Введение 3
I. Социально-экономическая характеристика Северной Франции 9
1.1 Социально-экономическое положение и история развития региона О-де-Франс 9
I.1.1 Социально-экономическое развитие Пикардии. 9
I.1.2 Социально-экономическое состояние и история развития основных отраслей Нор-
Па-де-Кале. 12
1.2 Социально-экономическое положение и история развития региона Нормандия. 15
I. 3 Характеристика предприятия 20
1.3.1 Социально-экономическое состояние и история развития основных отраслей
Лотарингии. 20
1.3.2 Социально-экономическое состояние и история развития основных отраслей
Эльзаса. 24
1.3.3 Социально-экономическое состояние и история развития основных отраслей
Шампань-Арденн 29
II. Региональная политика Европейского союза в О-де-Франс (2000-2018). 35
II. 1 Региональная политика ЕС в регионе Нор-Па-де-Кале. 35
II. 2 Региональная политика ЕС в регионе Пикардия. 42
III. Региональная политика Европейского союза в Нормандии (2000-2018). 48
111.1 Региональная политика ЕС в Верхней Нормандии. 48
111.2 Региональная политика ЕС в Нижней Нормандии. 52
IV. Региональная политика Европейского союза в регионе Гранд-Ест (2000-2018). 57
IV. 1 Региональная политика ЕС в Эльзасе. 57
IV. 2 Региональная политика ЕС в Лотарингии. 62
IV.3 Региональная политика ЕС в Шампань-Арденнах. 66
Заключение 71
Список использованных источников и литературы 73
Интеграционные процессы, происходившие в Европе во второй половине ХХ века и продолжающиеся по сей день, играют ключевую роль в становлении Европейского Союза как одного из самых важных как политических, так и экономических акторов современных международных отношений. Региональная политика ЕС стала важным фактором накапливания экономического потенциала отдельных стран и Союза в целом. Развитие слаборазвитых субъектов Франции имеет большое значение как для экономики страны, так и для общей экономической мощи ЕС как ключевого игрока на мировом рынке.
Северная Франция, состоявшая до территориальной реформы 2014 года из семи субъектов - Нор-Па-де-Кале, Пикардии, Нижней и Верхней Нормандии, Эльзаса, Лотарингии и Шампань-Арденн, а впоследствии из трех - О-де-Франс, Нормандии и Гранд-Еста, в течение нескольких столетий являлась экономически развитым регионом и внесла большой вклад в экономическую жизнь Франции благодаря своей ресурсной базе и развитой промышленности. Однако в XX веке, перенеся значительный урон от двух мировых войн, она не успела приспособиться к новым экономическим реалиям и стала отставать от развития других регионов материковой Франции. Решению этой проблемы способствует региональная политика ЕС, которая направлена на выравнивание экономического развития отстающих регионов. Региональная сплоченность является важным элементом углубления европейской интеграции, отсюда и возникает значимость данной проблемы.
Таким образом, внимание автора к изучению региональной политики ЕС в Северной Франции вызвано потребностью оценки эффективности действий Европейского Союза по исправлению региональных социально-экономических диспропорций в одном из проблемных регионов Франции. Исходя из этого, можно сделать вывод, что данная проблема является актуальной, особенно на фоне возрастающего евроскептицизма как во Франции, так и по всему Европейскому Союзу.
Анализ литературы по региональной политике ЕС в целом, а также отдельных её аспектов, как Северная Франция, выявил недостаточность изученности данной проблемы. В первую очередь, недостаток исследований прослеживается по вопросам результативности региональной политики в этом регионе, а также по методам и стратегиям, использованным институтами ЕС. Кроме того, можно отметить полное отсутствие отечественных исследований по данной проблеме, что показывает её малоизученность.
Объектом исследования является региональная политика Европейского Союза, а предметом - её влияние на экономическое развитие Северной Франции. Цель работы состоит в том, чтобы определить качество влияния региональной политики ЕС в период 2000-2018 гг. на экономику Северной Франции, выявить сильные и слабые стороны политики как инструмента стимулирования регионального развития.
Задачи данной работы заключаются: в определении влияния политики сплочения ЕС на экономическое развитие Северной Франции с 2000 по 2018 гг.; определении соответствия приоритетов региональной политики нуждам экономики; наконец, определении степени эффективности политики сплочения в макроэкономическом плане.
Методологическая основа данного исследования включает:
• анализ и синтез. В ходе исследования проводится обзор разделенной на программные периоды региональной политики ЕС в данном регионе, которые в свою очередь делятся на отдельные программы, после чего происходит демонстрация результатов политики сплочения за весь указанный период.
• системный подход. Рассматривается регион в качестве комплексной социально¬экономической, культурно-исторической и административно-политической системы.
• сравнительно-исторический метод. Путем сравнения исторического развития регионов выделяются схожие и различные черты их экономического положения с целью определения соответствия проводимой ЕС региональной политики.
• политико-описательный метод. Производится реферирование документальных источников по региональной политике ЕС.
• анализ экономической статистики регионов ЕС.
Данная работа позволяет продемонстрировать исторические предпосылки существующей социально-экономической ситуации в регионах Северной Франции и увидеть, какое влияние имеют проводившиеся по отношению к отстающим регионам стратегии ЕС.
В первой главе представлена социально-экономическая характеристика каждого региона Северной Франции, существовавшего до территориальной реформы 2014 года. Показана экономическая статистика каждого из них, позволяющая сравнить его со средними показателями по стране. Большая часть данной главы занимает исследование исторического развития регионов, основных местных производственных отраслей, а также проблем, которые встречали данные субъекты по ходу своего развития. Таким образом, всё это позволяет более точно проанализировать причины отсталости того или иного региона, а также выделить необходимые меры по исправлению сложившейся ситуации.
Остальные три главы соответственно посвящены региональной политике Европейского Союза в трех «больших регионах» Северной Франции. В данных главах проводится описание всех региональных и национальных программ, а также инициатив Сообщества, которые проводились или проводятся в настоящее время в течение программных периодов 2000-2006, 2007-2013, 2014-2020 гг. Показываются особенности, приоритеты и финансовая составляющая, каждой конкретной программы и устанавливаются её географические рамки. Также показываются конкретные результаты проводимой ЕС политики за весь обозреваемый временной отрезок.
Первым блоком источников являются отчеты и программные документы по региональной политике ЕС, опубликованные на официальном сайте Европейской комиссии. В данных документах содержится описание той или иной программной инициативы с указанием приоритетов программы, основных целей, которых предполагается достичь за программный период, указываются географические рамки и объясняется основная проблема региона, на исправление которой и направляется программа. Кроме того, указывается размер финансирования задействованных структурных фондов ЕС для инициативы. Таким образом, данный блок позволяет определить основные меры, направленные на выравнивание экономической ситуации региона, оценить степень поддержки институтов ЕС в данном регионе, а также показать насколько данная программа эффективна в той или иной период.
Вторым блоком источников являются документы и стратегии французского правительства, регионов и департаментов. В них содержится описание проведения конкретной национальной программы или инициативы сообщества, указывается размер финансирования со стороны правительства или структурных фондов ЕС, а также определенные результаты проводимой региональной политики.
Третьим блоком источников, использованных в данной работе, являются материалы печатных и информационных агентств, опубликованные «Le Monde», «Actu.fr» и прочими порталами. В своих исследованиях данные издания проводят качественный и детализированный анализ экономической ситуации регионов, приводя свежую экономическую статистику. Кроме того, в этих источниках содержится информация о демографических показателях и процессах, происходящих в регионе, проводится сравнение главных социально-экономических показателей со средним по стране уровнем, указываются недостатки и преимущества экономической ситуации региона и указывается положительная или отрицательная тенденция к выравниванию экономики к общенациональному уровню. Данный блок источников помогает дать оценку общей экономической ситуации региона, отметить недостатки, которые требуют особого внимания со стороны французского правительства и институтов Европейского союза, а также определить важность региональной политики ЕС для того или иного региона.
В работе используются работы отечественных авторов, посвященные истории Франции, такая как «История Франции в трех томах», написанная советским ученым А.З. Манфредом. Автор в своей работе, освящает историю Франции, начиная от ранних государственных образований на территории древней Галлии и заканчивая Францией на рубеже 1970-х годов. Он затрагивает социально-экономические, политические и культурные аспекты исторической жизни Франции на каждом этапе её развития и старается объективно описывать внутриполитические и внешнеполитические процессы. Данный труд позволил проследить процесс развития региона в тот или иной период истории и дать оценку его 4 промышленного потенциала.
Кроме того, данная работа основывается на трудах отечественных писателей, посвященных изучению европейской интеграции; одной из таких является работа Б.Г. Шемятенкова «Европейская интеграция». В данной работе автор освящает историю становления европейской интеграции, начиная с Парижского договора 1951 года об образовании Европейского объединения угля и стали. Шемятенков подробно рассматривает каждый из институтов Европейского Союза, включая органы Экономического и валютного союза, Счетную палату, Суд ЕС, Комитеты регионов, а также автономные агентства ЕС, например, Европейский инвестиционный банк. Более того, автор обозревает социально-экономическую ситуацию стран-член ЕС и последствия каждой волны расширения на развитие европейской интеграции. Он подробно рассматривает все «три опоры» политики Европейского союза: Европейские сообщества, Общая внешняя политика и политика безопасности и Полицейское и судебное сотрудничество по уголовным делам. А также он акцентирует своё внимание на теориях интеграции и отношениях России с Европейским союзом. Труд Шемятенкова позволяет детально проанализировать работу институтов Европейского союза, в том числе Европейской Комиссии и структурных фондов, и сформировать полное представление о формировании и функционировании региональной политики ЕС.
Еще одним основополагающим для данной исследовательской работы отечественным трудом является книга Глеба Ярового и Елены Белокуровой «Европейский Союз для регионов: что можно и нужно знать российским регионам о ЕС». Данная работа затрагивает как анализ работы институтов ЕС, так и полное поэтапное становление региональной политики, начиная с 1951 года. Авторы рассказывают историю её становления, указывают все формы межрегионального и трансрегионального взаимодействия внутри ЕС, показывают принципы и цели региональной политики, а также принципы финансирования проектов в ЕС. Важность данной работы заключается в подробном рассмотрении политики сплочения и разбора механизмов её функционирования, на основе которых можно проанализировать региональную политику на современном этапе, проследить темпы её развития и оценить результаты выравнивания регионов.
Помимо этих основополагающих работ, в данном исследовании использовались книги и статьи таких отечественных авторов, как А.В. Кузнецов, И.А. Баторшина, Е.В. Уварова, А.В. Тягнибеда, Л.Я. Савощенко. Кузнецов в своей работе «Региональная политика стран ЕС» характеризует в целом становление региональной политики ЕС, её приоритеты и цели, а также показывает, какие регионы требуют большего внимания, а какие меньшего . Баторшина в статье «Пятая волна расширения Европейского Союза: Pro et Contra» рассказывает, что значила пятая волна расширения для стран ЕС и его институтов и с какими трудностями ему пришлось столкнуться в течение процесса принятия новых членов . Уварова, Тягнибеда и Савощенко в статье «Эволюция региональной политики в ЕС: механизмы и результаты» детально освящают становление региональной политики Европейского союза, её изменения походу расширения Европейского союза, принципы её работы, а также результаты её деятельности в проблемных регионах.
В данной работе также использовались труды иностранных исследователей, освящающих историю развития конкретного региона или его экономического потенциала.
Одним из таковых является французский исследователь Алан Леменорель. В работе «Металлургические шахты Нижней Нормандии: в национальной перспективе, конец XIX-XX вв.» он детально разбирает становление тяжелой промышленности в Нижней Нормандии после промышленного переворота, а также все взлеты и падения данной отрасли на протяжении тяжелого для всего мира ХХ века.
Грегори Марлье, Томас Даллери и Натали Шуссо в статье «Норд-Па-де-Кале, между экономическими изменениями и развитием человека» показывают историю развития региональных отраслей региона Норд-Па-де-Кале, начиная с XIX века, и демонстрируют социально-экономические изменения на каждом этапе их эволюции.
Еще один французский исследователь Слим Табет в работе «Краткая история экономики Пикардии» отмечает все аспекты развития региональной экономики, показывая все её преимущества и недостатки, и демонстрирует как национальное правительство справляется со всеми экономическими трудностями, которым подвергся регион в конце Х1Х- начале ХХ 12 века.
Франсуа Рейтель в работе «Лотарингия» детально обозревает историю региона начиная со Средневековья. Он также затрагивает демографическую проблему Лотарингии, её сельское хозяйство, ресурсную обеспеченность, промышленность, третичный сектор экономики региона, логистику, культуру и банковскую сферу. Таким образом, Ф. Рейтель дает полную социально-экономическую, географическую, финансовую и культурную характеристику региона с учетом всех происходящих изменений, что позволяет наиболее точно выделить насущные проблемы региона, а также оценить стратегию политики сплочения, направленной на исправление экономических диспропорций в Северной Франции.
За рассматриваемый период региональная политика ЕС в Северной Франции показала определенные результаты. В частности, можно отметить положительное влияние программ данной политики на создание рабочих мест, увеличение доступа и качества образования, развитие малого и среднего бизнеса, модернизацию транспортной инфраструктуры, инвестиции в НИОКР и в защиту и восстановление окружающей среды. Результативность проводимой ЕС политики обуславливается координацией властей всех уровней и софинансирования программ из структурных фондов и национального бюджета.
Региональная политика Европейского Союза имеет особенное значение для регионов Северной Франции как для территорий, имеющих недостаточно развитый третичный сектор и отстающих по определенным показателям от среднего по стране уровня.
Воздействие проводимой ЕС политики в регионах О-де-Франс, Нормандия и Гранд- Ест можно охарактеризовать как положительное. Это можно увидеть по преимущественно сокращающемуся разрыву по показателям ВВП, ВВП на душу населения, безработицы, количеству функционирующих предприятий и социальной исключенности между исследуемыми регионами и среднему по стране уровню показателями ВВП на душу населения. Однако стабильность роста экономики региона была сильно подорвана мировым экономическим кризисом, начавшимся в 2008 году. Тем не менее, отстающие регионы сделали мощный рывок в программный период 2000-2006 гг.
Однако программный период 2007-2013 гг. имел совершенно другие результаты. На фоне пятого расширения Европейского союза произошла реформа целей региональной политики. После присоединения стран Восточной Европы к ЕС уровень отсталости Северной Франции стал менее ярко выраженным на их фоне. Вдобавок, свой отпечаток на результаты региональной политики наложил кризис 2008 года: обострился вопрос безработицы, уменьшился реальный доход населения, еще сильнее кризис ударил по производству. Таким образом, и так не очень большие достижения региональной политики 2000-2006гг. были подкошены отрицательным воздействием кризиса. Тем не менее, при общем спаде политика сплочения оказала смягчающее воздействие на данные регионы, что было установлено по динамике отдельных статистических показателей и динамике их стандартного отклонения.
Текущий программный период 2014-2020 гг. направлен на повышение экономического роста и создание новых рабочих мест, борьбу с изменением климата, энергетической зависимостью и социальными проблемами в отстающих регионах. И в целом показывает положительные результаты подобно предыдущего программному периоду.
Таким образом, региональную политику ЕС за весь исследуемый период можно определить, как в целом успешную. Регионы О-де-Франс и Нормандия показали действительно положительную тенденцию экономического роста и сокращения социальных проблем по всем показателям, учитывая при этом определенный откат результатов в связи с мировым экономическим кризисом. Тем не менее, нужно отметить, что изначально некоторые области данных регионов были наиболее отсталыми среди регионов Северной Франции и подходили под первостепенную помощь ЕС. Однако региональная политика всё же не позволяет сократить разрыв в экономическом развитии между этими территориями и наиболее развитыми регионами материковой Франции.
Говоря о Гранд-Есте, нужно отметить, что данный регион продемонстрировал скорее тенденцию спада. По большинству социально-экономических показателей за весь период он показал либо незначительный рост, либо сокращение. Это обуславливается тем, что Гранд- Ест, а точнее Эльзас и Лотарингия были уже достаточно развитыми по сравнению с остальными регионами Северной Франции, что делает региональную политику ЕС в них более точечной и менее финансово затратной и ставит данный регион на приоритетной лестнице ниже двух других обозреваемых регионов. Однако нельзя недооценивать смягчающую роль региональной политики в данном регионе во время кризисов, а также в процессе увеличения третичного сектора экономики.
Делая вывод об эффективности влияния региональной политики ЕС в Северной Франции, необходимо отметить, что региональная политика нуждается в определенных реформах: во-первых, она требует большего финансирования со стороны ЕС, что на данный момент невозможно ввиду присутствия большого количества отсталых регионов по всему Европейскому Союзу; а во-вторых, сосредоточения реализации политики в руках единого компетентного института, что также невозможно ввиду недостаточной интегрированности стран в рамках ЕС.
Наконец, рассматривая параметр соответствия региональной политики, проводимой Европейской Комиссией, нуждам каждого из регионов, можно сделать вывод, что институты ЕС, разрабатывая программную инициативу, проводят точечный анализ каждого проблемного региона, выявляя корни данной социальной или экономической проблемы и выявляют пути её решения в соответствии с особенностями того или иного региона. В частности, это отражается в самом тексте программ при подробном описании проблемных регионов с указанием социально-экономической статистики и детализированного описания приоритетов определенной программы. Кроме того, финансирование структурных фондов рассчитывается именно с учетом нужд региона в той или иной области общественных отношений.
1. Alsace: une region riche mais tres affectee par la crise. // Le Monde - 26/11/2015 URL: https://www.lemonde.fr/elections-regionales-2015/article/2015/11/26/alsace-une-region- riche-mais-tres-affectee-par-la-crise_4818328_4640869.html (date de reference: 21.03.2019)
2. Champagne-Ardenne, une region endettee et depensiere, qui peine a attire. // Le Monde - 26/11/2015 URL:https://www.lemonde.fr/elections-regionales- 2015/article/2015/11/26/champagne-ardenne-une-region-endettee-et-depensiere-qui-peine-a- attirer_4818296_4640869.html (date de reference: 23.03.2019)
3. Commission europeenne: [Ressource electronique]: site official // INTERREG III A - PAMINA 2000-2006. URL: https://ec.europa.eu/regional policy/fr/atlas/programmes/2000- 2006/european/interreg-iii-a-pamina (date de reference: 20.04.2019)
4. Commission europeenne: [Ressource electronique]: site official // URBAN II Strasbourg. URL: https://ec.europa.eu/regional policy/fr/atlas/programmes/2000-2006/european/urban- ii-strasbourg (date de reference: 22.04.2019)
5. Commission europeenne: [Ressource electronique]: site official // Programme de l'Objectif 2 pour la Region Alsace. URL:
https://ec.europa.eu/regional policy/fr/atlas/programmes/2000-2006/france/objective-2- programme-for-the-alsace-region (date de reference: 23.04.2019)
6. Commission europeenne: [Ressource electronique]: site official // Programme operationnel 'Alsace'. URL: https://ec.europa.eu/regional policy/fr/atlas/programmes/2007- 2013/france/operational-programme-alsace (date de reference: 23.04.2019)
7. Council of the European Union // Council Regulation (EC) No 1083/2006 of 11 July 2006 laying down general provisions on the European Regional Development Fund, the European Social Fund and the Cohesion Fund and repealing Regulation (EC) No 1260/1999.
[Electronic resource]. URL: [https://eur-lex.europa.eu/legal- content/EN/ALL/?uri=CELEX%3A32006R1083] (access date: 04.05.2019)
8. Economie. Selon l’Insee, la Normandie ne profite pas de « l’amelioration». //Actu.fr. URL: https://actu.fr/societe/economie-selon-linsee-la-normandie-ne-profite-pas-de- lamelioration_711659.html (date de reference: 26.02.2019)
9. European Commission: [Electronic resource]: official website // Cohesion Policy 2014-2020 Investing in Europe’s regions. URL: http://ec.europa.eu/regional_policy/sources/docgener/panorama/pdf/mag40/mag40_en.pdf (access date: 28.05.2019)
10. European Commission: [Electronic resource]: official website // Ex-Post Evaluation of The URBAN Community Initiative 2001-2006. URL:
https://ec.europa.eu/regional policy/sources/docgener/evaluation/pdf/expost2006/urbanii/fin al report.pdf (access date: 22.04.2019)
11. European Commission: [Electronic resource]: official website // INTERREG III A - France / United Kingdom. URL: http://ec.europa.eu/regional_policy/en/atlas/programmes/2000- 2006/european/interreg-iii-a-france-united-kingdom (access date: 27.05.2019)
12. European Commission: [Electronic resource]: official website // INTERREG III B - North West Europe. URL: http://ec.europa.eu/regional policy/en/atlas/programmes/2000- 2006/european/interreg-iii-b-north-west-europe (access date: 27.05.2019)
13. European Commission: [Electronic resource]: official website // Interregional programme Loire 2014-2020. URL: http://ec.europa.eu/regional policy/en/atlas/programmes/2014- 2020/france/2014fr16rfop002 (access date: 03.06.2019).
14. European Commission: [Electronic resource]: official website // Interregional programme Alsace 2014-2020. URL:https://ec.europa.eu/regional policy/en/atlas/programmes/2014- 2020/france/2014fr16rfop006 (access date: 26.04.2019)
15. European Commission: [Electronic resource]: official website // INTERREG III A - Saarland-Moselle-Lorraine-Western Palatinate. URL:
https://ec.europa.eu/regional policy/en/atlas/programmes/2000-2006/european/interreg-iii- a-saarland-moselle-lorraine-western-palatinate (access date: 27.04.2019)... 55