Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Политика СССР в вопросе разоружения в 1970-80 гг.

Работа №180763

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы57
Год сдачи2024
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СОВЕТСКАЯ ПОЗИЦИЯ ПО ВОПРОСУ РАЗОРУЖЕНИЯ В
ПЕРИОД 1970-Х ГГ 12
1.1 Паритет сил США и СССР как основа начала разоружения 12
1.2 Договоры ОСВ-I и ОСВ-II - основные положения и реализация 19
ГЛАВА 2. УСКОРЕНИЕ ПРОЦЕССА РАЗОРУЖЕНИЯ В 1980-Х ГГ 29
2.1 Влияние курса «перестройки» на внешнюю политику СССР 29
2.2 Договоры РСМД от 1987 г. и СНВ-I - ключевые положения и процесс
реализации 42
2.3 Общие результаты политики разоружения для Советского Союза и
международного сообщества 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56


Актуальность темы:
В настоящее время можно констатировать, что Холодная война между Москвой и Вашингтоном, которая формально завершилась в 1991 г., по сути возобновилась в 2014 г. и постепенно набрала силу, пока в 2022 г. не перетекла в активную фазу в виде начала СВО на Украине. У возобновления давнего противостояния между Россией и США имелось множество причин. Причем многие из них имели очень давнюю историю и развивались еще в тот период, когда существовал СССР и продолжалась Холодная война. Уже можно обозначить, что одной из причин возобновления противостояния между Москвой и Вашингтоном стало то, как именно произошло завершение его предыдущей стадии. В 1970-е гг. две враждующие сверхдержавы осознали, что текущий уровень развития вооружения мог стать причиной того, что в случае начала открытого противостояния стороны просто уничтожат друг друга. Одновременно с этим к данному времени сама биполярная система мироустройства уже приняла устойчивую форму и потому две сверхдержавы начали задумываться уже не о том, как расширить свое влияние, а как закрепить достигнутые результаты.
Поэтому в 1970-х гг. начался процесс сближения и поиска компромисса. Он не мог быть быстрым в силу непримиримых идеологических противоречий и множества взаимных претензий. Поэтому сначала разоружение протекало медленно и нерезультативно. Однако затем, с приходом к власти Горбачева, этот процесс ускорился, правда, как выяснится позднее, в одностороннем порядке. По неизвестным причинам лидер Советского Союза принял решение пойти на уступки перед коллективным Западом. Произошла ликвидация многих высокотехнологичных образцов вооружения, обеспечивающих безопасность Советского Союза. В тот же момент был ликвидирован блок ОВД, осуществлен вывод советских войск из стран Восточной Европы и Афганистана, а в стране начали проводиться капиталистические преобразования.
С одной стороны, таким образом Горбачев хотел подать пример США, сделав ряд политических уступок. Однако в Вашингтоне, закономерно, вместо того, чтобы выполнять аналогичные действия, к которым их ничего не обязывало, лишь начали проводить политику своего усиления в качестве уже единого центра новой однополярной системы мироустройства. Этими действиями Горбачев стремился установить мир и создать справедливую систему мироустройства, в рамках которой все страны были равны и не находились в постоянной угрозе начала ядерной войны. Для этого он и проводил радикальную политику разоружения, уступок и перестройки. И здесь крайне важно понять, почему в конечном итоге этот план не увенчался успехом.
На основе этого можно понять, по какой причине изначально благородный замысел разоружения не привел к налаживанию отношений с США. Он даст возможность определить, почему после разразившегося экономического и политического кризиса в Советском Союзе, который привел его к распаду, противостояние сверхдержав не закончилось, а привело к новому витку уже между Россией и США. Ведь современная принимающая все более ожесточенный характер борьба имеет достаточно сложную предысторию и множество причин, в которых необходимо разобраться.
Хронологические рамки исследования:
Хронологически исследование охватывает период 1970-80-х гг., когда в рамках Холодной войны СССР и США начали постепенное сближение в рамках налаживания мирного диалога. Ключевым вопросом этих обсуждений стало проведение разоружения и ограничение арсеналов ядерного вооружения. Этот период, растянувшийся на 20 лет, достаточно часто обозначают периодом разоружения, являющимся частью Холодной войны.
Объект и предмет исследования:
Объектом данного исследования является Холодная война между СССР и США, ее развитие и начало процесса примирения и поиска компромисса двумя сверхдержавами.
В свою очередь, предметом исследования является политика и позиция СССР в вопросе разоружения, проводимого в период 1970-1980-хгг.
Цель и задачи исследования:
Цель исследования состоит в определении политики Советского Союза по вопросу реализации процесса разоружения в период 1970-1980-х гг.
Для достижения поставленной цели, в качестве приоритетных, определены следующие задачи:
1) Обосновать значение паритета сил США и СССР как основы начала политики разоружения;
2) Раскрыть основные положения и процесс реализации договоров ОСВ-I и ОСВ-II;
3) Определить влияние курса «перестройки» на внешнюю политику СССР;
4) Установить ключевые положения и процесс реализации договоров РСМД от 1987 г. и СНВ-I;
5) Выявить общие результаты политики разоружения для Советского Союза и международного сообщества.
Степень научной разработанности проблемы:
Среди используемой в данной работе научной литературы хотелось бы выделить следующие работы. Это статья «Ракетные войска стратегического назначения в период поддерживания ракетно-ядерного паритета: Историографические аспекты (70—80-е годы XX века)» совместного
авторства Д. С. Миргородского, Е. Ю. Штанько и Л. В. Дмитриевой. В данной работе авторы рассматривают то, какую роль и место ракетные войска занимали в стратегии сверхдержав и по какой причине именно их ограничение было важной частью урегулирования Холодной войны. Книга за авторством Э.А. Иванян «Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII-XX века» и 3-х томная работа «История международных отношений» под общей редакцией А.В. Торкунова и М.М. Наринского, книга Г.М. Корниенко «Холодная война. Свидетельство ее участника» подробно описывает то, как именно проходил процесс урегулирования Холодной войны, как стороны договорились по вопросу разоружения и почему политика, проводимая Горбачевым, не принесла Советскому Союзу положительного результата. Научная статья «Ядерный паритет и национальная безопасность в новых условиях» , автором которой является А. В. Дьяков, обозначает ту ключевую причину, почему СССР и США вообще согласились на разоружение - это осознание риска взаимного уничтожения в случае начала полномасштабного конфликта. Использовалась научная статья М. Ф. Полынова ««Постоянно советская сторона делала значительные уступки...». Политика ядерного разоружения М. С. Горбачева. 1985-1991 гг.» , научная работа О.А. Гриневского «Перелом. От Брежнева к Горбачеву» , труд А.Ф. Добрынина «Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962-1986 гг.)» , где четко обозначается тот факт, что Горбачев в своей внешней политике жертвовал национальными интересами Советского Союза, что в итоге привело лишь к усилению США. Данную идею подтверждает книга, совместно написанная С.Ф.Ахромеевым и Г.М. Корниенко, «Глазами маршала и дипломата. Критический взгляд на внешнюю политику СССР до и после 1985 года» .
Выводы о том, что в 1980-е гг. советская политика разоружения приняла неправильное направление и нанесла ущерб СССР без достижения долгосрочного результата для всего мира, подтверждаются воспоминаниями участников этих событий. Ими являются сборник речей «В Политбюро ЦК КПСС... По записям бесед Анатолия Черняева, Вадима Медведева, Георгия Шахназарова (1985—1991)» , мемуары самого М.С. Горбачева «Жизнь и реформы» в двух томах и книга «Андрей Громыко. В лабиринтах Кремля. Воспоминания и размышления сына» за авторством А.А. Громыко, сына великого советского дипломата Громыко, написавшего своем отце и о внешней политике СССР в период 1970-1980-х гг., фундаментальный труд А.С. Черняева «Совместный исход. Дневник двух эпох. 1972-1991 годы» , книга П.В.Швейцера «Победа. Роль тайной стратегии администрации США в распаде Советского Союза и распаде социалистического лагеря» , статья- воспоминания Э.А. Шеварднадзе «Я 12 раз встречался с Рейганом один на один» и книга А.В. Островского «Глупость или измена. Расследование гибели СССР» .
Говоря о позиции иностранных историков, хотелось бы упомянуть следующие используемые книги: работа американского исследователя Дж. Мэтлока «Смерть империи. Взгляд американского посла на распад Советского Союза» , в которой автор прямо указывает, как СССР достаточно часто шел на совершенно неоправданные уступки при Горбачеве, в то время как его предшественники придерживались куда более продуманного политического курса, направленного на защиту национальных интересов, в том числе и в вопросе ядерного разоружения.
Более того, иностранные исследователи также отмечают, что, в конечном счете, политика разоружения лишь на время ликвидировала ядерную угрозу, поскольку первопричина этого - борьба держав за сферы влияния - сохранилась. Распад СССР лишь укрепил позиции США, что закономерно породило сопротивление растущему влиянию гегемона уже со стороны России. Это подтверждается в англоязычных работах, которые переводили в ходе исследования: Schwarzenberger G. «PowerPolitics. A Study of World Society. ThirdEdition» , Brown C. «Idea of World Community. In Ken Booth and Steve Smit» , Constantin F. «Les relations internationales: entre tradition et post- modernith?» , Shaw, M. «Global Society and International Relation» mLebow R.N. «The long peace, the end of the cold war, and the failure of realism» .
Методологическая база исследования:
В данной работе используются метод системного подхода, метод анализа документов и метод дедукции.
Системный подход необходим по той причине, что политика разоружения была составляющей частью единой целостной внешней и внутренней политики, проводимой Советским Союзом. И проводилась она в силу множество причин, а также конкретного видения правящей элитой СССР направления развития страны. В итоге все это, вместе взятое, обозначало проведение разоружения, как части масштабного процесса постепенного снижения напряженности в Холодной войне и распада СССР, который резко ускорился при Горбачеве. Выявить взаимосвязи всех этих событий, явлений и процессов возможно только при рассмотрении происходящего с позиции анализа всей системы в целом.
Метод анализа документов используется при рассмотрении договоров между СССР и США по вопросам проведения политики разоружения. Речь идет о следующих договорах: ОСВ-I и ОСВ-II, РСМД от 1987 г., а также СНВ-I. Лишь анализ содержания этих документов, предпосылок их ратификации, этапов разработки и процесса реализации дает возможность рассмотреть, как именно протекал процесс разоружения. Вместе с тем без анализа этих документов не представляется возможным понять, как к реализации условий подписанных договоров подходили СССР с США, с чем было связано затягивание ими исполнения соглашений или же напротив - чрезмерно поспешное их выполнение. Ко всему прочему, сравнение документов дает возможность понять, как с течением времени и сменой руководства в Советском Союзе менялся процесс разоружения и в каком направлении происходили эти изменения.
Наконец, метод дедукции применяется для того, чтобы понять, к чему в конечном счете привела советская политика разоружения. Имела ли она успех, или же напротив - потерпела неудачу. Одновременно с этим данный метод применяется по той причине, что до сих пор многие факты, связанные с процессом разработки и проведения доктрины разоружения, не подлежат огласке. Ряд вопросов, в силу поддержания секретности, до сих пор остается без ответа. Поэтому при изучении процесса разоружения приходится обращаться к общим положениям и уже известным фактам проведения и последствий данной политики. Все это возможно только с применением метода дедукции.
Источниковая база:
Среди источников, используемых в данной работе, хотелось бы отметить в первую очередь тексты самих рассматриваемых договоров: ОСВ-I и ОСВ- II , РСМД и СНВ-I , а также дополнение к последнему - «Лиссабонский протокол к Договору СНВ-1»25 26 . Все эти документы регламентировали процесс разоружения СССР и США и по их содержанию можно проследить, как менялся подход двух государств к данному вопросу, каким пунктам соглашений уделялось больше всего внимание. Анализ текста дает возможность понять то, как стороны регулировали различные тонкости, неизбежно возникающие, когда две страны принимали один документ, в котором пытались отстоять свои интересы. На их основе можно понять, что процесс разоружения Кроме этого, были использованы воспоминания о визите Горбачева в США в 1987 г. , итогом которых стало подписание договора РСМД, что дает представление о том, как сам советский лидер видел процесс разоружения и какие надежды на него возлагал. Сравнение позиции Горбачева с предыдущим советским лидером - Брежневым становится возможна благодаря рассмотрению Отчетного доклада ЦК КПСС Л. И. Брежнева XXIV съезду КПСС по итогам заключения договора ОСВ-I и «Совместное советско-американское Заявление» . Даже в официальных документах можно проследить различия в характерах и системах взглядов политических лидеров, тем более, когда они высказываются на одни и те же темы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Холодная война является уникальным по своей сути конфликтом, который до своего начала не имел аналогов в человеческой истории. В то же самое время, он стал закономерным результатом развития человеческого общества и технологий. Решающую роль стали играть могущественные сверхдержавы, в сферы влияния которых входили многие регионы мира. Одновременно с этим их мощь выражалась и в обладании самым мощным и разрушительным оружием - ядерной бомбой, применение которой могло привести не просто к разгрому, а к полному уничтожению враждебного государства. Такая сила неизбежно налагала ответственность за ее применение, а вместе с тем вынуждала осознать последствия такого поступка.
В итоге СССР и США были вынуждены начать проявлять осторожность. Это выражалось в том, что вместо незамедлительного начала полномасштабной войны за определение того, кто будет доминировать в мире, две враждующие сверхдержавы начали искать другие способы противодействия друг другу. В конечном счете стало очевидно, что странам придется найти способы достичь мирного сосуществования. Поскольку постоянная угроза взаимного уничтожения, вместе с осознанием бесперспективности открытого противостояния, не могли позволить двум странам мирно развиваться. Разумеется, ни о каком союзе или о дружеских отношениях в то время не могло быть и речи. Поэтому две сверхдержавы начали сближение путем нахождения вопросов, которые они могли обсудить и решить мирным путем. Закономерно важное место в налаживаемом диалоге занял вопрос ограничения использования ядерного оружия.
Первые договоры, связанные с ограничением производства и применения стратегического ядерного вооружения были ратифицированы в 1970-х гг. Ими стали договоры ОСВ-I и ОСВ-II. Нельзя сказать, что разработка и обсуждение двух этих документов протекала плавно и без взаимных обвинений. Напротив, и СССР и США использовали любую возможность, чтобы сделать эти договоры максимально неудобными для оппонента и напротив, ослабить их влияние на свою страну. Начало процесса разоружения протекало неспешно еще и по той причине, что на его фоне постоянно вспыхивали новые и разгорались старые региональные конфликты, в которых СССР и США имели свои интересы. Все это, вместе взятое, и приводило к тому, что первые договоры по ограничению вооружения - ОСВ-I и ОСВ-II, почти ни на что не повлияли. Но здесь стоит понять то, что две ведущие сверхдержавы, которые имели многочисленные противоречия и непримиримые позиции, все равно согласились начать переговоры и не просто обмениваться обвинениями, а искать компромисс. Начатый диалог, несмотря на ограниченные первоначальные результаты, носил конструктивный характер. Причиной этого следует обозначить и тот факт, что участники переговоров знали себе цену и отстаивали собственные интересы.
Разумеется, можно начать рассуждать о том, как могло бы проходить разоружение, если бы оно продолжалось именно в таком ключе. Но на ход переговоров сильно повлияла смена правящей элиты Советского Союза, обозначившей необходимость как можно скорее завершить Холодную войну, которая негативно сказывалась на стране, усугубляя ее внутриполитические и экономические проблемы. Это, вместе с готовностью проявить открытость, привело к тому, что Горбачев и его окружение проводили внешнюю политику страны, основываясь на принципах доверия и выстраивания дружественных отношений, а не на прагматизме и защите своих национальных интересов.
Горбачев проводил политику разоружения, основываясь на представлении, что если его страна совершит ряд уступок перед коллективным Западом и завершит Холодную войну в одностороннем порядке, то США сделают аналогичные действия, и в итоге две сверхдержавы, долгое время бывшие непримиримыми врагами, смогут начать налаживать с ними взаимовыгодные равноправные отношения. В результате, совершив множество уступок во внешней политике, Горбачев подписал два самых масштабных договора по разоружению - РСМД от 1987 г. и СНВ-I, которые не просто ограничили производство и хранение ряда видов ядерного вооружения, апривели к масштабному сокращению целого вида боевых ракет - средней и малой дальности.Если анализировать эти документы, абстрагировавшись от международной политической обстановки и положения дел в Советском Союзе, то можно обозначить, что в краткосрочной перспективе это стало большим успехом, способствовавшим снижению напряженности в мире и завершению Холодной войны. Но в долгосрочной перспективе все эти достижения были аннулированы по вине США, которые попытались утвердить свое доминирование в мире в качестве центра однополярной модели мироустройствавсе . Это привело к тому, что политика разоружения не смогла обеспечить мир для человечества. Более того, была создана еще более несправедливая однополярная система мироустройства, где доминирующей силой стали США и возглавляемый ими блок НАТО.
Это произошло по той причине, что изначально начатое как благородный, своевременный и необходимый замысел, впоследствии разоружение приняло крайне искаженную форму. Своими необдуманными Г орбачев и возглавляемая им правящая элита СССР придали политике разоружения неорганизованную форму.Советский Союз совершил ряд уступок, отказавшись от сфер влияния в разных регионах мира, прекратив поддержку союзников, раскрыл результаты работы советских спецслужб. Все эти уступки поражали даже самих американцев, столь наивными и непродуманными они были. В итоге, когда социалистический блок в одностороннем порядке перестал существовать, это обеспечило для США серьезное геополитическое преимущество. И они поспешили этим воспользоваться, утвердив себя в качестве единственной сверхдержавы, возглавляющей собственный могущественный военно¬политический блок. Используя это, Вашингтон начал укреплять свои позиции в разных регионах мира, обозначая доминирующее положение. И то, что Россия в настоящее время начала возрождаться и защищать свои интересы - это лишь результат того, что в свое время политика разоружения не принесла человечеству мира.



1. Афганистан/Пакистан - ЮНГОМАП - Общая информация
[Электронный ресурс] // URL:
https://web.archive.Org/web/20080726022725/http://www.un.org/Depts/dpko/dpko/c o_mission/ungomap/background.html (дата обращения: 06.06.2024).
2. Брежнев Л. И., Отчетный доклад ЦК КПСС XXIV съезду КПСС, М. , 1972.
3. Визит Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева в Соединенные Штаты Америки. 7-10 декабря 1987 года. Документы и материалы. - М.: Политиздат, 1987. - 120 с.
4. Временное соглашение между Союзом советских социалистических республик и Соединенными штатами Америки о некоторых мерах в области ограничения стратегических натуральных вооружений от 26 мая 1972 г. (Соглашение вступило в силу 3 октября 1972г.) (ОСВ-I) [Электронный ресурс] // URL: https://www.armscontrol.ru/start/rus/docs/osv-1.txt (дата обращения: 14.04.2024).
5. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении стратегических наступательных вооружений от 18 июня 1979 г. (ОСВ-II) [Электронный ресурс] // URL: https://www.armscontrol.ru/start/rus/docs/osv-2.txt (дата обращения: 14.04.2024).
6. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности от 8 декабря 1987 г. [Электронный ресурс] // URL: https://www.armscontrol.ru/start/rus/docs/rsmd.htm (дата обращения: 14.04.2024).
7. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений от 31 июля 1991 г. [Электронный ресурс] // URL:
https: //www.un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/russia_usa. shtml (дата
обращения: 14.04.2024).
8. Лиссабонский протокол к Договору СНВ-1 от 23 мая 1992 г. [Электронный ресурс] // URL: https://www.armscontrol.ru/start/rus/docs/start1/lisb- agr.txt (дата обращения: 14.04.2024).
9. Ограничение вооружений: Договор ОСВ-1 и Договор по ПРО [Электронный ресурс] // URL: https://www.armscontrol.ru/course/rsf/p4.htm (дата обращения: 24.03.2024).
10. Совместное советско-американское Заявление // Правда. - 1985, 22 ноября.
11. Стратегические ядерные силы СССР и России. Договор ОСВ-2 [Электронный ресурс] // URL: https://www.armscontrol.ru/course/rsf/p6.htm (дата обращения: 24.03.2024).
Литература:
12. 1986 г. // Мировая экономика и международные отношения. - 1993, № 5. - С.81-90.
13. Ахромеев С.Ф., Корниенко Г.М. Глазами маршала и дипломата. Критический взгляд на внешнюю политику СССР до и после 1985 года. - М.: Международные отношения, 1992. - 318 с.
14. Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг. [Электронный ресурс] // URL: https: //bguor.ru/subjects/cherenova.ru/html/history2/history2_25.htm (дата обращения: 06.06.2024).
15. Война в Афганистане: 1979-1989 [Электронный ресурс] // URL: https://myhistorypark.ru/media/afganskaya-vojna/ (дата обращения: 06.06.2024)... 50

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ