Совместная работа тренера и родителей как условие социально-психологического развития ребенка-спортсмена
|
Введение 4
1 Социально-психологическое развитие ребенка, занимающегося спортом, как социально-психологический феномен 8
1.1 Социально-психологическое развитие в системе современных
научных концепций: подходы к пониманию 8
1.2 Составляющие социально-психологического развития и его
особенности у ребенка-спортсмена 13
1.3 Роль тренера и родителей в социально-психологическом развитии
ребенка-спортсмена 19
2 Эмпирическое исследование возможности социально-психологического
развития ребенка-спортсмена посредством организации совместной работы тренера и родителей 29
2.1 Организация и методы исследования 29
2.2 Анализ результатов диагностики социально-психологического
развития подростков, занимающихся в МБУ «СШ им. Ф.В. Вольфа» 35
2.3 Разработка и апробация программы совместной работы тренера и родителей по сопровождению социально-психологического развития ребенка-спортсмена 40
2.4 Оценка эффективности программы психолого-педагогического
сопровождения социально-психологического развития ребенка-спортсмена 44
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложение А Научные концепции социально-психологического
развития личности 59
Приложение Б Классификация трудностей спортсменов на этапе
начальной спортивной специализации (по Е.Е. Хвацкой) 80
Приложение В Роль тренера и родителей в социально-психологическом развитии ребенка-спортсмена 81
1 Социально-психологическое развитие ребенка, занимающегося спортом, как социально-психологический феномен 8
1.1 Социально-психологическое развитие в системе современных
научных концепций: подходы к пониманию 8
1.2 Составляющие социально-психологического развития и его
особенности у ребенка-спортсмена 13
1.3 Роль тренера и родителей в социально-психологическом развитии
ребенка-спортсмена 19
2 Эмпирическое исследование возможности социально-психологического
развития ребенка-спортсмена посредством организации совместной работы тренера и родителей 29
2.1 Организация и методы исследования 29
2.2 Анализ результатов диагностики социально-психологического
развития подростков, занимающихся в МБУ «СШ им. Ф.В. Вольфа» 35
2.3 Разработка и апробация программы совместной работы тренера и родителей по сопровождению социально-психологического развития ребенка-спортсмена 40
2.4 Оценка эффективности программы психолого-педагогического
сопровождения социально-психологического развития ребенка-спортсмена 44
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложение А Научные концепции социально-психологического
развития личности 59
Приложение Б Классификация трудностей спортсменов на этапе
начальной спортивной специализации (по Е.Е. Хвацкой) 80
Приложение В Роль тренера и родителей в социально-психологическом развитии ребенка-спортсмена 81
Актуальность темы исследования. По словам президента РФ Владимира Путина здоровой образ жизни лежит в основе решения многих проблем и здоровья нации в целом, у людей должна быть мода на занятие физкультурой и спортом. В настоящее время рост спортивных результатов в значительной мере определяется социально-психологической подготовкой спортсменов. Проблема социально-психологического развития ребенка-спортсмена, роли семьи, спортивной школы и их взаимодействие в этом процессе являются чрезвычайно актуальными. Особую значимость приобретает эта проблема, когда речь заходит о взаимодействии родителей и тренеров в социально-психологическом развитии юных спортсменов.
Социально-психологическое развитие спортсменов это процесс практического применения определенных методов и средств, которые направлены на создание психологической готовности спортсмена. К одним из основных компонентов психологической подготовленности спортсмена относятся такие свойства личности как характер, темперамент, мотивация личности и т.д., к ним же относятся такие психические процессы и функции как внимание, память мышление, ощущения и восприятие, а так же стабильные и положительные психические состояния.
По мнению В.К. Бальсевич, основное время, в течение которого тренер может воспитывать юного спортсмена, влияя на него своей педагогической позицией и используя определенные педагогические методы, это время учебно¬тренировочной деятельности, тренировки или соревнования [4]. Все остальное время ребенка окружает социальная среда, оказывающая воспитывающее (положительное или отрицательное) воздействие, где ведущая роль принадлежит родителям. От взаимодействия тренера и родителей зависит результативность социально-психологического развития юного спортсмена.
Необходимость поиска эффективных способов совместной работы тренера и родителей по сопровождению социально-психологического развития ребенка-спортсмена определяет актуальность настоящей выпускной квалификационной работы.
Цель исследования - изучение возможностей совместной работы тренера и родителей как условие сопровождения социально-психологического развития ребенка-спортсмена.
Объект исследования - социально-психологическое развитие ребенка- спортсмена.
Предмет исследования - совместная работа тренера и родителей по сопровождению социально-психологического развития ребенка-спортсмена.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, совместная работа тренера и родителей будет способствовать социально-психологическому развитию детей - спортсменов что будет проявляться в уровне сплоченности внутри спортивной группы, уменьшению позиции личной пассивности, изменению показателей отражающих «Я в социуме», в частности агрессивность, эгоистичность.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме социально-психологического развития ребенка, занимающегося спортом.
2. Провести экспериментальное исследование с целью определения социально-психологического развития подростков, занимающихся в отделении биатлона МБУ «Спортивная школа им. Ф.В. Вольфа Енисейского района».
3. Апробировать программу совместной работы тренера и родителей по сопровождению социально-психологического развития ребенка-спортсмена.
4. Провести повторное исследование социально-психологического развития подростков, проанализировать результаты экспериментального исследования.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: содержащие методики Дж. Морено «Социометрия»; «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири.
3. По форме организации: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
4. Методы качественной и количественной обработки полученных результатов.
Методологической основой выступили труды отечественных исследователей, раскрывающие проблему социально-психологического
развития ребенка, занимающегося спортом: Л.Я. Аркаева [3], В.К. Бальсевич, Г.Д. Горбунова [9], Г.Б. Горской [10], Е.П. Ильина [17] и др.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБУ «Спортивная школа им. Ф.В. Вольфа Енисейского района» с сентября 2017 по май 2018 гг.
Выборка представлена подростками, занимающимися в отделении биатлона. Возраст респондентов: 12-13 лет. Количество респондентов: 20 человек, из них 11 юношей и 9 девушек.
Этапы исследования:
1 этап (сентябрь - октябрь 2017 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы социально-психологического развития ребенка, занимающегося спортом, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования, проведение первичной диагностики.
2 этап (ноябрь 2017 г. - март 2018 г.) - организация совместной работы тренера и родителей по сопровождению социально-психологического развития ребенка-спортсмена.
3 этап (май 2018 г.) - проведение повторной диагностики социально¬психологического развития ребенка-спортсмена, анализ полученных результатов исследования, определение эффективности работы, формулирование выводов, оформление ВКР.
Данная работа выполнена по заказу Муниципального бюджетного учреждения «Спортивная школа им. Ф.В. Вольфа Енисейского района». В ходе исследования особенностей социально-психологического развития ребенка - спортсмена, нами были изучены межличностные отношения в спортивном коллективе, как одни из основных элементов социально-психологического развития личности.
Составлена и апробирована программа совместной работы тренера и родителей по сопровождению социально-психологического развития ребенка «СемьЯ». В ходе работы отмечаем положительные изменения в социально¬психологическом развитии личности спортсменов: они стали более заинтересованы в спортивной жизни коллектива, с большим интересом стали посещать тренировки, появилась уверенность в поддержке со стороны юных спортсменов одногруппников, родителей, тренера, что подтверждено повторной диагностикой, проводимой в конце спортивного года.
В ходе последних соревнований, проводимых в зачет Летнего фестиваля ГТО в г. Красноярске в июне 2018 г. спортсмены нашей экспериментальной группы в личном зачете заняли 2-3 места из общего количества участников 386 человек со всего Красноярского края, кроме того команда Енисейского района заняла 8 место из представленных 38 районов.
Значимость выполненной работы подтверждена актом о внедрении результатов исследования в процесс МБУ «СШ им Ф.В. Вольфа Енисейского района». Апробированная программа «СемьЯ» может быть рекомендована для использования тренерами, педагогами, психологами, с обязательным включением родителей.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 53
источника, и 3 приложений. В работе содержится 5 таблиц и 7 рисунков. Общий объем работы составляет 53 страницы.
Социально-психологическое развитие спортсменов это процесс практического применения определенных методов и средств, которые направлены на создание психологической готовности спортсмена. К одним из основных компонентов психологической подготовленности спортсмена относятся такие свойства личности как характер, темперамент, мотивация личности и т.д., к ним же относятся такие психические процессы и функции как внимание, память мышление, ощущения и восприятие, а так же стабильные и положительные психические состояния.
По мнению В.К. Бальсевич, основное время, в течение которого тренер может воспитывать юного спортсмена, влияя на него своей педагогической позицией и используя определенные педагогические методы, это время учебно¬тренировочной деятельности, тренировки или соревнования [4]. Все остальное время ребенка окружает социальная среда, оказывающая воспитывающее (положительное или отрицательное) воздействие, где ведущая роль принадлежит родителям. От взаимодействия тренера и родителей зависит результативность социально-психологического развития юного спортсмена.
Необходимость поиска эффективных способов совместной работы тренера и родителей по сопровождению социально-психологического развития ребенка-спортсмена определяет актуальность настоящей выпускной квалификационной работы.
Цель исследования - изучение возможностей совместной работы тренера и родителей как условие сопровождения социально-психологического развития ребенка-спортсмена.
Объект исследования - социально-психологическое развитие ребенка- спортсмена.
Предмет исследования - совместная работа тренера и родителей по сопровождению социально-психологического развития ребенка-спортсмена.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, совместная работа тренера и родителей будет способствовать социально-психологическому развитию детей - спортсменов что будет проявляться в уровне сплоченности внутри спортивной группы, уменьшению позиции личной пассивности, изменению показателей отражающих «Я в социуме», в частности агрессивность, эгоистичность.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме социально-психологического развития ребенка, занимающегося спортом.
2. Провести экспериментальное исследование с целью определения социально-психологического развития подростков, занимающихся в отделении биатлона МБУ «Спортивная школа им. Ф.В. Вольфа Енисейского района».
3. Апробировать программу совместной работы тренера и родителей по сопровождению социально-психологического развития ребенка-спортсмена.
4. Провести повторное исследование социально-психологического развития подростков, проанализировать результаты экспериментального исследования.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: содержащие методики Дж. Морено «Социометрия»; «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири.
3. По форме организации: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
4. Методы качественной и количественной обработки полученных результатов.
Методологической основой выступили труды отечественных исследователей, раскрывающие проблему социально-психологического
развития ребенка, занимающегося спортом: Л.Я. Аркаева [3], В.К. Бальсевич, Г.Д. Горбунова [9], Г.Б. Горской [10], Е.П. Ильина [17] и др.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБУ «Спортивная школа им. Ф.В. Вольфа Енисейского района» с сентября 2017 по май 2018 гг.
Выборка представлена подростками, занимающимися в отделении биатлона. Возраст респондентов: 12-13 лет. Количество респондентов: 20 человек, из них 11 юношей и 9 девушек.
Этапы исследования:
1 этап (сентябрь - октябрь 2017 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы социально-психологического развития ребенка, занимающегося спортом, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования, проведение первичной диагностики.
2 этап (ноябрь 2017 г. - март 2018 г.) - организация совместной работы тренера и родителей по сопровождению социально-психологического развития ребенка-спортсмена.
3 этап (май 2018 г.) - проведение повторной диагностики социально¬психологического развития ребенка-спортсмена, анализ полученных результатов исследования, определение эффективности работы, формулирование выводов, оформление ВКР.
Данная работа выполнена по заказу Муниципального бюджетного учреждения «Спортивная школа им. Ф.В. Вольфа Енисейского района». В ходе исследования особенностей социально-психологического развития ребенка - спортсмена, нами были изучены межличностные отношения в спортивном коллективе, как одни из основных элементов социально-психологического развития личности.
Составлена и апробирована программа совместной работы тренера и родителей по сопровождению социально-психологического развития ребенка «СемьЯ». В ходе работы отмечаем положительные изменения в социально¬психологическом развитии личности спортсменов: они стали более заинтересованы в спортивной жизни коллектива, с большим интересом стали посещать тренировки, появилась уверенность в поддержке со стороны юных спортсменов одногруппников, родителей, тренера, что подтверждено повторной диагностикой, проводимой в конце спортивного года.
В ходе последних соревнований, проводимых в зачет Летнего фестиваля ГТО в г. Красноярске в июне 2018 г. спортсмены нашей экспериментальной группы в личном зачете заняли 2-3 места из общего количества участников 386 человек со всего Красноярского края, кроме того команда Енисейского района заняла 8 место из представленных 38 районов.
Значимость выполненной работы подтверждена актом о внедрении результатов исследования в процесс МБУ «СШ им Ф.В. Вольфа Енисейского района». Апробированная программа «СемьЯ» может быть рекомендована для использования тренерами, педагогами, психологами, с обязательным включением родителей.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 53
источника, и 3 приложений. В работе содержится 5 таблиц и 7 рисунков. Общий объем работы составляет 53 страницы.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Социально-психологическое развитие рассматривается как процесс постоянного физического, психологического и социального роста человека, накопления новообразований, освоения социального пространства, определение в нем собственного места и положения, которое происходит в постоянно расширяющихся сферах деятельности и социальных контрактов.
Социально-психологическое развитие ребенка-спортсмена имеет свои особенности в различные возрастные периоды. В дошкольном возрасте (3-6 лет) этот период происходит развитие и формирование эмоционально-волевой сферы ребенка. Необходимо формировать эмоционально-двигательную сферу, развивать координацию, смелость, чувство темпа, прививать любовь к Родине, чувство патриотизма, любовь к семье. В младшем школьном возрасте (7-11 лет) происходит развитие интеллектуальной сферы личности ребенка и самостоятельности. Закладывается школа спортивного мастерства.
Осуществляется подготовка к участию в соревнованиях, формируются умения и навыки психической регуляции. В подростковом возрасте (12-15лет) происходит формирование направленности личности и отрыв от родителей. Большое значение имеет общение со сверстниками. На данном возрастном этапе важным является формирование мечты в спорте. Происходит актуализация своего «Я» в спорте.
Одним из значимых факторов в формировании личности юных спортсменов в учебно-тренировочном процессе является личность взрослого - тренера, родителей. Тренер учитывает психолого-педагогические аспекты тренировочного и соревновательного процесса, анализирует особенности психологического климата в команде, учитывает личностные характеристики спортсменов, может оказать психологическую помощь спортсменам в трудных соревновательных ситуациях. Деятельность тренера способствует развитию личности юных спортсменов (адекватный образ «Я», уверенность, ценностные
ориентации ,мотивационно-потребностная сфера). Это оказывает положительное влияние на развитие личности, воздействуя при этом на его психологическую устойчивость. Учет потребностей юных спортсменов в эмоциональной поддержке, использование адекватных методов руководства со стороны тренера приводит к положительным взаимоотношениям юного спортсмена с тренером, создает благоприятный социально-психологический климат в группе спортсменов, положительно влияет на процесс развития личностных особенностей спортсмена.
Успехи ребенка в спорте во многом зависят и от включенности родителей в его спортивную жизнь. От того, как родители поддерживают ребенка и какого результата от него ожидают, во многом зависит его самореализация в спорте. Однако неграмотное поведение родителей в тренировочное и внетренировочное время может отрицательно сказаться на всей подготовке и на процессе формирования личности юного спортсмена в целом. Поэтому важным вопросом является отношение родителей к учебно-тренировочному процессу спортсмена и их роли в формировании личности.
Нами было организовано экспериментальное исследование, направленное на изучение особенностей социально-психологического развития ребенка- спортсмена. Экспериментальное исследование проведено на базе МБУ «Спортивная школа им. Ф.В. Вольфа Енисейского района». Выборка представлена 20 подростками, занимающимися в отделении биатлона. Возраст респондентов: 12-13 лет.
Проведя данное исследование в коллективе подростков, занимающихся в отделении биатлона, можно сделать следующие выводы. В коллективе спортсменов существует адаптивное поведение, т.е. члены коллектива учитывают мнения, возможности, желания других членов коллектива. Результаты исследования показали, что связь дружелюбие-доминирование в коллективе является очень сильной. В коллективе преобладает фактор дружелюбия, а факторы подчинения и агрессивность находятся почти на одинаковом уровне (фактор дружелюбие превосходит агрессивность на 40%).
В целом, данный коллектив спортсменов можно охарактеризовать как достаточно социально активный. Отношения в коллективе нестабильные, хотя спортсмены активно общаются друг с другом. Исходя из результатов исследования, можно сказать, что, степень благоприятности психологического микроклимата средняя и для улучшения межличностных отношений требуется психолого-педагогическая коррекция.
Исходя из результатов диагностического исследования, в октябре 2017г. - марте 2018 г. апробирована программа совместной работы тренера и родителей по сопровождению социально-психологического развития ребенка-спортсмена «СемьЯ». Цель программы: взаимодействие МБУ «Спортивная школа им. Ф.В. Вольфа Енисейского района» и семьи; установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение социально-психологического развития ребенка-спортсмена.
Анализ результатов повторной диагностики показал, после реализации программы совместной работы тренера и родителей по сопровождению социально-психологического развития ребенка-спортсмена произошли изменения в коллективе спортсменов. Большинство спортсменов считают, что коллектив стал менее пассивен, появилась уверенность в поддержке в трудную минуту, спортсмены стали проявлять активность в спортивной жизни, с большим интересом посещать тренировки. Итак, можно сделать вывод, что в процессе коррекционной работы социально-психологические отношения в коллективе спортсменов показали положительную динамику.
Задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы в ходе экспериментального исследования.
Социально-психологическое развитие рассматривается как процесс постоянного физического, психологического и социального роста человека, накопления новообразований, освоения социального пространства, определение в нем собственного места и положения, которое происходит в постоянно расширяющихся сферах деятельности и социальных контрактов.
Социально-психологическое развитие ребенка-спортсмена имеет свои особенности в различные возрастные периоды. В дошкольном возрасте (3-6 лет) этот период происходит развитие и формирование эмоционально-волевой сферы ребенка. Необходимо формировать эмоционально-двигательную сферу, развивать координацию, смелость, чувство темпа, прививать любовь к Родине, чувство патриотизма, любовь к семье. В младшем школьном возрасте (7-11 лет) происходит развитие интеллектуальной сферы личности ребенка и самостоятельности. Закладывается школа спортивного мастерства.
Осуществляется подготовка к участию в соревнованиях, формируются умения и навыки психической регуляции. В подростковом возрасте (12-15лет) происходит формирование направленности личности и отрыв от родителей. Большое значение имеет общение со сверстниками. На данном возрастном этапе важным является формирование мечты в спорте. Происходит актуализация своего «Я» в спорте.
Одним из значимых факторов в формировании личности юных спортсменов в учебно-тренировочном процессе является личность взрослого - тренера, родителей. Тренер учитывает психолого-педагогические аспекты тренировочного и соревновательного процесса, анализирует особенности психологического климата в команде, учитывает личностные характеристики спортсменов, может оказать психологическую помощь спортсменам в трудных соревновательных ситуациях. Деятельность тренера способствует развитию личности юных спортсменов (адекватный образ «Я», уверенность, ценностные
ориентации ,мотивационно-потребностная сфера). Это оказывает положительное влияние на развитие личности, воздействуя при этом на его психологическую устойчивость. Учет потребностей юных спортсменов в эмоциональной поддержке, использование адекватных методов руководства со стороны тренера приводит к положительным взаимоотношениям юного спортсмена с тренером, создает благоприятный социально-психологический климат в группе спортсменов, положительно влияет на процесс развития личностных особенностей спортсмена.
Успехи ребенка в спорте во многом зависят и от включенности родителей в его спортивную жизнь. От того, как родители поддерживают ребенка и какого результата от него ожидают, во многом зависит его самореализация в спорте. Однако неграмотное поведение родителей в тренировочное и внетренировочное время может отрицательно сказаться на всей подготовке и на процессе формирования личности юного спортсмена в целом. Поэтому важным вопросом является отношение родителей к учебно-тренировочному процессу спортсмена и их роли в формировании личности.
Нами было организовано экспериментальное исследование, направленное на изучение особенностей социально-психологического развития ребенка- спортсмена. Экспериментальное исследование проведено на базе МБУ «Спортивная школа им. Ф.В. Вольфа Енисейского района». Выборка представлена 20 подростками, занимающимися в отделении биатлона. Возраст респондентов: 12-13 лет.
Проведя данное исследование в коллективе подростков, занимающихся в отделении биатлона, можно сделать следующие выводы. В коллективе спортсменов существует адаптивное поведение, т.е. члены коллектива учитывают мнения, возможности, желания других членов коллектива. Результаты исследования показали, что связь дружелюбие-доминирование в коллективе является очень сильной. В коллективе преобладает фактор дружелюбия, а факторы подчинения и агрессивность находятся почти на одинаковом уровне (фактор дружелюбие превосходит агрессивность на 40%).
В целом, данный коллектив спортсменов можно охарактеризовать как достаточно социально активный. Отношения в коллективе нестабильные, хотя спортсмены активно общаются друг с другом. Исходя из результатов исследования, можно сказать, что, степень благоприятности психологического микроклимата средняя и для улучшения межличностных отношений требуется психолого-педагогическая коррекция.
Исходя из результатов диагностического исследования, в октябре 2017г. - марте 2018 г. апробирована программа совместной работы тренера и родителей по сопровождению социально-психологического развития ребенка-спортсмена «СемьЯ». Цель программы: взаимодействие МБУ «Спортивная школа им. Ф.В. Вольфа Енисейского района» и семьи; установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение социально-психологического развития ребенка-спортсмена.
Анализ результатов повторной диагностики показал, после реализации программы совместной работы тренера и родителей по сопровождению социально-психологического развития ребенка-спортсмена произошли изменения в коллективе спортсменов. Большинство спортсменов считают, что коллектив стал менее пассивен, появилась уверенность в поддержке в трудную минуту, спортсмены стали проявлять активность в спортивной жизни, с большим интересом посещать тренировки. Итак, можно сделать вывод, что в процессе коррекционной работы социально-психологические отношения в коллективе спортсменов показали положительную динамику.
Задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы в ходе экспериментального исследования.
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2023 - Организация здоровьесбережения в деятельности тренера по футболу в спортивной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



