Актуальность исследования. Влияние семьи на психическое развитие ребенка дошкольного возраста является темой, которая в настоящее время приобретает особую актуальность. Исследовательский интерес к обозначенной проблеме связан с усложнением социально-экономических условий, в которых функционируют современные семьи, ухудшением физического и психического состояния здоровья детей и родителей, увеличением числа разводов, нарушениями семейных взаимоотношений. Потребность в исследовании влияния семьи на речевое развитие ребенка старшего дошкольного возраста определяется недостатком работ, посвященных связи семейного функционирования и речевого развития применительно именно к данному возрасту при наличии широкого ряда аналогичных исследований, касающихся предыдущих этапов развития человека, то есть раннего детства и младшего дошкольного возраста. Это снижает возможности использования психологического потенциала семьи в качестве ресурса психического развития дошкольника. Кроме того, актуальность темы обусловлена тем, что ранее исследователи главным образом обращали внимание на связь развития речи ребенка и детско-родительских, а не супружеских отношений.
Различные аспекты функционирования семьи в контексте психического развития ребенка, как ранее привлекали внимание исследователей (Р. Заззо, И. С. Кон, Г. А. Ковалев, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, М. Мид, К. Р. Роджерс, Д. Б. Эльконин), так и в настоящее время вызывают интерес многих ученых (А. Г. Асмолов, А. Я. Варга, А. К. Воднева, Д. В. Зайцев, А. И. Захаров, В. В. Знаков, К. Б. Зуев, А. В. Махнач, В. М. Минияров, Л. Ф. Обухова, Е. А. Сергиенко, А. С. Спиваковская, А. В. Сухарев, И. Л. Степанов).
В отечественной науке основная масса исследований взаимосвязи особенностей семьи и детской речи выполнена в предметном поле общей и медицинской психологии, онтолингвистики при дефиците изучения речи в
рамках социально-психологических исследований. Кроме того, в научной
литературе в большей степени представлено влияние некоторых социально-психологических особенностей семьи на развитие речи детей раннего (К. Н. Белогай, Л. Ф. Обухова, Н. А. Сонина, О. А. Шаграева) и младшего школьного возраста (Т. Н. Трефилова, Д. Н. Чернов), формирование речи детей старшего дошкольного возраста и его взаимосвязь с социально-психологическими особенностями семьи изучено недостаточно. В отдельных публикациях (Г. Р. Доброва, А. А. Золотарева) ставится задача комплексного рассмотрения семьи как ресурса для формирования речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста. Однако социально-психологические условия, детерминирующие процесс речевого развития, изучаются в основном на примере определенной категории детей (соматически больные дети дошкольного возраста, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с нарушениями эмоциональной сферы), но в целом механизмам формирования речевых компонентов у психически здоровых детей уделяется недостаточно внимания.
Таким образом, за пределами внимания исследователей оказалась проблема взаимосвязи социально-психологических особенностей семьи и отдельных показателей речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста. Иначе говоря, социально-психологические детерминанты формирования речи у городских и сельских детей старшего дошкольного возраста в связи с особенностями семейных взаимоотношений, внутрисемейной межличностной коммуникацией, конфигурацией семьи изучены недостаточно, что определило тему диссертационной работы.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности
Отраженные положения в диссертационной работе соответствуют формуле
специальности 19.00.05 - «Социальная психология»: «Социально¬
психологический анализ жизненных ситуаций» и пункту 2 - «Закономерности общения и взаимодействия людей: коммуникативная сторона общения (специфика человеческой коммуникации; виды коммуникации; средства: вербальная и невербальная коммуникация; эффективность коммуникативного процесса; особенности массовой коммуникации)».
Цель диссертационной работы заключается в выявлении социально-психологических особенностей семьи, влияющих на речевое развитие ребенка дошкольного возраста.
Данная цель конкретизировалась в следующих задачах:
1. Провести теоретический анализ современного состояния и основных направлений изучения социально-психологических факторов речевого развития ребенка дошкольного возраста.
2. Получить данные об уровне речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Исследовать влияние уровня образования родителей, особенностей семейных взаимоотношений, межличностного общения между супругами, внутрисемейной атмосферы на детское речевое развитие.
4. Изучить стиль родительского воспитания в двухдетных городских семьях, особенности межличностных отношений сиблингов в связи с речевым развитием ребенка.
5. Определить характер взаимосвязей социально-психологических особенностей семьи с показателями речевого развития детей.
Объект исследования - социально-психологические детерминанты психического развития ребенка.
Предмет исследования - взаимосвязи социально-психологических особенностей семей, проживающих в городской и сельской местности, и речевого развитии ребенка дошкольного возраста.
В Заключении обобщены основные результаты исследования, представлены выводы, намечены перспективы изучения данной проблемы.
Выводы:
1. Макросредовые условия, а именно условия городской и сельской местности, оказывают влияние на речевое развитие ребенка посредством семейной микросреды. В частности, микросреда определяет механизмы воздействия макросреды на речевое развитие ребенка.
2. Выделено два принципиально разных комплекса условий, влияющих на речевое развитие ребенка старшего дошкольного возраста: социально-демографические и социально-психологические факторы.
3. Компонентами системы факторов, влияющих на индивидуальные показатели речевого развития детей в старшем дошкольном возрасте, являются как социальные, так и социально-психологические детерминанты. К социально-психологическим детерминантам относятся семейная конфигурация, стиль родительского воспитания, особенности взаимоотношений и коммуникации между супругами.
4. Существует ряд социально-психологических факторов, которые определяют оптимальное формирование у городских и сельских детей лексико¬грамматической стороны и связности детской речи. К этим факторам относятся:
1) искренность, открытость и доверие в отношениях между супругами; 2) удовлетворенность супругов семейной жизнью 3) совместные семейные занятия с детьми 4) разнообразие коммуникативных ситуаций 5) удовлетворенность супругов материальным положением.
5. У городских и сельских детей отставание в формировании словарного запаса, грамматического строя и связности речи обусловлено некоторыми особенностями коммуникации между супругами, а именно: 1) минимизация общения между супругами; 2) лаконичность и шаблонность в семейной коммуникации; 3) увлеченность супругов друг другом; 4) несогласованность супругов во мнениях и семейных установках.
6. Влияние ряда особенностей семейных взаимоотношений на речевое развитие городских и сельских детей различно. Взаимоотношения матери с ребенком по типу «Гипопротекция» как в однодетных, так и в двухдетных городских семьях оказывают положительное влияние на формирование детской речи. Недостаток внимания к ребенку со стороны родителей, дефицит семейного речевого общения в городской среде компенсируется общением со сверстниками, посещением индивидуальных и групповых развивающих занятий, возможностью социального взаимодействия с педагогом.
В городских семьях противоречивость в воспитании и конфликтность между супругами, их негативное речевое поведение, а также недостаточность требований к ребенку со стороны родителей снижают уровень речевого развития детей. В сельской семье негативное влияние на детское речевое развитие оказывают воспитательная неуверенность родителей, чрезмерность санкций, высокая требовательность и контроль с их стороны по отношению к ребенку.
7. Неодинаково влияние символичности «семейного» языка на формирование речи городских и сельских детей. В городских семьях широкий спектр коммуникативных ситуаций, вариативность лексико-грамматических и синтаксических конструкций, вербальная активность родителей определяют формирование у ребенка правильного звукопроизношения, фонематических представлений, слоговой структуры слов, лексико-грамматического строя и связности речи. Отсутствие в сельских семьях этикетных формул и действий, повышенный тон речи и использование супругами ненормативной лексики, отказ от общения, излишняя раскованность и свобода в речевых поступках негативно влияют на формирование показателей детской речи.
8. Расширенная семья, состоящая из нескольких поколений, является одним из факторов, положительно влияющих на понимание ребенком речи, овладение лексико-грамматическим и синтаксическим строем речи. Городские дети из однодетных семей отстают по уровню речевого развития от детей из двухдетных семей в сферах грамматики, синтаксиса, словарного запаса. Детерминантами формирования речи детей из двухдетных семей являются сиблинговое общение, гармоничное взаимодействие в диаде «сиблинг- сиблинг», сотрудничество с братом/сестрой в игровой и продуктивной деятельности, открытость ребенка в речевом общении.
9. Фактором, влияющим на речевое развитие, в частности детей из двухдетных семей является присутствие в детском окружении близких родственников, их речевое разнообразие, качество, полифункциональность и интенсивность общения. Взаимоотношения ребенка с прародителями в расширенной семье создают среду для формирования речи ребенка.
1. Русанова, Л. С. Влияние семейных взаимоотношений на речевое развитие ребенка / Л. С. Русанова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2016. - №4. - С. 112-115.
2. Русанова, Л. С. Речевое развитие детей в контексте сиблингового общения и внутрисемейной межличностной коммуникации / Л. С. Русанова // Вестник Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского.- 2016. - № 5. - С. 229-234.
3. Русанова, Л. С. Речевое развитие детей дошкольного возраста городской и сельской местности / Е. В. Конева, Л. С. Русанова // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. -2016. - № 1 (35). - С. 81-87.
Другие публикации
4. Русанова, Л. С. Внутрисемейное общение как фактор речевого развития ребенка / Л. С. Русанова // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы организации обучения детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья» (г. Ярославль, 26-27 октября 2016 г.) / Ярославль. Изд-во ГОАУ ИРО, 2016. - С. 56-61.
5. Русанова, Л. С. Социально-психологические особенности семьи и речевое развитие ребенка / Л. С. Русанова // Современная педагогика и психология: проблемы и тенденции развития: материалы IV Международной заочной научно-практической конференции. - Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2014. - С. 81-83.
6. Русанова, Л. С. Психологическое сопровождение детей с проблемами речевого развития / Е. В. Конева, И. В. Крупенникова, Л. С. Русанова // Материалы IX международной научно-практической конференции «Современные научные достижения - 2013». Сборник материалов. - Прага, 2013. - С. 31-36.
7. Русанова, Л. С. Социально-психологические факторы развития речи / Е. В. Конева, Л. С. Русанова // Актуальные проблемы специального образования и сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. - С. 60-63.