Актуальность темы исследования. Проблема социально-психологической адаптации является одной из фундаментальных для психологической науки и носит междисциплинарный характер. В ходе длительного исследования проблемы социально-психологической адаптации накоплен обширный теоретический и практический материал, раскрывающий разнообразие механизмов, факторов, способствующих успешной адаптации. Несмотря на это, важным и малоизученным направлением исследования является изучение проблемы факторной детерминации социально-психологической адаптации. Прежде всего, высокая потребность в изучении данной проблематики является следствием практической значимости социально-психологической адаптации в различных общественных сферах как для создания условий успешной социально-психологической адаптации в образовательных учреждениях, в производственных организациях, так и для профилактики дезадаптации, преодоления трудных жизненных ситуаций.
В теоретическом аспекте изучение проблемы социально-психологической адаптации во многом определяет разработку целого ряда ключевых теоретических проблем социальной психологии. Социально-психологическая адаптация занимает одно из центральных мест в социальной психологии. Исследователями выделены основные критерии социально-психологической адаптации, ее этапы, формы, механизмы, стратегии. В рамках изучения проблемы факторной детерминации социально-психологической адаптации значительный вклад внесли исследования: К. А. Абульхановой-Славской, П. К. Анохина, Л. И. Анцыферовой, В. Г. Асеева, Г. А. Балла, Б. Ф. Березина, В. П. Казначеева, А. В. Карпова, В. И. Медведева, А. А. Налчаджяна, О. А. Овсяник, А. А. Реана, А. А. Смирнова, Р. М. Шамионова и других.
По результатам исследований были установлены взаимосвязи между социально-психологической адаптацией и психологическим состоянием (В. П. Казначеев); социально-когнитивными структурами; активностью субъекта (К. А. Абульханова-Славская); процессами социализации (С. И. Розум). Доказано влияние на успешность социально-психологической адаптации следующих показателей: отношения к трудным жизненным условиям (Л. И. Анцыферова, Н. В. Клюева), адаптивных комплексов (А. А. Налчаджян), удовлетворенности профессией (А. А. Реан).
На фоне многочисленных исследований, посвященных поиску факторов успешной социально-психологической адаптации, остаются малоизученными вопросы по систематизации выделенных факторов, определению базового фактора, соотношению факторов относительно социально-психологической адаптации. Наряду с этим, малоисследованной, но важной и перспективной, остается область изучения
социально-психологической адаптации, где в качестве детерминанты рассматривается
фактор временной перспективы.
Изучение временной перспективы в контексте социально-психологической адаптации является одним из новых, недостаточно изученных направлений исследований. Своеобразие ситуации, сложившейся к настоящему времени, заключается в том, что два этих понятия (социально-психологическая адаптация и временная перспектива) интенсивно разрабатываются по отдельности, то есть независимо друг от друга. Специальные исследования, особенно эмпирические и экспериментальные, в которых изучалась бы их взаимосвязь, практически отсутствуют. Вместе с тем, логика их развития делает все более обоснованным предположение, согласно которому социально-психологическая адаптация и временная перспектива тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Причем эта связь может быть содержательной и многоплановой. Изучение данных научных категорий во взаимосвязи обогащает научные знания как в области изучении временной перспективы (расширяет ее возможности в регуляции поведения), так и социально-психологической адаптации (объясняет ее детерминацию с позиции телеологического подхода); позволяет использовать временную перспективу в качестве одного из базовых факторов социально-психологической адаптации.
Анализ показателей социально-психологической адаптации относительно параметров временной перспективы раскрывает закономерности взаимосвязи не только с позиции каузальной атрибуции, но и телеологического подхода. Любая форма адаптивного поведения ориентирована на будущее. Понимание будущих целей, осознание взаимосвязи между настоящими действиями и ожидаемыми в будущем результатами является важным условием регуляции поведения. Это доказывают многочисленные исследования в рамках изучения временной перспективы (К. А. Абульханова-Славская, Р. А. Ахмеров, Т. Н. Березина, А. К. Болотова, Е. И. Головаха, А. А. Кроник, Л. А. Регуш, М. С. Роговин, J. Nutten, P. Zimbardo и другие). Осознание своего будущего через планирование, построение временной перспективы будет обеспечивать потенциальную готовность к адаптации в новых социальных ситуациях, способствовать успешной социально-психологической адаптации. Взаимосвязь временной перспективы и социально-психологической адаптации актуально рассмотреть на примере подросткового возраста. Подростковый возраст является сензитивным периодом в формировании временной перспективы. В этом возрасте временная перспектива активно проявляется, оформляется и служит одним их базовых регуляторов поведения.
Таким образом, очевидна необходимость в изучении важной в теоретическом и практическом отношении проблемы взаимосвязи временной перспективы и социально-психологической адаптации, в выявлении возможных детерминационных отношений между ними. Ее разработка может в очень существенной степени содействовать решению целого ряда значимых научных задач, в том числе, по углублению представлений о структуре временной перспективы, развитию теоретических взглядов относительно системы факторов, детерминирующих социально-психологическую адаптацию.
Результаты исследования взаимосвязи временной перспективы и социально-психологической адаптации, параметров и структурных особенностей временной перспективы подростков, детерминирующих социально-психологическую адаптацию, помогут определить новые условия для обеспечения успешности социально-психологической адаптации.
Следовательно, целью данной работы является изучение структурных особенностей временной перспективы как базового фактора социально-психологической адаптации подростков.
Данная цель была конкретизирована в следующих задачах:
1. Осуществить анализ современного состояния проблемы, рассмотреть основные концепции и направления исследований социально-психологической адаптации и временной перспективы.
2. Раскрыть методологические и методические основы исследования, разработать общую процедуру исследования.
3. Провести отбор и разработать адекватные целям и задачам исследования методики для изучения социально-психологической адаптации и временной перспективы подростков.
4. Организовать и провести эмпирическое изучение взаимосвязи социально-психологической адаптации и временной перспективы.
5. Определить специфику и различия временной перспективы подростков с разным уровнем социально-психологической адаптации.
6. Показать различия структурной организации временной перспективы подростков с разным уровнем социально-психологической адаптации и доказать влияние особенностей структурной организации временной перспективы на социально-психологическую адаптацию.
7. Обобщить и проинтерпретировать результаты исследования, а также сформулировать основные выводы по работе.
Объектом исследования выступила социально-психологическая адаптация.
Предметом исследования явились особенности временной перспективы подростков как фактора социально-психологической адаптации.
Общая гипотеза исследования заключается в предположении, согласно которому временная перспектива является значимой детерминантой социально-психологической адаптации.
Данная общая гипотеза конкретизировалась в следующих частных гипотезах:
1. Временная перспектива оказывает диверсифицированное влияние на социально-психологическую адаптацию, что выражается в ее различном воздействии на основные содержательные компоненты адаптации.
2. Детерминационнное влияние временной перспективы на успешность социально-психологической адаптации является комплексным и осуществляется как на аналитическом уровне (то есть на уровне отдельных параметров), так и на структурном уровне (то есть на уровне ее общей организации).
В Заключении обобщены результаты проведенного исследования и сформулированы основные выводы, суть которых состоит в следующем:
1. Одной из главных проблем социально-психологической адаптации является проблема ее детерминации. Она включает в себя два основных и нерешенных пока в необходимой степени вопроса: во-первых, в обобщении, систематизации и дифференциации факторов, ее детерминирующих и обеспечивающих успешность социально-психологической адаптации, во-вторых, в выделении базовых факторов, способствующих социально-психологической адаптации.
2. Несмотря на интенсивное развитие проблемы детерминации социально-психологической адаптации в последнее время, многие важные вопросы остаются недостаточно исследованными. К ним относится, в частности, проблема изучения социально-психологической адаптации в аспекте ее детерминации фактором времени. Эти два направления исследования социально-психологической адаптации и временной перспективы интенсивно разрабатываются по отдельности, а исследования (особенно эмпирические и экспериментальные), выполненные на их «стыке», представлены явно недостаточно. Вместе с тем, в изучении проблемы социально-психологической адаптации складываются предпосылки для дополнения традиционных исследований, базирующихся на принципах каузальной атрибуции, изучением социально-психологической адаптации с позиции телеологического подхода. В связи с отмеченной взаимной направленностью развития указанных проблем, возникает объективная необходимость исследования по установлению взаимосвязей между социально-психологической адаптацией и временной перспективой как на аналитическом, так и на структурном уровне и на уровне подструктур временной перспективы.
3. Наиболее общим итогом цикла эмпирических исследований, подтверждающим основную гипотезу данной работы, является обнаружение и доказательство существования взаимосвязи между социально-психологической адаптацией и временной перспективой, носящей комплексный и закономерный характер.
4. Временная перспектива имеет детерминационное влияние на успешность социально-психологической адаптации, которое реализуются на трех основных уровнях - аналитическом, структурном и на уровне подструктур временной перспективы. На первом из них отдельные показатели социально-психологической адаптации взаимосвязаны с отдельными параметрами временной перспективы, на втором - социально-психологическая адаптация детерминирована структурными особенностями временной перспективы, на третьем - особенностями подструктур временной перспективы.
5. На аналитическом уровне анализа полученные результаты дают основание полагать, что успешность социально-психологической адаптации зависит от параметров временной перспективы, а временная перспектива, в свою очередь, является одним из базовых факторов социально-психологической адаптации.
6. Анализ взаимосвязи на аналитическом уровне позволяет выделить 4 типа социально-психологической адаптации (успешный, тревожный, мечтающий, разочарованный). Представленная типология социально-психологической адаптации открывает возможности для создания условий оптимизации процесса социально-психологической адаптации, где в качестве базового фактора будет выступать временная перспектива.
7. На основании анализа результатов на структурном уровне доказано, что успешность социально-психологической адаптации связана со степенью структурной организации временной перспективы прямо пропорциональной зависимостью. Успешные в социально-психологической адаптации подростки обладают более высоким уровнем структурной организации временной перспективы, который обусловлен, преимущественно, мерой ее дифференцированности.
8. Успешность социально-психологической адаптации определяется не только более высокой степенью организованности структуры временной перспективы, но и качественно иной ее структурой, а также особенностью ее строения: темпоральной и мотивационной подструктурами. Высокая организованность, насыщенность и содержательность мотивационной подструктуры, а также наличие преемственности между мотивационными объектами прошлого, настоящего и будущего, более высокий уровень иерархии потребностей, оказывают положительное влияние на успешность социально-психологической адаптации.
9. Существует не только прямая, но и обратная зависимость временной перспективы от уровня социально-психологической адаптации. При успешной социально-психологической адаптации повышается степень зрелости временной перспективы: временная перспектива удлиняется по временным периодам, расширяется по количеству мотивационных объектов, становится более согласованной.
10. Преобладание среднеудаленных целей в структуре временной перспективы оказывает положительное влияние на успешность социально-психологической адаптации и является необходимым «оптимумом», при котором процесс социально-психологической адаптации проходит успешно.
11. Все установленные результаты свидетельствуют о том, что временная перспектива выступает одной из базовых детерминант социально-психологической адаптации. Причем это влияние является комплексным и многоплановым, гетерогенным и диверсифицированным и складывается из обязательного сочетания двух условий: высокой степени структурной организации временной перспективы и зрелости самой структуры в плане ее внутреннего содержания. На основании этого можно заключить, что одним из направлений повышения эффективности социально-психологической адаптации может выступать развитие и совершенствование структурной организации временной перспективы.
1. Свешникова, С. Л. Временная перспектива как базовый конструкт проблемы социально-психологической адаптации личности / Е. В. Карпова, С. Л. Свешникова // Ярославский педагогический вестник. Научно-методический журнал. Серия «Психолого-педагогические науки». - 2017. - № 4. - С. 195-201. (0,69 п.л., авторский вклад - 0,29).
2. Свешникова, С. Л. Особенности взаимосвязи временной перспективы и адаптации студентов / С. Л. Свешникова // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - Т. 23. - № 4. - С. 54-58. (0,45 п.л.).
3. Свешникова, С. Л. Структурные особенности временной перспективы студентов с разным уровнем адаптации к обучению / С. Л. Свешникова // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология: сборник научных трудов / гл. ред. А. В. Глузман. - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 57. -
Ч. 13. - С. 189-197. (0,46 п.л.).
4. Свешникова, С. Л. Зависимость социально-психологической адаптации подростков от структурных особенностей временной перспективы / Е. В. Карпова, С. Л. Свешникова // Вестник ЯрГУ им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. - 2018. - № 4. - С. 76-80. (0,50 п.л., авторский вклад - 0,25 п.л.).
Публикации в иных изданиях:
5. Свешникова, С. Л. Проявление жизненной перспективы в мотивационной сфере личности / С. Л. Свешникова // Мотивационная система личности: монография. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2008. - С. 57-63. (0,50 п.л.).
6. Свешникова, С. Л. Формирование временной перспективы как вариант
эффективного «копинг-поведения» / С. Л. Свешникова // Психология совладающего поведения: материалы междун. научно-практ. конф. - Кострома: КГУ
им. Н. А. Некрасова, 2007. - С. 62-64. (0,15 п.л.).
7. Свешникова, С. Л. Формирование перспективы будущего как условие преодоления социальной дезадаптации подростков / С. Л. Свешникова // Психологическое сопровождение национальных проектов: ментальные барьеры и инновационные технологии развития общества в условиях неопределенности: материалы междун. конгресса. - М.; Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. - С. 399-401. (0,15 п.л.).
8. Свешникова, С. Л. Формирование временной перспективы как основа мотивационно-личностного развития / С. Л. Свешникова // Сборник докладов II межвузов. конф. молодых ученых. - Москва: Прометей, 2007. - С. 189-190. (0,15 п.л.).
9. Свешникова, С. Л. Построение жизненной перспективы как условие успешной социальной адаптации подростков / С. Л. Свешникова // Ананьевские чтения - 2008: материалы научно-практ. конф. - СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. - С. 495-497. (0,15 п.л.).
10. Свешникова, С. Л. Формирование перспективы будущего как условие успешной социальной адаптации подростков / С. Л. Свешникова // Дети и молодежь - будущее России: материалы третьей российской научно-практ. конф. - Т. 2. - Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2008. - С. 710-717. (0,35 п.л.).
11. Свешникова, С. Л. Формирование перспективы будущего как условие преодоления социальной дезадаптации / С. Л. Свешникова // Вузовская наука - региону: материалы шестой всерос. научно-техн. конф.: в 2-х томах. - Т. 1. - Вологда: ВоГТУ, 2008. - С. 484-485. (0,15 п.л.).
12. Свешникова, С. Л. Значение временной перспективы в жизни субъекта / С. Л. Свешникова // Личность и бытие: субъективный подход: материалы всерос. научной конф. - М.: Изд-во «Институт психологии» РАН, 2008. - С. 285-288. (0,20 п.л.).
13. Свешникова, С. Л. Формирование перспективы будущего как средство личностного развития подростка / С. Л. Свешникова // Каузометрия в исследованиях психологического времени и жизненного пути личности: прошлое, настоящее, будущее. - К.: Изд-во Института социологии НАН Украины, 2008. - С. 75-77. (0,20 п.л.).
14. Свешникова, С. Л. Социальные и личностные условия функционирования жизненной перспективы / С. Л. Свешникова // Психологическое обеспечение национальных проектов развития общества: опыт, инновационные технологии, ментальные барьеры: материалы междун. конгресса. - М.; Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2008. - С. 359-361. (0,15 п.л.).
15. Свешникова, С. Л. Жизненная перспектива как социально-психологическая характеристика личности / С. Л. Свешникова // Материалы II междун. конф. молодых ученых «Психология - наука будущего». - М.: МГППУ, 2008. - С. 123-124. (0,12 п.л.).
16. Свешникова, С. Л. Развитие мотивационной сферы как средство формирования перспективы будущего у подростков / С. Л. Свешникова // Материалы междун. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2008». - М.: МГУ, 2008. - С. 230-231. (0,12 п.л.).
17. Свешникова, С. Л. Условия формирования временной перспективы у подростков / С. Л. Свешникова // Психология человека в современном мире: материалы всерос. юбилейной научной конф. - М.: Изд-во «Института психологии» РАН, 2009. - С. 307-309. (0,15 п.л.).
18. Свешникова, С. Л. Развитие мотивационной сферы как средство формирования перспективы будущего у подростков / С. Л. Свешникова // Материалы XVI междун. научной конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов- 2009. - М.: МГУ, 2009. - С. 215-216. (0,15 п.л.).
19. Свешникова, С. Л. Мотивационная сфера и временная перспектива / С. Л. Свешникова // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы IV всерос. научно-практ. конф. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. - С. 76. (0,12 п.л.).
20. Свешникова, С. Л. Условия формирования временной перспективы / С. Л. Свешникова // Дружининские чтения: материалы 9-й Всерос. научно-практ. конф. - Сочи: СГУТиКД, 2010. - С. 181-182. (0,12 п.л.).
21. Свешникова, С. Л. Значение временной перспективы в развитии индивидуальности / С. Л. Свешникова // Психология индивидуальности: материалы третьей всерос. научной конф. - Ч. 2. - М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010. - С. 182-183. (0,12 п.л.).
22. Свешникова, С. Л. Условия формирования перспективы будущего у подростков, склонных к девиантному поведению / С. Л. Свешникова // Молодые ученые - нашей новой школе: материалы X юбилейной научно-практ. межвузов. конф. молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. - М.: МГППУ, 2011. - С. 301-303. (0,15 п.л.).
23. Свешникова, С. Л. Копинг-ресурсы и временная перспектива подростков из неблагополучных семей / С. Л. Свешникова // Психология стресса и совладающего поведения: материалы III междун. научно-практ. конф. - Т. 2. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. - С. 265-267. (0,20 п.л.).
24. Свешникова, С. Л. Социально-психологические условия формирования временной перспективы у подростков / С. Л. Свешникова // Материалы всерос. научной конф. «Человек, субъект, личность в современной психологии».- Т. 2. - М.: Изд-во «Института психологии» РАН, 2013. - С. 94-95. (0,15 п.л.).
25. Свешникова, С. Л. Взаимосвязь временной перспективы и социальной активности студентов / С. Л. Свешникова // Малые Леденцовские чтения. Бизнес. Наука. Образование: материалы IV российского научно-образовательного форума (с междун. участием). - Вологда: Вологодский институт бизнеса, 2015. - С. 165-167. (0,15 п.л.).
26. Свешникова, С. Л. Представление о будущем и профессиональное самоопределение студентов педагогического колледжа / С. Л. Свешникова // Обеспечение психолого-педагогических условий реализации новых образовательных стандартов. - Вологда: ВИРО, 2015. - С. 65-67. (0,20 п.л.).
27. Свешникова, С. Л. Психологическое сопровождение адаптации студентов- первокурсников педагогического колледжа / С. Л. Свешникова // Современный педагогический процесс: содержание, методы, приемы, формы. - Вологда: БПОУ «Вологодский педагогический колледж», 2015. - С. 135-137. (0,20 п.л.).
28. Свешникова, С. Л. Особенности формирования профессиональной временной перспективы в условиях педагогического колледжа / С. Л. Свешникова // Материалы IX-ой межрег. научной конференции. - Т. 2. - Вологда: ВоГУ, 2015. - С. 112-114. (0,15 п.л.).
29. Свешникова, С. Л. Сформированная временная перспектива как копинг- ресурс студентов в период адаптации к колледжу / С. Л. Свешникова// Материалы IV междун. научной конф.: «Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие». - Т. 1. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2016. - С. 249-251. (0,25 п.л.).
30. Свешникова С. Л. Особенности временной перспективы студентов колледжа в период адаптации / С. Л. Свешникова // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании: материалы междун. заочной научно-практ. конф. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2017. - С. 175-177. (0,15 п.л.).
31. Свешникова, С. Л. Особенности временной перспективы студентов с разным уровнем адаптации к обучению в колледже / С. Л. Свешникова // Материалы VII междун. конф. молодых ученых «Психология - наука будущего». - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. - С. 708-711. (0,20 п.л.).