ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ЗАКУПОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ 46
1.1. Публичные закупки в мировой и российской практике управления
бюджетными средствами 46
1.2. Теоретические подходы к оценке вклада государственных закупок в
экономический рост 70
1.3. Целесообразность и эффективность конкуренции в публичных
закупках 91
1.4. Экономические показатели оценки уровня конкурентности на рынке
публичных закупок в Российской Федерации 107
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В РЕГУЛИРОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 124
2.1 Стратегические приоритеты в обеспечении качества базовых услуг . 124
2.2. Стратегии закупок для поддержки инновационного развития 141
2.3. Стимулирование роста производительности труда и
энергоэффективности на основе государственных закупок 160
2.4 «Зеленые» государственные закупки 173
2.5. Изменение стратегических приоритетов в закупках в периоды
глобальных шоков и чрезвычайных ситуаций 188
ГЛАВА 3. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К
СОДЕЙСТВИЮ РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ РЫНКА
ПУБЛИЧНЫХ ЗАКУПОК 203
3.1. Концептуальное представление о моделях конкурентной среды рынка публичных закупок и механизмах обеспечения его функционирования . . 203
3.2. Формирование подхода к развитию конкуренции в публичных
закупках при стратегическом согласовании национальных целей и приоритетов регулирования закупочной деятельности 221
3.2.1. Идентификация и уточнение роли закупочной деятельности государства в обеспечении благами граждан 221
3.2.2. Управление конкурентными публичными закупками с учетом реализации государственных стратегий, программ и проектов 230
3.3. Императивность концепции конкурентной нейтральности для рынка
публичных закупок в Российской Федерации 243
3.4. Имплементация стратегических решений государственной
конкурентной политики в механизмы обеспечения функционирования рынка публичных закупок 253
3.4.1. Методы противодействия «фиктивной» конкуренции при реализации корректирующего антифальсификационного механизма .. 253
3.4.2. Применение адаптивного антикризисного механизма для условий
экстренных закупок 266
3.4.3. Стратегическое позиционирование решений для формирования
элементов адаптивного защитного механизма 276
3.4.4. Преференциальные процедурные инструменты государственной
конкурентной политики 286
3.5. Эффективное реагирование на современные изменения парадигмы коррупционных схем и предотвращение мошенничества при сговоре поставщиков 298
ГЛАВА 4. АДАПТАЦИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ И ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ЦЕЛЯХ СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ РЫНКА ЛУБЛИЧНЫХ ЗАКУПОК 316
4.1. Методика оценки эффективности работы организации в качестве
поставщика на рынке публичных закупок 316
4.2. Совершенствование управления экспертизой и мониторингом
публичных закупок в целях развития аналитики данных о закупках для потенциальных поставщиков 333
4.3. Интегрированная модель управления развитием прозрачности и конкуренции в публичных закупках на основе цифровых технологий .... 348
4.4. Рекомендации по разработке персонифицированного мониторинга-
апплета поставщика публичных закупок и защите информации с учетом концепции «цифровой след» 368
4.5. Направления развития профессиональных компетенций специалистов
в области закупок 384
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 400
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 408
Актуальность темы исследования.
Публичные закупки как сфера государственного управления в части организации и регулирования рынка закупок для государственных нужд и нужд государственных компаний является динамично развивающейся системой, которая включает в себя множество аспектов: следование стратегическим приоритетам социально-экономического развития, строгое соответствие законодательству, удовлетворение базовых потребностей и предоставление гражданам общественных благ, оперативное реагирование на экстренные потребности в закупки товаров и услуг при чрезвычайных ситуациях и формирование национального режима для реализации стратегий импортозамещения в промышленности.
Как исторически сложившийся и традиционный вид общественной деятельности публичные закупки тесно связаны с обеспечением социально-экономического развития общества, занимая существенную долю в национальном ВВП: в Российской Федерации сектор государственных закупок в 2020 году составлял 27% ВВП , в то время как в европейских странах - от 12 до 25% и США - около 12% , в среднем 15% мирового ВВП проходит через системы публичных закупок , а на финансирование публичных закупок приходится от 17 до 48% государственных расходов (среди статей расходов лидируют в большинстве стран расходы в сфере здравоохранения). Почти треть всех закупок реализуется с привлечением
единственного поставщика , в 40-50% случаев фиксируется отсутствие заявок , вследствие чего закупочные процедуры признаются
несостоявшимися. Кроме того, по результатам независимых наблюдений , 53% государственных заказчиков, выбирают стратегию заключения контракта с заранее определенным поставщиком, а 38% подтверждают наличие неформальных отношений. В среднем за последние 8 лет в Российской Федерации среднее число заявок по государственным закупкам составляет 2,56 и по корпоративным закупкам - 1,8. Все это свидетельствует о недостаточном уровне конкуренции и наличии системных проблем в реализации публичных закупок.
Прозрачность, открытость и конкурентность являются общепринятыми принципами, которые должны строго соблюдаться для достижения эффективности публичных закупок, т.е. для экономии бюджетных средств. Однако, несмотря на прямую зависимость повышения конкуренции среди поставщиков за победу в закупочных процедурах и заключения контрактов заказчиками по наиболее низким ценам, присутствует и неоднозначность трактовки негативного влияния низкой конкуренции на рынке публичных закупок, т.к. с рынка публичных закупок могут уйти поставщики с высоким уровнем репутации, предлагающие продукцию и услуги высокого качества, соответственно, по высокой цене. Одновременно с этим углубляется значимость учета экологических требований к предметам закупки, недопущение и противодействие коррупционным схемам заказчиков и сговору поставщиков, содействие вовлечению большего числа субъектов малого и среднего бизнеса в закупочный процесс государственных заказчиков и заказчиков со стороны государственных корпораций и компаний с государственным участием, актуализация каталогов предметов закупок, использование цифровых технологий для контроля и мониторинга закупок, а также реализации тендерной аналитики. В связи с этим возникает объективная необходимость углубления понимания конкурентной среды на разных целевых и отраслевых рынках публичных закупок для государственных и муниципальных нужд и закупок государственных корпораций и компаний с государственным участием.
Рынок публичных закупок сегодня проходит очередной трансформационный этап, основу которого составляют усовершенствование принципов и процедур закупочной деятельности государства при строгом следовании критериям бюджетной эффективности, поддерживаемом внедрением прогрессивных цифровых и интеллектуальных систем, способных создать информационную открытую среду для обеспечения функционирования прозрачной и конкурентной системы государственных закупок, которая выгодна всем участникам закупочного процесса: заказчикам как представителям государства, поставщикам как представителям бизнес- структур и гражданам как представителям общества. Поэтому система функционирования публичных закупок должна обеспечивать достижение стратегических приоритетов социально-экономического развития страны, что требует обновления как концептуального подхода к управлению развитием российской контрактной системы, так и методологических положений для повышения эффективности в сфере закупок и содействию развитию конкурентной среды на рынке публичных закупок в Российской Федерации, что подтверждает актуальность темы диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы.
Вопросам и проблемам организации и развития рынка публичных закупок и закупочной деятельности государства в целом посвящены научные труды российских исследователей: С.Б. Авдашевой, О.В. Анчишкиной, О.С. Белокрыловой, А.С. Боровковой, И.П. Гладилиной, А.Ю. Гущина, А.А. Демина, В.П. Заварухина, Н.Ю. Исаковой, М.А. Корытцева, К.В. Кузнецова, А.Ю. Кулева, Н.А. Линева, В.В. Мельникова, И.В. Оводовской, И.В. Ромодиной, О.В. Сагиновой, И.И. Смотрицкой, С.И. Черных, В.А. Федорович, Е.В. Шадриной, И.В. Шаровой, М.В. Шмелевой, С.С. Шувалова, Л.И. Юзвович и др.; и иностранных исследователей: Дж. Блум, К. Братт, С. Бретшнейдер, С. Вассбе, Н. Ларналл, М. Фазекас, Л. Фиорентини, П. Гарньери, А. Козуч, А. Конрад, К. вон Деимлинг, М.Б. Йелодар, В. Лембер, К. МакКи, А.С. Патруччо, В. Полонски, Дж. Спаньоло, В. Уиджасундара, Ш.- А. Бехравеш, Н. Дарналл, К. Джу, Й. Генг, Дж. Саркис, Р. Стейрер, К. Томассен, С. Хальстед, Г. Хандлер, Ф. Хафса и др.
Проблемы снижения уровня конкуренции в публичных закупках рассматриваются российскими и иностранными исследователями, в частности, в работах Ф.Т. Алескерова, Е.А. Голубевой, В.Г. Когденко, А. Ламберт-Могилянски и К. Сонина, М.В. Островной, Е.А. Подколзиной и А.А. Бальсевич, Е.Е. Маковлевой, М.А. Рожкова, А.А. Яковлева, А.В. Ткаченко, Ю.Д. Родионовой, О.Н. Ходасевич и Е.Ю. Шаламовой, Р.М. Хальфина, Е. Калюжновой, Л. Арозамена и Ф. Вейншелбаума, Ф. Баджари, Р. МакМиллана и С. Таделиса, Ф. Воэма и Дж. Олая, Й. Керстада и С. Вагстада, С. Сийяла и С. Ксина, Т. Сорейде, А. Эсташа, О. Компте и Т. Вердиера, М. Челентани и Дж.-Дж. Гануза, Е. Чонга, Н. Димитри, Г. Пига и Дж. Спаньоло, Л. Старополи и А. Ювранде-Биллона и др.
Оценке эффективности функционирования системы государственных закупок посвящены работы О.В. Киселевой, Е.Л. Кумунджиева, М.В, Кравченко, А.Е. Лапина, В.В. Лукьяновой, А.З. Толстова, Т.Г. Шешуковой, Е.В. Юрченко и др. Актуальные аспекты развития электронных закупок с учетом распространения цифровых технологий представлены в работах Б.М. Бижоева, В.В. Борисова, Л.Г. Каранатовой, И.В. Милькиной, А.Ю. Кулева, Е.В. Сомовой, А.В. Уржумова, М.В. Царевой, Н. Азизи, С. Арроусмита, А. Мавлидиса, Д. Фолинас, М. Халфян, А. Эрнандес Санчеса и др.
Несмотря на большое число научных работ и прикладных решений по развитию системы публичных закупок, большая их часть посвящена либо правовому анализу и анализу проблем развития контрактной системы, либо анализу коррупционной составляющей деятельности участников рынка закупок. При этом разнообразные актуальные аспекты развития рынка публичных закупок, включая оценку взаимовлияния стратегических приоритетов социально-экономического развития государства и структуры и направленности государственных закупок в совокупности с решением задач повышения конкуренции среди поставщиков для обеспечения максимизации экономии бюджетных средств остаются по существу малоизученными, что требует комплексного и методологически выверенного исследования по вопросам и проблемам развития рынка публичных закупок в Российской Федерации с учетом сравнительного анализа мирового практики.
Цель и задачи исследования.
Целью исследования является развитие концептуальных положений и методологических подходов к управлению и регулированию в сфере публичных закупок в контексте повышения их конкурентности и прозрачности и адаптации к новым вызовам и приоритетам социально-экономического развития Российской Федерации.
Для достижения цели исследования поставлены и решены следующие задачи:
- систематизировать теоретические подходы к оценке вклада государственных закупок в экономический рост и обосновать роль публичных закупок как института в системе государственного управления на основе оценки динамики реализации стратегических приоритетов регулирования закупочной деятельности в части осуществления закупок базовых услуг для населения, для поддержки инновационного развития и экологичности, в периоды чрезвычайных ситуаций;
- сформировать представление о классификационных взаимосвязях различных типов публичных закупок на основе анализа и систематизации подходов к идентификации понятия «публичные закупки»;
- уточнить применимость концепции конкурентной нейтральности для рынка публичных закупок в Российской Федерации с учетом изменения правовых аспектов закупочной деятельности государства;
- разработать методологические подходы к обеспечению развития конкурентной среды рынка публичных закупок, включая дополнение принципов публичных закупок и проектирование модели идеальной и релевантной конкурентной среды;
- определить решения по применению адаптивных (антикризисного и защитного) механизмов обеспечения конкурентной среды рынка публичных закупок;
- сформировать направления эффективного реагирования при реализации антикоррупционного механизма обеспечения конкурентной среды на рынке публичных закупок, с учетом выделения причин снижения привлекательности участия экономических субъектов в закупках;
- предложить методы противодействия «фиктивной» конкуренции и сговору заказчиков и поставщиков при реализации корректирующего антифальсификационного механизма;
- предложить процедуры для совершенствования управления экспертизой закупок и агрегирования данных мониторинга закупок в рамках содействия привлечению поставщиков на рынок публичных закупок и развитию конкурентной среды;
- сформировать рекомендации по совершенствованию
государственного управления развитием прозрачности и конкурентности в публичных закупках и повышению профессионализма заказчиков на основе цифровых технологий.
Объектом исследования выступает конкурентная среда рынка публичных закупок как единая совокупность участников, а именно, государственных и корпоративных заказчиков, поставщиков и подрядчиков, реализующих процедурные и договорные отношения в рамках закупочных процессов для государственных и муниципальных нужд, государственных корпораций и компаний с государственным участием.
Предметом исследования является система управленческих и организационно-экономических отношений, направленных на достижение приоритетности принципа конкурентности закупок в процессах организации, управления, регулирования, координации и контроля в сфере публичных закупок.
Теоретической базой исследования послужили научные труды российских и иностранных авторов, посвященные вопросам и проблемам государственного управления и регулирования рынков, институциональной экономической теории, организации закупочной деятельности, повышения уровня конкуренции в публичных закупках и подходам к снижению коррупции, характеристикам и принципам функционирования системы публичных закупок в разных странах, а также методологические разработки и рекомендации Федеральной антимонопольной службы России, Европейской Экономической Комиссии, национальных статистических органов и экспертных организаций, занимающихся мониторингом закупок для государственных нужд.
Методологическую базу исследования составляют методы статистического анализа и представления данных, индексного, корреляционно-регрессионного и кластерного анализа (оценка доли и динамики государственных расходов в ВВП, отдельных типов публичных закупок в части инновационных, «зеленых», экстренных закупок), моделирования (разработка методологических подходов к содействию развитию конкурентной среды рынка публичных закупок, включая раскрытие антифальсификационного, антикризисного, антикоррупционного и защитного механизмов), экспертных оценок (разработка методики оценки эффективности деятельности поставщика на рынке публичных закупок) и др.
Для обработки статистической информации и обработки данных для разработки программы-апплета применялись пакеты прикладных программ Microsoft Excel.
Информационной базой исследования являются официальные данные Министерства финансов Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики России, Единой межведомственной информационно-статистической системы, Единой информационной системы в сфере закупок, московского Портала поставщиков, электронной торговой площадки ТЭК-Торг, систем поиска и мониторинга в сфере закупок Контур.Закупки, Zakupki360 и др., Национального рейтинга прозрачности закупок, а также отчетные материалы международных организаций (ОЭСР, Всемирного банка), периодической печати и интернет источники, связанные с темой диссертации.
Научная новизна исследования заключается в разработке и развитии теоретических основ, методологии и методов содействия развитию конкурентной среды рынка публичных закупок, позволяющих реализовать механизмы антикоррупционной, антифальсификационной, антикризисной и защитной направленности для обеспечения прозрачности, открытости, конкурентности и эффективности закупочных процедур с учетом потенциала возможностей цифровых технологий в целях решения приоритетных задач социально-экономического развития страны.
...
Проведенное диссертационное исследование позволяет сформулировать следующие выводы и предложения.
Публичные закупки представляют собой процесс приобретения государственными ведомствами и учреждениями, государственными корпорациями и компаниями с государственным участием товаров, работ или услуг для создания общественной ценности, с учетом определения их характеристик, объемов финансирования закупки и результативности для общества.
Одной из главных задач публичных закупок является защита общественных интересов, вклад в экономическое и социальное развитие общества и общественное доверие к правительству, а также содействие развитию бизнеса и повышению конкурентоспособности в сфере производства, услуг и торговли (внутри стран и между ними) и инвестиций, импортозамещения или наоборот открытия рынка международной торговли, при этом должно быть обеспечено качество расходования бюджетных средств и финансовая прозрачность деятельности органов власти и государственных организаций. Раскрытие аспектов публичных закупок представляется с научной позиции, а также стратегических, экономических, юридических и технических аспектов, включая представление публичных закупок как социально-экономического понятия, института, цель которого состоит в достижении экономичности и эффективности расходования бюджетных средств, и также инструмента государственного управления и экономической политики (стимулирование инноваций, развитие конкурентных рынков, формирование требований по экологическим параметрам продукции, повышение производительности и
энергоэффективности деятельности и др.).
Публичные закупки представляют собой междисциплинарную тему исследования, раскрытие которой включает в себя все секторы экономики и общества и множество заинтересованных сторон с различными интересами и влиянием на закупки: государство в лице правительства и других органов власти; бизнес-структуры (производители, поставщики товаров, работ и услуг); гражданское общество и граждане как конечные бенефициары государственных программ и проектов, поддерживаемых системой публичных закупок.
При этом следует отметить условно общее понимание эффективности публичных закупок включает две составляющие: 1) для государства (для государственных органов власти) в случае государственных закупок или государственных компаний в случае государственно-корпоративных закупок эффективность будет представлять собой экономию при снижении цен в условиях реализации конкурентных закупочных процедур; 2) для потенциальных поставщиков продукции, работ, услуг для нужд государства или потенциальных исполнителей по государственным контрактам эффективность будет измеряться поставкой товара в необходимой количестве, в требуемом заказчиком качестве и в установленные сроки, что даст возможность потенциально извлечь экономическую выгоду при исполнении государственного контракта.
Конкурентность в публичных закупках является одним из приоритетных принципов, а сама конкуренция в закупках, когда все участники закупок имеют право и возможности принимать участие в закупочных процедурах, ведет к справедливой цене покупки государством необходимых для реализации его задач продукции, работ и услуг, а также соответствующего качества. Низкая конкуренция в публичных закупках, как правило, рассматривается как источник коррупционных действий и сговора, прежде всего, со стороны организатора закупок, т.е. государственного заказчика, и, может быть классифицирована и как следствие манипулирования условиями закупок.
Проведенное исследование позволило выделить причины снижения привлекательности участия экономических субъектов в публичных закупках и, соответственно, причины снижения уровня конкуренции, в частности: а) общее недоверие к государственным закупкам как системе отношений «заказчик - поставщик»; б) необходимость подготовки определенного количества документов со стороны потенциального поставщика; в) проявление коррупционных мотивов поведения со стороны заказчиков вплоть до фаворитизма; г) потенциально возможный сговор ранее участвовавших в закупках определенного государственного заказчика поставщиков; д) риски несоблюдения сроков поставки товаров или невыполнения работ по контракту; е) издержки (финансовые обременения) потенциальных участников закупок для обеспечения участия в конкурсе.
Конкурентная среда представляется как неотъемлемая базовая составляющая рынка публичных закупок, которая и определяет эффективность процессов для всех его участников, поэтому она рассматривается как единая совокупность государственных и корпоративных заказчиков, поставщиков и подрядчиков, реализующих процедурные и договорные отношения в рамках закупочных процессов для государственных и муниципальных нужд, государственных корпораций и компаний с государственным участием. Качество конкурентной среды определяется: 1) соблюдением принципа конкурентности в публичных закупках; 2) законодательством о публичных закупках как административно-правовой основой функционирования рынка публичных закупок; 3) механизмами, обеспечивающими координационные процессы для эффективного функционирования рынка публичных закупок, включая перевод закупок в электронный формат.
Модель идеальной конкурентной среды рынка публичных закупок, определенная в диссертации, осуществляется за счет взаимодействия институционального механизма (который обеспечен «правилами игры», которые устанавливает государство с принятием законодательства о закупках) и рыночного механизма (для определения той самой справедливой цены, по которой в условиях конкуренции и, соответственно, конкурса среди поступивших предложений от потенциальных поставщиков будет выбран поставщик с минимальной ценой (как условие выбора), с которым и будет заключен государственный контракт). Такой гибридный механизм из двух (институционального и рыночного) представляется идеальным сочетанием для достижения целей закупочной деятельности государства и при соблюдении всех принципов публичных закупок.
Систематизация реальных проблем в обеспечении конкурентности закупок позволило предложить модель релевантной конкурентной среды рынка публичных закупок, которая с учетом ранее выделенных признаков несовершенной конкуренции, признаков ограничений конкуренции, признаков квазиконкуренции и признаков недобросовестной конкуренции, обеспечивается за счет функционирования: 1) антикоррупционного
механизма (коррупционные риски являются одними из самых распространенных во всех контрактных системах стран мира), 2) антифальсификационного механизма (для предотвращения недобросовестной конкуренции среди потенциальных поставщиков путем демпинга, сговора и фальсификации торгов), 3) антикризисного механизма (для поддержания функционирования общества через экстремальные закупки, что обосновывает закупки у единственного поставщика или снятие ограничений на участие в закупочных процедурах), 4) защитного механизма (как комплекс методов по поддержке национальных производителей, реализации политики протекционизма и ответной реакции на действия международных и отраслевых санкций).
Предложенная система методов противодействия «фиктивной» конкуренции при реализации корректирующего антифальсификационного механизма рынка публичных закупок (метод формирования доверительного климата на рынке публичных закупок, метод защиты от аномально низких ценовых предложений в условиях недобросовестной конкуренции, метод балансирования в проведении централизованных и совместных закупок и учета рисков искусственного дробления закупок, метод внедрения решений по цифровому противодействию рискам для публичных электронных закупок) характеризуется потенциалом применения антидискриминационных и антидемпинговым мер и направлена на противодействие нарушениям принципа конкуренции и добросовестности, поддерживая конкурентную среду и одновременно создавая доверительный климат на рынке публичных закупок. Реализация данных методов позволит с достаточной эффективностью формировать устойчивые рыночные диалоги между заказчиками и поставщиками, содействуя при достижении прозрачности и открытости закупочных процедур, включая противодействие сговору и манипуляциям с обеим сторон, развитие конкуренции и повышение эффективности всех участников публичных закупок: экономии бюджетных средств для заказчиков, удовлетворения потребности и получение социальной ценности для общества, улучшение экономических показателей и деловой репутации для поставщиков.
Расширение конкуренции на рынке публичных закупок невозможно и неприемлемо без противодействия и предотвращения коррупции и мошенничеству. Однако при повышении прозрачности закупок возникает больше оснований для потенциального сговора поставщиков, поэтому задача государственного управления в сфере публичных закупок должна быть реализована в формате повышения общественной ценности публичных закупок при использовании современных методов управления и реагирования на коррупционные и мошеннические действия со стороны участников рынка публичных закупок.
Публичные закупки как инструмент экономической политики встраивается в определенную взаимосвязь между социальной ценностью как элементом государственной политики по улучшению качества жизни граждан и такими свойствами публичных закупок, как прозрачность (т.е. доступность для общественного контроля в целях повышения подотчетности), соотношение цены и качества (т.е. направленности на оптимизацию расходов государства как средств налогоплательщиков при приобретении необходимых для граждан благ по справедливой цене), и, собственно, открытости в конкуренции (т.е. открытость участия в публичных закупках для всех потенциальных поставщиков). Поэтому выделение понятия «стратегических публичных закупок» в программных документах позволит четко обозначивать целевой посыл публичных закупок - не просто выполнение задачи по обеспечению закупок для нужд общества и государства по оптимальных ценам, но и реагирование государства и учет потребностей общества, граждан и бизнеса в стремлении к лучшему будущему с социальной, экономической и экологической позицией. Такое стратегическое видение публичных закупок действительно может расширить приоритет от только «экономии бюджетных средств» как главного критерия эффективности до повышения качества публичных закупок и их экономической эффективности и продуктивности, включая экологические, инновационные, социально-ответственные и другие критерии, способствуя достижению не только целей государственной политики и применению соответствующих стратегических инструментов (стимулирование инновационного развития, развитие экологически чистого производства и охрана окружающей среды, развитие циркулярной экономики (экономики замкнутого цикла), поддержка малого и среднего предпринимательства через участие в закупках, поощрение этичного поведения и социально¬ответственного веления бизнеса), но и дополнительных политических целей (сокращение коррупционных рисков, оптимизация окупаемости затрат на возведение инфраструктурных объектов, мониторинг цен на значимые для граждан продукты и услуги). Одновременно с этим общественный контроль должен стать неотъемлемым элементом системы публичных закупок, подтверждающим экономию бюджетных средств как основной экономический эффект системы общественного контроля, - т.е. закупки направлены не просто на повышение благополучия граждан, но и сами граждане могут активно влиять на органы власти и администрации для обеспечения своевременного, качественного и экономически эффективного предоставления услуг.
Проникновение цифровых технологий в сферу государственного управления и закупочной деятельности, в частности, дали возможность реализовать электронные закупки, которые следует рассматривать не только как механизм сопровождения заключения государственных контрактов, но в первооснове как средство облегчения доступа как можно большему числу поставщиков на рынок публичных закупок, а также обеспечения прозрачности и гибкости используемых правовых инструментов, оптимизации административных затрат и затрат времени на проведение закупочных процедур. Также цифровые технологии позволяют вывести мониторинг закупочной деятельности на новый качественный уровень, так как обеспечивают прозрачность и высокую скорость всех процессов. ...
1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013г. №44-ФЗ.
2. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 №223-ФЗ.
3. О защите конкуренции. Федеральный закон №135-ФЗ от 26.07.2006 г.
4. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях,
федеральный закон №161-ФЗ от 14.11.2002 г.
5. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года, указ Президента Российской Федерации №204 от 07.05.2018 г.
6. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, федеральный закон №224-ФЗ от 13.07.2015 г.
7. О концессионных соглашениях, федеральный закон №115-ФЗ от 21.07.2015 г.
8. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, федеральный закон №261-ФЗ от 23.11.2009 г. (ред. от 11.06.2021).
9. О противодействии коррупции, федеральный закон РФ №273-ФЗ от 25.12.2008 г. (с изменениями и дополнениями).
10. О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, фе'де'ральный закон РФ №160-ФЗ от 11.06.2022 г.
11. Об особенностях описания отдельных видов товаров, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при закупках которых предъявляются экологические требования, Постановление Правительства РФ №1224 от 08.07.2022 г.
12. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», постановление Правительства РФ №328 от 15.04.2014 г.
13. Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, постановление Правительства РФ №102 от 05.02.2015 г.
14. Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, постановление Правительства РФ от №656 от 14.07.2014 г.
15. Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, постановление Правительства Российской Федерации №832 от 22.08.2016 г.
...477