Введение 3
Глава 1 Теоретические основы использования проектной технологии при формировании иноязычной коммуникативной компетенции 7
1.1 Сущность и понятие педагогической технологии 7
1.2 Современные технологии в обучении иностранным языкам 11
1.3 Этапы реализации проектной деятельности 17
1.4 Сущность технологизации педагогического процесса 22
Выводы по главе 23
Глава 2 Реализация технологии проектной деятельности при обучении иностранному языку обучающихся в старших классах общеобразовательной школы 27
2.1 Сущность и особенности применения технологии проектной деятельности
при обучении иностранному языку обучающихся старших классов 27
2.2 Технологизация учебного процесса на основе использования проектной
деятельности 30
Выводы по главе 42
Заключение 44
Список использованной литературы 47
Происходящие в настоящее время изменения в сфере образования оказали большое влияние и на систему организации образовательного процесса в школе. Модернизация процесса обучения способствует тому, что каждому преподавателю необходимо искать такие педагогические технологии, которые могли бы активировать интерес учащихся к изучению предмета, что повышает эффективность обучения.
В отличие от традиционной системы обучения по новым ФГОС роль учителя изменяется и заключается в создании условий, при которых учащиеся сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными или имитирующими проблемы реальной жизни. Такая же тенденция наблюдается в иноязычном образовании. Применение новых технологий обучения иностранному языку направлено на деятельностно - развивающее обучение. Обучение иностранному языку с использованием современных педагогических технологий строится таким образом, чтобы вовлечь учащихся в активную речемыслительную коммуникацию, что способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции.
Актуальность данной работы заключается в необходимости анализа современных технологий обучения иностранным языкам и разработки модели обучения с применением метода проектов в целях повышения эффективности формирования иноязычной коммуникативной компетенции.
Целью исследования является разработка модели технологизации учебного процесса на основе использования проектной деятельности при формировании иноязычной коммуникативной компетенции для обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы.
Объектом в работе выступает проектная деятельность при формировании коммуникативной иноязычной компетенции учащихся старших классов.
Предметом является технологизация учебного процесса на основе использования проектной деятельности для формирования иноязычной коммуникативной компетенции.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить сущность и понятие, критерии и признаки педагогической технологии;
2. Описать различные современные технологии в обучении иностранным языкам;
3. Рассмотреть технологию метода проектов, разобрав важнейшие её этапы;
4. Разобрать сущность технологизации учебного процесса;
5. Разработать модель формирования иноязычной коммуникативной компетенции на основе технологизации учебного процесса с применением проектной деятельности;
6. Разработать систему поэтапной реализации метода проектов для изучения темы «Сравнительный анализ традиций празднования Рождества в странах Англии, России, Индии и Австралии» в старших классах общеобразовательной школы при формировании иноязычной коммуникативной компетенции.
Научная новизна представленной работы заключается в том, что, в результате анализа основных характеристик проектной деятельности, была сформирована модель технологизации учебного процесса на основе использования метода проектов при формировании иноязычной коммуникативной компетенции.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в результатах исследования, которые могут использоваться как на уроках иностранного языка, так и на занятиях в университете при формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Разработана модель технологизации учебного процесса с использованием метода проектов, что дает возможность стандартизировать этапы его реализации на занятиях иностранным языком в старшей школе. Данное исследование может послужить материалом для разработки учебно-методического пособия в организации обучения иностранному языку с использованием технологии проектной деятельности.
Материал исследования: материалами послужили учебники и учебные пособия, методические разработки, направленные на реализацию проектной деятельности в иноязычном образовании.
Методология исследования: анализ лингвистической, психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; логические методы анализа и синтеза; сопоставительный анализ.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав с выводами по каждой главе, заключения и списка используемой литературы. Во введении обосновывается актуальность исследования, определяется его цель, задачи, объект, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе выделены отличительные характеристики педагогической технологии; исследована её структура и основные принципы организации учебного процесса с ее использованием; обозначены признаки и критерии педагогической технологии, проанализированы современные технологии в обучении иностранным языкам, способствующие формированию иноязычной коммуникативной компетенции; дано понятие технологизации учебной деятельности, определены основные этапы реализации проектной деятельности, разобрано понятие технологизация учебного процесса.
Во второй главе разобрана сущность и особенности технологии проектной деятельности при обучении иностранному языку учащихся старших классов; разработана и предложена модель технологизации учебного процесса на основе проектной деятельности, выделены критерии оценки эффективности реализации метода проектов, система поэтапной реализации проектной технологии при формировании иноязычной коммуникативной компетенции.
В заключении сделан вывод о преимуществах использования технологизации учебного процесса с использованием проектной деятельности в учебном процессе при обучении иностранному языку.
Анализ научной и методической литературы по проблемам современных технологий в обучении позволил сделать вывод о том, что технологизация учебного процесса при реализации проектной деятельности состоит в чёткой, структурированной деятельности учащихся и учителя, в которой учащиеся и учитель выступают в роли субъектов образовательного процесса. Технологизация заключается в системной организации учащихся. Разработанный план реализации данного проекта позволяет проводить контроль за выполнением на каждом этапе и позволяет корректировать её ход действия.
Использование технологии проектной деятельности стимулирует познавательную деятельность учащихся, вовлекает каждого из них в творческую активность, развивает способность, как работать в команде, так и самостоятельно.
Технология проектной деятельности широко используется в обучении иностранному языку, особенно при формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Учащимся необходимо самостоятельно освоить новый лексический материал по теме проекта, проявить свои качества исследователей проблемы проекта, структурировать и анализировать собранные сведения, решить проблему проекта, а для того, чтобы представить проект, им необходимо овладеть умениями иноязычного общения с использованием соответствующих языковых форм и клише.
В ходе проведённого исследования были выполнены следующие задачи:
1. Дана характеристика педагогической технологии, которая заключается в практическое взаимодействие преподавателей и учащихся, которые организованы на основе чёткого структурирования, систематизации учебного процесса с использованием способов и приёмов обучения и воспитания. Выявлены признаки педагогической технологии, которыми
являются: педагогическая идея, фиксированная последовательность
педагогических действий и коммуникаций, процесс взаимодействия преподавателя и учащихся с учётом индивидуальных характеристик и дидактических принципов обучения; воспроизводство любым преподавателем элемента педагогической технологии. Были разобраны критерии педагогической технологии такие как концептуальность, системность, управляемость, эффективность и воспроизводимость;
2. Проведен анализ современных технологий в обучении иностранному языку, которыми являются технология дистанционного обучения, технология веб-квеста, компьютерные и аудиовизуальные технологии, технология обучения в сотрудничестве и технология метода проекта. Данные технологии в обучении иностранному языку направлены на активизацию творческой и самостоятельной деятельности учащихся;
3. Обозначены этапы технологии проектной деятельности, которыми
являются: подготовительный этап, этап реализации проекта, «тихая»
презентация, этап публичной презентации, рефлексия и подведение итогов;
4. Выявлена сущность технологизации учебного процесса, которая включает в себя три составляющих: стандартизация, рефлексия и материально-технический инструментарий;
5. Разработана модель технологизации учебного процесса на основе проектной деятельности, определены критерии эффективности формирования иноязычной коммуникативной компетенции;
6. Разработана система поэтапной реализации проектной технологии для изучения темы «Сравнительный анализ традиций празднования Рождества в странах Англии, России, Индии и Австралии» в старших классах общеобразовательной школы, а также критерии контроля эффективности для каждого этапа проектной деятельности.
В заключении, хотелось бы отметить, что технологизация учебного процесса, основанной на проектной деятельности является эффективной при формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Учащиеся самостоятельно и в группе получают знания по заданной теме, учатся 45
систематизировать, обобщать и сравнивать материалы на иностранном языке. При этом, они также способны оценивать не только других участников, но и самого себя, что является показателем умения критически оценивать ситуацию. В ходе технологизации при реализации проектной деятельности учащиеся используют в речи как новый лексический материал, так и речевые клише и формы, с целью улучшения коммуникативных навыков. Сегодня выпускнику школы необходимо не только знать иностранный язык, но и уметь его использовать в процессе общения.
1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М. : Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Ахраменко Е.В. Проект на уроке английского языка // Молодой учёный. - 2013. - С. 404-406.
3. Балыкова Е.Ю. Использование метода проектов на уроке английского языка // Системные технологии. - 2015. - №16. - С. 34-36.
4. Белогрудова В.П. Технология формирования иноязычной коммуникативной компетенции / В.П. Белогрудова, А.М.Мосина // Пермский педагогический журнал. - 2011. - Выпуск 2. - С. 71-76.
5. Бехтенева Е.Ф. Проектная деятельность школьников на уроках региональной истории: [методическое пособие под ред. В.А.Зверева] / Е.Ф. Бехтенева, К.Е. Зверева, О.М. Хлытина. - Новосибирск: изд-во НГПУ, 2004.
- 52 с.
6. Борисова Н.В. Новые образовательные технологии. Как конструировать инновационно-деловую игру / Н.В. Борисова. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.
- 360 с.
7. Буланова-Топоркова М.В. Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов в педагогических специальностей /М.В. Буланова- Топорковазд. - Ростов н/Д : Издательский центр «МарТ» , 2010. - 333 с.
8. Гусева В.Е. Педагогические технологии в профессиональном учебном заведении / В.Е. Гусева, О.Б. Епишева, М.В. Монахов, Д.Ю. Трушников. - Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2009. - 260 с.
9. Горобец Л.Н. «Метод проекта» как педагогическая технология // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2011. - Серия 3: Педагогика и психология. - C. 51-57.
10. Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций / О.С. Гребенюк. - Калининград: Калининград. ун-т, 1996. - 107 с.
11. Гутарёва Н.Ю. Дистанционное обучение иностранным языкам в неязыковом вузе // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2006. - №4. - С. 189-192.
12. Девтерова З.Р. Современные технологии обучения иностранному языку в вузе // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2009. - №3. - С. 105-111.
13. Евдокимова М.Г. Способы формирования и развития автономности
учащихся в процессе овладения ИЯ: методическое пособие для
преподавателей / М.Г. Евдокимова. - М. : МИЭТ, 2010. - 96 с.
14. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. - В 2-х книгах. - Книга 1 / В.С. Зайцев. - Челябинск: ЧГПУ, 2012. - 411 с.
15. Казакова Е.В. Метод проектов в системе педагогических технологий обучения русскому языку как иностранному // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2013. - №2 (105) том 12. - С.101-105.
...40