ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ВЫПУСКНИКОВ РАКЕТНОГО УЧИЛИЩА НА УСПЕШНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
В процессе формирования нового облика вооруженных сил возникает потребность в новых специалистах, способных оперативно и компетентно реализовывать свои функции в современных условиях. Подготовка таких специалистов требует от военных учебных заведений инновационных походов к организации профессиональной подготовки. Особенное внимание при этом обращается на задачу качественного повышения уровня практической подготовки будущих офицеров. Таким образом, возрастает значимость соответствующего направления психологии труда (В.А. Бодров, Л.С. Выготский, Е.А. Климов, Б.Ф. Ломов, А.А. Обознов, Ю.К. Стрелков, В.А. Толочек, Б.М. Теплов, А.И. Фукин, В.Д. Шадриков, Э. Берн, Д. Съюпер, Д. Холланд, Э. Гинзберг, S. Folkman, R. Lazarus, C.R. Rogers, A.L. Brown, J.C. Campione, J.C. Houdz, M.G. Pool, K.R. Okeafor).
В качестве концептуальной платформы такой подготовки курсантов военного вуза целесообразно использовать системогенетический подход. Основываясь на общих положениях системного подхода к исследованию различных сторон психики, В.Д. Шадриков разработал теорию и метод системогенетического исследования профессиональной деятельности, в основу которых положен системообразующий фактор - вектор «мотив-цель». Впоследствии данная теория была конкретизирована и апробирована его учениками (Н.П. Ансимова, В.Н. Дружинин, А.В. Карпов, М.М. Кашапов, И.В. Кузнецова, Е.В. Маркова, Н.В. Нижегородцева, В.Е. Орёл, Ю.П. Поваренков, Л.Ю. Субботина, В.Л. Шкаликов, Р.В. Шрейдер и др.).
Актуальность исследования подтверждают следующие противоречия:
- между необходимостью повышения уровня профессиональной подготовки выпускников на вузовском этапе освоения профессии и недостаточной направленностью системы подготовки военных специалистов на формирование у них, необходимых для профессиональной деятельности, личностных качеств;
- между необходимостью обеспечения традиционного содержания образования и потребностью формирования необходимых для профессиональной деятельности личностных качеств на вузовском этапе подготовки военных специалистов.
Одной из основных функций профессиональной деятельности офицера зенитных ракетных войск (ЗРВ) является организационно-управленческая деятельность. Таким образом, представляется целесообразным выявление личностных качеств, в наибольшей степени влияющих на успешность организационно-управленческой деятельности выпускников военного вуза. Особое значение приобретает необходимость проведения анализа их развития в процессе подготовки курсантов и функционирования в ходе выполнения должностных обязанностей на офицерских должностях. Реализация данного подхода позволит осуществлять планомерную профессиональную подготовку будущих офицеров к организационно-управленческой деятельности. Таким образом, существует потребность в разработке новых подходов к профессионализации выпускников ракетного училища на вузовском этапе подготовки.
Цель работы: исследовать влияние личностных качеств выпускников ракетного училища на успешность их организационно-управленческой деятельности.
В качестве концептуальной платформы такой подготовки курсантов военного вуза целесообразно использовать системогенетический подход. Основываясь на общих положениях системного подхода к исследованию различных сторон психики, В.Д. Шадриков разработал теорию и метод системогенетического исследования профессиональной деятельности, в основу которых положен системообразующий фактор - вектор «мотив-цель». Впоследствии данная теория была конкретизирована и апробирована его учениками (Н.П. Ансимова, В.Н. Дружинин, А.В. Карпов, М.М. Кашапов, И.В. Кузнецова, Е.В. Маркова, Н.В. Нижегородцева, В.Е. Орёл, Ю.П. Поваренков, Л.Ю. Субботина, В.Л. Шкаликов, Р.В. Шрейдер и др.).
Актуальность исследования подтверждают следующие противоречия:
- между необходимостью повышения уровня профессиональной подготовки выпускников на вузовском этапе освоения профессии и недостаточной направленностью системы подготовки военных специалистов на формирование у них, необходимых для профессиональной деятельности, личностных качеств;
- между необходимостью обеспечения традиционного содержания образования и потребностью формирования необходимых для профессиональной деятельности личностных качеств на вузовском этапе подготовки военных специалистов.
Одной из основных функций профессиональной деятельности офицера зенитных ракетных войск (ЗРВ) является организационно-управленческая деятельность. Таким образом, представляется целесообразным выявление личностных качеств, в наибольшей степени влияющих на успешность организационно-управленческой деятельности выпускников военного вуза. Особое значение приобретает необходимость проведения анализа их развития в процессе подготовки курсантов и функционирования в ходе выполнения должностных обязанностей на офицерских должностях. Реализация данного подхода позволит осуществлять планомерную профессиональную подготовку будущих офицеров к организационно-управленческой деятельности. Таким образом, существует потребность в разработке новых подходов к профессионализации выпускников ракетного училища на вузовском этапе подготовки.
Цель работы: исследовать влияние личностных качеств выпускников ракетного училища на успешность их организационно-управленческой деятельности.
В Заключении обобщена совокупность полученных в процессе проведения исследования результатов, сформулированы основные выводы.
Выводы:
1. Анализ основных направлений и современного состояния психологии профессионального развития показал недостаточную эмпирическую разработанность вопросов влияния уровня развития и структуры личностных качеств обучающихся на вузовском этапе освоения профессии на успешность их последующей профессиональной деятельности после окончания учебного заведения.
2. Академическая успеваемость, отражающая уровень овладения курсантами нормативно определенным запасом знаний умений и навыков в период обучения в военном вузе, не является определяющим показателем успешности их организационно-управленческой деятельности после окончания учебного заведения. Следовательно, владение выпускником нормативно определенным объемом знаний, умений и навыков является обязательным, но недостаточным условием успешности последующей организационно¬управленческой деятельности при выполнении профессиональных обязанностей.
3. Существующая система оценки готовности выпускников ракетного училища к самостоятельной профессиональной, в том числе организационно-управленческой деятельности, основанная на академической успеваемости, не позволяет в полной мере определить уровень профессиональной подготовки будущего офицера, так как не учитывает степень развития его личностных качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности, их структуру, уровень профессиональной мотивации.
4. Выявленная структура личностных качеств выпускников ракетного училища, необходимых для успешного осуществления организационно-управленческой деятельности на офицерских должностях, включает в себя организаторские способности, волевые качества, креативность, коммуникабельность, а также профессиональную мотивацию.
5. Степень влияния каждого из выделенных личностных качеств на успешность последующей организационно-управленческой деятельности выпускника различна. Наиболее значимыми являются инициативность и внимательность. Остальные качества опосредованно определяют уровень развития инициативности и внимательности и тем самым так же оказывают влияние на успешность организационно-управленческой деятельности в процессе выполнения профессиональных обязанностей выпускниками после окончания военного вуза.
6. Уровень развития каждого из выделенных личностных качеств, а также степень организованности их структуры на вузовском этапе освоения профессии определяют успешность последующей организационно-управленческой деятельности выпускников на офицерских должностях. Чем выше показатели отдельных личностных качеств и степень организованности их структуры, тем более успешным данный выпускник может быть в будущей организационно-управленческой деятельности. Таким образом, целесообразно учитывать уровень развития личностных качеств, степень организованности их структуры при назначении выпускников ракетного училища на должности, связанные с организационно-управленческой деятельностью.
7. В процессе обучения в военном вузе изменения показателей личностных качеств, влияющих на успешность последующей организационно-управленческой деятельности, не происходит. Следовательно, в процессе профессионального отбора абитуриентов целесообразно учитывать показатели их личностных качеств, влияющих на успешность последующей организационно-управленческой деятельности.
8. Структура личностных качеств на вузовском этапе освоения профессии изменяется нелинейно. При переходе обучающихся на следующий курс обучения происходит качественная трансформация структуры личностных качеств. Структуры 3 и 5 курсов являются гетерогенными. На выпускном курсе происходит ретрансформация генезиса структуры личностных качеств в структуру, близкую структуре на 2-м курсе.
9. Индекс организованности структуры личностных качеств курсантов наименьшее значение приобретает на 4 курсе, что свидетельствует о кризисе учебной и профессиональной адаптации, связанном с более близким ознакомлением будущих офицеров с реалиями выбранной профессии, в связи с появлением в учебном процессе занятий по дисциплинам специализации. На выпускном курсе индекс организованности структуры личностных качеств становится максимальным, что свидетельствует о готовности большинства выпускников к осуществлению организационно-управленческой деятельности в процессе выполнения профессиональных обязанностей на офицерских должностях.
10. Недостаточно целенаправленная деятельность должностных лиц по формированию профессиональной мотивации курсантов приводит к тому, что в процессе подготовки значимо возрастает число курсантов с преобладающей внешней отрицательной мотивацией. Результаты проведенного исследования показали, что данный тип мотивационного комплекса не является оптимальным для достижения успеха в последующей организационно-управленческой деятельности выпускников.
11. На вузовском этапе профессионализации будущих офицеров, для формирования оптимальной структуры личностных качеств выпускников, целесообразно значительно увеличить профессиональную составляющую обучения, что может быть достигнуто проведением войсковой стажировки курсантов 2,3,4,5 курсов на солдатских, сержантских и офицерских должностях, соответственно с самостоятельным выполнением соответствующих обязанностей в составе боевого расчета при несении боевого дежурства.
Выводы:
1. Анализ основных направлений и современного состояния психологии профессионального развития показал недостаточную эмпирическую разработанность вопросов влияния уровня развития и структуры личностных качеств обучающихся на вузовском этапе освоения профессии на успешность их последующей профессиональной деятельности после окончания учебного заведения.
2. Академическая успеваемость, отражающая уровень овладения курсантами нормативно определенным запасом знаний умений и навыков в период обучения в военном вузе, не является определяющим показателем успешности их организационно-управленческой деятельности после окончания учебного заведения. Следовательно, владение выпускником нормативно определенным объемом знаний, умений и навыков является обязательным, но недостаточным условием успешности последующей организационно¬управленческой деятельности при выполнении профессиональных обязанностей.
3. Существующая система оценки готовности выпускников ракетного училища к самостоятельной профессиональной, в том числе организационно-управленческой деятельности, основанная на академической успеваемости, не позволяет в полной мере определить уровень профессиональной подготовки будущего офицера, так как не учитывает степень развития его личностных качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности, их структуру, уровень профессиональной мотивации.
4. Выявленная структура личностных качеств выпускников ракетного училища, необходимых для успешного осуществления организационно-управленческой деятельности на офицерских должностях, включает в себя организаторские способности, волевые качества, креативность, коммуникабельность, а также профессиональную мотивацию.
5. Степень влияния каждого из выделенных личностных качеств на успешность последующей организационно-управленческой деятельности выпускника различна. Наиболее значимыми являются инициативность и внимательность. Остальные качества опосредованно определяют уровень развития инициативности и внимательности и тем самым так же оказывают влияние на успешность организационно-управленческой деятельности в процессе выполнения профессиональных обязанностей выпускниками после окончания военного вуза.
6. Уровень развития каждого из выделенных личностных качеств, а также степень организованности их структуры на вузовском этапе освоения профессии определяют успешность последующей организационно-управленческой деятельности выпускников на офицерских должностях. Чем выше показатели отдельных личностных качеств и степень организованности их структуры, тем более успешным данный выпускник может быть в будущей организационно-управленческой деятельности. Таким образом, целесообразно учитывать уровень развития личностных качеств, степень организованности их структуры при назначении выпускников ракетного училища на должности, связанные с организационно-управленческой деятельностью.
7. В процессе обучения в военном вузе изменения показателей личностных качеств, влияющих на успешность последующей организационно-управленческой деятельности, не происходит. Следовательно, в процессе профессионального отбора абитуриентов целесообразно учитывать показатели их личностных качеств, влияющих на успешность последующей организационно-управленческой деятельности.
8. Структура личностных качеств на вузовском этапе освоения профессии изменяется нелинейно. При переходе обучающихся на следующий курс обучения происходит качественная трансформация структуры личностных качеств. Структуры 3 и 5 курсов являются гетерогенными. На выпускном курсе происходит ретрансформация генезиса структуры личностных качеств в структуру, близкую структуре на 2-м курсе.
9. Индекс организованности структуры личностных качеств курсантов наименьшее значение приобретает на 4 курсе, что свидетельствует о кризисе учебной и профессиональной адаптации, связанном с более близким ознакомлением будущих офицеров с реалиями выбранной профессии, в связи с появлением в учебном процессе занятий по дисциплинам специализации. На выпускном курсе индекс организованности структуры личностных качеств становится максимальным, что свидетельствует о готовности большинства выпускников к осуществлению организационно-управленческой деятельности в процессе выполнения профессиональных обязанностей на офицерских должностях.
10. Недостаточно целенаправленная деятельность должностных лиц по формированию профессиональной мотивации курсантов приводит к тому, что в процессе подготовки значимо возрастает число курсантов с преобладающей внешней отрицательной мотивацией. Результаты проведенного исследования показали, что данный тип мотивационного комплекса не является оптимальным для достижения успеха в последующей организационно-управленческой деятельности выпускников.
11. На вузовском этапе профессионализации будущих офицеров, для формирования оптимальной структуры личностных качеств выпускников, целесообразно значительно увеличить профессиональную составляющую обучения, что может быть достигнуто проведением войсковой стажировки курсантов 2,3,4,5 курсов на солдатских, сержантских и офицерских должностях, соответственно с самостоятельным выполнением соответствующих обязанностей в составе боевого расчета при несении боевого дежурства.



