ВВЕДЕНИЕ 2
1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ КИТАЙСКОГО ТРАДИЦИОННОГО
КОСТЮМА 6
1.1 Истоки традиционного костюма 7
1.2 Эволюция китайского традиционного костюма 13
1.3 Китайский традиционный костюм в эпоху Тан 18
2 КОДОВАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ДЕКОРА КИТАЙСКОГО ТРАДИЦИОННОГО
КОСТЮМА 26
2.1 Композиция китайского костюма в эпоху Тан 26
2.2 Основные элементы декора традиционного китайского костюма 33
2.3 Символическая значимость декора традиционного китайского костюма 35
3 ЕВРОПЕЙСКОЕ ВЛИЯНИЕ НА КИТАЙСКИЙ КОСТЮМ В НАЧАЛЕ 20
ВЕКА 41
3.1 Европейские элементы в традиционном китайском костюме в начале 20
века 41
3.2 Синтез европейский новаций и традиций в китайском костюме начала
ХХ в 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
Актуальность исследования.
Визуальный характер современной культуры актуализирует интерес к этническим культурам древности, в том числе и к историческому костюму. На массовом уровне это проявляется в музейных экспозициях, в популярности исторических фильмов, в которых «историческими» являются обычно только костюм и бытовая среда «исторических реконструкций» - когда события прошлого разыгрываются на основе тщательного изучения одежды, оружия, материальной и духовной культуры. В академической науке также происходит смещение интереса от изучения письменных памятников и идеологических систем к анализу визуальных аспектов культуры. Современные информационные технологии позволяют ввести уникальные достижения одной культуры (в том числе и китайский традиционный костюм различных эпох, социальных слоев, регионов) в глобальное мировое информационное пространство.
Анализ традиционного китайского костюма представляет интерес для исследователей с точки зрения более глубокого понимания китайской традиции - идеи внутренней связи внешне разрозненных явлений, позволяет выявить фундаментальные мировоззренческие предпосылки предыдущих исторических эпох и их проявления в сущностных особенностях современной культуры, проследить взаимодействие традиционного и инновационного.
Степень изученности
В современных фундаментальных работах Гао Чуньмина , Чжоу Сюня , Хуа Мэй представлено комплексное описание китайского костюма; одежды, головных уборов, украшений по эпохам. Опубликованы обрядовые и ритуальные правила, регламентирующие ношение костюмов и украшений.
Особого внимания заслуживают работы Мэнь Хуэй . Предметом исследования автора является женский костюм национальности Хань. Мэнь Хуэй представил эволюцию женского костюма среднекитайской равнины в бассейнах рек Янцзы и Хуанхэ.
Особое внимание из числа российских работ привлекают исследования Л.П. Сычёва и B.JI. Сычёва . Эволюцию китайского костюма авторы рассматривают в три этапа: костюм древнего Китая (до эпохи Тан -618 г.), средневековый костюм (до конца правления династии Мин - 1368 -1644 гг.), костюм нового времени (династия Цин - 1644 - 1911 г.). Данной классификации придерживаются и другие российские исследователи, например, В.В. Малявин . Предметом исследования Л.П. и В.Л. Сычёвых стал торжественный (ритуальный) императорский костюм. Таким образом, можно сделать вывод о том, что традиционный китайский костюм нашел отражение в китайской историографии, но в российской он представлен слабо, чем и вызвано проведение данного исследования.
Объект исследования: традиционная культура Китая.
Предмет исследования: традиционный китайский костюм.
Цель исследования - выявить специфические черты традиционного китайского костюма. Цель обусловила задачи исследования:
1. изучить особенности происхождения китайского костюма в связи с символикой древнекитайской картины мира;
2. разработать периодизацию развития китайского традиционного костюма в Северном Китае;
3. описать традиционный китайский костюм;
4. проанализировать систему формирования декоративных элементов одежды;
5. выявить символическое значение и культурный код традиционного китайского костюма; рассмотреть эволюцию причесок и макияжа, их символическое содержание;
6. выявить европейские влияния на традиционный китайский костюм.
Методы исследования:
общенаучные методы - анализ, синтез, описание; специальные методы - системный, сравнительно-этнографический, структурно-функциональный
Сравнительный метод применяется при исследовании трансформации кроя костюма, а также его символов-образов в связи с изменением социокультурной реальности. Историко-культурологический метод способствует пониманию картины мира китайцев, обладающей совокупностью смыслов, заданных мироощущением и мировоззрением этноса.
Хронологические рамки исследования - накопленный к настоящему времени материал позволяет проследить динамику в конструкции и декоре костюмного комплекса от эпохи Чжоу (1046 - 256 гг. до н.э.) до последней имперской династии Цин (1644 - 1911 гг.). Такой временной период
обусловливается тем, что в период Чжоу появляется официальный трактат о введении в бытовую жизнь китайцев особой формы одежды, состоящей из разных элементов. Это определило нижнюю дату исследования. Этот древний костюм эпохи Чжоу изменялся, дополнялся, усовершенствовался на протяжении последующих династий Цинь, Хань, Суй, Тан, Мин и др., а эпоха Цин определена как верхняя дата, т.к. в этот период в Китае начинает постепенно распространяться унифицированный европейский костюм .
Источниковую базу исследования составляют письменные и визуальные источники.
К письменным источникам мы относим исторические династийные записи, комментарии к ним, классические конфуцианские тексты, философские трактаты .
Визуальные источники составляют: пещерные росписи
археологических памятников, живопись, в том числе бытовой жанр и парадный портрет, музейные коллекции одежды (собрание Леонинского исторического музея, Шанхайского Народного музей, Музейного дворцового комплекса «Гугун» в Пекине, Пекинского исторического музея, Тяньцзиньского исторического музея), коллекции орнаментов (частная коллекция профессора Хуан Нэнфу, Пекин - 150 единиц) .
При написании работы использовались также этнографические методы исследования - опрос и визуальное наблюдение, проводимые автором работы во время поездки в Китай, в Далянь в 2019 году.
В заключении подведу итоги своего исследования, которые отражают степень достижения цели и решения поставленных задач.
Мы увидели, что традиционный костюм является представлением основных параметров космологической китайской картины мира. Китайский национальный костюм представляет собой яркое воплощение всех образов и понятий, устанавливаемых феноменом культура, усвоение и потребление накопленных знаний и ценностей. Прежде всего, это проявляется в его основном крое, где подчеркивается общая прямоугольная форма (квадрат - символ Земли), соответствие частей одежды сторонам света (левая пола символически означает восток и должна быть сверху), верх одежды (Небо) и низ (Земля). Пояс был важнейшей границей традиционного костюма, гармония между Небом и Землёй.
Исследование показало, что историческая эволюция китайского традиционного костюма претерпела четыре этапа, пройдя стадии становления, развития, адаптации и аккультурации.
Семантику костюма определяют цвет, крой, декор, отражающие социальные, духовные, философские представления народа. В результате проведенного исследования выяснилось, что основными образами - символами стали четыре священных существа, а также узор из 12 элементов, числовая символика, выступающие как невербальный культурный текст, хранящий и передающий социокультурные ценности с опорой на морально - нравственное учение — конфуцианство.
Костюм имеет комплекс функций, при этом одна или несколько являются доминирующими. Особое значение для китайского костюма имеет этическая функция, со своим этическим социокодом. Доминирующей на протяжении всех эпох существования китайского традиционного костюма была социальная функция.
Также, мы исследовали, какие были прическа и макияж и какое значение они несли. Женщины собирали волосы высоко, позже стало модно делать узел из накладных волос, что придавало прическе пышность.
Традиционная одежда играла важную роль в жизни китайского общества и выполняла не менее важную функцию в истории культуры страны. Императорам китайский костюм помогал находить гармонию между внешним и внутренним, и тем самым помогал управлять государством.
Одежда в Китае имела смысл. Глядя на костюм, можно было определить сословие человека, его должность, вид деятельности. В эпоху Шан мужской головной убор также указывал на социальный статус его обладателя. Или наоборот рабочих крестьян можно было определить по короткой летней одежде из грубой ткани, она была либо черной, либо белой, простого кроя.
В исследование мы также увидели, как повиляли западные тенденции на развитие китайского традиционного костюма. Многие элементы европейской одежды присутствовали и у китайских женщин. В настоящее время существует китайский традиционный костюм, но все чаще его надевают только на торжественные мероприятия. В основном современные китайские женщины и мужчины отдают предпочтения европейской моде.
1. Айлин Ч. Записки о смене одежды // Пересуды. - Пекин: Бэйзцин шиюэ вэньи чубаньшэ, 2012. - С. 14-23.
2. Ермилова Д. Ю. История домов моды / Д. Ю. Ермилова. - М.: Академия, 2003. - 287 с.
3. Лунь Юй / Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2-х томах, Том 1 / редактор Л. В. Литвинова. - М. : «Мысль», 1972 г. - 363 с.; Переломов Л. С. Конфуций: «Лунь юй» / Л. С. Переломов. - М. : Восточная литература, 1998. - 588
4. Сычев В.Л. Из истории китайского женского костюма (с древности до эпохи Сун) // Проблемы искусства Восточной Азии
5. Сычев Л. П., Сычев В.Л. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве. М., 1975.
6. Хуан Нэнфу. Чжунго ли дай фуши ишу (История династийного китайского костюма). Пекин: Изд-во «Чжунго люй'ю», 1999. - 521 с.
7. Хэ Ч. Головной убор в период реформации китайской династии // Этносоциум и межнациональная культура. - 2010. - № 6. - С. 244-253.
8. Хэ Ч. Женский китайский костюм: традиции и современность / Ч. Хэ., О. Н. Данилова, A. A. Драгайцева // Развитие межкультурных коммуникаций и международного сотрудничества в области моды, дизайна и культуры : материалы II междунар. науч.-практ. конф., проходящей в рамках Ассамблеи творческой молодёжи «Под знаком дизайна», Владивосток, 26 мая 2004 г. - Владивосток, 2004. - С. 80-91.
9. Хэ Ч. Культура и её практическое значение // Интеллектуальный потенциал ВУЗов на развитие Дальневосточного региона России: материалы V междунар. конф. студентов, аспирантов и молодых исследователей, Владивосток, 28-29 мая 2003 г. - Владивосток, 2003. - С. 53-55.
10. Хэ Ч. Культура китайского ципао // Интеллектуальный потенциал ВУЗов на развитие Дальневосточного региона России: материалы VI междунар. конф. студентов, аспирантов и молодых исследователей, Владивосток, 19-20 мая 2004 г. - Владивосток, 2004. - С. 158-160.
11. Хэ Ч. Немного о культуре традиционного китайского костюма // Развитие межкультурных коммуникаций и международного сотрудничества: материалы IV междунар. науч.-практ. конф., Владивосток, 8 мая 2004 г. - Владивосток, 2004. - С. 275-279.
12. Хэ Ч. О привлекательности образа предприятия //Актуальные проблемы языков, истории, культуры и образования стран АТР: материалы III междунар. конф. студентов, аспирантов и молодых преподавателей, Владивосток, 2 апреля 2003 г. - Владивосток, 2003. - С. 271-275.
13. Хэ Ч. Разработка графического каталога элементов китайского костюма / Ч. Хэ., О. Н. Данилова, В. В. Кирсанов. // Развитие межкультурных коммуникаций и международного сотрудничества в области моды, дизайна и культуры: материалы III междунар. науч.-практ. конф., проходящей в рамках Ассамблеи творческой молодёжи «Под знаком дизайна», Владивосток, 25 мая 2005 г. - Владивосток, 2005. - С. 119-121.
14. Хэ Ч. Философский концепт в культуре китайского костюма // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2008. -№3. - С. 60-63.
15. Хэ Ч. Цветовая символика национального костюма в китайской и русской культурах // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2009. -№1. - С. 53-57.
...21