Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения развития самоотношения у
старшеклассников, склонных к аддиктивному поведению 8
1.1 Подходы к пониманию самоотношения в психологии 8
1.2 Особенности самоотношения у старшеклассников 14
1.3 Характеристика аддиктивного поведения в старшем школьном возрасте 19
2 Экспериментальное изучение развития самоотношения у
старшеклассников, склонных к аддиктивному поведению 26
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичной диагностики 26
2.2 Занятия, направленные на развитие самоотношения у
старшеклассников, склонных к аддиктивному поведению 37
2.3 Анализ результатов повторной диагностики 43
Заключение 52
Список использованных источников 53
Приложение А Структура аддиктивного поведения (по Ц.П. Короленко,Н.В. Дмитриевой 58
Приложение Б Результаты первичной диагностики психологической зависимости у старшеклассников («Тест на зависимость» Г. В. Лозовой) 59
Приложение В Результаты первичной диагностики старшеклассников по тесту «Склонность к зависимому поведению» В.Д. Менделевича 61
Приложение Г Результаты первичной диагностики самоотношения у старшеклассников, склонных к аддиктивному поведению («Методика исследования самоотношения» В.В. Столина, С.Р. Пантелеева) 63
Приложение Д Содержание занятий, направленных на развитие самоотношения у старшеклассников, склонных к аддиктивному поведению 64
Приложение Е Результаты повторной диагностики самоотношения
(«Опросник МИС» В.В. Столина, С.Р. Пантелеева) 77
Приложение Ж Результаты повторной диагностики склонностей к
зависимости («Тест на зависимость» Г.В. Лозовой) 78
Приложение 3 Результаты повторной диагностики склонностей к
зависимому поведению («Склонность к зависимому поведению»
(В.Д. Менделевич)) 79
Самоотношение личности является актуальной проблемой современной психологической науки. Несмотря на то, что предпосылки для формирования самоотношения закладываются в раннем детстве, сензитивным периодом для процесса становления самоотношения можно рассматривать ранний юношеский возраст (15-18 лет). Отношение к себе в этом возрасте имеет ключевое влияние на развитие гармоничной целостной личности, оказывает регулирующее воздействие на большинство аспектов поведения, межличностных отношений, способов адаптации и достижение собственных целей.
Понятие самоотношения неразрывно связано с самосознанием человека. Как только человек начинает осознавать себя отдельным субъектом бытия, он задается вопросом о том, кто он такой и каково его место в мире. Происходит идентификация себя среди других, находятся отличия и сходства. Но помимо познавательного процесса возникают эмоциональные реакции на новое знание о себе, происходит чувственная оценка своего образа. Таким образом, отношение к себе - это процесс, складывающийся из знания о себе и чувств по отношению к этому знанию.
Процесс развития самоотношения напрямую зависит от образа жизни и поведения человека. Свою специфику самоотношение имеет у лиц, склонных к аддиктивному поведению. Аддиктивное поведение - самый распространенный тип девиантного поведения в современном мире. Сущность аддиктивного поведения заключается в формировании стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.
Проблема аддиктивного поведения является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных и имеет серьезное общественное значение.
Зависимости оказываются непреодолимой преградой на пути человека к полной самореализации, психологическими причинами личных катастроф, разрушений и заболеваний. Изложенное подчеркивает актуальность темы исследования, ее теоретическую и практическую значимость.
Цель исследования: изучение самоотношения старшеклассников,склонных к аддиктивному поведению, и возможностей его развития.
Объектом исследования выступает самоотношение как психологический феномен.
Предметом исследования является развитие самоотношения старшеклассников, склонных к аддиктивному поведению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме самоотношения у старшеклассников, склонных к аддиктивному поведению;
2) провести экспериментальное исследование с целью выявления особенностей самоотношения у старшеклассников, склонных к аддиктивному поведению;
3) разработать и апробировать занятия, направленные на развитие самоотношения у старшеклассников, склонных к аддиктивному поведению;
4) провести повторное исследование, проанализировать результаты экспериментального исследования.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: опросник «Методика исследования самоотношения» (В.В. Столпи, С.Р. Пантелеев); «Тест на зависимость (аддикцию)» (Г.В. Лозовая); тест «Склонность к зависимому поведению» (В.Д. Менделевич);
3) методы качественной и количественной обработки полученных результатов.
Теоретико-методологической основой исследования выступили труды отечественных психологов, раскрывающие вопросы самоотношения личности (Пантелеев С.Р. [26], Столин В.В. [35] и др.) и аддиктивного поведения (Короленко Ц.П. [18], Менделевии В.Д. [24] и др.).
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Лесосибирская СОШ № 1» Красноярского края. Выборка представлена учащимися 11 классов в возрасте 17-18 лет в количестве 44 человек.
Этапы исследования:
1 этап (сентябрь - декабрь 2017 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы самоотношения у старшеклассников, склонных к аддиктивному поведению, определение категориального аппарата, определение методов и выборки исследования, проведение первичной диагностики, анализ результатов первичной диагностики.
2 этап (январь - апрель2018 г.) - разработка и организация занятий, направленных на развитие самоотношения у старшеклассников, склонных к аддиктивному поведению.
3 этап (май -июнь 2018 г.) - проведение повторной диагностики, анализ полученных результатов исследования,определение эффективности развивающей работы, формулирование выводов, оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме самоотношения у старшеклассников, склонных к аддиктивному поведению. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам, психологам, родителям. Представленный нами материал могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов и курсовых и дипломных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего наименование, и 8 приложений. Общий объем работы составляет 57 страниц.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Проблема самоотношения личности активно исследуется в психологии, однако, единая точка зрения относительно понятия «самоотношение» отсутствует. В работе мы придерживаемся концепции, предложенной С.Р. Пантелеевым и В.С. Столиным, согласно которой самоотношение трактуется как выражение смысла «Я» для субъекта, как устойчивое чувство в адрес собственного «Я», которое содержит ряд специфических измерений, различающихся как по эмоциональному тону переживания, так и по семантическому содержанию соответствующего отношения к себе.
Ядром формирования самоотношения являются характеристики самореализации старшеклассника во внутреннем плане: переживание силы и устойчивости внутреннего «Я», уровень коммуникативного потенциала «Я». Внешними факторами формирования самоотношения являются сферы отношений со значимыми близкими: родителями, противоположным полом, учителями, а также качество проведения досуга, школьное обучение. Формирование самоотношения в юношеском возрасте определяется самооценками эффективности самореализации в актуальных сферах жизнедеятельности.
Экспериментальное исследование, направленное на изучение самоотношения у старшеклассников, склонных к аддиктивному поведению, организовано на базе МБОУ «СОШ № 1» г. Лесосибирска среди учащихся 11 классов. В качестве диагностического инструментария использованы методики: тест на зависимость (аддикцию) (Г.В. Лозовая); тест «Склонность к зависимому поведению» (В.Д. Менделевич); опросник «Методика исследования
самоотношения» (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев).
По результатам проведенного исследования было установлено, что 54,5 % опрошенных имеют низкий уровень склонности к зависимости. 45,5 % старшеклассников имеют повышенный уровень склонности к аддиктивному
поведению.
Для самоотношения старшеклассников, склонных к аддиктивному поведению, характерен низкий уровень самопринятия, неспособность адекватно оценить свои возможности. Также отмечается внутренняя конфликтность, самообвинительные реакции по отношению к своему «Я». Они готовы поставить себе в вину свои промахи и неудачи, акцентируют внимание на собственных недостатках. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости развития самоотношения у старшеклассников, склонных к аддиктивному поведению.
Опираясь на полученные результаты, методом случайной выборки мы определили группу для участия в формирующем эксперименте в количестве 10 человек и контрольную группу (10 человек). Основываясь на полученных диагностических данных, был разработан и апробирован цикл занятий, основная цель которых - развитие самоотношения у старшеклассников, склонных к аддиктивному поведению.
После проведения курса занятий организована повторная диагностика. Цель: определить уровень самоотношения у старшеклассников, склонных к аддиктивному поведению, после проведенной экспериментальной работы в рамках формирующего эксперимента. Анализ полученных результатов поможет сделать вывод об эффективности применяемых на этапе формирующего эксперимента форм и методов работы.
Сравнительный анализ результатов диагностики позволил установить тенденцию к снижению общей склонности к зависимостям. Сравнительный анализ результатов исследования самоотношения у старшеклассников позволяет сделать вывод о том, что после проведения курса коррекционных занятий показатели самоотношения у старшеклассников по шкалам «саморуководство»,«отраженное самоотношение»,«самоценность»,«самопринятие» повысились. По шкалам «внутренняя конфликтность», «самообвинение», «закрытость» - уменьшились. Увеличение значений по шкалам «саморуководство», «отраженное самоотношение», «самоценность»,«самопринятие» свидетельствует об эффективности проведенных занятий.
Старшеклассники после занятий стали больше ориентироваться на себя, свои потребности, стали больше видеть источником активности себя, а не перекладывать ответственность на окружающих. У них изменился характер самоотношения: от негативного (до занятий) к позитивному, они стали больше верить в свои силы, возможности, ценить себя как личность, принимать себя со всеми своими недостатками. Снижение значений по шкалам «внутренняя конфликтность» и «самообвинение» свидетельствует также об изменениях в сторону позитивного характера отношения старшеклассников к самим себе. У старшеклассников произошло снижение отрицательных эмоций в адрес собственного «Я», уменьшилось негативное отношение к себе, самообвинение. Они стали меньше акцентировать внимание на собственных недостатках.
После проведенной коррекционно-развивающей работы в рамках формирующего эксперимента старшеклассники ждут от других уважения, симпатии, одобрения, понимания их личности, характера и деятельности в целом, а также предполагают большую ценность своего «Я» для других и ощущают ценность собственной личности, неповторимой и уникальной. Также эти результаты говорят о повышении эмоционально-ценностной оценки себя по внутренним критериям, таким как духовность, богатство внутреннего мира, способность вызывать в других глубокие чувства.
Таким образом, результаты проведенных занятий свидетельствуют в пользу эффективности коррекционной программы, т.к. отмечается снижение негативных реакций в адрес своего «Я», снижение внутренних конфликтов, сомнений, разногласий с самим собой у старшеклассников. Задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы в ходе экспериментального исследования.
1. Асеева, А. Д. Психологические особенности личности, способствующие развитию зависимого поведения [Электронный ресурс] / А. Д. Асеева // Научный журнал КубГАУ. - 2014. - № 101. - Режим доступа: https://cvberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-lichnosti- sposobstvuvuschie-razvitivu-zavisimogo-povedeniva
2. Будников, М. Ю. Психодиагностика самоотношения на современном этапе (на примере аддиктов) / М. Ю. Будников // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. - 2014. - № 1. - С. 20-22.
3. Гарифуллин, Р. Р. Некоторые философско-психологические аспекты в теории аддиктивной личности / Р. Р. Гарифуллин // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 2. - С. 60-64.
4. Гилинский, Я. И. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность / Я. И. Гилинский, И. Н. Гурвич. - Санкт- Петербург : Медицинская пресса, 2014. - 137 с.
5. Гольцова, А. А. Самоотношение юношей и девушек с разной самооценкой психологического возраста / А. А. Гольцова, Ю. П. Поваренков // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - №2. - С. 227-232.
6. Гришко, И. В. Концептуализация понятия «аддиктивное поведение» / И. В. Гришко // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 3. - С. 34-36.
7. Гущина, Т. Ю. Особенности становления самоотношения в студенческом возрасте [Электронный ресурс] / Т. Ю. Гущина. - Режим доступа: http://novvn.kpi.ua/2009-1/05 Guschina.pdf.
8. Дарижапова, М. Н. К вопросу об отношении и самоотношении / М. Н. Дарижапова // Вестник Бурятского государственного университета. -2015. - № 6. - С. 44-48.
9. Дмитриева, Н. В. Психологические механизмы развития аддиктивного поведения / Н. В. Дмитриева, Л. В. Левина // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - № 9. - С. 65-72.
10. Долганов, Д. Н. К вопросу о перспективах изучения системы личных конструктов при аддиктивном поведении / Д. Н. Долганов // Сибирский психологический журнал. - 2016. - № 23. - С. 27-32.
11. Дрибан, Е. П. Подходы к определению самоотношения личности / Е. П. Дрибан // Материалы XI международной научно-практической конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека», 26 мая 2016 г. - Москва : Научно-исследовательский институт школьных технологий, 2016. - С. 146-148.
12. Егоров, А. Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор) / А. Ю. Егоров // Аддиктология. - 2017. - № 1. - С. 65-76.
13. Змановская, Е. В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения личности / Е. В. Змановская. - Москва : Академия, 2014. - 288 с.
14. Калиниченко, О. Ю. Формирование аддиктивного поведения: системный анализ факторов риск: монография / О. Ю. Калиниченко. - Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2014. - 98 с.
15. Кленова, М. А. Самоотношение как фактор готовности к риску / М. А. Кленова // Известия Саратовского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2014. - № 3. - С. 83-88.
16. Климонтова, Т. А. Самоотношение и его влияние на положение интеллектуально одаренных подростков в учебной группе : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Климонтова Татьяна Анатольевна. - Иркутск, 2003. - 29 с.
17. Колышко, A.M. Психология самоотношения / А.М. Колышко. - Еродно: ЕЕУ, 2014. - 190 с.
18. Короленко, Ц. П. Психосоциальная аддиктология / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. - Новосибирск : Олсиб, 2013. - 251с.
19. Лазаренко, Д. В. Взаимосвязь черт личности и склонности старшеклассников к девиантному поведению / Д. В. Лазаренко // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2013. - № 1. - С. 131-133.
20. Левина, Л. В. Психологические возможности коррекции отклоняющегося поведения личности с учетом его специфических особенностей : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.04 / Левина Лариса Викторовна. - Томск, 2012. - 28 с.
21. Ледовская, Т.В. Психологическая структура самоотношения в подростковом и юношеском возрасте / Т.В. Ледовская // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 4. - С. 58-61.
22. Леонтьев, Д. А. Очерк психологии личности / Д. А. Леонтьев. - Москва: Смысл, 1993. - 43 с.
23. Маркин, В. Н. Жизненная позиция как психолого-акмеологическая категория и феномен социального самоутверждения / В. Н. Маркин // Мир психологии. - 2005. - № 4. - С. 23-25.
24. Менделевич, В. Д. Аддиктивное влечение / В. Д. Менделевич, М. Л. Зобин. - Москва : МЕДпресс-информ, 2012. - 264 с.
25. Неволина, В. В. Психолого-педагогические условия саморазвития личности в юношеском возрасте / В. В. Неволина // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 5. - С. 166-170.
26. Пантелеев, С. Р. Самоотношение / С.Р. Пантелеев // Психология самосознания: хрестоматия. - Самара: БАХРАМ, 2000. - С. 208-242.
27. Психология зависимости: хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. -Минск : Харвест, 2014. - 592 с.
28. Руководство по аддиктологии / под ред. проф. В. Д. Менделевича. - Москва : Речь, 2015. - 768 с.
29. Рушина, М. А. Особенности самооценки и самоотношения в юношеском возрасте / М. А. Рушина, А. В. Орлова // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2015. - №4. - С. 49-52.
30. Сарджвеладзе, Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой [Электронный ресурс] / Н. И. Сарджвеладзе. - Тбилиси : Мецниереба, 1989. - Режим доступа: http://ligis.ru/psvlib/090417/books/sariv01/index.htm.
31. Семенова, А. А. Специфика характера самоотношения интеллектуально одаренных учащихся и его взаимосвязь с составляющими самосознания личности / А. А. Семенова // Педагогическое образование в России. - 2016. -№ 3. - С. 30-34.
32. Семенова, О. Ю. Психофизиологические и психологические особенности подростков с риском разных видов аддикций: автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.02 / Семенова Оксана Юрьевна. - Санкт-Петербург, 2012. - 30с.
33. Симатова, О. Б. Психологические механизмы формирования аддиктивного поведения / О. Б. Симатова // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2017. - № 1. - С. 83-92.
34. Симонов, М. С. Аддиктивное поведение: факторы риска и условия формирования / М. С. Симонов, Д. Л. Симонова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. - 2016. - № 12. - С. 300-303.
35. Столпи, В.В. Самосознание личности / В.В. Столпи. - Москва : Изд-во Московского университета, 1983. - Режим доступа: http://psylib.org.ua/ books/stolv01/.
36. Тарасов, Д. Ю. Формирование самоотношения в юношеском возрасте в процессе межличностного учебно-профессионального общения со сверстниками: автореф. дис. ... канд. псих. наук : 19.00.07 / Тарасов Денис Юрьевич. - Нижний Новгород, 2011. - 27 с.
37. Трифонова,И.С.Формирование профессионально-ценностного самоотношения как средство воспитания ценностного отношения к детям у будущих учителей: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Ирина Станиславовна Трифонова. - Екатеринбург, 2002. - 28 с.
38. Церковский, А. Л. Современные взгляды на проблему отношения человека к самому себе / А. Л. Церковский // Вестник Витебского государственного медицинского университета. - 2008. - Т. 7. - № 4. - С. 102-108.
39. Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии [Электронный ресурс] / И. И. Чеснокова. - Москва : Прагма, 1997. - Режим доступа http: //www.childpsy.ru/lib/ books/id/8207. php.
40. Шаломова, Е. В. Особенности аддиктивного поведения подростков / Е. В. Шаломова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - С. 143 - 150.
41. Ярышева, А. А. Условия формирования идентичности старшеклассников в целях профилактики склонности к аддиктивному поведению / А. А. Ярышева // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 5. - С. 123-128.