Введение 2
Глава I. Феномен детства в контексте западноевропейской традиции 7
1.1. Культура детства: содержание понятия и проблема интерпретаций 7
1.2. Ребенок в эпоху Античности: отношение к феномену детства и его образ в
искусстве 12
1.3. Ребенок в мировоззренческой и художественно-эстетической парадигме
средневековой культуры 14
1.4. Ребенок как предмет теоретической рефлексии и художественной практики в
эпоху Возрождения 21
Глава II. Формирование культуры детства в отечественной традиции: от Древней Руси к современной России 25
2.1. Специфика установок по отношению к феномену детства в отечественной
культуре 27
2.2. Образ ребенка в религиозном искусстве Древней Руси 35
2.3. Формирование культуры детства современной России 39
2.4. Образ ребенка в отечественном искусстве XX века 51
Заключение 55
Список литературы 58
Говоря о детстве в целом, мы понимаем такой специфический период жизни человека, в который он приобретает базовые навыки и качества, учится воспринимать окружающую среду, приобщается к культуре, внутри которой находится. Отношение к феномену детства на протяжении длительной истории человечества менялось и имело свою специфику в зависимости от эпохи. Как особый социокультурный феномен, детство исторично. На исторически разных этапах общества оно имело разное содержание и структуру, при этом, как известно, было различным и отношение взрослого к детству. Однако только с середины XIX века появляется интерес к изучению детства, как феномена в ряде таких наук, как психология, социология, этнология, педагогика. Так, при помощи английского натуралиста Чарльза Дарвина возникла отдельная отрасль психологии - детская психология. Дальнейшие исследования психологии в целом выстраивались на основе законов детского развития. А в 1881 году родоначальник «психологии развития» Уильям Прейер опубликовал книгу «Душа ребенка» - итог долгих наблюдений за развитием ребенка. Это исследование внесло вклад в последующее изучение детской психологии. В последующие годы наблюдается рост исследований феномена детства (теория «комплексов» З. Фрейда, эпигенетическая теория Э. Эриксона, экспериментальная педагогика XX века в лице Э. Меймана, А. Бине и многие другие).
Также стоит отметить и то, что акцент на долженствовании взрослых по отношению к ребенку и ребенка по отношению к взрослым сменяется и правовой доминантой. Именно в нашу эпоху - 20 ноября 1989 года - принята одобренная Генеральной Ассамблеей ООН Международная Конвенция о правах ребенка. 18 августа 1994 года вышел специальный Указ Президента РФ «О президентской программе «Дети России», а 24 июля 1998 года принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
Сегодня можно с полным правом говорить о формировании культуры детства, как об особой субкультуре жизни ребенка, которая представляет собой неотъемлемую часть жизни общества, имеющей свою логику развития. Современное общество взрослых провозглашает отношение к ребенку, полное бескорыстной любви и заботы, а отклоняющиеся от этой нормы случаи - прецеденты, которые вызывают осуждение и санкции со стороны общественности.
Что есть культура детства в понимании современной гуманитаристики? В первую очередь, это крупная социальная подсистема, которая обросла массой институтов: организаций, магазинов, издательств, агентств и прочих организаций, направленных на изучение, обслуживание, лечение, обучение и т.п. Все это касается нужд ребенка с момента его планирования родителями. Существуют специальные курсы и пособия для будущих родителей. Огромный пласт сегодня занимает сфера профессионального обучения, а именно профессии, созданные специально для контакта с детьми (начиная с учителей, психологов и педиатров, заканчивая детскими парикмахерами и аниматорами). Также существуют социальные институты, направленные на решение проблем девиантности, тем или иным образом связанных с миром детства. Стоит заметить, что все вышеперечисленные организации существуют и для совершеннолетней возрастной категории социума. Таким образом, детство - это микромир, являющийся копией макромира взрослых. Однако есть существенные отличия между этими мирами - как материального, так и духовного плана.
Сегодня перед нами открывается следующая картина: смена вех в отношении к детству. С одной стороны, в социуме зарождаются такие движения, как чайлдфри и чайлдхейт. С другой стороны, мы видим, как некогда индифферентное отношение к ребенку сменилось идеями детоцентризма, ценности и неповторимости каждой детской души. В некоторой степени детство сакрализуется. Подобные явления порождают новый интерес к изучению феномена.
Культура детства и ее институции трансформируется во времени. Поскольку именно культура утверждает самоценность детства как особого бытия и типа мировоззрения, понимание специфики образа детства будет происходить в ее контексте. Помимо исследовательского интереса к материальным и ментальным основания культуры детства, наш взор будет направлен на искусство, а именно мы рассмотрим эволюцию образов ребенка в художественном искусстве. Наш интерес вызывает связь между теоретическим осмыслением детства и тем, как отношение к феномену детства (и в частности, к ребенку) находит отражение в искусстве той или иной эпохи. Тем самым мы покажем прогресс в осознании значения данной возрастной категории, который приводит к формированию именно культуры детства.
В исследовании применяется ретроспективный подход, позволяющий увидеть развитие осмысления и расширения поля определения детства: от умалчивания и индифферентности, до придания ему огромной значимости как Другого.
Актуальность темы.
В данной работе мы обратимся к особенностям исторической обусловленности феномена детства. Исходя из этого, можно обратиться к американскому антропологу Маргарет Мид, специализацией которой является социализация детей и подростков. В 20-х годах XX века Мид начинает активную полевую деятельность и посещает такие малоизученные страны, как Полинезия и Самоа. Там она изучает культуру и то, как в условиях этой традиционной культуры происходит становление личности. Исследователь изучает быт и межличностные взаимодействия внутри общества, в том числе взаимодействие младшего и старшего поколения.
Подводя итоги, Маргарет Мид полагает, что культура и ее традиции развиваются по своим законам, определяя, в том числе, содержание детства. Изначальные биологические потребности аналогичны для детей любого общества, но собственная культура читает и интерпретирует их по-своему. Этнолог указывает на сильнейшую зависимость маленького мира ребенка от богатого и многовекового мира под названием наследие народной культуры. Таким образом, подчеркивается доминирующая роль культуры в развитии и становлении личности. Результатом собранных колоссальных по объему материалов исследований становится работа «Культура и мир детства».
Рассматривая проблему в этом ракурсе, можно говорить об ее актуальности, поскольку тем самым мы имеем возможность глубже изучить культуру и ментальность народа, к культуре детства которого мы обращаемся. Кроме того, немаловажным является то, что интерес человека к познанию самого себя беспрерывен, а этот процесс вписан, в том числе, в контекст «ребенок-взрослый». Здесь детство оказывается неотделимым свойством зрелой личности, которая творит мир по образу и подобию тех людей, которые впервые для сознания ребенка актуализируют смыслы, ценности и идеалы культуры. Заимствование норм является частью одного из важнейших процессов для ребенка - социализации. Социализируясь, ребенок входит в мир конкретных социальных связей и осознает те или иные характеристики человечества. Это осознание ребенком социокультурных достижений общества и обеспечивает его индивидуализацию, так как только в самоопределении в социокультурном пространстве и происходит рефлексия, развивается самосознание. Но в процессе социализации главную роль играет взрослый, который играет роль агента социализации, обеспечивающего ребенка знаниями и навыками, а также вводит его в институты, внутри которых будет происходить усвоение норм и правил поведения.
В настоящее время проблема отношений взрослых и детей приобрела особую остроту и значимость, характер этих взаимоотношений не ограничивается проблемой «отцов и детей», а приобретает более широкий социокультурный контекст. Позиция отношений мира взрослых к детству не как объекту воздействия, как к совокупности детей разных возрастов (которых надо растить, воспитывать, обучать), а как к субъекту взаимодействия, как к особому собственному состоянию, которое общество проходит в своем постоянном воспроизводстве. Поэтому культура детства - это развернутое по времени, ранжированное по плотности, структурам, формам деятельности пространство - время, в котором взаимодействуют дети и взрослые.
Как было отмечено социологом Коном И.С., «в историко-социологическом изучении детства можно выделить три автономных аспекта:
1. Положение детей в обществе, их социальный статус, способы жизнедеятельности, отношения со взрослыми, институты и методы воспитания;
2. Символические образы ребенка в культуре и массовом сознании;
3. Культура детства, внутренний мир ребенка, направленность его интересов, детское восприятие общества, фольклор.
Все эти аспекты взаимосвязаны, и каждый из них может быть предметом разнообразных... изысканий. Но какими бы специализированными ни были подобные исследования, они всегда соотносятся с общими свойствами и ценностными ориентациями соответствующего общества. Познание детства в научной или художественной форме неотделимо от истории общества и его социального самосознания» .
Цель работы - выявить специфику становления культуры детства в контексте социокультурных особенностей западноевропейской и отечественной культурах.
Для этого решаются следующие задачи:
• Изучаются теоретические источники, способствующие осмыслению феномена детства;
• Рассматриваются социокультурные предпосылки разных эпох, обуславливающих специфику отношения к ребенку;
• Анализируются особенности воплощения образа ребенка в изобразительном искусстве.
Объект исследования - культура детства; предмет - социокультурные особенности формирования культуры детства.
Исследование базируется на культурологическом подходе. Основные применяемые методы: ретроспективный, эволюционный, а также метод сравнительного анализа.
Теоретическую основу исследования составили следующие работы:
• Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке.
• Брагина Л. М. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения: Идеалы и практика культуры.
• Долгов В.В. Быт и нравы Древней Руси : миры повседневности XI-XIII вв.
• Кон И.С. Ребенок и общество.
• Куруленко Э.А. Детство как социокультурный феномен.
• Мамычева Д. И. Детство в пространстве русской традиционной культуры.
• Мамычева Д. И. Феномен детства в европейской культуре: От скрытого дискурса к научному знанию.
• Удалых Е.Ю. Образы детства в русской культуре и философии.
• Чечулин В. Л. О схеме изменения представлений о детстве в истории.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации информации, касающейся становления культуры детства в рамках западноевропейской и русской культур. Практическая значимость состоит в том, что наработанный материал может стать базовым для дальнейших научных исследований в области природы и специфики культуры детства, а также перспектив ее развития.
Структура работы.
Дипломная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников. Во введении обозначается актуальность, цель и поставленные задачи. Основная часть состоит из двух глав, в которых решаются поставленные задачи. В заключении суммируются все выводы, полученные в ходе работы. Немаловажным является рассмотрение современных проблем в сфере детства, таких как социальная незащищенность, размытые рамки возрастных ограничений, также до сих пор актуальна проблема социализации детей и подростков.
Цель данного исследования - проследить эволюцию становления культуры детства в контексте отличительных особенностей, присущих той или иной эпохе, а именно разным историческим периодам европейской и русской культуры.
Для достижения вышеназванной цели мы составили ряд задач. Обозначим эти задачи и приведем краткие итоги по каждой из них.
1. Изучены теоретические источники и социокультурные предпосылки
различных эпох, в которых тем или иным образом затрагивалась тема детства: общее отношение к детству, меры воспитания, о ребенке в картине мира и прочее. Такие теоретические тексты являются источником знаний об осмыслении детства в контексте той или иной культуры.
Так, Античности дает примеры ранней философской рефлексии детства (Гераклит, Платон («Пир), Аристотель, Цицерон). В эту эпоху ценность ребенка определялась через призму потенциальной пользы обществу.
В Средние века, при смене сознания на религиозное, происходит кардинальный переворот в отношении к ребенку. Христианство, утвердив новую модель мира, где человек стал личностью, созданной по образу и подобию Бога, влияет на детство и делает ребенка с одной стороны, наравне с любым взрослым наследником первородного греха, а с другой, символом спасения, соотносимым с образом Христа-младенца. Также важным является то, что появляется первый социальный институт воспитания - церковь, стремящаяся урегулировать поведение человека на всех этапах жизни. Один из родоначальников современной истории детства, французский историк Ф. Арьес отмечает, что отсчет истории детства начинается именно с приходом христианства. Однако артефакты этого исторического периода свидетельствуют о том, что детская фигура все еще не выделяется из общего культурного восприятия.
Говоря о культуре Возрождения, можно сказать следующее. Ренессанс, избрав своей опорой античное наследие, перенимает и главную его установку в отношении детства - воспитать ребенка так, чтобы он был полезен, как гражданин, приносящий пользу своему государство. Но вместе с тем, меняется содержание этой установки. Леон Баттиста Альберти, представитель итальянского гуманизма, выделяет новую функцию семьи - раскрытие творческого потенциала как отдельной единицы, а не детали в организме государства. Кроме того, можно заметить смену самого подхода в воспитании: с жесткого к более мягкому. Теперь основа воспитания - не нравоучение, а личный пример. Строгое воспитание, пишет Альберти, принесет свои плоды лишь при нравственном поведении старших воспитателей.
Перемещая исследовательский взгляд на отечественную культуру, стоит отметить, что в традиционной русской культуре, в основе мировоззрения которой лежало православие, исследователи чаще всего акцентируют внимание на отрицательных сторонах детско-взрослых взаимоотношений, их сугубо репрессивных методах, формировании абсолютной покорности перед авторитетом родителей, отсутствии внимания к детям, их «рабского» положения и невозможности игр в связи с домашней загруженностью и т.п. Но вместе с контролем сферы детства, оно играет огромную роль в воспроизводстве и продолжении культуры, а также отличается особой восприимчивостью русского культурного сознания к фигуре ребенка, символизирующей все безгрешное, беззащитное, слабое.
Наконец, в современной России, где повсеместно происходит изучение феномена детства и его институций, мы видим кардинально отличную картину. Именно в наши дни функционирует и развивается широкая сеть институализации культуры детства. Детство охраняется государством, существует широкий пласт правовых документов, регламентирующих эту сферу. Российская Федерация имеет в своем распоряжении все соответствующие фундаментальные нормативно-правовые положения, позволяющие осуществлять интересы и права детей. Погрешность заключается в человеческом факторе, который может присутствовать во всех структурах: в государственном аппарате, в обществе и в семье. Но нельзя не отметить, что даже проделав такой долгий путь к тому, что мы называем «культура детства», существует и ряд социально-значимых проблем, которые, однако, имеют потенциал для их разрешения.
2. Проанализированы объекты изобразительного искусства, при создании
которых творцы обращались к миру детства. Насколько часто изображался ребенок, как, и какие идеи несли те или иные произведения.
В европейском искусстве мы прошли от очень редких в античности упоминаний о детях, являющихся не главными действующими лицами в произведениях, а второстепенными, часто оттеняющими главную цель автора, до появление отдельного жанра - детский портрет - в искусстве Ренессанса.
В рамках материалов об отечественной культуре были рассмотрены и проанализированы изображения детей от иконописи до кино, живописи и графики XX века.
Исследование показало, что культура имеет доминирующую роль в развитии и становлении личности, определяя эти процессы соразмерно уровню своего развития. Вслед за развитием культуры и ее различных аспектов (социального, политического, гносеологического, нормативного и др.) эволюционирует и отношение к детству в широком смысле и к ребенку внутри каждой конкретной семье на различных уровнях.
Таким образом, в данном исследовании была систематизирована информация о становлении культуры детства, как суммы различных норм (право, искусство, этика, эстетика, религия) и практик поведения взрослых по отношению к миру детства. Опорой полученных выводов стало обращение к различным социокультурным условиям в разные исторические моменты.
Данный материал может стать базовым для дальнейших научных исследований в области природы и специфики культуры детства, а также перспектив ее развития.
1. Абраменкова В. В. Детская субкультура: содержание, функции, значение в
культуре [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://psinovo.ru/referati_po_psichologii_i_pedagogike/detskaya_subkultura_soderzhanie_funkts ii_znachenie_v_kulture_2. html.
2. Абраменкова В. В. Феномен детской святости / В. В. Абрамеикова // Интернет-журнал Сретенского монастыря : [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/67.html.
3. Абраменкова В.В. А 16 Социальная психология детства: Учебное пособие. — М.: ПЕР СЭ, 2008. — 431 с.
4. Агацци Э. Человек как предмет философского познания / Э. Агацци. // О человеческом в человеке / Под ред. И.Т. Фролова. М. : Политиздат, 1991. - С. 59-79.
5. Арсеньев А. С. Философские основания понимания личности / А. С. Арсеньев М. : Академия, 2001. - 592 с.
6. Артемьева Е.А. Детские и подростковые образы в советском кинематографе: культ юности и страх перед ней. Вестник московского университета. Сер. 9. Филология.
2013. № 3. С. 154-159.
7. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург: Изд- во Урал. ун-та, 1999.
8. Батищев Г. С. Неприходящие ценности сокровенного детства / Г. С. Батищев // Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб. : Изд-во РХГИ, 1997. - С. 38-44.
9. Брагина Л. М. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения: Идеалы и практика культуры. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.
10. Бреева Е. Б. Дети в современном обществе / Е. Б. Ереева. -М. : Эдиториал УРСС, 1999. 368 с.
11. Буркгардт Я. Культура Возрождения в Италии. - М: Юристъ, 1996.
12. Вачаева Л.А.Образ ребенка и мир детства в изобразительном искусстве России советского периода [Текст] / Л.А.Вачаева // Культура. Духовность. Общество.- 2015.-No20.-C18-22.2.
13. Вялова Г. П. Детство ценность культуры Текст.: автореф. дис. . канд. филос. наук / Г. И. Вялова. - Ростов н/Д, 1995. - 25 с.
14. Ганина С.А. Феномен детства в контексте психолого-педагогических исследований: история и современность. - Томск. Научно-педагогическое обозрение. 2014. № 1 (3). С. 34-43.
15. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / В. И. Даль. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1955. - Т.2 И-О... 53