ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ...9
1.1. Принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации................................................................................................................9
1.2. Функциональное назначение местного самоуправления в Российской Федерации.........................................................................................20
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 06.10.2003 № 131-ФЗ «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ. ОСНОВЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРОБЛЕМЫ........................................................................................................49
2.1. Правоприменительная практика реализации Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Рязанской области....................49
2.2. Роль Министерства по делам территориальных образований Рязанской области в развитии местного самоуправления.................................59
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ.............................................................................................................72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................78
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................80
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...86
...
диалектический подход к изучаемому объекту. Кроме того, в работе использован метод сравнительного правоведения, историко-правовой анализ, обобщение эмпирического материала по всем вопросам темы исследования.
Теоретическая основа исследования. При написании автор тщательно изучал труды российских и других ученых юристов бывшего Союза ССР, русских дореволюционных юристов, современных российских и зарубежных ученых, разнообразный законодательный материал, имеющиеся нормативные и правоприменительные акты органов муниципального управления различных субъектов Российской Федерации.
Проблематика становления местного самоуправления, однако, не является чисто юридической. Еще в советский период, несмотря на отрицательное отношение официальной идеологии к проблемам местного самоуправления вследствие «буржуазности» последнего и даже его опасности для советского общественного и государственного строя, многие ученые уделяли этой проблеме большое внимание. Среди юристов-ученых особенно большой вклад в изучение этих проблем внесли С.А. Авакьян, Г.В. Атаманчук, Г.В. Барабашев, Д.Н. Бахрах, И.Л. Бачило, А.А. Безуглов, А.К. Белых, Н.В. Варламова, В.И. Васильев, Л.А. Григорян, Ю.А. Дмитриев, А.В. Зиновьев, И.П. Ильинский, В.Ф. Коток, М.А. Краснов, О.Е. Кутафин, Л.Е. Лаптева, В. А. Пертцик, А. Я. Слива, Ю.А. Тихомиров, В. И. Фадеев, К.Ф. Шеремет и другие авторы. Однако о становлении целостной концепции местного самоуправления в нашей стране говорить не приходится.
Перестройка политической системы Российской Федерации значительно повысила интерес российских ученых. Появились первые учебники и учебные пособия для студентов-юристов по муниципальному праву, проблемы местного самоуправления уже исследуются в теоретических трудах российских ученых по общим проблемам государства и права, формам собственности, политической активности граждан и т.д.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе уже имеющихся теоретических и практических результатов формирования системы муниципального управления в субъектах Российской Федерации попытаться сформулировать основные понятия местного самоуправления, его сути и содержания, обосновать научно-практические рекомендации, направленные на ускорение процесса становления местного самоуправления.
В рамках поставленной цели выделяются следующие основные задачи исследования:
— на основе исторического и современного подходов обосновывается объективная необходимость создания подлинно демократического местного самоуправления в системе новой ...
Современная российская государственность практически находится в самом начале своего становления. Даже на федеральном уровне предстоит сделать очень многое. Не решен еще полностью вопрос об организации государственной власти субъектов Федерации, дискутируются вопросы организации и функционирования местного самоуправления, многие правовые вопросы этой проблемы уже решены на федеральном уровне (Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».). Однако в современной российской литературе нет достаточно устоявшегося определения и апробированного на практике понимания термина «местное самоуправление», что нередко ведет просто к отрицанию этого института или к его искажению.
Между тем история строительства и организации публичной власти на местах в развитых зарубежных странах дает прекрасный материал для его осмысления и творческого применения при решении современных проблем. Имеющиеся концепции и теории решения местных организационно-управленческих проблем, их связь с правами и свободами личности дают правильный ориентир для создания системы местного самоуправления на территориях субъектов Российской Федерации.
В настоящее время муниципальные системы всех высокоразвитых стран являются основой, фундаментом национальной государственности и поэтому являются частью конституционного механизма государства. Это положение закреплено в Конституции Российской Федерации, о чем было сказано выше. Даже во многих федеративных государствах муниципальное управление получило свой конституционный статус.
Институт местного самоуправления — явление относительно новое в Российском государстве. Состояние его развития и деятельности отражает глубинные и сложные проблемы становления нового гражданского общества в России. Они носят социально-экономический, политический, психологический, финансовый, культурологический, этнический характер. Общественные отношения, возникающие в муниципальной практике вследствие вышеназванных причин, регулируются нормами конституционного, гражданского, финансового, семейного, административного и других отраслей системы российского права, что не дает никаких оснований для определения муниципального права как отрасли права. Исследование этой проблемы является новизной данного исследования. Элементы новизны содержатся также в следующих положениях, обосновываемых в исследовании:
— выявление родового признака муниципального управления как формы организации публичной власти на местах. В этом отношении местное самоуправление вплотную примыкает к проблемам государственного строительства в Российской Федерации;
— вследствие вышесказанного функционирование этого института не может обеспечиваться какой-то одной отраслью права. Здесь скорее всего возникают проблемы не отрасли права, а отрасли системы российского законодательства;
— вместе с тем местное самоуправление, как деятельность самоорганизованного местного населения, под свою ответственность Yi в своих интересах решающего вопросы местного значения, конечно же, отличается от деятельности органов государственной системы;
— для местного самоуправления свойственно большое многообразие и разнообразие форм и методов решения многих задач управления всеми процессами жизнедеятельности местного населения на подведомственной территории.
1. Конституция Российской Федерации. М. 1993.
2. Европейская Хартия о местном самоуправлении. Май. 1990.
3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп.)
4. Федеральный закон от 11 апреля 1998 г. N 55-ФЗ "О ратификации Европейской хартии местного самоуправления"
5. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп.)
6. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп.)
7. Закон РФ от 6 июля 1991 г. N 1550-I "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (с изм. и доп.)
8. Арбузов С.В. Устав муниципального образования и основные проблемы уставного регулирования (на примере городского самоуправления): Автореф. дис.: канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001.
9. Аяцков Д.Ф. Становление местного самоуправления в Российской Федерации в 90-х годах XX века / Под ред. В.А.Динеса. Саратов.- 1997.
10. Аяцков Д.Ф., Володин В.В. и др. Местное самоуправление в России".- Саратов.- 1994.
11. Аяцков Д.Ф., Володин В.В., Джашитов А.Э. Местное самоуправление в Российской Федерации. Саратов. -1994.
12. Государственная власть и местное самоуправление в Российской Федерации. Часть 2: Правовой статус органов местного самоуправления в правовое регулирование их деятельности в бюджетной и налоговой сфере: Учеб. пособие. / Под ред. В.И. Новоселова, Л.А. Лукашова. Саратов: Изд-во Пагс, 2000.
13. Граф И.В. Обеспечение конституционного принципа самостоятельности местного самоуправления в деятельности органов государственной власти в Российской Федерации: Автореф. дис.: канд. юрид. наук. Тюмень, 2001.
14. Демьянченко А.Н., Обушенков А. Л. Муниципальное управление: учебное пособие. -М. -1998.
15. Дитятковский М.Ю. Проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: Автореф. дис.: канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001.
16. Игнатюк Н.А., Замотаев А.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебник для вузов. - "Юстицинформ", 2005 г.
17. Капустин А.М. Правовые основы институционализации территориального общественного самоуправления в России: Автореф. дис.: канд. юрид. наук. М., 2001.
18. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. М.: Норма, 2001.
19. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Карповича В.Д.) - "Юрайт-М", "Новая Правовая культура", 2002 г.
20. Комментарий к ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" - Система ГАРАНТ, 2005 г.
21. Кононов А.М. Теоретические основы организации муниципальных органов охраны общественного порядка в Российской Федерации: Автореф. дис.: докт. юрид. наук. М., 2000.
22. Макушин А.А. Организационные и правовые основы деятельности органов местного самоуправления по охране общественного порядка: Автореф. дис.: канд. юрид. наук. Челябинск, 2000.
23. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев) - Система ГАРАНТ, 2003 г.
24. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Л.А. Окунькова) - "БЕК", 1994 г.
25. Тихомиров Ю.А. Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - "Норма", 1996 г.
26. Барсегян А.Г. Новый этап формирования системы местного самоуправления в Москве // "Законодательство", N 5, 2003 г.
27. Берг О.В. Разграничение государственной власти и местного самоуправления: организационные и территориальные аспекты // "Журнал российского права", N 4, 2001 г.
28. Беседина А.С. Компетенция представительных органов местного самоуправления по установлению межбюджетных отношений // "Гражданин и право", N 6, 2006 г.
29. Беседина А.С. Межбюджетные отношения в системе местного самоуправления // "Право и экономика", N 7, 2005 г.
30. Бялкина Т.М. О системности законодательного регулирования местного самоуправления (, "Журнал российского права", N 4, 2002 г.
31. Бялкина Т.М. Проблемы компетенции органов местного самоуправления // "Журнал российского права", N 10, 2006 г.
32. Васильев В.И. Административно-территориальное устройство региона и территориальное устройство местного самоуправления // "Журнал российского права", N 3, 2006 г.
33. Васильев В.И. Каким быть главному закону о местном самоуправлении? // "Журнал российского права", N 12, 2001 г.
34. Васильев В.И. Местное самоуправление: закон и практика // "Журнал российского права", N 8, 2001 г.
35. Васильев В.И. Местное самоуправление: закон четвертый // "Журнал российского права", N 1, 2004 г.
36. Васильев В.И. Местное самоуправление: центр и регионы // "Журнал российского права", N 3, 2003 г.
37. Гусенбеков И.И. Некоторые аспекты взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации // "Журнал российского права", N 6, 2006 г.
38. Демин В. Судебный контроль за законностью актов органов местного самоуправления // "Российская юстиция", N 6, 2001 г.
39. Дитятковский М.Ю. Передача органам местного самоуправления материальных ресурсов, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий // "Право и экономика", N 9, 2006 г.
40. Еремин А.Р. О наделении отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления в Российской Федерации // "Журнал российского права", N 10, 2006 г.
41. Карчевская С. Финансовые аспекты реформы местного самоуправления // "Бюджет", N 8. 2006 г.
42. Козлова Т.А. Укрепление вертикали власти и местное самоуправление // "Журнал российского права", N 7, 2001 г.
43. Контарев М.В. Перспективы развития законодательства Российской Федерации в сфере местного самоуправления // "Российская юстиция", N 12, 2005 г.
44. Курманов М.М., Мижарева Н. Проблемы исполнения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органами государственной власти субъектов Российской Федерации // "Законодательство и экономика", N 2, 2005 г.
45. Малько А.В., Затонский В.А. Правовая политика в сфере местного самоуправления как средство усиления Российской государственности // "Закон", N 11, 2006 г.
46. Мельников С.И. Правовые проблемы местного самоуправления в условиях финансового федерализма // "Законодательство и экономика", N 12, 2003 г.
47. Мельников С.И. Правовые проблемы местного самоуправления в условиях финансового федерализма // "Законодательство и экономика", N 12, 2003 г.
48. Мирошниченко Е.В. Организационные формы осуществления местного самоуправления: новый этап развития // "Законодательство", N 4, 2005 г.
49. Модин Н. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления // "Российская юстиция", N 3, 2002 г.
50. Мокрый В.С. Местное самоуправление: пути становления и развития // "Журнал российского права", N 10, 2002 г.
51. Овчинников И.И. Финансы местного самоуправления // "Гражданин и право", N 4, 5, 2003 г.
52. Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Социально значимые работы по новому закону о местном самоуправлении // "Российская юстиция", N 2, 2006 г.
53. Пронина Л. О проблемах законодательного регулирования имущественных отношений в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления // "Бюджет", N 9, 2006 г.
54. Сахарнова В.Н. Проблемы определения территориального уровня местного самоуправления // "Журнал российского права", N 10, 2001 г.
55. Свирин Ю.А. Понятие местного самоуправления // "Право и жизнь", N 3, 2004 г.
56. Свирин Ю.А. Понятие местного самоуправления // "Право и жизнь", N 3, 2004 г.
57. Слива А.Я. Тезисы о местном самоуправлении // "Законодательство и экономика", N 8, 2004 г.
58. Смагина Е.С., Сивак Д.С. Вопросы правопреемства органов местного самоуправления вновь образованных поселений // "Российская юстиция", N 11, 2006 г.
59. Усков О.Ю. Проблемы гражданской правосубъектности государственных органов и органов местного самоуправления // "Журнал российского права", N 5, 2003 г.
60. Хабриева Т.Я. Современная конституция и местное самоуправление // "Журнал российского права", N 4, 2005 г.
61. Ю.А. Свирин Исторические этапы развития местного самоуправления в России // "Право и жизнь", N 5, 2004 г.
62. Яценко В.Н. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления // "Вестник Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа", N 5, 2005 г.
63. http://www.ryazanreg.ru