Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Комплекс средств визуальной идентификации и композиционно-графическая модель корпоративного журнала

Работа №131535

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы95
Год сдачи2018
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Роль корпоративного издания в развитии современной организации
1.1 Сущность и типология корпоративных изданий………………………..…10
1.2 Самообучающаяся организация как передовая форма организационного развития современной компании
1.3 Корпоративное издание как инструмент внедрения принципов самообучающейся организации в компании
1.4. Обзор современных корпоративных изданий крупных российских компаний
1.5. Анализ элементов композиционно-графической модели образовательного корпоративного издания Корпоративного университета Сбербанка «EduTech»
Глава 2. Комплекс средств визуальной идентификации, тематическая концепция и композиционно-графическая модель корпоративного издания Учебного центра ПИУЦ «Сапфир»
2.1 Комплекс средств визуальной идентификации и тематическая концепция корпоративного издания для компании ПИУЦ «Сапфир»
2.2. Конкурентная среда образовательного корпоративного издания………61
2.3. Особенности композиционно-графической модели корпоративного издания Sapphire Journal
Заключение
Список литературы
Источники
Приложения


В современном мире журналистика занимает общепризнанные исключительные позиции в формировании мнения общества, исследуя и освещая разные стороны его жизни, анализируя и обобщая причины, последствия, эффекты событий в области политики, бизнеса, культуры, социологии, науки и прочих сфер. Невозможно представить то, каким было бы наше общество и наша жизнь без ее тотального влияния на ментальность и ключевые ценности людей. С.Г. Корконосенко выделяет среди прочих функций журналистики ключевую функцию интеграции составных элементов общества: «Функция интеграции, рассматриваемая не только в мировом, межгосударственном, национально–государственном, но и в региональном масштабе, нацелена на достижение в обществе духовного единства и согласия, в особенности по ключевым общественным проблемам – собственности на средства производства, личной безопасности граждан, межконфессиональных взаимоотношений. Выполнение журналистикой функции интеграции может способствовать сближению и единению дифференцированных социальных институтов, упорядочению отношений между социально–политическими деятелями (людьми, органами, государствами), а также созданию определенной социальной общности, сращиванию нескольких частей общественной системы в единое целое.»
Однако, следует помнить, что помимо «большой журналистики» существует целое направление СМИ, которое, на первый взгляд, не выглядит таким значительным и многочисленным в глазах больших масс. Речь идет о корпоративных изданиях, которые, по словам Играева Б.А., несмотря на возможно, кажущуюся немногочисленность, являются при этом самой многочисленной категорией в системе мировых СМИ и продолжают стремительно расти и развиваться .
При этом та роль, в том числе интеграционная, которую может сыграть внутреннее корпоративное издание в формировании ментальности своей аудитории (а это как правило коллектив одной компании или целого холдинга), взращивании единой, системообразующей и ресурсной корпоративной культуры сегодня явно недооценена, если говорить о возможности участия издания в глобальных изменениях в компании. Можно предположить, что корпоративное издание, в силу своих особенностей, способно значительно усилить вовлечение своей аудитории в деятельность компании и пробудить в каждом сотруднике искренний интерес к индивидуальному и общему развитию, воспринимая последнее как лично значимое. Так, по мнению Седовой Н.Н. «выпуская собственное средство массовой информации, компания формирует лояльное отношение к себе прежде всего со стороны своих работников».
Актуальность темы исследования обусловлена в первую очередь тем, что в настоящее время российские корпоративные СМИ проходят период переосмысления своей роли и назначения в компании, ищут новое место в системе, смещая при этом акценты с информационной к обучающей и интегративной роли. Здесь на первый план выступает проблема точного, ориентированного на стратегию развития компании и профессионально выверенного соответствия формы издания (которая в значительной мере определяется выбранной композиционно–графической моделью) тем задачам, которые оно призвано решить в компании. Изучение существующих на рынке примеров корпоративных СМИ крупных, прежде всего российских, компаний указывает на тот факт, что далеко не всегда на практике удается добиться подобного соответствия, в силу чего корпоративные издания могут утрачивать часть силы и эффективности воздействия на свою аудиторию.
Следует отметить, что обучающая и социально-интегративная, а также информационная роли корпоративного издания становятся определяющими, если речь идет об издании, в цели которого входит изменение корпоративной культуры и мышления в компании, взращивание в сотрудниках разных специальностей и уровней управления ценности потребности в постоянном личном развитии и образовании, поиск новых, нетривиальных способов решения проблем, нового знания и внедрения их в повседневную практику компании.
Идея приоритета ценностей обучения и саморазвития сотрудников при формировании корпоративной культуры организации нового прогрессивного типа не нова. Подобным ценностям в полной мере отвечает философия преобразования компании в так называемую самообучающуюся или компетентную организацию, принципы которой были изложены ведущими экспертами в области естественного и глубокого развития компании еще в 1970–х годах. Сегодня, в XXI веке эти идеи становятся все более и более привлекательными для компаний, всерьез задумывающихся о собственном развитии, в первую очередь для образовательных организаций, так как «многосторонний анализ проблемы существования образовательной среды в бизнес-образовании позволяет фиксировать факт высокой конкурентоспособности и эффективности работы учреждений, ориентирующихся на концепцию самообучающейся организации.» Однако помимо очевидных преимуществ при внедрении данной идеологии существует целый ряд проблем и трудностей.
Несмотря на то, что идеям прогрессивности преобразования компании в самообучающуюся организацию не один десяток лет, исследования в этой области долгое время проводились преимущественно в направлении организационного развития и управления персоналом, касаясь роли организации полноценного информационно-образовательного и социально-интегративного обеспечения процесса лишь отчасти. В период перехода компании к функционированию в новой ментальности и с новыми требованиями к персоналу именно корпоративное издание может сыграть свою существенную роль. При том условии, что его наполнение и форма будут тесно связаны с задачами перехода компании к новой форме функционирования, что может позволить решить и предотвратить многие трудности, связанные с предстоящими изменениями и сделать сам переход успешным, естественным и безболезненным.
Новизна работы состоит в том, что впервые была изучена возможность разработки корпоративного издания как инструмента осуществления перехода крупной российской компании к функционированию в соответствии с принципами самообучающейся организации и разработан пример выпуска подобного издания.
Работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость. Прикладной Инженерный и Учебный Центр «Сапфир» (далее – ПИУЦ «Сапфир») является дочерней компанией холдингов ПАО «НК «Роснефть» (далее – Роснефть) и General Electrics и позиционируется среди предприятий компании Роснефть как единый центр организации образовательных программ и иных видов обучения для сотрудников всех подразделений холдинга в целом. В настоящее время ПИУЦ «Сапфир» активно работает над задачей разработки методов внедрения на предприятиях компании Роснефть прогрессивных принципов и ценностей самообучающейся организации. Данный проект является крупным и многопрофильным, в рамках него, с учетом большого количества субъектов компании Роснефть и их высокой территориальной распределенности, поставлена задача по разработке корпоративного издания ПИУЦ «Сапфир», которое могло бы выступить в качестве общекорпоративного вдохновителя и проводника планируемых преобразований. В настоящее время, как показывает проведенное исследование, среди существующих корпоративных изданий российских компаний нет примера, который бы в высокой степени отвечал предъявляемым к нему с учетом указанной выше роли требованиям. В связи с этим руководством ПИУЦ «Сапфир» поставлена задача разработать совершенно новую концепцию и внешний вид издания, созвучного ценностям самообучающейся организации.
Объектом исследования выступают особенности визуальной организации и контента корпоративного издания.
Предмет исследования – тематическая концепция и композиционно-графическая модель периодического корпоративного издания образовательно-информационной направленности.
Цель исследования – разработать тематическую концепцию и композиционно-графическую модель периодического корпоративного издания образовательно-информационной направленности с учетом особенностей стратегии развития ПИУЦ «Сапфир».
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть ключевые понятия, характеризующие корпоративные издания, типологию корпоративных изданий и сделать вывод о преобладающей на практике роли корпоративных изданий в жизни компаний;
2) Изучить целесообразность использования корпоративного издания как инструмента внутреннего развития компании в соответствии с принципами самообучающейся организации;
3) Изучить особенности визуальной идентификации и композиционно-графической моделей существующих корпоративных изданий.
4) Разработать тематическую концепцию и создать композиционно-графическую модель с элементами визуальной идентификации разделов периодического корпоративного издания образовательно-информационной направленности.
Теоретическая база работы сформирована на основе российских и зарубежных научных работ в области корпоративных СМИ, теории коммуникаций, а также в области экономики (менеджмент, управление персоналом, управление знаниями) и образования. В теоретико–методологическую базу вошли исследования в области верстки и графического дизайна, типографики, визуального восприятия.
Основу эмпирической базы исследования составили выпуски корпоративных изданий крупных компаний, находящиеся в открытом доступе (ПАО «Газпром», ПАО «Транснефть», АО «ОЗНА», ПАО «УралСиб», General Electrics, фонд «Сколково», ПАО «Ростелеком»), несколько выпусков внутреннего издания Корпоративного университета ПАО «Сбербанк», внутренние документы и интервью с руководителями ПИУЦ «Сапфир».
Методами исследования в теоретической части стали методы сравнительного анализа, сопоставительного анализа, синтеза и обобщения. В практической части были использованы методы дискурсивно–визуального анализа, конструирования и декомпозиции.
В качестве организации, на базе которой и в целях которой было проведено исследования, выступил ПИУЦ «Сапфир». В настоящее время компания, помимо основных технических и образовательных задач решает задачу внедрения в холдинге принципов самообучающейся организации.
Структуру работы составили введение, две главы и заключение, а также список использованной литературы, источников и приложения. Приложение условно делится на две части: первая иллюстрирует исследовательскую работу, вторая – практическую (развороты корпоративного издания для ПИУЦ «Сапфир»).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современном мире роль информации растет вместе с ее хаотичностью и неоднородностью. И человек, намеренный заняться своим развитием, вынужден изучить и переработать массу, в том числе ненужной, информации. При этом, если в случае сугубо личностного развития выбор ресурсов и времени на процесс отбора качественной информации и ее усвоения остается за человеком, то в случае крупного бизнеса компания не может себе позволить тратить ресурсы на хаотическое развитие своего персонала. В связи с этим, в рамках задачи повышения качества трудового ресурса компании, повышения эффективности ее деятельности и укрепления здоровой внутренней корпоративной культуры, на первый план выходит создание единого образовательного источника, который бы помимо предоставления обучающей информации мотивировал каждого сотрудника организации к направленному личностному развитию и профессиональному росту вместе с компанией и по заданным корпоративным приоритетам. Именно «рост объемов информации в мире <…> вызывает потребность в сегментации информационных потоков, в их специализации, что приводит к возникновению целевых форм коммуникации, в том числе специализированной, локальной корпоративной информации» . Для этих целей было бы незаменимым умное, компетентное и вдохновляющее корпоративное издание, разработанное профессионально и с высокой мерой осознания целей.
Этот подход к роли и значению корпоративного издания был положен в основу данного дипломного исследования, в ходе которого была предпринята попытка разработать корпоративное издание смешанного типа, где на первый план выходят информационная, образовательная и социально-интегративная функции. Его ключевыми задачами должны стать информирование, обучение и стимулирование читателя к саморазвитию и самообучению, к формированию у него ценностей корпоративного единства и личностного развития, неразрывно связанного с развитием компании.
Исследование проводилось на базе Учебного центра ПИУЦ «Сапфир» компании ПАО «НК «Роснефть», принявшей в качестве перспективной стратегии организационного развития концепцию самообучающейся организации.
В ходе исследования были изучены существующие корпоративные издания российских компаний, особое внимание было уделено критическому анализу издания Корпоративного университета Сбербанка, как наиболее близко соответствующему по своим целям и задачам изданию Учебного центра ПИУЦ «Сапфир». Можно отметить, что ни одно из рассмотренных корпоративных изданий не выражает четкого приоритета образовательных функций над информационными, развлекательными, а также функциями PR и РR и не претендует на роль корпоративного интегратора в области организационного развития компании.
В ходе выполнения дипломной работы были выполнены следующие задачи: рассмотрены ключевые понятия, характеризующие корпоративное издание, их типология, сделан вывод об отсутствии у российских компаний единого подхода к определению их роли и формата; методом анализа и сопоставления функций журналистики и принципиальных ценностей самообучающихся организаций был сделан вывод о способности корпоративных СМИ выполнять функцию обеспечения прогрессивных изменений в характере управления организацией; были изучены и критически проанализированы особенности визуальной идентификации и композиционно-графической модели целого ряда корпоративных изданий, включая близкое по целям издание Корпоративного университета Сбербанка EduTech и в итоге была сформулирована тематическая концепция и создана композиционно-графическая модель с элементами визуальной идентификации разделов журнала Sapphire Journal в соответствии с актуальными задачами, стоящими перед Учебным центром ПИУЦ «Сапфир» и холдингом Роснефть в целом.
В тематической концепции издания заявлен ряд разделов, которые могут изменяться в следующих номерах, однако разделы Лектор, Аналитика и Корпорация остаются в каждом выпуске. Цели и задачи Учебного центра, а также особенности его деятельности и особенности стратегии развития Роснефти диктуют необходимость наличия некоторых характерных черт корпоративного издания, которые, в свою очередь, оказали влияние на тематическую концепцию издания. Специфика сложившейся ситуации является причиной необходимости создания средства визуальной идентификации Учебного центра как особого направления деятельности ПИУЦ «Сапфир», которым и является корпоративное издание Sapphire Journal. В созданном в результате работы корпоративном издании, при сохранении особенностей фирменного стиля ПИУЦ «Сапфир», в композиционно-графической модели также присутствуют иные визуальные элементы, которые работают как визуальные идентификаторы Учебного центра как отдельного, особого направления деятельности ПИУЦ «Сапфир».
Теоретическим результатом работы стал вывод о безусловной перспективности использования возможностей корпоративного издания для внедрения принципов компетентной организации в компании, практическим – композиционно-графическая модель с элементами визуальной идентификации корпоративного издания Sapphire Journal, разработанная для Учебного центра ПИУЦ «Сапфир» компании ПАО «НК «Роснефть» с учетом текущих требований к контенту и формату издания, а также с учетом перспективных задач и расширения аудитории издания. Пример выпуска данного издания представлен в Приложении 3.
В заключение следует отметить, что поднятая тема разработки композиционно-графической модели корпоративного издания смешанного типа, направленного на внедрение в крупной компании принципов работы самообучающейся организации, стимулирование сотрудников к саморазвитию и коллективному обучению намного превосходит рамки бакалаврской дипломной работы и может стать темой развернутого магистерского исследования в будущем.



1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб.: Питер, 1999.
2. Витковская Н.Г. Понятие корпоративных СМИ и основные подходы к их систематизации // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева 2017. Вып. 3 Т. 2 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-korporativnyh-smi-i-osnovnye-podhody-k-ih-sistematizatsii (Дата обращения 19.03.2018)
3. Гайсельхарт, Хельмут. Обучающееся предприятие в XXI веке. Пер. с немецкого Маловой Н.В. Духовное познание, 2004.
4. Голомбински К., Хаген Р. Добавь воздуха! Основы визуального дизайна для графики веб и мультимедиа. СПб., 2013.
5. Дегтяренко Д.К. Корпоративные издания в России. Виды, функции, задачи // Среда. Вып. 8–9. 2002
6. Идрисова А.Р. Понятие самообучающейся организации. // Вестник Вятского государственного университета. 2009. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ponyatie-samoobuchayuscheysya-organizatsii (дата обращения 27.03.2018)
7. Играев Б.А. Корпоративные издания: типологические и профильные особенности // Известия Тульского государственного университета. 2011. Вып. 3-1.
8. Каргина Н.Н. Самообучающаяся организация как модель проектирования инновационной модели образовательной организации. // Universum: психология и образование. Вып. 3 (33). 2017. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/v/samoobuchayuschayasya-organizatsiya-kak-kontseptualnaya-model-proektirovaniya-innovatsionnoy-modeli-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения 27.03.2018)
9. Кнабе Г.А., Энциклопедия дизайнера печатной продукции. Профессиональная работа. [Электронный ресурс] URL: http://hi–edu.ru/e–books/xbook870/01/topicsw.htm (Дата обращения 27.04.2018)
10. Коняева Ю.М. Стиль образовательного корпоративного издания: интенционально-стилистический подход // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014 год. Вып. 24 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/v/stil-obrazovatelnogo-korporativnogo-izdaniya-intentsionalno-stilisticheskiy-podhod (Дата обращения 19.03.2018)
11. Корконосенко С. Г. Основы теории журналистики. СПб. 1995.
12. Кричевский В.Г. 25 полемических суждений не в пользу шрифтоцентризма [Электронный ресурс]
URL: https://typejournal.ru/articles/Krichevsky–Manifesto (Дата обращения 15.04.2018)
13. Кричевский В.Г. Идеальный дизайн. М., 2012.
14. Кричевский В. Типографика в терминах и образах. М., 2000
15. Лапина Е.В. Корпоративная пресса в поиске места под солнцем // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2009 Вып 4 Т. 15 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/v/korporativnaya-pressa-v-poiske-mesta-pod-solntsem (Дата обращения 19.03.2018)
16. Лапицкая Л.В. Конкурентный анализ и маркетинговое исследование: соотношение понятий и аналитических процедур проведения // Ульяновский государственный университет. [Электронный ресурс] URL: http://economics.open-mechanics.com/articles/619.pdf (дата обращения 09.03.2018)
17. Малышкин Е. В., Мильчин А. Э., Павлов А. А., Шадрин А. Е. Настольная книга издателя. М., 2004.
18. Мишель А. Картер. Современный дизайн газет. М., 1995.
19. Мясников И.Ю. Экспериментальное применение методики проблемно-ориентированного моделирования корпоративного издания. // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2010. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnoe-primenenie-metodiki-problemno-orientirovannogo-modelirovaniya-korporativnogo-izdaniya (Дата обращения 19.03.2018)
20. Основы медиабизнеса: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. 075 Е. Л. Вартановой. — М.: Аспект Пресс, 2009.
21. Педлер, М. Практика обучения действием / М. Педлер, Р. Реванс, Р. Лессем, и др.; Под ред. М. Педлера; Пер. с англ. под ред. О. С. Виханского. – М.: Гардарики, 2000.
22. Петропавловская Ю.А. Особенности создания концепции корпоративного издания. // Вестник Кемеровского государственного университета. Вып.2-4 (62). 2015. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sozdaniya-kontseptsii-korporativnogo-izdaniya (Дата обращения 19.03.2018)
23. Посадсков А.Л. Корпоративная пресса современной России: феномен и казусы. Журнал: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История. Филология. 2012 год. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korporativnaya-pressa-sovremennoy-rossii-fenomen-i-kazusy (Дата обращения 19.03.2018)
24. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебник / М: Аспект Пресс, 2009. 351с. [Электронный ресурс] URL: http://www.hi–edu.ru/e–books/xbook714/01/part–004.htm (Дата обращения 23.03.2018)
25. Романенко С.Н. Маркетинг: учебник. – М. Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006.
26. Ромашова И.Н. Корпоративные СМИ как новые медиа. // Коммуникативные исследования. Вып. № 3 (5). 2015. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korporativnye-smi-kak-novye-media (Дата обращения 19.03.2018)
27. Рыжикова Л.Н.Основные тенденции становления и развития корпоративных изданий в России. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. Вып. 7 (47). 2005. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-tendentsii-stanovleniya-i-razvitiya-korporativnyh-izdaniy-v-rossii (Дата обращения 19.03.2018)
28. Рыжикова Л.Н.Функции корпоративных изданий. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки Вып. 8 (63). 2006. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsii-korporativnyh-izdanii (Дата обращения 19.03.2018)
29. Рудер Э. Типографика. Руководство по оформлению. М., 1982.
30. Самара, Тимоти. Дизайн публикаций. Практикум. М., 2008.
31. Седова Н.Н. От заводских многотиражек - к корпоративным СМИ. // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены Вып. 3. 2006. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-zavodskih-mnogotirazhek-k-korporativnym-smi (Дата обращения 19.03.2018)
32. Сендж П. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающихся организаций. Пер. Васильев М. [Электронный ресурс] URL: https://www.e-reading.club/bookreader.php/112324/Senge_-_Pyataya_disciplina.pdf (дата обращения 11.02.2018)
33. Феличи Джеймс Типографика: шрифт, верстка, дизайн. Пер. с англ. и коммент. Пономаренко С.И. - СПб.: БХВ-Петербург, 2004.
34. Харроуэр, Тим. Настольная книга газетного дизайнера. Воронеж: Комсомольская правда, 1999.
35. Херлберт, Аллан. Сетка. Модульная система конструирования и производства газет, журналов, книг. М., 1982.
36. Чемякин Ю.В. Корпоративные СМИ: секреты эффективности. - Екатеринбург: Издательский дом «Дискурс Пи», 2006.
37. Чихольд Я. Облик книги. М., 1980.
Источники
1. Журнал Газпром [Электронный ресурс] URL: http://www.gazprom.ru/press/journal/journal–gazprom/ (Дата обращения: 10.03.2018)
2. Сайт Корпоративного университета Газпрома [Электронный ресурс] URL: http://www.gazprom.ru/press/news/2006/october/article55874/ (Дата обращения: 10.03.2018)
3. Журнал Трубопроводный транспорт нефти ТТН [Электронный ресурс] URL: http://transneft.ru/customers/ (Дата обращения 10.03.2018)
4. Журнал Уралсиб [Электронный ресурс] URL: https://www.uralsib.ru/bank/corpnews/index.wbp (Дата обращения 10.03.2018)
5. Журнал SKReview [Электронный ресурс] URL: http://sk.ru/news/skreview/ (Дата обращения: 10.03.2018)
6. Газета Вестник Ростелекома [Электронный ресурс]
URL: https://www.rostelecom.ru/press/corp_smi/newspaper/2018/(Дата обращения: 10.03.2018)
7. Журнал РостелекомPRO [Электронный ресурс]
URL: https://www.rostelecom.ru/press/corp_smi/magazine/(Дата обращения: 10.03.2018)
8. Сайт Корпоративного университета Сбербанка [Электронный ресурс]
URL: http://www.sberbank–university.ru/ru/ (Дата обращения 05.03.2018)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ