РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КРЕДИТНОГО ПОРТФЕЛЯ КОММЕРЧЕСКОЕ О БАНКА НА ПРИМЕРЕ ПАО «РОСБАНК»
Введение
1 Теоретические основы формирования кредитного портфеля коммерческого
банка 6
1.1 Сущность и классификация кредитного портфеля банка 6
1.2 Формирование кредитного портфеля банка 11
1.3 Теоретические подходы к управлению кредитным портфелем банка 16
2 Анализ системы управления эффективностью кредитных операций в
коммерческом банке 25
2.1 Мониторинг кредитного портфеля банка 25
2.2 Методика оценки эффективности и качества кредитного портфеля 31
2.3 Анализ и совершенствование процедуры предоставления кредитов в
коммерческом банке 37
3 Анализ кредитного портфеля коммерческого банка на примере ПАО
«Росбанк» 44
3.1 Организационно-экономическая характеристика ПАО «Росбанк» 45
3.2 Внедрение нового кредитного продукта и оценка его
эффективности 61
3.3 Оценка эффективности кредитного портфеля ПАО «Росбанк» 68
Заключение
Список использованных источников 76
Приложение А-Г 78-84
В экономике России, как и в экономике наиболее развитых стран, финансовый рынок начинает играть все более важную роль. В связи с ростом числа участников на финансовом рынке возрастает конкуренция, которая заставляет участников финансового рынка развивать новые услуги, сокращать затраты и увеличивать уровень своего проникновения на рынок. В этих условиях участники финансового рынка вынуждены постоянно вести поиск направлений повышения эффективности своих операций. Основную часть операций, приносящих доход, составляют активные операции (кредитование, расчетное обслуживание). В связи с тем, что в России финансовый рынок еще недостаточно развит, доминирующую роль на нем играют банки, которые выполняют наибольшее количество операций и предлагают наиболее гибкий спектр услуг.
Проблема эффективности банковской деятельности занимает одно из основных мест в современной теории и практике банковского дела. Формирующиеся тенденции на рынке банковских услуг обусловливают важность и необходимость исследования вопросов повышения эффективности банков.
Банковский сектор связан со всеми сферами экономики,обеспечивая бесперебойное функционирование системы экономических связей государства. Одним из основных условий формирования развитой и эффективной банковской системы страны является ориентация на удовлетворение потребностей реальной экономики и населения России в качественных банковских продуктах и услугах.
Ужесточающаяся конкуренция на рынке банковских услуг со стороны как традиционных участников рынка, так и новых игроков в виде финансовых компаний ограничила возможность увеличения доходности и привела к ослаблению лояльности клиентов, но в то же время стала главным стимулом поиска новых возможностей привлечения и удержания клиентов, внедрения новых технологий и разработки новых продуктов и услуг.
В свете вступления России во Всемирную торговую организацию, интеграции российской финансовой системы в мировое сообщество в условиях насыщения рынка финансовых услуг, повышения запросов и требований потребителей к банковским продуктам, обострения конкуренции в банковском секторе и прихода на рынок крупных западных банков с высокими стандартами обслуживания особую актуальность приобретает рассмотрение вопросов практического применения механизма повышения эффективности деятельности российских коммерческих банков.
На сегодняшний день, проблема привлечения клиентов является наиболее острой и насущной. Соперничество за клиента носит преимущественно неценовой характер, что заставляет банки не только менять способы ведения конкурентной борьбы, но и пересматривать в целом «пакет» банковских продуктов. Новые требования, предъявляемые клиентами к банку, обусловливают появление новых услуг и операций, которые обеспечивают круглосуточный доступ к ресурсам, максимальную скорость проведения операций, эффективное использование средств на банковских счетах, финансовое консультирование, предоставление фидуциарных продуктов.
Развитие и совершенствование механизма повышения эффективности, основанного на клиентоориентированности, способствует диверсификации клиентской базы путем привлечения клиентов различных категорий и социальных классов, достижению успешности на рынке и удержанию сильной конкурентной позиции.
Однако еще не в полной мере сложилась теоретическая база и соответствующий аналитический инструментарий, позволяющие всесторонне и адекватно описывать понятие эффективности деятельности кредитных организаций.
В данной связи изучение вопросов повышения эффективности банковской деятельности определило актуальность исследования, состоящую в необходимости научных исследований вопросов механизма повышения эффективности банковской деятельности, осмыслении новейших явлений в данном аспекте, усовершенствовании и творческом применении инструментов, соответствующих постоянно меняющимся реалиям финансово-хозяйственной деятельности.
Анализ научных трудов отечественных и зарубежных авторов по теме диссертационного исследования показывает, что проблемы эффективности функционирования коммерческих банков, становления российской банковской системы постоянно находились в центре внимания и в той или иной мере исследовались экономистами российской или иностранных экономических школ. Среди них следует назвать О.И. Лаврушина, И.В. Ларионову, Л.Н. Красавину, Е.Ф. Жукова, Ю.С. Масленченкова, Н.И. Валенцеву, Р.Г. Ольхову, Ф.Т. Алескерова, В.М. Солодкова, О.В. Ефимову, М.В. Мельник, П. Роуз, Дж. Синки, С. Канера, В. Конторовича, Р. Каплана, Д. Нортона. Важность ориентации бизнеса на клиента акцентируется в работах А. Сливоцки, Д. Моррисона, Б. Андельмана, H.A. Чижова.
Целью диссертационной работы является анализ, оценка и разработка направлений совершенствования кредитного портфеля банка. В соответствии с поставленной целью в диссертационной работе сформулированы следующие задачи:
— рассмотреть сущность и понятие кредитного портфеля коммерческого банка;
— изучить систему управления качеством кредитного портфеля;
— представить характеристику кредитной деятельности коммерческого банка;
— оценить качество кредитного портфеля ПАО «Росбанк»;
— рассмотреть процедуру предоставления кредитов в коммерческом банке;
— выявить проблемы управления качеством кредитного портфеля в ПАО «Росбанк» и способы их решения;
— провести расчет эффективности нового кредитного продукта с использованием предложенной методики расчета суммы кредита.
Предметом исследования является кредитный портфель коммерческого банка.
Объект исследования - ПАО «Росбанк».
В данной работе были использованы методы анализа данных, моделирования, прогнозирования и сравнения полученных результатов.
Информационной базой для данной работы является финансовый отчёт ПАО «Росбанк» и данные Центрального Банка Российской Федерации.
Научная новизна исследования заключается в предложении и формировании нового кредитного продукта - «кредит на образование», и в разработке формулы, необходимой для расчета суммы, которую банк может выдать клиенту при оформлении кредитного продукта «кредит на образование», оценивая его кредитоспособность.
Апробация работы и использование ее результатов.
По диссертационной теме были опубликованы статьи:
1. Оценка кредитоспособности заёмщика на примере ПАО РОСБАНК/ Проблемы современной экономики. Тезисы XXIII конференции студентов и аспирантов. 2017
2. Функции и методика анализа эффективности процедур оценки кредитоспособности заемщика банка / Проблемы современной экономики. Тезисы XXIV конференции студентов и аспирантов. 2018
Данная работа состоит из трёх глав. В первой главе исследуются теоретические основы формирования кредитного портфеля коммерческого банка. Во второй главе рассматриваются методики оценки эффективности и качества кредитного портфеля, и проводится изучение процедуры предоставления кредитов в коммерческом банке. В заключительной главе оценивается эффективность нового кредитного продукта «кредит на образование» и проводится апробация результатов исследования
Кредитные операции - основа банковского бизнеса, поскольку являются главной статьей доходов банка. Но эти операции связаны с риском невозврата ссуды (кредитным риском), которому в той или иной мере подвержены банки в процессе кредитования клиентов. Именно поэтому кредитный риск как один из видов банковских рисков является главным объектом внимания банков. Эффективное управление кредитным портфелем начинается с тщательной разработки кредитной организацией политики кредитования, которая реализуется в документ, утвержденный и периодически пересматриваемый советом директоров или правлением кредитной организации. В нем должны быть сформулированы цели и задачи при предоставлении денежных средств в части обеспечения высокого качества активов, прибыльности данного направления деятельности. Кредитный портфель - это характеристика структуры и качества выданных суд, классифицированных по определенным критериям. Одним из таких критериев, применяемых в зарубежной и отечественной практике, является степень кредитного риска. Поэтому критерию определяется качество кредитного портфеля. Анализ и оценка качества кредитного портфеля позволяют менеджерам банка управлять его ссудными операциями.
Анализ кредитного портфеля в данной работе был проведен на примере ПАО «Росбанк». Одним из приоритетных направлений деятельности ПАО «Росбанк» являются операции с розничными клиентами: принятие средств во вклады и ценные бумаги Банка, кредитование, обслуживание банковских карт, операции с драгоценными металлами, купля-продажа иностранной валюты, платежи, денежные переводы, хранение ценностей и др.
Все розничные кредиты в Сбербанке выдаются по розничной технологии, созданной для эффективной оценки кредитных рисков и обеспечения высокого качества кредитного портфеля. Данная скоринговая модель является математической моделью, которая соотносит уровень кредитного риска с параметрами, характеризующими заемщика (физическое или юридическое лицо).
В результате проведенного анализа активов ПАО «РОСБАНК» выявлено, что активы предприятия за исследуемый период уменьшились на 245442 млн. руб. или на 21,79 %. На данное уменьшение повлияло уменьшение ссуд, представленных клиентам на 13,16 %.
Что касается пассивов, не смотря на то, что практически все показатели пассива за исследуемый период уменьшились - наблюдается рост выпущенных долговых обязательств 28 на 12084 млн. руб. или на 8.27%.
Положительную динамику по сравнению с 2016 годом имеет показатель рентабельности, он вырос на 0,02 %. Рентабельность активов банка составила 0,4%, т.е. 1 рубль активов приносит 0,4 копейки дохода. В целом значения чистой рентабельности активов рассматриваемого банка соответствуют нормативам в мировой практике, согласно которой величина Р2 может быть до 4% и выше. Показатели рентабельности банка увеличиваются в динамике, что является следствием увеличения чистой прибыли. Основным фактором, обусловившим увеличение финансового результата деятельности, является опережающий рост доходов по сравнению с расходами банка.
Наблюдается снижение показателя ликвидности, что свидетельствует о необходимости получения дополнительной суммы прибыли при помощи введения новых банковских операций.
В результате анализа ПАО «РОСБАНК» по методики CAMELS комплексная оценка показала значение 2 - банк почти здоров. Полученные критические данные не имеют существенного значения. В системе управления нет критических недостатков. ПАО «РОСБАНК» развивается стабильно и может успешно преодолевать колебания в деловом мире.
На основании проведенного анализа эффективности кредитного портфеля ПАО «Росбанк» было предложен новый кредитный продукт «кредит на образование», который предоставит возможность студентам любого вуза получать образование, не думая о его финансовой стороне в течение всего времени обучения - выплаты по кредиту начинаются только после окончания вуза. Средства, соответствующие стоимости обучения, перечисляются в начале каждого семестра на счет вуза. Сумма кредита, таким образом, зависит от стоимости обучения и по желанию заемщика может изменяться. ПАО «РОСБАНК» будет предоставлять кредит в размере 14 - 22% годовых, в зависимости от срока и суммы кредитования.
В качестве уменьшения риска неплатежеспособности заемщиков по продукту «кредит на образование» была предложена методика расчета суммы кредита по разработанной формуле оценки кредитоспособности клиента.
Критерии оценки кредитоспособности зависят от таких параметров, как сумма кредита, которая нужна клиенту для обучения в институте, коэффициент проживания, который учитывает есть ли у заемщика прописка в городе, где оформляется кредит. Коэффициент поручительства зависит от наличия поручителя при оформлении кредита. Немаловажным показателем считается средний балл за обучение в школе/вузе. Последний коэффициент, коэффициент основной работы. Если заемщик имеет постоянное место работы, с официальным трудоустройством, то банк может одобрить сумму намного больше. В основном, данный коэффициент поможет увеличить сумму кредита тем заемщикам, кто получает уже второе образование и имеет постоянное место работы и стабильный доход.
Разработанная формула расчета кредитоспособности заемщика поможет решить следующие проблемы:
— повысить надежность существующей кредитной политики банка и снизить кредитный риск;
— сократить время на принятия решения банком;
— автоматизировать процесс принятия решения по клиенту.
Анализ показателей эффективности кредитного портфеля банка с учетом нового кредитного продукта, показал, что прибыль банка увеличится до 36434992 тысяч рублей, а рентабельность кредитных 8,9%, так как значительно увеличился объем выданных кредитов - на 11362000 тысяч рублей и их доходность. Причем уровень расходов по кредитным продуктам увеличится всего на 0,09%, что выше прироста уровня доходности, который предположительно составит 3,55%.Следовательно, доход от внедрения новых кредитных продуктов превысит доход по выдаче кредитных продуктов за аналогичный период прошлого года на 1968.
В настоящее время на основе качественной характеристики кредитного портфеля можно дать оценку соблюдения принципов кредитования и степени риска кредитных операций, перспектив ликвидности данного банка. Оценка качества кредитного портфеля на основе постоянного анализа, сможет позволить менеджерам банка эффективно управлять его ссудными операциями. При этом одним из необходимых элементов грамотного управления финансовым потоком коммерческого банка является поддержание конкурентной способности кредитного портфеля банка в целом и каждого отдельного кредита, в частности. То есть, по основным показателям, таким как доходность, ликвидность, степень риска, кредитный портфель банка и отдельные кредиты должны быть лучше, чем у банков-конкурентов - в этом и заключается залог успеха банка. В любом коммерческом банке состояние кредитного портфеля должно находиться под непрерывным мониторингом и постоянно улучшаться и совершенствоваться.
1. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 № 51 -ФЗ Часть 1//СЗ РФ от 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 3301
2. Федеральный Закон от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности» № 395-1 // СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492
3. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг» № 39-ФЗ // СЗ РФ от 22 апреля 1996 г. N 17 ст. 1918
4. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. «Об ипотеке (залоге недвижимости)» № 102-ФЗ//СЗ РФ от 20 июля 1998 г. N 29 ст. 3400
5. Федеральный Закон от 23 июня 1999г. «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» № 117-ФЗ// СЗ РФ, 1999, № 26, ст. 3174
6. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности
(банкротстве)» № 127-ФЗ // СЗ РФ от 28 октября 2002 г. № 43 ст. 4190
7. Федеральный Закон от 11 октября 2003 г. № 152-ФЗ
«Об ипотечных ценных бумагах»// СЗ РФ от 17 ноября 2003 г. N 46 (часть II) ст. 4448
8. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ
«О кредитных историях»//СЗ РФ от 3 января 2005 г. N 1 (часть I) ст. 44
9. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»// СЗ РФ 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3451
10. Положение Банка России от 26 марта 2004 г. N 254-П «О порядке формирования КО резервов на возможные потери по ссудной и приравненной к ней задолженности» (в ред. от 16.06.2008)
11. Арт Я. Новогодние перспективы российского банкинга: «Хрусть и пополам» // Промышленник России. 12.2009/01.2010. № 9,- С. 76 - 79.
12. Астапов K.JI. Ипотечное кредитование в России и за рубежом (законодательство и практика) // Деньги и кредит. 2004. № 4,- С.79-81.
13. Банки и банковские операции / Под ред. Е.Ф.Жукова. М.: Прогресс, 2001.-С.471
14. Банки и банковское дело: Учебник / Под ред. И.Т. Балабанова. СПб.: Питер, 2005,-С.253
15. Банковское дело / Под ред. В.И. Колесникова и Л.П. Кроливецкой. М.: Финансы и статистика , 2002,- С.464
16. Банковское дело / Под ред. Г.Н. Белоглазовой и Л.П. Кроливецкой. СПб.: Финансы и статистика, 2005,- С.592
17. Банковское дело: Справ, пособие / Под ред. Бабичевой Ю. А. М.: Экономика, 2001,- С.397
18. Банковское дело: учебник / Под ред. проф. Лаврушина О.И. 5-е изд. стер. М.: Кнорус. 2007. - С.384
19. Богданов A.A. Финансирование коммерческих кредитов: учет векселей// Банковское кредитование, 2009, № 4,- С. 15-18
20. Борисова Н.К. Инструменты повышения степени удовлетворенности клиентов розничного блока // «Банковский ритейл», 2010, № 4,- С.34-37
21. Букато В.И. Банки и банковские операции в России / БукатоВ.И., Головин Ю.В., Львов Ю.И. / Под ред. М.Х. Лапидуса. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2001,- С.368
22. Валитов Ш.М. Региональный аспект ипотечного кредитования: состояние и проблемы развития / Ш.М. Валитов, Е.Г. Кириченко // Финансы и кредит. 2004. №20. - С. 25
23. Васьков В.О. Предпосылки, принципы и пределы вмешательства государства в функционирование ипотечного рынка / В.О. Васьков // Вести. Моек. гос. пед. ун-та. 2005. - №4. - С. 256-259
24. Войткевич Н.И., Макаров В.О. Экономическая сущность и основные категории кредитного брокериджа//Вестник Самарского государственного экономического университета.- 2010,- № 7(69).- С.15-20
25. ГамзаВ.А. Денежно-кредитные ресурсы России: тенденции и перспективы / В.А. Гамза // Финансы и кредит. 2003. №9. - С. 54-60.
26. Гараган С.А., Павлов O.A. Особенности автоматизации массовой проверки благонадежности потенциальных заемщиков // Банковское кредитование. 2009. № 5. - С.27-28
27. Головин Ю.В. Банки и банковские услуги в России / Ю.В. Головин. М.: Финансы и статистика, 2005. С.416.
28. Гусева A.JI. Влияние кризиса на банковскую розницу// Банковский ритейл,- 2009. № 2,- С. 45-47
29. Дарагян A.B. Особенности развития конкурентных отношений на рынке банковских услуг / A.B. Дарагян // Экой. науки,- 2006. -№11.-С. 53-57.
30. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О. И. Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 2004. С.464
31. Дерёт X. Универсальный банк — банк будущего. Финансовая стратегия на рубеже века: Пер. с нем. М.: Международные отношения, 2001.- С.240
32. Долан Э.Д. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика: Пер. с англ. СПб.: Международные отношения, 2015,- С. 493
33. Дэвидсон Э. Секьюритизадия ипотеки: мировой опыт,структурирование и анализ/ Э. Дэвидсон, Э. Сандре ; под ред. О.М. Иванова. СПб.: Вершина, 2007. - С.591
34. Едронова В.Н., Хасянова С.Ю. Оценка рейтинга кредитной заявки // Финансы и кредит. 2002. № 7. С. 6 - 7
35. Ершов М. Банковская система и развитие российской экономики. / М. Ершов // Мировая экономика и междунар. отношения. -2005.-№ З.-С. 28-33
36. Ефимова JI. Некоторые проблемы применения законодательства о банковском кредитовании // Хозяйство и право. 2010. № 5,- С. 18-19
37. Захаров B.C. Кредит в системе управления экономикой/ Под ред. B. C. Захарова. М.: Финансы, 2004. С.227
38. Ильин И.Е. Банки и заемщики: кто кому должен// Банковский ритейл. 2009. № 2,- С.37-39
39. Инюшин C.B. Подходы к оценке рынка кредитных услуг и возможности его освоения на территории обслуживания коммерческого банка//Финансы и кредит 2005. №10 - С.15-20
40. Кидуэлл Д.С., Петерсон Р.Л., Блэкуэлл Д. У. Финансовые институты, рынки и деньги. СПб.: Питер, 2000,- С.752
41. Крупнов Ю.С. Проблемы развития ипотечного жилищного кредитования в России / Ю.С. Крупнов // Финансы и кредит. 2005. -№8. С. 17-18.
42. Кукушкин В.М. К проекту федерального закона «О потребительском кредитовании»// «Банковское право», 2011, № 1,- С.56-59
43. Лаврушин О.И. Кредит и экономический рост//Банковское дело № 1 2010. С.24-26
44. Лебковски М. Макроэкономический климат и рынок розничных услуг // Банковское дело в Москве. 2003. № 7,- С.44-46
45. Ли В.О. Об оценке кредитоспособности заемщика (российский и зарубежный опыт) // Деньги и кредит. 2005. № 2. С. 51 53
46. Лингвистический энциклопедический словарь/ под ред. В.И. Ярцева. -М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия». 2002. -С. 507
47. Липсиц И. В. Ценообразование и маркетинг в коммерческом банке.- М.: Экономист,- 2004,- С. 123
48. Мазавина Ю. Кадры для банковского ритейла//Бухгалтерия и банки, 2008, № 10,- С.36-39
49. Макроэкономическая статистика. Сводные данные
по процентным ставкам, Сайт Банка России: http:www.cbr.ru.
50. Маштакеева Д. Кризис заставил кредитных брокеров стать финансовыми консультантами http: //bankir.ru/publikacii/s/diana-mashtakeeva.
51. Миллер Р.Л., Ван-Хуз Д.Д. Современные деньги и банковское дело: Пер. с англ. М.: Инфра-М, 2000,- С.856
52. Миркин Я.М. Стратегия развития финансовой системы России: блок стимулирование модернизации экономики (банковский сектор, денежно¬кредитная политика, налоги).: М Финансовая Академия при Правительстве, 2010.- С.498
53. Моргоев Б. С. Исследование рынка банковских услуг в Российской Федерации / Б.С. Моргоев // Финансы и кредит. 2008. №11. - С. 16-18
54. Морсман Э. Кредитный департамент банка: организация эффективной работы,- М.: Альпина Бизнес Букс- 2004,- С.264
55. Мурычев A.B. Развитие розничного банковского бизнеса в регионах России//Деньги и кредит. 2004. №3 - С.27-29
56. Наумов М. Концепция создания системы экономического (кредитного) скорринга // www.bankir.ru ИБ «Аналитика». 2005. 7 июля.
57. Непомнящий A.B. К вопросу о стоимости банковских продуктов на российском рынке потребительского кредитования//Банковские услуги. -2005.- № 11.-С. 19-27
58. Новиков КБ. Банковские розничные услуги в России: источники ресурсов, переход к качественному росту/УБанковский ритейл, 2008, № 2,-
С.28-30730 состоянии рынка ипотечного жилищного кредитования в первом полугодии 2010 г. Информация cbr.ru.
59. Основы банковского дела : учеб. пособие / под ред. Г.Г. Коробова, Ю.И. Коробова. М.: Магистр, 2008. С.446
60. Основы банковской деятельности (Банковское дело) / Под ред. K.P. Тагирбекова. М.: Весь мир, 2003,- С.720
61. Отчет о развитии банковского сектора в 2009 году http: //www. cbr.ru/publ/rootgetblob. asp?docid=8669.
62. Паит И.Я. Оценка конкурентоспособности банковских продуктов на рынке корпоративного кредитования.// Банковское дело. 2009. № 11.-С. 72-76
63. Панова Е.Б. Ипотечный брокеридж в Московском регионе. Опыт оказания комплексных услуг. Ипотека в России / Е.Б. Панова // Материалы Петербургского ипотечного форума. СПб., 2006. С. 243.
64. Пенкина И. Российские банки в поисках новой стратегии и капитала//Банковские услуги. 2006. №1. - С.8-10
65. Перехожев В.А. Современные подходы к пониманию категорий «банковский продукт», «банковская услуга», «банковская операция» /В.А. Перехожев // Финансы и кредит. 2002. №21. - С. 23-31.
66. Пещанская О.В. Организация деятельности коммерческого банка: учебное пособие. М.: Инфра М, 2001. - С.320
67. Помарина Ю.П. Ипотечный брокеридж//Финансовая газета 2014, № 28,- С.З
68. Полфреман Д. Основы банковского дела / Д. Полфреман, Ф. Форд. М. : Инфра-М, 2014. С.624
69. Проект Концепции развития банковской системы России на период до 2020 года http://www.asros.ru/ru/actualdoc/ официальный сайт Ассоциации региональных банков России.
70. Рогожина H.H. Опыт зарубежных стран в области ипотечного кредитования граждан с низкими и умеренными доходами / H.H. Рогожина // Жилищное право. 2004. №2. - С. 60
71. Роуз П. Банковский менеджмент: пер. с англ. / П. Роуз. М. : Дело, 2012. С.743
72. Русанов Ю.Ю. Теория и практика риск-менеджмента кредитных организаций России. М.: ЭКОНОМИСТЕ, 2004,- С. 189
73. Рыбакова C.B. Проблемы незащищенности потребителей банковских услуг // Банковское право. 2009. № 5,- С.16-19
74. РыжиковаТ.Н. Банковский маркетинг: Учеб. пособие. М.: Радио и связь, 2001,- С. 128
75. Саркисянц A.A. Текущие тенденции развития российского банковского сектора/ Банковская сфера//Вопросы экономики. 2006,- № 10,-С.99.
76. Саркисянц А. Банковская розница: состояние и перспективы// Бухгалтерия и банки, 2009, № 8,- С.49-52
77. Сарнаков И.В. Потребительское кредитование в России: теория, практика, законодательство//Юриспруденция, № 5, 2010,- С.39-42
78. Сведения о деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по государственной регистрацииправ на недвижимое имущество и сделок с ним за первое полугодие 2010 года, www.rosreestr.ru.
79. Сергеенкова А.А. Инструмент повышения конкурентоспособности филиала коммерческого банка на локальном рынке услуг розничного кредитования// Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. 2006. Т. 72. № 17,- С. 366-376
80. Симановский А. Риски кредитных организаций и нормативы Банка России // Банковское дело в Москве. 2001. № 5,- С.56-59
81. Симановский А.Ю. Базельские принципы эффективного банковского надзора// Деньги и кредит. № 3, 2007. С.23
82. Смирнов Е.Е. Потребительское кредитование выбор законопроекта остается за парламентариями // Регламентация банковских операций. Документы и комментарии. 2008. № 3,- С.67-69
83. Смирнов Е.Е. В интересах повышения эффективности бизнес¬процессов кредитования/ Стратегия и развитие//Банковское кредитование,- 2008,- № 5,- С. 60.
84. Сошина В. Земельная ипотека начнет полноценно работать, по оптимистическому прогнозу, через пару лет, по пессимистическому -через десять // Банковское обозрение. 2009. № 9,- С.25
85. Сошина В. Дефицит на качественного заемщика // Банковское обозрение. 2008. № 8,- С.35-39
86. Структурная модернизация финансовой системы. Аналитический доклад, Институт современного развития, февраль 2010г. С. 14.
87. Субботин С. Риски интернет-технологий применительно к брокериджу // Рынок ценных бумаг 2000. №18 - С.26-35.
88. Суханов А. Источники кредитных ресурсов коммерческого банка /А. Суханов // Фин. бизнес. 2002. №2. - С. 36-39.
89. Сухов А. Ф. Экономические факторы корпоративного управления в российских банках // Деньги и кредит. 2001. № 6,- С.29-32