Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Работа №180123

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

Государственное и муниципальное управления

Объем работы94
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
Введение 2
Глава 1 Методы и опыт проведения социологических исследований субъектов малого и среднего предпринимательства 8
1.1. Развитие предпринимательства как государственная задача -
1.2. Методологии проведения социологических исследований 20
1.3. Анализ лучшей практики проведения социологических исследований мнения
предпринимателей в регионах РФ 31
Глава 2 Развитие предпринимательства в Томской области 35
2.1. Институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в системе поддержки
малого и среднего бизнеса в Томской области -
2.2. Программа социологического исследования проблем открытия собственного дела при
получении государственной поддержки 40
2.3. Результаты исследования и рекомендации по совершенствованию программ
развития предпринимательства в Томской области. 45
Заключение 53
Список использованных источников 55
Приложения 61


Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, согласно Конституции Российской Федерации [1].
История развития бизнеса в России берет свое начало с 80-х годов прошлого века. Во многом на формирование бизнес-сообщества повлияла деятельность таких субъектов как научно-технические центры, производственно-хозяйственные объединения, комсомольские и партийные объединения. Несмотря на то что эти структуры номинально не были самостоятельными, именно из них вышло большинство первых предпринимателей.
«Перестройка» открыла много возможностей для предприимчивых людей из-за радикальных политических, социальных и экономических изменений, которые произошли в то время в стране. У любого появилась возможность открыть свой бизнес. Возникли такие формы малых предприятий как кооператив, предпринимательские объединения и ассоциации участников кооперативного движения. Форма кооператива быстро завоевала популярность и вскоре кооперативы появились практически в каждом российском городе. Создание Союза менеджеров СССР также датируется этим периодом; многие бизнесмены были включены в его состав.
Очевидно, что для подобных экономических образований требовалось собственное законодательство, которого не было. В сложившихся условиях предприниматели были вынуждены самостоятельно защищать свои права и интересы перед чиновниками, организовывать публичные выступления в средствах массовой информации и так далее. Некоторые баллотировались в депутаты. Все это привело к объединению, интеграции в предпринимательской среде. Началось формирование отраслевых предприятий в различных областях (сельское хозяйство, наука, торговля). В 1990 году был создан Российский союз совместного предпринимательства, в 1991 году - Аграрный союз. Появляются первые товарищества, открытые акционерные общества, и кооперативы, причем немалую роль в их организации играли кооперативы и районные исполнительные комитеты.
В начале 1990-х годов начался процесс перераспределения государственной собственности - приватизация государственных предприятий. Это привело к укреплению молодого российского бизнеса, поскольку государственные предприятия стали неконкурентоспособными.
Тем не менее, период 1992-1993 годов принес ряд испытаний для предпринимательства. Из-за высокой налоговой нагрузки бизнес стал «серым». Многие предприятия использовали «черную» кассу и двойную бухгалтерию. В сфере бизнеса начинается развитие теневой экономики.
В дальнейшем развитие бизнеса сказалось на российской экономике в целом. Тогда как как в советское время приоритеты экономического развития были отданы высокотехнологичным, наукоёмким отраслям, в свою очередь 90-е годы выдвигали торговое посредничество на передний план, отдалившись от национальных направлений к приоритету личной выгоды.
Кризисная политическая ситуация в России в 1991-1993 годах, сопровождавшаяся экономическим коллапсом, привела к радикальному изменению ориентиров предпринимательства. Отныне российский перспективный бизнес стал прежде всего коммерческим бизнесом. Предприятия, которые не смогли вовремя перестроиться, были безжалостно сметены. В эпоху новой рыночной экономики торговля стала основным видом деятельности частных предприятий.
Первые правовые инструменты, регулирующие предпринимательскую деятельность, появляются после 1993 года вместе с определенным подъемом в развитии частного экономического сектора. Именно тогда создается Гражданский кодекс [22].
Новая законодательная политика по развитию российского бизнеса появилась в 1998 году. Требования к частным предприятиям становятся все более строгими; регистрация требует прохождения много бюрократических барьеров и различных фондов (Обязательного медицинского страхования, Пенсионный и пр.).
В настоящее время государственная политика, направленная на укрепление позиций и формирование бизнеса в России совершила новый поворот. Принимаются меры по сокращению бюрократических процедур, что должно облегчить как регистрацию, так и повседневную жизнь предпринимателей.
Обращая внимание на Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" - Правительству Российской Федерации при реализации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации национального проекта в сфере развития малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы обеспечить в 2024 году решение следующих задач:
• улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, включая
упрощение налоговой отчетности для предпринимателей, применяющих конт-рольно- кассовую технику;
• создание цифровой платформы, ориентированной на поддержку производственной и сбытовой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;
• совершенствование системы закупок, осуществляемых крупнейшими заказчиками у субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;
• упрощение доступа к льготному финансированию, в том числе ежегодное увеличение объема льготных кредитов, выдаваемых субъектам малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;
• создание системы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в том числе инфраструктуры и сервисов поддержки, а также их ускоренное развитие в таких областях, как благоустройство городской среды, научно-технологическая сфера, социальная сфера и экология;
• модернизация системы поддержки экспортеров, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, увеличение доли таких экспортеров в общем объеме несырьевого экспорта не менее чем до 10 процентов;
• создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации;
• обеспечение благоприятных условий осуществления деятельности самозанятыми гражданами посредством создания нового режима налогообложения, предусматривающего передачу информации о продажах в налоговые органы Российской Федерации в автоматическом режиме, освобождение от обязанности представлять отчетность, а также уплату единого платежа с выручки, включающего в себя страховые взносы.
Достижение целей развития, успешная модернизация экономики и социальной сферы предполагает выстраивание эффективных механизмов взаимодействия между бизнесом и государством, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов бизнеса и различных социальных групп общества при выработке и проведении социально-экономической политики [4].
Рыночная экономика — это уникальный механизм взаимодействия государства и бизнес-сообщества. Развитие предпринимательства является одним из приоритетов органов власти на федеральном и региональном уровнях, в том числе стимулирование предпринимательской активности населения для развития малого и среднего бизнеса. Для обеспечения конкурентоспособности российского бизнеса на мировых рынках возникает необходимость в разработке механизмов поддержки и создании благоприятных условий для развития бизнеса. Взаимодействие бизнеса и власти должно развиваться в оптимальных для рыночной экономики формах и направлениях [45].
• создание непосредственно инфраструктуры экономической системы, обеспечение благоприятных условий эффективного функционирования экономики;
• размещение государственных и муниципальных заказов;
• институционализация лоббистской деятельности структур бизнеса;
• институциональное оформление корпоративного сектора и т.д.
Малый и средний бизнес играет ключевую роль в развитии рыночной экономики. Сектор малого и среднего бизнеса способствует быстрому созданию новых рабочих мест и, как следствие, решению проблемы занятости населения [25]. Малый бизнес в рыночной экономике является ведущим сектором, который определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малых предприятий приходится 60-70 процентов валового национального продукта. Поэтому абсолютное большинство развитых стран всемерно поощряет деятельность малого бизнеса [51].
Исходя из вышеизложенного, логична необходимость государственной поддержки малого и среднего бизнеса.
Актуальность данной работы обусловлена недостаточной результативностью государственных программ поддержки малого и среднего бизнеса. Свидетельством этого служат показатели численности получателей поддержки из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенном на официальном интернет-ресурсе «Малый и средний бизнес Томской области» (mb.tomsk.ru) [48]. Так, в период с 30.11.2015 по
15.11.2018 года государственную финансовую поддержку получили всего 28 субъектов малого и среднего бизнеса. Согласно данным, приведенным на портале уполномоченного по защите прав предпринимателей Томской области, в конце 2018 года помощь получили 821 предприниматель, обращая внимание на то, что по данным ФНС по состоянию на 10.12.2018, общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Томской области составило 43673 единиц [15], вследствие чего напрашивается вывод том, что действующие в настоящее время программы, мало интересны, либо недоступны весомой части предпринимателей Томской области, исходя из чего, вытекает их недостаточная результативность [48].
Анализируя представленные выше данные показатели, можно сделать вывод о недоверии предпринимателей к государственной власти . Например, фирма, работающая в секторе сезонных туристических услуг, не может воспользоваться мерами по поддержке бизнеса, поскольку очевидным образом скрывает схемы финансово-экономического функционирования.
Имеют место многочисленные случаи, когда действительно экономически устойчивые и даже развивающиеся предприятия годами показывают нулевую прибыль и таким образом, выражаясь словами представителей контрольно-надзорных органов, «существуют вопреки законам самого бизнеса», что оправдывается нежеланием либо неготовностью платить необоснованно высокий налог на прибыль [7].
Исходя из сказанного выше, бизнес-сообщество в иной раз предпочтёт полностью положиться на собственные силы и ресурсы, нежели решит обратиться за поддержкой к государству.
Цель данной работы - разработать рекомендации по повышению эффективности государственной поддержки малого и среднего бизнеса на примере аппарата бизнес- омбудсмена Томской области.
К основным задачам данной работы следует отнести:
• Определить понятия предпринимательство и малый бизнес, описание их ролей в обществе;
• Проанализировать статус, задачи и практику деятельности института уполномоченного по правам предпринимателей в РФ;
• Провести анализ деятельности аппарата бизнес-омбудсмена Томской области и
отраслевых документов: регламентов, федеральных и местных законов о
предпринимательстве;
• Провести анализ проводимых государственными органами социологических исследований субъектов малого и среднего бизнеса;
• Разработать и провести социологическое исследование с целью оценки мнения предпринимателей касаемо государственной поддержки;
• Сформулировать рекомендации по совершенствованию программ развития предпринимательства в Томской области.
Объектом работы является процесс государственного регулирования малого и среднего бизнеса.
Предмет работы - оценка со стороны субъектов бизнес-сообщества деятельности, связанной с разрешением возникших сложностей во взаимоотношениях с государственными органами, аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области.
Методами, используемым при написании данной работы, являются анализ документов и государственных программ, глубинное интервью.
Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава 1 посвящена методам и опыту проведения социологических исследований субъектов малого и среднего предпринимательства, в частности, развитию предпринимательства как государственной задачи, методологиям проведения социологических исследований, а также анализу лучшей практики проведения социологических исследований мнения предпринимателей в регионах Российской Федерации.
В главе 2 рассмотрено развитие предпринимательства в Томской области, а именно институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в системе поддержки малого и среднего бизнеса в Томской области, программа социологического исследования проблем открытия собственного дела при получении государственной поддержки, а также результаты исследования и рекомендации по совершенствованию программ развития предпринимательства в Томской области.
В заключении были сформулированы общие выводы о проделанной работе.
В приложении представлены: Анкета, использовавшаяся для составления
аналитического отчета по результатам опроса предпринимателей по вопросам оценки уровня административной нагрузки на бизнес, а также транскрипт, полученный в результате проведенного глубинного интервью.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Малый и средний бизнес в Российской Федерации, будучи новым экономическим явлением, в настоящее время состоялся и является важнейшим способом ведения предпринимательской деятельности. Малые и средние предприятия — это 5,6 миллионов субъектов предпринимательства, рабочие места для 18 миллионов граждан. Около одной пятой валового внутреннего продукта Российской Федерации. Во многих регионах Российской Федерации треть или более валового регионального продукта создается такими организациями. Сектор малого бизнеса сосредоточен в основном в сфере торговли и коммунальных услуг. Средние предприятия больше представлены в областях с более высокой добавленной стоимостью - в сфере производства, строительства и сельского хозяйства.
В Российской Федерации сформированы правовые и институциональные основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Реализуется ряд масштабных программ финансовой поддержки, в рамках которых предприниматели во всех регионах страны имеют возможность получить субсидию на возмещение деловых расходов, микрозаймы, гарантию кредита или кредит на льготных условиях. Для малых предприятий предусмотрены специальные налоговые режимы для оптимизации системы учета и уплаты налогов. Были приняты меры по расширению доступа малых предприятий к закупкам товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд компаний с государственным участием, включая установление квот на эти закупки. В субъектах Российской Федерации сформирована сеть организаций, формирующих инфраструктуру информационной, консультационной и имущественной поддержки предпринимательства.
В данной работе были разработаны рекомендации по повышению эффективности государственной поддержки малого и среднего бизнеса на примере аппарата бизнес- омбудсмена Томской области, а так же были определены понятия предпринимательство и малый бизнес, описание их ролей в обществе, изучен статус, задачи и практику деятельности института уполномоченного по правам предпринимателей в РФ, проведен анализ деятельности аппарата бизнес-омбудсмена Томской области и отраслевых документов: регламентов, федеральных и местных законов о предпринимательстве, составлена программа и проведено социологическое исследование с целью оценки мнения предпринимателей касаемо государственной поддержки и разработаны рекомендации по совершенствованию программ развития предпринимательства в Томской области.
На основании проведенной работы, для повышения эффективности государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, помимо формального анкетирования о уровне административной нагрузки, мы рекомендуем проведение глубинных интервью, с целью выявления внутренних проблем субъектов малого и среднего предпринимательства, которые могут быть упущены при проведении массового исследования, что поможет внести более обоснованные и актуальные правки в существующие программы поддержки малого и среднего предпринимательства и как следствие повысить их эффективность.



1. Конституция Российской Федерации: принята 12 дек. 1993 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система. - Электрон. дан. - 2019. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.12.2018).
2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс] // федеральный закон Рос. Федерации от 24.07.2007 № 209-ФЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.05.2019).
3. Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон Рос. Федерации от 07.03.2013 № 78- ФЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - 2019. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 13.05.2019).
4. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]: указ Президента Рос. Федерации от 07.05.2018 № 204 // rg.ru: Российская Газета - Электрон. Дан. - URL: https://rg.ru/2018/05/08/president-ukaz204-site-dok.html (дата обращения 17.05.2019).
5. О долгосрочной государственной экономической политике [Электронный ресурс]: указ Президента Рос. Федерации от 07.05.2012 № 596 // kremlin.ru: - Электрон. Дан.
- URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15232 (дата обращения 13.05.2019).
6. Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Томской области [Электронный ресурс]: закон Томской области от 06.09.2016 № 242-ОЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - 2019. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 13.05.2019).
7. Об утверждении государственной программы «Развитие предпринимательства в Томской области» [Электронный ресурс]: постановление Администрации Томской области от 12.12.2014 № 492а // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - 2019.
- URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 18.05.2019).
8. Актуальные проблемы взаимоотношения власти и малого
предпринимательства [Электронный ресурс] // sworld.com.ua: Сборник научных трудов - Электрон. Дан. - URL: https://www.sworld.com.ua/konfer26/245.pdf (дата обращения 11.05.2019).
9. Анкетирование как метод получения социологической информации [Электронный ресурс] // Grandars.ru: энциклопедия экономиста - Электрон. дан. - URL: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/anketirovanie.html (дата обращения 11.05.2019).
10. Аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателе в по в Алтайском крае [Электронный ресурс] // ombudsmanbiz22.ru: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Алтайском крае Нестеров Павел Аркадьевич - Электрон. дан. - URL: https://ombudsmanbiz22.ru/pages/77 (дата обращения 11.05.2019).
11. Бизнес как экономическая категория [Электронный ресурс] // Grandars.ru:
энциклопедия экономиста - Электрон. Дан. - URL:
http://www.grandars.ru/college/biznes/biznes.html (дата обращения 17.05.2019).
12. Власть и бизнес. Аналитика [Электронный ресурс] // stolicaonego.ru: - Электрон. Дан. - URL: https://stolicaonego.ru/analytics/biznes-esche-dolgo-ne-smozhet-doverjat- gosudarstvu/ (дата обращения 24.12.2018).
13. Виды и программы государственной поддержки малого бизнеса [Электронный
ресурс] // Posobie-help.ru форум - Электрон. Дан. - URL: http://posobie-
help.ru/subsidii/business/programmy-gosudarstvennoj-podderzhki.html (дата обращения
10.05.2019).
14. Доклад Президенту РФ [Электронный ресурс] // ombudsmanbiz.ru: Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей - Электрон. Дан. - URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/ (дата обращения 17.05.2019).
15. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] // nalog.ru: Федеральная налоговая служба- Электрон. Дан. - URL: http :// https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения 20.05.2019).
..53


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ