ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРОЩЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУР ТОРГОВЛИ 17
1.1 Международно-правовые предпосылки формирования международного
экономического сотрудничества государств в сфере упрощения процедур торговли 17
1.2. Понятие «упрощение процедур торговли» 34
1.3. Упрощение процедур торговли как необходимый элемент
международного экономического правопорядка 48
1.4 Соотношение правовых понятий - «либерализация», «упрощение процедур торговли», «упрощение таможенных процедур» 58
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНЫХ
СОГЛАШЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ УПРОЩЕНИЯ ПРОЦЕДУР
ТОРГОВЛИ И ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУР 67
2.1. Анализ Соглашения США-Мексика-Канада по вопросам упрощения процедур торговли и таможенных процедур 67
2.2 Правовое регулирование сотрудничества государств-членов АСЕАН по
упрощению процедур торговли и таможенных процедур 77
2.3. Упрощение процедур торговли в контексте борьбы с последствиями
пандемий (на примере COVID-2019) 90
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ЕАЭС И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ УПРОЩЕНИЯ ПРОЦЕДУР ТОРГОВЛИ (ТАМОЖЕННЫЙ АСПЕКТ) 112
3.1 Евразийский экономический союз - правовой анализ мер по упрощению процедур торговли и таможенных процедур торговли 112
3.2. Правовое регулирование упрощения процедур торговли и упрощения
таможенных процедур в Российской Федерации 130
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 147
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 153
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 177
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 180
Актуальность темы диссертационного исследования. В современном мире международная торговля стала важнейшим объектом международного права, а международное торговое право как его подотрасль динамично развивается, становясь все более детальным, охватывая и те области отношений, которые ранее регулировались национальным правом . Вследствие глобализации производство распределено в настоящее время по различным странам, и товары многократно пересекают границы до прибытия в конечный пункт назначения. В таком контексте упрощение процедур торговли, в т.ч. упрощение таможенных процедур торговли, играет ведущую роль в снижении торговых издержек и повышении результативности экономической деятельности государств. Перемещение товаров через границу означает необходимость соблюдения множества административных, коммерческих, транспортных требований, что зачастую подразумевает выполнение сложных процедур и значительный документооборот. Расходы, связанные с выполнением административных процедур, длительным временем ожидания и непредсказуемостью сроков доставки грузов могут оказывать существенное влияние как на торговлю в целом, так и на участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) и вовлеченные в нее государственные органы в частности. Соответственно, за последние несколько десятилетий упрощение процедур торговли стало сферой, которой уделяется значительное внимание международным сообществом и теми государствами, которые нацелены на развитие и экономический рост посредством торговли.
В то же время, определенные обстоятельства, складывающиеся на международной арене, могут замедлять и значительно затруднять реализацию мер по упрощению процедур торговли. Виды и значимость барьеров в торговле, в том числе в сфере таможенного регулирования, варьируются в зависимости от появления новых проблем глобального масштаба и того, какие меры принимают государства для борьбы с ними. К таким обстоятельствам относятся, в частности, мировой финансово-экономический кризис 2008 г. , теракт 9/11 в Соединенных Штатах Америки (далее - США). Последнее событие послужило причиной обострения внимания международного сообщества к проблеме безопасности цепей поставок и привело к введению в США дополнительных таможенных формальностей, которые стали определенным препятствием на пути к упрощению процедур торговли в Америке. В качестве альтернативы американским мерам Европейский союз (далее - ЕС) предложил подход, основанный на взаимном признании результатов таможенных проверок и управлении рисками как более эффективных средствах обеспечения безопасности. В современных условиях также стало очевидным, что для преодоления вновь возникающих барьеров в торговле потребуется гибкий и практичный подход к упрощению ее процедур, основанный на эффективных механизмах мониторинга и консультаций.
Особенную важность меры по упрощению процедур торговли приобретают и в контексте существенного снижения импортных тарифов в результате нескольких этапов либерализации под эгидой Всемирной торговой организации (далее - ВТО), когда такая составляющая торговли как сложные таможенные процедуры может выступать своеобразной альтернативой сниженных или упраздненных тарифов и служить протекционистским целям государств. Следует согласиться с позицией специалистов Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР), которые считают, что операционные издержки необходимо рассматривать наряду с тарифными и нетарифными мерами в качестве препятствий для международной торговли. При этом под операционными издержками понимают затраты на получение связанных с торговлей услуг, расходы, обусловленные необходимостью соблюдения формальностей, а также вызванные задержками при выполнении процедур, неопределенностью или упущенными деловыми возможностями. Размер операционных издержек варьируется в разных странах и зависит от свойств самих товаров, их вида и различных параметров самих участников ВЭД, а также от эффективности работы и профессионализма взаимодействующих предприятий и государственных органов.
Согласно статистическим показателям Азиатского банка развития одни только расходы, связанные с оформлением документов и необходимыми административными импортными и экспортными процедурами в международной торговле, могут составлять до 15% стоимости самого товара. Это особенно значимо для скоропортящейся и промежуточной продукции, поскольку задержка ее отправления в одной стране повышает стоимость производства конечного продукта в другой.
Таким образом, повышение эффективности таможенных процедур торговли позволяет участникам ВЭД снизить затраты на хранение, более оперативно реагировать на изменения в предпочтениях покупателей и становиться звеном чувствительных ко времени глобальных цепей добавленной стоимости. Согласно оценкам ОЭСР совокупный эффект от упрощения процедур торговли способен повлечь сокращение торговых издержек на 13,2%-15,5% для государств - в зависимости от уровня их экономического развития.
В целом, упрощение процедур торговли, в том числе упрощение таможенных процедур, призвано снизить объем временных и финансовых затрат участников международной коммерции, тем самым способствуя установлению более справедливых условий конкуренции крупных и небольших компаний, повысить эффективность контроля перемещаемых товаров государственными органами в целях обеспечения безопасности благодаря использованию современных методов и технологий.
Представляется важным сделать оговорку о том, что меры по упрощению процедур торговли предпринимаются не только в сфере торговли товарами, но и торговли услугами , могут быть также применены в сфере торговли интеллектуальной собственностью. Однако, принимая во внимание обширность указанных сфер, в настоящей диссертации рассмотрена только сфера торговли товарами.
Ярким индикатором возрастающего интереса международного сообщества к упрощению процедур торговли является выделение посвящённых ему норм в отдельные главы новых региональных соглашений - таких как Соглашение между США, Мексикой и Канадой (United States - Mexico - Canada Agreement, далее - ЮСМКА) и Соглашение о Всестороннем региональном экономическом партнёрстве (далее - ВРЭП), которые будут подробнее рассмотрены в настоящем диссертационном исследовании.
Необходимо отметить, что в Европейском союзе вопросам упрощения процедур торговли, безусловно, также уделяется значительное внимание. Вместе с тем в диссертации исследованы именно ЮСМКА и ВРЭП в их соответствующей части, поскольку, в отличие от норм права ЕС, данные соглашения еще практически не освещены в научной литературе.
Особенное значение упрощение таможенных процедур торговли приобретает и в условиях пандемии коронавируса (COVID-19), когда от скорости перемещения через государственные границы медикаментов, средств индивидуальной защиты, товаров первой необходимости зависят жизнь и здоровье населения стран-получателей такой помощи.
При этом, тогда как упрощение процедур торговли является важным аспектом международного сотрудничества государств в экономической сфере и актуальной составляющей повестки дня глобальных и региональных форумов , до настоящего времени в теории международного права не выработано единого определения «упрощения процедур торговли», не установлено его соотношение с понятием «упрощение таможенных процедур». Вместе с тем эффективность взаимодействия государств в данной сфере во многом зависит именно от четкого понимания той области правоотношений, которая охватывается указанным понятием.
Степень научной разработанности темы исследования.
До настоящего времени тема международно-правовых аспектов упрощения таможенных процедур торговли еще не была комплексно разработана в рамках монографий, в данной области имеется ряд публикаций отечественных и зарубежных авторов по отдельным направлениям темы исследования.
Общие теоретические аспекты упрощения процедур торговли проанализированы в статьях как отечественных ученых: Г.В. Баландиной, Ю.В. Косова, А.А. Марышева, А.В. Торопыгина, Г.В. Турбан, так и их зарубежных коллег: М. Апостолова, Э. Грейнджера, Ж.-К. Мауэра, А. Мессерлина и Дж. Заррука. В работах перечисленных авторов рассматриваются предпосылки зарождения интереса международного сообщества к вопросам упрощения процедур торговли, а также процесс развития международно-правового регулирования в данной сфере.
Положения основополагающих международных соглашений в сфере упрощения процедур торговли - Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (далее также - Пересмотренной Киотской конвенции), Соглашения Всемирной торговой организации об упрощении процедур торговли (далее также - СУПТ ВТО) - с различной степенью детализации исследуются в публикациях Н.А. Воронцовой, Р.В. Давыдова, Т. Йасуи, С.В. Мозера, Н. Ньюфилда, С.В. Халипова, С.О. Шохина, А. Элиасон.
Особенности деятельности интеграционных объединений государств в контексте либерализации и упрощения процедур торговли проанализированы Т.М. Алиевым, А.В. Аносовым, Л.П. Ануфриевой, Н.А. Воронцовой, Р. Воттс, Л.Г. Гревцевой, Е.С. Гущиным, Дж. Джеффри, И.И. Дюмуленом, Ю.К. Зайцевым, М.Кавай, А.Ю. Кнобель, Г.М. Костюниной, П. Лемье, Н.Н. Ливенцевым, Я.Д. Лисоволиком, Ю.М. Литвиновой, Е.Д. Лысак, Г. Марки, С.В. Мозером, О.В. Пономаревой, Н.С. Пыжиковым, А.А. Рубиковичем, Дж. Руссо, А.И. Сивенковой, С.М. Соколовым, С. Теренсем, Н.И. Тумановой, Р. Хортон, Дж. Хуфбауэром, К.Л. Чайкой, Н. Шахрзадом, З.Н. Шуклиной, П.П. Яковлевым.
Отдельным областям упрощения процедур торговли посвящены публикации ряда отечественных авторов:
- механизму «единого окна»: Л.Л. Абакумова, М.Г. Гирич, Т.В. Головани, А.А. Коваль, С.В. Мозера, Д. Ндонга, Д.К. Секербаева, В.В. Тонконога, Е.В. Филатова;
- обеспечению безопасности цепей поставок - Е.А. Холиной;
- применению Карнетов А.Т.А. - А.Ю. Райковой.
Теоретическую основу исследования составляют научные труды как по юриспруденции, так и по экономике, что обусловлено комплексным, многогранным характером вопросов, рассматриваемых в диссертации.
В ходе подготовки настоящей диссертации автор обращался к трудам отечественных юристов-международников по общему международному праву: А.Х. Абашидзе, Г.М.Вельяминова, А.Н. Вылегжанина, Ф.И.
Кожевникова, Ю.М. Колосова, И.И. Лукашука, Г.И. Тункина, В.Г. Храбскова.
Ряд теоретических аспектов международного права, тесным образом связанных с настоящим диссертационным исследованием, изучен и качественно представлен в трудах Е.М. Ашмариной, Н.Э. Буваевой, Н.Г. Дорониной, М. Дюрки, К. Камангой, Д.К.Лабиным, М. Лосталь, Т.А. Матвеевой, Б.И. Нефедовым, И.В. Подчуфаровой, А. Посси, В.Н. Савельевым, А.Н. Талалаевым, В.М.Шумиловым.
В свою очередь, экономическую грань упрощения процедур торговли исследовали Дж. Андерсон, Ч. Заки, А. Крюгер, П. Майнор, Э. Мойзе, Т. Орлиак, Л. В. Сабельников, Э. ван Уинкуп, Р.В. Федоренко.
Различные аспекты либерализации торговли наиболее подробно рассматриваются в научных работах Д.С. Боклан, С.И. Долгова, Д.А. Изотова, И.М. Лифшица, П.А. Кадочникова, В.П. Оболенского, Дж. Ю. Стиглица, Н.Б. Тихоновой, Дж. Ходжа, Э. Чарлтона.
Целью диссертационного исследования является формулирование понятия «упрощение процедур торговли» и выявление особенностей, отграничивающих его от понятия «либерализация торговли», а также формирование рекомендаций по внесению изменений в действующий Таможенный кодекс Евразийского экономического союза в контексте упрощения процедур торговли.
Для достижения цели исследования поставлены и решены следующие задачи:
• исследовать теоретические основы упрощения процедур торговли;
• выявить наиболее прогрессивные нормы новых международных соглашений в сфере регулирования таможенных аспектов упрощения процедур торговли;
• изучить особенности упрощения процедур торговли в условиях пандемий;
• путем сравнительного анализа норм международных соглашений определить существующие пробелы в праве ЕАЭС и законодательстве Российской Федерации в исследуемой сфере;
• предложить приоритетные направления развития правового регулирования в ЕАЭС и Российской Федерации таможенных аспектов упрощения процедур торговли.
Объектом диссертационного исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся между государствами и международными межправительственными организациями в сфере упрощения таможенных процедур торговли.
Предметом диссертационного исследования выступают международно¬правовые нормы в сфере упрощения процедур торговли, которые содержатся в ряде международных договоров, разработанных Всемирной таможенной и Всемирной торговой организацией, региональными интеграционными объединениями, а также рекомендации, стандарты в рассматриваемой сфере.
Хронологические рамки диссертационного исследования охватывают период с середины XX века, когда было заключено Г енеральное соглашение по тарифам и торговле (1947 г.), до настоящего времени.
Методология и методы диссертационного исследования. Исследование базируется на использовании общенаучных (экономико-статистического, логического, исторического, аналитического) и специальных (формально-юридического, сравнительно-правового) методов исследования.
Использование данного инструментария позволило обеспечить аргументированность, достоверность выводов и предложений, сформулированных в диссертации.
Научная новизна диссертационного исследования определяется следующими положениями:
• Сформулировано понятие «упрощение процедур торговли» и сфера его действия, выявлено его соотношение с понятиями «либерализация торговли» и «упрощение таможенных процедур».
• В рамках диссертационного исследования впервые проанализированы положения Соглашения США-Канада-Мексика (далее также - ЮСМКА) и Всестороннего регионального экономического партнерства (далее также - ВРЭП) в части регулирования упрощения процедур торговли, что позволило определить особенности новейшего правового регулирования в данной сфере.
• Выявлены направления, связанные с упрощением таможенных процедур торговли, способствующие реализации современных потребностей мировой экономики для обеспечения безопасности населения в условиях возможных пандемий.
• Сформулирован ряд предложений по внесению изменений в действующие нормы права ЕАЭС и законодательные акты Российской Федерации в сфере упрощения таможенных процедур торговли.
В результате проведенного диссертационного исследования на защиту выносятся следующие положения:
1. В настоящее время в международном праве отсутствуют единые
определения понятий «упрощения процедур торговли» и «упрощения таможенных процедур». Тогда как изначально понятие «упрощение таможенных процедур» входило в состав понятия «упрощения процедур
торговли» (что следует из контекста Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур ВТамО 1973 г.), с
принятием Соглашения об упрощении процедур торговли ВТО, а также с заключением новых региональных соглашений, в т.ч. Соглашения США- Канада-Мексика и Всестороннего регионального экономического партнерства, значение обоих понятий зачастую совпадает, что свидетельствует об использовании в данных соглашениях специальной трактовки понятия «упрощение процедур торговли».
В контексте актуального международно-правового регулирования таможенных отношений государств «упрощение процедур торговли» подразумевает под собой операции, практики и формальности при сборе, предоставлении, передаче и обработке сопровождающей трансграничное движение товаров информации, которые направлены, прежде всего, на устранение нетарифных барьеров, связанных непосредственно с техническими формальностями.
2. Понятия «упрощение процедур торговли» и «либерализация торговли» могут быть разграничены по видам торговых барьеров, на преодоление которых направлено их действие. Первое понятие включает в себя правила и процедуры, направленные на сокращение временных, финансовых затрат участников ВЭД и компетентных государственных органов, на повышение уровня прозрачности, в частности, благодаря автоматизации, использованию цифровых технологий, в сфере международной торговли. В отличие от этого, понятие «либерализация торговли» включает в себя области, связанные с тарифами, импортными квотами и аналогичными нетарифными барьерами.
3. Статью 79 Таможенного кодекса ЕАЭС целесообразно дополнить пунктом 3 следующего содержания, предложенного диссертантом: «В отношении товаров гуманитарной помощи, товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, предусматривается возможность совершения таможенных операций вне времени работы и (или) вне места нахождения таможенных органов, а также освобождение от любых связанных с этим сборов». Такое добавление к действующему тексту названного международно-правового акта позволит более оперативно перемещать через границы медикаменты, средства индивидуальной защиты, товары первой необходимости и, в конечном счете, будет способствовать повышению уровня защиты населения в условиях пандемии.
4. C учетом практики Суда ЕАЭС и судебной практики государств- членов Союза, целесообразно дополнить перечень принципов таможенного регулирования в ЕЭАС принципом упрощения процедур торговли, а также раскрыть его содержание в решении Совета Евразийской экономической комиссии.
5. Пункт 7 Положения о консультативном комитете по торговле, утвержденного Решением ЕЭК от 07.03.2012 № 6, целесообразно дополнить подпунктом 7, согласно которому Подкомитет по торговой политике Консультативного комитета по торговле при Коллегии ЕЭК наделяется полномочиями по рассмотрению вопросов упрощения процедур торговли .
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что в рамках диссертационного исследования впервые раскрыт комплекс юридических, экономических, практических аспектов упрощения процедур торговли, сформулировано его определение и соотношение с понятиями «упрощение таможенных процедур»,
«либерализация», что привнесло новый подход к пониманию данных понятий, выявлены современные, отвечающие потребностям государств и участников ВЭД положения международных соглашений регионального характера в рассматриваемой сфере, при применении которых возможно эффективное упрощение процедур торговли, заложены предпосылки для последующего исследования темы.
Практическая значимость диссертационного исследования обусловлена его актуальностью и новизной. Сформулированные автором теоретические положения могут быть использованы, в первую очередь, в процессе правотворчества в рамках Российской Федерации и права ЕАЭС, других международных организаций, а также применяться в ходе практической деятельности их органов, чья компетенция тем или иным образом связана с упрощением таможенных процедур торговли.
Выводы научной работы могут быть полезны при подготовке специализированных курсов по международному экономическому праву в высших учебных заведениях, а также лечь в основу дальнейших научных исследований в сфере упрощения процедур торговли.
Апробация результатов научного исследования. Ключевые положения диссертации представлены в ряде статей, опубликованных в рецензируемых изданиях из перечня ВАК:
1. Климова И.А. Сравнительный анализ правового регулирования упрощения процедур торговли в рамках НАФТА, Соглашения США- Мексика-Канада и ЕАЭС // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. - 2020. - № 3 (42). - С. 312-322.
2. Климова И.А. Упрощение процедур торговли в условиях пандемии COVID-2019 // Вопросы экономики и права. - 2020. - № 148. - С. 49-53.
3. Климова И.А. Принцип упрощения процедур торговли в международном таможенном праве // Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер». - 2020. - № 7. - С. 28-35.
4. Воронцова Н.А., Климова И.А. Международное таможенное право в системе международного права // Московский журнал международного права. - 2016. - № 1 (101). - С. 68-78.
В рецензируемых научных изданиях, входящих в международные реферативные базы данных и системы цитирования:
1. Воронцова Н.А., Климова И.А. Либерализация и упрощение
процедур торговли: два пути к одной цели // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. - 2021. - № 1. - С. 167-183
Диссертантом были представлены научные доклады по теме научного исследования: «Некоторые таможенные аспекты упрощения процедур торговли по Соглашению USMCA и ТК ЕАЭС» на конференции «Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии» (г. Воронеж, 27 июня 2019 г.), «Международно-правовые аспекты
обеспечения безопасности цепей поставок» на XII Конвенте Российской ассоциации международных исследований (г. Москва, 21-22 октября 2019 г.)
Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, три главы (9 параграфов), заключение, список использованных источников и литературы, содержащий 184 источника, и два приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, освещается степень ее разработанности, теоретической и методологической основ работы, сформулированы цели и задачи исследования.
В первой главе «Теоретические аспекты упрощения таможенных процедур торговли» проводится анализ теоретических аспектов и концептуальных основ упрощения таможенных процедур торговли.
Во второй главе «Правовой анализ международных соглашений по вопросам упрощения процедур торговли и таможенных процедур» исследуются особенности положений международных договоров в сфере упрощения процедур торговли, а также практической реализации соответствующих мер, в том числе в условиях пандемии. Выводы, сделанные по итогам проведенного в главе анализа, используются для формулирования предложений в следующей главе, посвященной правовому регулированию упрощения процедур торговли в рамках ЕАЭС и Российской Федерации.
В третьей главе «Перспективы развития правовой базы ЕАЭС и Российской Федерации в части упрощения процедур торговли (таможенный аспект)» детальным образом изучены положения права ЕАЭС и Российского законодательства в рассматриваемой сфере и сформулированы предложения по дальнейшему совершенствованию правовой базы.
В заключении диссертации обобщаются результаты проведенного исследования, сформулированы основные выводы и рекомендации.
В диссертационном исследовании проведен многосторонний анализ упрощения процедур торговли с учетом не только его юридических, но также экономических и практических аспектов. Поскольку рассмотренная сфера является комплексной и многогранной, в международном праве отсутствует единое понимание о ее составляющих, равно как и определение самого понятия «упрощение процедур торговли».
Вместе с тем значение данной сферы в рамках мировой экономики и торговли как ее элемента заметно увеличилось в условиях существенного снижения таможенных тарифов в результате глобальной либерализации. Ввиду этого обстоятельства фокус внимания мирового сообщества сместился на вопросы преодоления технических и таможенных формальностей, которые стали альтернативным способом защиты национальных рынков.
Закономерным образом, на международном уровне предпринимаются попытки определить содержание и сферу действия понятия «упрощения процедур торговли», при этом каждая организация вкладывает в свое определение специфику собственной деятельности. Наблюдается тенденция к смешению понятий «упрощение процедур торговли» и «упрощение таможенных процедур», о чем свидетельствует содержание проанализированных в диссертации международных соглашений - СУПТ ВТО, ЮСМКА и ВРЭП - или их соответствующих разделов. По итогам изучения ряда определений «упрощения процедур торговли», автором диссертационного исследования предлагается следующий вариант специальной трактовки понятия: «упрощение процедур торговли - операции, практики и формальности при сборе, предоставлении, передаче и обработке сопровождающей трансграничное движение товаров информации, которые направлены, прежде всего, на устранение нетарифных барьеров, связанных непосредственно с техническими формальностями».
В свою очередь, из сферы действия приведенного понятия представляется необходимым исключить области, связанные с тарифами, импортными квотами, аналогичными нетарифными барьерами, и определить ее как «правила и процедуры, направленные на сокращение временных, финансовых затрат участников ВЭД и компетентных государственных органов, а также на повышение уровня прозрачности, в частности, благодаря автоматизации, использованию цифровых технологий, в сфере международной торговли».
Учитывая то, что наибольшую эффективность меры по упрощению процедур торговли приобретают в том случае, если они принимаются как можно большим числом государств, очевидна необходимость дальнейшего развития международного сотрудничества в данной сфере. Такое взаимодействие в рамках международных организаций, региональных объединений должно быть, в частности, направлено на разработку эффективной нормативно-правовой базы с учетом передового опыта и новейших практик в сфере упрощения процедур торговли.
В отношении экономического аспекта упрощения процедур торговли необходимо отметить следующее. Во-первых, это наличие ярко выраженного синергетического эффекта от принятия мер в данной сфере при одновременной либерализации торговли. Во-вторых, это наличие общей цели упрощения процедур и либерализации - оказание содействия более свободному движению потоков товаров и услуг для развития международной торговли - однако двух различных путей ее достижения: с одной стороны, упрощения технических и таможенных правил, а с другой - преодоления тарифных и нетарифных барьеров.
При этом, принимая во внимание вероятность как положительного, так и отрицательного воздействия мер по упрощению процедур торговли на экономику государств (особенно развивающихся), обязательной подготовительной стадией перед принятием таких мер должно стать прогнозирование рисков, обусловленных крупными расходами на создание или обновление технической и институциональной основ преобразований, а также потенциальными последствиями изменений нормативно-правовой базы ВЭД. На такую подготовительную стадию необходимо отнести организацию и ведение диалога между компетентными государственными органами, участниками ВЭД и экспертами, а также изучение позитивного зарубежного опыта, что позволит принять наиболее оптимальные решения по срокам, направлениям и объемам принятия мер по упрощению процедур торговли.
Необходимо также отметить, что актуальность разработки и реализации мер в данной сфере существенно возросла в условиях пандемии коронавируса (COVID-19), самым негативным образом сказавшейся на международной торговле и логистике. Так, в результате закрытия границ и транспортных ограничений сократились торговые потоки, а из-за отсутствия своевременных сведений о вводимых государствами защитных мерах увеличились задержки в рамках многих цепей поставок, существенно сократилось количество доступных помещений для хранения грузов.
Особенный вклад в восстановление нарушенных цепей поставок, прерванных торговых потоков, равно как и в ускорение поставок медицинского оборудования, средств индивидуальной защиты способно внести именно упрощение процедур торговли.
Закономерно, что реализация государствами соответствующих мер, которые предусмотрены СУПТ ВТО, Пересмотренной Киотской конвенцией (особенно Главой 5 «Поставки помощи» Специального приложения «J»»), региональными соглашениями (ТК ЕАЭС, ЮСМКА, договорами АСЕАН) позволит снизить нагрузку на государственные органы и участников ВЭД, возросшую в условиях пандемии, а также обеспечить безопасность населения благодаря оперативному и непрерывному движению товаров первой необходимости.
В условиях любой пандемии и иных кризисных ситуаций первостепенное значение среди мер по упрощению процедур торговли имеют автоматизация процессов, совместная удаленная работа компетентных государственных органов на национальном и международном уровне, оцифровка документов и переход на их бездокументарный формат. Особенно важным является своевременное и полное обеспечение участников ВЭД информацией о вводимых и действующих ограничениях, оптимизация выполнения формальностей для выделения времени на проведение обусловленного пандемией обязательного контроля, снижение потребности в личном контакте между компетентными государственными служащими и участниками ВЭД благодаря максимальной цифровизации процессов.
Что касается институционального аспекта, создание национальных и / или региональных комитетов по упрощению процедур торговли позволит эффективно координировать меры реагирования на вызовы, брошенные пандемией. Такое согласование мер возможно, в частности, на основании уже существующих в сфере упрощения процедур торговли нормативно-правовой базы, документов рекомендательного характера, многосторонних соглашений о единых стандартах и взаимном признании документов и наборов данных.
Принимая во внимание изложенное выше, в целях преодоления сложностей, возникших в условиях пандемии, представляется важным предусмотреть в отношении товаров гуманитарной помощи, товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций в действующем ТК ЕАЭС возможность совершения таможенных операций вне времени работы и (или) вне места нахождения таможенных органов, а также освобождение от любых связанных с этим сборов.
В то же время, в целом, положения ТК ЕАЭС в сфере упрощения процедур торговли довольно прогрессивны, а некоторые из них (посвященные УЭО) даже легли в основу документов ВТамО. Это свидетельствует о том внимании, которое уделяется вопросам упрощения процедур торговли на пространстве Союза, и значимости данной сферы для достижения интеграционных целей и развития цепей поставок в ЕЭАС.
Вместе с тем проведенный в диссертационном исследовании анализ теоретических основ упрощения процедур торговли, а также посвященных ему глав соглашений ЮСМКА и ВРЭП, позволил выделить ряд положений, которые могли бы быть учтены при внесении последующих изменений в ТК ЕАЭС. Такими положениями являются: дополнение перечня принципов таможенного регулирования в Союзе принципом упрощения процедур торговли, с подробным изложением его содержания в решении Совета ЕЭК; закрепление бессрочного действия предварительных решений о классификации товаров, наделение Подкомитета по торговой политике Консультативного комитета по торговле при Коллегии ЕЭК полномочиями в сфере упрощения процедур торговли; закрепление правового статуса «единого окна» ЕАЭС; дополнение группы норм в отношении экспресс- грузов; введение положения относительно обязательного учета практики и стандартов ВТамО при осуществлении таможенных операций; закрепление права публикации общедоступных сведений в сфере ВЭД, принятия предварительных решений компетентными государственными органами на государственном или любом другом языке по их выбору.
Включение перечисленных положений в действующий ТК ЕАЭС позволит повысить скорость и безопасность выполнения торговых формальностей на пространстве Союза, снизить их стоимость, а также сократить временные и финансовые расходы всех вовлеченных во внешнеторговые операции лиц.
В свою очередь, непосредственно в Российской Федерации также наметилась тенденция к повышению значимости сферы упрощения процедур торговли. Поскольку на пространстве ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование, нормативно-правовое регулирование данной сферы в Российской Федерации не должно противоречить соответствующим нормам права Союза и, таким образом, является дополняющим. В настоящее время положения в сфере упрощения процедур торговли содержатся в ряде российских федеральных законов и подзаконных актов. По результатам их исследования представляется возможным сделать вывод о необходимости их изменения и дополнения в части введения единой терминологии («упрощение процедур торговли», «единое окно») и раскрытия ее значения; увеличение или закрепление бессрочного характера действия предварительных решений в Законе о таможенном регулировании и, при их принятии, - необходимости единообразного толкования всех совпадающих по ключевым признакам фактов и обстоятельств в Приказе ФТС России от 16.04.2020 № 375.
Подводя итоги, необходимо отметить, что в диссертационном исследовании решены все поставленные задачи, что позволило достичь заявленную цель.
1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947, от 30.10.1947) // Собрание законодательства РФ. - № 37. - 10.09.2012. - С. 2916 - 2991.
2. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года (в ред. Протокола от 26 июня 1999 г.). // Собрание законодательства Российской Федерации от 08.08.2011 № 32 ст. 4810 .
3. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 марта 2012 года № 6 «О Консультативном комитете по торговле» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/ 12sr0006/.
4. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 8 мая 2015
г. № 19 «О плане мероприятий по реализации основных направлений
развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/15vr0019/.
5. Соглашение о Всестороннем региональном экономическом партнёрстве [Электронный ресурс] // ВРЭП. - Режим доступа: https://rcepsec.org/legal-text/.
6. Соглашение по таможне АСЕАН [Электронный ресурс] // АСЕАН. - Режим доступа: https://asean.org/?static post=asean-agreement-on-customs.
7. Соглашение по торговле товарами АСЕАН [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.thaifta.eom/thaifta/Portals/0/atiga.pdf.
8. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. - Режим доступа: http://www.eaeunion.org/.
9. Agreement between the United States of America, the United Mexican States, and Canada 7/1/20 Text [Electronic resource] // Office of the United States Trade Representative. - Mode of access: https://ustr.gov/trade-agreements/free- trade-agreements/united-states-mexico-canada-agreement/agreement-between.
Законодательство Российской Федерации
10. Постановление Правительства РФ от 12 мая 2017 г. № 561 «О
реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» [Электронный ресурс] // Правительство России. Режим доступа:
http://government.ru/docs/27701/.
11. Приказ ГТК РФ от 16.11.2000 № 1043 «О вступлении в силу Приказа ГТК России от 25.05.2000 № 429 «Об утверждении Инструкции о порядке таможенного оформления товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве гуманитарной помощи (содействия)» // Таможенные ведомости. - 2000. - № 12.
12. Приказ ФТС России от 01.04.2019 № 541 «Об утверждении Технологии
совершения таможенных операций в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза этими судами, с использованием Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов и признании не подлежащим применению приказа ГТК России от 12 сентября 2001 г. № 892 «Об утверждении Положения о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201909020021.
13. Приказ ФТС России от 09.01.2020 № 1 «Об утверждении
Административного регламента осуществления Федеральной таможенной службой таможенного контроля при ввозе (прибытии) товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, в Российскую Федерацию либо вывозе (убытии) товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, из Российской Федерации в международном грузовом сообщении» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202002140061.
14. Приказ ФТС России от 16.04.2020 № 375 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению таможенными органами государственной услуги по принятию предварительных решений о классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202006220057.
15. Приказ ФТС России от 30.08.2019 № 1374 «Об утверждении
Административного регламента осуществления Федеральной таможенной службой таможенного контроля при ввозе (прибытии) товаров, перемещаемых воздушным транспортом, в Российскую Федерацию либо вывозе (убытии) товаров, перемещаемых воздушным транспортом, из Российской Федерации в международном грузовом сообщении» [Электронный ресурс] //Официальный интернет-портал правовой информации.. Режим доступа:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201910210009.
...184