Эмоциональный интеллект и показатели социально-психологической адаптации на примере сотрудников коммерческой компании
|
Введение
ГЛАВА 1. Современные теоретические представления об
эмоциональном интеллекте 8
1.1 Понятие и характеристика эмоционального интеллекта 8
1.2 Развитие отечественной теории эмоционального интеллекта 10
1.3 Понятие «эмоциональный интеллект» в зарубежной психологии 13
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. Теоретические аспекты социально-психологической
адаптации 22
2.1 Понятие и характеристика социально-психологической адаптации 22
2.2 Социально-психологическая адаптация как проблема психологии 30
Выводы по Главе 2 34
ГЛАВА 3. Эмпирическое изучение взаимосвязи социально¬
психологической адаптации и эмоционального интеллекта сотрудников коммерческой организации 36
3.1. Организация и методики исследования 36
3.2 Анализ результатов исследования 37
3.3 Статистическая обработка данных 48
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. Современные теоретические представления об
эмоциональном интеллекте 8
1.1 Понятие и характеристика эмоционального интеллекта 8
1.2 Развитие отечественной теории эмоционального интеллекта 10
1.3 Понятие «эмоциональный интеллект» в зарубежной психологии 13
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. Теоретические аспекты социально-психологической
адаптации 22
2.1 Понятие и характеристика социально-психологической адаптации 22
2.2 Социально-психологическая адаптация как проблема психологии 30
Выводы по Главе 2 34
ГЛАВА 3. Эмпирическое изучение взаимосвязи социально¬
психологической адаптации и эмоционального интеллекта сотрудников коммерческой организации 36
3.1. Организация и методики исследования 36
3.2 Анализ результатов исследования 37
3.3 Статистическая обработка данных 48
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проблема изучения социально-психологической адаптации сотрудников к профессиональной деятельности в организации за последние годы приобретает все большую актуальность в России за счет постоянно растущего спроса со стороны практики. Большинство современных крупных организаций
направляет значительную долю усилий и средств на развитие и удержание своего персонала, так как именно квалифицированные и лояльные сотрудники являются одним из основных слагаемых успеха компании на рынке. С одной стороны, успешное приспособление специалиста к системе профессиональных и межличностных взаимоотношений в компании может обеспечивать ему самому ощущение комфорта, удовлетворенность процессом и результатом работы, своими достижениями и своим статусом в организации. С другой стороны, успешность адаптации сотрудника непременно сказывается на эффективности его деятельности, в чем, естественно, заинтересована и сама компания.
В связи с этим в первую очередь возникают вопросы, связанные с повышением эффективности подбора и отбора персонала, а также с разработкой и внедрением системы социально-психологической адаптации сотрудников, направленной на максимально быстрое вхождение новых сотрудников в коллектив и снижения вероятности их увольнения.
Молодой специалист, вступая в новую для него стадию профессионального развития, сталкивается с новыми профессиональными требованиями и задачами, новыми условиями труда, новой системой взаимоотношений в коллективе. Таким образом, для него становится актуальной проблема социально-психологической адаптации к требованиям сложившейся ситуации, поиска и воплощения оптимальной стратегии поведения и взаимодействия с окружающими и нахождения баланса между внутренними ожиданиями и реальными требованиями новой социальной ситуации развития.
Становится очевидным, что помимо стандартных профессиональных знаний, умений и навыков молодому специалисту необходимо что-то еще. Что- то, благодаря чему его социально-психологическая адаптация будет проходить успешнее. По мнению И.Н. Андреевой успешность социально-психологической адаптации зависит от особенностей процесса познания социальных объектов и конструирования социальной реальности, то есть процесса социального познания. Одним из параметров, определяющих этот процесс на уровне межличностных отношений, можно считать эмоциональный интеллект. (П. Сэловей и Дж. Мэйер) [26].
В настоящее время понятие «эмоциональный интеллект» начало постепенно входить в круг научных психологических интересов, обретая более конкретное и объективное содержание, с новой стороны раскрывая соотношение и взаимодействие эмоций и когниций, аффекта и интеллекта. Исследуются свойства, функции, возможности развития и роль эмоционального интеллекта в обеспечении жизненного успеха личности.
На сегодняшний день в психологической науке существует несколько различных моделей эмоционального интеллекта, последовательно предлагавшихся различными зарубежными и отечественными исследователями. При этом понимание сути эмоционального интеллекта постепенно сдвигалось от моделей, смешивающих в себе набор личностных качеств и способностей, к моделям, содержащим исключительно когнитивные способности [18].
В широком смысле эмоциональный интеллект рассматривается как способность личности к эффективному общению за счет умения понимать и управлять своими и чужими эмоциями; умения воспринимать эмоции окружающих людей и возможности влиять на них, а также умения рефлексировать свои собственные эмоциональные состояния и контролировать их проявления [23]. Традиционно в круг функций эмоционального интеллекта включаются повышение эффективности коммуникации, оптимизация межличностных отношений, социально-психологическая адаптация.
Важным направлением исследований эмоционального интеллекта является изучение его роли в обеспечении эффективности профессиональной деятельности. Данное направление наметилось практически одновременно с появлением самого понятия эмоционального интеллекта, который, по мнению многих авторов, может быть рассмотрен в качестве одного из ключевых внутренних факторов социально-психологической адаптации [11]. Однако эмпирических подтверждений этого предположения на сегодняшний день недостаточно.
Эмоциональный интеллект как предмет социально-психологического исследования является достаточно изученным феноменом, тем не менее, необходимость изучения эмоционального интеллекта диктуется запросами практики, заключающимися в определении факторов, влияющих на эффективность профессиональной деятельности и социально-психологической адаптации личности в современных условиях.
направляет значительную долю усилий и средств на развитие и удержание своего персонала, так как именно квалифицированные и лояльные сотрудники являются одним из основных слагаемых успеха компании на рынке. С одной стороны, успешное приспособление специалиста к системе профессиональных и межличностных взаимоотношений в компании может обеспечивать ему самому ощущение комфорта, удовлетворенность процессом и результатом работы, своими достижениями и своим статусом в организации. С другой стороны, успешность адаптации сотрудника непременно сказывается на эффективности его деятельности, в чем, естественно, заинтересована и сама компания.
В связи с этим в первую очередь возникают вопросы, связанные с повышением эффективности подбора и отбора персонала, а также с разработкой и внедрением системы социально-психологической адаптации сотрудников, направленной на максимально быстрое вхождение новых сотрудников в коллектив и снижения вероятности их увольнения.
Молодой специалист, вступая в новую для него стадию профессионального развития, сталкивается с новыми профессиональными требованиями и задачами, новыми условиями труда, новой системой взаимоотношений в коллективе. Таким образом, для него становится актуальной проблема социально-психологической адаптации к требованиям сложившейся ситуации, поиска и воплощения оптимальной стратегии поведения и взаимодействия с окружающими и нахождения баланса между внутренними ожиданиями и реальными требованиями новой социальной ситуации развития.
Становится очевидным, что помимо стандартных профессиональных знаний, умений и навыков молодому специалисту необходимо что-то еще. Что- то, благодаря чему его социально-психологическая адаптация будет проходить успешнее. По мнению И.Н. Андреевой успешность социально-психологической адаптации зависит от особенностей процесса познания социальных объектов и конструирования социальной реальности, то есть процесса социального познания. Одним из параметров, определяющих этот процесс на уровне межличностных отношений, можно считать эмоциональный интеллект. (П. Сэловей и Дж. Мэйер) [26].
В настоящее время понятие «эмоциональный интеллект» начало постепенно входить в круг научных психологических интересов, обретая более конкретное и объективное содержание, с новой стороны раскрывая соотношение и взаимодействие эмоций и когниций, аффекта и интеллекта. Исследуются свойства, функции, возможности развития и роль эмоционального интеллекта в обеспечении жизненного успеха личности.
На сегодняшний день в психологической науке существует несколько различных моделей эмоционального интеллекта, последовательно предлагавшихся различными зарубежными и отечественными исследователями. При этом понимание сути эмоционального интеллекта постепенно сдвигалось от моделей, смешивающих в себе набор личностных качеств и способностей, к моделям, содержащим исключительно когнитивные способности [18].
В широком смысле эмоциональный интеллект рассматривается как способность личности к эффективному общению за счет умения понимать и управлять своими и чужими эмоциями; умения воспринимать эмоции окружающих людей и возможности влиять на них, а также умения рефлексировать свои собственные эмоциональные состояния и контролировать их проявления [23]. Традиционно в круг функций эмоционального интеллекта включаются повышение эффективности коммуникации, оптимизация межличностных отношений, социально-психологическая адаптация.
Важным направлением исследований эмоционального интеллекта является изучение его роли в обеспечении эффективности профессиональной деятельности. Данное направление наметилось практически одновременно с появлением самого понятия эмоционального интеллекта, который, по мнению многих авторов, может быть рассмотрен в качестве одного из ключевых внутренних факторов социально-психологической адаптации [11]. Однако эмпирических подтверждений этого предположения на сегодняшний день недостаточно.
Эмоциональный интеллект как предмет социально-психологического исследования является достаточно изученным феноменом, тем не менее, необходимость изучения эмоционального интеллекта диктуется запросами практики, заключающимися в определении факторов, влияющих на эффективность профессиональной деятельности и социально-психологической адаптации личности в современных условиях.
Несмотря на большое количество психолого-педагогических
исследований по проблеме адаптации, недостаточно изучена роль
эмоционального интеллекта в профессиональной адаптации.
Эмоциональный интеллект - явление, которое, на первый взгляд, содержит в себе противоречие. Интеллект принято понимать как мыслительную, когнитивную сферу человека, а эмоции - это нечто иррациональное, не поддающееся контролю со стороны разума.
Но эмоции и чувства могут быть подконтрольны личности, полностью осознаваться, управляться усилием воли. Умение понимать и управлять своими эмоциональными переживаниями, а также переживаниями других людей, определяют как «эмоциональный интеллект».
В ходе нашего исследования исследование взаимосвязи показателей социально-психологической адаптации и эмоционального интеллекта
сотрудников коммерческой организации, мы проанализировали литературные источники по проблеме исследования. Подобрали методики исследования для выявления уровня развития эмоционального интеллекта и социально¬психологической адаптации. Провели сравнительный анализ полученных данных по исследуемым компонентам.
Также наша гипотеза о том, что уровень социально-психологической адаптации положительно взаимосвязан с уровнем эмоционального интеллекта, а именно с такими его компонентами, как, «эмоциональная осведомленность», «эмпатия», «управление своими эмоциями» и «распознавание эмоций других людей» и гипотеза о том, что у сотрудников коммерческой организации реальная оценка социально-психологической адаптации и субъективная оценка социально-психологической адаптации, отрицательно связаны между собой, нашли свое подтверждение.
Значит, цель исследования достигнута, задачи решены и гипотеза доказана.
исследований по проблеме адаптации, недостаточно изучена роль
эмоционального интеллекта в профессиональной адаптации.
Эмоциональный интеллект - явление, которое, на первый взгляд, содержит в себе противоречие. Интеллект принято понимать как мыслительную, когнитивную сферу человека, а эмоции - это нечто иррациональное, не поддающееся контролю со стороны разума.
Но эмоции и чувства могут быть подконтрольны личности, полностью осознаваться, управляться усилием воли. Умение понимать и управлять своими эмоциональными переживаниями, а также переживаниями других людей, определяют как «эмоциональный интеллект».
В ходе нашего исследования исследование взаимосвязи показателей социально-психологической адаптации и эмоционального интеллекта
сотрудников коммерческой организации, мы проанализировали литературные источники по проблеме исследования. Подобрали методики исследования для выявления уровня развития эмоционального интеллекта и социально¬психологической адаптации. Провели сравнительный анализ полученных данных по исследуемым компонентам.
Также наша гипотеза о том, что уровень социально-психологической адаптации положительно взаимосвязан с уровнем эмоционального интеллекта, а именно с такими его компонентами, как, «эмоциональная осведомленность», «эмпатия», «управление своими эмоциями» и «распознавание эмоций других людей» и гипотеза о том, что у сотрудников коммерческой организации реальная оценка социально-психологической адаптации и субъективная оценка социально-психологической адаптации, отрицательно связаны между собой, нашли свое подтверждение.
Значит, цель исследования достигнута, задачи решены и гипотеза доказана.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АССЕСМЕНТА РЕЗЕРВА РУКОВОДИТЕЛЕЙ БАНКОВСКИХ СТРУКТУР (19.00.05 )
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Специфика адаптации новых сотрудников организации с разным уровнем тревожности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Разработка проекта снижения текучести основного персонала (Российский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - ВЛИЯНИЕ ЦЕННОCТНО-CМЫCЛОВОЙ CФЕРЫ ПРЕДПРИНИМAТЕЛЕЙ CРЕДНЕГО ЗВЕНA НА СТЕПЕНЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Уровень развития субъектности как фактор профессионального здоровья
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - Уровень развития субъектности как фактор профессионального здоровья
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017



