Своеобразие и составляющие идентичности русских мусульман (на примере г. Красноярска)
|
Введение 5
1 Идентичность: сущность и виды 13
1.1 Этническая идентичность 14
1.2 Культурная идентичность 27
1.3 Религиозная идентичность 30
2 Анализ своеобразия и идентичности русских мусульман 35
2.1 Своеобразие этнорелигиозной группы русских мусульман в
современной России 35
2.2 Анализ этнорелигиозной идентичности русских мусульман
Красноярска 53
Заключение 91
Список использованных источников 93
Приложение А Вопросы для проведения экспертных интервью 136
Приложение Б Вопросы для проведения глубинных интервью с русскими
мусульманами 138
1 Идентичность: сущность и виды 13
1.1 Этническая идентичность 14
1.2 Культурная идентичность 27
1.3 Религиозная идентичность 30
2 Анализ своеобразия и идентичности русских мусульман 35
2.1 Своеобразие этнорелигиозной группы русских мусульман в
современной России 35
2.2 Анализ этнорелигиозной идентичности русских мусульман
Красноярска 53
Заключение 91
Список использованных источников 93
Приложение А Вопросы для проведения экспертных интервью 136
Приложение Б Вопросы для проведения глубинных интервью с русскими
мусульманами 138
Актуальность исследования
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что политические и экономические условия, в которых оказался поздний СССР, привели к небывалому ранее обострению межэтнических отношений, что в конечном счёт привело к его распаду. Нарушение геополитического равновесия привело к тому, что на некогда едином постсоветском пространстве усилились миграционные процессы, и как следствие обострились национально-религиозные отношения.
Русские, некогда составлявшие в СССР почти 51% населения, остались самым крупным народом и в ставшей его правопреемницей Российской Федерации. Однако травматическая трансформация вызванная отсутствием текущей национальной идеи и крушение прежних духовных основ привело к затяжному кризису русского самосознания. Если в национальных
республиках, особенно с мусульманской доминантой, протекавшие кризисные состояния в некоторой степени смягчались процессами национального и религиозного подъёма, то даже начавшееся с официального празднования в 1988 году 1000-летия Крещения Руси, православное возрождение не сумело в кратчайшие сроки охватить значительную часть этнически русского населения страны, которое вере отцов и дедов стало предпочитать другие религиозные традиции, одним из которых стал ислам.
Учитывая существование укоренившего в национальном сознании народов России стереотипа о прямой связи этнического и религиозного составляющих идентичности («русский - значит православный, татарин - значит мусульманин, бурят - значит буддист») привело к тому, что возникновение такой этнорелигиозной группы, как русские мусульмане вызывает жаркие дискуссии как со стороны этнических русских, так и со
стороны представителей народов, у которых в качестве вероисповедания исторически закрепился ислам. Этот феномен требует научного изучения и осмысления.
Степень изученности проблемы
В современной России «русские мусульмане», как этнорелигиозная группа внутри русского народа, является слабоизученным феноменом повседневности. Как справедливо отмечает известный российский исламовед Р. А. Силантьев, автор вышедшей в начале 2016 года книги «100 самых известных „ русских мусульман “» - пожалуй, единственной на сегодняшний день полноценной обзорной работы по этой теме: «„Русские мусульмане “ определённо представляют собой крайне интересную этноконфессиональную группу, которую незаслуженно обошли вниманием учёные. Они ждут своих исследователей, благо достаточно малочисленные и легко изучаемы» Тот же исследователь отмечает, что «число научных исследований по этой теме очень невелико. Не написано ни одной монографии, а суммарное число публикаций авторов Р. Р. Сулейманова, Р. И. Беккина, Т. В. Излученко, Н. М. Ракитянского, Ю. М. Кобищанова, М. С.Бакониной и С. В. Сиражудиновой не превышает двух десятков». В свою очередь религиовед М. С. Баконина в 2013 году на конференции «Ислам в России: культурные традиции и современные вызовы» отмечала: «Не существует (по крайней мере, мне о них неизвестно) более или менее адекватных научных исследований, посвящённых теме перехода русских в ислам. Насколько массовое это явление? Кто и по каким причинам принимает такое решение? [...] Нет социологических, психологических, исторических и любых других исследований, которые позволили бы нам с большей или меньшей точностью оценить это явление. И сравнить его, к примеру с движением «чёрных пантер». Насколько радикальны эти люди? Все ли они немедленно превращаются в потенциальных террористов, как это можно понять из сводок спецслужб? И что первично в процессе исламизации: радикализм как таковой или вероискательство? [...] это явление почти не изучено»
Кроме того к теме связанной с русскими мусульманами в той или иной мере обращались А. Артёмов , А. Белуза , М. Вега , А. Владимиров , С. Н. Градировский , Грибкова О. Г. Джемаль , К. Ф. Затулин , В. Иванченко , А. Игнатьев , С. И. Измайлова и С. К. Кимпаев , М. Кемпер и А. Бустанов , С. В. Кардинская , Г. Ленхофф и Дж. Б. Мартин , Я. С. Лурье , Е. Маетная и Г. Петелин , Макаров , В. Мальцев , З. Магомедов22, И. Нелюбов23, Д. В.
Мухетдинов24, В. В. Пономарёв25, Е. Рогаар , Г. Сапожникова , Е.Шевченко, и И. Гаспринский. Хотя стоит отметить что последние, под русскими мусульманами понимали всех мусульман Российской империи.
Наряду с В. В. Ивановым , Т. В. Излученко , Р. А. Силантьевым, Д. Стешиным и А. Коцом , Р. Р. Сулеймановым, отдельные авторы рассматривали русский ислам в его радикальном выражении - «русский ваххабизм».
Также важными представляются попытки саморефлексии и самоидентификации, представленные в работах, выступлениях, публикациях и интервью русских мусульман - А. Н. (Али) Дедков , А. (Фатима) Ежова ,А. С. Кузьменко , В. С. (Али) Полосина , В. М. (Иман) Пороховой, В. А. (Харуна) Сидорова
Но из всех перечисленных современных исследователей, возможно, только В. Сидорова всерьёз интересовали вопросы, связанные с идентичностью, а не лишь мотивация, которой руководствуются русские, выбирая не православие, а ислам, стереотипно чуждый им исторически и культурно.
Проблема исследования: до сих не проводились исследования, направленные на изучение своеобразия и идентичности русских мусульман.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что русские мусульмане являются носителями особой этнорелигиозной идентичности
Объект исследования: русские мусульмане России Предмет исследования: своеобразие и составляющие идентичности русских мусульман г. Красноярска
Цель исследования: выявить своеобразие и составляющие идентичности русских мусульман на примере г. Красноярска Задачи:
1. Провести анализ теоретико-методологических подходов к пониманию этнической, культурной и религиозной идентичностей.
2. Провести анализ своеобразия этнорелигиозной группы русских мусульман в России.
3. Провести анализ самоидентификации русских мусульман на примере г. Красноярска.
Методологические основы исследования:
В ходе исследования и изучения проблематики, связанной с этнорелигиозной идентичностью русских мусульман в современной России были использованы общенаучные методы: описание, анализ, сравнение, аналитический обзор, глубинные интервью с респондентами из числа русских мусульман г. Красноярска, а также экспертные интервью со специалистами, занимающимися изучением русских мусульман.
В качестве теоретической основы данной работы послужила теория культурной травмы польского социолога П. Штомпки.
Структура бакалаврской работы:
Квалификационная работа состоит из введения, в котором обозначена проблема этнорелигиозной идентификации русских мусульман. Две главы «Идентичность: сущность и виды» и «Анализ своеобразия и идентичности русских мусульман в современной России», содержащие по три и два параграфа соответственно. В первом параграфе первой главы проведён анализ этнической идентичности. Второй параграф первой главы посвящён рассмотрению культурной идентичности. В третьем параграфе первой главы представлено внутреннее содержание религиозной идентичности. Первый параграф второй главы нацелен на изучение своеобразия и составляющих идентичности русских мусульман в истории и современности страны. Во втором параграфе второй главы проведено исследование этнорелигиозной идентичности русских мусульман Красноярска. В заключении подводятся основные итоги исследования, проведённого в выпускной квалификационной работе. Библиография содержит 346 наименований.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что политические и экономические условия, в которых оказался поздний СССР, привели к небывалому ранее обострению межэтнических отношений, что в конечном счёт привело к его распаду. Нарушение геополитического равновесия привело к тому, что на некогда едином постсоветском пространстве усилились миграционные процессы, и как следствие обострились национально-религиозные отношения.
Русские, некогда составлявшие в СССР почти 51% населения, остались самым крупным народом и в ставшей его правопреемницей Российской Федерации. Однако травматическая трансформация вызванная отсутствием текущей национальной идеи и крушение прежних духовных основ привело к затяжному кризису русского самосознания. Если в национальных
республиках, особенно с мусульманской доминантой, протекавшие кризисные состояния в некоторой степени смягчались процессами национального и религиозного подъёма, то даже начавшееся с официального празднования в 1988 году 1000-летия Крещения Руси, православное возрождение не сумело в кратчайшие сроки охватить значительную часть этнически русского населения страны, которое вере отцов и дедов стало предпочитать другие религиозные традиции, одним из которых стал ислам.
Учитывая существование укоренившего в национальном сознании народов России стереотипа о прямой связи этнического и религиозного составляющих идентичности («русский - значит православный, татарин - значит мусульманин, бурят - значит буддист») привело к тому, что возникновение такой этнорелигиозной группы, как русские мусульмане вызывает жаркие дискуссии как со стороны этнических русских, так и со
стороны представителей народов, у которых в качестве вероисповедания исторически закрепился ислам. Этот феномен требует научного изучения и осмысления.
Степень изученности проблемы
В современной России «русские мусульмане», как этнорелигиозная группа внутри русского народа, является слабоизученным феноменом повседневности. Как справедливо отмечает известный российский исламовед Р. А. Силантьев, автор вышедшей в начале 2016 года книги «100 самых известных „ русских мусульман “» - пожалуй, единственной на сегодняшний день полноценной обзорной работы по этой теме: «„Русские мусульмане “ определённо представляют собой крайне интересную этноконфессиональную группу, которую незаслуженно обошли вниманием учёные. Они ждут своих исследователей, благо достаточно малочисленные и легко изучаемы» Тот же исследователь отмечает, что «число научных исследований по этой теме очень невелико. Не написано ни одной монографии, а суммарное число публикаций авторов Р. Р. Сулейманова, Р. И. Беккина, Т. В. Излученко, Н. М. Ракитянского, Ю. М. Кобищанова, М. С.Бакониной и С. В. Сиражудиновой не превышает двух десятков». В свою очередь религиовед М. С. Баконина в 2013 году на конференции «Ислам в России: культурные традиции и современные вызовы» отмечала: «Не существует (по крайней мере, мне о них неизвестно) более или менее адекватных научных исследований, посвящённых теме перехода русских в ислам. Насколько массовое это явление? Кто и по каким причинам принимает такое решение? [...] Нет социологических, психологических, исторических и любых других исследований, которые позволили бы нам с большей или меньшей точностью оценить это явление. И сравнить его, к примеру с движением «чёрных пантер». Насколько радикальны эти люди? Все ли они немедленно превращаются в потенциальных террористов, как это можно понять из сводок спецслужб? И что первично в процессе исламизации: радикализм как таковой или вероискательство? [...] это явление почти не изучено»
Кроме того к теме связанной с русскими мусульманами в той или иной мере обращались А. Артёмов , А. Белуза , М. Вега , А. Владимиров , С. Н. Градировский , Грибкова О. Г. Джемаль , К. Ф. Затулин , В. Иванченко , А. Игнатьев , С. И. Измайлова и С. К. Кимпаев , М. Кемпер и А. Бустанов , С. В. Кардинская , Г. Ленхофф и Дж. Б. Мартин , Я. С. Лурье , Е. Маетная и Г. Петелин , Макаров , В. Мальцев , З. Магомедов22, И. Нелюбов23, Д. В.
Мухетдинов24, В. В. Пономарёв25, Е. Рогаар , Г. Сапожникова , Е.Шевченко, и И. Гаспринский. Хотя стоит отметить что последние, под русскими мусульманами понимали всех мусульман Российской империи.
Наряду с В. В. Ивановым , Т. В. Излученко , Р. А. Силантьевым, Д. Стешиным и А. Коцом , Р. Р. Сулеймановым, отдельные авторы рассматривали русский ислам в его радикальном выражении - «русский ваххабизм».
Также важными представляются попытки саморефлексии и самоидентификации, представленные в работах, выступлениях, публикациях и интервью русских мусульман - А. Н. (Али) Дедков , А. (Фатима) Ежова ,А. С. Кузьменко , В. С. (Али) Полосина , В. М. (Иман) Пороховой, В. А. (Харуна) Сидорова
Но из всех перечисленных современных исследователей, возможно, только В. Сидорова всерьёз интересовали вопросы, связанные с идентичностью, а не лишь мотивация, которой руководствуются русские, выбирая не православие, а ислам, стереотипно чуждый им исторически и культурно.
Проблема исследования: до сих не проводились исследования, направленные на изучение своеобразия и идентичности русских мусульман.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что русские мусульмане являются носителями особой этнорелигиозной идентичности
Объект исследования: русские мусульмане России Предмет исследования: своеобразие и составляющие идентичности русских мусульман г. Красноярска
Цель исследования: выявить своеобразие и составляющие идентичности русских мусульман на примере г. Красноярска Задачи:
1. Провести анализ теоретико-методологических подходов к пониманию этнической, культурной и религиозной идентичностей.
2. Провести анализ своеобразия этнорелигиозной группы русских мусульман в России.
3. Провести анализ самоидентификации русских мусульман на примере г. Красноярска.
Методологические основы исследования:
В ходе исследования и изучения проблематики, связанной с этнорелигиозной идентичностью русских мусульман в современной России были использованы общенаучные методы: описание, анализ, сравнение, аналитический обзор, глубинные интервью с респондентами из числа русских мусульман г. Красноярска, а также экспертные интервью со специалистами, занимающимися изучением русских мусульман.
В качестве теоретической основы данной работы послужила теория культурной травмы польского социолога П. Штомпки.
Структура бакалаврской работы:
Квалификационная работа состоит из введения, в котором обозначена проблема этнорелигиозной идентификации русских мусульман. Две главы «Идентичность: сущность и виды» и «Анализ своеобразия и идентичности русских мусульман в современной России», содержащие по три и два параграфа соответственно. В первом параграфе первой главы проведён анализ этнической идентичности. Второй параграф первой главы посвящён рассмотрению культурной идентичности. В третьем параграфе первой главы представлено внутреннее содержание религиозной идентичности. Первый параграф второй главы нацелен на изучение своеобразия и составляющих идентичности русских мусульман в истории и современности страны. Во втором параграфе второй главы проведено исследование этнорелигиозной идентичности русских мусульман Красноярска. В заключении подводятся основные итоги исследования, проведённого в выпускной квалификационной работе. Библиография содержит 346 наименований.
Подводя итоги работы, следует сказать, что, несмотря на возникшие в ходе полевых исследований сложностей, поставленная в самом начале цель - выявить своеобразие и составляющие идентичности русских мусульман на примере г. Красноярска может быть определена как достигнутая.
В первой главе в каждом из трёх параграфов были рассмотрены связанные с заявленной темой виды идентичности - этническая, культурная и религиозная, и представлено их понимание в научном дискурсе.
Следует сказать, что эти три идентичности очень тесно переплетены между собой и очень непросто рассматривать такой сложный феномен как верующий человек, особенно если его этническая и культурная идентичность не совпадают с господствующей в данном обществе религиозной идентичностью, которая рассматривается как единственно приемлемая, а попытки изменить её рассматриваются как однозначное предательство своего народа.
В первом параграфе второй главы была представлена история и современность русских мусульман. Учитывая, что в отличие от похожих этнорелигиозных групп в других странах (славяне-мусульмане - бошняки, горанцы, муслимане (потуреченцы), помаки, торбеши) за всю историю России никогда не было такого, кроме начала 2000-х годов, чтобы кто-то поднимал вопрос о необходимости подобной идентификации. Несмотря на свою громкую заявленность, попытки конструирования отдельного этноса или этнорелигиозной группы в настоящее время являются маргинальными, на что было указано экспертами по время проведения интервью. Поскольку для этого нет необходимого набора условий для качественного этногенеза - компактное место проживания, браки только внутри своей группы, смена нескольких (не менее трёх) поколений, сложившиеся обычаи и традиции, сохранение ислама в качестве религии. В настоящее время всего этого нет.
Во втором параграфе была сделана попытка на основании проведения глубинных интервью на примере г. Красноярска понять, какая идентичность свойственная в настоящее время русским мусульманам. И заявленная гипотеза исследования о том, что в настоящее время русские мусульмане являются носителями особой этнорелигиозной идентичности не подтвердилась. Поскольку интервьюируемые продолжают определять свою этническую и культурную идентичности как русских, несмотря на существующее стереотипное представление о том, что именно православие является безусловным маркером русскости. А в широком смысле вообще не видят каких-то этнических и культурных рамок в отношениях, как с единоверцами, так и с другими людьми.
В первой главе в каждом из трёх параграфов были рассмотрены связанные с заявленной темой виды идентичности - этническая, культурная и религиозная, и представлено их понимание в научном дискурсе.
Следует сказать, что эти три идентичности очень тесно переплетены между собой и очень непросто рассматривать такой сложный феномен как верующий человек, особенно если его этническая и культурная идентичность не совпадают с господствующей в данном обществе религиозной идентичностью, которая рассматривается как единственно приемлемая, а попытки изменить её рассматриваются как однозначное предательство своего народа.
В первом параграфе второй главы была представлена история и современность русских мусульман. Учитывая, что в отличие от похожих этнорелигиозных групп в других странах (славяне-мусульмане - бошняки, горанцы, муслимане (потуреченцы), помаки, торбеши) за всю историю России никогда не было такого, кроме начала 2000-х годов, чтобы кто-то поднимал вопрос о необходимости подобной идентификации. Несмотря на свою громкую заявленность, попытки конструирования отдельного этноса или этнорелигиозной группы в настоящее время являются маргинальными, на что было указано экспертами по время проведения интервью. Поскольку для этого нет необходимого набора условий для качественного этногенеза - компактное место проживания, браки только внутри своей группы, смена нескольких (не менее трёх) поколений, сложившиеся обычаи и традиции, сохранение ислама в качестве религии. В настоящее время всего этого нет.
Во втором параграфе была сделана попытка на основании проведения глубинных интервью на примере г. Красноярска понять, какая идентичность свойственная в настоящее время русским мусульманам. И заявленная гипотеза исследования о том, что в настоящее время русские мусульмане являются носителями особой этнорелигиозной идентичности не подтвердилась. Поскольку интервьюируемые продолжают определять свою этническую и культурную идентичности как русских, несмотря на существующее стереотипное представление о том, что именно православие является безусловным маркером русскости. А в широком смысле вообще не видят каких-то этнических и культурных рамок в отношениях, как с единоверцами, так и с другими людьми.



