АННОТАЦИЯ 2
Введение 3
Глава 1 Работа с обращениями граждан -
1.1 Нормативно-правовая база работы с обращениями граждан 6
1.2 Современные технологии информационно-документационного обеспечения работы с обращениями граждан 18
1.3 Системы электронного документооборота
в работе с обращениями граждан 27
Глава 2 Внедрение современных
технологий информационно-документационного
обеспечения в работу с обращениями граждан
(на примере Администрации Томской области) -
2.1 Организация работы с обращениями граждан 35
2.2 Автоматизация делопроизводства по обращениям граждан 42
2.3 Работа с обращениями граждан в электронной форме 48
Заключение 55
Список литературы 58
Приложения 62
В соответствии Федеральным Законом №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» у граждан Российской Федерации есть право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, должностным лицам, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть эти обращения, принять по ним решения и дать ответ в установленный срок.
Работа с обращениями граждан является частью делопроизводства государственного или муниципального учреждения. Обращения граждан в государственные органы с жалобами, заявлениями и предложениями это средство укрепления государства с обществом, защита прав и свобод человека от неправомерных действий. Обращение гражданина является источником информации, которая нужна для решения вопросов, возникших во всех сферах общественной жизни - политической, экономической, социальной и духовной.
Отдел по работе с обращениями граждан является структурным подразделением аппарата Думы Томской области. В своей работе сотрудники и специалисты отдела по работе с обращениями граждан ведут прием и регистрацию обращений, устраивают их рассмотрение и сообщают о результатах, оказывают народу консультационную помощь.
Актуальность темы исследования обусловлена совершенствованием взаимодействия государства и гражданина - это одна из важнейших задач развития электронного правительства России. Внедрение современных информационных технологий в работу с обращениями граждан является инструментом оптимизации системы государственного управления.
Целью данной работы является анализ опыта внедрения современных информационных технологий в работу с обращениями граждан и выработка рекомендаций по совершенствованию работы с обращениями граждан.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
- изучение нормативно-правовой базу организации работы с обращениями граждан;
- исследование возможности применения современных информационных технологий в работе с обращениями граждан;
- проанализировать опыт Администрации Томской области по внедрению современных информационных технологий в работу с обращениями граждан;
- выявить положительные стороны работы с обращениями граждан в электронной форме.
Объектом исследования является работа с обращениями граждан. Предметом работы - современные технологии информационно-документационного обеспечения работы с обращениями граждан.
В данной работе использовались следующие методы исследования:
- наблюдение;
- вовлечение в работу на практике;
- изучение нормативно - правовой базы.
Теоретической базой для написания выпускной квалификационной работы послужила нормативно - правовая база, а именно Федеральный Закон от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Закон Томской области от 11 января 2007 года №5-ОЗ «Об обращениях граждан в государственные органы Томской области и органы местного самоуправления».
Структура выпускной квалификационной работы соответствует содержанию и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
В соответствии с поставленными задачами, в работе были достигнуты следующие основные результаты:
Проанализирована нормативно-правовая база организации работы с обращениями граждан:
Основными принципами деятельности по рассмотрению обращений граждан являются гласность, доступность, своевременность, полнота и объективность рассмотрения обращений граждан, законность и обоснованность принимаемых по обращениям граждан решений, принятие в пределах компетенции государственными органами Томской области и органами местного самоуправления исчерпывающих мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина, устранение причин, порождающих указанные нарушения.
Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Федеральным законом регулируется порядок рассмотрения обращений граждан. Распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Исследованы возможности применения современных информационных технологий в работе с обращениями граждан:
Для эффективного процесса управления по обращениям граждан в соответствии с нормами федерального закона создано специализированное бизнес-решение - «DIRECTUM: Обращения граждан. Основной задачей при внедрении данного бизнес-решения — автоматизировать работу с обращениями граждан и используя опыт и практики, определить наиболее оптимальный вариант работы для конкретного учреждения, регламентировать бизнес-процессы и провести внедрение технического решения.
«DIRECTUM: Обращения граждан» помогает справляться с решением бизнес-задач, таких как оперативное построение работы с номенклатурой дел обращений граждан (создание, ведение, списание), создание и ведение списка обратившихся граждан, помощь при фиксировании устного общения с обратившимися гражданами, рассмотрение обращений граждан и формирование поручений исполнителям, автоматическое формирование запроса отчета о ходе исполнения конкретного поручения, автоматическая рассылка напоминаний о приближении срока исполнения поручения, быстрая подготовка и контроль отправки ответа корреспонденту, поиск обращений и поручений, а также связанных с ними документов., удобная подготовка отчетности по работе с обращениями и поручениями в различных разрезах.
В итоге достигается значительный эффект как для учреждения в целом, так и для отдельных категорий сотрудников.
Проанализирован опыт Администрации Томской области по внедрению современных информационных технологий:
С целью повышения эффективности работы отдела по обращению граждан Томской области была реализована новая система электронного документооборота - DIRECTUM. Благодаря этой системе перевод некоторых этапов документооборота в электронный вид стал проще. Так же появились изменения в работе сайта Администрации Томской области (АТО) прием обращений может воспроизводиться через портал АТО, в разделе «Для населения»). Произошли изменения системы хранения документов в архиве. Было произведено внедрение в работу предложений Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, реализация методических рекомендаций Управления.
Произошел процесс совершенствования работы с обращениями граждан в АТО.
С появлением системы DIRECTUM упростился контроль сроков исполнения поручений, резолюций и указаний по конкретному обращению. Сократилась длительность рассмотрения обращений граждан. Понизились случаи утери документов по обращению, произошло ускорение формирования отчетности по работе с обращениями и поручениями, упрощение поиска необходимой информации по обращениям. Благодаря готовым шаблонам в системе - упростилась регистрация и контроль поступления обращений. Упрощение и ускорение подготовки отчетов для высшего руководства по обращениям граждан и исполнению поручений.
В соответствии с изученными задачами можно сделать вывод, что опыт Администрации Томской области следует считать передовым.
I. Конституция Российской Федерации: принята 12 дек. 1993 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.06.2016).
2.Обращение граждан Российской Федерации от 02.05.2006 №59-ФЗ (в ред. От 03.11.2015) [Электронный ресурс] // Гарант : информационно - правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL : http :// www.garant.ru (дата обращения 19.06.2016).
3.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (в ред. от 02.06.2016) [Электронный ресурс] // Гарант : информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 09.06.2016).
4.Об обращениях граждан в государственные органы Томской области и органы местного самоуправления [Электронный ресурс] : закон Томской обрасти от 11 января 2007г. №5-03 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - Т., 2016 - URL : http://www.consultant.ru (дата обращения 19.06.2016).
5. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ [Электронный
ресурс]: федеральный закон Рос. Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Гарант :
информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www. garant.ru (дата обращения: 16.06.2016).
6. Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения. - М.: ВНИИДАД, 1991. - 76 с.
7.Обращения граждан Томской области : стат.сб. - Томск, 2015. - 3с.
8.Обращение граждан Томской области : стат.сб. - Томск, 2016. - 3с.
9.Книга работника кадровой службы: учебно-справочное пособие / под ред. Е. В. Охотского. - М. : Инфра-М, 2012. - 496 с.
10.Чурилина Е.И. Особенности системы работы с обращениями граждан на муниципальном уровне [Электронный ресурс] Е.И.Чурилина URL:http://human.snauka.ru (дата обращения 10.06.2016).
II. Официальный сайт портала государственных услуг Российской Федерации. // Электронное правительство [Электронный ресурс] URL:http://www.gosuslugi.ru (дата обращения 13.06.2016)
12. Пясецкая Е.Н., Самохвалова Т.В. Обратная связь в модели общественного участия граждан // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. - 2015. - № 2 (5). - С. 105-107.
13. Атаханова С. К. Конституционно-правовая сущность института обращений граждан в органы государственного управления // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 265-269.
14.Эффективный секретарь: делопроизводство, организация работы, деловое общение [Текст] / Н. Л. Еремина. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. — 192 с. — (Школа секретарей).
15. Кожанова Е.Н. Оптимизация процессов делопроизводства с нового рабочего года // Секретарь - референт - 2015. - №10. - С. 18-20.
...40