Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Динамика психологической структуры учебно-важных качеств студентов педагогического вуза

Работа №17982

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы24
Год сдачи2016
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
459
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Актуальность исследования. Одной из фундаментальных проблем современной педагогической психологии является проблема становления, развития и
функционирования учебной деятельности. Общеметодологические принципы
исследования, сущность и значение учебной деятельности (учения) для психического развития человека раскрываются в трудах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, К.Д. Ушинского, В.Д. Шадрикова, Д.Б. Эльконина. Исследована специфика учебной деятельности на разных уровнях образования и в разных возрастных группах: дошкольников (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Н.В. Нижегородцева, Н.Г. Салмина, Д.Б. Эльконин и др.), младших школьников (П.Я. Гальперин, М.В. Гамезо, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.В. Запорожец, Н.В. Нижегородцева, В.И. Слободчиков, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др.), средних и старших школьников (В.Н. Введенский, С.В. Гудилова, Д.В. Колесов, И.С. Кон, А.К. Маркова, Н.Н. Поспелов и др.), студентов (Т.В. Габай, И.А. Зимняя, И.И. Ильясов, С.В. Кошелева, Н.В. Клюева, В.Я. Ляудис, Н.В. Нижегородцева, А.К. Осницкий, Ю.П. Поваренков, и др.). Специфика учебной деятельности учащихся юношеского возраста в условиях современного высшего образования (студентов) остается малоизученной областью педагогической психологии.
В работах Б.Г. Ананьева и других авторов доказано, что обучение в вузе оказывает существенное влияние на личностное и интеллектуальное развитие студентов. Исследованы отдельные индивидуально-психологические качества, необходимые для успешного обучения студентов (Б.Г. Ананьев, Л.П. Баданина, В.А. Бодров, М.В. Буланова- Топоркова, М.И. Дьяченко, М.М. Кашапов, Ю.Н. Кулюткин, В.Т. Лисовский, Ю. П. Поваренков, А.А. Реан, И.М. Слободчиков, А.А. Смирнов, В.А. Якунин и др.). Выявлены индивидуально-типологические особенности студентов и их влияние на успешность обучения в вузе (Т.В. Ледовская), специфика учебной деятельности и учебно-важных качеств педагогов (Е.Н. Вадурина), динамика учебно-важных качеств у курсантов военных вузов (А.С. Павлов). В своей совокупности работы вышеуказанных авторов имеют важнейшее теоретическое и практическое значение, в то же время, очевидно, что данных о развитии отдельных индивидуально-психологических качеств недостаточно для научного понимания развития целостной индивидуальности молодых людей в период обучения в вузе. В соответствии с законом функциональной целостности сознания (психики), сформулированного Л.С. Выготским, сущность онтогенетического развития определяется не столько качественными и количественными изменениями отдельных психических функций, сколько развитием и перестройкой межфункциональных связей, что, в конечном счете, и определяет целостность и особенности психического развития. Исходя из этого, исследование структуры индивидуально-психологических качеств, обеспечивающих на психологическом уровне развитие и реализацию учебной деятельности (учебно-важных качеств) студентов представляет научный интерес и актуально для развития теории учебной деятельности и представлений о личностном и профессиональном развитии студентов в период обучения в вузе.
Вопрос о структуре учебной деятельности и специфике ее компонентов впервые был поставлен в рамках концепции учебной деятельности (В.В. Давыдов, А.К. Маркова, В.В. Репкин, Д.Б. Эльконин) в отношении учащихся младшего школьного возраста. Проведены исследования структуры учебной деятельности студентов на основе системной методологии (Т.В. Габай, И.И. Ильясов, С.В. Кошелева, Н.В. Клюева, В.Я. Ляудис, А.К. Осницкий, Л.М. Фридман и др.). Вместе с тем, возможности системогенетического подхода к анализу деятельности (В.Н. Дружинин, А.В. Карпов, Н.В. Нижегородцева, Ю.П.
Поваренков, В.Д. Шадриков) в исследованиях психологической структуры учебно-важных качеств и ее динамики в процессе обучения в вузе реализованы не в полной мере.
Прикладная актуальность проведенного исследования обусловлена инновационными процессами в высшем профессиональном образовании, введением уровневой подготовки, реализации системно-деятельностного и компетентностного подходов в высшей школе. Внедрение новых государственных стандартов (ФГОС ВО), переход на новые формы обучения увеличили интенсивность учебного процесса, долю самостоятельной работы, определили новые требования к уровню развития учебно-важных качеств и учебной деятельности студентов. Следует отметить, что исследования учебной деятельности студентов большей частью проводились на студентах, обучавшихся по образовательным программам специалитета (ГОС ВО), публикаций результатов исследований специфики учебной деятельности студентов, обучающихся по образовательным программам бакалавриата (ФГОС ВО) значительно меньше. Вопрос о специфике психологической структуры учебно-важных качеств студентов бакалавриата и специалитета и ее динамики в процессе обучения в вузе до сих пор не исследовался. Вместе с тем результаты такого исследования полезны и необходимы для организации учебного процесса, разработки и внедрения новых форм и методов образовательной работы, совершенствования психолого-педагогического сопровождения студентов в процессе обучения. Особую значимость исследование психологической структуры учебно-важных качеств и ее динамики в процессе обучения приобретает в отношении студентов педагогических вузов - будущих практических работников в системе образования.
Таким образом, исследование динамики психологической структуры учебно-важных качеств студентов педагогического вуза актуально в научном и практическом отношении, вносит вклад в проблематику педагогической психологии, исследования психологии учебной деятельности, особенностей личностного и профессионального развития студентов вуза.
В проведенном нами исследовании психологическая структура учебно-важных качеств рассматривается как целостное единство компонентов, объединенных устойчивыми взаимосвязями, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют учебную деятельность. Понятие учебно-важных качеств (УВК), введенное Н.В. Нижегородцевой, определяется как психические качества, оказывающие влияние на успешность обучения.
Проблема нашего исследования обусловлена необходимостью научного анализа компонентного состава и динамики психологической структуры учебно-важных качеств студентов в процессе обучения в педагогическом вузе и может быть конкретизирована комплексом вопросов. Какие индивидуально-психологические качества студентов являются учебно-важными и могут быть включены в психологическую структуру УВК студентов? Каков характер взаимосвязей компонентов в психологической структуре учебно-важных качеств студентов? Каково значение отдельных учебно-важных качеств и структуры УВК в целом для обеспечения успешности обучения студентов в вузе? Какие структурные и содержательные изменения происходят в психологической структуре учебно-важных качеств студентов в процессе обучения в вузе? Существуют ли различия психологических структур учебно-важных качеств у студентов разных курсов обучения, студентов бакалавриата и специалитета?
Цель исследования - определить динамику психологической структуры учебно¬важных качеств студентов педагогического вуза.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении обобщены полученные эмпирические данные и сформулированы следующие выводы:
1. Психологическая структура учебно-важных качеств представляет собой целостное единство компонентов (УВК), объединенных устойчивыми взаимосвязями, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют учебную деятельность. Психологическая структура учебно-важных качеств состоит из пяти функциональных блоков: личностно-мотивационного, принятия учебной задачи, представления о содержании и способах выполнения учебной деятельности, информационной основы деятельности, управления учебной деятельностью.
2. Подтверждено изменение учебно-важных качеств и психологической структуры учебно-важных качеств в соответствии с закономерностями системогенеза, указывающими на неравномерность, гетерохронность, нелинейность развития. Выявлена неравномерность динамики учебно-важных качеств, проявляющаяся в неодинаковых темпах изменения учебно-важных качеств и уровня их веса в структуре на разных курсах обучения, гетерохронность динамики учебно-важных качеств, проявляющаяся в несовпадающих темпах развития учебно-важных качеств относительно друг друга, а также их веса в структуре. Динамика показателей развития учебно-важных качеств у студентов обусловлена перестройкой психологической структуры УВК в соответствии с целями и задачами учебной деятельности в вузе: сменой школьно-учебной деятельности на учебно¬академическую, с деятельности учебно-академической на деятельность учебно¬профессиональную. Установлена нелинейность динамики психологической структуры учебно-важных качеств.
3. В начале вузовского обучения (1 курс) психологическая структура учебно-важных качеств студентов педагогического вуза сформирована, соответствует развитой форме учебной деятельности и является результатом школьного обучения, (школьно-учебная деятельность).
4. Учебно-важные качества студентов в период обучения в вузе развиваются в соответствии с принципом гетерохронности и неравномерности. На 1 и 3 курсах обучения у студентов ведущую роль в психологической структуре учебно-важных качеств играют группы качеств блока принятия учебной задачи, представление о содержании и способах выполнения учебной деятельности. Учебно-важные качества, характеризующие нормативную сторону усвоения информации и обучения в плане личностного и профессионального развития оказывают наибольшее влияние на развитие психологической структуры УВК. Происходит адаптация студентов к условиям учебно¬академической (1 курс) и учебно-профессиональной деятельности (3 курс) в вузе. На 2 и 4 курсах обучения у студентов бакалавриата главную роль в психологической структуре УВК играет группа качеств, отвечающих за представление о содержании и способах выполнения учебной деятельности, реализующих информационное обеспечение учебной деятельности. Учебно-важные качества, характеризующие уровень овладения студентами операциональной стороны учебной деятельности оказывают наибольшее влияние на развитие психологической структуры УВК. Происходит оптимизация психологической структуры учебно-важных качеств в соответствии с задачами учебно-академической (2 курс) и учебно-профессиональной деятельностью (4 курс).
5. Динамика психологической структуры учебно-важных качеств в процессе вузовского обучения обусловлена изменением компонентного состава структуры, что является показателем перестройки, формирования соответствующей этапу обучения психологической структуры учебно-важных качеств (учебно-академический, учебно¬профессиональный).
6. Выявлена специфика динамики психологической структуры учебно-важных качеств. Определены общие базовые качества студентов бакалавриата: ПЗ (принятие задачи) на 1,2 и 3 курсах, ВН (вводные навыки) на 1, 3 и 4 курсах, ПВ (память вербальная) на 1, 2 и 4 курсах, ПРД (произвольная регуляция деятельности) на 1 и 3 курсах обучения. Выявлены общие ведущие качества: МЛ (мышление логическое) на 1 и 3 курсах, ПЗ (принятие задачи) на 3 и 4 курсах. Выявлена тенденция увеличения с 1 курса по 4-й структурного веса базовых качеств блока представления о содержании и способах выполнения учебной деятельности (ВН (вводные навыки) и блока качеств, обеспечивающих прием, переработку и сохранение учебной информации (МГ (мышление гибкость), МЛ (мышление логическое), ПВ (память вербальная), ПЛ (память логическая)), при этом максимальные значения структурного веса данные УВК показывают на 2 и 4 курсах. Определены учебно-важные качества, которые одновременно являются и базовыми и ведущими качествами: на 2 курсе - ПВ (память вербальная), на 3 курсе - ПЗ (принятие задачи) и МЛ (мышление логическое), на 4 курсе - ПЛ (память логическая).
7. Развитие качественно-количественных показателей психологической структуры учебно-важных качеств студентов имеет положительную динамику, показатели изменяются к 4 курсу в режиме оптимизации: уменьшение количества базовых качеств, увеличения интегрального показателя сформированности психологической структуры учебно-важных качеств, индекса организованности и когерентности структуры.
8. Динамика психологической структуры учебно-важных качеств студентов носит нелинейный характер самые низкие показатели количества УВК, количества корреляций в структуре, среднего веса УВК, индекса когерентности и показателя организованности структуры отмечены у студентов 3 курса обучения, наиболее высокие на 2 и 4 курсах. На основе показателей динамики психологической структуры УВК было выделено три стадии ее развития в процессе вузовского обучения: первичная интеграция (1-2 курс), дезинтеграция (3 курс), вторичная интеграция (4 курс бакалавриат, 5 курс специалитет).
9. Развитие психологической структуры учебно-важных качеств студентов бакалавриата имеет качественное своеобразие по сравнению со студентами специалитета. На стадии дезинтеграции наблюдается более низкие показатели развития психологической структуры УВК студентов специалитета по сравнению с бакалаврами: количества компонентов структуры, общего количества корреляций в структуре, количества корреляций УВК с уровнем Р>0,95 и выше, среднего веса УВК, индекса когерентности структуры и уменьшение количества базовых УВК. При этом индекс организованности структуры у студентов специалитета выше, чем у студентов бакалавриата. Полученные результаты объясняются тем, что у студентов бакалавриата профессиональная практика в период обучения в вузе имеет больший объем, начинается с первого курса обучения и имеет тесную взаимосвязь профессионального обучения с будущей практической деятельностью, направленность на развитие личностных и профессиональных навыков (компетенций).
10. Студенты с разными типами психологической структуры учебно-важных качеств имеют индивидуальные особенности в выполнении учебной деятельности. Выявлены: целевой, навыковый, мотивационный, управленческий, смешанный, информационный типы психологической структуры учебно-важных качеств студентов.
11. У студентов на 1 и 3 курсах обучения в вузе, доминирует информационный тип психологической структуры учебно-важных качеств, на 2 и 4 курсах обучения - навыковый тип психологической структуры учебно-важных качеств.
В целом, выполненное исследование подтвердило гипотезу о том, что в процессе обучения в вузе динамика психологической структуры учебно-важных качеств студентов педагогического вуза характеризуется изменениями содержательных и структурно-функциональных показателей, носит неравномерный и гетерохронный характер, происходит оптимизация психологической структуры учебно-важных качеств в соответствии с целями и задачами учебной деятельности в вузе.



1. Жукова Т.В. Основные подходы к анализу психологической структуры учебной деятельности студентов вуза [Текст] / Т.В. Жукова // Ярославский педагогический вестник. Научно-методический журнал. Серия «Психолого-педагогические науки». 2014, № 3. Том
II, С. 240-247
2. Жукова Т.В. Методика комплексной диагностики психологической структуры учебной деятельности студентов и готовности к обучению в вузе [Текст] / Т.В. Жукова, Н.В. Нижегородцева // Ярославский педагогический вестник. Научно-методический журнал. Серия «Психолого-педагогические науки». 2015, № 1. Том II, С. 119-123
3. Жукова Т.В. Основные результаты исследования психологической структуры учебной деятельности студентов бакалавриата и специалитета [Текст] / Т.В. Жукова // Ярославский педагогический вестник. Научно-методический журнал. Серия «Психолого¬педагогические науки». 2015, № 2 Том II, С. 181-189
4. Жукова Т.В. Анализ сформированности психологической структуры учебной деятельности студентов первого курса педагогического вуза [Текст] / Т.В. Жукова // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). 2015, № 2 (46), С. 13-25 http://sisp.nkras.ru (дата обращения 18.03.215)
Другие научные публикации:
5. Мишина Т.В. Личностное и профессиональное развитие студентов в период обучения в вузе [Текст] / Т.В. Мишина // Материалы 59-й международной научной конференции «Чтения Ушинского» / Под ред. М.И. Рожкова, А.П. Чернявской. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2005. С. 68-71
6. Жукова Т.В. Опыт разработки комплексной диагностики готовности студентов к обучению в вузе (КДГс) [Текст] / Т.В. Жукова, Н.В. Нижегородцева // Материалы IV Национальной научно-практической конференции «Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение». - Москва, ФПО, 2007. С. 256 - 257.
7. Жукова Т.В. Комплексная диагностика готовности студентов к обучению в вузе (КДГс) [Текст] /Т.В. Жукова // Инновации в образовании: история и современность [Текст]. Выпуск 3. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. - С. 4 - 13.
8. Жукова Т.В. Динамика психологической структуры учебной деятельности студентов в процессе вузовского обучения [Текст] / Т.В. Жукова, Н. В. Нижегородцева // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции / под науч. ред. Ю.П. Поваренкова. - Ярославль: Изд- во ЯГПУ, 2009. - С. 118 - 123.
9. Жукова Т.В. Психологическая структура учебной деятельности студентов первого курса. [Текст] / Т. В. Жукова // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы V Всероссийской научно-практической конференции / под науч. ред. Ю.П. Поваренкова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. - С. 160 - 163.
10. Жукова Т.В. Психологические особенности студента как субъекта учебной деятельности. Педагогическое наследие К.Д. Ушинского: материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского». Ч.2. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. С 325-330
11. Жукова Т.В. Психологическая структура учебной деятельности студентов вуза [Текст] / Т. В. Жукова, Н.В. Нижегородцева // European Review of Social Sciences (Европейское обозрение общественных наук), 2014, №2, С. 24-31
12. Нижегородцева Н.В., Жукова Т.В. Основные результаты исследования динамики психологической структуры учебной деятельности студентов специалистов и бакалавров. // Евразийский союз ученых (ЕСУ) №3 (12), 2015, С. 117-119
13. Жукова Т.В. Динамика компонентов психологической структуры учебной деятельности студентов бакалавриата. // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы VII Международной научно-практической конференции / под науч. ред. Ю.П. Поваренкова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2015. - С. 53-55
*Фамилия Мишина изменена на фамилию Жукова на основании свидетельства о браке I- ГР № 580243


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ