ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ЕГО ПОНИМАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 18
1.1. Основные подходы к пониманию профессионального самоопределения
18
1.2. Этапы, теории и типологии профессионального самоопределения 26
1.3. Организация профориентационной работы 40
1.4. Детерминанты профессионального самоопределения 43
1.5. Выводы по первой главе 56
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 58
2.1. Категориальный аппарат исследования 58
2.2. Методическое обеспечение исследования 61
2.3. Обоснование и описание разработки методики диагностики степени
профессиональной осознанности 64
2.4. Выводы по главе 73
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 75
3.1. Исследование мотивов выбора профессии в период общего и
профессионального обучения 75
3.2. Исследование формирования профессиональной осознанности и
профессиональных установок личности в период общего и профессионального обучения 86
3.3. Исследование роли индивидуальной меры выраженности рефлексивности, самооценки и уровня притязаний в формировании профессиональной осознанности в период общего и профессионального обучения
117
3.4. Выводы по третьей главе 141
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 145
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 149
ПРИЛОЖЕНИЯ 157
ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ЕГО ПОНИМАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 18
1.1. Основные подходы к пониманию профессионального самоопределения
18
1.2. Этапы, теории и типологии профессионального самоопределения 26
1.3. Организация профориентационной работы 40
1.4. Детерминанты профессионального самоопределения 43
1.5. Выводы по первой главе 56
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 58
2.1. Категориальный аппарат исследования 58
2.2. Методическое обеспечение исследования 61
2.3. Обоснование и описание разработки методики диагностики степени
профессиональной осознанности 64
2.4. Выводы по главе 73
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 75
3.1. Исследование мотивов выбора профессии в период общего и
профессионального обучения 75
3.2. Исследование формирования профессиональной осознанности и
профессиональных установок личности в период общего и профессионального обучения 86
3.3. Исследование роли индивидуальной меры выраженности рефлексивности, самооценки и уровня притязаний в формировании профессиональной осознанности в период общего и профессионального обучения
117
3.4. Выводы по третьей главе 141
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 145
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 149
ПРИЛОЖЕНИЯ 157
Одной из фундаментальных проблем современной психологии является проблема профессионального самоопределения. На сегодняшний день она разрабатывается в рамках целого ряда направлений психологии, таких как психология труда, психология развития и возрастная психология, психология профессионального становления личности, и одновременно является предметом исследования междисциплинарного характера. Несмотря на возросшее внимание и интерес к данной тематике и большой массив теоретических и эмпирических исследований в понимании и изучении профессионального становления личности остается множество нерешенных вопросов и неисследованных задач. В частности, отсутствие единой точки зрения относительно классификации и определения детерминант выбора профессии, единого подхода к этапам и типологии профессионального становления личности, отсутствие лонгитюдных исследований проблемы, изучающих процесс профессионального становления на ранних этапах профессионализации.
С позиций социально-экономических категорий проблема профессионализации рассматривается как проблема воспроизводства кадров, формирование трудовых ресурсов нового поколения, которые становятся основой существования, становления и развития современной инновационной социально¬экономической формации. С этой стороны профессиональное самоопределение как один из важных этапов профессионализации личности был и остается значимой проблемой для любого общества, иногда приобретая международный и глобальный характер.
Не меньшую роль профессионализация в целом и профессиональное самоопределение в частности играют и для конкретного человека, не только по причине его включения в социально-экономические процессы общества или как средство выживания, но и потому, что она является средством становления, самореализации и саморазвития человека. Каждый человек на определенном этапе жизненного пути сталкивается с проблемой выбора будущей профессии.
Зачастую он не совсем адекватно оценивает свои возможности, способности, желания, и его выбор не соответствует имеющимся условиям его реализации.
Актуальные проблемы профессионального самоопределения рассматриваются в различных психологических исследованиях, как среди отечественных авторов, так и среди зарубежных. Большой вклад в решение данного вопроса внес Д. Сьюпер [58 - 60], который рассматривает
профессиональное становление человека как длительный жизненный процесс, представляющий собой один из аспектов общего развития личности.
Н.С. Пряжников [61 - 63] пришел к выводу о том, что сущность профессионального самоопределения заключается в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, а затем осваиваемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в процессе самоопределения. Таким образом, задача выбора профессионального пути много сложнее любой другой задачи.
Выбор профессии должен быть сознательным, свободным, и решение о нем должно приниматься самой личностью, точнее говоря, для индивида решение должно выступать как самостоятельно принятое, а не как навязанное со стороны. Профессиональное самоопределение является осознанным лишь в том случае, если окончательное решение о нем является результатом длительного процесса, в ходе которого субъект осознает необходимость подготовки к выбору профессии; учится оценивать свои возможности; накапливает профессиональные знания и личный опыт, на основе которых формируется самооценка; изучает мир профессионального труда и только тогда принимает решение о своем профессиональном самоопределении.
Особенный интерес для исследования носит изучение начальных этапов профессионализации личности, от стадии «оптанта» (этап сознательного выбора трудового пути) до стадии «адаптанта» (вхождение в профессию после профессионального обучения), определение детерминант и их влияния на выбор будущей профессии, а также переживание личностью профессиональных кризисов. Суть кризиса выражается в нарушении гармонии и возникающем на этой основе противоречии между разными составляющими или разными линиями развития. Во время кризиса имеющаяся структура профессиональных установок личности разрушается, перестраиваясь на более гибкую систему, меняются мотивационные основания выбора профессии, в целом изменяется уровень профессиональной осознанности личности, и все это представляет большой интерес для новых исследований в обозначенной области.
Большое количество исследований в области профессионального самоопределения личности касаются этапа освоения и изучения профессии и охватывают лишь малую часть изучаемого явления. Проведенное в данной работе эмпирическое исследование является комплексным, охватывающим процесс профессионального развития личности, начиная с момента окончания среднего общего образования, включающего момент непосредственного выбора профессии, момент поступления и окончания высшего учебного заведения, т.е. ключевой этап профессионализации личности, во время которого личностью переживаются и находят разрешение несколько профессиональных кризисов. Также отличительной особенностью данного исследования является изучение нескольких детерминант выбора профессии в едином комплексе: мотивационных оснований, профессиональных установок, профессиональной осознанности, индивидуальной меры выраженности рефлексивности, самооценки и уровня притязаний личности. Рассмотрены внутренние взаимосвязи данных детерминант, динамика их развития при переходе от общего среднего к высшему образованию, их структурная организация, а также проанализированы причинно-следственные связи между психологическими характеристиками и общим уровнем профессиональной осознанности.
Актуальность проблемы профессионального становления, ее теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы настоящего диссертационного исследования.
Цель диссертационного исследования: определить психологические детерминанты процесса профессионального самоопределения личности и динамику его формирования на ранних этапах профессионализации.
В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи исследования:
1. определить специфические мотивы выбора профессии в процессе перехода от общего среднего к последующим этапам профессионального образования;
2. разработать методику диагностики степени профессиональной осознанности;
3. выявить динамику изменения составляющих профессионального самоопределения личности: мотивов выбора профессии, профессиональных установок и профессиональной осознанности в процессе перехода от общего среднего к последующим этапам профессионального образования;
4. выявить особенности структурной организации профессиональных установок и профессиональной осознанности, как составляющих профессионального самоопределения, в процессе перехода от общего среднего к последующим этапам профессионального образования;
5. определить характер влияния индивидуальной меры выраженности рефлексивности, самооценки и уровня притязаний на формирование профессиональной осознанности в процессе перехода от общего среднего к последующим этапам профессионального образования.
Объект исследования: профессиональное самоопределение личности.
Предмет исследования: психологические детерминанты, определяющие развитие профессионального самоопределения личности и динамику его изменения.
Общая гипотеза исследования заключается в предположении, что профессиональное самоопределение личности представляет собой сложный, неравномерно протекающий процесс, внутренняя динамика которого выражается в системном изменении составляющих его сущность детерминант: параметров содержания профессионального самоопределения - мотивов выбора профессии, профессиональных установок, профессиональной осознанности, а также личностных факторов влияния - индивидуальной меры выраженности рефлексивности, самооценки и уровня притязаний, и изменении качества их влияния на содержание профессионального самоопределения в процессе перехода от общего среднего образования к различным этапам профессионального обучения.
Общая гипотеза конкретизируется в частных:
1) в процессе перехода от общего среднего образования к последующим этапам профессионального обучения происходит перестройка мотивационной основы профессионального самоопределения, выражающаяся в изменении иерархической значимости отдельных мотивов выбора профессии;
2) в процессе перехода от общего к профессиональному обучению изменяются профессиональные установки и профессиональная осознанность, что проявляется на уровне выраженности их отдельных показателей и на уровне структурной организации;
3) индивидуальная мера выраженности рефлексивности, самооценки и уровня притязаний оказывают закономерное влияние на профессиональную осознанность личности на разных этапах ее процессуального развития в период ранней профессионализации.
С позиций социально-экономических категорий проблема профессионализации рассматривается как проблема воспроизводства кадров, формирование трудовых ресурсов нового поколения, которые становятся основой существования, становления и развития современной инновационной социально¬экономической формации. С этой стороны профессиональное самоопределение как один из важных этапов профессионализации личности был и остается значимой проблемой для любого общества, иногда приобретая международный и глобальный характер.
Не меньшую роль профессионализация в целом и профессиональное самоопределение в частности играют и для конкретного человека, не только по причине его включения в социально-экономические процессы общества или как средство выживания, но и потому, что она является средством становления, самореализации и саморазвития человека. Каждый человек на определенном этапе жизненного пути сталкивается с проблемой выбора будущей профессии.
Зачастую он не совсем адекватно оценивает свои возможности, способности, желания, и его выбор не соответствует имеющимся условиям его реализации.
Актуальные проблемы профессионального самоопределения рассматриваются в различных психологических исследованиях, как среди отечественных авторов, так и среди зарубежных. Большой вклад в решение данного вопроса внес Д. Сьюпер [58 - 60], который рассматривает
профессиональное становление человека как длительный жизненный процесс, представляющий собой один из аспектов общего развития личности.
Н.С. Пряжников [61 - 63] пришел к выводу о том, что сущность профессионального самоопределения заключается в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, а затем осваиваемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в процессе самоопределения. Таким образом, задача выбора профессионального пути много сложнее любой другой задачи.
Выбор профессии должен быть сознательным, свободным, и решение о нем должно приниматься самой личностью, точнее говоря, для индивида решение должно выступать как самостоятельно принятое, а не как навязанное со стороны. Профессиональное самоопределение является осознанным лишь в том случае, если окончательное решение о нем является результатом длительного процесса, в ходе которого субъект осознает необходимость подготовки к выбору профессии; учится оценивать свои возможности; накапливает профессиональные знания и личный опыт, на основе которых формируется самооценка; изучает мир профессионального труда и только тогда принимает решение о своем профессиональном самоопределении.
Особенный интерес для исследования носит изучение начальных этапов профессионализации личности, от стадии «оптанта» (этап сознательного выбора трудового пути) до стадии «адаптанта» (вхождение в профессию после профессионального обучения), определение детерминант и их влияния на выбор будущей профессии, а также переживание личностью профессиональных кризисов. Суть кризиса выражается в нарушении гармонии и возникающем на этой основе противоречии между разными составляющими или разными линиями развития. Во время кризиса имеющаяся структура профессиональных установок личности разрушается, перестраиваясь на более гибкую систему, меняются мотивационные основания выбора профессии, в целом изменяется уровень профессиональной осознанности личности, и все это представляет большой интерес для новых исследований в обозначенной области.
Большое количество исследований в области профессионального самоопределения личности касаются этапа освоения и изучения профессии и охватывают лишь малую часть изучаемого явления. Проведенное в данной работе эмпирическое исследование является комплексным, охватывающим процесс профессионального развития личности, начиная с момента окончания среднего общего образования, включающего момент непосредственного выбора профессии, момент поступления и окончания высшего учебного заведения, т.е. ключевой этап профессионализации личности, во время которого личностью переживаются и находят разрешение несколько профессиональных кризисов. Также отличительной особенностью данного исследования является изучение нескольких детерминант выбора профессии в едином комплексе: мотивационных оснований, профессиональных установок, профессиональной осознанности, индивидуальной меры выраженности рефлексивности, самооценки и уровня притязаний личности. Рассмотрены внутренние взаимосвязи данных детерминант, динамика их развития при переходе от общего среднего к высшему образованию, их структурная организация, а также проанализированы причинно-следственные связи между психологическими характеристиками и общим уровнем профессиональной осознанности.
Актуальность проблемы профессионального становления, ее теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы настоящего диссертационного исследования.
Цель диссертационного исследования: определить психологические детерминанты процесса профессионального самоопределения личности и динамику его формирования на ранних этапах профессионализации.
В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи исследования:
1. определить специфические мотивы выбора профессии в процессе перехода от общего среднего к последующим этапам профессионального образования;
2. разработать методику диагностики степени профессиональной осознанности;
3. выявить динамику изменения составляющих профессионального самоопределения личности: мотивов выбора профессии, профессиональных установок и профессиональной осознанности в процессе перехода от общего среднего к последующим этапам профессионального образования;
4. выявить особенности структурной организации профессиональных установок и профессиональной осознанности, как составляющих профессионального самоопределения, в процессе перехода от общего среднего к последующим этапам профессионального образования;
5. определить характер влияния индивидуальной меры выраженности рефлексивности, самооценки и уровня притязаний на формирование профессиональной осознанности в процессе перехода от общего среднего к последующим этапам профессионального образования.
Объект исследования: профессиональное самоопределение личности.
Предмет исследования: психологические детерминанты, определяющие развитие профессионального самоопределения личности и динамику его изменения.
Общая гипотеза исследования заключается в предположении, что профессиональное самоопределение личности представляет собой сложный, неравномерно протекающий процесс, внутренняя динамика которого выражается в системном изменении составляющих его сущность детерминант: параметров содержания профессионального самоопределения - мотивов выбора профессии, профессиональных установок, профессиональной осознанности, а также личностных факторов влияния - индивидуальной меры выраженности рефлексивности, самооценки и уровня притязаний, и изменении качества их влияния на содержание профессионального самоопределения в процессе перехода от общего среднего образования к различным этапам профессионального обучения.
Общая гипотеза конкретизируется в частных:
1) в процессе перехода от общего среднего образования к последующим этапам профессионального обучения происходит перестройка мотивационной основы профессионального самоопределения, выражающаяся в изменении иерархической значимости отдельных мотивов выбора профессии;
2) в процессе перехода от общего к профессиональному обучению изменяются профессиональные установки и профессиональная осознанность, что проявляется на уровне выраженности их отдельных показателей и на уровне структурной организации;
3) индивидуальная мера выраженности рефлексивности, самооценки и уровня притязаний оказывают закономерное влияние на профессиональную осознанность личности на разных этапах ее процессуального развития в период ранней профессионализации.
Диссертационная работа посвящена исследованию психологических детерминант и их влиянию на процесс профессионального самоопределения личности в момент перехода от общего среднего образования к различным этапам профессионального обучения.
В работе представлены основополагающие исследования профессионального самоопределения личности как социально-психологического явления. В рамках диссертационной работы проведено комплексное эмпирическое исследование, определяющее психологические детерминанты, оказывающие влияние на процессуальное развитие профессионального самоопределения личности и его составляющих на стадии «оптации» (старшеклассники) и стадии «адепта» (студенты первых и выпускных курсов), и динамику их изменения в процессе перехода от общего среднего образования к различным этапам профессионального обучения.
. На основе анализа литературы выделены и описаны детерминанты профессионального самоопределения личности: мотивационные основания выбора профессии, профессиональные установки, профессиональная осознанность, рефлексивность, самооценка и уровень притязаний личности.
На основе изученных подходов к пониманию сущности профессионального самоопределения, этапов и теорий профессионализации, классификаций объективных и субъективных факторов профессионального самоопределения предложена модель исследования психологических составляющих профессионального самоопределения, включающая в себя параметры содержания - мотивационные основания выбора профессии, профессиональные установки, профессиональную осознанность - и личностные факторы влияния - самооценка, рефлексивность, уровень притязаний личности.
Эмпирическое исследование базируется на системном походе, в соответствии с которым формулируется цель, задачи, гипотезы исследования, подбирается методический материал и эмпирическая выборка. Разработан комплекс диагностических методик и математических методов статистической обработки данных, соответствующий цели и задачам исследования.
В рамках диссертационной работы введено и впервые представлено как диагностический конструкт понятие профессиональной осознанности личности - это ментальная, антиципационная репрезентация будущей профессии, насыщенная метакогнитивными параметрами и включающая в себя три основных
компонента:
• определенность в выборе будущей профессии;
• информированность о ней (требования, необходимые ПВК);
• знание своих способностей, склонностей, интересов и соответствие их требованиям выбранной профессии.
Обоснована необходимость и целесообразность разработки методики диагностики степени профессиональной осознанности личности. Методика отражает различные аспекты профессионального выбора: влияние на выбор со стороны родителей, учителей, друзей, уверенность в профессиональном выборе, информированность о мире профессий и т.д.
Впервые показана роль таких когнитивных и метакогнитивных характеристик личности, как рефлексивность, самооценка и уровень притязаний, в формировании профессиональной осознанности личности на различных этапах ее профессионализации. Выявлены инвариантный характер влияния индивидуальной меры выраженности рефлексивности на всех исследуемых этапах профессионального самоопределения и вариативный характер влияния индивидуальной меры выраженности самооценки и уровня притязаний на формирование профессиональной осознанности личности при переходе от общего к различным этапам профессионального обучения.
На основе проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:
1. Ведущей детерминантой профессионального самоопределения личности в процессе перехода от общего среднего к последующим этапам профессионального образования выступает профессиональная осознанность. Она представляет собой когнитивно-личностное образование, характеризующееся степенью информированности личности о своих способностях, склонностях, интересах, рынке труда и требованиях профессии, что в итоге делает профессиональный выбор осмысленным, наполненным содержанием и знанием того, насколько профессия соотносится с личностными возможностями индивида . Профессиональная осознанность - ментальная, антиципационная репрезентация будущей профессии, насыщенная метакогнитивными параметрами.
2. Профессиональная осознанность определяется индивидуальной мерой выраженности рефлексивности, самооценки и уровня притязаний личности, среди которых ведущую роль в формировании профессиональной осознанности на ранних этапах профессионализации личности играет рефлексивность.
3. Детерминация профессиональной осознанности синтезирует в себе вариативную и инвариантную составляющие: инвариантная (базовая) проявляется в стабильном влиянии рефлексивности, как предпосылки профессиональной осознанности, на всех этапах ранней профессионализации личности, а вариативная определяется изменяющимся характером влияния индивидуальной меры выраженности самооценки и уровня притязаний при переходе от общего к различным этапам профессионального обучения.
4. В качестве психологических детерминант профессионального самоопределения личности, оказывающих влияние на характер его протекания на ранних этапах профессионализации, можно выделить следующие компоненты: параметры содержания профессионального самоопределения - мотивационные основания выбора профессии, профессиональные установки, профессиональная осознанность, личностные факторы влияния - рефлексивность, самооценка и уровень притязаний личности.
5. В процессе перехода от общего среднего образования к последующим этапам профессионального обучения происходит перестройка мотивационной основы профессионального самоопределения, выражающаяся в изменении иерархической значимости отдельных мотивов выбора профессии: происходит снижение значимости познавательного, материального, утилитарного мотивов и мотива престижности выбора профессии; значимость творческого мотива повышается на ранних этапах профессионального обучения и снижается в момент окончания общего и профессионального обучения.
6. В процессе перехода от общего среднего образования к последующим этапам профессионального обучения изменяются профессиональные установки и профессиональная осознанность, что проявляется на уровне выраженности отдельных характеристик, а также на уровне их структурной организации: происходит увеличение степени общей профессиональной осознанности и снижение рационализма профессионального выбора.
7. В момент непосредственного поступления в ВУЗ наблюдается особый характер протекания кризиса профессионального выбора, выражающийся в полной или частичной дезорганизации связей между профессиональными установками, приводящей к деформации их структуры. Преодоление этого кризиса происходит за счет восстановления системного эффекта взаимодействия профессиональных установок. При переходе к профессиональному обучению структура профессиональных установок вновь обретает организованность, четкие и стабильные связи, что способствует психологически эффективному преодолению кризиса выбора профессии.
Таким образом, было проведено комплексное исследование психологических детерминант профессионального самоопределения личности на начальных этапах ее профессионализации. Полученные результаты демонстрируют изменение мотивационных оснований выбора профессии, структурной организации профессиональных установок и профессиональной осознанности личности, а также влияние на формирование профессиональной осознанности таких психологических качеств личности как индивидуальная мера выраженности рефлексивности, самооценки и уровня притязаний. Все результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, несут теоретическую и практическую значимость для развития психологии профессионального становления личности в целом и профориентации в частности.
В работе представлены основополагающие исследования профессионального самоопределения личности как социально-психологического явления. В рамках диссертационной работы проведено комплексное эмпирическое исследование, определяющее психологические детерминанты, оказывающие влияние на процессуальное развитие профессионального самоопределения личности и его составляющих на стадии «оптации» (старшеклассники) и стадии «адепта» (студенты первых и выпускных курсов), и динамику их изменения в процессе перехода от общего среднего образования к различным этапам профессионального обучения.
. На основе анализа литературы выделены и описаны детерминанты профессионального самоопределения личности: мотивационные основания выбора профессии, профессиональные установки, профессиональная осознанность, рефлексивность, самооценка и уровень притязаний личности.
На основе изученных подходов к пониманию сущности профессионального самоопределения, этапов и теорий профессионализации, классификаций объективных и субъективных факторов профессионального самоопределения предложена модель исследования психологических составляющих профессионального самоопределения, включающая в себя параметры содержания - мотивационные основания выбора профессии, профессиональные установки, профессиональную осознанность - и личностные факторы влияния - самооценка, рефлексивность, уровень притязаний личности.
Эмпирическое исследование базируется на системном походе, в соответствии с которым формулируется цель, задачи, гипотезы исследования, подбирается методический материал и эмпирическая выборка. Разработан комплекс диагностических методик и математических методов статистической обработки данных, соответствующий цели и задачам исследования.
В рамках диссертационной работы введено и впервые представлено как диагностический конструкт понятие профессиональной осознанности личности - это ментальная, антиципационная репрезентация будущей профессии, насыщенная метакогнитивными параметрами и включающая в себя три основных
компонента:
• определенность в выборе будущей профессии;
• информированность о ней (требования, необходимые ПВК);
• знание своих способностей, склонностей, интересов и соответствие их требованиям выбранной профессии.
Обоснована необходимость и целесообразность разработки методики диагностики степени профессиональной осознанности личности. Методика отражает различные аспекты профессионального выбора: влияние на выбор со стороны родителей, учителей, друзей, уверенность в профессиональном выборе, информированность о мире профессий и т.д.
Впервые показана роль таких когнитивных и метакогнитивных характеристик личности, как рефлексивность, самооценка и уровень притязаний, в формировании профессиональной осознанности личности на различных этапах ее профессионализации. Выявлены инвариантный характер влияния индивидуальной меры выраженности рефлексивности на всех исследуемых этапах профессионального самоопределения и вариативный характер влияния индивидуальной меры выраженности самооценки и уровня притязаний на формирование профессиональной осознанности личности при переходе от общего к различным этапам профессионального обучения.
На основе проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:
1. Ведущей детерминантой профессионального самоопределения личности в процессе перехода от общего среднего к последующим этапам профессионального образования выступает профессиональная осознанность. Она представляет собой когнитивно-личностное образование, характеризующееся степенью информированности личности о своих способностях, склонностях, интересах, рынке труда и требованиях профессии, что в итоге делает профессиональный выбор осмысленным, наполненным содержанием и знанием того, насколько профессия соотносится с личностными возможностями индивида . Профессиональная осознанность - ментальная, антиципационная репрезентация будущей профессии, насыщенная метакогнитивными параметрами.
2. Профессиональная осознанность определяется индивидуальной мерой выраженности рефлексивности, самооценки и уровня притязаний личности, среди которых ведущую роль в формировании профессиональной осознанности на ранних этапах профессионализации личности играет рефлексивность.
3. Детерминация профессиональной осознанности синтезирует в себе вариативную и инвариантную составляющие: инвариантная (базовая) проявляется в стабильном влиянии рефлексивности, как предпосылки профессиональной осознанности, на всех этапах ранней профессионализации личности, а вариативная определяется изменяющимся характером влияния индивидуальной меры выраженности самооценки и уровня притязаний при переходе от общего к различным этапам профессионального обучения.
4. В качестве психологических детерминант профессионального самоопределения личности, оказывающих влияние на характер его протекания на ранних этапах профессионализации, можно выделить следующие компоненты: параметры содержания профессионального самоопределения - мотивационные основания выбора профессии, профессиональные установки, профессиональная осознанность, личностные факторы влияния - рефлексивность, самооценка и уровень притязаний личности.
5. В процессе перехода от общего среднего образования к последующим этапам профессионального обучения происходит перестройка мотивационной основы профессионального самоопределения, выражающаяся в изменении иерархической значимости отдельных мотивов выбора профессии: происходит снижение значимости познавательного, материального, утилитарного мотивов и мотива престижности выбора профессии; значимость творческого мотива повышается на ранних этапах профессионального обучения и снижается в момент окончания общего и профессионального обучения.
6. В процессе перехода от общего среднего образования к последующим этапам профессионального обучения изменяются профессиональные установки и профессиональная осознанность, что проявляется на уровне выраженности отдельных характеристик, а также на уровне их структурной организации: происходит увеличение степени общей профессиональной осознанности и снижение рационализма профессионального выбора.
7. В момент непосредственного поступления в ВУЗ наблюдается особый характер протекания кризиса профессионального выбора, выражающийся в полной или частичной дезорганизации связей между профессиональными установками, приводящей к деформации их структуры. Преодоление этого кризиса происходит за счет восстановления системного эффекта взаимодействия профессиональных установок. При переходе к профессиональному обучению структура профессиональных установок вновь обретает организованность, четкие и стабильные связи, что способствует психологически эффективному преодолению кризиса выбора профессии.
Таким образом, было проведено комплексное исследование психологических детерминант профессионального самоопределения личности на начальных этапах ее профессионализации. Полученные результаты демонстрируют изменение мотивационных оснований выбора профессии, структурной организации профессиональных установок и профессиональной осознанности личности, а также влияние на формирование профессиональной осознанности таких психологических качеств личности как индивидуальная мера выраженности рефлексивности, самооценки и уровня притязаний. Все результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, несут теоретическую и практическую значимость для развития психологии профессионального становления личности в целом и профориентации в частности.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Авторефераты (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2018 - ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ КОНСТРУКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПОСЕЩАЮЩИХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - СТИЛЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ КАК РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2017 - СМЫСЛОВОЕ БУДУЩЕЕ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Авторефераты (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2004 - Характеристики самоотношения и особенности профессионального самоопределения юношей и девушек
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Суверенность как личностный предиктор профессионального самоопределения подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Социально-психологические критерии выбора профессии старшеклассниками
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003



