ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Законодательные основы и доктринальные подходы к регулированию отношений в сфере взаимного кредитования в России и зарубежных странах 27
1.1. Понятие и классификации взаимного кредитования 27
1.2. Анализ опыта правового регулирования сделок взаимного кредитования в
зарубежных юрисдикциях (Великобритания, США, Китай) 42
Глава 2. Общая характеристика правового режима сделок взаимного кредитования в Российской Федерации 67
2.1. Источники правового регулирования сделок взаимного кредитования в
Российской Федерации 67
2.2. Понятийно-терминологический аппарат в отношениях взаимного
кредитования 81
2.3. Взаимоотношения субъектов взаимного кредитования между физическими
лицами, их права, обязанности и ответственность 87
2.4. Правовая модель взаимного кредитования с учётом ее полноты и
достаточности 96
Глава 3. Направления совершенствования правового регулирования сделок взаимного кредитования в Российской Федерации 103
3.1. Риски, возникающие при совершении сделок взаимного кредитования в
Российской Федерации и меры по их минимизации 103
3.1.1. Риски, связанные с защитой персональных данных 103
3.1.2. Риски, связанные с идентификацией 108
3.1.3. Риски, связанные с мошенническими действиями 110
3.1.4. Коммерческие риски для оператора 111
3.1.5. Риски, связанные с террористической деятельностью 112
3.1.6. Риски, связанные с ликвидацией оператора 113
3.1.7. Риски, связанные с созданием финансовых пирамид и меры 114
3.2. Анализ применимости зарубежного опыта в условиях развития сферы
взаимного кредитования в Российской Федерации 120
3.3. Практические рекомендации по совершенствованию действующего
законодательства в области регулирования правоотношений в сфере взаимного кредитования в Российской Федерации 130
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 142
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 147
Актуальность темы диссертационного исследования Характерными как для мирового рынка финансовых технологий, так и для финансового рынка России являются интенсивное формирование и развитие рынка альтернативных финансов, в частности, рынка краудфинансов. Помимо цифровизации экономики этому процессу во многом способствует ужесточение требований к банковскому надзору («Базель III», утверждённый в 2010-2011 гг.) как реакции на кризис экономики 2008 г. На рост ставок по кредитам и сокращение их выдачи индивидуальным заёмщикам оказало значительное влияние ужесточение финансовых требований и в итоге привело к перетоку капитала и спросу на него в нерегулируемые секторы экономики, к обращению к новым финансовым инструментам . Одним из сравнительно новых и активно развивающихся сегментов финансового рынка является краудлендинг (привлечение инвестиций с использованием информационных платформ путем привлечения займов).
В Российской Федерации долгое время краудлендинговые отношения не были урегулированы специальным законодательством, и лишь совсем недавно было введено специальное регулирование, которое затрагивает одну из разновидностей краудлендинга.
Федеральный закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон о привлечении инвестиций), вступивший в силу 02.08.2019 года , регулирует привлечение инвестиций путем привлечения займов, где сторонами договора инвестирования, с одной стороны, является лицо, привлекающее инвестиции (юридическое лицо/индивидуальный предприниматель), а с другой стороны - инвестор (физическое лицо). Однако принятый закон не регулирует краудлендинговые отношения, где на стороне лица, привлекающего инвестиции, и инвестора выступают физические лица. То есть в Законе не рассматриваются отношения по привлечению инвестиций с использованием информационных платформ путем привлечения займов физическими лицами (иначе называемые отношения по взаимному кредитованию между физическими лицами, равноправному кредитованию) - кредитование физическими лицами других физических лиц посредством специальных интернет-площадок, на которых лица, привлекающие инвестиции (заёмщики), размещают свои заявки на получение финансирования от инвесторов (займодавцев) на конкретный срок и под определенный процент. На сегодняшний день в российском законодательстве нет специального регулирования взаимного кредитования между физическими лицами, однако данный сегмент уже активно развит за рубежом и постепенно внедряется и на российский рынок.
В связи с этим необходимо проанализировать отношения по взаимному кредитованию между физическими лицами.
Во-первых, на сегодняшний день оно практически не урегулировано с правовой точки зрения.
Во-вторых, в России увеличилась доля населения, использующего современные интернет-устройства (например, смартфоны и планшеты).
В-третьих, на российском финансовом рынке сегодня существуют тенденции формирования предпосылок развития и стимулирования
5
финансовых технологий, таких как: низкая маржинальность банковских
услуг; модернизация и совершенствование своих бизнес-моделей участниками финансового рынка, создание бизнес-экосистем; повышение экономической эффективности оказания финансовых услуг путем цифровизации; снижение монополии банков в сфере оказания традиционных (платежных и иных) услуг, одновременно повышение роли нефинансовых организаций на финансовом рынке; расширение партнерства банков c технологическими компаниями и стартапами . Дальнейшее развитие финансовых технологий расширяет и развивает традиционные направления оказания финансовых и иных услуг, в результате чего расширяется спектр появления и развития инновационных продуктов и сервисов для конечных потребителей. Особенно проявляется эта тенденция в таких областях финансирования, как р2р-кредитование между физическими лицами, бизнес р2р-кредитование .
В-четвертых, в силу географических условий и территориальных размеров Российской Федерации, неравномерной плотности населения актуальной проблемой является низкий охват финансовыми посредниками территории государства и высокий уровень концентрации поставщиков финансовых услуг в крупных городах .
Одно из наиболее выгодных и перспективных направлений развития
банковской сферы - дистанционные услуги, которые являются альтернативой расширению филиальных сетей финансовых организаций. Их цель состоит в сокращении издержек и создании более удобных каналов доступа потребителей к финансовым услугам, не зависящих при этом от места жительства или нахождения клиентов . Особо важную роль в сфере предоставления финансовых услуг играет информационно-
телекоммуникационная сеть «Интернет», мобильные технологии и другие современные технологии на территории Российской Федерации .
Исходя из этого требуется упрощение взаимодействия финансовых организаций и потребителей финансовых услуг, в частности, путем расширения возможностей использования электронного или удаленного доступа к финансовым услугам, внедрения дистанционных способов продаж финансовых услуг и продуктов на основе применения современных информационных технологий. Для реализации этого Банк России разрабатывает планы содействия к внедрению системы регистрации доступа физических лиц на финансовый рынок, которая позволит исключить дополнительную идентификацию в результате получения различных финансовых продуктов и услуг, взаимодействуя с новым продавцом .
Увеличение объемов дистанционного обслуживания населения приведет к росту конкурентной среды, что, в свою очередь, ведет к повышению качества самих финансовых продуктов. При этом приоритетным направлением деятельности Банка России будет стимулирование
7 безналичного обращения национальной валюты. При этом важная роль отводится обеспечению непрерывного и безопасного предоставления финансовых услуг, повышения доверия граждан к финансовым институтам и представляемым ими услугам, ассортиментной, ценовой и ментальной доступности предоставляемых финансовых услуг потребителям .
В связи с наметившимися на рынке проблемами, в том числе доступа населения к банковским продуктам и низкой маржинальностью банковских услуг, и с развитием финансовых технологий и возрастающей популярностью у населения интернет-устройств одними из таких дистанционных финансовых поставщиков становятся краудлендинговые площадки взаимного кредитования между физическими лицами (р2р- площадки). По сути «взаимное кредитование между физическими лицами» - онлайн процесс кредитования физическими лицами других физических лиц с помощью специального созданного Интернет-ресурса.
В этой связи в нашей стране рассматриваемая тематика - взаимное кредитование между физическими лицами - является крайне актуальной.
США, Китай и Великобритания в настоящее время являются тремя крупнейшими рынками краудфандинга в мире. В США р2р-кредитование является наиболее преобладающей формой краудфандинговой деятельности, на которое приходится 94% объема рынка краудфандинга, за ним следует краудинвестинг (2%) и краудфандинг, основанный на вознаграждении (2%). Российский Закон о привлечении инвестиций подготавливался с учетом анализа международного опыта - в первую очередь тех юрисдикций, в
которых эти рынки быстро развиваются (Англия, США, Китай) .
Региональными лидерами альтернативного финансирования являются: в Азиатско-Тихоокеанском регионе - Китай, среди стран американского континента - США, в Европе лидером рынка альтернативного финансирования остается Великобритания, при этом р2р-кредитование на потребительские цели по-прежнему остается крупнейшим сегментом рынка альтернативного финансирования.
В связи с выше отмеченным подробнее проанализируем р2р- кредитование между физическими лицами именно в указанных странах.
Степень разработанности темы
Степень разработанности темы, учитывая цели и методы настоящего диссертационного исследования, является недостаточной.
На сегодня в России не разработано специальное регулирование взаимного кредитования между физическими лицами, в котором был бы определен состав субъектов заёмных отношений, источники средств при предоставлении займов, максимальная сумма займа, необходимые требования к оператору платформы и др. , поэтому отношения регулируются общими нормами гражданского права, а также, в частности, нормами, регулирующими отношения сторон по договору займа и договору оказания услуг.
Для разработки законодательства, регулирующего отношения по взаимному кредитованию физическими лицами друг друга, необходимо, в первую очередь, проводить анализ зарубежного опыта, поскольку взаимное кредитование изначально зародилось за рубежом. Однако при изучении зарубежного опыта с целью его применения на российском рынке авторами анализируются лишь отдельные вопросы взаимного кредитования, в
9
частности, в работах члена Экспертного совета по законодательству о
национальной платежной системе при Комитете Государственной Думы по
финансовому рынку В.А. Кузнецова ; заместителя декана по магистратуре
Юридического факультета Финансового университета при Правительстве
Российской Федерации И.В. Сарнакова ; управляющего партнера фонда
Target Global М. Лобанова ; сотрудников Центра экономических
исследований «БЕРОК» А. Лузгиной и О. Мазоль , А.И. Бычкова ;
К.В. Миляева и О.А. Ждановой ; в отчетах Банка России .
Также в отечественной науке имеются многочисленные исследования экономических проблем взаимного кредитования, в частности, исследования Департамента поддержки малого и среднего предпринимательства Внешэкономбанка , К.А. Зениной и М.Н. Конягиной , в монографии под
редакцией И.А. Цинделиани28 . В рамках исследования указанной темы следует отметить подробные диссертационные исследования этой проблемы по экономическим наукам, проведенные С.В. Рукавишниковым ; С.В. Седельниковым , учебно-методическое пособие В.К. Крутикова, Т.В. Дорожкиной и О.М. Петрушиной .
Многие работы российских авторов посвящены исследованию общих вопросов краудфандинга либо общим проблемам регулирования краудфандинга, где не затрагиваются в полной мере вопросы регулирования краудлендинга (взаимного кредитования), и, тем более, вопросы регулирования взаимного кредитования между физическими лицами, в частности, можно выделить работы Д.А. Профатилова , Д.А. Котенко , Е. Архипова .
Среди иностранных ученых в области исследования краудлендинга можно выделить: K. Duvis и J. Murphy , J.W. Verret , A. Boitan ,
A. Delivorias37 38 , G. Gabison , B. Zhang, P. Baeck, T. Ziegler, J. Bone и Г~Т£И'ЛА’Л T T K/Tiinclri ТУ IKHATHp T-TcmCT n Тч 1/[яr*r*1ri 1 /А T
к. Garvey , и. iviunsrii , к. Dumernc , nang irn , E. iviaccnravello , E. Maier , T. Yu , Y. Yoon , D. Zetzsche .
Учитывая, что взаимное кредитование является одним из перспективных и развивающихся направлений финансового рынка, правовым аспектам взаимного кредитования между физическими лицами необходимо уделить должное внимание, представив работу более комплексного характера.
Цель и задачи диссертационного исследования
Цель работы состоит в выявлении и обобщении пробелов и недостатков регулирования правоотношений в сфере взаимного кредитования между физическими лицами в Российской Федерации, а также поиск путей решения проблем в регулировании правоотношений в сфере взаимного кредитования между физическими лицами в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели поставлены и решаются следующие основные задачи:
1. Рассмотреть процесс появления и развития института взаимного кредитования между физическими лицами.
2. Определить место и роль института взаимного кредитования между физическими лицами в теории отечественного и зарубежного права.
3. Проанализировать изменения правового регулирования в различных юрисдикциях, возникшие в связи с появлением отношений взаимного кредитования между физическими лицами.
4. Изучить и выявить источники права, регулирующие отношения взаимного кредитования между физическими лицами, в России и некоторых зарубежных стран, таких как США, Великобритания, Китай.
5. Проанализировать правовую природу рассматриваемых гражданско- правовых отношений и провести сравнительно-правовой анализ регулирования правоотношений в сфере взаимного кредитования в России и в некоторых зарубежных странах, таких, как Великобритания, США, Китай.
6. Выработать понятийно-терминологический аппарат в отношениях взаимного кредитования, установить признаки их легитимности и отличия от финансовых пирамид, исходя из анализа положений законодательства России и некоторых зарубежных стран, таких как Великобритания, США, Китай.
7. Исследовать правовую природу и предмет договоров между субъектами правоотношений в сфере взаимного кредитования между физическими лицами.
8. Выявить особенности правового регулирования деятельности операторов инвестиционных платформ и надзора (контроля) за их деятельностью.
9. Выявить пробелы и противоречия в законодательстве, регулирующем правоотношения в сфере взаимного кредитования между физическими лицами, в Российской Федерации, обосновать необходимость их устранения.
10. Предложить рекомендации для совершенствования существующего законодательства Российской Федерации в сфере гражданско-правового регулирования правоотношений взаимного кредитования между физическими лицами в целях устранения обнаруженных в результате настоящего исследования пробелов правового регулирования в анализируемой сфере правоотношений.
Объект диссертационного исследования
Объектом настоящего исследования выступают правоотношения, возникающие между субъектами в области взаимного кредитования между физическими лицами.
Предмет диссертационного исследования
Предметом настоящего исследования выступают правовые акты Российской Федерации и зарубежных государств, а также иные нормативные акты, регулирующие правоотношения взаимного кредитования между физическими лицами.
Научная новизна диссертационного исследования
Хотя значимость института взаимного кредитования между физическими лицами с развитием технологий приобретает с каждым годом все более серьезный масштаб, проблемам правового регулирования данного вопроса не уделено достаточное внимание, и эта тема в целом пока остается фрагментарно изученной и освещенной в научной литературе.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые предлагается комплексное системное исследование института взаимного
14 кредитования между физическими лицами со сравнительно-правовым анализом регулирования института взаимного кредитования между физическими лицами в России и зарубежных странах.
Научная значимость работы подкреплена аргументированными научными выводами и выносимыми на защиту положениями.
Теоретическая и практическая значимость работы
Теоретическая и практическая значимости диссертационной работы состоят в проведении впервые в российской правовой доктрине комплексного правового исследования отношений взаимного кредитования между физическими лицами.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что материалы диссертационного исследования, а равно как и сформулированные выводы и предложения являются основой для развития и совершенствования действующего российского гражданского законодательства.
Практическая значимость состоит в том, что материалы настоящего исследования могут быть использованы для разработки Методических рекомендаций по совершенствованию финансовой грамотности и включению их в образовательные программы среднего профессионального образования, разработанные Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Банком России для профессиональных образовательных организаций, чтобы разъяснить и упростить организацию учебного процесса, направленного на изучение основ управления личными финансами , положения об альтернативных источниках финансирования, в частности, об отношениях в сфере взаимного кредитования между физическими лицами .
Также выводы и основные положения настоящего исследования могут
15 быть использованы субъектами отношений взаимного кредитования между физическими лицами для оформления своих договорных отношений, а также операторами инвестиционных платформ для выполнения существующих законодательных требований. Помимо этого, материалы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке учебных курсов в вузах для подготовки студентов юридических специальностей, в том числе в преподавании курсов гражданского и предпринимательского права России, а также зарубежных стран.
Нормативно-правовая база диссертационного исследования
Нормативно-правовой базой диссертационного исследования являются: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ), Федеральный закон от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее ФЗ «Об ООО»), Федеральный закон от 02.08.2019 №259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», нормативно¬правовые акты Центрального Банка Российской Федерации (Банка России), нормативно-правовые акты зарубежных государств, в частности, Европейского Союза (далее ЕС), Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (далее Великобритания), Соединенных Штатов Америки (далее США), Китайской Народной Республики (далее Китай), а также судебная практика Российской Федерации и зарубежных стран.
Теоретическая основа диссертационного исследования
Теоретическую основу настоящего исследования составляют труды таких значимых цивилистов, раскрывающие вопросы регулирования договора займа: Агаркова М.М. , М.И. Брагинского и В.В. Витрянского ,
Диссертация является законченной научной квалификационной работой, в которой на основании выполненных автором исследований решены важные научные задачи разработки предложений в Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», правовой модели взаимного кредитования с учетом и на основе анализа зарубежного опыта регулирования сделок взаимного кредитования и формирующихся отношений взаимного кредитования на российском рынке.
Необходимо наблюдать за основными трендами развития рынка взаимного кредитования в Российской Федерации для того, чтобы впоследствии ввести меры, не ограничивающие новое направление на финансовом рынке, а наоборот, способствующие стимулированию появления новых площадок.
Таким образом, то внимание, оказываемое ЦентроБанком РФ на рассматриваемый сегмент финансового рынка, не будет являться тем барьером, препятствующим доступу участников гражданского оборота на рынок взаимного кредитования, и теми правилами работы, которые неудобны для участников. Мегарегулятор должен только открыть шлюзы для вливания в правовое поле сложившемуся рынку, выработавшему чёткие и понятные правила.
Целью научных исследований являлось выявление и обобщение пробелов и недостатков регулирования правоотношений в сфере взаимного кредитования между физическими лицами в Российской Федерации, а также поиск путей решения проблем в регулировании правоотношений в сфере
143
взаимного кредитования между физическими лицами в Российской
Федерации.
Цель научных исследований была достигнута.
В ходе исследования и решения научной проблемы были получены следующие научные результаты, к наиболее существенным, полученными лично автором, следует отнести:
1. Деятельность по привлечению инвестиций с использованием специальных интернет-площадок (инвестиционных платформ) представляет собой комплексный межотраслевой правовой институт.
Указанный институт состоит из двух групп общественных отношений, с одной стороны, отношения, возникающие между субъектами сделок взаимного кредитования, которые регулируются, в первую очередь, нормами гражданского права, а с другой стороны, отношения, возникающие в процессе государственного регулирования и организации деятельности в сфере взаимного кредитования, развитие которых невозможно без участия финансового регулятора.
Межотраслевой характер деятельности по привлечению инвестиций с использованием инвестиционных платформ подразумевает необходимость регулирования отношений не только со стороны гражданского права, но и координации со стороны государства. В целях обеспечения эффективного развития отношений от государства требуется целый комплекс мер по регулированию деятельности, включающий привлечение как финансового регулятора, так и создание правовых условий для развития отношений.
2. Разработан понятийно-терминологический аппарат, который устраняет проблемы в правовом определении отношений взаимного кредитования между физическими лицами и призван систематизировать основные термины в рассматриваемой сфере, а также выработать единообразие и устранить правовую неопределенность.
В частности, предложены терминология и определения анализируемых отношений как взаимное кредитование между физическими лицами/ р2р-
144 кредитование между физическими лицами, определения более широких понятий - краудфандинг и краудлендинг, а также определения основных терминов, используемых в сфере взаимного кредитования, таких, как площадка взаимного кредитования, оператор площадки взаимного кредитования, заёмщик (лицо, привлекающее инвестиции), инвестор (лицо, инвестирующее денежные средства), соглашение об организации совершения заёмных заявок, заявки, кредитная организация, идентификация и др.
3. Выявлено, что отношения между сторонами договора инвестирования с использованием инвестиционных платформ имеют общие черты с заёмными отношениями, однако, несмотря на то, что элементы договора инвестирования между физическими лицами похожи на элементы договора займа, данные договоры не являются абсолютно идентичными, в частности различия касаются сторон договора, существенных условий, формы договора, возможности стороны повлиять на содержание договора.
4. Разработана правовая модель регулирования отношений в сфере взаимного кредитования между физическими лицами, которая позволяет более полно понять правовую основу взаимного кредитования, что, в частности, помогает выявить существенные отличия взаимного кредитования от традиционных банковских способов финансирования в таких аспектах, как объекты защиты, субъекты сделок, их права и обязанности в отношении друг друга, обязательные требования к субъектам, способы надзора (контроля), риски.
5. Предложен ряд эффективных правовых мер и механизмов, введение которых минимизирует существующие риски и позволит повысить интерес и укрепить доверие к данной области отношений, первоочередными из которых являются, в частности, создание реестра ЦБ РФ операторов взаимного кредитования между физическими лицами и предоставление инструментария по маркировке интернет сайтов организаций, введение механизма квалификации инвесторов, а также сертификацию интернет-сайта,
через который осуществляются операции по заключению сделок взаимного кредитования.
6. Разработана правовая схема, позволяющая более полно понять правовую основу взаимоотношений субъектов взаимного кредитования между физическими лицами, которая позволяет наглядно представить модель взаимодействия субъектов и механизм работы площадки взаимного кредитования с точки зрения существующего законодательства и включает в себя субъекты отношений и основные группы договоров, регулирующих отношения сторон в рассматриваемой сфере.
7. Установлено, что в целях совершенствования правового регулирования отношений взаимного кредитования между физическими лицами следует учитывать эффективные механизмы, разработанные и применяемые в Великобритании, в частности, система контроля, система управления рисками, строгая система правил для операторов на случай несостоятельности платформы, а также требования к раскрытию информации.
Итак, в рамках настоящего диссертационного исследования были выявлены пробелы и недостатки правового регулирования отношений в сфере взаимного кредитования между физическими лицами и предложены наиболее эффективные, по мнению автора, меры по минимизации возникающих рисков, а также практические рекомендации по совершенствованию действующего законодательства в области регулирования правоотношений в сфере взаимного кредитования в Российской Федерации.
Исходя из вышеприведенного считаем, что цель и задачи, поставленные автором во введении настоящего исследования, были достигнуты и решены в полном объеме.
Углубляясь в практическое значение полученных результатов, важно подчеркнуть, что сделанные выводы могут быть использованы при осуществлении законотворческой деятельности в целях совершенствования гражданского законодательства, а также при толковании норм права в процессе правоприменительной деятельности в части правового регулирования отношений взаимного кредитования между физическими лицами, а также в договорной практике при заключении договоров в сфере взаимного кредитования между физическими лицами.
На основе данной работы Операторы могут вырабатывать правила платформы, выстраивать свои отношения с заёмщиками и инвесторами. Помимо этого, результаты настоящей работы могут использоваться при разработке учебных курсов с целью финансового и юридического просвещения населения. В частности, необходимо ввести Методические рекомендации по включению основ финансовой грамотности в образовательные программы среднего профессионального образования, разработанные Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Банком России для профессиональных образовательных организаций, чтобы разъяснить и упростить организацию учебного процесса, направленного на изучение основ управления личными финансами, положение об альтернативных источниках финансирования, в частности, об отношениях в сфере взаимного кредитования между физическими лицами.
Подводя итоги, важно отметить важную роль четкого определения и регулирования правоотношений в сфере взаимного кредитования в Российской Федерации. В частности, в связи с большим количеством рисков, которые появляются в результате того, что отрасль оказывается не четко урегулированной, возникает множество правовых сложностей и споров.
Тема взаимного кредитования в условиях пандемии приобретает еще большую актуальность в связи с тем, что многие теряют работу и вынуждены прибегать к альтернативным источникам финансирования, а должное регулирование при этом до сих пор отсутствует.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30
ноября 1994 г. No 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской
Федерации, 1994, No 32, ст. 3301; 2016, No 22, ст. 3094.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26
января 1996 г. No 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской
Федерации, 1996, No 5, ст. 410; 2016, No 22, ст. 3094.
3. Российская Федерация. Законы. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 14.11.2002 N 138-ФЗ : принят Государственной Думой 23 октября 2002 года : одобрен Советом Федерации 30 октября 2002 года. — Текст: электронный // КонсультантПлюс
— студенту и преподавателю. — URL: https://student.consultant.ru/card/ (дата обращения: 10.09.2020). — Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
4. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской
Федерации : Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ : принят
Государственной Думой 24 мая 1996 г. : одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г. — Текст : электронный // Собрание законодательства Российской Федерации №25. - 1996 г, ст. 2954.
5. Российская Федерация. Законы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ : редакция от 31.07.2020 : принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г. : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г. — Текст : электронный // Собрание законодательства Российской Федерации №1 (ч. 1).
- 2002 г., ст. 1.
6. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ : редакция от 31.07.2020 : принят Государственной Думой 19 июля 2000 г. :
148 одобрен Советом Федерации 26 июля 2000 г. — Текст : электронный // Собрание законодательства Российской Федерации №32. - 07.08.2000, ст. 3340.
7. Российская Федерация. Законы. О средствах массовой информации: Закон Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1: редакция от 01.03.2020. — Текст: электронный // КонсультантПлюс — студенту и преподавателю. — URL: https://student.consultant.ru/card/ (дата обращения: 10.09.2020). — Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
8. Российская Федерация. Законы. О привлечении инвестиций с
использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 02.08.2019 N 259-ФЗ : редакция от 20.07.2020 : принят
Государственной Думой 24 июля 2019 г. : одобрен Советом Федерации 26 июля 2019 г. — Текст : электронный // КонсультантПлюс — студенту и преподавателю. — URL: https://student.consultant.ru/card/ (дата обращения: 17.09.2020). — Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
9. Российская Федерация. Законы. О потребительском кредите (займе) : Федеральный закон от 13.12.2013 N 353-ФЗ : редакция от 03.04.2020 : принят Государственной Думой 13 декабря 2013 г. : одобрен Советом Федерации 18 декабря 2013 г. — Текст : электронный // КонсультантПлюс — студенту и преподавателю. — URL: http://docs.cntd.ru/document/499065397 (Дата обращения: 10.09.2020).
10. Российская Федерация. Законы. О микрофинансовой деятельности
и микрофинансовых организациях: Федеральный закон от 02.07.2010 N 151- ФЗ : редакция от 31.07.2020 : принят Государственной Думой 18 июня 2010 г. : одобрен Советом Федерации 23 июня 2010 г. — Текст : электронный // КонсультантПлюс — студенту и преподавателю. — URL: https://student.consultant.ru/card/ (дата обращения: 10.09.2020). — Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
11. Российская Федерация. Законы. О защите прав и законных
149 интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях : Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ : редакция от 02.12.2019 : принят Государственной Думой 21 июня 2016 г. : одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 г. — Текст : электронный // КонсультантПлюс — студенту и преподавателю. — URL: https://student.consultant.ru/card/ (дата обращения: 10.09.2020). — Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
12. Российская Федерация. Законы. Об информации, информационных
технологиях и о защите информации : Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ : редакция от 02.12.2019 : принят Государственной Думой 8 июля 2006 г. : одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 г. — Текст : электронный // КонсультантПлюс — студенту и преподавателю. — URL: https://student.consultant.ru/card/ (дата обращения: 10.09.2020). — Режим
доступа: для зарегистрир. пользователей.
13. Российская Федерация. Законы. О рекламе : Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ : редакция от 31.07.2020 : принят Государственной Думой 22 февраля 2006 г. : одобрен Советом Федерации 3 марта 2006 г. — Текст : электронный // КонсультантПлюс — студенту и преподавателю. — URL: https://student.consultant.ru/card/ (дата обращения: 10.09.2020). — Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
14. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. No 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, No 7, ст. 785; 2016, No 1, ст. 11.
15. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. No 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, No 1, ст. 1; 2016, No 23, ст. 3296...194.