Актуальность исследования обусловливается наличием значительного числа трудностей, с которыми сталкивается семья ребенка с интеллектуальным нарушением. Трудности вызваны особенностями отношения социального окружения к детям с интеллектуальными нарушениями и их семьям, вопросами социализации, необходимостью сопровождения такого ребенка в течение всей жизни.
Дети с интеллектуальными нарушениями не могут получить высшего образования, а перечень доступных специальностей ограничен узким кругом и не может удовлетворить всех профессиональных запросов данной категории детей и их родителей. Изменяются взаимоотношения семьи с социальным окружением: к ребенку приковано пристальное внимание и естественное желание родителей снизить количество социальных контактов (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л.А. Нисневич; М.М. Кабанов; Л.М. Шипицына). Все это является причиной глубоких переживаний родителей, ведущих к возникновению хронического стресса (М.С. Голубева; Л.М. Колпакова; Л.А. Нисневич; В.В. Ткачева; Л.М. Шипицына).
В научной литературе проводятся исследования совладающего поведения «особых» детей и их семей (М.П. Билецкая; М.С. Голубева; Е.А. Иванова; Л.М. Колпакова и др.), однако исследований совладания с ситуацией наличия интеллектуального нарушения у ребенка недостаточно.
Отечественные исследователи большое внимание уделяют изучению особенностей воспитания, развития, обучения детей, имеющих интеллектуальные нарушения (В.В. Воронкова, С.Д. Забрамная, Б.В. Зейгарник, Д.Н. Исаев, В.В. Лебединский, В.И. Лубовский, И.И. Мамайчук, А.Р. Маллер, Е.М. Мастюкова, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, Л.М. Шипицына и др.), а также изучению межличностных отношений, личностных особенностей их родителей (И.С. Багдасарьян; И.В. Добряков, О.В. Защиринская; Л.Г. Заборина; И.Ю. Левченко; В.В. Ткачева и др.). Исследований, касающихся изучения особенностей совладающего поведения родительниц, имеющих детей с интеллектуальными нарушениями, недостаточно.
В отечественной психологии изучением вопроса совладания с трудностями занимаются исследователи: Н.О. Белорукова, М.С. Голубева, Т.В. Гущина, А.Л. Журавлев, М.С. Замышляева, Е.А. Иванова, Т.Л.Крюкова, Е.В. Куфтяк, Е.А. Петрова, О.Б. Подобина, М.В. Сапоровская, Е.А. Сергиенко, С.А. Хазова, Н.С. Шипова и др.
Совладающее (копинг) поведение в отечественных психологических исследованиях на сегодняшний день понимается как осознанная, осмысленная, произвольная активность субъекта, позволяющая ему справиться с трудной жизненной ситуацией, ослабить или смягчить ее стрессовое воздействие. (Л.И. Анцыферова, 1994; Р.М. Грановская, 2000, 2007; А.Л. Журавлев, Т.Л. Крюкова, Е.А. Сергиенко, 2008; Т.Л. Крюкова, 2006).
Изучение данной проблемы позволяет определить закономерности и специфику совладания в данной ситуации, может послужить основой для создания психологических программ помощи членам семьи. Все это указывает на объективные основания в пользу актуальности избранной темы и перспективности исследования.
Объект: совладающее поведение матерей в диаде «мать-ребенок с интеллектуальным нарушением».
Предмет исследования: стратегии совладания матерей в диаде «мать - ребенок с интеллектуальным нарушением», расширение спектра продуктивного совладания матерей.
Общая гипотеза исследования: мы предполагаем, что особенности и последствия психологического стресса для матерей в диаде «мать-ребенок с интеллектуальным нарушением» обусловлены рядом диспозиционных и ситуационных факторов и определяют ресурсные возможности коррекции в сложившейся хронической стрессовой ситуации.
В заключении диссертационного исследования подведены основные итоги работы, обобщены основные результаты и сформулированы следующие выводы.
прогнозируемости (что характерно для трудной жизненной ситуации).
2. В диадической ситуации «мать - ребенок с интеллектуальным нарушением» у матерей выявлена большая представленность стратегий, ориентированных на эмоции, направленных на снижение эмоционального напряжения: «избегание», «отвлечение», сравнительно редкое использование «проблемно-ориентированного» копинга и «самоконтроля».
3. Существуют различия совладающего поведения в ситуации наличия в семье одного ребенка с интеллектуальным нарушением (эмоционально ориентированный копинг, конфронтация, избеганиие) и в ситуации наличия двоих детей, из которых лишь один имеет интеллектуальное нарушение, где проблемно- фокусированный копинг представлен более широко (положительная переоценка, самоконтроль, планирование решения проблем). Однако в обеих группах наблюдается низкая активность в использовании и предпочтении стратегий, связанных с обращением к социальному окружению.
4. Наличие второго ребенка с типичным развитием в семье играет существенную роль в осознанности жизни матерей, где проблемно-фокусированный копинг представлен более широко (положительная переоценка, самоконтроль, планирование решения проблем).
Присутствие в сознании субъекта жизненных целей, а также удовлетворенность процессом жизни можно считать копинг-ресурсом, способствующим выбору продуктивного совладания.
5. Подтвердилась обусловленность выбора способов совладания,
используемых матерями при переживании ситуации интеллектуальных нарушений у ребенка, совокупностью факторов: диспозиционного (ориентацией
оптимизма/пессимизма, смысложизненными ориентациями, эмпатийными способностями, отношение матерей к семейным ролям), ситуационного (наличие умственной отсталости у ребенка, наличие в семье с умственно отсталым ребенком второго ребенка с сохранным интеллектом).
6. Ситуация наличия интеллектуального нарушения у ребенка в диаде «мать - ребенок» негативно влияет на смысложизненные ориентации матерей («цели» в жизни менее точны и менее конкретны, у них, как правило, ниже показатель «Локус контроля-Я» (Я — хозяин жизни), «Локус контроля-жизнь» или представление об управляемости жизни, направленность и временная перспектива размыты).
7. Низкий уровень пессимизма и умеренный уровень оптимизма можно рассматривать в качестве ресурса, который обеспечивает выбор продуктивных стратегий. Преобладание пессимизма способствует редкому выбору проблемно-ориентированного копинга, то есть пессимизм снижает вероятность использования проблем решающих способов совладания.
8. В целом, анализируя соотношение эмпатии и копинг-поведения в диаде «мать-ребенок с интеллектуальным нарушением» и в диаде «мать-ребенок с типичным развитием», выявлена следующая особенность: средний уровень эмпатии соотносится с умением планировать, с поиском социальной поддержки, а низкий уровень эмпатии способствует использованию непродуктивных способов совладания.
9. Копинг-стили/стратегии, используемые матерями ребенка с интеллектуальными нарушениями, определяются отношением матерей к разным сторонам семейной жизни. Факторами, создающими препятствия в использовании продуктивного совладания (по методике PARI), являются: отсутствие товарищеских отношений между родительницами и детьми, которые выражаются в отсутствии равенства родителей и ребенка, в отсутствии предоставления возможности ребенку высказаться; чрезмерное вмешательство в мир ребёнка; ощущение «жертвенности» матерей.
10. Матери в диаде «мать-ребенок с интеллектуальным нарушением» проявляют амбивалентное отношение к ребенку, где отсутствует оптимальный баланс опеки и требований. Отсутствие оптимального баланса проявляется в недостаточном эмоциональном контакте, в излишней эмоциональной дистанции с ребенком, одновременном установлении отношений зависимости.
11. Программа тренинговых занятий способствует укреплению и расширению спектра способов продуктивного совладания матерей через реконструкцию отношений в диаде «мать - ребенок с интеллектуальным нарушением».
12. По прошествии длительного периода времени у матерей сохранился позитивный, статистически значимый сдвиг основных показателей, диагностируемый про итогам реализации тренинговой программы. Однако матери нуждаются в психологическом сопровождении на всех этапах, связанных с возрастными кризисами ребенка с интеллектуальным нарушением.
Отмечено, что в результате исследования все гипотезы получили подтверждение. Вместе с тем вопрос исследования психологии копинга, развития продуктивного
совладания остается актуальным и достойным дальнейшего изучения, в ходе которого могут быть раскрыты новые значимые грани этого феномена.
1. Моисеева, С. Н. Изучение влияния уровня осознанности смысложизненных ориентаций на выбор матерями, воспитывающими умственно отсталого ребенка, стратегии совладания // Теория и практика общественного развития. Научный журнал. - Краснодар: Изд. Центр «ХОРС», 2013. - №10. - С. 173¬176. (Авторский вклад 89%) (0,456 п. л.)
2. Моисеева, С. Н. Изучение влияния уровня эмпатических способностей на выбор матерями, воспитывающими умственно отсталого ребенка, копинг-стратегии // Теория и практика общественного развития. Научный журнал. - Краснодар: Изд. Центр «ХОРС», 2013. - №12/1. - С. 174-177. (Авторский вклад 87 %) (0,456 п. л.)
3. Моисеева, С. Н. Изучение влияния жизненных ориентаций оптимизма/пессимизма на выбор матерями, воспитывающими умственно отсталого ребенка, копинг-стратегий // Теория и практика общественного развития Научный журнал. - Краснодар: Изд. Центр «ХОРС», 2014. - №12/1. - С.138-141. (Авторский вклад 88%) (0,456 п. л.)
4. Моисеева, С. Н. Исследование устойчивости результатов тренинговой программы по укреплению продуктивных способов совладания с трудностями у матерей, имеющих детей с интеллектуальной недостаточностью // Научное мнение. Научный журнал - СПб.: Санкт-Петербургский университетский консорциум, 2017.- № 4. - С. 93-96. (Авторский вклад 89 %) (0,456 п. л.).
Статьи в научных журналах, сборниках материалов научных, научно-практических конференций:
5. Моисеева, С. Н. Развитие позитивного отношения родителей к ребенку с интеллектуальной недостаточностью // Акмеология: качество развития человека: материалы Межрегиональной научно-практической конференции (Иваново, 1Ѳ февраля 2Ѳ1Ѳ). - Иваново: ООНИ ИвИ ГПС МЧС России, 2Ѳ1Ѳ. - С. 143-146.
6. Моисеева, С. Н. Личностные особенности родителей, воспитывающих ребенка с интеллектуальной недостаточностью// Актуальные вопросы современной психологии педагогики: сборник докладов международной научной конференции (Липецк, 2Ѳ марта 2Ѳ1Ѳ). - Т. II. - Психологические науки. - Липецк: Изд. Центр «Де-факто», 2Ѳ1Ѳ. - С. 24-29.
7. Моисеева, С. Н. Психологические особенности семьи, воспитывающей ребенка с умственной отсталостью // Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 сентября 2Ѳ12 г. в 14 частях. Ч. 4. Тамбов: изд-во ТРОО «Бизнес¬Наука-Общество», 2Ѳ12. - С. 57-59.
8. Моисеева, С. Н. Программа коррекционно - развивающих занятий по формированию навыков совладания со стрессами у родителей, воспитывающих детей с умственной отсталостью: «Мы все можем!» // Научный журнал: материалы VI Международной конференции студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых «Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых» Университет - новой школе / под ред. И. Ю. Добродеевой, 2Ѳ13. - №2.1. - С. 74-76.
9. Моисеева, С. Н. Изучение осмысленности жизненного пути родителями, воспитывающего умственно отсталого ребенка// Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 3Ѳ мая 2Ѳ13г. в 8 частях. Ч. 3. - Тамбов: изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Творчество», 2Ѳ13. - С. 96-97.
10. Моисеева, С. Н. Особенности копинг-стратегий матерей в ситуации воспитания ребенка с умственной отсталостью // Современные концепции научных исследований: сборник научных работ по материалам V международной научно-практической конференции. 29-3Ѳ августа, 2Ѳ14 г. Москва: ЕСУ, 2Ѳ14. - №5. - С. 117-119.
11. Моисеева, С. Н. Копинг-поведение родительниц умственно отсталого ребенка, в ситуации воспитания одного и двоих детей // Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории нового времени: материалы II международной научно-практической конференции. - Екатеринбург: НАУ, 2Ѳ14. - №2. - С. 133-135.
12. Моисеева, С. Н. Особенности совладающего поведения подростков из неблагополучных семей // Научный альманах, №11-5(13), 2015. - С. 2Ѳ8-209.
13. Моисеева, С. Н. Взаимосвязь совладающего поведения и отношения к семейной жизни матерей, воспитывающих детей с интеллектуальными нарушениями // Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие: сборник научных трудов по материалам IV Международной научной конференции 22-24 сентября 2Ѳ16 г. в 2 т. Т. 2. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2Ѳ16. - С. 79¬81.