Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЖЕНЩИН ДО И ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА

Работа №17978

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы24
Год сдачи2017
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
573
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Актуальность темы. Актуальность исследования социальной идентичности женщины до и после рождения ребенка обусловлена рядом фундаментальных проблем (вопросами формирования психологической структуры социальной идентичности личности, вопросами психологии материнства, влияния оценки ситуации на формирование социальной идентичности и формирование качественного взаимодействия между матерью и ребенком). Не менее очевидна значимость данной проблемы для различных сфер практики: индивидуального консультирования, психологического сопровождения женщин как на этапе беременности, так и после рождения ребенка. Практическая важность решения рассматриваемой проблемы согласуется с тем фактом, что по данным Росстата за 2014 год произошло ухудшение в биологических аспектах здоровья женщины, изменение в системах новых социальных ролей, предлагаемых женщине современным постиндустриальным обществом. Демографические проблемы и проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения остро поставили вопросы психологической помощи и сопровождения в диаде «мать-ребенок» как на этапе беременности, так и после рождения ребенка. В современном мире до недавнего времени на передний план выдвигались социально-профессиональные роли женщины, а не ее материнские функции. Снижение репродуктивной функции семьи как ответ на социально¬экономическую нестабильность коснулось, прежде всего, семей, проявляющих ответственность по отношению к детям (Саттеруэйт М., 2006). Проблемы материнства и детства были и остаются важнейшими и определяющими одну из основных стратегий развития общества.
Таким образом, специального анализа заслуживает не само существование проблемы психологической структуры социальной идентичности женщины до и после рождения ребенка, а актуальные подходы к ее решению.
В нашей работе предпринята попытка изучения социальной идентичности женщины до и после рождения ребенка. Изучение этой проблемы обусловлено рядом причин: уникальной картиной психосоциального феномена материнства, который рассматривается с двух основных позиций (как обеспечение условий для развития ребенка и как изменения личностной сферы женщины) (Филиппова Г.Г., 1999, 2002); необходимостью разработки точных диагностических критериев для оценки материнской сферы женщины на этапе беременности и после рождения р ебенка (Добряков И.В., 2011; Филиппова Г.Г., 2002). Целостное понимание социальной идентичности женщины до и после рождения ребенка позволит реализовать личностно ориентированный подход в практической деятельности психолога, что повысит качество психосоциальной помощи женщинам.
Проблеме материнства посвящено множество теоретических и прикладных исследований, в которых изучается удовлетворенность женщины материнской ролью (Овчарова Р.В., 2003), материнство как стадия личностной и половой идентификации (Завгородняя И.В., 2001; Руновская Е.Г., 2014; Филиппова Г.Г., 2002), социальная роль матери (Василенко Т.Д., Земзюлина И.Н., 2011), личностное развитие женщины (Руновская Е.Г., 2014; Филиппова Г.Г., 2002), психологические и физиологические особенности различных периодов репродуктивного цикла женщины (Добряков И.В., 2011). Вместе с тем остаются не изученными вопросы особенностей структуры социальной идентичности женщины в социальной ситуации беременности и качества раннего взаимодействия между матерью и ребенком после рождения. В современной социальной психологии накоплен опыт исследования социальной идентичности, разработаны теории социальной идентичности (Антонова Н.В., Гордон И., Горностай П.П., Иванова Н.Л., Клецина И.С., Коростелина К.В., Мид Дж., Микляева А.В., Румянцева Т.В., Струкер Ш., Эриксон Э.), теории социальной психологии личности (Андреева Г.М., Бендас Т.В., Гайдар К.М., Парыгин Б.Д., Платонов Ю.П., Подобина О.Б.); подход к рассмотрению личности в контексте социальной ситуации (Аргайл М., Тэшфел А., Тернер Дж., Выготский Л.С.). Вместе с тем остается не изученной социальная идентичность женщин до и после рождения ребенка.
Социально-психологический анализ социальной идентичности женщин до и после рождения ребенка предполагает обращение не только к выявлению закономерностей и особенностей социальной идентичности женщины, но и к пониманию ее в контексте жизни женщины. На необходимость анализа смысловых аспектов принятия социальной роли матери, связи его с субъективной картиной жизненного пути личности указывают Т.Д. Василенко, И.Н. Земзюлина (2011), Руновская Е.Г (2014).
Цель диссертационной работы: изучить структурно-динамические особенности социальной идентичности женщины до и после рождения первого ребенка, разработать программу коррекции готовности женщины к материнству как профилактики нарушений раннего взаимодействия с ребенком.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи.
1. Осуществить теоретико-методологический анализ различных направлений исследований социальной идентичности женщины до и после рождения ребенка; социальной ситуации беременности и взаимодействия матери и ребенка после рождения.
2. Исследовать влияние социальной ситуации на структуру и содержание социальной идентичности до и после рождения ребенка.
3. Выявить связь структуры и содержания социальной идентичности женщины с готовностью к материнству в социальной ситуации беременности.
4. Выявить связь структуры и содержания социальной идентичности женщины с качеством раннего взаимодействия с ребенком в социальной ситуации первых шести месяцев жизни ребенка.
5. Разработать и апробировать программу психологического сопровождения женщин, ожидающих первого ребенка.
Объектом исследования выступает психологическая структура социальной идентичности.
Предметом исследования является психологическая структура социальной идентичности женщин до и после рождения ребенка и влияние ее на взаимодействие матери и младенца.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении подводятся итоги проделанной работы, указывается, что в ходе исследования были решены поставленные задачи, и подтверждается справедливость выдвинутых гипотез.
Выводы
1. Социальная идентичность как феномен является динамическим компонентом личности, имеющим свои функции и структуру. Структура социальной идентичности личности включает в себя 4 компонента: социально-ролевой, когнитивный, ценностно-смысловой и эмоциональный. Социальная идентичность личности обусловлена социальной ситуацией.
2. У женщин с различными стилями готовности к материнству различается содержание психологической структуры социальной идентичности. Психологическая структура социальной идентичности женщины связана со стилем готовности к материнству в ситуации беременности. Структура социальной идентичности женщины с адекватным стилем готовности к материнству характеризуется преобладанием ролей матери, супруги, человека и женщины в социально-ролевом компоненте; описанием роли матери через определения: «Мой малыш», «Я-мама», «Супруга» в когнитивном компоненте; высокой ценностью семьи в ценностно¬смысловом компоненте. Женщины с тревожным стилем характеризуются преобладанием роли матери в социально-ролевом компоненте; определением «Будущая мама» и «Ребенок» в когнитивном компоненте; ценности переживания беременности и завышенной ценности ребенка в ценностно-смысловом компоненте. Структура социальной идентичности женщин с игнорирующим стилем характеризуется преобладанием ролей дочери и профессионала в социально-ролевом компоненте; описанием роли матери через «Я» и «Ребенок» в когнитивном компоненте, заниженной ценностью ребенка и завышенной ценностью профессиональной деятельности в ценностно-смысловом компоненте. Эмоциональный компонент характеризуется наличием тревожности у всех женщин в социальной ситуации беременности.
3. Социальная идентичность женщин отражает отношение женщинык социальной ситуации беременности. Женщины, оценивающие беременность как положительное жизненное событие, характеризуются адекватным стилем готовности к материнству, а у женщин, оценивающих беременность как негативное жизненное событие характеризуются преобладанием игнорирующего стиля готовности к материнству.
4. Структура социальной идентичности женщины взаимосвязана с отношением женщины к социальной ситуации беременности. Структура социальной идентичности женщины, оценивающих беременность как положительное жизненное событие социально-ролевой компонент характеризуется преобладанием роли матери и супруги. Когнитивный компонент характеризуется определением себя как матери. В ценностно-смысловом компоненте наблюдается ценность взаимоотношений в семье. Структура социальной идентичности женщины, оценивающие беременность как негативное жизненное событие характеризуется преобладанием роли дочери и работника в социально-ролевом компоненте; описанием роли матери через понятие «Я» и «ребенок» в когнитивном компоненте; значимость событий в родительской семье и перегруженность событиями, связанными с утратами, болезнями и конфликтами в ценностно-смысловом компоненте.
5. Структура социальной идентичности определяет качество взаимодействия между матерью и ребенком после рождения. Структура социальной идентичности женщин, характеризующихся адекватным стилем готовности к материнству, определяет качественное взаимодействие между матерью и ребенком (ласковость, чуткость, искренность, малое количество стимуляций, отсутствие вербальных ограничений). Социальная идентичность женщин с игнорирующим стилем приводит к нарушенному взаимодействию между матерью и ребенком (неискренностью, грубостью, высоким уровнем вербальных ограничений). Социальная идентичность женщин с тревожным стилем готовности к материнству приводит к амбивалентному взаимодействию между матерью и ребенком.
6. В процессе проведения программы психологического сопровождения женщин в период беременности наблюдаются изменения стилей готовности к материнству. Динамика данного изменения заключается в постепенном переходе из
игнорирующего в тревожный стиль готовности к материнству, а из тревожного - в адекватный стиль готовности к материнству.
7. В процессе проведения психологического сопровождения женщин на этапе беременности наблюдаются особенности динамики социальной идентичности женщин до и после проведения программы психологического сопровождения женщин, ожидающих первого ребенка. У женщин с адекватным и тревожным стилями готовности к материнству социальная идентичность имеет устойчивую структуру и в процессе проведения программы незначительно изменяется. У женщин с игнорирующим стилем готовности к материнству наблюдается значительное изменение в социальной идентичности женщин.



1. Воробьева, М.Е. Особенности освоения социальной роли матерью после рождения ребенка/ М.Е. Воробьева// Вестник Орловского государственного университета. Серия: новые гуманитарные исследования. Федеральный научно-практический журнал. - 2012. - 7(27), - С. 318-324
2. Ившина, М.Е. Особенности изменения системы социальных ролей во время беременности/ М.Е. Ившина// Вестник Южно-Уральского государственного университета, №31, 2012, ISSN 2071-3053 серия «Психология». Выпуск 18. - С. 105¬109.
3. Ившина, М.Е. Динамика системы социальных ролей женщины до и после рождения ребенка/ М.Е. Ившина// Здоровье семьи - 21 век: электронный научный журнал. 2012. №1. URL:http//fh-21.perm.ru/download/2012-1-6. Pdf
Другие научные публикации:
1. Воробьева, М.Е. Динамика иерархии социальных ролей женщин до и после рождения ребенка/ М.Е. Воробьева // Материалы 79-й Всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых с международным участием «Молодежная наука и современность», посвященной 79-летию КГМУ - Ч. III - Курск, 2014. - С. 96¬97
2. Василенко, Т.Д., Воробьева, М.Е. Качество контакта между матерью и ребенком в 1 месяц после рождения/ Т.Д. Василенко, М.Е. Воробьева// Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход. Материалы ІѴВсероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященный 80- летию КГМУ. - Курск: КГМУ, 2014. - С. 50-52.
3. Воробьева, М.Е. Качество контакта между матерью и ребенком в 1-ый месяц после рождения/ М.Е. Воробьева // Ананьевские чтения-2014: Психосоматическое о бес печение профессиональной деятельности// Материалы научной конференции, 21-23 октября 2014г. - С. 207-208.
4. Василенко, Т.Д., Воробьева, М.Е. Качество раннего взаимодействия матери и ребенка как условие сохранения здоровья/ Василенко Т.Д., Воробьева М.Е.// Психосоматическая медицина - 2014: Труды. ІХмеждународный конгресс. - СПб.: Человек, 2014. - С. 21-24.
5. Воробьева, М.Е. Особенности раннего взаимодействия матери и младенца/ М.Е. Воробьева// Материалы 79-й Всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых с международным участием «Молодежная наука и современность», посвященной 79-летию КГМУ, 2014г. - С. 97-98.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ