса со стороны практики. Большинство современных крупных организаций
направляет значительную долю усилий и средств на развитие и удержание своего персонала, так как именно квалифицированные и лояльные сотрудники являются одним из основных слагаемых успеха компании на рынке. С одной стороны, успешное приспособление специалиста к системе профессиональных и межличностных взаимоотношений в компании может обеспечивать ему самому ощущение комфорта, удовлетворенность процессом и результатом работы, своими достижениями и своим статусом в организации. С другой стороны, успешность адаптации сотрудника непременно сказывается на эффективности его деятельности, в чем, естественно, заинтересована и сама компания.
В связи с этим в первую очередь возникают вопросы, связанные с повышением эффективности подбора и отбора персонала, а также с разработкой и внедрением системы социально-психологической адаптации сотрудников, направленной на максимально быстрое вхождение новых сотрудников в коллектив и снижения вероятности их увольнения.
Молодой специалист, вступая в новую для него стадию профессионального развития, сталкивается с новыми профессиональными требованиями и задачами, новыми условиями труда, новой системой взаимоотношений в коллективе. Таким образом, для него становится актуальной проблема социально-психологической адаптации к требованиям сложившейся ситуации, поиска и воплощения оптимальной стратегии поведения и взаимодействия с окружающими и нахождения баланса между внутренними ожиданиями и реальными требованиями новой социальной ситуации развития.
Становится очевидным, что помимо стандартных профессиональных знаний, умений и навыков молодому специалисту необходимо что-то еще. Что- то, благодаря чему его социально-психологическая адаптация будет проходить успешнее. По мнению И.Н. Андреевой успешность социально-психологической адаптации зависит от особенностей процесса познания социальных объектов и конструирования социальной реальности, то есть процесса социального познания. Одним из параметров, определяющих этот процесс на уровне межличностных отношений, можно считать эмоциональный интеллект. (П. Сэловей и Дж. Мэйер) [26].
В настоящее время понятие «эмоциональный интеллект» начало постепенно входить в круг научных психологических интересов, обретая более конкретное и объективное содержание, с новой стороны раскрывая соотношение и взаимодействие эмоций и когниций, аффекта и интеллекта. Исследуются свойства, функции, возможности развития и роль эмоционального интеллекта в обеспечении жизненного успеха личности.
На сегодняшний день в психологической науке существует несколько различных моделей эмоционального интеллекта, последовательно предлагавшихся различными зарубежными и отечественными исследователями. При этом понимание сути эмоционального интеллекта постепенно сдвигалось от моделей, смешивающих в себе набор личностных качеств и способностей, к моделям, содержащим исключительно когнитивные способности [18].
В широком смысле эмоциональный интеллект рассматривается как способность личности к эффективному общению за счет умения понимать и управлять своими и чужими эмоциями; умения воспринимать эмоции окружающих людей и возможности влиять на них, а также умения рефлексировать свои собственные эмоциональные состояния и контролировать их проявления [23]. Традиционно в круг функций эмоционального интеллекта включаются повышение эффективности коммуникации, оптимизация межличностных отношений, социально-психологическая адаптация.
Важным направлением исследований эмоционального интеллекта является изучение его роли в обеспечении эффективности профессиональной деятельности. Данное направление наметилось практически одновременно с появлением самого понятия эмоционального интеллекта, который, по мнению многих авторов, может быть рассмотрен в качестве одного из ключевых внутренних факторов социально-психологической адаптации [11]. Однако эмпирических подтверждений этого предположения на сегодняшний день недостаточно.
Эмоциональный интеллект как предмет социально-психологического исследования является достаточно изученным феноменом, тем не менее, необходимость изучения эмоционального интеллекта диктуется запросами практики, заключающимися в определении факторов, влияющих на эффективность профессиональной деятельности и социально-психологической адаптации личности в современных условиях.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Несмотря на большое количество психолого-педагогических
исследований по проблеме адаптации, недостаточно изучена роль
эмоционального интеллекта в профессиональной адаптации.
Эмоциональный интеллект - явление, которое, на первый взгляд, содержит в себе противоречие. Интеллект принято понимать как мыслительную, когнитивную сферу человека, а эмоции - это нечто иррациональное, не поддающееся контролю со стороны разума.
Но эмоции и чувства могут быть подконтрольны личности, полностью осознаваться, управляться усилием воли. Умение понимать и управлять своими эмоциональными переживаниями, а также переживаниями других людей, определяют как «эмоциональный интеллект».
В ходе нашего исследования исследование взаимосвязи показателей социально-психологической адаптации и эмоционального интеллекта
сотрудников коммерческой организации, мы проанализировали литературные источники по проблеме исследования. Подобрали методики исследования для выявления уровня развития эмоционального интеллекта и социально¬психологической адаптации. Провели сравнительный анализ полученных данных по исследуемым компонентам.
Также наша гипотеза о том, что уровень социально-психологической адаптации положительно взаимосвязан с уровнем эмоционального интеллекта, а именно с такими его компонентами, как, «эмоциональная осведомленность», «эмпатия», «управление своими эмоциями» и «распознавание эмоций других людей» и гипотеза о том, что у сотрудников коммерческой организации реальная оценка социально-психологической адаптации и субъективная оценка социально-психологической адаптации, отрицательно связаны между собой, нашли свое подтверждение.
Значит, цель исследования достигнута, задачи решены и гипотеза доказана.



1. Андреева, И.И. Биологические и социальные предпосылки
эмоционального интеллекта [Текст] / И.И. Андреева // Когнитивная психология. Вып. 2 : сб. статей / отв. ред. А.П. Лобанова. - Минск, 2006. - С. 7-11.
2. Андреева, И.И. Понятие и структура эмоционального интеллекта
[Текст] / И.И. Андреева // Социально-психологические проблемы
ментальности. Вып. 6 : сб. статей / отв. ред. С.О. Раевский. - Смоленск, 2004. - - С. 22-26.
3. Анфимова, И.И. Эмоциональный интеллект, творческие способности и их роль в профессиональной жизнедеятельности человека [Электронный ресурс] / И.И. Анфимова - Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2013/176/5944 (дата обращения: 12.10.2017).
4. Бодров, В. А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. [Текст] / В.А. Бодров / М.: ПЕР СЭ, 2001. - 511с.
5. Борисова, А. А. Проницательность как проблема психологии общения [Текст] / А.А. Борисова // Вопр. психол.1990. № 4. С. 117—122.
6. Выготский, Л. С. Мышление и речь. [Текст] / Л.С. Выготский / М.; Л.: Уч-пед.из, 1934., С. 13-14.
7. Гарскова, Г. Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию [Текст] / Г.Г. Гарскова //Тез. Науч.-практ. конф. «Ананьевские чтения». СПб.: Изд. СПб. Ун-та, 1999. С. 25—26.
8. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект (Психология-лучшее) [Текст] / Д. Гоулман / М.: ACT, 2009г. - 511с.
9. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект на работе [Текст] / Д. Гоулман / М.: ACT, 2010. - С. 476.
10. Гоулман, Д.,Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта [Текст] / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э.
МакКи /- М: «Альпина Паблишер», 2012. С. - 301.
57
11. Демина, Л. Д. Эмоциональный интеллект как структурообразующий компонент психологической культуры личности, научное издание [Текст] / Л. Д. Демина, Т. В. Манянина / АГУ. - 2010. - N 2. - С. 57-59 .
12. Дружинин, В. Н. Метафорические модели интеллекта [Текст] / В.Н. Дружинин // Психол. жури. 1999. Т. 20. № 6. С. 44—52.
13. Зейгарник, Б. В. Патопсихология. [Текст] / Б.В. Зейгарник /М.: Изд. МГУ, 1986.
14. Иванова, И. А. Основные направления исследования социального интеллекта в отечественной науке и зарубежом [Текст] / И.А. Иванова / Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия "Гуманитарные науки" № 3. - 544с.
15. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства. [Текст] / Е.П. Ильин / СПб.: Питер,
2001.
16. Капустина, А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла (Практикум по психодиагностике). [Текст] / А.Н. Капустина / СПб.:«Речь», 2001. С. 112.
17. Карандашев, В. Н. Психология: введение в профессию. [Текст] / В.Н. Карандашев / М., «Смысл», 2000. - 433с.
18. Кон, И. С., Психология ранней молодости. [Текст] / И. С. Кон / М.: «Просвещение», 1989., С. - 256.
19. Котик, М. А. Природа ошибок человека-оператора. [Текст] / М.А. Котик, А.М. Емельянов / М.: Транспорт, 1993. - 261с.
20. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. / Н.В. Кузьмина / М.: Высшая школа, 1990. - 120с.
21. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. [Текст] / А.Е. Личко / Л.:Медицина, 1983. - 426с.
22. Лобанов, А. П. Интеллект и личностный рост: Учеб. пособ. [Текст] / А.П. Лобанов, С.И. Коптева, О.А. Ткачук / Ми.: БЕПУ, 2002. - 271с.
23. Люсин, Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн. Психологическая диагностика. [Текст] / Д. В. Люсии / 2006, С.3-22.
24. Обозов, Н. Н., Возрастная психология: юность и зрелость. [Текст] / Н. Н. Обозов / СПб.: ЛНПП «Облик», 2002., 113 с.
25. Ольшанникова, А.Е. Эмоции и воспитание. [Текст]/ А. Е. Ольшанникова / М.: Знание, 1983. - 271с.
26. Пацявичус, И. В. Соотношение индивидуально-типических
характеристик эмоциональности с особенностями саморегуляции деятельности: Автореф. канд. дис. [Текст] / И.В. Пацявичус / М., 1981. - 300с.
27. Переверзева, И. А. Психофизиологический анализ индивидуальных различий по эмоциональности (на примере функции контроля за эмоциональной экспрессией): Автореф. канд. дис. / И. А. Переверзева / М., 1986. - 511с.
28. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности [Текст]/ Е. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой и В. М. Снеткова. / СПб.: Речь, 2003. - 438с.
29. Практический интеллект [Текст] / Р. Дж. Стенберг / - СПб.: Питер,
2002. - 522с.
30. Регуш, Л. А., Проблемы психического развития и их предупреждение. [Текст] / Л. А. Регуш /СПб.: Речь, 2006.- 320 с.
31. Робертс, Р. Д., Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике [Текст] / Р. Д. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер, Д. В. Люсии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. 1, № 4, 2004. С. 3 - 26.
32. Санникова О. П. Эмоциональность в структуре личности. [Текст] / О. П. Санникова / Одесса: Хоре, 1995. - 462с.
33. Сергиенко, Е. А. Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера-Сэловея-Карузо (MSCEIT V2.0) [Текст] / Е. А. Сергиенко, И. И. Ветрова // «Психологические исследования», 2009 No. 6(8)
34. Солдатова, Е. Л., Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости. [Текст] / Е. Л. Солдатова / Челябинск: ЮУрЕУ, 2007., 267 с.
35. Соломин, И. Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. [Текст] / И.Л. Соломин / СПб.: Речь, 2006. - 280 с.
36. Стернберг, Р. Дж. Практический интеллект. [Текст] / Р. Дж.Стернберг / СПб: Питер, 2002.C88.
37. Тихомиров, О. К. Психология мышления. [Текст] / О. К. Тихомиров /M. Изд-во МЕУ, 1984. - 539с.
38. Ушаков, Д. В. Социальный интеллект как вид интеллекта [Текст] /Д. В. Ушаков, Д. В. Люсии. // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования - М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 11-28.
39. Фокина, И. В. Связь эмоционального интеллекта с типами мышления
и уровнем креативности у старшеклассников [Электронный ресурс] / И. В. Фокина // Современные научные исследования и инновации. - Январь 2014. - № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/01/30291 (дата обращения:
13.06.2014).
40. Холодная, М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2¬е изд. [Текст] / М. А. Холодная / СПб.: Питер, 2002. - 516с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ