Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности самоактуализации руководителей с разными ценностно-смысловыми ориентациями личности

Работа №180033

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы88
Год сдачи2019
Стоимость5800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения самоактуализации руководителей с разными ценностно-смысловыми ориентациями личности
1.1. Теоретические подходы к изучению ценностно-смысловых ориентаций в отечественной и зарубежной психологии
1.2. Теоретический анализ проблемы самоактуализации личности
руководителя в психологии ///
1.3. Личность руководителя и его ценностно-смысловые ориентации
как предмет психологического исследования
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование особенностей самоактуализации руководителей с разными ценностно-смысловыми
ориентациями личности
2.1. Организация и методы исследования ///
2.2. Анализ результатов исследования особенностей
самоактуализации руководителей с разными ценностно-смысловыми ориентациями личности ///
2.3. Программа для психологов-практиков по социально¬
психологическому сопровождению руководителей с низким уровнем самоактуализации ///
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявления .
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных
Приложение 3. Результаты математико-статистической обработки

Актуальность проблемы исследования. Ценностно-смысловая сфера является центральным образованием личности, воздействующим на поведение человека в определенной ситуации и определяющим его направленность в жизни, помогающим человеку осмысливать свое существование и окружающие его явления, мир в целом.
Ценности каждой личности являются целым миром, со своими сложностями и противоречиями. Каждая личность дает оценку своей жизни по значимости происходящих в ней фактов, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью человек для себя считает то, что для него имеет определенную значимость, личностный или общественный смысл. Ценность -это то, что свято для человека и общества в целом, убеждения и предпочтения людей, выраженные в поведении.
Понятие и сущность термина «ценности»! рассматривали:, О. С. Анисимов, В. Г. Асеев, М. И. Бобнева, Л. П. Буева, Ф.Е. Василюк, Е.И. Головаха, А.А. Дергач, И.Н. Груздова, А.И. Донцов, О.Г. Дробницкий, Б.С. Круглов, Д.А. Леонтьев, Н.И. Непомнящая, Д. В. Пивоваров, И. Н. Семенов, Р.Х. Шакуров, Е.В. Шорохова, В.А. Ядов и др. В отечественной, психологии, понятие смысла наиболее полно освещено в трудах Б.С. Братуся, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Многие, исследователи, в том числе Ю.М. Орлов, Р.Р. Каракозов, указывают на многозначность понятия «смысл», поэтому терминологическая неопределенность самого понятия «смысл» влияет на содержание и его структуру.
Наиболее, важным, для понимания, особенностей, ценностных ориентаций руководителей явились исследования, проведенные И.С. Артюховой, Е.К. Киприяновой, Н.А. Кириловой, В.М. Кузнецовым, И.С. Коном, А.В. Мудрик, А.С. Шаровым.
Проблема самоактуализации руководителя в условиях качественных преобразований современного, российского общества] становится,
чрезвычайное актуальной, поскольку предполагает выбор, основанный на осознании ценностей жизненного пути, в том числе профессионального и карьерного] пути, придающего! жизни] смысл, и равновесие, в постоянное меняющемся, мире. На фоне происходящих социально-экономических и социально-политических явлений актуален рефлексивный подход к построению и развитию индивидуальной карьеры, осмысление своей карьерной направленности, осознанное, принятие, личностных ценностей и создание собственной системы ценностных и смысложизненных ориентаций. Значимость изучения психологических особенностей развития самоактуализации, руководителя] состоит в том, что знание собственных ценностно-смысловых ориентаций руководителем позволяет ему более четко наметить стратегию жизненного пути и оценить успехи, достигнутые в ходе ее реализации, что в свою очередь будет способствовать продвижению на пути самоактуализации.
Таким образом, в контексте постоянно возникающих новых запросов рынка, большую роль играет соотнесение ценностно-смысловых ориентаций в карьере с психологическими особенностями личности руководителя, в частности, самоактуализацией, что выступает, как факторе развития, карьеры! и развития личности, руководителя.
Проблема нашего исследования - каковы особенности самоактуализации личности руководителей с разными ценностными ориентациями ?
Объект исследования - самоактуализация личности руководителей.
Предмет исследования - особенности самоактуализации личности руководителей с разными ценностно-смысловыми ориентациями.
Целью] исследования - выявить особенности, самоактуализации!
личности, руководителей с разными] ценностными, ориентациями.
Гипотеза исследования: особенности самоактуализации личности руководителей с разными ценностно-смысловыми ориентациями состоят в следующем:
руководители с высоким уровнем самоактуализации ориентированы на внутренние ценности личностного роста, отличаются высоким уровнем осмысленности жизни и низкой конфликтностью ценностей; в свою очередь низкий уровень самоактуализации связан с конфликтностью ценностей, низкой осмысленностью жизни и направленностью ценностей на внешнее благополучие.
Задачи исследования:
- определить теоретические основы изучения связи самоактуализации личности руководителя и ценностно-смысловых ориентаций в отечественной и зарубежной психологии;
- изучить уровень самоактуализации руководителей;
- исследовать доминирующие ценностно-смысловые! ориентации
руководителей;
- выявить особенности самоактуализации руководителей с разными ценностно-смысловыми ориентациями;
- разработать программу для психологов-практиков по
социально-психологическому сопровождению, руководителей с низким, уровнем самоактуализации.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: системный подход, рассматривающий! ценностные, ориентации как целостную многоуровневую! систему (С.Ф. Анисимов, Л.И. Анцыферова, В.В. Белоус, В.П. Зинченко, М.С. Яницкий); психологические, концепции, ценностей и ценностных ориентаций отечественных исследователей (М.И. Бобнева, Е.А.Борковская, Б.С. Братусь, Е.И. Головаха, А.И. Донцов, Б.И. Додонов, Н.И. Непомнящая, Е.А. Подольская, В.А. Ядов и др.) и зарубежных ученых (Р. Иглехарт, X. Клагес, С. Моррис, Е. Олдемейер, М. Рокич, С. Шварц и В. Билски, Е. Шпрангер, и др.); ценностно-смысловых ориентаций личности (Д.А. Леонтьев, Б.С. Братусь, В.Э. Чудновский| и другие); основные, положения теории смысла, смыслообразования, описывающие динамику смыслового развития человека (И.В. Абакумова, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, B.K. Вилюнас, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, М.К. Мамардашвили, В.В. Сталин).
В процессе исследования были использованьи следующие! методы:
1) общетеоретические - анализ, сравнение, обобщение;
2) эмпирические - экспертные оценки, анкетный опрос, ранжирование, количественные оценки, также, использовались! мало формализованные методы: беседа, наблюдение;
3) методы качественной и количественной обработки и интерпретации данных (качественный анализ, эмпирическое обобщение). При обобщении и анализе эмпирических материалов использовался корреляционный анализ по критерию Спирмена, расчет которого производился в программе SPSS.
В качестве базовых методик были использованы следующие: методика О.И. Моткова «Ценностные ориентации»; тест СЖО (смысложизненных ориентаций) Дж. Крамбо, Л. Махолика, адаптированный Д.А. Леонтьевым; Самоактуализационный тест - САТ (авторы Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз).
Эмпирическая база исследования. Исследование осуществлялась на группе! компаний и их структурных! подразделений. Форма проведения! исследования - индивидуальная. Эмпирическим объектом нашего исследования выступили руководители организаций холдинга и структурных подразделений организации. Всего в исследовании участвовало 65 человек.
Положения, выносимые на защиту:
1. Высокий уровень самоактуализации личности связан с гармонизацией ценностно-смысловых ориентаций у руководителей. В свою очередь низкий уровень самоактуализации руководителя связан с конфликтностью ценностей, низкой осмысленностью жизни и направленностью ценностей на внешнее благополучие.
2. Психологическое сопровождение! руководителей с низким, уровнем.
самоактуализации| подразумевает развитие, активности личности, в проектировании своей профессиональной деятельности и ориентацией, в большей степени, на внутренние ценности.
Теоретическая значимость исследования. Получены новые
данные об особенностях ценностно-смысловых ориентаций личности руководителей и их самоактуализации, свидетельствующие о необходимости рассмотрения феномена ценностно-смысловых|
ориентаций, как средства развития управленческой деятельности руководителей, а также повышения уровня их самоактуализации.
Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в исследовании, могут быть использованы в психологической практике при профессиональном индивидуальном консультировании руководителей.
Они также могут быть использованы в работе со слушателями курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки как самих руководителей, так и кадровых служб различных организаций.
Надежность, обоснованность и достоверность полученных результатов диссертационного исследования обеспечивается: использованием в качестве теоретико-методологических, методических и информационных! оснований проверенных и подтвержденных практикой фундаментальных научных принципов, положений, подходов, концепций, методов, и данных отечественной и зарубежной психологии; всесторонним теоретическим и методологическим обоснованием исследовательской стратегии; анализом большого объема научной информации; развернутым и качественно выполненным! анализом! теоретических и эмпирических данных;, используемыми методиками.
Апробация результатов исследования. Результаты теоретического и эмпирического! исследования были рассмотрены, на заседании, кафедры, возрастной и социальной психологии.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, (всего, 91 страницы, без приложений), списка использованных, источников, (87 наименований) и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В нашей исследовательской работе рассматривалась проблема ценностно-смысловых ориентаций руководителей с разным уровнем самоактуализации.
В ходе исследования нам удалось выявить особенности ценностно-смысловых ориентаций руководителей с разным уровнем самоактуализации, цель работы, достигнута.
Анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что ценностно-смысловые ориентации] представляют собой диалектическое] единствот чувственного, рационального, и действенного; общесоциального] и индивидуального, в личности. Все это делает их одной из главных, «глобальных» характеристик личности, важнейшим структурным
компонентом культуры самоопределения. Ценностно-смысловые ориентации являются важнейшим компонентом внутреннего мира личности, представляющие собой индивидуальное преломление общественных ценностей, заключающиеся, в убеждениях, человека в желательности, тех или иных целей или способов поведения. Ценностные предпочтения современных руководителей очень разнообразны, многие представители управленческого корпуса находятся в ситуации неопределенности и переосмысления жизненные и профессиональных целей.
Ценностно-смысловые ориентации, определяющие] центральную] позицию, личности руководителя, представляют собой процесс, наделения, действительности субъективной значимостью и смыслом. В зависимости от этого управленческая деятельность приобретает конкретное направление.
Ценностно-смысловые ориентации] руководителей представляют собой] целостную! иерархически организованную! систему личностно, значимых ценностных и смысложизненных ориентаций.
Анкетирование, проведенное нами в ходе исследования, говорит о том, что содержание! и структура, ценностно-смысловых ориентаций руководителей имеют свои особенности, соответствующие уровню самоактуализации.
Для большинства руководителей, характерен! средний уровень,
самоактуализации.
Ценностно-смысловая ориентация руководителей обусловлена
иерархией ценностей, доминирующую позицию в которой занимают жизненные ценности и ценности межличностного общения; высоким уровнем осмысленности жизни, самомнения и самоуверенности.
Знание собственны^ ценностно-смысловых, ориентаций руководителем! позволяет ему более четко наметить стратегию жизненного пути и оценить успехи, достигнутые, в ходе ее реализации, что в свою очередь, будет способствовать продвижению на пути самоактуализации.
Высокий уровень самоактуализации в профессиональной деятельности обеспечивает руководителям высокую значимость сферы профессиональной жизни и гармонизацию! ценностно-смысловых| ориентаций. Напротив, низкий уровень самоактуализации руководителя! связан! с нереализованными! ценностями вне зависимости, имеют ли они внешнюю или внутреннюю ориентацию.
В ходе проведенного! нами корреляционного! анализа, который проводился по критерию Спирмена, были установлены статистически значимые, взаимосвязи между структурными, компонентами
ценностно-смысловых ориентаций и самоактуализации руководителей.
Психологическое сопровождение руководителей с низким уровнем самоактуализации подразумевает развитие собственного самоуважения и принятия себя, формирование способности ставить перед собой цели, которые, придают жизни, осмысленность, направленность, и временную! перспективу, активности! личности! в проектировании своей
профессиональной деятельности, самоформирование с ориентацией, в большей степени, на внутренние ценности.
Такимя образом, выдвигаемая, нами гипотеза! о том, что содержание ценностно-смысловых ориентаций руководителей в зависимости от различного, уровня самоактуализации, в профессиональной, деятельности! проявляется в следующих особенностях: для руководителей с высоким уровнем самоактуализации характерно наличие в жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, ориентированность на внутренние ценности, тогда как руководителям с низким уровнем самоактуализации свойственна негативная оценка пройденного отрезка жизни, ощущение его непродуктивности и бессмысленности, а реализация ценностей зависит от внешних факторов, подтвердилась.
Разработанная нами программа для психологов-практиков по социально-психологическому сопровождению руководителей с низким уровнем самоактуализации, поможет снять негативные установки, тревожность руководителей, проанализировать и соотнести их цели и устремления с духовно-нравственными ценностями, позволит заложить важные черты личности руководителя - самоуважение и самопринятие. На основе самоуважения личность строит свои отношения с другими. От степени самоуважения зависят и жизненные планы руководителя, которое в свою очередь влияет и на формирование их профессиональных планов. И наконец, программа поможет руководителям раскрыть свой творческий потенциал, которым наделена самоактуализирующая личность.



1. Авдеева, Т.Г. Ценностно-смысловой портрет руководителя образовательного учреждения / Т.Г. Авдеева // Альманах современной науки и образования. Серия «Педагогика, психология, социология иметодика их преподавания. - Тамбов, 2011. - С. 15-16
2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. / Б.Г. Ананьев // Издательский дом «Питер»: СПб, 2001. - С. 288
3. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы
общепсихологического анализа. / А.Г. Асмолов // Издательство «Смысл» - М,
2004. - 416 с.
4. Богачёва, И. Г. Теоретические подходы к изучению ценностно - смысловой сферы личности/ И. Г. Богачёва// Известия Российского государственного педагогического университета им. А. Герцена. № 98. - Научный журнал - Санкт-Петербург: СПб, 2009. - С. 247-252.
5. Бойков, В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян / В.Э. Бойков // Социологические исследования. - 2010. - N7. - С. 46-52
6. Братусь, Б.С. Несмотря ни на что — сказать жизни «да» (уроки Виктора Франкла) / Б.С. Братусь // Вопросы психологии. — 2005. — №3, С. 112 — 121.
7. Буравлева, Н.А. Ценностные ориентации студентов / Н.А. Буравлева // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2014. - № 6. - С. 124-129.
8. Вахромов, Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации / Е.Е. Вахромов // - М.: Международная педагогическая академия - М., 2001. - 467 с.
9. Вахромов, Е.Е. Самоактуализация и жизненный путь человека / Е.Е. Вахрамов // Современные проблемы смысла жизни и акме. - М.: ПИРАО, 2002.- С. 147-164.
10. Водяха, А.А. Ценностно-смысловые ориентации в структуре профессиональной идентичности врача / А.А. Водяха // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2010. - № 1. - С. 60-65.
11. Вебер, М. О некоторых категориях понимающей социологии /М. Вебер // Избранные произведения: Пер. с нем. Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко. — М.: Прогресс, 1990. — 808 с.
12. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк - М.: Издательствово МГУ, 2000. - С. 200.
13. Волков, Б.С. Психология юности и молодости: Учебник для вузов / Б.С. Волков - М.: Издательство Трикста, 2006. - 256 с.
14. Гаврилюк, В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) / В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз // Социол. исслед. - 2002. - №1. - С. 96-105.
15. Гарванова, М.З. Исследование ценностей в современной психологии / М.З. Гарванова // Современная психология: материалы III междунар. науч. конф. — Казань: Бук, 2014. — С. 5-20... 87


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ