ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИТОГОВЫХ РЕШЕНИЙ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 Понятие и классификация актов Конституционного Суда РФ 6
1.2 Юридические свойства постановлений Конституционного Суда РФ и их место в системе источников федерального конституционного права России 10
Глава 2 ВЛИЯНИЕ ПРАВОВЫХ ФОРМ ИТОГОВЫХ РЕШЕНИЙ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА
РАЗВИТИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИИ 18
2.1Влияние постановлений Конституционного Суда РФ на правотворческую деятельность органов государственной власти
Российской Федерации 18
2.2 Воздействия постановлений Конституционного Суда РФ на совершенствование судебной правоприменительной практики 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в отечественной конституционно - правовой науке нет однозначного мнения относительно роли постановлений Конституционного Суда РФ как источника федерального конституционного права России. В теории права принято различать понятия источника права в материальном и в формальном (юридическом) смыслах.
Под «источником права в материальном смысле» обычно понимаются материальные источники формирования права, т.е. условия жизни людей и общества, свойственные ему экономические отношения.
Под «источником права в юридическом смысле» рассматриваются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы.
К источникам позитивного права (нормам писаного права) относятся конституции, законы, нормативно-правовые акты исполнительной власти, решения органов конституционного контроля, решения органов местного самоуправления, международные и внутригосударственные договоры и т.д. Важными чертами источников позитивного права являются общеобязательность, т.е. властность конституционно-правовых норм, которая обеспечивается охраной со стороны государства, а также определенность, в формулировании прав и обязанностей участников конституционно-правовых отношений.
Степень изученности проблемы. Несмотря на тот факт, что реализуя судебную власть, Конституционный Суд РФ принимает решения, которые являются правовыми актами и обеспечивают прямое непосредственное действие Конституции РФ, устраняя неконституционные акты, т. е. нарушения в правовой системе и правоприменительной практике в научных кругах все еще продолжаются споры о постановлениях Конституционного Суда как источнике федерального конституционного права среди таких ученых как С.А. Авакьян, М.В. Баглай, Н.С. Бондарь, Л.Д. Воеводин, Н.В. Володина, Н.В. Витрук, Д.Л.Златопольский, А.И. Ковлер, Е.И. Козлов, Г.Н. Комкова, О.Е. Кутафин, В.И. Лафитский, В.А Лебедев, И.А. Ледях, Ю.И. Лейбо, Е.А. Лукашева, В.В. Маклаков, Н.И. Матузов, М.А. Митюков, B.C. Нерсесянц, Т.Я. Хабриева и д.р.
Целью дипломной работы является исследование постановлений Конституционного Суда РФ как источников федерального конституционного права России.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
1. рассмотреть систему источников федерального конституционного права России;
2. выяснить правовую природу итоговых решений Конституционного Суда РФ;
3. проанализировать влияние постановлений Конституционного Суда РФ на развитие федерального конституционного права России.
Объектом являются общественные отношения, складывающиеся в результате принятия Конституционным Судом Российской Федерации итоговых решений, оказывающих важное воздействие на дальнейшее развитие федерального конституционного права России.
Предметом исследования выступают постановления Конституционного Суда РФ как источника федерального конституционного права России.
Правовую базу дипломной работы составили: Конституция РФ, федеральные конституционные законы «О Конституционном Суде Российской Федерации» и «О судебной системе Российской Федерации», федеральные законы, Регламент Конституционного Суда РФ, итоговые решения Конституционного Суда РФ.
Методологическая основа исследования. Характерным для работы является использование как общенаучных методов, включая анализ, синтез, индуктивный, дедуктивный и частнонаучных, в том числе формальноюридический, системно-структурный, статистический, сравнительноправовой. Формально-юридический метод применялся для изучения особенностей действия юридических норм и институтов, регулирующих полномочия Конституционного Суда РФ по отправлению конституционного правосудия. Системно-структурный метод использовался для выяснения места постановлений Конституционного Суда РФ в системе источников федерального конституционного права России. Статистический метод применялся в ходе изучения практики Конституционного Суда РФ и действия принятых им постановлений в отдельных видах конституционного судопроизводства. Сравнительно-правовой метод использовался в целях установления общих закономерностей организации и деятельности органов конституционного правосудия в зарубежных странах и в России. Для выяснения юридической природы актов Конституционного Суда РФ применялся также компаративный метод, предусматривающий анализ научных теорий и судебной практики Конституционного Суда РФ.
Научная новизна работы заключается в проведении комплексного исследования о месте и роли постановлений Конституционного Суда РФ как источника федерального конституционного права России.
Предпринятое в дипломной работе комплексное рассмотрение некоторых современных теоретических проблем законодательного закрепления постановлений Конституционного Суда РФ как источников федерального конституционного права России, а также проведенное сравнительное исследование законодательства и судебной практики свидетельствуют о том, что этот относительно новый правовой институт постепенно занимает все более значимое место в системе демократической организации и реального осуществления государственной власти, содействует устойчивому и динамичному развитию общественных процессов.
Мировой опыт показывает, что при всех своих модификациях конституционное правосудие в целом представляет собой осуществление постоянно действующим специализированным органом государственной власти посредством особой процедуры функций судебного конституционного контроля за правомерностью законов и действий государственных органов и должностных лиц в целях обеспечения верховенства и прямого действия Конституции, защиты основных прав и свобод человека.
Судебный конституционный контроль стал одним из важнейших звеньев действующего механизма правовой охраны Конституции большинства современных государств, включая посткоммунистические страны
Центральной и Восточной Европы, а также новые независимые государства, возникшие на территории бывшего СССР.
Конституционное правосудие сегодня играет очень важную позитивную роль в системе единства, разделения и взаимодействия ветвей государственной власти, содействуя укреплению их конституционно-правового статуса, сохранению баланса полномочий, оказывая ощутимое влияние на их деятельность в различных сферах (правотворческой, правоприменительной, правоохранительной) и на разных уровнях территориальной организации власти.
Конституционный Суд РФ, беспристрастно разрешая возникающие в системе государственных органов правовые коллизии споры, проверяя конституционность законов и других нормативных актов, давая общеобязательное официальное толкование Конституции РФ способствуют развитию таких тенденций в правовом регулировании общественных отношений, которые соответствуют общим принципам права и тем самым содействуют постоянному совершенствованию правовой системы.
Характерной особенностью источников федерального
конституционного права России являются их взаимосвязь, взаимозависимость и иерархия. Иерархия источников конституционного права обусловливает соподчиненность, при которой одни акты выполняют роль актов более высокой юридической силы по отношению к другим. Место конкретного источника в иерархии источников определяет его юридическая сила, а она обычно устанавливается конституцией страны. Далеко не безразлично, в какой форме реализуется правовая норма, регулирующая те или иные отношения. Необходимость включения той или иной нормы в определенный вид нормативного акта определяется объективными условиями, желанием законодателя придать норме определенный уровень юридической значимости.
Таким образом, построение конституционно-правовых источников в определенной последовательности, с учетом иерархии, образует систему источников конституционного права.
Акты Конституционного Суда РФ являются важной частью системы российского законодательства. В зависимости от их юридической природы они могут быть поделены на две группы, первую из которых составляют нормативные акты Конституционного Суда. К ним относятся те, которые содержат правовые нормы, вносящие изменения в систему действующих норм (т.е. нормы, изменяющие действующие, меняющие сферу действия ранее установленных норм), постановления Конституционного Суда, в которых устанавливается соответствие Конституции РФ различным федеральным и региональным законам и подзаконным актам, а также акты толкования Конституции РФ.
Решения Конституционного Суда РФ по многим параметрам близки к законам. Соответственно, и механизм их исполнения должен быть подобным механизму исполнения законов.
Таким образом, для прекращения дискуссии в отечественной конституционно - правовой науке о том являются или нет постановления Конституционного Суда РФ источниками федерального конституционного права России необходимо в ближайшее время разработать специальный федеральный закон «О нормативных правовых актах Российской Федерации», закрепляющий за итоговыми решениями Конституционного Суда РФ юридическую силу нормативно - правового акта.
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенар. голосованием от 12 дек. 1993 г. : (с учетом поправок от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ; от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ; от 5 февр. 2014 г. № 2- ФКЗ) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2014. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2. О референдуме Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. конституцион. закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ : (ред. от 6 апр. 2015 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2015. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
3. О чрезвычайном положении [Электронный ресурс] : федер. конституцион. закон от 16 мая 2001 г. № 3-ФКЗ : (ред. от 12 марта 2014 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2014. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
4. О порядке принятия в Российской Федерации и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. конституцион. закон от 17 дек. 2001 г. № 6-ФКЗ : (ред. от 31 окт. 2015 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2015. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
5. О государственном флаге Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. конституцион. закон от 20 дек 2000 г. № 1 -ФКЗ : (ред. от 12 марта 2014 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2014. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
6. О государственном гербе Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. конституцион. закон от 20 дек. 2000 г. № 2 -ФКЗ : (ред. от 12 марта 2014 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф.
- Электрон. дан. - М., 2014. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
7. О государственном гимне [Электронный ресурс] : федер. конституцион. закон от 25 дек. 2000 г. № 3-ФКЗ : (ред. от 21 дек. 2013 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2013. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
8. О военных судах Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. конституцион. закон от 23 июня 1999 г.№ 1-ФКЗ : (ред. от 23 мая 2016 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
9. О Правительстве Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. конституцион. закон от 17 дек 1997 г. № 2-ФКЗ : (ред. от 14 дек. 2015 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2015. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
10. Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. конституцион. закон от 26 февр 1997 г. № 1-ФКЗ : (ред. от 31 янв. 2016 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
11. О судебной системе Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. конституцион. закон от 26 дек. 1996 г.№ 1-ФКЗ : (ред. от 5 февр. 2014 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф.
- Электрон. дан. - М., 2014. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
12. О Конституционном Суде Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. конституцион. закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ : (ред. от 14 дек. 2015 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2015. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
13. О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ // Рос. газ. - 1998. - 10 марта.
14. О Счетной палате Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 5 апр. 2013 г. № 41-ФКЗ : (ред. от 27 окт. 2015 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2015. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
15. О регламенте Правительства Российской Федерации и положении об аппарате Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 : (ред. от 21 мая 2016 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та....97