Введение 4
1 Теоретические основы искусственного интеллекта 6
1.1 Определение понятия искусственного интеллекта и его технологии 6
1.2 История возникновения искусственного интеллекта 15
1.3 Современное состояние искусственного интеллекта и сферы применения 20
2 Искусственный интеллект в финансовой сфере 29
2.1 Развитие финансовой сферы в области цифровых технологий 29
2.2 Применение искусственного интеллекта в банковском секторе 35
3 Искусственный интеллект как перспективная технология развития банковского
сектора 41
3.1 Отношение к искусственногму интеллекту со стороны компаний и общества 41
3.2 Применение искусственного интеллекта в ПАО «Сбербанк» 47
3.3 Анализ исследовательского опроса, проведенного в Сбербанке 52
3.4 Пути развития банковского сектора с учетом влияния искусственного интеллекта 62
Заключение 65
Литература 67
Приложение А Исследовательский опрос 72
Инновационным технологиям, а именно технологиям искусственного интеллекта, на сегодняшний день оказывают огромную поддержку в их разработке, распространении и внедрении в финансовой сфере. Однако, вместе с удобством применения высокоинтеллектуальных технологий, заменяющих и автоматизирующих рутинные процессы, необходимые для принятия решений, появились и многочисленные страхи, связанные с возможными последствиями применения искусственного интеллекта.
Не все финансовые организации, а даже традиционные участники банковского сектора готовы к технологической трансформации, поскольку видят не только некоторые барьеры для внедрения и применения технологий искусственного интеллекта, но и угрозы, в связи со слабой осведомленностью. При этом, те компании, которые используют технологии искусственного интеллекта в своих финансовых услугах сталкиваются со сложностями в отношении клиентов, которые не всегда с положительно реагируют на такие изменения. Зачастую их реакция основывается на неправильном представлении о таких технологиях, считая, что в ближайшее время рабочие места будут только сокращаться и заменяться роботами, при этом все чаще будет вторжение в их пространство и утечка личных данных. Поэтому, именно сейчас, в связи с развитием и внедрением технологий искусственного интеллекта в банковский сектор заявленная тема является актуальной.
Цель исследования - выявление последствий и перспектив внедрения искусственного интеллекта для потребителей и работников банковского сектора.
В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы искусственного интеллекта и пути его развития;
2. Рассмотреть применение искусственного интеллекта в финансовой сфере, в частности в банковском секторе;
3. Провести исследовательский опрос по поводу отношения к применению искусственного интеллекта;
4. Предложить пути развития искусственного интеллекта, исходя из анализа экономических эффектов для потребителей и работников банковского сектора.
Объектом исследования является экономические отношения по поводу искусственного интеллекта.
Предмет исследования является экономические эффекты от применения искусственного интеллекта для потребителей и работников банковского сектора.
Методы, которые были использованы в работе: метод анализа и синтеза, дедукции и индукции, метод анкетирования и интервьюирования, сравнения и логического обобщения
В качестве материалов для проведения исследования были использованы статистические данные, учебные пособия, аналитические сборники и статьи.
Практическая значимость исследования состоит в изучении экономических эффектов от применения искусственного интеллекта для потребителей и работников банковского сектора и возможности использования результатов исследования для выработки методов по преодолению сопротивления искусственного интеллекта как для сотрудников организации в работе, так и для потребителей при использовании услуг.
Благодаря достижениям современных технологий и их доступностью можно отметить, что сейчас наступает пик в развитии искусственного интеллекта, поскольку он замыкает собой технологический пакет нового экономического уклада и является стратегически самой важной технологией для становления новой цифровой экономикой.
В связи с этим, государство активно способствует развитию данной области, об этом свидетельствует подписанный указа Президента «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации», а также проведение с 1 июля 2020 года в субъекте РФ - городе федерального значения Москве эксперимент по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта, а также последующего возможного использования результатов применения искусственного интеллекта. В данных документах четко прописано, что понимается под искусственным интеллектом, а также его технологии, такие как компьютерное зрение, обработка естественного языка, речевая аналитика, принятие решений и рекомендательные системы.
Важно отметить, что внедрение финансовых технологий, которые представляют собой совместное использование инновационных технологий и финансовых услуг, оказали давление на традиционных участников банковского сектора и заставили их поменять устоявшиеся бизнес-модели для поддержания жизнеспособности на рынке. Но благодаря этому банки и другие участники стали более клиентоориентированы, предоставляя своим клиентам более качественные услуги, обеспечивая их безопасное использование, также повысили свою производительность и конкурентоспособность, а также улучшили работоспособность сотрудников и добились хорошей экономии ресурсов.
При этом, распространение технологий ИИ привело к дополнительным возможностям: ИИ-консультирование (U.S. Bank) через голосовых помощников, чат-боты (Talkbank чат-бот для Whatsapp, Сбербанк чат-бот в системе Sberbank Markets, Capital One, US), робоэдвайзинг («Простые инвестиции» Сбербанка, SmartInvest Росбанка, ВТБ Капитал Инвестиции), слежение за поведением клиентов через профиль (Citi, US), усовершенствование мобильного приложения (Сбербанк МП «Сбербанк Онлайн»), создание международных проектов как iPavlov(Сбербанк) для общения с клиентами на их родном языке и т.д. Также, решаются актуальные проблемы банков, как текучка кадров, мошенничество, просроченная задолженность и т.д.
Стоит отметить, что результаты рассмотренных исследований об отношении к технологиям ИИ, говорят о том, что компании и потребители знают, что такое ИИ, положительно относятся к его распространению, но имеется ряд причин отказа от внедрения в компанию, такие как отсутствие потребности, нехватка знаний и необходимость крупных финансовых вложений, а со стороны общества имеются опасения возможных технических сбоев, утечек персональных данных, нарушения личного пространства и непредсказуемости последствий развития технологии. Однако, такая настороженность во многом продиктована непониманием, как конкретно внедрение технологии повлияет на повседневную жизнь, при этом с каждым годом уровень страха перед искусственным интеллектом снижается. Несмотря на опасения, потребители банковского сектора довольны качеством и скоростью оказываемых услуг на базе ИИ, пользуясь широким ассортиментом товаров и услуг, наряду с персонализированным и быстрым сервисом.
Принимая во внимание, что Сбербанк является лидером банковского сектора и что его сотрудники имеют неоценимый опыт по взаимодействию с искусственным интеллектом и могут с ним поделиться, в связи с этим для достижения цели работы именно там был проведен исследовательский опрос. По результатам которого, можно отметить, что сотрудники Сбербанка обладают достаточными знаниями в области искусственного интеллекта, при этом как они, так и клиенты в целом довольны качеством обслуживания в плане сервиса и предоставляемых услуг, после внедрения ИИ.
Также, дальнейшее развитие использование искусственного интеллекта в банковском секторе приведет к усилению конкуренции, ведь ИИ ведет к таким преимуществам, как автоматизации операций, повышению безопасности, а также к повышению клиентского сервиса, что в итоге дадут многим игрокам преимущества в борьбе за клиента, давая выйти на один уровень с лидерами банковского сектора. Но для тех, кто не следует инновациям и в дальнейшем будут вынуждены уйти с рынка, так как не смогут конкурировать с другими участниками в борьбе за современного клиента.
При этом, важно учитывать, что применение любой новой технологии имеет двойственную природу, и предотвращать возможные злоупотребления, связанные с использованием искусственного интеллекта. А также, необходимо проводить систематический анализ того, как новые технологии и, в частности, искусственный интеллект, меняют сферу жизнедеятельности человека, самого человека и общества, в котором он живет.
Таким образом, развитие искусственного интеллекта открывает ряд возможностей применение его в различных сферах. Это, в свою очередь, играет важную роль как в экономических, так и в социальных отношениях, повышая качество жизни и улучшая благосостояние общества.