УГРОЗА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ И РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТИ
|
Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические подходы к интернет-зависимости подростков как форме социальной дезадаптации, возникающей в результате угроз психологической безопасности образовательной среды 7
1.1 Понятие и проявления интернет-зависимости современных подростков как
формы социальной дезадаптации 7
1.2 Угрозы психологической безопасности образовательной среды как условия
социальной дезадаптации подростков 13
1.3 Теоретические подходы к профилактике интернет-зависимости в условиях
образовательной среды 21
Выводы по первой главе 30
Глава 2 Эмпирическое исследование интернет-зависимости подростков как формы социальной дезадаптации, возникающей в результате угроз психологической безопасности образовательной среды 33
2.1 Организация и методы исследования 33
2.2 Результаты исследования и их интерпретация 39
2.3 Предложения по профилактике интернет-зависимости подростков путем
снижения угроз психологической безопасности образовательной среды 52
Выводы по второй главе 59
Заключение 60
Список литературы 63
Приложения 70
Глава 1 Теоретико-методологические подходы к интернет-зависимости подростков как форме социальной дезадаптации, возникающей в результате угроз психологической безопасности образовательной среды 7
1.1 Понятие и проявления интернет-зависимости современных подростков как
формы социальной дезадаптации 7
1.2 Угрозы психологической безопасности образовательной среды как условия
социальной дезадаптации подростков 13
1.3 Теоретические подходы к профилактике интернет-зависимости в условиях
образовательной среды 21
Выводы по первой главе 30
Глава 2 Эмпирическое исследование интернет-зависимости подростков как формы социальной дезадаптации, возникающей в результате угроз психологической безопасности образовательной среды 33
2.1 Организация и методы исследования 33
2.2 Результаты исследования и их интерпретация 39
2.3 Предложения по профилактике интернет-зависимости подростков путем
снижения угроз психологической безопасности образовательной среды 52
Выводы по второй главе 59
Заключение 60
Список литературы 63
Приложения 70
Существование современного мира уже не мыслится без компьютерных технологий. Однако у «медали» под названием «неограниченный доступ в интернет» есть две стороны: одна отражает расширение информационных возможностей и представляется как благо человечества, другая, наоборот, настораживает проявлениями зависимого поведения, сворачиванием непосредственного живого общения, активного досуга, снижением интереса к реальности.
Особую актуальность приобрели вопросы проявления интернет- зависимости у детей и подростков. Уход от реальности в мир виртуальных игр и социальных сетей является современной формой социальной дезадаптации, что с большой вероятностью приведет в проблемам в жизни как подрастающего человека, так и общества в целом. Если причины интернет-зависимости как одной из признанных форм зависимостей коренятся глубоко в личностном становлении, обусловленном и воспитанием, и генетикой, и темпераментом, то условия, в которых развивается и обучается подросток, имеют не меньшее значение. В современном мире ребенок и подросток обычно большую часть времени проводит в образовательной среде, которая может и должна создавать условия для развития. Однако образовательное пространство, в свою очередь, зачастую создает дополнительные угрозы, прежде всего психологические, в результате которых у подростков повышается тревожность, некоторые из подростков замыкаются в себе, а компьютерные технологии предоставляют дополнительные возможности компенсации деприваций, вплоть до образования зависимости от интернета.
Проблема безопасности образовательной среды обусловлена возрастающими потребностями государства и общества в психологически здоровой личности, способной успешно справляться с технологическими, информационными и социально-психологическими угрозами современного мира.
Психологическая безопасность образовательной среды и субъектов образовательного процесса в последние годы активно разрабатывается в отечественной психологии И.А.Баевой, Е.Н.Волковой, Л.А.Гаязовой, С.Н. Илларионовым, С.П.Ивановой, Е.Б.Лактионовой, В.В. Семикиным, Б.А.Еремеевым, О.Н. Истратовой, М.Б.Калашниковой, Н.А.Лызь, С.Т.Посоховой и другими учеными.
Проблему компьютерной зависимости исследуют психологи, врачи, педагоги, социологи. Основоположниками психологического изучения зависимости от интернета считаются американские исследователи: К. Янг и И. Голдберг [58,59]. Анализ этапов формирования компьютерной зависимости, методы диагностики и профилактики предложены отечественными авторами Т. Ю. Больбот, Л. М. Юрьевой и др. Актуальность изучения причин развития и профилактики интернет-зависимости подростков обусловила выбор темы исследования: «Угроза психологической безопасности образовательной среды как фактор социальной дезадаптации подростка и возникновения компьютерной зависимости».
Цель исследования: исследовать природу и уровень выраженности интернет-зависимости учащихся старших классов общеобразовательной школы как формы социальной дезадаптации во взаимосвязи с угрозами психологической безопасности образовательной среды.
Объект исследования: интернет-зависимость.
Предмет исследования: влияние угроз психологической безопасности на развитие интернет-зависимости старшеклассников.
Гипотеза исследования: угрозы психологической безопасности образовательной среды являются фактором интернет-зависимости учащихся как формы социальной дезадаптации, проявляющейся, в том числе, в высокой личностной тревожности интернет-зависимых подростков.
Задачи исследования:
1) Раскрыть теоретические подходы к определению понятия «интернет- зависимость современных подростков»;
2) Изучить проблему угроз психологической безопасности образовательной среды;
3) Исследовать эмпирически интернет-зависимость, состояние
психологической безопасности образовательной среды, личностную тревожность и микроклимат в группе;
4) Предложить направления работы по профилактике интернет-зависимости подростков путем снижения угроз психологической безопасности образовательной среды.
Методы исследования: общетеоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение данных специализированной литературы) и практические (тестирование, статистическая обработка данных, разработка предложений по профилактике)
Методики исследования:
• Скрининговая диагностика компьютерной зависимости Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот;
• Психологическая безопасность образовательной среды школы (автор И.А. Баева);
• Определение психологического климата группы по Л.Н. Лутошкину;
• Опросник Спилбергера (Автор Методики Ч.Д. Спилбергер. В России методика адаптирована Ю.Л. Ханиным).
Выборку составили 40 учащихся 10-11 классов МБОУ "Северская гимназия» № 77, находящейся по адресу: 636037 г. Томская область, г. Северск, ул. Калинина, 88.
Практическая значимость работы состоит в акцентировании взаимосвязи компьютерной безопасности подростков с условиями и угрозами психологической безопасности образовательной среды, в которой подростки находятся большую часть своего времени. Выводами работы, а также предложениями по профилактике компьютерной зависимости могут воспользоваться практикующие специалисты: психологи, учителя, сотрудники, отвечающие за безопасность учащихся в образовательных учреждениях.
Структура работы включает в себя введение, 2 части - теоретическую и практическую, выводы к главам, заключение, список использованной литературы, а также приложения. Общий объем работы - 82 стр., в том числе приложения на 12 стр.
Особую актуальность приобрели вопросы проявления интернет- зависимости у детей и подростков. Уход от реальности в мир виртуальных игр и социальных сетей является современной формой социальной дезадаптации, что с большой вероятностью приведет в проблемам в жизни как подрастающего человека, так и общества в целом. Если причины интернет-зависимости как одной из признанных форм зависимостей коренятся глубоко в личностном становлении, обусловленном и воспитанием, и генетикой, и темпераментом, то условия, в которых развивается и обучается подросток, имеют не меньшее значение. В современном мире ребенок и подросток обычно большую часть времени проводит в образовательной среде, которая может и должна создавать условия для развития. Однако образовательное пространство, в свою очередь, зачастую создает дополнительные угрозы, прежде всего психологические, в результате которых у подростков повышается тревожность, некоторые из подростков замыкаются в себе, а компьютерные технологии предоставляют дополнительные возможности компенсации деприваций, вплоть до образования зависимости от интернета.
Проблема безопасности образовательной среды обусловлена возрастающими потребностями государства и общества в психологически здоровой личности, способной успешно справляться с технологическими, информационными и социально-психологическими угрозами современного мира.
Психологическая безопасность образовательной среды и субъектов образовательного процесса в последние годы активно разрабатывается в отечественной психологии И.А.Баевой, Е.Н.Волковой, Л.А.Гаязовой, С.Н. Илларионовым, С.П.Ивановой, Е.Б.Лактионовой, В.В. Семикиным, Б.А.Еремеевым, О.Н. Истратовой, М.Б.Калашниковой, Н.А.Лызь, С.Т.Посоховой и другими учеными.
Проблему компьютерной зависимости исследуют психологи, врачи, педагоги, социологи. Основоположниками психологического изучения зависимости от интернета считаются американские исследователи: К. Янг и И. Голдберг [58,59]. Анализ этапов формирования компьютерной зависимости, методы диагностики и профилактики предложены отечественными авторами Т. Ю. Больбот, Л. М. Юрьевой и др. Актуальность изучения причин развития и профилактики интернет-зависимости подростков обусловила выбор темы исследования: «Угроза психологической безопасности образовательной среды как фактор социальной дезадаптации подростка и возникновения компьютерной зависимости».
Цель исследования: исследовать природу и уровень выраженности интернет-зависимости учащихся старших классов общеобразовательной школы как формы социальной дезадаптации во взаимосвязи с угрозами психологической безопасности образовательной среды.
Объект исследования: интернет-зависимость.
Предмет исследования: влияние угроз психологической безопасности на развитие интернет-зависимости старшеклассников.
Гипотеза исследования: угрозы психологической безопасности образовательной среды являются фактором интернет-зависимости учащихся как формы социальной дезадаптации, проявляющейся, в том числе, в высокой личностной тревожности интернет-зависимых подростков.
Задачи исследования:
1) Раскрыть теоретические подходы к определению понятия «интернет- зависимость современных подростков»;
2) Изучить проблему угроз психологической безопасности образовательной среды;
3) Исследовать эмпирически интернет-зависимость, состояние
психологической безопасности образовательной среды, личностную тревожность и микроклимат в группе;
4) Предложить направления работы по профилактике интернет-зависимости подростков путем снижения угроз психологической безопасности образовательной среды.
Методы исследования: общетеоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение данных специализированной литературы) и практические (тестирование, статистическая обработка данных, разработка предложений по профилактике)
Методики исследования:
• Скрининговая диагностика компьютерной зависимости Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот;
• Психологическая безопасность образовательной среды школы (автор И.А. Баева);
• Определение психологического климата группы по Л.Н. Лутошкину;
• Опросник Спилбергера (Автор Методики Ч.Д. Спилбергер. В России методика адаптирована Ю.Л. Ханиным).
Выборку составили 40 учащихся 10-11 классов МБОУ "Северская гимназия» № 77, находящейся по адресу: 636037 г. Томская область, г. Северск, ул. Калинина, 88.
Практическая значимость работы состоит в акцентировании взаимосвязи компьютерной безопасности подростков с условиями и угрозами психологической безопасности образовательной среды, в которой подростки находятся большую часть своего времени. Выводами работы, а также предложениями по профилактике компьютерной зависимости могут воспользоваться практикующие специалисты: психологи, учителя, сотрудники, отвечающие за безопасность учащихся в образовательных учреждениях.
Структура работы включает в себя введение, 2 части - теоретическую и практическую, выводы к главам, заключение, список использованной литературы, а также приложения. Общий объем работы - 82 стр., в том числе приложения на 12 стр.
Известно, что интернет-зависимость способна формироваться в любом возрасте, но наиболее актуальна эта проблема для подростков в силу особой чувствительности данного возрастного периода и их повышенного интереса к современным компьютерным технологиям.
При интернет-зависимости человек демонстрирует все признаки нехимических форм зависимости: все больше и больше времени проводит за ПК, «поглощается» информационными, игровыми и иными видами компьютерной деятельности (рост толерантности); теряет чувство реального времени, зачастую уходя в мир виртуальной реальности от настоящей реальности (потеря контроля); демонстрирует крайне негативные эмоциональные реакции на невозможность зайти в интернет (синдром отмены). Как и остальные виды аддикций, интернет-зависимость начинается в большей степени в подростковом возрасте, особенности которого делают подростков уязвимой социально-демографической группой в отношении любых форм зависимости, которые, в свою очередь, являются причинами социальной дезадаптации подростков.
Цель данной работы состояла в исследовании природы и уровня выраженности интернет-зависимости учащихся старших классов общеобразовательной школы как формы социальной дезадаптации во взаимосвязи с угрозами психологической безопасности образовательной среды.
На сегодняшний день интернет-зависимое поведение среди подростков признается одной из самых актуальных проблем данного возраста. Поэтому ученые активно изучают данную проблему с целью выяснения причин и условия формирования интернет-зависимости, а также разработки эффективных мер борьбы с сформированной интернет-зависимостью и профилактики данного поведенческого нарушения в подростковой среде. Важность проблемы интернет-зависимости подростков подтверждается еще и тем, что она напрямую связана с повышенным уровнем тревожности.
В данной работе теоретическим и эмпирическим путем показано, что одной из причин и условием развития интернет - зависимости является угроза образовательной среды в виде психологического насилия, в нашем случае, в сфере «учащийся - взрослый»
Таким образом, гипотеза исследования о том, что угрозы психологической безопасности образовательной среды являются фактором интернет-зависимости учащихся как формы социальной дезадаптации, проявляющейся, в том числе, в высокой личностной тревожности интернет- зависимых подростков - подтвердилась.
Предложения по профилактике интернет-зависимости в данной школе сводятся к созданию в школе эмоционально-насыщенной среды, способствующей установлению атмосферы доверия и развитию самостоятельности старшеклассников как альтернативы погружению в «свободный» виртуальный мир.
При интернет-зависимости человек демонстрирует все признаки нехимических форм зависимости: все больше и больше времени проводит за ПК, «поглощается» информационными, игровыми и иными видами компьютерной деятельности (рост толерантности); теряет чувство реального времени, зачастую уходя в мир виртуальной реальности от настоящей реальности (потеря контроля); демонстрирует крайне негативные эмоциональные реакции на невозможность зайти в интернет (синдром отмены). Как и остальные виды аддикций, интернет-зависимость начинается в большей степени в подростковом возрасте, особенности которого делают подростков уязвимой социально-демографической группой в отношении любых форм зависимости, которые, в свою очередь, являются причинами социальной дезадаптации подростков.
Цель данной работы состояла в исследовании природы и уровня выраженности интернет-зависимости учащихся старших классов общеобразовательной школы как формы социальной дезадаптации во взаимосвязи с угрозами психологической безопасности образовательной среды.
На сегодняшний день интернет-зависимое поведение среди подростков признается одной из самых актуальных проблем данного возраста. Поэтому ученые активно изучают данную проблему с целью выяснения причин и условия формирования интернет-зависимости, а также разработки эффективных мер борьбы с сформированной интернет-зависимостью и профилактики данного поведенческого нарушения в подростковой среде. Важность проблемы интернет-зависимости подростков подтверждается еще и тем, что она напрямую связана с повышенным уровнем тревожности.
В данной работе теоретическим и эмпирическим путем показано, что одной из причин и условием развития интернет - зависимости является угроза образовательной среды в виде психологического насилия, в нашем случае, в сфере «учащийся - взрослый»
Таким образом, гипотеза исследования о том, что угрозы психологической безопасности образовательной среды являются фактором интернет-зависимости учащихся как формы социальной дезадаптации, проявляющейся, в том числе, в высокой личностной тревожности интернет- зависимых подростков - подтвердилась.
Предложения по профилактике интернет-зависимости в данной школе сводятся к созданию в школе эмоционально-насыщенной среды, способствующей установлению атмосферы доверия и развитию самостоятельности старшеклассников как альтернативы погружению в «свободный» виртуальный мир.
Подобные работы
- Эмоциональный комфорт подростков с трудностями саморегуляции в образовательной среде
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2021 - ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Профилактика асоциального поведения подростков в процессе гражданского воспитания
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА АУТОДИСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2017





