Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа №179281

Тип работы

Диссертация

Предмет

экономика

Объем работы183
Год сдачи2021
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Концептуальные подходы взаимодействия государства и бизнеса в проектах государственно-частного партнерства в российской и зарубежной практики 16
1.1. Особенности моделей реализации проектов государственно-частного
партнерства в российской и зарубежной практике 16
1.2. Развитие института государственно-частного партнерства в России и
других странах 23
1.3. Регулирование финансового взаимодействия в проектах
государственно-частного партнерства. Сравнительная характеристика финансовых механизмов, используемых в Российской Федерации 32
Глава 2. Теоретические и практические аспекты методов финансирования проектов государственно-частного партнерства 46
2.1. Методы финансирования проектов государственно-частного партнерства 46
2.2. Особенности методов финансового сотрудничества в рамка
государственно-частного партнерства в России 58
2.3. Перспективы совершенствования методов финансирования проектов
государственно-частного партнерства в России 63
Глава 3. Финансовые механизмы функционирования государственно- частного партнерства: мировой и российский опыт 71
3.1. Финансовые механизмы взаимодействия государства и бизнеса:
сравнительный анализ мирового и российского опыта 71
3.2. Государственно-частное партнерство в Российской Федерации:
управление рисками финансовых механизмов как основа эффективности проекта 86
3.3. Потенциал развития и проблемы финансово-кредитных механизмов в
проектах государственно-частного партнерства в Российской Федерации 107
Заключение 116
Список литературы 126
Приложения. Приложение 1. Классификация моделей ГЧП 142
Приложение 2. Ограничения и особенности федерального закона "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации" от 13.07.2015 N 224-ФЗ 143
Приложение 3. Риски проектов государственно-частного партнерства в энергетике 146
Приложение 4. Налоговые риски финансово-кредитных механизмов в рамках проектов ГЧП 184

Актуальность исследования. В последние четыре десятилетия на рубеже XXI века государства испытывают постоянные ограничения в бюджетных средствах, направляемых на развитие инфраструктуры. С каждым годом в условиях необходимости качественного обеспечения инфраструктурой и роста уровня жизни увеличивающегося населения все более актуальными на уровне государства и в среде бизнес-сообщества Российской Федерации становятся финансово-кредитные механизмы реализации проектов государственно-частного партнерства (Далее по тексту-ГЧП). Особая важность развития ГЧП в Российской Федерации при переходе к инновационному типу экономического развития была обозначена более 12 лет назад в рамках концепции социально-экономического развития Правительством Российской Федерации.
В соответствии с концепцией экономического развития профильным Министерством еще в 2013 году были разработаны и опубликованы данные прогноза долгосрочного социально-экономического развития до 2030 года. Особую роль в стратегии занимает развитие крупных инфраструктурных объектов. Данный документ определил три периода развития. Первый период (2013-2020 годы) рассматривается как внутренняя перестройка процессов, направленных на развитие инфраструктуры в области транспорта и энергетики. Во второй период (2021-2025 годы) планируется реализовать масштабные инфраструктурные проекты, в том числе в других отраслях экономики. Предполагалось, что подобные преобразования дадут качественно новое и динамичное развитие мобильности человеческих ресурсов и транспортных потоков, что приведет к синергетическому эффекту в экономике. Третий период (2026-2030 годы) предполагает замедление роста накопления и создания инфраструктурной базы, а также предполагается сокращение государственных инвестиций в основной капитал и инфраструктурные сектора.
Однако, уже в 2018 году российские специалисты отмечали, что в среднесрочной перспективе на рост экономики могут влиять различные циклические факторы. 2020 год скорректировал самые неутешительные прогнозы. В долгосрочной перспективе сдерживающими факторами роста станут нерешенные проблемы развитых экономик, связанные со старением населения, а также медленный рост производительности труда и разрывы в доходах между самыми богатыми и самыми бедными слоями населения. При этом Россия, в настоящее время находящаяся в зоне развития экономики и имея долгосрочную положительную перспективу, в среднесрочной перспективе подвержена таким негативным тенденциям как санкции, торговые войны и последствия глобального вируса COVID 2020.
Таким образом, на фоне экономической нестабильности необходимость развития ГЧП в Российской Федерации продиктовано вполне понятными социально-политическими и экономическими предпосылками. Общепризнанно, что состояние инфраструктуры оказывает значительное влияние на развитие всего государства. Поэтому отсутствие эффективно функционирующей инфраструктуры неизбежно приводит к увеличению себестоимости товаров и услуг, естественным образом ухудшая российский экономический климат.
Как показывает мировой опыт и практика, применение механизмов ГЧП без учета всей совокупности критичных рисков приводит в конечном итоге для государственного партнера к таким негативным явлениям, как
• увеличение его объема внешнего заимствования для погашения обязательств, переходящих от частного партнера;
• повышение уровня социальной напряженности в регионах реализации крупных инфраструктурных проектов;
• кризис доверия к власти и Правительству;
Напротив, взвешенная и всесторонняя риск-ориентированная политика в отношении механизмов взаимодействия государства и бизнеса даст положительный мультипликационный эффект в рамках снижения нагрузки на бюджеты государственных партнеров, с учетом оптимального структурирования инфраструктурных проектов.
Одновременно необходимо отметить, что сегодня на законодательном уровне только частично закреплен риск-ориентированныи подход, учитывающий все возможные риски проектов, как уже реализованные в практики работы, так и потенциально возможные к реализации. Такой избирательный подход, закрепленный на законодательном уровне, не позволяет федеральным и региональным властям, выступая государственным партнером, оценить все возможные последствия реализации этих рисков, особенно проектов с крупными капиталовложениями.
Дальнейшее развитие ГЧП на разных уровнях власти сдерживается необходимостью внедрения на федеральном уровне подробной методологической нормативно-правовой базы, сформированной для решения актуальных проблем реализации финансовых механизмов при риск-ориентированном подходе.
Представляется важным и тот факт, что крупные институциональные частные партнеры не заинтересованы во внедрении подробной риск- ориентированной методологии оценки финансовых механизмов, так как для них это приведет к удорожанию проектов, а также, может привести к отказу от реализации инфраструктурного развития посредством ГЧП в пользу государственного контракта.
Таким образом, вышеназванные проблемы и риски финансово-кредитных механизмов взаимодействия государственного и частного партнеров, а также определение мер по их преодолению на основе глубокого научного исследования имеют важнейшее значение для экономического развития Российской Федерации.
Степень разработанности проблемы. Обще-методологические аспекты сотрудничества государства и частного бизнеса исследовались отечественными (Бабкин И.А., Беляков Г.С., Бернштейн И, Добрынин Л.А., Жеребов Е.Д., Лукина А.Н., Любинин Д. А., Машкевич В, Ярыгина И.З. и др.) и зарубежными учеными (D.Gaffney J.E. De Bettignies, J. Froud, T.W. Ross, G.A. Hodge, C. Greve). Результаты и необходимость использования механизма взаимодействия государственного и частного партнеров, в том числе как альтернатива государственному контракту были систематизированы на работах Демина А.В., Масловой С.В., Трынова А.В., Катаевой М.А., и др. Работы зарубежных специалистов и аналитиков, изучающих финансовые механизмы государственно-частного партнерства при осуществлении инфраструктурных проектов освещены в трудах к которым относятся:
Э.Р.Йескомб, A.M.Pollock, D.Price, J. Shaoul, и др.
В рамках диссертационной работы и выработки рекомендаций по совершенствованию финансового механизма взаимодействия в рамках ГЧП исследована методология и результаты анализа отечественных и зарубежных ученых, а так же специалистов-практиков - Бруссера П.А.,Бабкина И.А., Жеребова Е.Д, Жундрикова А., Мукумова Р., Моргунова А.В., Рудермана Д., Якуниной Е., Yang T., Long R.Y., Li W.B. и др.
Недостаточность имеющихся теоретических исследований показал глубокий и систематический анализ работ не только отечественных ученых, но и зарубежных специалистов. Данный факт привел к выводу о недостаточности имеющегося теоретического исследования такой экономической категории как риск- ориентированный анализ финансово-кредитных механизмов государственно¬частного партнерства. В рассмотренных исследованиях предметом выступают прикладные вопросы функционирования отдельных форм и проектов ГЧП, в то же время мало изученными остаются именно методологические вопросы применения финансово-кредитных механизмов реализации ГЧП прежде всего с учетом всех присущих им рисков.
Область исследования: Область исследования: соответствует паспорту научной специальности ВАК 08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит» и включает: 2.14 «Финансирование инвестиционных процессов на федеральном и региональном уровне», п. 9.3 «Развитие инфраструктуры кредитных отношений современных кредитных инструментов, форм и методов кредитования», п.10.12 «Совершенствование системы управления рисками российских банков».
Объектом исследования являются проекты государственно-частного партнерства в Российской Федерации.
Предметом исследования является финансово-кредитные механизмы проектов государственно-частного партнерства в Российской Федерации в условиях неопределенности проектных показателей из-за присущих этим проектам рисков.
Целью диссертации является формулирование нового определения процесса взаимодействия сторон с учетом закрепления концептуальных основ риск ориентированного подхода в ГЧП проектах. На основе теоретических исследований и предложенного нового понятия государственно-частного партнерства разработать классификацию рисков в финансово-кредитных механизмах государственно-частного партнерства, а также предложить механизмы практического внедрения в процесс подготовки и реализации инфраструктурных проектах практику новых риск-ориентированных подходов.
Актуальность, теоретическая и практическая значимость вышеназванных вопросов предопределили выбор указанных объекта и предмета исследования, методологию и задачи.
Для достижения указанной цели поставлены и решены следующие задачи:
1. проанализировать и систематизировать «государственно-частное партнерство» как основополагающий методологический термин;
2. расширить классификацию рисков с введением операционных рисков, как в рамках законодательства, так и в рамках действующий в настоящее время основной методики оценки эффективности, регламентирующей раскрытие финансовой составляющей проектов, реализуемых в рамках государственно¬частного партнерства;
3. раскрыть риски и их влияние на реализацию финансово-кредитных механизмов государственно-частного партнерства в Российской Федерации;
4. определить перспективные направления хеджирования рисков всех сторон проекта и предложить методы их реализации с учетом особенностей и современных реалий Российской Федерации;
5. в рамках перспектив применения финансово-кредитных механизмов в проектах ГЧП в Российской Федерации предложить методы экономического обоснования решений в отношении рисков частного партнера с учетом интересов государственного партнера направленные на минимизацию его балансовых и забалансовых обязательств.
Методологическая основа исследования. В диссертации широко используются классические общенаучные методы (абстракция, восхождение от абстрактного к конкретному, типология, индукция, дедукция, синтез, методы единства исторического и логического, методы сравнительного анализа), а также экспертный метод, метод социологических опросов и другие.
Кроме того, в диссертации активно используются количественные методы анализа на базе открытых статистических данных. На основе этих данных (в т.ч. постоянно обновляемых на сайтах Всемирного банка, МВФ, Банка России и других финансово-кредитных институтов), проведен динамический анализ данных по таким сопоставимым отраслям как строительство инфраструктурных объектов, используя современные методы количественного и качественного анализа данных.
Базой для теоретического исследования являются научные труды, как российских, так и всемирно признанных ученых и специалистов практиков в области финансово-кредитных механизмов государственно-частного партнёрства; исследовательские разработки и аналитические обзоры в специализированных экономических журналах; статистические наблюдения национальных
государственных экономических и финансовых институтов, международных финансовых организаций. Проведен анализ и сделаны выводы относительно качества законодательных и нормативно-правовых документов,
регламентирующих применяемые методы и методики определения финансовых показателей проектов государственно-частного партнерства.
Информационную базу исследования составляют материалы Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ, Федеральной налоговой службы, законодательные и нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, а также других стран, данные финансовой отчетности по реализуемым и уже реализованным проектам ГЧП, доклады и материалы «круглых столов», конференций по проблемам государственно-частных партнёрств, источники электронных баз данных в виде обзоров, интервью и исследований.
В работе использованы статистические, аналитические и информационные материалы Всемирного экономического форума, Всемирной Банка, Организации объединенных наций, сайта Правительства Российской Федерации, сайта Министерства Финансов Российской Федерации, сайта Центрального Банка РФ, Газпромбанка (АО), Национального Центр ГЧП, Департамента финансов Ирландии, Центра здоровья и общественных интересов (CHPI), компаний KPMG, PwC, McKinsey, Deloitte Touche Tohmatsu Limited, Ernst&Young, компании InfraOne Research, Платформы поддержки инфраструктурных проектов НАКДИ, учебных учреждений федерального уровня.
Обоснованность основных положений. Исследование в значительной мере также основано на практическом опыте самого автора, приобретенном в процессе работы в Газпромбанке (АО), не раз участвовавшего в качестве финансового партнера в проектах ГЧП.
Научная новизна заключается в формулировании нового теоретического определения ГЧП, разработке методов реализации финансово-кредитных механизмов ГЧП в Российской Федерации на базе нового определения с учетом предложенной новой классификации рисков. Внедрении в расчет новых предпосылок, основанных на исследовании и систематизации реализованных операционных рисков как в международной, так и российской практики ГЧП. Формулирование рекомендаций, необходимых для перспективного развития финансово-кредитных механизмов ГЧП основанных на хеджировании операционных рисков финансово-кредитных механизмов государственно-частного партнерства.
Основные научные результаты, выносимые на защиту, содержат следующие тезисы:
1. Сформулировано новое авторское определение базового экономического термина государственно-частного партнерства «как формы институционального взаимодействия государственного и частного партнеров с необходимым участием третьих лиц в том числе государственных и частных банков, международных финансовых организации, на базе комплексного риск-ориентированного подхода в целях реализации капиталоемких и социально значимых инфраструктурных проектов» [42]. Предложены новые определения операционным рискам как одной из составляющих смешанных рисков в процессах взаимодействия государства и бизнеса.
2. Расширена классификация рисков с введением смешанных рисков в категорию первого порядка, и операционных рисков в категорию второго порядка Доказано, что российская практика оценки экономической эффективности финансового механизма взаимодействия государственного и частного партнеров не содержит адекватной оценки рисков, что приводит, подчас, к выпадению из экономических расчетов таких значимых рисков как операционные, социальные, экологические, а также способов их минимизации частным партнером.
3. На основе анализа исследований проектов государственно-частного
партнерства в различных странах, а также мирового и российского опыта реализации рисков в проектах государственно-частного партнерства доказано, что в сложившейся практике реализации проектов государственно-частного партнерства в Российской Федерации отсутствует требование о расширенном финансово-экономическом обосновании частным партнером выбора
инструментов и методов количественного и качественного ограничения рисков. Детализированы недостатки финансово-экономического характера в части ограниченности процедур финансовой оценки эффективности проектов ГЧП в основополагающем федеральном законе. Также подтверждено доказательствами, что отсутствие требования о расширенном обосновании применения сценарного анализа при верификации финансовой модели, позволяет частному партнеру демонстрировать только сценарии с устойчивой финансовой моделью проекта.
4. Предложены меры для восполнения пробелов в перечне рисков, определенных в нормативных актах и оказывающих влияние на рассматриваемые проекты. Даны рекомендации по раскрытию информации о потенциальных и реализованных рисках проектов, предложены способы диверсификации рисков на законодательном уровне, что позволит не только учитывать данную информацию в расчетах финансово-экономических моделей при оценки рисков партнеров в будущих проектах, но и финансирующей стороне в виде банка, моделировать денежные потоки с учетом более детальной информации, в соответствии с требованиями Центрального Банка Российской Федерации.
5. В рамках перспективных направлений развития методов государственно¬частного партнерства предложены механизмы оценки рисков, в том числе качественными методами, в частности, повышение транспарентности статистики по реализованным и потенциально возможным рискам в проектах; даны предложения по внедрению системы оценки и сертификации качественных и устойчивых инвестиционных проектов с учетом мировых практик; предложено подготовить программы высшего и специального профессионального образования в области ГЧП, их аккредитации и внедрения в учебный процесс вузами соответствующей профессиональной направленности.
Значимость диссертации состоит в развитии методологии и практики применения финансово-кредитных механизмов государственно-частного партнёрства с учетом риск-ориентированного подхода.
Теоретическая значимость работы заключается в возможности применения предложенных выводов при совершенствовании государственных механизмов регулирования в сфере развития ГЧП; для совершенствования действующей системы расчета финансовых показателей экономической эффективности проектов; в процессе развития и совершенствования нормативной базы ГЧП (законодательных и подзаконных актов); для совершенствования существующей классификации рисков. Авторское определение базового термина «государственно-частного партнерства» с учетом рисков позволит дополнить российскую научную доктрину в области ГЧП, а разработанная классификация рисков ГЧП изменит как практические, так и теоретические подходы к оценки финансово-кредитных механизмов государственно-частного партнерства. Исследование предполагается к использованию в высших и профессиональных учебных заведениях, а также аспирантов по учебным дисциплинам в области финансово-кредитного взаимодействия частного капитала и государства в реализации инфраструктурных проектов, а также в рамках курса по освоению риск- менеджмента в кредитной организации.
Предложения и рекомендации диссертации могут быть использованы для эффективного контроля рисков проектов государственными органами власти на федеральном и региональном уровне и бизнес-партнерами участников проектов. Внедрение полученных результатов на практике позволит повысить качество оценки эффективности проектов ГЧП со стороны государства. Так же результаты исследования важны кредитующим финансовым институтам, в том числе в части учета рисков проектов в финансово-кредитных механизмах финансирования проектов ГЧП, а также для реализации нормативных требований Центрального Банка Российской Федерации.
Практическая значимость диссертации заключается в возможности применения ее материалов при разработке государственной политики в сфере развития и регулирования ГЧП, для реформирования существующей системы расчета финансово-кредитных механизмов, экономической эффективности проектов, при совершенствовании регламентирующих законодательных и подзаконных документов; для совершенствования существующей системы рисков в рамках методологии финансовой оценки.
Апробация результатов исследования. Основополагающие выводы диссертационной работы в рамках раскрытия проблемных вопросов при реализации финансово-кредитных механизмов были опубликованы в ряде научных изданий, а также были использованы автором в качестве основы на профильных конференциях и саммитах:
-Саммит «Государство и бизнес: Партнерство ради будущего» Москва,
27 .05. 2019 года;
-Конференция «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса». 12.08.2019 года;
- 78 международной научно-методической и научно-исследовательской
конференции, организованной Московским автомобильно-дорожным институтом (ГТУ)» (г. Москва, МАДИ (ГТУ), 2020),
-Всероссийская научно-практическая конференция «Стратегии бизнеса и их интернационализация» (г. Москва, Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации 2020);
-Международная выставка «Военно-технический форум «Армия 2020», круглый стол: риски в военно-техническом комплексе» (Москва,2020)
Практический аспект состоит не только в системном анализе автором диссертационной работы основных проблем развития финансово-кредитных механизмов ГЧП в Российской Федерации, но и в разработке как рекомендаций по учету влияния рисков в методиках расчета экономической эффективности, так же и решений, которые обеспечат дальнейшее развитие всей отрасли ГЧП в целом.
Предложения и рекомендации диссертации могут быть использованы для эффективного контроля рисков проектов государственными органами власти на федеральном и региональном уровне и бизнес партнерами. Предложения и рекомендации диссертации могут быть использованы в рамках эффективного контроля проектов государственными органами власти на федеральном и региональном уровне, а также бизнес партнерами в лице финансирующих организаций и банков, для адекватной оценки рисков в экономических расчетах в рамках последующей разработки соответствующих этим рискам финансово- кредитных механизмов. Таким образом, внедрение полученных результатов на практике позволит повысить качество и действенность используемых финансово- кредитных механизмов при реализации проектов ГЧП.
В рамках апробации результаты исследования использованы в курсе лекции программ «Риск-менеджмент в кредитной организации» в МГИМО МИД РФ и «Международный банковский бизнес» в Финансовой Академии при Правительстве Российской Федерации.
Публикации. По теме исследования опубликовано 5 работ объёмом 4,72 авторских печатных листа, в том числе 4 статьи в периодических научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ, 1 статья - в издании, входящем в российский индекс научного цитирования.
Структурно диссертация состоит из 185 страниц, включающих введение из 15 страниц, 3 главы, 9 параграфов, заключение, в общем объеме 125 страниц, списка сокращений, списка литературы, включающего 126 источников (47 - на иностранном языке), 6 таблиц, 5 рисунков, 2 диаграммы, 4 приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время одной из важных задач Правительства Российской Федерации является развитие институтов взаимодействия государства и бизнеса. Утвержденный в 2018 году «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года» [31] будет скорее всего пересмотрен с учетом мирового спада экономики, спровоцированным, в том числе, COVID-19. При этом, на фоне глобальной экономической нестабильности острая необходимость развития ГЧП в Российской Федерации обусловлена целым рядом социально-политических и экономических причин, так, например, экономически доказано, что отсутствие эффективно функционирующей инфраструктуры неизбежно приводит к повышению себестоимости товаров и услуг населению, естественным образом ухудшая общую экономическую ситуацию в стране.
Как показывает мировой опыт, применение механизмов ГЧП без учета особенностей финансово-кредитных механизмов приводит, в конечном итоге, к реализации рисков государственного партнера, а именно, к
• росту объемов внешних заимствований, в т.ч. для погашения обязательств частного партнера;
• повышению уровня социальной напряженности в регионах реализации крупных инфраструктурных проектов;
• кризису доверия к власти и правительству.
Напротив, осуществление взвешенной риск-ориентированной политики в сфере финансово-кредитных механизмов взаимодействия государства и бизнеса даёт положительный мультипликативный эффект в следующих направлениях:
• появление новых источников финансирования;
• сокращение давления на бюджеты всех уровней путем как привлечения средств крупных частных инвесторов, так и перенесении части затрат на конечных потребителей;
• организация поддержки инфраструктурных проектов на уровне государства и международных институтов;
• сокращение возможных рисковых событий за счет хеджирования рисков, в том числе путем взвешенного перераспределения рисков между сторонами проекта;
• методология процессов и проектов;
• совершенствование качества предоставляемых конечным
потребителям услуг.
Дальнейшее развитие ГЧП сдерживается на федеральном и региональном уровнях, с одной стороны, отсутствием адекватной институциональной среды, а, с другой стороны, необходимостью разработки и внедрения подробной нормативной правовой базы, ориентированной на внедрение и последовательную реализацию риск-ориентированного подхода в рамках развития финансово-кредитных механизмов ГЧП.
Одновременно необходимо отметить, что крупные институциональные частные партнеры в настоящее время объективно не заинтересованы во внедрении подробной риск-ориентированной методологии оценки финансовых механизмов, так как для них это означает удорожание проектов ГЧП, что, в свою очередь, может приводить к отказу от реализации инфраструктурного развития в форме ГЧП в пользу государственного контракта.
Таким образом, вышеназванные проблемы и риски финансово-кредитных механизмов взаимодействия государственного и частного партнеров, а также определение мер по их преодолению на основе всестороннего и глубокого научного исследования имеют важное значение для экономического развития Российской Федерации.
В диссертации на основе различных методов исследования были решены следующие практические и теоретические задачи, которые поставил перед собой автор:
1. предложить авторскую формулировку определения государственно¬
частного партнерства, как формы институционального взаимодействия государственного и частного партнеров;
2. расширить классификацию рисков ГЧП проектов с введением смешанных рисков;
3. раскрыть понятие операционных рисков и их влияние на реализацию финансово-кредитных механизмов ГЧП в России;
4. определить перспективные направления хеджирования рисков обоих сторон соглашения в рамках реализации ГЧП проекта, предложить методы их реализации с учетом особенностей и современных российских реалий;
5. в рамках перспектив применения финансово-кредитных механизмов в проектах ГЧП в Российской Федерации предложить методы экономического обоснования решений в отношении рисков частного партнера с учетом интересов государственного партнера, направленные на минимизацию его обязательств.
Первая группа задач была решена путем теоретических исследований фундаментального определения института государственно-частного партнерства. Наиболее релевантные определения термина «государственно-частное партнерство» были подвергнуты критике, определившей список недостатков. Систематизация всего многообразия терминов «государственно-частное
партнерство» позволила сформулировать определение государственно-частного партнерства, отражающее один из главных принципов, а именно: «институциональное взаимодействие государства и частных компаний с возможным участием третьих лиц в виде банков и других международных финансовых организаций на базе комплексного риск-ориентированного подхода и анализа совокупности рисков проекта, в целях реализации капиталоемких и социально значимых инфраструктурных проектов».
Вторую группу задач позволило решить проведенное автором исследование финансово-кредитных механизмов, утвержденных федеральным законом №224- ФЗ. Исследование выявило пробелы, которые влияют не только на юридическую форму взаимодействия государства и бизнеса, но и отражаются на принципах финансово-кредитных механизмов в проектах государственно-частного партнерства. Так, например, законодательно утверждается необходимость описания рисков на всех этапах разработки проекта, в том числе, в первичном предложении частного партнера, а также утверждается необходимость предоставления информации об эффективности проекта, сравнительных преимуществах предполагаемого к реализации проекта на основе экономических показателей, при этом ни в самом Законе № 224-ФЗ, ни на уровне официально утвержденных методических рекомендации не вводится классификация или категорирование рисков проектов ГЧП.
В рамках диссертационного исследования, рассматривая различные модели взаимодействия ГЧП для реализации инфраструктурных проектов, обобщая как уже полученный практический опыт реализации инфраструктурных проектов на территории России, так и рассматривая классическую классификацию рисков, представленную во многих научных работах, было выявлено отсутствие определения рисков специфического смешанного типа для проектов государственно-частного партнерства. Данные риски, по мнению автора, относятся к категориям первого порядка, т.е. наиболее критичным рискам, включающим, в том числе операционные риски проектов.
В диссертации автором предложена формулировка определения операционных рисков с учетом специфики финансового взаимодействия партнеров в рамках ГЧП: «операционные риски ГЧП можно определить как внутреннее и внешнее мошенничество, вызванное как действиями, так и бездействиями сотрудников как со стороны государственного, так и частного партнера, искажение информации и/или предоставление неполной информации, нарушение внутренних политик и процедур, IT сбои, ошибки управленческих решений сторон партнерства» [42].
Третьей группой задач, решенных в рамках диссертации, стали исследования моделей и методов финансово-кредитных механизмов взаимодействия государственного и частного партнеров и источники финансирования проектов ГЧП в мировой и Российской практике. В диссертации отмечено, что привлечение финансирования в рамках размещения облигационного заимствования на стадии строительства (инвестиционной стадии) представляет собой практически невозможную к реализации задачу в современных реалиях Российской Федерации. Анализ методов финансирования проектов государственно-частного партнерства показал, что финансирование проектов ограничено не только бюджетом государственного партнера, но и требованиями Центрального Банка Российской Федерации, как к проектным компаниям, так и финансирующим банкам. Реализацию проектов государственно-частного партнерства методом проектного финансирования в Российской Федерации осложняет политическая обстановка санкционного поля, когда финансирующая сторона не может предоставить кредитование на сроки, превышающие десятилетний период, что невозможно для крупных инфраструктурных проектов, когда инвестиционная фаза длиться более десяти лет.
Четвертой группой задач, решенных автором, было исследование финансово¬кредитных механизмов взаимодействия государства и частных партнеров. Именно глубокая проработка механизмов и скрытых в них рисках дают то необходимое теоретическое и практическое знание, которое привело к максимально релевантным рекомендациям в заключении исследования. Данная часть исследования посвящена всестороннему анализу теоретических и практических аспектов «Методики оценки эффективности проектов государственно-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества»[22] Так на основе указанной Методики расчета экономической эффективности и социально¬экономического эффекта частный партнер, заинтересованный реализовать проект, должен предоставить государственному партнеру математически рассчитанные и качественно оцененные модели расчета, в том числе, модели с учетом рисков проекта.
Теоретическими предпосылками, направленными на решение данной задачи диссертации стали вопросы:
• отвечает ли теоретико-методологическая база Методики лучшим
мировым практикам реализации ГЧП проектов;
• включает ли Методика требования о глубоком анализе частным партнером всех присущих проекту рисков как частного, так и государственного партнера на протяжении всех фаз жизни проекта;
• содержит ли Методика утвержденную возможность применения вариантов в расчетах финансовых моделей и обоснования частным партнером выбора предпосылок моделей;
• отражает ли Методика общемировые тенденции и требования к расчету рисков финансово-кредитных механизмов в проектах государственно-частного партнерства проанализированные во второй главе научного исследования;
Практическими задачами исследования стали предложенные автором рекомендации.
По результатам исследований, были сформулированы выводы в отношении «Методики оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, и определения его сравнительного преимущества» [22]. Данные выводы подтверждают, что действующая в настоящее время Методика оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, и определения его сравнительного преимущества не соответствует лучшим мировым практикам и не учитывает всех рисков финансово-кредитных механизмов проектов ГЧП, а именно:
• расчет финансовых показателей проекта осуществляется без учета операционных и экологических рисков проекта, что особенно важно при реализации строительных проектов, проектов в сфере энергетики и транспорта;
• расчет финансовых коэффициентов и других показателей проекта не содержит прямых требований к увеличению расходов на суммы хеджирующих инструментов проекта, что позволяет не учитывать расходы на страхование и иные связанные с минимизацией рисков расходы в финансовых моделях;
• отсутствует требование о мотивированном обосновании в рамках применения значений вероятных отклонений, учитываемых при расчете объема принимаемых публичным партнером обязательств в случае возникновения рисков при реализации проекта ГЧП, и объема принимаемых государственным партнером обязательства при реализации ГЧП контракта в процентах с указанием инструментов и методов сокращения возможных вероятностей;
• отсутствует требование о мотивированном обосновании применения сценарного анализа при верификации финансовой модели, что позволяет применять только те сценарии, которые позволяют демонстрировать устойчивость финансовой модели проекта;
• отсутствует дифференцированный подход к расчету критически важных рисков с учетом отраслевой специфики.
Пятой группой задач необходимых решить в рамках перспектив развития финансово-кредитных механизмов, является определенная неустойчивость налогового законодательства Российской Федерации, наличие противоречий между специальными и общими нормами Налогового Кодекса Российской Федерации, которые, в свою очередь, влияют на показатели движения денежных средств и расчеты финансовой модели, от которой зависит не только принятие решения государственным партнером о реализации проекта в рамках проектов ГЧП, но и получение финансирования от банковских структур.
Результатом анализа исследуемых проблем стали следующие выводы:
• отсутствует законодательная возможность применения института «tax rulling» или его аналога, т.е. получения заключения налогового органа по сделке, обязательного для самих налоговых органов, которое позволит частному партнеру иметь уверенность в том, что в будущем у него не возникнет претензий со стороны регулятора.
• в налоговом законодательстве в настоящее время не урегулированы специальные нормы, относящиеся к механизмам в рамках финансового взаимодействия сторон ГЧП соглашения в части налогообложения грантов и субсидий, как в отношении обложения полученных сумм НДС, так и в отношении налога на прибыль.
• отсутствуют четко урегулированные на законодательном уровне правила работы как с налогом на добавленную стоимость при подписании договора, отличного от концессионного соглашения, так и с налогом на прибыль.
• различие в подходах налогового законодательства к соглашениям в рамках ГЧП от требований к концессионным соглашениям в части налога на имущество.
Выводы, сформированные автором в результате диссертационного исследования, определили новые теоретические подходы, необходимые к внедрению в рамках совершенствования финансово-кредитных механизмов в проектах государственно-частного партнерства. Автором разработаны и предложены к реализации практические предложения по усовершенствованию экономических мер в рамках практики применения финансово-кредитных механизмов государственно-частного партнерства в части:
1. Введения авторского определения «государственно-частного партнерства», как механизма, основанного на риск-ориентированном подходе с учетом всех рисков, присущих проектам ГЧП;
2. Предложения использовать новую классификацию рисков, присущих механизмам финансово-кредитного взаимодействия государства и бизнеса, с разделением рисков на группы первого, второго и третьего порядков, с введением таких понятий как: смешанные риски и операционные риски.
3. Разработки рекомендаций Министерству экономического развития для изменения Методики оценки эффективности проектов ГЧП в части:
• внедрения как математической, так и качественной оценки ключевых рисков проекта, в которых, кроме финансовых и эксплуатационных рисков, учитываются экологические риски проекта, рассчитанные как на текущую экологическую ситуацию, так и на будущие экологические и климатические изменения;
• утверждения методики расчёта объема государственной поддержки в
чистом выражении текущей стоимости в процентах от номинального валового внутреннего продукта (ВВП) страны, с утверждением минимального порогового значения и эталонного значения, позволяющим иметь конкурентное преимущество при наличие нескольких бизнес партнеров в рамках одного проекта;
• определения критериев фундаментального анализа и финансово-экономических подходов к хеджированию операционных, экологических и климатических рисков;
• утверждения необходимости экономического обоснования частным партером выбранных стресс-сценариев при расчете вероятности реализации рисков проекта;
• утверждения перечня необходимых для представления государственному партнеру документов в рамках предполагаемого к реализации проекта с обязательным наличием разработанной стратегии экологической безопасности, представленной частным партнером для утверждения государственной стороной;
• утверждения перечня необходимых для представления государственному партнеру документов в рамках предполагаемого к реализации проекта с обязательным наличием разработанной стратегии социально-экономической безопасности региона реализации проекта, в случае, когда проекты затрагивают население с возможной передислокацией в другие регионы.
• утверждения перечня критически важных рисков, с учетом дифференцированного подхода и отраслевой специфики проекта.
4. Разработки рекомендаций для внесения изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации в части урегулирования противоречий между двумя формами реализации инфраструктурных проектов концессий и ГЧП, а также упразднении противоречий в части НДС, грантов и субсидий, налога на прибыль и налога на имущество, а также ввести институт tax ruling вне зависимости от наличия соглашения о финансовом мониторинге.
5. Монетарным регуляторам разработать механизмы формирования так называемых «длинных денег» путем расширения возможностей пенсионных фондов по вложению средств пенсионных накоплений граждан в долгосрочные облигационные займы инфраструктурных проектов с государственной гарантией' выплат, введение льготных налоговых ставок при вложении средств граждан в долгосрочные облигационные займы инфраструктурных проектов с государственной гарантией выплат, расширение круга частных инвесторов, имеющих право на налоговые вычет и т.п.



1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ(ред. от 18.03.2019, с изм. от 03.07.2019)
URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=320 455&fld=134&dst=101193,0&rnd=0.9355132725311459#03305460384327785
2. Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве,
муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 13.07.2015 N 224-ФЗ (последняя редакция)
URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/
3. Федеральный закон от 21.07.2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в действующей редакции URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572/
4. Налоговый Кодекс Российской Федерации, часть 2 , введен в действие 5 августа 2000 года N 117-ФЗ, в действующей редакции. URL:http//www.eg- online.ru/document
5. Федеральный закон "О синдицированном кредите (займе) и внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 31.12.2017 N 486-ФЗ (последняя редакция)
URL:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 286745
6. Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-ФЗ (последняя редакция
URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 32834/6b7655fdaf77358008 d1a45d1af486448e375375/#dst214
7. Положение Банка России от 3 ноября 2009 года N 346-П "О порядке расчета размера операционного риска в действующей редакции. URL:http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189730/
8. Федеральный Закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» в действующей редакции URL: http://consultant.ru/
9. Федеральный закон от 08.12.2020 № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» URL:https://mmfin.gov.ru/ru/perfbmance/budget/federal_budget/budgeti/2021/?id_65= 132143
10. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», URL:http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425
11. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» ,URL: https://torgi.gov.ru/restricted/notification/notificationView.htmUnot ificationId=32502894&lotId=32503128&prevPageN=1
12. Постановление Правительства Новосибирской области от 01.07.2016 № 198-п «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на территории Новосибирской области». URL:http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/5400201607050001/
13. Постановление Правительства Новосибирской области от 07.05.2013
№ 199-п «Об утверждении государственной программы «Развитие
здравоохранения Новосибирской области на 2013-2020 годы», URL:https://www.lawmix.ru/zakonodatelstvo/2185361/
14. Постановление Правительства РФ от 19/10/2020 № 1704 Об
утверждении Правил определения новых инвестиционных проектов, в целях реализации которых средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, подлежат направлению на осуществление субъектом Российской Федерации бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры URL: http://static.government.ru/media/files/OXSZx9dv7YMhKZnAjBEk4WeVuTTUYEs4. pdf
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2011 года N 964 "О порядке осуществления деятельности по страхованию и обеспечению экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6936; 2013, N 5, ст. 407; 2014, N 47, ст. 6564; 2016, N 14, ст. 1992; 2018, N 48, ст. 7402; 2019, N 25, ст.
...126


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ