Практике - ориентированный метод в преподавании информатики в 10-11 классах
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретические аспекты применения практико-ориентированного метода в
обучении информатике 8
1.1 Сущность практико-ориентированного метода 8
1.2 Потенциал практико-ориентированного метода в усилении образовательных
аспектов базового курса информатики 14
2 Реализация практико-ориентированного метода на уроках информатики в
старшей школе 29
2.1 Анализ учебно-методических комплектов школьного курса информатики 10¬11 класса 29
2.2 Электронное приложение, как средство обучения информатики на основе
практико-ориентированного метода 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ А Конспект урока по теме «Информационная технология обработки данных в среде табличного процессора Excel» 47
1 Теоретические аспекты применения практико-ориентированного метода в
обучении информатике 8
1.1 Сущность практико-ориентированного метода 8
1.2 Потенциал практико-ориентированного метода в усилении образовательных
аспектов базового курса информатики 14
2 Реализация практико-ориентированного метода на уроках информатики в
старшей школе 29
2.1 Анализ учебно-методических комплектов школьного курса информатики 10¬11 класса 29
2.2 Электронное приложение, как средство обучения информатики на основе
практико-ориентированного метода 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ А Конспект урока по теме «Информационная технология обработки данных в среде табличного процессора Excel» 47
Введение в школьное образование в 2011 году новых государственных образовательных стандартов привело к переходу обучения на практико¬ориентированной основе.
В настоящее время в школьном образовании одним из преимущественных направлений является подготовка учащихся к использованию информатики в решении широкого круга проблем, возникающих в реальном мире за пределами образовательного процесса. Это обусловлено, с одной стороны, возросшим в последние десятилетия значением информатики в общей системе знаний. С другой стороны, причина происходящих в сфере российского образования изменений заключается в том, что информационные технологии проникают в разнообразные сферы жизнедеятельности людей, знания основ (и не только) информатики все больше востребованы в повседневной жизни.
В связи с чем, актуализировалась необходимость обеспечения перехода от предметно-ориентированного обучения к практико-ориентированному,реализующему практико-ориентированный метод в образовании, предполагающий подготовку школьника к профессиональной и общественной жизни. Одним из средств реализации данного метода в образовательной практики выступают практико-ориентированные задачи, которые обеспечивают связь изучаемой предметной области с окружающей действительностью, практическими навыками, умениями, реальной жизнью. Поэтому современные требования к результатам обучения информатике включают не только овладение предметными знаниями, но и умениями применять данные знания в ситуациях повседневной жизни, при решении практических задач.
В связи с этим становится актуальной разработка учебно-методических материалов к школьному курсу «Информатики и ИКТ», направленных на практико¬ориентированное содержание. Поэтому, в содержание и методику обучения информатике необходимо ввести такой содержательно-методический, учебно¬дидактический материал, который направлен на формирование, предусмотренных стандартом ключевых, предметных компетенций. Такое обучение предполагает использование практико-ориентированного метода, при котором используемый дидактический материал будет направлен на формирование тех или иных компетенций, предусмотренных школьным курсом информатики и подготовит ученика к решению реальных жизненных задач.
Важным запросом общества к подготовке выпускников общеобразовательных учреждений считается сформированность у них обширного научного мировоззрения, основанного на прочных взаимосвязях знаний и жизненного опыта, готовности к использования приобретенных знаний и умений в процессе собственной жизнедеятельности.
Реализация такого запроса должна предусматривать ориентацию образовательных систем на развитие у учащихся качеств, необходимых для жизни в современном обществе и осуществлению практического взаимодействия с объектами производства, природы, быта. Немаловажную роль в системе подготовки учащихся, к использованию полученных знаний на практике играет изучение школьного курса информатики, поскольку универсальность методов, используемых на уроках, позволяет показать взаимосвязь теоретического материала с практикой. Это устанавливает уровень значимости информатики в формировании у учеников умений решать задачи, возникающие в процессе практической жизнедеятельности человека. Выше описанное определяет актуальность рассматриваемой темы.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке учебно-дидактического электронного приложения для обучения информатики в старших классах на основе практико-ориентированного метода.
Объект исследования: процесс обучения информатике в старших классах.
Предмет исследования: процесс обучения информатике в старших классах по средствам использования практико-ориентированного метода.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
2. Проанализировать материал в учебно-методических комплектах по курсу «Информатика и ИКТ» относительно практико-ориентированного содержания;
3. Обосновать потенциал практико-ориентированного метода в усилении образовательных аспектов базового курса информатики
4. Разработать учебно-дидактическое электронное приложение по курсу «Информатика и ИКТ» для учащихся 10-11 классов на основе практико¬ориентированного метода.
Для реализации поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов:
- теоретические: системный анализ отечественной и зарубежной психолого¬педагогической, научно-методической литературы по педагогике и информатике; анализ существующих подходов к обучению информатики.
- эмпирические: обобщение опыта преподавания информатики в старшей школе; анализ содержания программ и учебно-методических комплексов по вопросам практико-ориентированного метода обучения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработано, внедрено и апробировано электронное приложение, включающее в себя теоретический материал, а также практико-ориентированные задания. Приложение может использоваться учителями информатики, а также студентами и школьниками для самостоятельной работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и электронного приложения.
В настоящее время в школьном образовании одним из преимущественных направлений является подготовка учащихся к использованию информатики в решении широкого круга проблем, возникающих в реальном мире за пределами образовательного процесса. Это обусловлено, с одной стороны, возросшим в последние десятилетия значением информатики в общей системе знаний. С другой стороны, причина происходящих в сфере российского образования изменений заключается в том, что информационные технологии проникают в разнообразные сферы жизнедеятельности людей, знания основ (и не только) информатики все больше востребованы в повседневной жизни.
В связи с чем, актуализировалась необходимость обеспечения перехода от предметно-ориентированного обучения к практико-ориентированному,реализующему практико-ориентированный метод в образовании, предполагающий подготовку школьника к профессиональной и общественной жизни. Одним из средств реализации данного метода в образовательной практики выступают практико-ориентированные задачи, которые обеспечивают связь изучаемой предметной области с окружающей действительностью, практическими навыками, умениями, реальной жизнью. Поэтому современные требования к результатам обучения информатике включают не только овладение предметными знаниями, но и умениями применять данные знания в ситуациях повседневной жизни, при решении практических задач.
В связи с этим становится актуальной разработка учебно-методических материалов к школьному курсу «Информатики и ИКТ», направленных на практико¬ориентированное содержание. Поэтому, в содержание и методику обучения информатике необходимо ввести такой содержательно-методический, учебно¬дидактический материал, который направлен на формирование, предусмотренных стандартом ключевых, предметных компетенций. Такое обучение предполагает использование практико-ориентированного метода, при котором используемый дидактический материал будет направлен на формирование тех или иных компетенций, предусмотренных школьным курсом информатики и подготовит ученика к решению реальных жизненных задач.
Важным запросом общества к подготовке выпускников общеобразовательных учреждений считается сформированность у них обширного научного мировоззрения, основанного на прочных взаимосвязях знаний и жизненного опыта, готовности к использования приобретенных знаний и умений в процессе собственной жизнедеятельности.
Реализация такого запроса должна предусматривать ориентацию образовательных систем на развитие у учащихся качеств, необходимых для жизни в современном обществе и осуществлению практического взаимодействия с объектами производства, природы, быта. Немаловажную роль в системе подготовки учащихся, к использованию полученных знаний на практике играет изучение школьного курса информатики, поскольку универсальность методов, используемых на уроках, позволяет показать взаимосвязь теоретического материала с практикой. Это устанавливает уровень значимости информатики в формировании у учеников умений решать задачи, возникающие в процессе практической жизнедеятельности человека. Выше описанное определяет актуальность рассматриваемой темы.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке учебно-дидактического электронного приложения для обучения информатики в старших классах на основе практико-ориентированного метода.
Объект исследования: процесс обучения информатике в старших классах.
Предмет исследования: процесс обучения информатике в старших классах по средствам использования практико-ориентированного метода.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
2. Проанализировать материал в учебно-методических комплектах по курсу «Информатика и ИКТ» относительно практико-ориентированного содержания;
3. Обосновать потенциал практико-ориентированного метода в усилении образовательных аспектов базового курса информатики
4. Разработать учебно-дидактическое электронное приложение по курсу «Информатика и ИКТ» для учащихся 10-11 классов на основе практико¬ориентированного метода.
Для реализации поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов:
- теоретические: системный анализ отечественной и зарубежной психолого¬педагогической, научно-методической литературы по педагогике и информатике; анализ существующих подходов к обучению информатики.
- эмпирические: обобщение опыта преподавания информатики в старшей школе; анализ содержания программ и учебно-методических комплексов по вопросам практико-ориентированного метода обучения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработано, внедрено и апробировано электронное приложение, включающее в себя теоретический материал, а также практико-ориентированные задания. Приложение может использоваться учителями информатики, а также студентами и школьниками для самостоятельной работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и электронного приложения.
Проведенное исследование было направлено на теоретическое обоснование потенциала практико-ориентированного метода обучения и разработку электронного приложения основой которого являются «живые» задачи.
В ходе анализа педагогической и методической литературы по теме исследования мы сформулировали описательное определение практико¬ориентированный метод обучения. Изучили на сколько актуальна проблема перехода от знаниевой парадигмы к практико-ориентированному обучению и выяснили, что усиление практического аспекта подготовки школьников за счет интеграции процессов формирования теоретических знаний и развития практических умений, должно повысить действенность приобретаемых учащимися знаний. Выяснили, что такой метод в обучении направлен на формирование практических навыков и готовит к школьников к решению реальных жизненных задач. На основе полученной информации, мы убедились, что практике - ориентированный метод способствует усилению образовательных аспектов базового курса информатики
Проанализировав материал в учебно-методических комплектах по курсу «Информатика и ИКТ» мы выявили, практически полное отсутствие практико¬ориентированных заданий, что и стало побуждением для создания учебно¬дидактического электронного приложения для учащихся 10-11 классов. Основой приложения являются практико-ориентированные задачи, которые разделены на три раздела:
• межпредметные;
• из общественной жизни;
• из профессиональной деятельности.
При проведении апробации данного приложения, мы убедились, что практико-ориентированный метод обучения, не только повышает интерес учащихся к информатике, но и повышает уровень знаний и умений по предмету.
В ходе анализа педагогической и методической литературы по теме исследования мы сформулировали описательное определение практико¬ориентированный метод обучения. Изучили на сколько актуальна проблема перехода от знаниевой парадигмы к практико-ориентированному обучению и выяснили, что усиление практического аспекта подготовки школьников за счет интеграции процессов формирования теоретических знаний и развития практических умений, должно повысить действенность приобретаемых учащимися знаний. Выяснили, что такой метод в обучении направлен на формирование практических навыков и готовит к школьников к решению реальных жизненных задач. На основе полученной информации, мы убедились, что практике - ориентированный метод способствует усилению образовательных аспектов базового курса информатики
Проанализировав материал в учебно-методических комплектах по курсу «Информатика и ИКТ» мы выявили, практически полное отсутствие практико¬ориентированных заданий, что и стало побуждением для создания учебно¬дидактического электронного приложения для учащихся 10-11 классов. Основой приложения являются практико-ориентированные задачи, которые разделены на три раздела:
• межпредметные;
• из общественной жизни;
• из профессиональной деятельности.
При проведении апробации данного приложения, мы убедились, что практико-ориентированный метод обучения, не только повышает интерес учащихся к информатике, но и повышает уровень знаний и умений по предмету.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2024 - Использование интерактивных средств обучения для организации внеклассной работы по математике в 10-11 классах общеобразовательной школы
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Визуальный конструктор как средство обучения программированию на уроках информатики в 10-11 классах
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Применение облачных технологий при изучении вопросов социальной информатики в 11 классе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2022 - Содержание и методика обучения математике в старших классах
Магистерская диссертация, математика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2023 - ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ МАТЕМАТИКЕ И ИНФОРМАТИКЕ НА ОСНОВЕ ПАКЕТА GEOGEBRA
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Цифровые технологии в преподавании истории в 10 классе при изучении темы Средневековья
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Уровневая дифференциация при обучении неравенствам в старших классах общеобразовательной школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020



