ВВЕДЕНИЕ 3
1. Мировой опыт реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья 5
1.1 Анализ российского опыта реабилитации детей с ограниченными
возможностями здоровья 5
1.2 Анализ мирового опыта реабилитации детей с ограниченными
возможностями здоровья 10
1.3 Особенности и тенденции развития направления реабилитации детей с
ограниченными возможностями здоровья 17
2 Анализ наполнения детских реабилитационных программ 22
2.1 Определения целевой аудитории для детской реабилитационной
программы 22
2.2 Определение обязательных составляющих реабилитационных программ
для детей 27
3 Детская реабилитационная программа с реализацией в г. Красноярск 32
3.1 Программа реабилитации детей с ограниченными возможностями
развития 32
3.2 Реализации программы в г.Красноярск 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
Тема людей с ограниченными возможностями здоровья в последние годы стала очень актуальна в российском обществе. Данная категория людей непрерывно, борется за свои права, открывая для себя все большие возможности, мы можем наблюдать становление нового современного, инклюзивного общества, где человек с ограниченными возможностями здоровья может проявить себя во всех сферах человеческой деятельности.
Основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям - восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории населения, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации. В зарубежных странах очень популярны среди инвалидов занятия физической активностью с целью отдыха, развлечения и общения, поддержания или приобретения хорошей физической формы, необходимого уровня физической подготовленности.
Вопрос реабилитации данной категории населения является актуальной задачей для Министерства здравоохранения, как и вопрос реабилитации детей с ограниченными возможностями развития. Необходимо отметить, что реабилитация инвалидов в нашей стране развивается очень медленно, в основном все применимые методики уже не эффективны в настоящее время.
В данной выпускной квалификационной работе объектом исследования выступают подходы к реабилитации детей с ограниченными возможностями на примере российского и мирового опыта.
Создание новых подходов к реабилитации проходит очень медленно, по сравнению с деятельностью зарубежных коллег в данной сфере. Актуальность данной выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью изменения к подходу реабилитации детей с ограниченными возможностями развития.
Целью данной работы является разработка программы реабилитации для детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием горных лыж.
Успешное выполнение поставленных целей предполагает решение следующих задач:
- Проанализировать основные походы к реабилитации детей
- Исследовать опыт зарубежных, а также российских реабилитационных центров
- Определить тенденции развития реабилитационных программ
- Разработать план открытие программы реабилитации в городе Красноярске
- Проанализировать наполняемость реабилитационных программ
Информационной базой для создания выпускной квалификационной работы являлись данные официальных сайтов статистики, реабилитационных центров, информационно-аналитические статьи, опубликованные в научной и периодической печати, размещенные на официальных отечественных и зарубежных сайтах в Интернете.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы.
Первая глава включает в себя - анализ российского и мирового опыта реабилитации детей с ограниченными возможностями развития, а также тенденции развития реабилитационного направления для детей.
Вторая глава включает в себя анализ целевой аудитории для реабилитационной программы, а также изучение основных составляющих для реабилитационной программы.
По данным Всемирного доклада по инвалидности, в мире насчитывается 1 миллиард людей с ограниченными возможностями, по меньшей мере, каждый десятый из них ребенок и 80% живет в развивающихся странах. По определению Конвенции о правах инвалидов, к детям с ограниченными возможностями относятся дети «с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при
взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими». В странах Центральной и Восточной Европы и СНГ проживает 5,1 миллионов детей с ограниченными возможностями. По оценкам, из них 3,6 миллионов детей являются «невидимыми», они не внесены в официальные реестры, скорее всего, не посещают школу, их держат подальше от других людей.
В процессе социальной реабилитации, с использованием горнолыжной техники катания, организованной в различных формах анимационной деятельности, дети и подростки с ограниченными возможностями, а также семьи их воспитывающие, мобилизуют потенциал семьи в целом, улучшат межличностные отношения, смогут восстановить смысложизненные ориентации личности ребенка и семьи в целом.
Дети, вовлеченные в творческие, оздоровительные, развлекательные и другие виды социально-культурной деятельности, получат возможность воспитать в себе такие личностные качества как способность утвердить себя и проявить своё неповторимое «Я».
Тенденции сегодняшнего времени призывают общественность отходить от модели, где детей с ограниченными возможностями здоровья не интегрируются в общество. Целю выпускной квалификационной работы являлась разработка реабилитационной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом международного опыта с использованием горных лыж. Данная программа позволит создать новую площадку для
Задачи, поставленные в начале работы, выполнены. Были рассмотрены уникальные реабилитационные программы на территории России, а также подход к реабилитации детей с ограниченными возможностями развития на мировом уровне. Так же в работе были рассмотрены основные тенденции в развитии реабилитационных программ во всем мире. Необходимо отметить, что наиболее развитой инфраструктурой для детей с ограниченными возможностями обладают Соединенные Штаты Америки, на территории этой страны на протяжении более 20 лет работают реабилитационные центры, адаптивные лагеря, спортивные секции. Изучая данную информацию, необходимо отметить, что для России, а в частности для Красноярского края необходимо создание подобных реабилитационных центров.
Доступные статистические данные о заболеваемости и распространенности детской инвалидности дали возможность дл исследования целевой аудитории для реабилитационной программы.
Основываясь на работе российских общественных организациях, мы можем сделать вывод, что их деятельность способствует укреплению существующих систем для обеспечения эффективного участия, развития и инклюзии детей с ограниченными возможностями и членов их семей, а также работает над изменением отношения и поведения общества. В результате проблемы детей с инвалидностью решаются через удовлетворение других потребностей - в медицинском сопровождении, защите и образовании - а не в лечении инвалидности в изоляции.
Создание реабилитационных программ, подобных той, что описана в этой работе положат начало нового этапа в реабилитации детей с ограниченными возможностями, а также позволят вести такой образ жизни, который доступен каждому человеку. Вовлеченность в повседневную жизнь работы фанпарка «Бобровый лог» детей, позволит им открыть для себя новые
1 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Режим доступа: http://base.garant.ru/10164504/
2 Федеральная служба статистки [Электронный ресурс]: Стационарные учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов// Сайт Федеральной службы статистки - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ healthcare/
3 Конвенция о правах инвалидов//Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 год Режим доступа: http://www.cas24.ru/
4 Доклад ЮНИСЕФ [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://www.unicef.org/sowc2013/files/SWCR2013_ENG_Lo_res_24_Apr_2013. pdf
5 Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта (дополнение к Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации от 21.03.2006 г. № СК-02- 10/3685).
6 Министерство здравоохранения [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.kraszdrav.ru/news/5242/
7 Меленчук с.г. Дети-инвалиды в современной россии: опыт социологического анализа // научное сообщество студентов xxi столетия. Общественные науки: сб. Ст. По мат. Xxv междунар. Студ. Науч.-практ. Конф. № 10(24)
8 Комплексная реабилитация инвалидов; Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.В. Зозули. М.: Издательский Центр «Академия», 2005. 304 с.
9 Рубцова Н. О. К проблеме формирования инфраструктуры системы физической культуры и спорта для инвалидов // Теор. и практ. физ.к-ры. 1998. № 1. С. 16-18
10 Влияние адаптивного спорта на социальную адаптацию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.Д Мошерякова. М.: Издательский Центр «Академия», 2013. с.187-192
11 Рыжкин Ю. Е. Физическая рекреация и здоровье человека. Санкт- Петербург, 2003. 95 с.
12 Компонент «Социальные вопросы» / Всемирная Организация Здравоохранения // Реабилитация на уровне общины: Руководство Мальта. 2010. С. 6. 3.
13 Aiming high for disabled children: better support for families. Norwich. 2007. P. 28
14 Официальный сайт Центр адаптивного спорта: http://www.cas24.ru/
15 Официальный сайт Национального спортивного центра для инвалидов: http://nscd.org/
16 Официальный сайт Фанпарка «Бобровый лог»:
17 Официальный сайт «Академии зимних видов спорта»: http://www.azvs- krsk.ru/