Государственный долг: структура и управление (Московский Университет им. С.Ю. Витте)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 5
1.1. Понятие и сущность государственного долга 5
1.2. Классификация и структура государственного долга 12
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА НА ЭКОНОМИКУ 17
2.1. Макроэкономические и социальные последствия государственного долга 17
2.2. Управление государственным долгом 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 5
1.1. Понятие и сущность государственного долга 5
1.2. Классификация и структура государственного долга 12
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА НА ЭКОНОМИКУ 17
2.1. Макроэкономические и социальные последствия государственного долга 17
2.2. Управление государственным долгом 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Актуальность темы исследования обусловлена, тем, что на сегодня существование государственного долга является объективно обусловленным явлением для стран с рыночной экономикой. В период трансформации российской экономики вопрос государственного долга является весьма актуальным. Формирование государственного долга – это следствие использования государством кредитных ресурсов. Причиной возникновения государственного долга является неспособность страны функционировать за счет собственных средств, а причиной его роста – неумение использовать эффективно заемные финансовые ресурсы. В то же время, на современном этапе существуют различные мнения и взгляды относительно влияния государственного долга на развитие экономики страны и ее экономического роста.
Увеличение размеров государственного долга в РФ, а также при отсутствии любой возможности остановить этот процесс, не оказывая пагубного влияния на экономику, заставляют подробно и тщательно изучать и анализировать причины возникновения долга и появление новых подходов к решению данной проблемы. Проблема государственного долга является весьма актуальной как для России с ее переходной экономикой, так и для экономически развитых государств.
В экономической зарубежной и отечественной литературе достаточно развернуто представлен содержательный анализ государственного долга и особенностей его формирования. Изучением этого вопроса занимались представители кейнсианской и классической экономических школ, а также сторонники теории рациональных ожиданий. На основе их наработок базировались собственные исследования о влиянии долга на экономику, которые осуществляли Р. Масгрейв, Р. Барро, Дж. Кейнс, Г. Моультон, А. Пигу, Д. Рикардо, Л. Вальрас, А. Хоутри, К. Викселль Дж. Кэмпбелл, Г. Менкью и другие. В работах таких исследователей, как: Алиева З.Б Баранова А.Е., Воробьева О.А., Глущенко С.И., Кудашкин И.В., Соснина Д.Д., Халитова А.Д., Цветкова Д.И. и другие раскрыты различные аспекты проблемы государственного долга.
Предметом исследования является совокупность экономических, организационных и правовых отношений, возникающих в результате формирования дополнительных ресурсов государства.
Объектом исследования выступает государственный долг, формирующийся в результате политики дефицитного финансирования в современной экономике, его экономическая и институциональная структура.
Целью курсовой работы является изучение сущности государственного долга, его структура и управление, его влияния на экономическую стабильность.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
‒ рассмотреть понятие и сущность государственного долга;
‒ провести классификацию и определить структуру государственного долга;
‒ исследовать макроэкономические и социальные последствия государственного долга;
‒ проанализировать управление государственным долгом.
В качестве методологической базы курсовой работы использовались общенаучные принципы познания экономических явлений: диалектический, системный, конкретно-исторический, научно-функциональный анализ и обобщения изучаемых процессов, а также другие принципы, позволяющие рассмотреть изучаемые процессы и выявить противоречия.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованных источников.
Увеличение размеров государственного долга в РФ, а также при отсутствии любой возможности остановить этот процесс, не оказывая пагубного влияния на экономику, заставляют подробно и тщательно изучать и анализировать причины возникновения долга и появление новых подходов к решению данной проблемы. Проблема государственного долга является весьма актуальной как для России с ее переходной экономикой, так и для экономически развитых государств.
В экономической зарубежной и отечественной литературе достаточно развернуто представлен содержательный анализ государственного долга и особенностей его формирования. Изучением этого вопроса занимались представители кейнсианской и классической экономических школ, а также сторонники теории рациональных ожиданий. На основе их наработок базировались собственные исследования о влиянии долга на экономику, которые осуществляли Р. Масгрейв, Р. Барро, Дж. Кейнс, Г. Моультон, А. Пигу, Д. Рикардо, Л. Вальрас, А. Хоутри, К. Викселль Дж. Кэмпбелл, Г. Менкью и другие. В работах таких исследователей, как: Алиева З.Б Баранова А.Е., Воробьева О.А., Глущенко С.И., Кудашкин И.В., Соснина Д.Д., Халитова А.Д., Цветкова Д.И. и другие раскрыты различные аспекты проблемы государственного долга.
Предметом исследования является совокупность экономических, организационных и правовых отношений, возникающих в результате формирования дополнительных ресурсов государства.
Объектом исследования выступает государственный долг, формирующийся в результате политики дефицитного финансирования в современной экономике, его экономическая и институциональная структура.
Целью курсовой работы является изучение сущности государственного долга, его структура и управление, его влияния на экономическую стабильность.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
‒ рассмотреть понятие и сущность государственного долга;
‒ провести классификацию и определить структуру государственного долга;
‒ исследовать макроэкономические и социальные последствия государственного долга;
‒ проанализировать управление государственным долгом.
В качестве методологической базы курсовой работы использовались общенаучные принципы познания экономических явлений: диалектический, системный, конкретно-исторический, научно-функциональный анализ и обобщения изучаемых процессов, а также другие принципы, позволяющие рассмотреть изучаемые процессы и выявить противоречия.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованных источников.
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
Большие размеры внутренних и внешних заимствований, а также рост затрат на их обслуживание объективно обусловливают необходимость решения проблемы государственного долга, поиска путей его оптимизации. Особого внимания заслуживает и тот факт, что государственный долг напрямую связан с национальной безопасностью страны, что в современных экономических условиях все больше приобретает характер не только финансовой, но и социально-политической проблемы.
Государственный долг прямо или косвенно влияет почти на все процессы социально-экономической жизни государства: экономический рост и распределение доходов; бюджетный дефицит и размер денежной массы в обращении (что тесно связано с темпами инфляции); динамику совокупного спроса и предложения; уровень потребления и накопления; кредитный рейтинг страны. Хотя государство в процессе проведения реформ должно категорически отказываться от заимствования средств, однако при этом следует помнить, что, как и любой экономический инструмент, заем может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на национальную экономику. С одной стороны, привлечение дополнительных ресурсов увеличивает финансовый потенциал страны, а с другой, наряду с чрезмерными государственными расходами, несбалансированностью бюджета, с неэффективной налоговой системой, ошибками в политике, рост долга может спровоцировать финансовые кризисы, ограничить инвестиционную активность в стране.
Государственный долг может выступать и как средство обеспечения стабильности в стране, и, наоборот, как фактор усиления угроз и рисков. Только применение эффективной стратегии управления государственным долгом в России будет способствовать рациональному использованию заимствований и создаст необходимые условия для оптимизации долговой нагрузки на бюджет. Главной в этом контексте должна стать минимизация государственного долга, достижение оптимального соотношения между внутренними и внешними источниками финансирования потребностей социально-экономического развития страны, которое предусматривает увеличение собственных финансовых ресурсов и улучшение инвестиционного климата. Не ослабляя внимания к привлечению внешних ресурсов, правительство должно обеспечить приоритетность инвестиционных источников перед кредитными.
В России остается нерешенным вопрос раскрытия информации о задолженности страны и стандартизации понятийного аппарата; существует проблема контроля использования государственных средств и персональной ответственности должностных лиц.
Таким образом, важно и дальше внимательно рассматривать экономическую природу государственного долга, выявлять основные тенденции и специфические особенности его формирования, обосновывать предложения по совершенствованию механизма управления государственным долгом и его обслуживанием в условиях переходной экономики России.
Большие размеры внутренних и внешних заимствований, а также рост затрат на их обслуживание объективно обусловливают необходимость решения проблемы государственного долга, поиска путей его оптимизации. Особого внимания заслуживает и тот факт, что государственный долг напрямую связан с национальной безопасностью страны, что в современных экономических условиях все больше приобретает характер не только финансовой, но и социально-политической проблемы.
Государственный долг прямо или косвенно влияет почти на все процессы социально-экономической жизни государства: экономический рост и распределение доходов; бюджетный дефицит и размер денежной массы в обращении (что тесно связано с темпами инфляции); динамику совокупного спроса и предложения; уровень потребления и накопления; кредитный рейтинг страны. Хотя государство в процессе проведения реформ должно категорически отказываться от заимствования средств, однако при этом следует помнить, что, как и любой экономический инструмент, заем может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на национальную экономику. С одной стороны, привлечение дополнительных ресурсов увеличивает финансовый потенциал страны, а с другой, наряду с чрезмерными государственными расходами, несбалансированностью бюджета, с неэффективной налоговой системой, ошибками в политике, рост долга может спровоцировать финансовые кризисы, ограничить инвестиционную активность в стране.
Государственный долг может выступать и как средство обеспечения стабильности в стране, и, наоборот, как фактор усиления угроз и рисков. Только применение эффективной стратегии управления государственным долгом в России будет способствовать рациональному использованию заимствований и создаст необходимые условия для оптимизации долговой нагрузки на бюджет. Главной в этом контексте должна стать минимизация государственного долга, достижение оптимального соотношения между внутренними и внешними источниками финансирования потребностей социально-экономического развития страны, которое предусматривает увеличение собственных финансовых ресурсов и улучшение инвестиционного климата. Не ослабляя внимания к привлечению внешних ресурсов, правительство должно обеспечить приоритетность инвестиционных источников перед кредитными.
В России остается нерешенным вопрос раскрытия информации о задолженности страны и стандартизации понятийного аппарата; существует проблема контроля использования государственных средств и персональной ответственности должностных лиц.
Таким образом, важно и дальше внимательно рассматривать экономическую природу государственного долга, выявлять основные тенденции и специфические особенности его формирования, обосновывать предложения по совершенствованию механизма управления государственным долгом и его обслуживанием в условиях переходной экономики России.
Подобные работы
- Анализ качества структуры капитала организации (Московский Университет им. Витте)
Дипломные работы, ВКР, финансовый менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - Управление конфликтами в организации на примере ПAO «Иркутскэнерго»
Главы к дипломным работам, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2016 - Управление источниками финансирования на предприятии на примере государственного учреждения (Алтайский Государственный Университет)
Курсовые работы, финансовый менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2018 - Управление интегрированными маркетинговыми коммуникациями в сфере туристических услуг КНР
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА МОСКВЫ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - Структурная политика государства (Московский университет им. Витте)
Курсовые работы, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2021 - Различия в управлении персоналом в России и Китае
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2021 - Учет и анализ логистических затрат с целью повышения эффективности деятельности организации (Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Смоленский филиал))
Дипломные работы, ВКР, логистика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫМИ РИСКАМИ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



