Введение 3
1 Теоретические основы анализа финансового состояния образовательных организаций ...5
1.1 Нормативные основы деятельности образовательных организаций 5
1.2 Содержание и источники финансирования образовательных учреждений 12
1.3 Методические подходы к анализу и оценке финансового состояния бюджетного
учреждения 16
2 Анализ финансово-экономической деятельности образовательных организаций высшего
образования России 22
2.1 Анализ финансирования образовательных организаций высшего образования России 22
2.2 Динамика финансово - хозяйственной деятельности образовательных организаций
высшего образования Томской области 29
2.3 Основные показатели работы образовательных организаций высшего образования
Томской области 40
3 Совершенствование механизма финансового обеспечения образовательных организаций
высшего образования в России и Томской области 45
3.1 Проблемы и направления совершенствования механизма финансирования
образовательных организаций высшего образования России 45
3.2 Направления развития финансирования образовательных организаций высшего
образования в Томской области 53
Заключение 59
Литература 62
В современных экономических условиях бюджетные учреждения не смогут эффективно осуществлять свою деятельность без финансово-экономического анализа. Используя данные такого анализа, для любой некоммерческой организации, в том числе и образовательных учреждений, можно не только подробно охарактеризовать имущественное и финансовое состояние учреждения, но и разработать перспективные планы развития.
Сегодня в системе современного образования в Российской Федерации остро поставлена проблема недостаточного финансирования, выделяемого государственными или муниципальными органами для полноценного функционирования деятельности сферы образования. К сожалению, такие проблемы, как содержание и поддержание качества образования, всеобщий доступ к качественному образованию для всех слоев населения, удовлетворение всех потребностей студентов, развитие связей с рынком труда, обеспечение достойных условий труда работников сферы образования и многое другое автоматически переносятся на второе или даже третье место. Все эти проблемы в нашей стране формируются вследствие негативных тенденций развития российской экономики, а также неудовлетворительного состояния системы образования в целом.
Образование играет одну из важнейших и важнейших ролей в жизни общества и в жизни каждого отдельного человека. Это связано с тем, что развитие любого государства напрямую зависит от уровня и качества образовательных услуг, предоставляемых населению. Образование в Российской Федерации - это система, которая существует только в тесном взаимодействии с другими сферами деятельности и государством, действующим в лице государственных институтов.
Вопросы и проблемы развития образования, пути и формы его финансовой поддержки входят в число приоритетных направлений экономической и бюджетной политики государства. Это свидетельствует о том, что общество в полной мере осознало, что роль образования в социально-экономическом развитии страны является одной из важнейших. Реальность нашего общества сейчас такова, что важным производственным ресурсом становятся знания и информация, которые продвигают страну вперед.
Таким образом, будет актуальным анализ финансово-экономической деятельности образовательных организаций на примере высшего образования Томской области.
Цель исследования - на основе анализа теоретического материала по теме исследования, провести анализ финансово-экономической деятельности образовательных организаций высшего образования Томской области и предложить направления улучшения финансового обеспечения образовательных организаций.
Задачи исследования:
- рассмотреть финансово-хозяйственную деятельность в образовательных учрежденьях;
- изучить сущность, содержание и источники информации анализа финансового состояния образовательных учреждений;
- раскрыть методические подходы к анализу и оценке финансового состояния образовательных учреждений;
- охарактеризовать образовательные организации высшего образования Томской области;
- проанализировать динамику финансово - хозяйственной деятельности образовательных организаций высшего образования Томской области;
- рассмотреть основные показатели работы образовательных организаций высшего образования Томской области;
- предложить направления улучшения финансового обеспечения образовательных организаций высшего образования Томской области;
- предложить совершенствование бюджета движения денежных средств.
Объект исследования - образовательные организации высшего образования Томской области.
Предмет исследования - анализ финансово-экономической деятельности образовательных организаций высшего образования Томской области.
Источниковой базой исследования послужили: ГК РФ; отдельные законодательные и нормативные документы, касающиеся оценки финансового состояния организации; материалы, собранные автором в ходе прохождения практики; учебные и методические пособия ведущих российских и зарубежных авторов, таких как Ковалев В., Шеремет А.Д., Клюева А.К., Кельчевской Н.Р., Молчанова И.П., Маркиной Е.В. и др.; материалы периодической печати.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
Бюджетная организация образования использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов только через лицевые счета, которые ведет казначейство.
Основным документом, регламентирующим бюджет организации образования, является план финансово-хозяйственной деятельности, который составляется на календарный год.
Регулярный анализ финансово-хозяйственной деятельности является важным условием принятия управленческих решений, обеспечения конкурентоспособности и развития организации образования.
Рациональное и экономическое использование средств государственного бюджета становится необходимым условием эффективного функционирования российской экономики. Поэтому в результате бюджетной реформы с 1 января 2011 г. условия функционирования организаций, финансируемых из бюджета, т.е. бюджетных учреждений, существенно изменились. В связи с этим возникла необходимость своевременной оценки и анализа их финансового состояния.
Финансовая поддержка бюджетных учреждений осуществляется в первую очередь в соответствии с государственным (муниципальным) заданием в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. При этом бюджетная организация не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.
Анализ исполнения расходов бюджетных учреждений позволяет выявить причины отклонений, а также контролировать соблюдение норм расходов по всем статьям бюджетной классификации.
В процессе анализа рассматриваются данные учета расходов по отдельным видам деятельности и работ. Информация о расходах других организаций может рассматриваться по тем же видам, что позволяет повысить объективность анализа. Все выявленные резервы должны быть использованы для сокращения расходов.
В принятии управленческих решений в системе управления бюджетной организацией важное значение имеет анализ. Мы рассмотрели модель взаимосвязи анализа с другими управленческими функциями: планирование, учет и регулирование. Источником анализа выполнения государственного задания является информация, как непосредственно характеризующая уровень расходов, так и выявляющая факты их изменения.
Томская область - субъект Российской Федерации, расположенный на юго-востоке Западно-Сибирской равнины и входящий в состав Сибирского федерального округа. Область образована 13 августа 1944 года. Административным, финансовым и социально-экономическим центром региона является город Томск, в котором проживает более половины всех жителей области, а также расположены многие крупнейшие организации.
По состоянию на январь 2021 года в Томской области функционируют 6 государственных вузов (в том числе, ТГУ и ТПУ имеют статус «национальный исследовательский университет», СибГМУ - медицинский опорный университет), 3 филиала иногородних вузов и 1 негосударственный вуз.
В результате оценки результативности деятельности образовательных организаций 4 томских университета (ТГУ, ТПУ, ТУСУР и СибГМУ) отнесены к организациям I категории. Этот статус подтверждает мировой уровень их образовательной деятельности, а также высокий уровень выполняемых научных исследований и разработок. Кроме того, этот статус относит их к категории ведущих организаций, участвующих в программе обновления приборной базы, реализуемой в рамках федерального проекта «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации». В рамках национального проекта «Наука» четырем томским университетам в 2020 году было выделено финансирование из средств федерального бюджета в размере 609,5 млн. руб., которые были потрачены на закупку высокотехнологичного научного оборудования (359,5 млн. руб.) и на финансирование капитальных ремонтов (250,0 млн. руб).
Совокупный бюджет организаций высшего образования повысился с 16,1 млрд руб. в 2017 году до 19,7 млрд руб. в 2020 году.
Десять молодежных лабораторий созданы в ТГУ, ТПУ, ТУСУРе и ТНИМЦ в рамках регионального проекта «Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок». На их развитие в 2020 году Минобрнауки России выделило 150 млн руб. бюджетных средств.
В ТГУ продолжает реализовываться трехлетний проект «Цифровой университет», реализуемый в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации в 2019-2021 годах». В реализации этого проекта в качестве соисполнителей принимают участие ТПУ и ТУСУР.
В целях совершенствования бюджета движения денежных средств предложены следующие мероприятия по реализации государственной политики в сфере высшего образования.
- Поддержка ведущих университетов;
- Мероприятия ведомственной целевой программы Департамента науки и высшего образования Администрации Томской области;
- Образовательные миссии.
1. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.: ( с изм. от 1 июля 2020 г.) - М.: Новый юрист, 2020. - 57 с. // КонсультантПлюс : справ.правовая система, - Версия Проф. - М., 2020. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том .гос.ун-та
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: от 26 янв. 1996 г.: N 14-ФЗ Ч. 1, 2,3. - М.: Проспект, 2016. - 138 с // КонсультантПлюс : справ.правовая система, - Версия Проф. - М., 2020. - Режим доступа: локальная сеть Науч.б-ки Том.гос.ун-та
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 30.04.2021)
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018)
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный
ресурс]: закон № 146-ФЗ от 31.07.1998 // URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671 (дата обращения: 18.01.2021г.).
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: федер. закон от 01.01.2010 № 83-ФЗ. - 55 с. //
КонсультантПлюс : справ.правовая система, - Версия Проф. - М., 2020. - Режим доступа: локальная сеть Науч.б-ки Том.гос.ун-та
7. О некоммерческих организациях: федер. закон от 12.01.2006 № 7-ФЗ - 198 с. // КонсультантПлюс : справ.правовая система, - Версия Проф. - М., 2020.
8. Об образовании: федер.закон от 04. 05.2009. - 296 с. // КонсультантПлюс : справ.правовая система, - Версия Проф. - М., 2020.
9. О внесении изменений в бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ : федер.закон от 26.04.2007 № 63-ФЗ. - 221 с. // КонсультантПлюс : справ.правовая система, - Версия Проф. - М., 2020.
10. Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ: Приказ Министерства Финансов РФ от 24.08.2007 № 74н. - 122 с. // КонсультантПлюс : справ.правовая система, - Версия Проф. - М., 2020.
11. "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" (вместе с "Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания") Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 (ред. от 27.05.2021)
12. "Об утверждении Порядка проведения конкурса на распределение контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.05.2020 N 58413) Приказ Минобрнауки России от 03.04.2020 N 550 (ред. от 30.11.2020)
13. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учебник /М. С. Абрютин. М.: Дело и Сервис, 2018. - 306 с.
14. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учеб. пособие./ М. И. Баканов, А.Д. Шеремет А.Д. М.: Финансы и статистика. 2019. - 284 с.
15. Бгашев М.В. Стратегический менеджмент: учебное пособие. / М.В. Бгашев. Саратов.: Амирит, 2018. - 267с.
...41