ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы внутреннего аудита 5
1.1 История становления и развития внутреннего аудита в России и за рубежом 5
1.2 Понятие, цели и функции внутреннего аудита 10
1.3 Организация работы Института внутренних аудиторов в Российской Федерации 19
2 Исследование текущего состояния и тенденции развития внутреннего аудита 22
2.1 Нормативно-правовая база внутреннего аудита 22
2.2 Перспективы развития внутреннего аудита в России 26
2.3 Основные источники информации для внутренней аудиторской проверки на
российских предприятиях 27
3 Особенности ведения внутренней аудиторской деятельности на предприятии 35
3.1 Основные проблемы внутреннего аудита, способы их решения. Пути
совершенствования системы внутреннего аудита на российских предприятиях 35
3.2 Совершенствование организации и проведения внутреннего аудита в Федеральной
налоговой службе Российской Федерации 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
На сегодняшний день внутренний аудит вызывает огромный интерес у Российских предприятий. Его поэтапному развитию и совершенствованию уделяется большое внимание и основной причиной для этого является то, что внутренний аудит- это отличный инструмент повышения эффективности деятельности организации. А если организация работает эффективно, возрастает ее конкурентоспособность, что во времена нестабильной экономики является очень актуальным.
Также внутренний аудит способствует рациональному использованию трудовых и материальных ресурсов, благодаря чему увеличивается благосостояние фирмы.
Внутренний аудит представляет собой специально организованную проверку внутри компании, которая проводится ее сотрудниками. Самым главным условием внутреннего аудита является независимость.
Целью данной работы является знакомство с понятием и процедурой внутреннего аудита, периодом появления и становления этой деятельности в России и за рубежом, а также особенностями развития и совершенствования внутреннего аудита именно в нашей стране.
Задачи при написании работы следующие:
- рассмотреть исторический аспект становления внутреннего аудита в нашей стране и за рубежом ;
- дать определение и кратко охарактеризовать процедуру внутренней проверки, а также сравнить внешний и внутренний аудит;
- показать зарубежный опыт организации службы внутреннего аудита;
- проанализировать текущее состояние внутреннего аудита в России, и дать рекомендации по его совершенствованию и развитию;
- рассмотреть процедуру внутреннего аудита в теории и на практике.
Предметом исследования является внутренний аудит, его совершенствование и развитие в России.
Объектом исследования выступает внутренний аудит в Федеральной налоговой службе Российской Федерации.
Информационной базой для моей работы стали:
- нормативно - правовые документы, подзаконные акты;
- научная и методическая литература;
- статьи из журналов периодической печати;
- электронные ресурсы по выбранной теме;
- собственные рассуждения.
При выполнении своей работы я отталкивалась от трудов следующих авторов: Л.И.Воронина, Р.П.Булыга, С.Д. Юшкова., В.Ю. Демихов., Т.М. Рогуленко., А.А. Савин., В.И. Подольский, Л.Г. Большакова, и другие. Основными приемами исследования, которые применялись в написании данной работы, можно считать: монографическое исследование, документирование, логический метод и также метод описания.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В последние годы тема совершенствования и развития внутреннего аудита в России является открытой.
В России внутренний аудит проходит этап становления, поэтому некоторые моменты этой системе не совершенны.
В данной бакалаврской работе рассмотрен исторический аспект становления внутреннего аудита в России и мире, дано определение понятию «внутренний аудит». Также рассмотрены основные виды аудита в целом и внутреннего аудита в частности.
При сравнении внутреннего и внешнего аудита можно выявить значительные отличия, но, не смотря на это, у этих двух видов аудита есть сходства и даже взаимосвязь.
Внутренний аудит является своего рода щитом, защищающим финансово - хозяйственную деятельность компании. Для организации внутренней аудиторской проверки нужно разбираться во многих областях экономики и точно представлять себе цель, которую стоит достичь, проверяя тот или иной объект. Также внутренний аудит должен анализировать результаты проведенных проверок, и на основании этого руководством принимаются меры по устранению нарушений и исправлению недочетов.
А вот уже на предприятии основным исполнительным органом, который вправе проводить внутренние аудиторские проверки является служба внутреннего аудита. Также, если в организации такой службы нет, ее функции может выполнить отельный аудитор, состоящий в штате.
Структура службы внутреннего аудита напрямую зависит от специфики деятельности организации, и ее целей. В случае необходимости в проведение внутренней аудиторской проверки могут быть подключены специалисты из других отраслей этого же предприятия.
Чтобы более ясно представлять, насколько тщательно стоит походить к процедуре внутреннего аудита, мною были проанализированы основные документы, которые необходимы на этапе появления внутренней аудиторской деятельности на предприятия и самой аудиторской проверки, непосредственно.
Главной организацией, которая занимается подготовкой внутренних аудиторов, является Институт внутренних аудиторов. Эта организация контролирует внутренних аудиторов в общем. Касательно работы Института внутренних аудиторов в работе рассмотрены две программы, направленные на совершенствование внутреннего контроля и внутреннего аудита на российских предприятиях.
Стоит отметить, что также мной были рассмотрены сходства и различия внутреннего контроля и внутреннего аудита.
В качестве зарубежного опыта взята практика Германии, описана процедура организации и работы службы внутреннего аудита в сравнении с Россией.
Рассмотрев основные аспекты становления и развития внутреннего аудита в нашей стране, можно говорить о том, что существует ряд проблем, которые необходимо решать:
- небольшое количество законодательных документов и методических рекомендация, нацеленных именно на процедуру внутреннего аудита;
- не понимание руководства фирм того, что внутренний аудит является очень важным этапом в деятельности организации. Многие руководители недооценивают внутренний аудит, считая создание службы внутреннего аудита лишней тратой денег.
- зачастую директор или управляющий фирмой расценивает ошибки, выявленные в ходе внутренней проверки недопустимыми, и наказывает сотрудников, совершивших их и т.п.
Исходя из основных проблем, можно выделить следующие направления совершенствования внутреннего аудита в России.
- расширение нормативной базы внутреннего аудита. Стоит задуматься о создании различных законодательных документов, регламентирующих внутреннюю аудиторскую деятельность , в том числе, ориентированную на узкоспециализированные проверки;
- наглядная демонстрация результатов деятельности компаний, в которых существует служба внутреннего аудита, тем компаниям, в которых такой службы нет, или руководители этой фирмы задумываются о создании такой службы.
Практическая часть работы разобрана на примере проведения внутренней аудиторской проверки в Федеральной налоговой службе Российской Федерации, сначала проанализированы организационные моменты работы внутренних аудиторов, а затем приведены конкретные данные по совершенствованию работы службы.
Также в работе даны рекомендации по совершенствованию работы службы внутреннего аудита на предприятии.
На мой взгляд, задачи, поставленные перед написанием работы решены, а цели достигнуты.
1. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 N 307-ФЗ (последняя редакция)// Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия Проф. - М., 2014
2. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 22.12.2011) "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности"// Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия Проф. - М., 2014
3. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (ред. от 30.03.2017) "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе"[Электронный ресурс]: (ред. от 22.12.2011) // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия Проф. - М., 2014
4. Приказ ФНС России от 29.12.2015 N ММВ-7-17/610@ "Об утверждении Регламента осуществления мониторинга обращений, отзывов, комментариев налогоплательщиков (обратная связь), полученных при оценке качества государственных услуг, оказываемых ФНС России"// Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия Проф. - М., 2014г.
5. Приказ от 4 сентября 2007 г. N 75н Об утверждении административного регламента исполнения федеральной службой финансово- бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности. // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия Проф. - М., 2014г.
6. Приказ от 24.06.2008 г. N 118 «Об утверждении положения о внутреннем финансовом аудите Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов. // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия Проф. - М., 2014г.
7. Приказ от 18.10.2012 г. N 642, утверждающий положение «О внутреннем аудите системы менеджмента качества в центральном аппарате ФАС России. // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия Проф. - М., 2014г.
8. Приказ от 15.02.2012 № ММВ-7-5/86, утверждающий «Регламент проведение внутреннего финансового аудита Федеральной налоговой службы ». // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия Проф. - М., 2014г.
9. Приказ от 14.06.2011 № ММВ-7-10/371, утверждающий «Регламент проведение внутреннего аудита налоговых органов».// Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия Проф. - М., 2014г.
10. Кодекс профессиональной этики аудитора. // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия Проф. - М., 2014г.
11. Положение о внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном Казначействе РФ, утвержденное Приказом Казначейства РФ № 19 от 25.01.2011г. (ред. от 17.06.2011). // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия Проф. - М., 2014г.
12. Положение об осуществлении Минюстом России внутреннего финансового аудита, утвержденное приказом Минюста России № 12 от 29.01.2015г. // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия Проф. - М., 2014г.
13. Международные стандарты аудита // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия Проф. - М., 2014г.
14. Правила осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего
финансового аудита, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 193 от
17.03.2014г. (в ред. от 14.04.2015г). // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия Проф. - М., 2014г.
15. Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля и аудита, Письмо Министра Финансов России № 02-11-05/932 от 19.01.2015г. // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия Проф. - М., 2014г....55