ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
|
Актуальность темы исследования. Проблема социально-психологической адаптации является одной из фундаментальных для психологической науки и носит междисциплинарный характер. В ходе длительного исследования проблемы социально-психологической адаптации накоплен обширный теоретический и практический материал, раскрывающий разнообразие механизмов, факторов, способствующих успешной адаптации. Несмотря на это, важным и малоизученным направлением исследования является изучение проблемы факторной детерминации социально-психологической адаптации. Прежде всего, высокая потребность в изучении данной проблематики является следствием практической значимости социально-психологической адаптации в различных общественных сферах как для создания условий успешной социально-психологической адаптации в образовательных учреждениях, в производственных организациях, так и для профилактики дезадаптации, преодоления трудных жизненных ситуаций.
В теоретическом аспекте изучение проблемы социально-психологической адаптации во многом определяет разработку целого ряда ключевых теоретических проблем социальной психологии. Социально-психологическая адаптация занимает одно из центральных мест в социальной психологии. Исследователями выделены основные критерии социально-психологической адаптации, ее этапы, формы, механизмы, стратегии. В рамках изучения проблемы факторной детерминации социально-психологической адаптации значительный вклад внесли исследования: К. А. Абульхановой-Славской, П. К. Анохина, Л. И. Анцыферовой, В. Г. Асеева, Г. А. Балла, Б. Ф. Березина, В. П. Казначеева, А. В. Карпова, В. И. Медведева, А. А. Налчаджяна, О. А. Овсяник, А. А. Реана, А. А. Смирнова, Р. М. Шамионова и других.
По результатам исследований были установлены взаимосвязи между социально-психологической адаптацией и психологическим состоянием (В. П. Казначеев); социально-когнитивными структурами; активностью субъекта (К. А. Абульханова-Славская); процессами социализации (С. И. Розум). Доказано влияние на успешность социально-психологической адаптации следующих показателей: отношения к трудным жизненным условиям (Л. И. Анцыферова, Н. В. Клюева), адаптивных комплексов (А. А. Налчаджян), удовлетворенности профессией (А. А. Реан).
На фоне многочисленных исследований, посвященных поиску факторов успешной социально-психологической адаптации, остаются малоизученными вопросы по систематизации выделенных факторов, определению базового фактора, соотношению факторов относительно социально-психологической адаптации. Наряду с этим, малоисследованной, но важной и перспективной, остается область изучения
социально-психологической адаптации, где в качестве детерминанты рассматривается
фактор временной перспективы.
Изучение временной перспективы в контексте социально-психологической адаптации является одним из новых, недостаточно изученных направлений исследований. Своеобразие ситуации, сложившейся к настоящему времени, заключается в том, что два этих понятия (социально-психологическая адаптация и временная перспектива) интенсивно разрабатываются по отдельности, то есть независимо друг от друга. Специальные исследования, особенно эмпирические и экспериментальные, в которых изучалась бы их взаимосвязь, практически отсутствуют. Вместе с тем, логика их развития делает все более обоснованным предположение, согласно которому социально-психологическая адаптация и временная перспектива тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Причем эта связь может быть содержательной и многоплановой. Изучение данных научных категорий во взаимосвязи обогащает научные знания как в области изучении временной перспективы (расширяет ее возможности в регуляции поведения), так и социально-психологической адаптации (объясняет ее детерминацию с позиции телеологического подхода); позволяет использовать временную перспективу в качестве одного из базовых факторов социально-психологической адаптации.
Анализ показателей социально-психологической адаптации относительно параметров временной перспективы раскрывает закономерности взаимосвязи не только с позиции каузальной атрибуции, но и телеологического подхода. Любая форма адаптивного поведения ориентирована на будущее. Понимание будущих целей, осознание взаимосвязи между настоящими действиями и ожидаемыми в будущем результатами является важным условием регуляции поведения. Это доказывают многочисленные исследования в рамках изучения временной перспективы (К. А. Абульханова-Славская, Р. А. Ахмеров, Т. Н. Березина, А. К. Болотова, Е. И. Головаха, А. А. Кроник, Л. А. Регуш, М. С. Роговин, J. Nutten, P. Zimbardo и другие). Осознание своего будущего через планирование, построение временной перспективы будет обеспечивать потенциальную готовность к адаптации в новых социальных ситуациях, способствовать успешной социально-психологической адаптации. Взаимосвязь временной перспективы и социально-психологической адаптации актуально рассмотреть на примере подросткового возраста. Подростковый возраст является сензитивным периодом в формировании временной перспективы. В этом возрасте временная перспектива активно проявляется, оформляется и служит одним их базовых регуляторов поведения.
Таким образом, очевидна необходимость в изучении важной в теоретическом и практическом отношении проблемы взаимосвязи временной перспективы и социально-психологической адаптации, в выявлении возможных детерминационных отношений между ними. Ее разработка может в очень существенной степени содействовать решению целого ряда значимых научных задач, в том числе, по углублению представлений о структуре временной перспективы, развитию теоретических взглядов относительно системы факторов, детерминирующих социально-психологическую адаптацию.
Результаты исследования взаимосвязи временной перспективы и социально-психологической адаптации, параметров и структурных особенностей временной перспективы подростков, детерминирующих социально-психологическую адаптацию, помогут определить новые условия для обеспечения успешности социально-психологической адаптации.
Следовательно, целью данной работы является изучение структурных особенностей временной перспективы как базового фактора социально-психологической адаптации подростков.
Данная цель была конкретизирована в следующих задачах:
1. Осуществить анализ современного состояния проблемы, рассмотреть основные концепции и направления исследований социально-психологической адаптации и временной перспективы.
2. Раскрыть методологические и методические основы исследования, разработать общую процедуру исследования.
3. Провести отбор и разработать адекватные целям и задачам исследования методики для изучения социально-психологической адаптации и временной перспективы подростков.
4. Организовать и провести эмпирическое изучение взаимосвязи социально-психологической адаптации и временной перспективы.
5. Определить специфику и различия временной перспективы подростков с разным уровнем социально-психологической адаптации.
6. Показать различия структурной организации временной перспективы подростков с разным уровнем социально-психологической адаптации и доказать влияние особенностей структурной организации временной перспективы на социально-психологическую адаптацию.
7. Обобщить и проинтерпретировать результаты исследования, а также сформулировать основные выводы по работе.
Объектом исследования выступила социально-психологическая адаптация.
Предметом исследования явились особенности временной перспективы подростков как фактора социально-психологической адаптации.
Общая гипотеза исследования заключается в предположении, согласно которому временная перспектива является значимой детерминантой социально-психологической адаптации.
Данная общая гипотеза конкретизировалась в следующих частных гипотезах:
1. Временная перспектива оказывает диверсифицированное влияние на социально-психологическую адаптацию, что выражается в ее различном воздействии на основные содержательные компоненты адаптации.
2. Детерминационнное влияние временной перспективы на успешность социально-психологической адаптации является комплексным и осуществляется как на аналитическом уровне (то есть на уровне отдельных параметров), так и на структурном уровне (то есть на уровне ее общей организации).
В теоретическом аспекте изучение проблемы социально-психологической адаптации во многом определяет разработку целого ряда ключевых теоретических проблем социальной психологии. Социально-психологическая адаптация занимает одно из центральных мест в социальной психологии. Исследователями выделены основные критерии социально-психологической адаптации, ее этапы, формы, механизмы, стратегии. В рамках изучения проблемы факторной детерминации социально-психологической адаптации значительный вклад внесли исследования: К. А. Абульхановой-Славской, П. К. Анохина, Л. И. Анцыферовой, В. Г. Асеева, Г. А. Балла, Б. Ф. Березина, В. П. Казначеева, А. В. Карпова, В. И. Медведева, А. А. Налчаджяна, О. А. Овсяник, А. А. Реана, А. А. Смирнова, Р. М. Шамионова и других.
По результатам исследований были установлены взаимосвязи между социально-психологической адаптацией и психологическим состоянием (В. П. Казначеев); социально-когнитивными структурами; активностью субъекта (К. А. Абульханова-Славская); процессами социализации (С. И. Розум). Доказано влияние на успешность социально-психологической адаптации следующих показателей: отношения к трудным жизненным условиям (Л. И. Анцыферова, Н. В. Клюева), адаптивных комплексов (А. А. Налчаджян), удовлетворенности профессией (А. А. Реан).
На фоне многочисленных исследований, посвященных поиску факторов успешной социально-психологической адаптации, остаются малоизученными вопросы по систематизации выделенных факторов, определению базового фактора, соотношению факторов относительно социально-психологической адаптации. Наряду с этим, малоисследованной, но важной и перспективной, остается область изучения
социально-психологической адаптации, где в качестве детерминанты рассматривается
фактор временной перспективы.
Изучение временной перспективы в контексте социально-психологической адаптации является одним из новых, недостаточно изученных направлений исследований. Своеобразие ситуации, сложившейся к настоящему времени, заключается в том, что два этих понятия (социально-психологическая адаптация и временная перспектива) интенсивно разрабатываются по отдельности, то есть независимо друг от друга. Специальные исследования, особенно эмпирические и экспериментальные, в которых изучалась бы их взаимосвязь, практически отсутствуют. Вместе с тем, логика их развития делает все более обоснованным предположение, согласно которому социально-психологическая адаптация и временная перспектива тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Причем эта связь может быть содержательной и многоплановой. Изучение данных научных категорий во взаимосвязи обогащает научные знания как в области изучении временной перспективы (расширяет ее возможности в регуляции поведения), так и социально-психологической адаптации (объясняет ее детерминацию с позиции телеологического подхода); позволяет использовать временную перспективу в качестве одного из базовых факторов социально-психологической адаптации.
Анализ показателей социально-психологической адаптации относительно параметров временной перспективы раскрывает закономерности взаимосвязи не только с позиции каузальной атрибуции, но и телеологического подхода. Любая форма адаптивного поведения ориентирована на будущее. Понимание будущих целей, осознание взаимосвязи между настоящими действиями и ожидаемыми в будущем результатами является важным условием регуляции поведения. Это доказывают многочисленные исследования в рамках изучения временной перспективы (К. А. Абульханова-Славская, Р. А. Ахмеров, Т. Н. Березина, А. К. Болотова, Е. И. Головаха, А. А. Кроник, Л. А. Регуш, М. С. Роговин, J. Nutten, P. Zimbardo и другие). Осознание своего будущего через планирование, построение временной перспективы будет обеспечивать потенциальную готовность к адаптации в новых социальных ситуациях, способствовать успешной социально-психологической адаптации. Взаимосвязь временной перспективы и социально-психологической адаптации актуально рассмотреть на примере подросткового возраста. Подростковый возраст является сензитивным периодом в формировании временной перспективы. В этом возрасте временная перспектива активно проявляется, оформляется и служит одним их базовых регуляторов поведения.
Таким образом, очевидна необходимость в изучении важной в теоретическом и практическом отношении проблемы взаимосвязи временной перспективы и социально-психологической адаптации, в выявлении возможных детерминационных отношений между ними. Ее разработка может в очень существенной степени содействовать решению целого ряда значимых научных задач, в том числе, по углублению представлений о структуре временной перспективы, развитию теоретических взглядов относительно системы факторов, детерминирующих социально-психологическую адаптацию.
Результаты исследования взаимосвязи временной перспективы и социально-психологической адаптации, параметров и структурных особенностей временной перспективы подростков, детерминирующих социально-психологическую адаптацию, помогут определить новые условия для обеспечения успешности социально-психологической адаптации.
Следовательно, целью данной работы является изучение структурных особенностей временной перспективы как базового фактора социально-психологической адаптации подростков.
Данная цель была конкретизирована в следующих задачах:
1. Осуществить анализ современного состояния проблемы, рассмотреть основные концепции и направления исследований социально-психологической адаптации и временной перспективы.
2. Раскрыть методологические и методические основы исследования, разработать общую процедуру исследования.
3. Провести отбор и разработать адекватные целям и задачам исследования методики для изучения социально-психологической адаптации и временной перспективы подростков.
4. Организовать и провести эмпирическое изучение взаимосвязи социально-психологической адаптации и временной перспективы.
5. Определить специфику и различия временной перспективы подростков с разным уровнем социально-психологической адаптации.
6. Показать различия структурной организации временной перспективы подростков с разным уровнем социально-психологической адаптации и доказать влияние особенностей структурной организации временной перспективы на социально-психологическую адаптацию.
7. Обобщить и проинтерпретировать результаты исследования, а также сформулировать основные выводы по работе.
Объектом исследования выступила социально-психологическая адаптация.
Предметом исследования явились особенности временной перспективы подростков как фактора социально-психологической адаптации.
Общая гипотеза исследования заключается в предположении, согласно которому временная перспектива является значимой детерминантой социально-психологической адаптации.
Данная общая гипотеза конкретизировалась в следующих частных гипотезах:
1. Временная перспектива оказывает диверсифицированное влияние на социально-психологическую адаптацию, что выражается в ее различном воздействии на основные содержательные компоненты адаптации.
2. Детерминационнное влияние временной перспективы на успешность социально-психологической адаптации является комплексным и осуществляется как на аналитическом уровне (то есть на уровне отдельных параметров), так и на структурном уровне (то есть на уровне ее общей организации).
В Заключении обобщены результаты проведенного исследования и сформулированы основные выводы, суть которых состоит в следующем:
1. Одной из главных проблем социально-психологической адаптации является проблема ее детерминации. Она включает в себя два основных и нерешенных пока в необходимой степени вопроса: во-первых, в обобщении, систематизации и дифференциации факторов, ее детерминирующих и обеспечивающих успешность социально-психологической адаптации, во-вторых, в выделении базовых факторов, способствующих социально-психологической адаптации.
2. Несмотря на интенсивное развитие проблемы детерминации социально-психологической адаптации в последнее время, многие важные вопросы остаются недостаточно исследованными. К ним относится, в частности, проблема изучения социально-психологической адаптации в аспекте ее детерминации фактором времени. Эти два направления исследования социально-психологической адаптации и временной перспективы интенсивно разрабатываются по отдельности, а исследования (особенно эмпирические и экспериментальные), выполненные на их «стыке», представлены явно недостаточно. Вместе с тем, в изучении проблемы социально-психологической адаптации складываются предпосылки для дополнения традиционных исследований, базирующихся на принципах каузальной атрибуции, изучением социально-психологической адаптации с позиции телеологического подхода. В связи с отмеченной взаимной направленностью развития указанных проблем, возникает объективная необходимость исследования по установлению взаимосвязей между социально-психологической адаптацией и временной перспективой как на аналитическом, так и на структурном уровне и на уровне подструктур временной перспективы.
3. Наиболее общим итогом цикла эмпирических исследований, подтверждающим основную гипотезу данной работы, является обнаружение и доказательство существования взаимосвязи между социально-психологической адаптацией и временной перспективой, носящей комплексный и закономерный характер.
4. Временная перспектива имеет детерминационное влияние на успешность социально-психологической адаптации, которое реализуются на трех основных уровнях - аналитическом, структурном и на уровне подструктур временной перспективы. На первом из них отдельные показатели социально-психологической адаптации взаимосвязаны с отдельными параметрами временной перспективы, на втором - социально-психологическая адаптация детерминирована структурными особенностями временной перспективы, на третьем - особенностями подструктур временной перспективы.
5. На аналитическом уровне анализа полученные результаты дают основание полагать, что успешность социально-психологической адаптации зависит от параметров временной перспективы, а временная перспектива, в свою очередь, является одним из базовых факторов социально-психологической адаптации.
6. Анализ взаимосвязи на аналитическом уровне позволяет выделить 4 типа социально-психологической адаптации (успешный, тревожный, мечтающий, разочарованный). Представленная типология социально-психологической адаптации открывает возможности для создания условий оптимизации процесса социально-психологической адаптации, где в качестве базового фактора будет выступать временная перспектива.
7. На основании анализа результатов на структурном уровне доказано, что успешность социально-психологической адаптации связана со степенью структурной организации временной перспективы прямо пропорциональной зависимостью. Успешные в социально-психологической адаптации подростки обладают более высоким уровнем структурной организации временной перспективы, который обусловлен, преимущественно, мерой ее дифференцированности.
8. Успешность социально-психологической адаптации определяется не только более высокой степенью организованности структуры временной перспективы, но и качественно иной ее структурой, а также особенностью ее строения: темпоральной и мотивационной подструктурами. Высокая организованность, насыщенность и содержательность мотивационной подструктуры, а также наличие преемственности между мотивационными объектами прошлого, настоящего и будущего, более высокий уровень иерархии потребностей, оказывают положительное влияние на успешность социально-психологической адаптации.
9. Существует не только прямая, но и обратная зависимость временной перспективы от уровня социально-психологической адаптации. При успешной социально-психологической адаптации повышается степень зрелости временной перспективы: временная перспектива удлиняется по временным периодам, расширяется по количеству мотивационных объектов, становится более согласованной.
10. Преобладание среднеудаленных целей в структуре временной перспективы оказывает положительное влияние на успешность социально-психологической адаптации и является необходимым «оптимумом», при котором процесс социально-психологической адаптации проходит успешно.
11. Все установленные результаты свидетельствуют о том, что временная перспектива выступает одной из базовых детерминант социально-психологической адаптации. Причем это влияние является комплексным и многоплановым, гетерогенным и диверсифицированным и складывается из обязательного сочетания двух условий: высокой степени структурной организации временной перспективы и зрелости самой структуры в плане ее внутреннего содержания. На основании этого можно заключить, что одним из направлений повышения эффективности социально-психологической адаптации может выступать развитие и совершенствование структурной организации временной перспективы.
1. Одной из главных проблем социально-психологической адаптации является проблема ее детерминации. Она включает в себя два основных и нерешенных пока в необходимой степени вопроса: во-первых, в обобщении, систематизации и дифференциации факторов, ее детерминирующих и обеспечивающих успешность социально-психологической адаптации, во-вторых, в выделении базовых факторов, способствующих социально-психологической адаптации.
2. Несмотря на интенсивное развитие проблемы детерминации социально-психологической адаптации в последнее время, многие важные вопросы остаются недостаточно исследованными. К ним относится, в частности, проблема изучения социально-психологической адаптации в аспекте ее детерминации фактором времени. Эти два направления исследования социально-психологической адаптации и временной перспективы интенсивно разрабатываются по отдельности, а исследования (особенно эмпирические и экспериментальные), выполненные на их «стыке», представлены явно недостаточно. Вместе с тем, в изучении проблемы социально-психологической адаптации складываются предпосылки для дополнения традиционных исследований, базирующихся на принципах каузальной атрибуции, изучением социально-психологической адаптации с позиции телеологического подхода. В связи с отмеченной взаимной направленностью развития указанных проблем, возникает объективная необходимость исследования по установлению взаимосвязей между социально-психологической адаптацией и временной перспективой как на аналитическом, так и на структурном уровне и на уровне подструктур временной перспективы.
3. Наиболее общим итогом цикла эмпирических исследований, подтверждающим основную гипотезу данной работы, является обнаружение и доказательство существования взаимосвязи между социально-психологической адаптацией и временной перспективой, носящей комплексный и закономерный характер.
4. Временная перспектива имеет детерминационное влияние на успешность социально-психологической адаптации, которое реализуются на трех основных уровнях - аналитическом, структурном и на уровне подструктур временной перспективы. На первом из них отдельные показатели социально-психологической адаптации взаимосвязаны с отдельными параметрами временной перспективы, на втором - социально-психологическая адаптация детерминирована структурными особенностями временной перспективы, на третьем - особенностями подструктур временной перспективы.
5. На аналитическом уровне анализа полученные результаты дают основание полагать, что успешность социально-психологической адаптации зависит от параметров временной перспективы, а временная перспектива, в свою очередь, является одним из базовых факторов социально-психологической адаптации.
6. Анализ взаимосвязи на аналитическом уровне позволяет выделить 4 типа социально-психологической адаптации (успешный, тревожный, мечтающий, разочарованный). Представленная типология социально-психологической адаптации открывает возможности для создания условий оптимизации процесса социально-психологической адаптации, где в качестве базового фактора будет выступать временная перспектива.
7. На основании анализа результатов на структурном уровне доказано, что успешность социально-психологической адаптации связана со степенью структурной организации временной перспективы прямо пропорциональной зависимостью. Успешные в социально-психологической адаптации подростки обладают более высоким уровнем структурной организации временной перспективы, который обусловлен, преимущественно, мерой ее дифференцированности.
8. Успешность социально-психологической адаптации определяется не только более высокой степенью организованности структуры временной перспективы, но и качественно иной ее структурой, а также особенностью ее строения: темпоральной и мотивационной подструктурами. Высокая организованность, насыщенность и содержательность мотивационной подструктуры, а также наличие преемственности между мотивационными объектами прошлого, настоящего и будущего, более высокий уровень иерархии потребностей, оказывают положительное влияние на успешность социально-психологической адаптации.
9. Существует не только прямая, но и обратная зависимость временной перспективы от уровня социально-психологической адаптации. При успешной социально-психологической адаптации повышается степень зрелости временной перспективы: временная перспектива удлиняется по временным периодам, расширяется по количеству мотивационных объектов, становится более согласованной.
10. Преобладание среднеудаленных целей в структуре временной перспективы оказывает положительное влияние на успешность социально-психологической адаптации и является необходимым «оптимумом», при котором процесс социально-психологической адаптации проходит успешно.
11. Все установленные результаты свидетельствуют о том, что временная перспектива выступает одной из базовых детерминант социально-психологической адаптации. Причем это влияние является комплексным и многоплановым, гетерогенным и диверсифицированным и складывается из обязательного сочетания двух условий: высокой степени структурной организации временной перспективы и зрелости самой структуры в плане ее внутреннего содержания. На основании этого можно заключить, что одним из направлений повышения эффективности социально-психологической адаптации может выступать развитие и совершенствование структурной организации временной перспективы.



