Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-психологическая поддержка молодых специалистов в условиях общеобразовательного учреждения

Работа №179536

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы75
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО- 10
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1.1. Социально-психологическая поддержка молодых специалистов: 10
основные теоретико-методологические подходы
1.2. Основные направления социально-психологической поддержки 21
молодых специалистов в условиях общеобразовательного учреждения
2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ 33
СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19» Г. БЕЛГОРОДА
ИМ. В. КАЗАНЦЕВА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
2.1. Анализ опыта и проблемы социально-психологической поддержки 33
молодых специалистов в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
№ 19» г. Белгорода им. В. Казанцева
2.2. Программа социально-психологической поддержки молодых 40
специалистов в условиях общеобразовательного учреждения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 61

Актуальность темы исследования. Современная школа испытывает острую потребность в высоко мотивированных, инициативных, профессиональных молодых специалистах - сегодняшних выпускниках высших учебных заведений, которые являются носителями современной культуры, воплощенной в знаниях, технологиях, открытых к изменениям в профессиональной сфере. Стабильность и результативность учебно-воспитательного процесса в школе зависит от мер, направленных на создание условий для профессионального роста молодых специалистов.
Молодые педагоги, делая первые шаги в профессии, несомненно, переживают определенные проблемы, испытывают затруднения различного характера.
Во-первых - это отсутствие опыта и специальных знаний, неумение применять теоретические знания на практике, боязнь собственной несостоятельности и критики администрации.
Во-вторых, процесс профессиональной адаптации осложнен неготовностью молодых педагогов к новым вызовам времени, требующим новых компетенций.
В-третьих, неумение устанавливать контакт с учащимися и их родителями, коллегами и администрацией образовательного учреждения. Данные трудности напрямую связаны с необходимостью оказания в условиях общеобразовательного учреждения квалифицированной социально¬психологической поддержки, направленной на преодоление у молодых педагогов возникающих трудностей, успешное «вхождение» в педагогический коллектив, развитие дальнейшей карьеры начинающего учителя.
Успех на первых этапах вхождения в профессию является для молодого педагога основой его уверенности в правильности выбранной профессии, успешном преодолении проблем теоретического и практического характера, гарантией профессионального развития и качественного обучения школьников. Выходом из сложившейся ситуации, на наш взгляд, может стать развитие системы социально-психологической поддержки молодых специалистов, способствующей социально - профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентаций и самосознания, адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры.
Степень научной разработанности проблемы. Социально-психологическая поддержка молодых специалистов в условиях общеобразовательных учреждений привлекает значительное внимание отечественных исследователей.
Проблемы становления профессиональной идентичности на этапе кризиса становления молодого специалиста рассмотрены в исследованиях Е.И. Гиниатуллиной, О.В. Морозовой, Е.С. Петрова, С.И. Ромашина.
Проблемы и причины неготовности молодых педагогов к новым вызовам времени на начальном этапе их профессиональной деятельности проанализированы О.Н. Кажарской, С.В. Луневой, Е.Н. Огневой,
В.А. Ракитина, К.Ф. Якименко.
Анализ отечественных и зарубежных практик адаптации молодого специалиста к профессиональной деятельности представлен в работах О.П. Ворониной, Е.С. Заир-Бека, И.Е. Красиловой, С.Г. Косарецкого, М.А. Пинской, Е.В. Пискуновой, А.В. Пономаревой, М.А. Родиной,
Э.Н. Яковлевой.
В контексте рассматриваемой проблемы принципиально важными представляются труды И.С. Ватащак, О.В. Литовченко, Н.Ф. Логиновой, К.Г. Митрофанова, в которых проанализированы факторы привлекательности профессии учителя для молодого поколения.
Результаты эмпирических исследований эффективности
существующих адаптационных стратегий, закрепления и профессионального развития молодых педагогов в Российской Федерации представлены в работах Г.Б. Вороновой, К.Г. Митрофанова, А.В. Носова, М.В. Сосновой.
Методы социально-психологической работы с педагогами в кризисной ситуации, в том числе на этапе адаптации к профессии, рассмотрены Р.А.Быковым, Е.Г. Скоковой, Н.В. Шалуновым, А.Г. Юриной.
Тьюторство и коучинг как особые формы наставничества при вхождении в профессию молодых специалистов образовательных учреждений проанализированы в работах Д. Йоханнеса, В. Циглера, С. Бартонека.
Жизненная необходимость молодого специалиста в социально-психологической поддержке со стороны опытного педагога - наставника, способного оказать ему практическую помощь на рабочем месте, повысить его профессиональную компетентность обоснована в исследованиях И.В. Гладкой, А.А.Громовой, А.В. Веретенниковой, А.И. Даминовой, М.С. Задворной, Е.В. Шамариной.
Сущность, структура, принципы социально-психологической поддержки, профессионально-личностного развития молодых специалистов образовательных учреждений представлена в исследованиях
Р.В. Демьянчука, А.Н. Попова, К.Е. Ухановой, Е.Д. Шишкиной.
Проблемы социально-психологической поддержки молодых специалистов образовательной организации и пути их решения изложены в трудах Т.Г. Пташко, А.В. Руденко, Т.В. Черниковой.
Современные методы диагностики и психокоррекции эмоционального выгорания педагогов общеобразовательных учреждений проанализированы Е.П. Афанасьевой, Г.В. Сорокоумовой, О.В. Шурыгиной.
Роль социально-психологических тренингов и ролевых игр в процессе профессиональной адаптации молодых специалистов раскрыта в научных работах А.А. Артамоновой, А.Б. Воронкова, К.Г. Шипилова.
Однако, несмотря на достаточно широкое освещение в научной литературе проблем социально-психологической поддержки молодых специалистов в условиях общеобразовательных учреждений, отдельные аспекты рассматриваемой проблемы требуют дополнительной разработки.
Таким образом, проблема исследования заключается в поиске условий эффективной социально-психологической поддержки молодых специалистов в условиях общеобразовательных учреждений и научно - методического обеспечения данного процесса.
Объект исследования - социально-психологическая поддержка молодых специалистов.
Предмет исследования - особенности социально-психологической поддержки молодых специалистов в условиях общеобразовательного учреждения.
Цель исследования - раскрыть сущность и специфику социально-психологической поддержки молодых специалистов в условиях общеобразовательного учреждения и предложить пути ее совершенствования.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретико-методологические основы социально-психологической поддержки молодых специалистов в условиях общеобразовательного учреждения.
2. Охарактеризовать опыт и выявить проблемы социально-психологической поддержки молодых специалистов в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19» г. Белгорода им. В. Казанцева.
3. Разработать программу социально-психологической поддержки
молодых специалистов в условиях общеобразовательного учреждения.
Гипотеза исследования: внедрение программы социально¬
психологической поддержки молодых специалистов в условиях общеобразовательного учреждения позволит повысить результативность данного вида деятельности при следующих условиях:
1. Создание в общеобразовательном учреждении организационных и научно-методических условий для профессионального развития молодых специалистов и их закрепления в системе образования региона.
2. Внедрение форм наставничества при вхождении молодых специалистов в профессию.
3. Совершенствование системы моральной и материальной поддержки молодых специалистов.
4. Внедрение в практику общеобразовательных учреждений методов психосоциальной работы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн); системный подход (А.Г. Асмолов, В.П. Беспалько); теория социального действия М. Вебера, идеи профессионального становления личности педагога (А.К. Маркова,
A. Б. Орлов); концептуальные идеи подготовки молодых специалистов, формирования их профессиональных и личностных качеств (Ю.А. Зубок,
B. И. Чупров); социально-психологической помощи и поддержки педагогов (Р.В. Демьянчук, Т.В. Черникова); адаптации молодых специалистов в педагогической деятельности (Ю.П. Азаров, Д.Д. Белухин).
На различных этапах исследования были использованы следующие методы научного исследования:
1. Методы научного исследования: анализ документов (специальной литературы, нормативно-правовых, статистических, периодических источников), сравнение, типологизация, позволившие осуществить теоретико-методологическое обоснование сущности и содержания социально-психологической поддержки молодых специалистов в условиях общеобразовательного учреждения.
2. Методы прикладной социологии: анкетирование, экспертный опрос, которые позволили вывить состояние и проблемы социально-психологической поддержки молодых специалистов в условиях общеобразовательного учреждения.
3. Статистические методы интерпретации и анализа результатов (описательная статистика), посредством которых были получены данные, необходимые для разработки программы социально-психологической поддержки молодых специалистов в условиях общеобразовательного учреждения.
Эмпирической базой исследования послужили:
- нормативно-правовые документы различного уровня, в частности, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (2012); Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Государственной программы «Развитие образования» на 2018-2025 годы»;
- результаты авторского социального исследования «Проблемы социально-психологической поддержки молодых специалистов в условиях общеобразовательного учреждения», проведенного автором в октябре - декабре 2018 г. на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19» г. Белгорода им. В. Казанцева (N = 18). Исследование также включало экспертный опрос (N = 10);
- социологические исследования И.Г. Прокофьевой, проведенные в г. Тамове в 2017 году (N = 200), Р.О. Горского, проведенные в 2018 году в г. Ростов (N=100).
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- дано авторское определение понятия «социально-психологическая поддержка молодых специалистов»;
- разработана программа социально-психологической поддержки молодых учителей в условиях общеобразовательного учреждения.
На защиту выносится следующее положение: социально¬
психологическая поддержка молодых специалистов представляет собой систему социально - психологических способов и методов, способствующих социально - профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентаций и самосознания, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры.
Программа социально-психологической поддержки молодых специалистов направлена на создание в общеобразовательном учреждении организационных и научно-методических условий для профессионального развития, повышения профессиональной компетентности молодых специалистов и их закрепления в системе образования региона, развитие системы наставничества на этапе вхождении молодых специалистов в профессию.
Научно-практическая значимость работы заключается в следующем: раскрыты теоретико-методологические основы социально-психологической поддержки молодых специалистов в условиях общеобразовательного учреждения, разработано авторское определение понятия «социально¬психологическая поддержка молодых специалистов»; проанализирован опыт социально-психологической поддержки молодых специалистов в условиях МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19» им. В. Казанцева
г. Белгорода, проведено социальное исследование, направленное на выявление проблем социально-психологической поддержки молодых специалистов в условиях общеобразовательного учреждения; на основе результатов социального исследования разработана программа социально-психологической поддержки молодых специалистов в условиях общеобразовательного учреждения.
Основные положения и выводы диссертационного исследования могут полезны в практической деятельности общеобразовательных учреждений по осуществлению поддержки молодых специалистов.
Апробация результатов исследования. Работа выполнена по заказу МБОУ «СОШ № 19» г. Белгорода им. В. Казанцева, где прошла апробацию в ходе профессиональной деятельности автора.
Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены на VIII Международной научно-практической конференции «Социальная работа в современной России: взаимодействие науки, образования и практики» (Белгород, 2017 г.). По теме диссертационного исследования опубликовано 2 статьи в сборниках материалов научной конференций международного уровня.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 73 наименования. Содержание диссертационной работы изложено на 61 странице и включает в себя 2 приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Социально-психологическая поддержка молодых специалистов в общеобразовательном учреждении - актуальный вопрос как с научной, так и с практической точки зрения. Само понятие «социально-психологическая поддержка» заключает в себе особенности процесса, стратегии и средства взаимодействия с людьми. Социально-психологическая поддержка молодых специалистов в условиях общеобразовательного учреждения характеризуется деятельным включением со стороны и помогающим влиянием администрации общеобразовательного учреждения, психологов и др. в процессе переживания неопределенного или трудного периода в профессиональной деятельности. На сегодняшний день повышается интерес к профессионалу как к личности, к его особенностям и качественным характеристикам. Молодые специалисты - это работники общеобразовательных учреждений, которые больше других подвержены внешним социальным и экономическим факторам, и поэтому вопрос социальной адаптации в общеобразовательном учреждении становится актуальным для выпускников высших учебных заведений. Общим для всех начинающих учителей является то, что они хорошо представляют цели, задачи школы и свое социальное назначение в ней, имеют достаточно высокий уровень общеобразовательной подготовки. Однако специфические особенности учительского труда и профессиональные возможности каждого учителя, отсутствие опыта, разрыв между знаниями и умениями приводят к разнообразным трудностям в период адаптации.
Молодые педагоги, начиная свою профессиональную деятельность, несомненно, сталкиваются с различными трудностями. Во-первых - это отсутствие опыта и специальных знаний, неумение применять теоретические знания на практике, боязнь собственной несостоятельности и критики администрации.
Во-вторых, процесс профессиональной адаптации осложнен неготовностью молодых педагогов к новым вызовам времени, требующим новых компетенций.
В-третьих, неумение устанавливать контакт с учащимися и их родителями, коллегами и администрацией образовательного учреждения.
Актуализируется проблема оказания социально-психологической поддержки специалистов, направленной на повышение психоэмоциональной устойчивости молодых педагогов, стрессоустойчивости, решение возникающих конфликтов между администрацией, коллегами, обучающимися и их родителями.
Данные трудности напрямую связаны с необходимостью оказания в условиях общеобразовательного учреждения квалифицированной социально¬психологической поддержки, направленной на преодоление у молодых педагогов возникающих трудностей, успешное «вхождение» в педагогический коллектив, развитие дальнейшей карьеры педагога.
В исследовании решены следующие задачи:
- раскрыты теоретико-методологические основы социально-психологической поддержки молодых специалистов в условиях общеобразовательного учреждения.
- охарактеризован опыт и выявлены проблемы социально-психологической поддержки молодых специалистов в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19» г. Белгорода им. В. Казанцева.
- разработана программа социально-психологической поддержки молодых специалистов в условиях общеобразовательного учреждения.
Успешное профессиональное становление молодого специалиста является основой его уверенности в правильности выбранного профессионального пути, благополучном преодолении возникающих профессиональных трудностей, развитии профессионального самосознания и качественного обучения учащихся. Выходом из сложившейся ситуации, на наш взгляд, может стать развитие системы социально-психологической поддержки молодых специалистов, способствующей социально - профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентаций и самосознания, адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры.
Актуальным становится поиск условий эффективной социально-психологической поддержки молодых специалистов в условиях общеобразовательных учреждений и научно-методического обеспечения данного процесса. Социально-психологическая поддержка молодых специалистов и особенности социально-психологической поддержки молодых специалистов в условиях общеобразовательного учреждения находятся под пристальным вниманием исследователей.
Социально-психологическая поддержка молодых специалистов представляет собой систему социально - психологических способов и методов, способствующих социально - профессиональному
самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентаций и самосознания, повышению ее
конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры.
Анализ специальной научной литературы позволил нам выявить основные проблемы, которые испытывает молодой учитель, делая первые шаги в профессии, а также определить, что социально-психологическая поддержка играет значительную роль на данном этапе вхождения в профессию.
Для диагностики проблем в данной области нами было проведено авторское социальное исследование «Проблемы социально-психологической поддержки молодых специалистов в условиях общеобразовательного учреждения» (N = 18). Исследование также включало экспертный опрос (N = 10).
По результатам исследования была разработана программа социально- психологической поддержки. Внедрение программы социально¬психологической поддержки молодых специалистов в условиях общеобразовательного учреждения позволит повысить результативность данного вида деятельности при следующих условиях:
1. Создание в общеобразовательном учреждении организационных и научно-методических условий для профессионального развития молодых специалистов и их закрепления в системе образования региона.
2. Внедрение форм наставничества при вхождении молодых специалистов в профессию.
3. Совершенствование системы моральной и материальной поддержки молодых специалистов.
Программа социально-психологической поддержки молодых специалистов направлена на создание в общеобразовательном учреждении организационных и научно-методических условий для профессионального развития, повышения профессиональной компетентности молодых специалистов и их закрепления в системе образования региона, развитие системы наставничества на этапе вхождении молодых специалистов в профессию.
Цель программы: осуществление мероприятий по социально¬
психологической поддержке молодых специалистов в условиях общеобразовательного учреждения.
Основные задачи программы:
- формирование профессиональной компетентности, развитие индивидуального стиля профессиональной деятельности молодого специалиста;
- создание психологически комфортных условий для профессиональной деятельности молодого специалиста в период его профессиональной адаптации;
- оказание молодому специалисту всесторонней помощи (социальной, педагогической, психологической, методической) помощи при решении вопросов, возникающих в процессе работы;
- привлечение молодых специалистов к решению задач развития общеобразовательного учреждения, реализации различных проектов на основе сотрудничества и педагогического сотворчества;
- обеспечение условий профессионального роста молодого
специалиста, развитие его профессионального роста.
Основные направления реализации программы:
- разработка и утверждение концепции и программы поддержки молодых специалистов;
- проведение анализа существующих форм развития профессиональной компетентности молодых специалистов;
- разработка методических рекомендаций по совершенствованию организации социально-психологической поддержки молодых специалистов в условиях общеобразовательного учреждения;
- создание информационно-методического банка методических ресурсов;
- внедрение форм наставничества при вхождении молодых специалистов в профессию;
- разработка форм поощрения субъектов социально-психологической поддержки;
- организация системы мониторинга результатов социально-психологической поддержки молодых специалистов;
- осуществление систематического контроля и анализа результатов взаимодействия субъектов социально-психологической поддержки;
- организация постоянно действующего семинара, научно-методических мероприятий, творческих мастерских для молодых специалистов, консультаций и тренингов, предполагающих развитие коммуникативной, информационной, социокультурной компетентностей молодых специалистов, индивидуальных консультаций;
- расширение возможностей участия молодых специалистов в профессиональных и творческих конкурсах;
- организация презентации результатов профессиональной деятельности молодых специалистов, электронного банка педагогических инноваций, выставки методических и творческих работ.
Основными планируемыми результатами в рамках Программы станут:
- совершенствование системы социально-психологической поддержки молодых специалистов в условиях общеобразовательного учреждения;
- повышение эффективности профессиональной адаптации молодых специалистов;
- развитие системы наставничества на этапе вхождении молодых специалистов в профессию;
- повышение профессиональной компетентности молодых специалистов и их закрепление в системе образования региона.
С точки зрения психосоциального подхода важным становится:
1. Ценностное отношение к педагогической деятельности (иерархия ценностей, соотношение профессиональных и непрофессиональный ценностей, соответствие смыслов профессиональной деятельности общим жизненным смыслам).
2. Мотивацию профессиональной деятельности (профессиональные интересы, устойчивость мотивов, согласованность и непротиворечивость мотивов).
3. Профессиональное самосознание - осознание себя как части профессионального сообщества и педагогической деятельности, Я- концепция).
4. Эмоционально-волевые характеристики (уровень эмоциональной
устойчивости, умение управлять своими эмоциональными состояниями, целеустремленность, решительность, самоорганизованность,
обязательность).
5. Психофизиологические характеристики (физическая сила, утомляемость, выносливость, стрессоустойчивость, агрессивность).
6. Типологические характеристики (интровертированность - экстровертированность, тип темперамента, характера).
7. Удовлетворенность профессиональной деятельностью. Учет этих факторов администрацией общеобразовательного учреждения позволит повысить результативность социально-психологической поддержки молодых педагогов.



1. Об образовании в Российской Федерации: [федер. закон от
29.12.2012 №273-ФЗ (ред. 29.17.2017)] / [Электронный ресурс]: Режим
доступа: http: //base.consultant.ru/cons/cgi/online.
2. Об утверждении Государственной программы «Развитие
образования» на 2018-2025 годы»: [постановление Правительства
Российской Федерации от 26.12.2017 (ред. 29.03.2019)] / [Электронный
ресурс]: Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/556183093.
3. Трехстороннее соглашение между Областным объединением
организаций профсоюзов, объединениями работодателей и Правительством Белгородской области на 2017-2019 годы (от 20.12.2016 № 89) /
[Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/450366822.
4. Агапова, С.А. Педагогическое проектирование
профессионального развития учителя: автореф. дис. канд. пед. наук / С.А. Агапова. - Москва, 2012. - 27 с.
5. Агапова, Е.Н. Сопровождение процесса адаптации и начального этапа профессиональной деятельности учителя / Е.Н. Агапова, С.Ю. Трапицын // Вестник Герценовского университета. - 2013. - №3. - С.36-47.
6. Артамонова, А.А. Роль тренингов и ролевых игр в процессе обучения и профессиональной адаптации персонала современной организации / А.А. Артамонова // Вектор науки Томского государственного университета. - 2013. - №2(24). - С.229-232.
7. Бондарева, Е.П. Факторы профессиональной адаптации молодых преподавателей ВУЗа / Е.П. Бондарева // Знание. Понимание. Умение. Серия: Проблемы педагогики и психологии. - 2016. - №2. - С.259-266.
8. Ватащак, И.С. Факторы привлекательности педагогической профессии для молодых педагогов в Российской Федерации / И.С. Ватащак // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - №3. - С.192-195.
9. Веретенникова, Л.А. Структурный анализ проблемного пространства профессиональной деятельности молодого педагога (на примере Алтайского края) / Л.А. Веретенникова, Е.В. Шамарина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2018. - №3. - С.15-27.
10. Гиниатуллина, Е.И. Профессиональная идентичность на этапе кризиса становления молодого специалиста: автореф. дис. ... на соискание ученой степени канд. психол. наук / Е.И. Гиниатуллина. - Москва, 2012. - 27 с.
11. Гаврилюк, Т.В. Культурный потенциал молодых преподавателей российской провинции: теория и практика исследования / Т.В. Гаврилюк // Социологические исследования. - 2015. - № 6. - С. 102-110.
12. Гладкая, И.В. Молодые учителя о своей готовности к профессиональной деятельности / И.В. Гладкая // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2012. - №2. - С.104-119.
13. Гордиенко, И.В. Профессиональная ориентация и педагогическое сопровождение профильной и предпрофильной подготовки обучающихся к выбору педагогической профессии: региональный аспект / И.В. Гордиенко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т.6. - №4(21). - С.50-53.
14. Громова, А.А. Направления тьюторской поддержки молодого учителя общеобразовательной школы / А.А. Громова // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - №2. - С. 229-233.
15. Гулаева, М.И. Управление конфликтами в образовательной организации [Электронный ресурс] / М.И. Гулаева // Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2015. - №10. - С.95-97. - Режим доступа: http: //voluntary.ru/dictionary/898... 73

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ