ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРАВЕ И ЕДИНОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ ЕВРОПЕЙСКОГО
СОЮЗА 24
§ 1.1. Понятие, сущность и генезис сельскохозяйственного права и Единой сельскохозяйственной политики ЕС 24
§ 1.2. Правовые основы Единой сельскохозяйственной политики ЕС 45
§ 1.3 Основные сферы регулирования сельскохозяйственного права ЕС 55
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕВРОПЕЙСКОМ
СОЮЗЕ 77
§ 2.1 Правовой статус сельхозпроизводителей в праве ЕС 77
§ 2.2. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения в праве ЕС 88
§ 2.3. Особенности правового регулирования деятельности в области органического сельского хозяйства в ЕС 103
ГЛАВА III. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕДИНОГО РЫНКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В ЕС 120
§ 3.1. Единые требования и стандарты качества сельскохозяйственной продукции 120
§ 3.2 Меры поддержки сельскохозяйственного производства в
Европейском союзе 135
§ 3.3. Правовые меры регулирования конкуренции между сельскохозяйственными производителями в праве ЕС 160
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 181
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 193
Актуальность темы исследования. Сельскохозяйственная сфера в Европейском союзе (далее - ЕС) затрагивает комплекс экономических, социальных, политических и иных отношений. Каждый вид этих отношений имеет сложную институциональную и организационную структуру, связывает широкий круг субъектов и содержит определенную систему правового воздействия. Правовое регулирование сельскохозяйственного сектора в ЕС настолько всеобъемлюще и многофункционально, что в системе права ЕС сложно назвать сферу такого же комплексного полиотраслевого правового воздействия. Ввиду сказанного, актуальность темы диссертационного исследования представляется правильным раскрыть в нескольких взаимосвязанных аспектах.
Социально-экономический аспект. Сельскохозяйственный сектор в ЕС является важнейшим звеном функционирования и развития региональной интеграции. На первых этапах интеграции в рамках ЕС именно сельское хозяйство было обозначено в качестве стратегически значимых сфер экономики ЕС, фундаментальных основ развития производства и торгового оборота . Сегодня сельское хозяйство в ЕС - один из ведущих мировых источников продовольствия, поддерживающий продовольственную безопасность общества с более чем 500 миллионов граждан . В рамках всех циклов экономической деятельности в области сельского хозяйства (производство и переработка сельскохозяйственной продукции, ее распределение, включение в торговый оборот и др.) реализуются функции социально-трудового обеспечения, выражающиеся в предоставлении гражданам ЕС около 40 миллионов рабочих мест. При этом в сельских районах ЕС проживает 55% его граждан, которые выступают в качестве основной базы для трудоустройства, отдыха и туризма . Значимой в настоящее время является система поддержки сельскохозяйственных производителей, в рамках которой прямые платежи поддерживают устойчивость 7 миллионов ферм, обрабатывающих 90% сельскохозяйственных земель, что в конечном итоге обеспечивает около 46% доходов сельского хозяйства ЕС. Эти меры позволяют сохранить жизненно важную высококачественную производственную базу сельхозпроизводства в ЕС .
Новые вызовы современности, связанные с распространением вирусной инфекции COVID-2019, оказали существенное влияние на развитие сельскохозяйственной отрасли не только в ЕС, но и во всем мире. В целом, больше всех в сфере перевозок, хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции пострадала производственно-сбытовая цепочка рыбы и рыбной продукции, за которой следуют цепочки производства и сбыта молока и молочной продукции, животноводства, зерновых и бобовых культур . Значительно усложнился доступ к финансированию сельскохозяйственной деятельности. Для фермеров в ЕС актуализировались проблемы получения удобрений и кормов , а также поиска рабочей силы на сельскохозяйственном производстве ввиду большого оттока сезонных специалистов .Таким образом, перед ЕС встали принципиально новые задачи создания правовых механизмов поддержания сельского хозяйства в условиях пандемии .
Еще одной насущной проблемой для развития интеграции в области сельскохозяйственных отношений в праве ЕС является выход Великобритании из состава ЕС (Brexit). Теперь Великобритания будет формировать собственную сельскохозяйственную политику и обособленную правовую систему регулирования сельскохозяйственного сектора. Одобренный 11 ноября 2020 года Закон Великобритании о сельском хозяйстве (Билль о сельском хозяйстве ), закладывает правовые основы для системной поддержки фермеров в условиях нового режима сельскохозяйственной политики, уже независимого от Единой сельскохозяйственной политики (далее - ЕСХП) ЕС. Принятие данного акта было сопряжено с множеством противоречий в части финансирования, обеспечения и поддержания стандартов питания, защиты животных и формирования конкурентной среды в сельскохозяйственной области. Вместе с тем, фермеры получат тот же уровень поддержки, что и в настоящее время, в рамках ЕСХП ЕС до 2024 года, в то же время как нынешняя система субсидирования постепенно отменяется. Новый механизм финансирования введен на семилетний период до 2027 года с акцентированием особого внимания на охране окружающей среды и вознаграждении сельхозпроизводителей за улучшение качества воздуха, воды, почвы и биологического разнообразия .
Вместе с тем, в Великобритании возникли новые обстоятельства, связанные с принятием Билля о миграции, в котором содержатся достаточно высокие требования к субъектам, претендующим на приобретение статуса резидента с соответствующим трудовыми правами . Поскольку новые требования значительно усиливают барьеры для мигрантов из новых государств-членов ЕС, таких как Румыния, Болгария, страны Прибалтики, а также иных государств (которые составляют основу рабочей силы в сельскохозяйственной отрасли), то очевидно, что сельскохозяйственная отрасль неизбежно столкнется с дефицитом рабочей силы, и как следствие, увеличением стоимости сельскохозяйственной продукции. Кроме того, ограничения на перемещение лиц вследствие пандемии также неблагоприятно скажутся на поддержании сельского хозяйства в Великобритании.
Правотворческий аспект. Дуализм правового регулирования сельскохозяйственной отрасли обусловлен тем, что в рамках первичного и вторичного права ЕС выработаны наиболее значимые, общие для всех правовые инструменты сельскохозяйственной политики и установлены единые цели политики ЕС. Отдельные же страны-участники ЕС на уровне национального правового регулирования конкретизируют, дополняют цели и выбирают соответствующий правовой инструментарий для их достижения. Каждая страна разрабатывает стратегический план ЕСХП, который утверждает Европейская комиссия для обеспечения согласованности политики в рамках ЕС. Географические, экономические, социальные и политические особенности государств ЕС предопределяют объективные различия в правовых, организационных и экономических формах обеспечения соответствующих отношений. В этом выражается одна из значимых проблем развития сельскохозяйственного права в рамках интеграции.
Несмотря на обозначенный правовой дисбаланс, законодательство ЕС в области сельского хозяйства сегодня сложилось в определенную устойчивую систему правового регулирования. В то же время, как показала практика, в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций, глобально представляющих угрозу жизни и здоровья людей, сельскохозяйственная отрасль в ЕС сначала оказалась не готова комплексно отразить систему правовых гарантий для субъектов сельскохозяйственного производства. Осознание важности проблемы пандемии COVID-2019 и ее урона сельскому хозяйству, а значит, всей экономике стран ЕС и мировой экономике, предопределило то, что Европейская комиссия в области сельского хозяйства инициировала ряд экстренных мер, направленных на создание правовых инструментов поддержки сельского хозяйства .
23 октября 2020 года Европейский Парламент проголосовал за подтверждение положений новой сельскохозяйственной политики .
Выработка принципиально новых, единых подходов к управлению сельскохозяйственными отношениями представляла собой длительный (более двух лет) и противоречивый процесс. Принятие новой ЕСХП стало особенно актуально в условиях нестабильной экономической и геополитической ситуации, вызванной, в частности, выходом Великобритании из Евросоюза, возрастающей мировой конкуренцией, пандемией COVID-19,
усиливающимися проблемами миграции и внутренней безопасности, изменениями климата. Новое общеевропейское видение более экологичного, справедливого и упрощенного проекта ЕСХП было подтверждено взаимными обязательствами государств-членов в рамках стратегий «От фермы к вилке» , «Биоразнообразия» , с целью устойчивого развития сельского хозяйства и сельской местности, повышения информационной прозрачности в сфере окружающей среды и климата.
Важнейший правотворческий аспект, определяющий актуальность настоящего исследования раскрывается в выявлении особенностей правового регулирования сельскохозяйственного сектора в ЕС поможет раскрыть наиболее эффективные, зарекомендовавшие себя правовые средства воздействия на соответствующую область отношений. Это особенно значимо в целях дальнейшего развития и усовершенствования правового регулирования сельскохозяйственных отношений в рамках молодого интеграционного объединения - Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) . Как известно, в ЕАЭС на сегодняшний день заложены правовые основы и механизмы управления агропромышленным сектором . Но с учетом того, что Евразийская интеграция находится только на начальной стадии своего развития, необходимы эффективные механизмы правореализации и отлаженные юридические процедуры государственного воздействия на сельскохозяйственные отношения. Кроме того, в условиях пандемии законодательство ЕАЭС оказалось неподготовленным к своевременному правовому отражению множества проблем сельскохозяйственной деятельности и соответствующих мер поддержки ее участников. Все вышеизложенное еще раз подчеркивает значимость научного обращения к опыту законодательства и правоприменительной практики ЕС.
Доктринальный аспект, определяющий актуальность настоящего исследования, выражается в необходимости системного научного освещения вопросов сельскохозяйственного права в ЕС. В экономической науке можно отметить большое разнообразие исследований в области
сельскохозяйственного производства и оборота в ЕС. Раскрытие же сельскохозяйственных отношений в ЕС с правовой позиции приведет к осмыслению важности вопросов сельскохозяйственного права, уникальность и многофункциональность которого заключается в системной взаимосвязи с различными отраслями права и влияния на них. Это, несомненно, поднимет на принципиально новый уровень науку европейского права.
...
В результате проведенного исследования была представлена комплексная научная концепция сельскохозяйственного права ЕС. В рамках данной концепции:
определены понятия сельскохозяйственного права и Единой сельскохозяйственной политики ЕС; приведена структура сельскохозяйственного права и обосновано его самостоятельное место в системе права ЕС;
выявлены основные этапы, закономерности и тенденции развития правового регулирования отношений в области сельского хозяйства с учетом мировой ситуации, связанной с COVID-2019 и выходом Великобритании из состава ЕС;
показано соотношение и взаимовлияние сельскохозяйственного права и ЕСХП ЕС;
выявлена система правовых норм, регламентирующих отношения в сфере сельского хозяйства; показана взаимосвязь и взаимное влияние правовых норм первичного и вторичного права;
в единстве и дифференциации раскрыты сферы правового регулирования отношений в сельскохозяйственном секторе;
установлено содержание правового режима земель сельскохозяйственного назначения; отмечены проблемы регулирования земельно-правовых и связанных с ними имущественных, административных и экологических правоотношений;
определено содержание правового статуса субъекта
сельскохозяйственного производства как ключевой фигуры в системе сельскохозяйственных правоотношений ЕС;
сгруппированы участники правоотношений в области
сельскохозяйственной деятельности, охарактеризованы правовые стимулы и правовые ограничения, предусматриваемые правом ЕС в отношении соответствующих субъектов;
охарактеризованы особенности правового регулирования органического сельского хозяйства в ЕС;
доказана самостоятельность правового субинститута органического земледелия в системе сельскохозяйственного права;
раскрыты основы и правовые механизмы регулирования отношений в сфере соблюдения и подтверждения качества сельскохозяйственной продукции в ЕС;
сформулированы меры поддержки сельскохозяйственных производителей, предложены новые правовые инструменты повышения гарантий интересов субъектов в сфере сельского хозяйства;
выявлены правовые средства поддержания конкуренции на едином сельскохозяйственном рынке ЕС и определено соотношение правовых норм в сфере обеспечения конкуренции и норм в области ЕСХП;
На сегодняшний день сельскохозяйственное право представляет собой одну из наиболее развитых в мире систем правового регулирования. С одной стороны, это объясняется длительной историей развития и функционирования. В сущности, именно начальный этап европейской интеграции заложил фундамент для восприятия сельскохозяйственной политики ЕС как стратегически важной области правового регулирования. С другой стороны, сельскохозяйственное право ЕС характеризуется отлаженной системой взаимодействия институтов и органов, а также значительным объемом общеправовых и узкоспециализированных правовых норм в области сельского хозяйства.
Сельскохозяйственное право ЕС прошло качественный этап трансформации, перейдя из режима обеспечения потребностей европейских государств-членов ЕС, связанных с сельскохозяйственным производством и торговлей продукции, к комплексному развитию всей сельскохозяйственной отрасли и коренному преобразованию сельских территорий в Европе. Ни в одной правовой системе в рамках международных организаций интеграционного типа не имеется таких высокоорганизованных форм и методов поддержки фермеров и иных занятых в сельскохозяйственном производстве лиц. Кроме того, именно ЕС сегодня находится на ведущих позициях в обеспечении продовольственной безопасности и построения эффективной экспортной сельскохозяйственной политики.
В результате проведенного исследования было установлено, что основы сельскохозяйственного права ЕС были заложены в ст. 39 Договора о функционировании Европейского союза и были раскрыты в комплексе нормативно-правовых актов, определяющих ЕСХП:
• правила прямых платежей фермерам как основная форма поддержки сельскохозяйственных производителей в рамках ЕСХП ЕС (Regulation (EU) No 1307/2013);
• финансирование, управление и мониторинг единой
сельскохозяйственной политики (Регламент (ЕС) № 1306/2013 Европейского парламента и Совета от 17 декабря 2013 г. о финансировании, управлении и мониторинге общей сельскохозяйственной политики и отмене Регламента Совета № 352/78, (ЕС) № 165/94, (ЕС) № 2799/98, (ЕС) № 814/2000, (ЕС) № 1290/2005 и (ЕС) № 485/2008). В рамках вышеназванного акта
устанавливаются правила для контроля расходов в двух основных фондах ЕСХП: Европейского фонда сельскохозяйственных гарантий (РФСТ) (в основном финансирует прямые платежи фермерам и меры поддержки сельскохозяйственного рынка); и Европейского фонда развития сельских районов (ЕСФРСР), который софинансирует национальные программы развития сельских районов.
• единая организация рынков сельскохозяйственной продукции
(Регламент (ЕС) № 1308/2013 Европейского парламента и Совета от 17
декабря 2013 г., устанавливающий общую организацию рынков
сельскохозяйственной продукции и отменяющий Регламент Совета (ЕЭС) № 922/72, (ЕЭС) № 234/79. , (ЕС) № 1037/2001 и (ЕС) № 1234/2007), устанавливающая порядок и условия организации рынков и торговли сельскохозяйственной продукцией в Европейском Союзе (ЕС);
• поддержка развития сельских районов (Регламент (ЕС) № 1305/2013 Европейского парламента и Совета от 17 декабря 2013 года о поддержке развития сельских районов Европейским сельскохозяйственным фондом развития сельских районов (EAFRD) и отмене Регламента Совета (ЕС) № 1698/2005), осуществляемая с позиции экологического и экономического благоприятствования развития территорий в сельской местности и направленная на формирование устойчивой, конкурентоспособной и инновационной сферы в сельских районах.
С 1 января 2018 г. произошли существенные изменения в правовом статусе субъектов сельхозпроизводства ЕС и в условиях их поддержки. Так, теперь только активные фермеры могут получить прямую поддержку. Причем правовые условия и правовые критерии признания фермеров активными расширились, а административные процедуры реализации соответствующей поддержки упростились. (Ранее заявители, эксплуатировавшие в процессе производства аэропорты, железные дороги, гидротехнические сооружения, объекты недвижимости и постоянные спортивные и рекреационные объекты, считались неактивными, за исключением случаев, когда они доказали в суде обратное). Применение процедуры поддержки активных фермеров в настоящее время стало добровольным для стран ЕС.
Было определено льготное регулирование процедуры внесения экологических платежей применительно к диверсификации культур.
Более высокую поддержку получили молодые фермеры: теперь они могут в упрощенном порядке получить доступ ко всем 5-летним выплатам и т. д.
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения как материальной основы сельскохозяйственного производства в ЕС был показан системно, с учетом межотраслевых связей частного и публичного права. В рамках раскрытия правового режима земель была определена взаимосвязь имущественных, земельных, административных, экологических, иных правоотношений, регулируемых на наднациональном и национальном уровнях. Установлена специфика правового режима сельскохозяйственных земель в ЕС, выраженная, с одной сторон, в общности правового регулирования ЕС и национального правового регулирования, с другой стороны, в дифференциации. Правовой режим земель закрепляется в рамках внутреннего права государств-членов. Общее право ЕС создает основы для минимальных природоохранных требований в отношении сельскохозяйственных земель как особо ценного ограниченного природного ресурса и устанавливает особенности доступа к землям сельскохозяйственного назначения. Различия в содержании правового режима земель, существующие в правовых системах государств-членов ЕС, препятствуют эффективному централизованному воздействию на сельскохозяйственные земельные отношения в рамках ЕС. В частности, одной из насущных проблем обеспечения режима земель является отсутствие во многих государствах эффективных мер юридической ответственности за земельные и экологические правонарушения.
Правовое регулирование ответственности за земельные правонарушения в европейских государствах-членах находится в совместной компетенции ЕС и государств-членов. Правовое регулирование института юридической ответственности за земельные правонарушения в странах ЕС в первую очередь осуществляется на национальном уровне, а также положениями упорядоченной на основе права директив ЕС (обязательны для стран-членов с момента их принятия) и, соответственно, предписаниями действующих на этот счёт конвенций ЕС. Помимо этого, исходя из содержания ст.175 Договора о ЕС, за государствами сохраняемся право вводить более жесткие защитные меры в борьбе с экологическими, в том числе земельными, правонарушениями по сравнению с мерами, установленными Европейским союзом. В том, что касается же оборота земель, законодательство ЕС не запрещает государствам- членам принимать меры, ограничивающие приобретение
сельскохозяйственных земель субъектами за пределами ЕС или Европейской экономической зоны (ЕЭЗ). При этом законодательство ЕС не регулируют право собственности на сельскохозяйственные земли напрямую, однако, судебная практика формируется на основе принципов Договора о функционировании Европейского союза (ДФЕС), который задает рамки и ориентиры для законодательства и исполнения законов.
...
1) Устав Организации объединенных наций от 26 июня 1945 г. (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, Вып. XII, - М., 1956, С. 14 - 47.
2) Европейская конвенция о защите домашних животных. Заключена в Страсбурге 13 ноября 1987 года [Электронный ресурс] Режим доступа: https: //www.coe.int/ru/web/conventions/full -list/- /conventions/rms/090000168007a67d, свободный (дата обращения: 16.11.2020).
3) Конвенция о гражданской ответственности за ущерб в результате
деятельности, опасной для окружающей среды. Заключена в Люгано 21 июня 1996 года [Электронный ресурс] Режим доступа:
https: //www.coe.int/ru/web/conventions/full -list/-/conventions/treaty/150, свободный (дата обращения: 15.12.2020).
4) Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей Организаций
объединенных наций - 60/1. Итоговый документ Всемирного саммита 2005 года. Принята 16 сентября 2005 года. Документ опубликован не был [Электронный ресурс] Официальный сайт Организации объединенных наций. Режим доступа:
https://www.un. org/ru/documents/decl_conv/declarations/outcome2005_ch2. shtml, свободный (дата обращения: 16.03.2020).
5) Uruguay Round of Multilateral Trade Negotiations (1986- 1994) - Annex 1 -
Annex 1A - Agreement on Agriculture (WTO-GATT 1994) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-
content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A21994A1223%2804%29, свободны (дата обращения 01.02.2022)
6) European Convention for the Protection of Pet Animals (ETS No. 125)[Электронный ресурс] Режим доступа:
https://www.coe.int/en/web/conventions/full-list?module=treaty- detail&treatynum=125, свободный (дата обращения: 16.11.2020).
Акты Европейского Союза
7) Treaty on the Functioning of the European Union [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-
content/EN/TXT/?uri=celex%3A12012E%2FTXT свободный (дата обращения
26.12.2020) .
8) Treaty of Maastricht on European Union [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/EN/legal-content/summary/treaty-of-maastricht- on-european-union.html свободный (дата обращения 26.12.2020).
9) Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty
establishing the European Community, signed at Lisbon, 13 December 2007 [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://eurlex.europa.eu/JOHtml.do?uri=OJ:C:2007:306:SOM:EN:HTML, свободный (дата обращения: 16.12.2020).
10) Regulation (EC) No 138/2004 of the European Parliament and of the Council of 5 December 2003 on the economic accounts for agriculture in the Community (Text with EEA relevance) // OJ L 33, 5.2.2004, p. 1-87.
11) Regulation (EC) No 178/2002 of the European Parliament and of the Council of 28 January 2002 laying down the general principles and requirements of food law, establishing the European Food Safety Authority and laying down procedures in matters of food safety // OJ L 31, 1.2.2002, p. 1-24.
12) Regulation (EU) No 2018/848 of the European Parliament and of the Council of 30 May 2018 on organic production and labelling of organic products and repealing Council Regulation (EC) No 834/2007. PE/62/2017/REV/1 // OJ L 150, 14.6.2018, p. 1-92.
13) Regulation (EU) No 1305/2013 of the European Parliament and of the Council of 17 December 2013 on support for rural development by the European Agricultural Fund for Rural Development (EAFRD) and repealing Council Regulation (EC) No 1698/2005 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CEEEX%3A32013R1305 свободный (дата обращения: 15.02.2022).
14) Regulation (EU) No 2019/6 of the European Parliament and of the Council of 11 December 2018 on veterinary medicinal products and repealing Directive 2001/82/EC (Text with EEA relevance). PE/45/2018/REV/1 // OJ L 4, 7.1.2019, p. 43-167.
15) Regulation (EU) No 1151/2012 of the European Parliament and of the Council of 21 November 2012 on quality schemes for agricultural products and foodstuffs // OJ L 343, 14.12.2012, p. 1-29
...261