Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Практике - ориентированный метод в преподавании информатики в 10-11 классах

Работа №17931

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
860
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретические аспекты применения практико-ориентированного метода в
обучении информатике 8
1.1 Сущность практико-ориентированного метода 8
1.2 Потенциал практико-ориентированного метода в усилении образовательных
аспектов базового курса информатики 14
2 Реализация практико-ориентированного метода на уроках информатики в
старшей школе 29
2.1 Анализ учебно-методических комплектов школьного курса информатики 10¬11 класса 29
2.2 Электронное приложение, как средство обучения информатики на основе
практико-ориентированного метода 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ А Конспект урока по теме «Информационная технология обработки данных в среде табличного процессора Excel» 47


Введение в школьное образование в 2011 году новых государственных образовательных стандартов привело к переходу обучения на практико¬ориентированной основе.
В настоящее время в школьном образовании одним из преимущественных направлений является подготовка учащихся к использованию информатики в решении широкого круга проблем, возникающих в реальном мире за пределами образовательного процесса. Это обусловлено, с одной стороны, возросшим в последние десятилетия значением информатики в общей системе знаний. С другой стороны, причина происходящих в сфере российского образования изменений заключается в том, что информационные технологии проникают в разнообразные сферы жизнедеятельности людей, знания основ (и не только) информатики все больше востребованы в повседневной жизни.
В связи с чем, актуализировалась необходимость обеспечения перехода от предметно-ориентированного обучения к практико-ориентированному,реализующему практико-ориентированный метод в образовании, предполагающий подготовку школьника к профессиональной и общественной жизни. Одним из средств реализации данного метода в образовательной практики выступают практико-ориентированные задачи, которые обеспечивают связь изучаемой предметной области с окружающей действительностью, практическими навыками, умениями, реальной жизнью. Поэтому современные требования к результатам обучения информатике включают не только овладение предметными знаниями, но и умениями применять данные знания в ситуациях повседневной жизни, при решении практических задач.
В связи с этим становится актуальной разработка учебно-методических материалов к школьному курсу «Информатики и ИКТ», направленных на практико¬ориентированное содержание. Поэтому, в содержание и методику обучения информатике необходимо ввести такой содержательно-методический, учебно¬дидактический материал, который направлен на формирование, предусмотренных стандартом ключевых, предметных компетенций. Такое обучение предполагает использование практико-ориентированного метода, при котором используемый дидактический материал будет направлен на формирование тех или иных компетенций, предусмотренных школьным курсом информатики и подготовит ученика к решению реальных жизненных задач.
Важным запросом общества к подготовке выпускников общеобразовательных учреждений считается сформированность у них обширного научного мировоззрения, основанного на прочных взаимосвязях знаний и жизненного опыта, готовности к использования приобретенных знаний и умений в процессе собственной жизнедеятельности.
Реализация такого запроса должна предусматривать ориентацию образовательных систем на развитие у учащихся качеств, необходимых для жизни в современном обществе и осуществлению практического взаимодействия с объектами производства, природы, быта. Немаловажную роль в системе подготовки учащихся, к использованию полученных знаний на практике играет изучение школьного курса информатики, поскольку универсальность методов, используемых на уроках, позволяет показать взаимосвязь теоретического материала с практикой. Это устанавливает уровень значимости информатики в формировании у учеников умений решать задачи, возникающие в процессе практической жизнедеятельности человека. Выше описанное определяет актуальность рассматриваемой темы.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке учебно-дидактического электронного приложения для обучения информатики в старших классах на основе практико-ориентированного метода.
Объект исследования: процесс обучения информатике в старших классах.
Предмет исследования: процесс обучения информатике в старших классах по средствам использования практико-ориентированного метода.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
2. Проанализировать материал в учебно-методических комплектах по курсу «Информатика и ИКТ» относительно практико-ориентированного содержания;
3. Обосновать потенциал практико-ориентированного метода в усилении образовательных аспектов базового курса информатики
4. Разработать учебно-дидактическое электронное приложение по курсу «Информатика и ИКТ» для учащихся 10-11 классов на основе практико¬ориентированного метода.
Для реализации поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов:
- теоретические: системный анализ отечественной и зарубежной психолого¬педагогической, научно-методической литературы по педагогике и информатике; анализ существующих подходов к обучению информатики.
- эмпирические: обобщение опыта преподавания информатики в старшей школе; анализ содержания программ и учебно-методических комплексов по вопросам практико-ориентированного метода обучения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработано, внедрено и апробировано электронное приложение, включающее в себя теоретический материал, а также практико-ориентированные задания. Приложение может использоваться учителями информатики, а также студентами и школьниками для самостоятельной работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и электронного приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование было направлено на теоретическое обоснование потенциала практико-ориентированного метода обучения и разработку электронного приложения основой которого являются «живые» задачи.
В ходе анализа педагогической и методической литературы по теме исследования мы сформулировали описательное определение практико¬ориентированный метод обучения. Изучили на сколько актуальна проблема перехода от знаниевой парадигмы к практико-ориентированному обучению и выяснили, что усиление практического аспекта подготовки школьников за счет интеграции процессов формирования теоретических знаний и развития практических умений, должно повысить действенность приобретаемых учащимися знаний. Выяснили, что такой метод в обучении направлен на формирование практических навыков и готовит к школьников к решению реальных жизненных задач. На основе полученной информации, мы убедились, что практике - ориентированный метод способствует усилению образовательных аспектов базового курса информатики
Проанализировав материал в учебно-методических комплектах по курсу «Информатика и ИКТ» мы выявили, практически полное отсутствие практико¬ориентированных заданий, что и стало побуждением для создания учебно¬дидактического электронного приложения для учащихся 10-11 классов. Основой приложения являются практико-ориентированные задачи, которые разделены на три раздела:
• межпредметные;
• из общественной жизни;
• из профессиональной деятельности.
При проведении апробации данного приложения, мы убедились, что практико-ориентированный метод обучения, не только повышает интерес учащихся к информатике, но и повышает уровень знаний и умений по предмету.



1. Алферьева М.К. Практико-ориентированный подход в обучении информатике. - Саратов, 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://saratov.ito.edu.ru/2013/section/206/92368/
2. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования// Школьные технологии. - Москва, 2001. - №3. - с. 154-169
3. Ворошилова А.А Особенности организации учебной деятельности в процессе изучения темы «Обработка числовой информации» на основе практико¬ориентированного подхода - Пенза, 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://naukaip.ru/wp-content/uploads/2018/02/K-80CC6opHHK.pdf
4. Балл Г.А. Теория учебных задач. Психолого-педагогический аспект / Г.А. Балл - Москва: Педагогика, 1990. -184 с.
5. Бешенков С.А. Информатика. Систематический курс. Учебник для 10 класса - 2-е изд. - Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 431 с.:ил.
6. Бордовская Н, Педагогика электронная библиотека преподавателя
[Электронный ресурс]. - режим доступа:
http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/Bordo/01 .php
7. Брадис В.М. Методика преподавания математики в средней школе. Москва: Гос. учебно-педагог. изд. мин. прос. РСФСР, 1954. - 504 с.
8. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: учебное пособие /В.И. Гинецинский. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1992. - 151 с.
9. Губанова А.А. Деятельностный подход в обучении социальной информатике в школьном курсе / А.А. Губанова, Е.В. Киргизова // Педагогическое образование на Алтае. - 2010. - № 1. - С. 49-54.
10. Киргизова Е.В. Методика обучения студентов теоретической информатике на информационно-деятельностной основе. - Красноярск, 2010.
11. Киргизова Е.В. Методические особенности изучения прогностического и оптимизационного моделирования в курсе информатики / Е.В. Киргизова, Д.Н. Пестов, С.С. Султанбекова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. - № 51. -99-104 с.
12. Киргизова Е.В. Реализация педагогических ситуаций в процессе освоения фундаментальных знаний студентами в курсе «Теоретические основы информатики». - // Педагогическое образование на Алтае. - 2009. - № 1. - 49-58с.
13. Ковалева Т.М. Школьные умения и ключевые компетенции - что общего и в чем различие / Т.М. Ковалева // Педагогика развития: ключевые компетенции и их становление. - Красноярск, 2003. -67 с.
14. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике. Часть 1. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся. / Ю.М. Колягин - Москва: Просвещение, 1977. - 112 с.
15. Лаборатория знаний БИНОМ [Электронный ресурс]. - режим доступа: http: //metodist .lbz.ru/authors/informatika/2/
16. Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студ. пед. вузов. - Москва: Издательский центр «Академия», 2001. - 624 с.
17. Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/fz/vosp/4005/
18. Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986/
19. Могилев А.В. и др. Практикум по информатике: Учебное пособие для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 608 с.
20. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 53000 слов / под общ.ред. проф. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. Москва: Оникс, Мир и образование, 2013. - 1200 с.
21. Попова Н.А. Социокультурные аспекты развития образования в современном обществе // Современные проблемы науки и образования / Н.А. Попова - 2015. № 2-2. 610 с.
22. Практико-ориентированные задачи: структура, уровни сложности и алгоритм их составления [Электронный ресурс]. режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/642510/
23. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Е. Семакин, Е.К. Хеннер - 3-е изд. - Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 - 246 с.
24. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум в 2т. / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер - Москва: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. - 280 с.
25. Семакин И.Е., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов / И.Е. Семакин, Е.К. Хеннер, Шеина Т.Ю. - 2-е изд. - Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 - 120 с.
26. Спиридонов В.Ф. Психология мышления. Решение задач и проблем: учебное пособие / В.Ф. Спиридонов - Москва: Еенезис, - 2006. - 319 с.
27. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Базовый уровень: учебник для 10 класса - 3-е изд. / Н.Д. Угринович - Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 212 с.
28. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович - Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 180 с.
29. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: методическое пособие / Н.Д. Угринович - Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 182 с.
30. Фридман Л.М. Как научиться решать задачи: пособие для учащихся / Л.М. Фридман, Е.Н. Турецкий. - Москва: Просвещение, 1984. - 192 с.
31. Харламов И. Ф. Педагогика: учебник / И. Ф. Харламов. - 7-е изд. -. Минск: Университетское, 2002. - 560 с.
32. Щукина Е.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для пед. институтов. / Е.И. Щукина. Москва: Просвещение, 1979. - 203 с.
33. Фиошин, М.Е. Информатика и ИКТ (профильным уровень) / М.Е. Фиошин, А.А. Рессин, С.М. Юнусов -М Дрофа, 20»,
34. Хозяинов Е.И. Средства обучения как компонент педагогического процесса. Юбилейный сборник трудов ученых РЕАФК, посвященный 80-летию академии. -М.: 1998. -Т.5. -С. 130-136.
35. Энциклопедия профессионального образования:в 3-х томах:[под редакцией С.Я.Батышева]. М.: НПО, 1999. Т.2. 440 с.
36. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 96 с.
37. Якунин В.А. Педагогическая психология: учеб. пособие. Европ. ин-т экспертов. СПб.: Изд-во В.А. Михайлова: Полиус, 1998. 639 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ