Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ОБОГАЩЕНИЕМ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ОПЫТА ШКОЛЬНИКОВ

Работа №179384

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы259
Год сдачи2003
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ОПЫТА ШКОЛЬНИКОВ 14
1.1. Учебно-познавательный опыт школьника:
сущность, уровни, особенности 14
1.2. Взаимосвязь учебно-познавательного опыта
и учебной деятельности школьников 46
1.3. Гуманизация процесса обучения путем
учебно-познавательного опыта 68
Выводы по первой главе 87
Глава 2. ПРОЦЕСС ОБОГАЩЕНИЯ
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ОПЫТА ШКОЛЬНИКОВ 89
2.1. Педагогическая диагностика уровней, вариантов
учебно-познавательного опыта школьников 89
2.2. Задачи как средство обогащения учебно-познавательного
опыта школьников 112
2.3. Условия обогащения учебно-познавательного
опыта школьников в процессе обучения 139
Выводы по второй главе 155
Заключение 157
Библиографический список использованной литературы 159
Приложения 1-84


Смещение в настоящее время акцентов в образовании от функционализма к ориентации на гуманистические ценности образования способствует ликвидации шаблонов в педагогической деятельности. Опыт школьника включается в учебный процесс как его основа, средство, условие, специфический компонент содержания образования.
История развития педагогической мысли содержит ценные идеи изучения опыта учащихся как основы гуманизации процесса обучения. Но ценность, например, деятельности Сократа, направленная на обращение- диалог с учеником как субъектом деятельности, на стимулирование и совершенствование опыта школьника, не нашла массового применения в обучении. Ценность идей Я.А. Коменского о природосообразности, свя- занной с учебным опытом и возрастными особенностями ученика, раскрывалась через “живой опыт”. Идеи Ж.Ж. Руссо о свободе в воспитании не совпадали с идеями общества. В трудах И.Г. Песталоцци наблюдается новый аспект - использование личного опыта ученика, для постижения “чужого опыта” и преобразования своего. Дж. Локк пытался структурировать опыт ребенка, тем самым привлекая критические взгляды других уче- ; ных, например, В. Вундта, чья психология обвинялась в принципиальной оторванности от жизни. Как итог исканий многих ученых звучат слова М. Монтеня о преимуществе научных знаний и недостатках жизненного опыта школьника, однако его рекомендации носили частный характер. Экспериментальная дидактика XIX века (А. Лай, Э. Мейман, Э. Торндайк и др.) утверждала приоритеты активной познавательной деятельности в обучении, однако практическая сторона этих идей вытесняла словесное, научное обучение. Аналогично Н.Ф. Бунаков, Н.А. Корф отмечали ценность “житейского фонда” учащихся, С.Т. Шацкий приблизился к технологизации деятельности учителя, предлагая выявить, проанализировать и сопоставить опыт детей с тем, что предлагается наукой. Эта идея выгодно сочетается с идеями К.Д. Ушинского и В.А. Сухомлинского об обеспечении детей опытом саморегуляции психических процессов и процесса усвоения знаний.
Проблема изучения опыта человека многогранна: представители праг- матистской философии (У.Джемс, Ч. Пирс, Дж. Дьюи и др.) исследовали индивидуальный опыт, экзистенциалисты (С. Карьеркегор, К. Ясперс, М. Хайдегер, П. Сартр и др.) и психологи-гуманисты (А. Маслоу, К. Роджерс и др.) - значение субъективного опыта человека во всем его опыте. Отечественные психологи и дидакты (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Зан- ков, И.Я. Лернер, И.Т. Огородников, М.Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин и др.) теоретически обосновали перспективный взгляд на учение как на процесс развития ребенка и его опыта. Смена ценностных ориентиров современной школы как социального института обеспечила поиск технологий реализации провозглашенных идей на основе следующих противоречий:
между потребностью общества в человеке как ценности социального прогресса и традиционной системой образования;
между необходимостью обогащения опыта личности, роста ее сущностных сил и смещением ценностей в обучении на стандарты;
между декларируемой идеей гуманизации образования и недостаточной изученностью педагогических условий, способствующих обогащению опыта школьника.
Содержанием одного из фундаментальных противоречий процесса обучения выступает несовпадение стихийного познавательного опыта ученика и научного (учебного) знания как основы учебно-познавательного опыта. Ученые в своих исследованиях вновь и вновь
оказываются перед необходимостью обращаться к этой проблем. В дидактике утвержден основной закон процесса обучения о том, что противоречия процесса обучения являются источником самодвижения, саморазвития школьника, а эффективность процесса обучения определяется умениями учителя раскрыть диалектику учебного познания посредством присущих ему противоречий, создать условия для разрешения противоречий, которые обеспечат диалектику его развития (В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, В.С. Шубинский и др.).
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Анализ состояния данной проблемы в педагогической науке и практике, результаты наших исследований показали наличие противоречия между объективной необходимостью педагогического руководства процессом обогащения учебно-познавательного опыта учащихся и недостаточной разработанностью теоретического и методического материала.
2. Данные констатирующего эксперимента выявили преобладание у учащихся 7-х классов среднего и низкого уровней учебнопознавательного опыта, что подтвердило исходное предположение о необходимости целенаправленной работы по обогащению этого опыта.
3. Поскольку мы доказали, что учебно-познавательный опыт это упорядоченная, согласованная система знаний, умений, навыков, педагогически организованных в процессе учебно-познавательной деятельности и эмоционально-регулятивных отношений школьника, то процессом обогащения этого опыта необходимо педагогически руководить.
4. Педагогическое руководство обогащением учебно-познавательного опыта учащихся достигается путем использования технологического процесса обучения на основе учебно-познавательного опыта.
5. Экспериментально подтверждено положение исследования о том, что использование в процессе обучения методики диагностики и классификационной шкалы задач позитивно влияет на процесс обогащения учебно-познавательного опыта учащихся.
1. Во время проведения исследования были обозначены несколько направлений дальнейших исследований на основе учебнопознавательного опыта учащихся:
• развитие творческой деятельности учащихся;
• создание на диагностической основе коррекционно-развивающих программ для детей "группы риска”;
• создание на диагностической основе индивидуальных планов работы с одаренными детьми;
® дальнейшая разработка рекомендаций для учителя по выявлению “сильных” и “слабых” звеньев учебно-познавательного опыта учащихся и их оптимальному использованию.
Обобщая вышеизложенное, есть основания утверждать, что задачи исследования решены, цель достигнута, а полученные результаты открывают перспективы новых исследований.



1. Абрамова С.Г. Влияние субъектного опыта учащихся на усвоение научного содержание исторического материала: Дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1991. - 193 с.
2. Аванесов С.В. Применение статистических методов и ЭВМ в педагогических исследованиях И Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие / Под ред. В.И. Журавлева. - М.: Просвещение, 1998. - С.139-154.
3. Акинфиева Н.Ф. Развитие познавательной самостоятельности школьников при изучении предметов естественно-научного цикла: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Саратов, 1996. - 17с.
4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1980. - 230 с.
5. Анцыферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования II Психологический журнал. - 1992.- № 5. - С. 12-25.
6. Арбузова Е.Н. Конструирование учебно-познавательных задач для разных типологических групп учащихся: Дисс. ... канд. пед. наук. - Омск, 1998. - 188с.
7. Арутюнова Л.П., Поваровская Е.Н. Использование индивидуально-психологических показателей учащихся в учебно- воспитательном процессе. - Ростов-на-Дону, 1995. - 77с.
8. Афонина Г.М. Проверка знаний учащихся с помощью системы задач: Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1976. - 175 с.
9. Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. - М.: Педагогика, 1990. - 184 с.
10. Беднягина Г.В. Опора на жизненный познавательный опыт учащихся в процессе изучения нового материала: Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1973. - 156 с.
И. Берулава М.Н. Гуманизация образования: проблемы и перспективы. - 2-е изд. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 1995. — 31 с.
1. Берулава М.Н. Гуманизация образования: направления и проблемы: (о разраб, технологии интеграл, образования на базе гимназии иностр, яз. в г. Бийске) // Педагогика. - 1996,- №4 - с. 23-27.
2. Битянова Н. Р. Проблема саморазвития личности в психологии: аналитический обзор. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. - 48 с.
3. Бохорский Е М. Развитие рефлексии как условие формирования у учащихся субъектного отношения к труду: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1991- 18 с.
4. Божович Л И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности И Психология формирования и развития личности. - М., 1981. - С. 257-284
... всего 150 источнпиков


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ