Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В НОРМЕ И ПРИ НАРУШЕНИИ

Работа №18049

Тип работы

Диссертация

Предмет

психология

Объем работы421
Год сдачи2017
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
748
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Проблема социальной идентичности
в психологической науке
1.1. История изучения социальной идентичности 30
1.2. Метасистемный подход как основа для разработки проблемы
социальной идентичности 54
1.3. Системная организация социальной идентичности:
теоретическое моделирование 62
Выводы по главе 1 69
Глава 2. Структурная организация социальной идентичности в норме и при нарушении
2.1. Структурная организация социальной идентичности
в норме 72
2.2. Структурная организация социальной идентичности
при аддиктивном поведении 91
2.3. Структурная организация социальной идентичности
при делинквентном поведении 111
2.4. Структурная организация социальной идентичности
при соматической патологии 124
Выводы по главе 2 148
Глава 3. Функциональная организация социальной идентичности в норме и при нарушении
3.1. Функциональная организация социальной идентичности
в норме 154
3.2. Дифференциация нарушений функционирования социальной
идентичности при аддиктивном поведении 181
3.3. Дифференциация нарушений функционирования социальной
идентичности при делинквентном поведении 191
3.4. Дифференциация нарушений функционирования социальной
идентичности при соматической патологии 198
Выводы по главе 3 209
Глава 4. Генез социальной идентичности в норме и при нарушении
4.1. Г енез социальной идентичности в норме 211
4.2. Генез социальной идентичности при нарушении (аддиктивном поведении, делинквентном поведении, соматической патологии).... 216
Выводы по главе 4 225
Глава 5. Интегративный уровень организации социальной идентичности в норме и при нарушении
5.1. Интегративный уровень организации социальной
идентичности в норме 227
5.2. Интегративный уровень организации социальной
идентичности при аддиктивном поведении 234
5.3. Интегративный уровень организации социальной
идентичности при делинквентном поведении 240
5.4. Интегративный уровень организации социальной
идентичности при соматической патологии 243
Выводы по главе 5 252
Глава 6. Апробация и стандартизация инструментально-методического обеспечения изучения социальной идентичности
6.1. Анализ методического обеспечения современных
исследований идентичности 253
6.2. Концептуально-методологическое обоснование методики исследования структурной организации социальной
идентичности 257
6.3. Концептуально-методологическое обоснование методики исследования структурной организации личностной
идентичности 271
6.4. Модификация методики «Автопортрет» с целью исследования
диссоциации образа Я 281
6.5. Методика событийной реконструкции временной перспективы
личности 298
6.6. Методика диагностики структуры событийного пространства
личности на разных этапах онтогенеза 310
Выводы по главе 6 323
Глава 7. Концептуализация по эмпирическому основанию системы нормы и нарушения социальной идентичности
7.1. Гносеологические основания построения концепции нормы и
нарушения социальной идентичности 325
7.2. Метасистемный аспект нормы и нарушения социальной
идентичности 332
7.3. Структурный аспект нормы и нарушения социальной
идентичности 339
7.4. Функциональный аспект нормы и нарушения социальной
идентичности 340
7.5. Генетический аспект нормы и нарушения социальной
идентичности 344
7.6. Интегративный аспект нормы и нарушения социальной
Библиографический список

Актуальность темы исследования. На современном этапе в исследовательской традиции феномена социальной идентичности выявлены следующие противоречия. Во-первых, исследования социальной идентичности сосредоточены только на структурном уровне или только на феноменологическом или на динамическом уровнях исследования. Во- вторых, при исследовании нарушений социальной идентичности (аддиктивная и делинквентная идентичность, нарушение социальной идентичности при соматопатологии) отсутствует генерализация в общекритериальных оценках. Третье противоречие заключается в том, что с одной стороны, исследовательские результаты социальной идентичности носят констатируюший характер, с другой - отсутствуют исследования и описания механизмов трансформации социальной идентичности при множественности описаний видов нарушений социальной идентичности.
Актуальность представленной темы исследования на социальном уровне связана с необходимостью оценки континуального проявления которого в диапазоне «норма - нарушение», позволяющей прогнозировать деструктивные тенденции как в социуме в целом, так и на отдельных социальных группах (возрастных, профессиональных и др). В социально-психологическом аспекте исследование социальной идентичности позволяет выявлять и анализировать адаптивные ресурсы личности в условиях изменений социальной ситуации, прогнозировать стратегии межличностного взаимодействия без усиления тенденций, акцентирующих проявления нарушений социальной идентичности, где нарушения социальной идентичности выступают предикторами риска девиаций (аддиктивных, делинквентных и т.д.).
За последние 25 лет значительно возросла исследовательская активность в изучении социальной идентичности как в отечественной, так и в зарубежной науке, на что указывают данные библиометрического анализа,
проведенного по базе научной электронной библиотеки Elibrary и Scopus по ключевым словам «социальная идентичность». Анализ динамики психологических исследований социальной идентичности как в отечественной, так и в зарубежной науке в период с 2003 по 2016 гг. (по данным на февраль 2017 г.) указывает на экспоненциальный рост исследовательского интереса к изучаемой проблематике (рис. 1).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Реализация метасистемного подхода позволила разработать концепцию нормы и нарушения социальной идентичности в ее основных гносеологических аспектах: метасистемном, структурном, функциональном, генетическом, интегративном. Ключевые положения концепции и итоги диссертационной работы изложены в выводах.
1. В процессе теоретико-методологического анализа была проанализирована история изучения социальной идентичности в отечественной и зарубежной психологической науке. Обзор исследований позволил выявить противоречие в исследовании социальной идентичности как в отечественной, так и в зарубежной науке: при высокой исследовательской активности в отношении как феномена идентичности в целом, так и в отношении социальной идентичности как одного из видов идентичности отсутствие единой концептуально-методологической платформы, которая позволила бы систематизировать представления о феномене социальной идентичности в единую концепцию.
2. На основании используемой метасистемной методологии разработана процедура проведения эмпирического исследования, соответствующая поставленным целям, задачам, а также специфике предметно-объектной области исследования (социальной идентичности в норме и при нарушении).
3. Социальная идентичность представляет собой системный феномен, включающий онтогенетические и социогенетические основания, характеризуется множественностью проявлений, что позволяет в качестве методологического основания использовать метасистемный подход, предполагающий исследование предмета в пяти гносеологических планах: структурном, генетическом, функциональном, интегративном и метасистемном.
4. Специфика метасистемного уровня заключается в наличии онтологически представленной в социальной идентичности метасистемы (социума), которая функционально включена в структуру и содержание системы социальной идентичности, определяя тем самым на метасистемном уровне компонентный состав социальной идентичности. Социальная идентичность, в свою очередь, включена в качестве структурного компонента в метасистему и может оказывать воздействие.
5. Структурная организация социальной идентичности как в норме, так и при нарушении, включающая когнитивный, мотивационный и ценностный компоненты, характеризуется спецификой компонентного содержания, качеств когерентности и дивергентности, а также общей структурной организованности социальной идентичности на разных возрастных этапах (в подростковом возрасте, в юношеском возрасте, взрослости, старости).
6. Норма социальной идентичности в подростковом возрасте характеризуется преобладанием простых когнитивных конструктов, уплощенным мотивационным профилем и рассогласованностью системы ценностных ориентаций на уровне представлений и на уровне поведения. В юношеском возрасте преобладающими являются сложные, дифференцированные когнитивные конструкты; мотивационный компонент представлен импульсивным мотивационным профилем, ценностный компонент характеризуется рассогласованностью системы ценностных ориентаций на уровне представлений и на уровне их поведенческой реализации. В период взрослости норма социальной идентичности на уровне структурных компонентов характеризуется преобладанием сложных, дифференцированных когнитивных конструктов, прогрессивным мотивационным профилем, согласованностью системы ценностных ориентаций. На этапе старости в структуре социальной идентичности преобладающими являются простые когнитивные конструкты, экспрессивный мотивационный профиль и рассогласованность системы ценностных ориентаций на уровне представлений и их реализации в поведении.
7. Структура социальной идентичности при аддиктивном поведении характеризуется дивергентностью и низкой организованностью с тенденцией нарастания данных особенностей при вирулентных видах химической зависимости (от алкогольной к наркотической). На феноменологическом уровне социальная идентичность при состоянии зависимости соответствует диффузной. Специфика структуры социальной идентичности при аддиктивных нарушениях характеризуется ее реализацией на двух невзаимосвязанных блоках, где интегрирующую роль принимают лживость и дезадаптивность.
8. Нарушение структуры социальной идентичности при делинквентном поведении характеризуется преобладанием дивергентности и низкой организованностью как при деструктивном, так и при аутодеструктивном поведении. На феноменологическом уровне социальная идентичность при делинквентном поведении соответствует диффузной, характеризующейся неустойчивостью системы ценностных ориентаций, неудовлетворенностью собой и самообвинительными реакциями. Критериальный анализ социальной идентичности с использованием процедуры факторизации позволил выделить деструктивность, проявляющуюся во враждебности и агрессивности, как критерий с основной факторной нагрузкой при континуализации других критериев в сторону нарушения (рассогласованность, неадаптивность, нарушение самоактуализации, безответственность, бессовестливость).
9. Нарушение структуры социальной идентичности при соматической патологии (онкологических заболеваниях, ампутации нижних конечностей) характеризуется дивергентностью и низкой организованностью с тенденцией нарастания данных особенностей. На феноменологическом уровне социальная идентичность при соматической патологии (онкологических заболеваниях, ампутации нижних конечностей, ишемическом инсульте головного мозга) соответствует диффузной. Критериальный анализ социальной идентичности с использованием процедуры факторизации позволил выделить рассогласованность как критерий с основной факторной нагрузкой при континуализации всех других критериев в сторону нарушения (дезадаптивность, нарушение самоактуализации, безответственность, деструктивность, бессовестливость).
10. Функциональный аспект социальной идентичности реализуется в континууме «норма - нарушение», выстроенном по дихотомическому основанию. Обобщая и систематизируя опыт критеризации нормы и нарушения психологического, в дихотомической логике сформирован перечень критериев (согласованности/рассогласованности структурной организации; адаптивности/неадаптивности; самоактуализации/нарушении самоактуализации;
ответственности/безответственности;совестливости/бессовестливости; конструктивности/деструктивности), которые соотнесены, в свою очередь, с идеей дифференциации нарушений социальной идентичности по отношению
к реальности: нарушение социальной идентичности как уход от социальной
реальности (аддиктивная идентичность); нарушение социальной идентичности как противостояние социальной реальности (делинквентная
идентичность); нарушение социальной идентичности как приспособление к
социальной реальности (при соматической патологии).



1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова.- М. : Академический Проект, 2000.- 624 с.
2. Абульханова - Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова - Славская. - М.: Наука, 1980. - 267с.
3. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности/ К.А. Абульханова - Славская.- М., 1989.- 245 с.
4. Аванесян, Г.Г. Особенности стратегий совладания и Я-концепции у
людей, зависящих от ПАВ: дис. ... канд. психол. наук / Г.Г. Аванесян. - М.,
2003. - С.61-63.
5. Агапов, В.С. Системное изучение Я-концепции субъекта в российской психологии / В.С. Агапов // Акмеология. - 2013. - № 1 (45). - С. 27-30.
6. Агапов, В.С. Эмпирические параметры социального Я подростков / В.С. Агапов, Д.П. Сидоренко, Н.Н. Шенцева // Вестник Российского нового университета. Серия «Человек в современном мире». - 2017. - Вып. 1. - С. 13-17.
7. Агапов, В.С. Взаимосвязь личностной и социальной идентичности в структуре Я-концепции будущих специалистов / В.С. Агапов, О.Н. Козлова. - М. : Изд-во РУДН, 2012. - 194 с.
8. Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие: Социально¬
психологические проблемы / В.С. Агеев. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 240 с
9. Агеев, В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов / В.С. Агеев // Вопросы психологии. - 1987. - № 2. - С. 44 - 67.
10. Агеев, В.С. Социальная идентичность личности / В.С. Агеев // Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М. : Аспект Пресс, 2003.- С. 349 - 362.
11. Азарова, Е.А.Психология зависимости: некоторые аспекты проблемы /
Е.А. Азарова // Культура. Наука. Интеграция. - 2010. - Т. 11. - № 3. - С. 139¬142.
12. Айламазян, А.Н. Феноменология телесного образа «Я» и проблема отчуждения / А.Н. Айламазян, Н.А. Каминская // VOX Философский журнал. - 2011. -№ 10. - С. 117-132.
13. Акимова, М.К. Нормативный подход в психодиагностике: обоснование и разработка методики / М.К. Акимова, Е.И. Горбачева // Вопросы психологии. - 2013 - Т.6. - № 2. - С. 45-56.
14. Анастази, А. Психологическое тестирование. 7-е изд. / А. Анастази, С. Урбина. - СПб. : Питер, 2007. - 688 с.
15. Андреева, Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. - М. : Аспект Пресс, 2002. - 287 с.
16. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М Андреева.- М., 2002. - 629 с.
17. Анохин, П.К. Рефлекс цели как объект физиологического анализа / П.К. Анохин. Философские аспекты теории функциональной системы: Избранные труды. - М. : Наука, 1978. - 400 с.
18. Анохин, П.К. Философские аспекты теории функциональной системы / П.К. Анохин. - М., 1978. - 210c.
19. Анохин, П.К. Философские аспекты теории функциональной системы : избр. тр. / П.К. Анохин ; отв. ред. Ф.В. Константинов, Б.Ф. Ломов, В.Б. Швырков ; АН СССР, Ин-т психологии. — М. : Наука, 1978. — 399с.
20. Анохин, П.К. Философские аспекты теории функциональной системы/ П.К. Анохин // Принцип системной организации функций. — М. : Наука, 1973. - С. 49-106.
21. Антонова, Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии / Н.В. Антонова // Вопросы психологии. - 1996.- № 1. - С. 131 - 143.
22. Аршинов, В.И. Когнитивные основаниясинергетики / В.И. Аршинов, В.Г. Буданов / Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке искусстве. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - С. 67-108.
23. Аршинов, В.И. Наблюдатель сложности в контексте парадигмы постнеклассической рациональности / В.И. Анршинов //Философский ежегодник, выпуск 18, «Философия науки в мире сложности». - М. : Институт философии РАН. - 2013. - С.42-61.
24. Аршинов, В.И. Роль синергетики в формировании новой картины мира / В.И. Аршинов, В.Г. Буданов // Вызов познанию: Стратегии развития науки в современном мире; отв. ред. Н.К. Удумян. - М., 2004. - С. 374-393.
25. Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. - М. : Изд-во МГУ, 1990. - 184c.
26. Асмолов, А.Г. Психология личности: Учебник / А.Г. Асмолов - М. : Изд-во МГУ, 1990. - 367с.
27. Баженова, Е.Ю. Формирование научного концепта «Экономическая идентичность региона»: Междисциплинарный подход / Е.Ю. Баженова, С.В. Баженов // Крымский научный вестник. - 2015.- № 6. - С. 151-168.
28. Барабанщиков, В.А. Системная организация и развитие психики / В.А. Барабанщиков // Психологический журнал. - 2003. - № 1. - С. 29-46.
29. Барабанщиков, В.А. Системный подход в психологии (К 80-летию со дня рождения Б.Ф. Ломова) / В.А. Барабанщиков // Вопросы психологии. - 2007. - № 2. - 58c.
30. Баранова, Т.С. Социальная идентификация личности / Т.С. Баранова.- М. : Институт социологии РАН, 1993. - 168 с
31. Баталин, А.И. Формирование социальной идентичности индивила посредством института семьи / А.И. Баталин А.И., О.В. Мунина // В сборнике: современная наука: теоретический и практически взгляд, сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4-х частях. - 2016. - С. 197-199.
32. Бачериков, Н.Е. Эмоциональный стресс в этиологии и патогенезе психических и психосоматических заболеваний Репина, Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Н.Е. Бачериков, М.П. Воронцов, И.Т. Петрюк, А.Я. Цыганенке. - Харьков : Основа, 1995. - 276 с.
33. Беляускайте, Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка / Р.Ф. Беляускайте // Детский практический психолог. - 1994., Январь. - С. 30-34.
34. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс.- М., 1986 - 347 с.
35. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М. : Прогресс, 1986. - 422 с.
36. Берталанфи, Л. фон. Общая теория систем - критический обзор / Л. Берталанфи // Исследования по общей теории систем: Сборник переводов ; общ. ред. и вст. ст. В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. - М. : Прогресс, 1969. - С. 23-82.
37. Биктимирова, Ф.М. Структура инвалидности, связанной с ампутацией конечностей / Ф.М. Биктимирова // Казанский медицинский журнал, 2011. - Т. 92. - № 2. - С. 281-284.
38. Блауберг, И.В. Понятие целостности и его роль в научном познании (в соавтор.с Э.Г.Юдиным) / И.В. Блауберг. - М., 1972. - 196 c.
39. Блауберг, И.В. Целостность и системность / И.В. Блауберг // Системные исследования. Ежегодник 1977. - М., 1977. - 290 c.
40. Богданов, А.А. Всеобщая организационная наука (тектология). 3-е изд., ч. I / А.А. Богданов. - M., 1925-1929. - 261 c.
41. Богданова, С. В. Психосемантическое исследование сознания несовершеннолетних правонарушителей: дис. ...канд. психол. наук / С.В. Богданова. - Рязань, 2006. - 222 с.
42. Богдановская, И.М. Роль современной информационно-коммуникативной среды в формировании идентичности и образа мира современных подростков / И.М. Богдановская, Г.Ю. Иконникова, Н.Н.
Королева // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. - 2015. - Т. 7. - № 1. - С. 1-11.
43. Бодалев, А.А. Общее и особенное в субъективном пространстве мира и факторы, которые их определяют / А.А. Бодалев // Мир психологии, 1999. - № 4. - С. 26-29.
44. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович. - М., 1968. - 381 с.
45. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л.И. Божович. - М. : Педагогика, 1972. - 439 с.
46. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Вопросы психологии. - 1979. - № 4. - С.23-24.
47. Большая энциклопедия психологических тестов. - М. : Эксмо, 2007. - 416 с.
48. Бохан, Н.А. Коморбидность алкоголизма и терапевтической патологии в общемедицинской практике / Н.А. Бохан, Т. В. Коробицина // Психические расстройства в общей медицине. - М. : Медиа Медика, 2008, - № 3. - С.11¬17.
49. Бохан, Н.А. Нейробиологические проблемы изучения аддиктивных расстройств (обзор региональных исследований) / Н.А. Бохан // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - Томск, 2008. - № 1. - С.59-62.
50. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. - М. : Мысль, 1988. - 301 с.
51. Бурлачук, Л.Ф. Словарь - справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук. - Киев, 1989. - 200 с.
52. Варданян, Н.Т. Теоретический обзор исследований развития личностной и социальной идентичности / Н.Т. Варданян //Сборники конференций НИЦ "Социосфера". - 2012. - № 16. - С. 23-27.
53. Василюк, Ф.Е. Методологический анализ в психологии / Ф.Е. Василюк. - М. : МГППУ ; Смысл, 2003. - 240 с.
54. Ведерникова, М.В. Формирование социальной идентичности подростков школьного возраста / М.В. Ведерникова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2016. - № 6-7. - С. 34-37.
55. Вильям, Дж. Психология / Дж. Вильям. - М. : Педагогика, 1991. - 583 с.
56. Винер, Н. Кибернетика. 2-е изд./ Н. Винер. — М., 1968.
57. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод / Х.-Г. Гадамер ; пер. с нем.; общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова. - М. : Прогресс, 1988. - 704 с.
58. Галимжанова, Ж.Б. Теоретические подходы к изучению идентичности / Ж.Б. Галимжанова // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. - 2015. - № 4. - С. 66-73.
59. Ганзен, В.А. Системное описание функционирования психики человека в актуальном времени / В.А. Ганзен // Вестник ЛГУ. Серия 6. - 1986. - Вып.1. - С.62-69.
60. Ганзен, В.А. Системные описания в психологии / В.А. Ганзен. - Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. - 176 с.
61. Ганина, О.Н. Событие путешествия в пространстве повседневного / О.Н. Ганина // Вестник Самарского государственного университета, 2009. - № 5 (71). - С. 3-8.
62. Гарбузова, Г.В. Профессиональная идентичность студентов как объект психолого-педагогического анализа / Г.В. Гарбузова, Г.И. Куцебо // Личность в профессионально-образовательном пространстве : материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции, 25 ноября 2015г., г. Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2015. - С. 15-21.
63. Гарфинкель, Г. Исследования по этнометодологии / Г. Гарфинкель. - СПб. : Питер, 2007 - 335 с.
64. Гегель. Философия религии. В 2-х томах / Гегель. - М. : РОССПЭН, 2007. - 371 c.
65. Гидденс, Э. Социология / Э.Гадамер. - М. : Эдиториал УРСС, 1999. - 704 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ