ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические предпосылки исследования 6
1.1. Когнитивная метафора в лингвистике 6
1.1.1. Сущность и определение когнитивной метафоры 7
1.1.2. Типы и виды когнитивной метафоры 17
1.1.3. Функции когнитивной метафоры 25
1.2. Рекламный дискурс как лингвистическая категория 30
1.3. Реклама как способ речевого воздействия 37
Выводы по ГЛАВЕ 1 46
ГЛАВА II. Функционирование когнитивной метафоры в рамках англоязычного рекламного дискурса 48
2.1. Когнитивная модель «Товар - человек» 48
2.2. Когнитивная модель «Товар - животное» 56
2.3. Когнитивная модель «Товар - средство достижения нового» 64
2.4. Когнитивная модель «Товар - волшебство» 69
2.5. Когнитиная модель «Товар - военное оружие» 74
Выводы по ГЛАВЕ II 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 86
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 87
Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена изучению проблемы функционирования когнитивных метафор в англоязычном рекламном дискурсе.
Проблема функционирования когнитивных метафор в английском языке широко исследуется учеными-лингвистами. Исследователи пытаются определить как закономерности функционирования метафорических наименований, так и описать их особенности и характерные черты.
Метафоры в большинстве случаев являются не только стилистическим синонимом или субститутом некоторой языковой единицы, но и предлагают новую трактовку определенного явления, новый ракурс его рассмотрения, содержат новую морально-этическую оценку явления. Возникновение большого количества концептуальных метафор в различных типах дискурса может свидетельствовать об изменении социальных ориентиров в опред е- ленных сферах человеческой жизни.
Несмотря на обилие работ, посвященных метафорической проблем а- тике, они не исчерпывают всех возможных аспектов ее освещения. В частности, не так много исследований метафоры в англоязычном рекламном тексте. Отсюда выявление типологии метафоры представляет интерес не только в лингвистическом и когнитивном плане, но и в более широком контексте, например, для понимания общего смысла рекламы в современном социуме.
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что в последнее время использование метафор в различных дискурсах отличается особой интенсивностью, они получают исключительно широкое распространение в общественно значимых сферах речевой деятельности, одной из которых является реклама. При восприятии рекламного текста очень важно, чтобы образ, возникающий у потенциального покупателя, надолго остался в его сознании.
В связи с расширением сфер услуг и рекламной деятельности, исследование явления метафоризации в рамках когнитивного подхода представляет большой интерес.
Объектом настоящего исследования является когнитивная метафора.
В качестве предмета изучения рассматривается когнитивная метафора в рамках англоязычного рекламного дискурса, выступающая функционально-коммуникативным явлением, реализующимся в тексте.
Цель настоящей работы заключается в исследовании когнитивной метафоры в англоязычных текстах рекламного дискурса.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Выяснить сущность и мотивы метафоризации;
2. Изучить различные подходы к определению и классификациям когнитивной метафоры;
3. Рассмотреть функции метафоры;
4. Рассмотреть понятие «рекламный дискурс» как лингвистическую категорию;
5. Исследовать особенности использования когнитивной метафоры в англоязычном рекламном дискурсе.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют работы отечественных и зарубежных ученых: в области теории явления метафоры - О.И. Глазуновой, Н.Д. Арутюновой, М.Б. Никитина, М. Блэк, Э.В. Будаева, Дж. Лакофф, Е.С. Кубряковой, Н.Н. Болдырева и др.
Фактическим материалом для исследования выступают англоязычные рекламные тексты, отобранные методом сплошной выборки с интернет-сайтов известных компаний-производителей. Общее число языковых контекстов, которые были изучены в рамках исследования, составили более 300.
В процессе анализа использовались следующие методы исследования: анализ литературы по исследуемой проблеме, обобщение, классификация; анализ словарных дефиниций, контекстуальный анализ, описательный метод.
Апробация работы ф состоялась ф на Международной научно-практической конференции «Вопросы образования и мнауки» в г.Тамбов ш30 ноября 2018 г.цВ рамка работы секции был делан доклад «Метафора англоязычном рекламном тексте». Результаты исследования нашли отражение в научной статье, которую приняли к публикации в сборнике ф «Вестник научных конференцийф2018 г.»
Также результаты исследования были представлены на IV Международной научно-практической конференции «Инновационные подходы к решению социально-экономических, правовых фи педагогических проблем в условиях развития современного общества» ф29-30 ноября ф2018г. В рамках работы секции был представлен доклад «Специфика употреблениям метафоры в англоязычном рекламном тексте». Научную статью приняли к публикации в сборнике Филиала АНОО ВО «ВЭПИ» в старый Оскол в,2018 г.
Структура работы: Данное исследование состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка использованной литературы, Списка использованных словарей, Спискам источников фактического материала.
Во Введении определяется актуальность работы, ш формулируются объект и и предмет исследования, цель задачи исследования, и указываются методы исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические предпосылки исследования рамках рассмотрения языкового явления когнитивной метафоры и лингвистической категории рекламного дискурса.
Во второй главе производится анализ и употребления и особенностей когнитивной метафоры в англоязычном рекламном дискурсе.
В Заключении излагаются основные выводы, ^рассматриваются перспективы дальнейшей разработки проблематики, связанной с употреблением когнитивной метафоры в английском языке.
Настоящее исследование, посвященное „изучению использования когнитивных метафор в ^англоязычном рекламном ^дискурсе, представляет собой нфрагмент исследования функционирования когнитивных метафор в фан- глийском языке.ф
Метафоризация ф в современном англоязычном рекламном дискурсе представляетфюбой средствофжрытого воздействияфна аудиторию.^
Намиу был проведет анализ ^фактического материала, ^представленного англоязычнымиигекстами вурекламном дискурсе. Можнофговорить офтом, что эффективность метафористического воздействияирекламных текстовина ауди- ториюфобусловлена разноплановостью явлениянметафоризации.м
Когнитивная метафора представляет собой многостороннееилингвисти- ческое явление, обладающее й своеобразной лингвистической, психологической^ социальной спецификой.
Современная ^реклама внимательна и ^вежлива по отношению ук потребителям, ведь и таким образом онаЪ охватывает большую аудиторию и и успешно выполняет свою рольу по привлечению новых покупателей. Когнитивные метафоры в рекламе используют удля того, чтобы ^создать впечатление, чтоувсе проблемынуже решень^и представить образ рекламиру- емогомговара в болеемвыигрышном свете.
Таким образом,фочевидно, что рекламный дискурс широкофиспользует метафору как когнитивную модель описания товара, котораяфэбъективирует результатыфиентальных процессовфи расширяетфв англоязычномфрекламном дискурсе лимитыфупотребления одногофконцепта черезфропоставление его характеристика характернымифчертами другихжонцептов. Перспективы изуче- нияфданной темыфпредполагают изучениефшглоязычного рекламного дискурса в проекциифна русскоязычный для определениян/ниверсальных когнитив- ныхуметафор.
1. Аакер Д.А. Создание сильных брендов - М.: Изд. дом Гребенникова, 2008. - (Бренд). - 440 с.
2. Абовян А.В. Рекламные издания: исторический и типологический аспекты: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10 - Ростов н/Д., 2004. - 153 с.
3. Абрамова Г. А. Метафора в тексте англоязычной рекламы / - Киев, 1980.
4. Алефиренко Н.Ф. Дискурс как смыслопорождающая категория (дискурс и вторичное знакообразование) // Язык. Текст. Дискурс: межвузовский научный альманах / под ред. Г.Н. Манаенко. - Ставрополь: Изд-во ПГЛУ, 2005. - С. 5 - 13.
5. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: учебное пособие - М.: Флинта: Наука, 2014. - 416 с.
6. Алешина В.В. Лингвистические особенности англоязычных рекламных слоганов. - Уфа: Студцентр, 2014. - 218 с.
7. Амири Л.П. Языковая игра в российской и американской рекламе: ав- тореф. дис. ... к. филол. н., 10.02.19 / - Ростов н/Д.: Ростовский гос. ун-т, 2007. - 26 с.
8. Ананич М.И. Основы рекламной деятельности / Новосибирск, 2001. - 87 с.
9. Андреева А. Парфюмерный нейминг, или полный крах маркетинга [Электронный ресурс] // Теория моды. Одежда. Тело. Культура. - № 28 (лето 2013). - Режим доступа: http://www.nlobooks.ru/node/3694.
10. Андреева Н.П. Лингвистические и стилистические особенности английской терминологии рекламы и рекламных текстов: на материале английских и американских реклам: дис. ... к. филол. н., 10.02.04 - Омск, 2007. - 216 с.
11. Апресян В. Ю., Апресян Ю. Д. Метафора в семантическом представлении эмоций // Вопросы языкознания. - 1993. - No3.
12. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Том I. Лексическая семантика (синонимические средства языка) - М.: Языки русской культуры, 1995. - 464 с.
13. Арбиб М. А. Метафорический мозг. - М.: Мир, 1976. - 296с.
14. Аристотель. Поэтика. - М.: Гослитиздат, 1984. -183 с.
15. Арнольд И. В. Стилистика современного английского языка (стилистика декодирования): Учеб. пособие для студентов пед. институтов. - Л.: Просвещение, 1981. - 264 с....112