Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛЕЙ МАРШРУТОВ С ЦЕЛЬЮ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ СПЕЛЕОТУРИЗМОМ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

Работа №17941

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физическая культура

Объем работы81
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
695
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Анализ литературных источников 6
1.1 Основные понятия спелеологии 6
1.2 Классификация пещер 9
1.3 Роль спелеотуризма в жизни человека 15
1.4 Высшая нервная деятельность 20
1.5 Спортивная ориентация и спортивный отбор 26
1.6 Моделирование в спорте 37
2 Организация и методы исследования 41
2.1 Методы исследования 41
2.2 Организация исследования 42
3 Результаты исследования и их обсуждение 44
3.1 Обработка результатов 44
3.2 Рекомендации по выбору спелеомаршрутов 53
Заключение 55
Выводы 58
Список использованных источников 60
Приложение А. Анкетный опрос 68
Приложение Б. Педагогическое тестирование 73
Приложение В. Психологическое тестирование 76


Природа всегда оказывала лечебное, восстанавливающее действие на человека. Иногда просто необходимо укрыться от повседневной суеты, сменить вид деятельности. Этого можно достигнуть, посетив пещеры. Они представляют собой уникальное природное творение, несравнимое ни с чем другим по своему воздействию на организм. Посещение пещер может избавить человека от различных страхов: клаустрофобии, боязни темноты или высоты, способствовать снижению стрессов и т.п.
Актуальность. Очень часто люди не посещают пещеры из-за того, что, не знают понравиться ли им это, смогут ли они выдержать прохождение физически или психологически. Именно для этого были разработаны модели спелеомаршрутов, предпочитаемые спелеотуристами, имеющими различные морфологические и психофизические показатели. Данные рекомендации в будущем будут помогать людям в выборе пещер, а также поспособствуют популяризации и развитию спелеотуризма.
Цель: разработка рекомендаций по формированию маршрутов в спелеотуризмена основе индивидуальных особенностей занимающихся.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Сформировать комплексную классификацию пещер.
2. Выявить взаимосвязь выбираемых спелеомаршрутов с индивидуальными особенностям спелеотуристов.
3. Сформировать комплекс модельных характеристик для спелеомаршрутов различного типа.
4. Разработать основные положения формирования маршрутов в спелеотуризме с учётом индивидуальных особенностей занимающихся.
Объект: процесс занятий спелеотуризмом.
Предмет: применение моделей в спелеотуризме.
Гипотеза: Выбор категорий маршрутов в спелеотуризме осуществляется под влияниемантропометрических и темпераментальных особенностей занимающихся.
Для проведения исследования были использованы следующие методы:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Анкетный опрос.
3. Антропометрическое исследование.
4. Психологическое тестирование.
5. Моделирование.
6. Методы математической статистики.
Исследование основано на научных трудах В. Н. Дублянского, Л. И. Маруашвили, Г. А. Максимовича, Д. А. Тимофеева, В. Г. Лебедева, В. М. Смирнова, И. П. Павлова, Ю. Д. Железняка, Г. И. Семёновой, Е. Л. Леоновой, В. П. Филина.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современному человеку необходимо отдыхать, а главное - отдыхать душевно. Одним их средств такого отдыха являются пещеры. Для того чтобы разработать практические рекомендации для желающих посетить пещеры, была сформулирована их классификация. Итак, классификация пещер основывается на трех признаках: 1) способ образования, 2) внутреннее строение, 3) категория сложности.
По способу образования все пещеры условно можно разделить на естественные и искусственные. Искусственные пещеры созданы человеком - это различные каменоломни, катакомбы и т.п. Далее, естественные пещеры делятся на те, что образуются с помощью воды и без неё. Пещеры, образующиеся без помощи воды, являются вулканическими и эоловыми. С помощью воды образуются морские, суффиозные и карстовые. Карстовые в свою очередь делятся на мерглистые известняки и конгломераты.
По внутреннему строению в пещерах имеются различия по строению в плане и по строению в вертикальной плоскости. Различия по строению в плане дают возможность подразделить все пещеры напростые, лабиринтовые и разветвленные. Различия по строению в вертикальной плоскости выделяют горизонтальные, многоэтажные и каскадные пещеры. Каскадные, в свою очередь делятся на строение с преобладанием вертикальных или горизонтальных плоскостей.
По сложности прохождения выделяются следующие категории пещер: 1, 2А, 2Б, ЗА, 3Б, 4А, 4Б, 5А, 5Б. Категория 1 является самой простой. Категория 5Б - самой сложной.
Вследствие анкетного опроса, психологического тестирования и антропометрического исследования были выявлены индивидуальные особенности спелеотуристов. С помощью корреляционного анализа нам удалось выявить отсутствие зависимости между антропометрическими показателями и выбором пещер. Однако, несмотря на это, опираясь на личный опыт, можно посоветовать обладателям пышных форм посещать пещеры без узких ходов, так как это может вызвать большой эмоциональный стресс, что, скорее всего, повлечет за собой развитие клаустрофобии.
При составлении спелеомаршрута следует учитывать темперамент человека. Именно психологический аспект влияет на выбор пещер и на поведение в ней человека. На основании выше сказанного удалось составить модели спелеотуристов, которые отражены в таблице 3.
Далее, в результате исследования были разработаны практические рекомендации к выбору спелеомаршрутов:
Для флегматиков лучшими будут являться лабиринтовые, каскадные с преобладанием горизонтальных плоскостей пещеры с категорией сложности 2А.
Амбривертам-нормостеникам лучше всего подойдут простые,горизонтальные, в том числе каскадные горизонтальные пещеры 1-ой категории сложности. Эти люди, как и флегматики, любят пройтись по пещере, однако не любят слишком сложных систем.
Флегматики-сангвиники же отдают наибольшее предпочтение более сложным пещерам: лабиринтовым, многоэтажным, КС. - 2Б.
Для людей - сангвиников наиболее предпочтительными будут лабиринтовые, каскадные вертикальные пещеры, категория сложности - 2Б/3Б. Однако начинать с таких сложных пещер не стоит. Новичкам все-таки лучше выбрать пещеры с категорией сложности 2А.
Холерики, практически, так же как и сангвиники, предпочитают сложные пути - пещеры лабиринтового типа, с преобладанием вертикальных полостей и категорией сложности 2Б. Скорее всего, это связано с тем, что холерикам необходимо куда-то деть свою внутреннюю энергию, а пещеры такого типа - отличный вариант.
Холерикам-меланхоликам рекомендовано посещать разветвленные пещеры, с преобладанием вертикальных поверхностей. Однако выбор категории сложности, вероятнее всего, зависит от настроения таких людей.
Если на первое место выступает меланхолическая «сущность», то лучше всего подойдет пещера 1 К. С. Если же холерическая, то пещеры с категорией сложности 2 А будут наилучшим вариантом.
Холерикам-сангвиникам лучше всего пойдут разветвленные, с наибольшим количеством вертикальных поверхностей пещеры категории 2Б. Такие люди также полны энергии, которая выплеснется на отвесах, каминах и прочем пещерном рельефе.
Более подробная характеристика моделей представлена в таблице 3. Однако, анализируя ее данные, можно сделать вывод о том, что пещеры, простые по прохождению, нравятся лишь амбровертам-нормостеникам. Остальным же темпераментам интереснее провести время на более сложном и запутанном маршруте.
Если вы ни разу не были в пещере, то лучше всего найдите проводника, постарайтесь получить как можно больше информации о предстоящем маршруте, так как это может повлечь за собой неприятные неожиданности. Например, если вы собираетесь в пещеру с наличием больших спусков (отвесов, колодцев), то лучше для начала научиться работать со специальным снаряжением.И наконец, помните о том, что люди в пещере лишь гости. Уважайте её микромир и сохраняйте целостность.


1. Александров А.А. Психогенетика / А.А. Александров. - СПб.: «Питер», 2004. - 192 с.
2. Аристова И. Л. Общая психология. Мотивация, эмоции, воля/ И. Л. Аристова. - Владивосток, 2003. - 105 с.
3. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 252 с.
4. Базу ев С. В. Внеурочная работа со старшеклассниками:спелеотуризм/ С. В. Базуев// Сибирский учитель. - 2014. - №2. - С. 105-108
5. Бероев Б. М. спелеотуризм как познание природы и историкокультурного наследия территорий/ Б. М. Бероев, И. С. Возиянова, 3. В. Еналдиева// труды конференций: сб. научи. трудов/ Северо-Осетинский гос. ун-т им. К. Л. Хетагурова. - Владикавказ, 2010. - С. 156-161.
6. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх / М.С. Бриль. - М.:
Физкультура и спорт, 1980. - 127 с.; Волков В.М. Спортивный отбор / В.М.
Волков, В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 176 с.
7. Брянкин С. В. Спортивный отбор и ориентация: учеб.пособие/С. В. Брянкин, Л. Н. Жданов, В. Н. Шустин. - Смоленск, 1977. - 67 с.
8. Бублейников Я. Д. Пещеры/ Я. Д. Бублейников - М.:Госкультпросветиздат, 1953. - 112 с.
9. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов / Н.Ж.Булгакова. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 190 с.
10. Бунина Е. В. Спортивный туризм / Е. В. Бунина// Познание мира, история, культура, достижения. - 2014. - №4. - С. 22-26.
11. Бэкон Ф. Сочинения в 2-х томах. Том I-II/ Ф. Бэкон// Москва: Мысль, 1971. - 582 с.
12. Васильев В.Н. Физиология: учебное пособие / В.Н.Васильев,Л.В.Капилевич-Томск: Томск, 2010 - 186 с.
13. Верхошанский Ю.В. Основы СФП спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
14. ВНД. - Internet. - 07.02.2018. - www.braintools.ru
15. Волков В.М. Спортивный отбор / В.М. Волков, В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 176 с.;
16. Ганопольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование: Учебник для ин-тов и техникумов физической культуры./ В. И. Ганопольский, Е. Я. Безносиков, В. Г. Булатов. - М.: ФиС, 1987. - 163 с.
17. Горячёва Т.К. Системный подход к планированию развития туризма в Красноярском крае: монография/ Т. К. Горячева, И. С. Лутошкина, В. И. Пузакова. - Красноярск: ВСИТ, 2008. - 219 с.
18. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2000. - 368 с.
19. Дублянский В. Н. В глубинах подземного мира/ В. Н. Дублянский, В. П. Гончаров. - Симферополь: Крым, 1970. - 56 с.
20. Дублянский В.Н. Генетическая классификация подземных полостей / В. Н. Дублянский, В. Н. Андрейчук// Геоморфология. — 1993. — № 1. — С. 31—37.
21. Дублянский В.Н. Путешествия под землей/ В. Н. Дублянский, В. В. Илюхин// М.: Физкультура и спорт, 1981. - 121 с.
22. Дубровина, С. В. Стратегия поведения в конфликтной ситуации при различной направленности личности (по параметру эстраверсия- интроверсия) / С. В. Дубровина, Т. А. Климонтова, Ю. В. Чепурко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2016. — Т. 5, вып. 17, № 4. — С. 335-337.
23. Железняк Ю. Д. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование / Ю. Д. Железняк, В. А. Кашкаров, И. П. Кравцевич, Е. В. Черных, И. Л. Мещеряков, С. Ф. Панов, В. Б. Шкляров; Под ред. Ю.Д. Железняка. — 2-е изд., испр. — М.: «Академия», 2005. — 384 с.
24. Жмуров В. А. Большой толковый словарь терминов психиатрии/ В. А. Жмуров. - Элиста: Джангар, 2010. - 864 с.
25. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. - СПб.: Питер, 2001. - 454 с.
26. Каменская В. Г. Свойства нервной системы и темперамента в структуре индивидуально типологических особенностей человека/ В. Г. Каменская, Е. Е. Алексеева// Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2010. - №1 (45). - С. 202-209.
27. Караулов В. Б. Ееология. Основные понятия и термины/ В. Б. Караулов, М. И. Никитина: Справочное пособие. - Москва: Едиториал УРСС, 2006. - 152 с.
28. Куртев С.Е. Руководство к практическим занятиям по курсу спортивной медицины / С.Е. Куртев, Л.А. Лазарева, С.И. Еремеев, И.А. Кузнецова. - Омск: СибЕАФК, 2000. - 123 с.
29. Лебедев В. Е. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорные системы: Метод. указания / Сост. В. Е. Лебедев, И. Ю. Мышкин; Яросл. гос. ун-т. - Ярославль: ЯрЕУ, 2009. - 35 с.
30. Летвненко Ю. И. К вопросу моделирования техники двигательных действий в спорте высших достижений/ Ю. И. Летвиненко// Извести Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2015. - № 2. - С. 61-68.
31. Максимович Е. А. Основы карстоведения. Вопросы морфологии карста, спелеологии и гидрогеологии карста. — Пермское книжное издательство, 1963. - Т.2. - 446 с.;
32. Малиновский С.В. Моделирование тактического мышления спортсмена / С.В. Малиновский. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 192 с.;
33. Малкин Б.П. Суффозиоино-провальные явления в пепловых грунтах Камчатки/ Б. П. Малкин, В. Н. Харитонов // Инж. геология. - 1982. - № 3. - С. 65—77.
34. Маруашвили Л. И. Закономерности спелеоморфогенеза/ Л. И. Маруашвили // Пещеры Грузии. - 1985. - № 10. - С. 5—14
35. Маруашвили Л. И. Морфологический анализ карстовых пещер. Очерки по физической географии Грузии/ Л. И. Маруашвили. -Тбилиси, 1969. - С.5 - 84.
36. Маруашвили Л. И. Основы пещероведения/Л. И Маруашвили. - Тбилиси: Тбилис. гос. ун-т, 1973. - 367 с.
37. Маруашвили Л. И. Полегеографический словарь/ Л. И.Маруашвили. - Москва: Мысль, 1985. - 367 с.
38. Мельникова О. Ф. Спортивный туризм в системе физической культуры и спорта/ О. Ф. Мельникова, Е. А. Шуняева, Н. А. Ломакина//ScienceTime. - 2016. - № 6 (30). - С. 217 - 220.
39. Мерлин, В. С. Очерк теории темперамента / В. С. Мерлин. - 2-е изд. Пермь, 1973. - 291 с.
40. Мерлин, В. С. Характер взаимосвязи между общими способностями и свойствами общего типа нервной системы / В. С. Мерлин // Соотношение биологического и социального в человеке: материалы симпозиума. - М., 1975. - С. 348-36
41. Мещеряков Б. Г. АМБИВЕРТ, ИНТРОВЕРСИЯ,ЭКСТРАВЕРСИЯ // Большой психологический словарь / под ред. Б. Е. Мещерякова, В. П. Зинченко. — 4-е изд., расш. — М.: ACT, 2009. - 645 с.
42. Мещеряков Б. Р. Большой психологический словарь/ Б. Е.Мещеряков, В. П. Зинченко: 3-е изд. - М., 2002. - 857с.
43. Небылицын В. Д. Проблемы психологии индивидуальности/ под ред. А. В. Брушлинского и Т. Н. Ушаковой. - М.: Московский психолого¬социальный институт; - Воронеж: НПО «МО ДЕК», 2000. - 682 с.
44. Невзорова А. В. Динамика функционального состояния организма при занятиях спелеотуризмом/ А.В. Невзорова, М. В. Малашенкова// Вестник Оренбургского гос. ун-та. - 2009. - № 6. - С. 493 - 495
45. Образование пещер. - Internet/ - 16.10.2017. - www.speleo-ufa.ru
46. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка/ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - М.: ООО «А ТЕМП», 2006. - 944 с.
47. Опенко Т. Г. Спортивный туризм как способ реализации аддиктивности/ Т. Г. Опенко, М. Г. Чухрова, В.П. Леутен, Ю.Н. Кабанов// Мир науки, культуры, образования. - 2009. - №3. - С. 205-208.
48. Павлов И. П. Избранные труды по физиологии высшей нервной деятельности. - М.: Гос. учебно-педагог. изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1950. - 264 с.
49. Павлов И. П. Физиологическое учение о типах нервной системы, темпераментах тож. - Киев: Медицинское издательство УССР, 1953 - 20 с.
50. Павловские клинические среды. Стенограммы заседаний в нервной и психиатрической клиниках. - Москва-Ленинград: Академия наук СССР, 1954. - 614 с.
51. Петровский А. В. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин- тов / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1976. - 167 с.
52. Пещера. - Internet. - 15.10. 2017. - www.rgo-speleo.ru
53. Пещеры и образование // Internet. - 06.011.2017. - www.hintfox.com
54. Райгородский Д. Я. Психология личности/ Д. Я. Райнгородский: Хрестоматия. - Издание второе, дополненное. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХ", 1999 - 448 с.
55. Райнер К. Пещеры/ Пер. с нем. Е. Ю. Жирновой. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007. - 48 с.
56. Репс В. Ф. Тенденции изменения социокультурного содержания экстремального туризма как формы досуга/ В. Ф. Репс, А.В. Гребенюк// Научная мысль Кавказа. - 2008. - № 1 (53). - С. 38-43.
57. Романова Н. Н. Тысяча состояний души. Краткий психолого¬филологический словарь / Н. Н. Романова, А. В. Филиппов, Т.В. Летягова. — Москва: «ФЛИНТА», 2016. - 13 с.
58. Семёнова, Г. И. Спортивная ориентация и отбор для занятий различными видами спорта : [учеб. пособие] / Г. И. Семенова ; [науч. ред. И. В. Еркомайшвили] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал.федер. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Урал.ун-та, 2015. - 104 с.
59. Семёнова, Е. И. Спортивная ориентация и отбор : учеб.метод. пособие / Е. И. Семёнова. - Тобольск : ТЕПИ им. Д. И. Менделеева, 1999. - 38 с.
60. Семёнов, Л. А. Основы определения спортивной пригодности детей : учеб. пособие / Л. А. Семёнов ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург : Издательство РЕЙНУ, 2002. - 144 с.
61. Сеченов И. М. Элементы мысли/ И. М. Сеченов. - СПб.: Питер, 2001. - 402 с.
62. Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: Учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 304 с.
63. Соколов Ю. В. Пещеры республики Башкортостан и спелеотуризм/ Ю. В. Соколов// Вестник Академии наук республики Башкортостан. - 2009. - № 4. - С. 80-83.
64. Спелеология и спелеотуризм// Internet. - 12.02.2017. - www.travelbest.ru
65. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: избранные психологические труды/ под ред. М. Е. Ярошевского. - М.: Московский психолого-социальный институт; - Воронеж: НПО «МО ДЕК», 2003. - 319 с.
66. Тест Еанса Айзенка на определение темперамента. - Internet. - 01.03.2018. - www.studwood.ru.
67. Тимофеев Д. А. Терминология карста/ Д. А. Тимофеев, В. Н. Дублянский, Т. 3. Кикнадзе. - Москва: Наука, 1991. - 259 с.
68. Тихонов Е. Е. Специфика отбора спортсменов для формирования команд спортивного туризма в группе дисциплин «Маршруты»/ Е. Е. Тихонов,
Г. И. Семёнова, Ю. В. Яковых// Омский научный вестник. - 2013. - № 1 (115). - С. 151-155.
69. Трифонова, Н. Н. Спортивная метрология : [учеб.пособие]/ Н. Н. Трифонова, И. В. Еркомайшвили ; [науч. ред. г. и. Семенова] ; М-во образования и науки рос. Федерации, Урал.федер. ун-т. — Екатеринбург : изд-во Урал.ун-та, 2016 — 112 с.
70. Тхазеплов А. М. Прогнозирование и отбор в спорте: Учебно¬методические материалы/ А. М. Тхазеплов. - Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2002. - 50 с.
71. Федотов В. К. Медвежья пещера // Бельские просторы, 2005. - №10 (83). - С. 159 - 171.
72. Филин В.П. На пути к спортивному мастерству (Адаптация юных спортсменов к физическим нагрузкам) / В.П. Филин, Н.А. Фомин. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 256 с.
73. Филин В. П. Основы юношеского спорта/ В. П. Филин, Н. А. Фомин. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - С. 185-207.
74. Характеристика пещер разных категорий сложности Internet. - 04.03.2017. - www.exstremal.ru
75. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб.пособие / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Академия, 2003. - 480 с.
76. Пьткин Р. А. Структурно-морфологический анализ пещер/ Р. А. Цыкин.— М.: ВИНИТИ, 1978. - 78 с.
77. Чеснова Е.Л. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: Учебно-методическое пособие для студентов специальности 050720 Физическая культура / Е.Л. Чеснова. - Новокузнецк: РИО КузЕПА, 2010. - 222 с
78. Чикишев А. Е. Карст Русской равнины/ А. Е. Чикишев. - М.: «НАУКА», 1978. - 194 с.
79. Щукин И. С. Четырехъязычный энциклопедический словарь терминов по физической географии/ И. С. Щукин. - М.: "Советская энциклопедия", 1980. - 703 с.
80. Юнг К. Г.Психологические типы / К. Г. Юнг; [пер. с нем.: С. Лорие]. - Москва: ACT : Хранитель, 2006.- 761 с.
81. Georgiev, S. Y. Ambiversionasindependentpersonalitycharacteristic : Гангл.1 / S. Y. Georgiev, C.
V. Christov, D. T. Philipova // Activitas Nervosa Superior Rediviva. — 2014. — Vol. 56, no. 3-4. — P. 65-72
82. White W. B. Encyclopedia of caves / Ed. W. B. White, D. C. Culver. - 2nd ed. - Waltham, 2012. - 966 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ