Введение 4
Глава 1 Корпоративные подарки в образовательных брендах для подростков как метод имиджевой рекламы 10
1.1 Имиджевая реклама как средство формирования образа и
поддержки бренда 10
1.2 Корпоративные подарки в образовательных учреждениях как метод
имиджевой рекламы 15
1.3 Анализ аналогов и трендов в сфере корпоративных подарков у
образовательных брендов за рубежом 20
1.4 Анализ аналогов и трендов в сфере корпоративных подарков у
образовательных брендов в России 24
1.5 Характеристика старшего подросткового возраста: психологические особенности и их учет при проектировании корпоративных
подарков 29
Глава 2 Разработка корпоративных подарков для школы подготовки к экзаменам «Постоянная планка» 33
2.1 Исследование сложившегося образа бренда школы «Постоянная
планка» 33
2.2 Поиск и определение актуальных, соответствующих целевой
аудитории решений 35
2.3 Разработка корпоративных подарков 38
2.3.1 Разработка новогодних украшений (игрушек и
флажков) 39
2.3.2 Разработка набора стикеров 43
2.3.3 Разработка чек-листов 44
2.3.4 Разработка патчей (тканевых вышивок) 47
2.3.5 Разработка графики для паголенка носков 50
2.3.6 Разработка набора игральных карт для игры «Мафия» 51
Глава 3 Реализация проекта в материале (изготовление и печать) и подготовка к публикации в web 55
3.1 Значимость допечатной подготовки для корректной реализации
дизайна в материале 55
3.2 Допечатная подготовка объектов бумажной полиграфии 57
3.3 Допечатная подготовка текстильных объектов (патчи, носки) 60
3.4 Послепечатная обработка объектов текстиля и бумажной
полиграфии 62
Заключение 65
Список литературы 67
Приложение А. Аналоги корпоративных подарков и айдентики в образовательных учреждениях России и за рубежом 76
Приложение Б. Результаты проектной деятельности по созданию корпоративных подарков для школы подготовки к экзаменам «Постоянная планка» 93
Приложение В. Технические особенности реализации объектов текстиля и бумажной полиграфии 127
Актуальность темы
С развитием интернета связан приход эстетически более ценных решений в разработке фирменных стилей. Дизайнеры повышают свою насмотренность, увеличивается разнообразие подходов. И если сгенерировать достойный визуальный образ компании стало гораздо проще, то вопрос креативного подхода к его поддержке по-прежнему остается довольно сложным.
Множество дизайн-бюро и маркетинговых агентств работают над образом бренда, стараясь расширить клиентскую базу и, следовательно, увеличить прибыль. Для этого привлекаются самые разные методы: имиджевые мероприятия, активное ведение социальных сетей, акционные и скидочные программы для постоянных клиентов.
В том числе, поддержать и развить образ фирмы призваны корпоративные сувениры и подарки. Разнообразные носители, которые расширяют визуальный ряд и работают на повышение лояльности клиентов. Современные технологии печати и производства позволяют создавать сувениры разнообразных видов. Вопрос усложняется, когда мы говорим об определенных сферах бизнеса, которые не имеют большого бюджета. Или же компаниях, которые не развиваются до размера крупных, и потому не имеют нужды в больших партиях, что, следовательно, повышает стоимость этого маркетингового метода. Одной из таких сфер учреждения дополнительного образования.
Учреждения дополнительного образования, такие как дома творчества, танцевальные студии, мастерские по развитию локальных талантов (шахматы, ментальная арифметика, балет и др), репетиторские школы или школы подготовки к экзаменам — чаще всего подобные фирмы остаются в размерах малого бизнеса и не имеют больших сумм на рекламные кампании.
Как пример, школа подготовки к экзаменам «Постоянная планка», о которой пойдет речь в данном исследовании, хоть и является довольно успешным проектом, на данный момент остается в рамках одного небольшого филиала.
Помимо ограниченного бюджета у подобного бизнеса есть ещё одна особенность - возраст целевой группы. Чаще всего это подростки старшего возраста. Дети в 15-18 лет уже хорошо осознают ценность предметов и при этом не нуждаются в классических бизнес-сувенирах, которые предлагаются в качестве корпоративных подарков. Появляется актуальная задача - создать ряд бюджетных корпоративных подарков, который будет отвечать запросам молодой целевой аудитории.
Проблема
В основном, многочисленные фирмы по производству корпоративных сувениров ограничиваются стандартными решениями: нанесением логотипа на офисные принадлежности (ручки, кружки, блокноты), созданием малополезных, так называемых, игровых решений - пазлы с логотипом фирмы, подвижные брелоки, настольные статуэтки-игрушки. Иногда используется нанесение на одежду - бейсболки, футболки. В большинстве случаев такие подарки оказываются непригодными к использованию, так как обладают сомнительной визуальной ценностью или не несут никакой иной функции, кроме рекламной или сувенирной. На данный момент, в области корпоративных подарков, решения, которые сочетали бы в себе бюджетность исполнения и релевантность к подростковой целевой аудитории встречаются достаточно редко.
Степень разработанности проблемы
В настоящее время корпоративный дизайн и, в частности, брендинг, является популярной темой исследовательских поисков. Это связано с развитием цифровых медиа, которые вынуждают компании расширять графический ряд своего стиля для успешного внедрения в диджитал пространства. Также это связано с уплотняющимся рынком предложений и повышением конкуренции среди фирм.
Проблематика дизайна в бизнесе находит отражение в таких работах как «Бизнес-графика» Стивена Лиска , «Redesigning Identity» Кэтрин Фишел , «Мировой брендинг: концепт, стратегия и дизайн» Хиро Минамияма и других подобных исследованиях. В этих текстах подробно рассматриваются особенности создания бизнес-айдентики и методы поисков концепта для компании.
Потребности целевых аудиторий, различающихся возрастным составом описывают, например, Джейсон Фрайд в книге «Rework» , Лукьянов О.В. в учебно-методическом комплексе «Социальная психология для не психологов»' Также, Светлана Шадрина в своем исследовании изучает подростков как целевую аудиторию, формирует основные этапы становления их как потребителей.
В более общих чертах, дизайн как деятельность изучают такие авторы как Иоганнес Иттен, Тимоти Самара, Ян Чихольд, Пол Рэнд, Эрик Шпикерманн, Юрий Гордон и другие. В их работах содержатся рекомендации по работе с графикой, шрифтом, цветом, основанные на персональном опыте и ряде собственных профессиональных исследований.
Объект исследования
Объектом данного исследования стала культура и особенности корпоративных подарков в образовательных брендах, особенности и предпочтения старшего подросткового возраста. Для успешного создания комплекса корпоративных подарков проведены исследования о том, что предпочитают получать в подарок школьники старшего подросткового возраста, какие визуальные стили приходятся им по вкусу. Также изучены аналоги в разных образовательных учреждениях России и за рубежом.
Предмет исследования
Предметом исследования выступила разработка брендированных, недорогих в производстве корпоративных подарков для школы подготовки к экзаменам «Постоянная планка». Так как на примере этой школы можно изучить особенности спроса подростковой целевой аудитории.
Цель работы
Основная цель данной работы — спроектировать ряд брендированных подарков умеренной стоимости, которыми будут поощряться ученики школы подготовки к экзаменам «Постоянная планка».
Задачи
Итого, для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Проанализировать общую ситуацию на рынке корпоративных подарков и определить их роль в создании имиджа компании;
2. Исследовать аналоги корпоративных подарков у различных образовательных учреждений и выявить популярные виды сувениров, а также часто используемые графические образы;
3. Определить особенности целевой аудитории - старшего подросткового возраста - и сформировать критерии для подбора подарков для этой группы потребителей;
4. Изучить особенности образа бренда школы «Постоянная планка» и выделить его специфику;
5. Спроектировать и реализовать корпоративные подарки для школы подготовки к экзаменам «Постоянная планка».
Методы исследования
Примененные методы исследования: социальный опрос, анализ существующих решений, интервьюирование основателей школы, аналогия, наблюдение и сравнение, моделирование, создание и анализ опытных образцов.
Теоретическая значимость
Новизна исследования заключается в поиске решений отвечающих запросам именно подросткового возраста, но при этом сохраняющих среднюю ценовую категорию. Исследование эстетических предпочтений и психологических особенностей старшего подросткового возраста составляет теоретическую значимость работы.
Практическая значимость
Практическая значимость выражается комплексом корпоративных подарков, спроектированных с учетом возрастных особенностей получателя.
Объем исследования
Исследование состоит из введения (6 страниц), трех глав (21, 21 и 10 страниц соответственно), заключения (2 страницы), списка использованной литературы (65 источников) и трех приложений (16, 31 и 3 страницы соответственно). Первая глава включает в себя теоретическое исследование, посвященное особенностям корпоративных подарков в образовательных брендах для подростков. Вторая глава описывает процесс и обоснование проектной деятельности, по созданию набора корпоративных подарков для Школы «Постоянная планка». Третья глава содержит рекомендации к реализации данного набора, описание процессов печати и пред- и пост печатной обработки. Общий объем исследования 127 страниц (76 страниц теоретического исследования и 51 страница - приложение)
В ходе выполнения данной исследовательской и практической работы получено общее представление о имиджевой рекламе, были изучены её методы, с особым вниманием - корпоративные подарки. Исследованы психологические особенности подростков старшего возраста и сформированы принципы, которые необходимо учитывать при создании объектов для данной целевой аудитории.
Дипломная работа проходила в несколько этапов, в результате которых была выполнена основная цель - разработан пул корпоративных подарков, включающий в себя: набор новогодних украшений (бумажные игрушки 5 видов и флажки 5 видов), набор чек-листов (4 шт.), набор патчей (4 шт.), графику для паголенка носков (4 шт.), набор карт для игры в «Мафию» (7 видов карт, «рубашка» и упаковка), стикерпак (26 наклеек).
В течение работы были выполнены следующие задачи:
1. Проанализирована общая ситуация на рынке корпоративных подарков - выяснено, что подарки являются эффективной частью имиджевой рекламы.
2. Исследовать аналоги корпоративных подарков у различных образовательных учреждений - был изучен зарубежный и российский рынок, в общей сумме были подробно разобраны стили и мерчендайз 10 школ.
3. С помощью текстового исследования определены особенности целевой аудитории - старшего подросткового возраста. Выделены принципы для проектирования для такой целевой аудитории.
4. Изучены особенности образа бренда школы «Постоянная планка» - сформированы характерные черты, что в последующем учитывалось при проектировании.
К финальной части исследования удалось успешно спроектировать и реализовать корпоративные подарки для школы подготовки к экзаменам «Постоянная планка». На момент завершения работы уже были реализованы набор новогодних украшений, стикерпак (как в цифровом виде, так и в бумажном), а также чек-листы.
Данная работа имеет перспективную область исследования, в частности, рассмотрение психологический особенностей иных возрастных категорий образовательных учреждений. Например, среднего или младшего подросткового возраста. С точки зрения практической части также имеется возможность развития - в расширении графического ряда и обновлении его согласна изменяющейся моде. Используя выбранные объекты проектирования можно сверстать новые визуальные образы, которые будут соответствовать обновленным трендам.
Итоги исследования могут быть использованы другими учреждениями общего и дополнительного образования с похожей целевой аудиторией, с поправкой на собственную айдентику и специфику самой организации. Также, так как возрастные психологические особенности в общих чертах не зависят от места проживания подростка, полученные принципы могут быть использованы и вне России на зарубежном рынке.
Таким образом, результат проведенной работы выполняет заложенные задачи и достигает поставленной цели, а также может быть использован для дальнейших исследований.
1. Hiro Minamiyama «World Branding: Concept, strategy and design» - Хиро Минамияма, Мировой брендинг: концепт, стратегия и дизайн // Grahic- sha Publishing Co., Ltd, 2007. - 296 с. - ISBN: 978-1-58423-283-4
2. Аакер Д. Создание сильных брендов [Текст] / Д. Аакер. — М.: Издательский дом Гребенникова, 2003. — 140 с.
3. Алексеев, А.Г., Дизайн-проектирование: учебное пособие [Текст]: А.Г. Алексеев, - 2-е изд. - М. : Издаельство Юрайт ; Кемерово : Изд-во КемГИК, 2019 - 90 с. - (Серия : Професиональное образование). ISBN 978-5-534-11134-7
4. Алешина, Л.Н. Международная торговля: учебное пособие по языку специальности (электронное издание). - С.Петербург : Златоуст, 2015. - 146 с. - (Читаем тексты по специальности ; вып.11) ISBN 978-5-86547¬633-7
5. Быстрова Т.Ю., Сувенир как элемент корпоративной культуры и бизнес-коммуникаций [Текст] : электронный журнал / Человек в мире культуры. — Екатеринбург, 2013, УДК 74.01/09.
6. Ведерникова В.И., Ведерникова Д.О., Социальное предназначение миссии компании [Текст] статья / Разработка стратегии социальной и экономической безопасности государства, Материалы IV Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. - Изд-во: Кург. гос-ая с/х академия им. Т.С. Мальцева (Лесниково) - Курган, 2018 - С. 385-388 - УДК: 338.27
7. Вилсон Д.Дж. Основы офсетной печати [Текст]: учеб. пособие / Пер. с англ. М.: Принт-Медиа, 2005, 232 с.
8. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4./ Л. С. Выготский. М.: Просвещение, 2011. 432 с.
9. Джейсон Фрайд, Дэвид Хайнемайер Ханссон Rework: Бизнес без предрассудков // Зарубежная деловая литература. - Манн, Иванов и Фербер - 2010. - 140 с. - ISBN: 978-5-00057-930-5
10. Донни О'Квин, Допечатная подготовка. Руководство дизайнера.
Справочное руководство для дизайнеров и операторов печати [Текст]: книга / Справочное руководство для дизайнеров и операторов печати
— М. : Вильямс, Hayden Books, 2003, - ISBN: 5-8459-0117-0, 0-7897¬2102-3
11. Калугин А.В. «Эстетическое воспитание подростков в организации дополнительного образования» [Текст] / М.А. Иваненко, Н.Г. Капустина; Урал. гос. Пед. ун-т. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2017
12. Кречетникова О.К. Корпоративная индивидуальность как составляющая имиджа компании [Текст] журнал / В мире научных открытий - Изд-во: ООО "Научно-инновационный центр" (Красноярск), - Дальневосточный государственный университет - Владивосток, 2010 - С. 113-116 ISSN: 2072-0831
13. Куликова Т.И. Особенности статусного положения подростков в группе сверстников [Текст] , Т.И. Куликова, ТГПУ им. Л.Н. Толстого,
— Тула, 2011, УДК 159,99.
14. Кэтрин Фишел. Redesigning Identity // Брендинг. - Rockport Pub (January 1, 2000). - 160 с. - ISBN-10 1564966240.
15. Лавренова Т.В., Чередниченко О.П. Эскизирование как неотъемлемая часть инженерной и компьютерной графики [текст] журнал / Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации - Изд-во: Перм. нац. иссл. полит-ий университет (Пермь) — Донской государственный технический университети - Пермь, 2015 - С. 581-585...65