ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ВОЙНЫ В ПЕРИОДЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1. Войны Древней Греции 6
1.1.1. Троянская война 6
1.2. Войны Средневековья 9
1.2.1 Турецко-Византийская война 9
1.2.2. Реконкиста 11
1.2.3. Столетняя война 12
1.3. Войны во времена эпохи Возрождения 16
1.3.1. Восьмидесятилетняя война 16
1.3.2. Ливонская война 20
1.4. Войны во времена постмодернизма 22
1.4.1. Первая мировая война 22
1.4.2. Вторая мировая война 23
ГЛАВА 2 Концепт «война» в литературе 27
2.1. Произведения рассказывающие о войнах в эпоху Троянской войны 27
2.1.1. «Илиада» Гомер 27
2.2. Произведения рассказывающие о войнах в эпоху Средневековья 30
2.2.1. «Песнь о Роланде» ( предп. Турольд ) 30
2.2.2. «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь» 33
2.3. Произведения рассказывающие о войнах в эпоху Возрождения 39
2.3.1. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Мигель де Сервантес
Сааведра» 39
2.3.2. «Ромео и Джульетта» Уильям Шекспир 42
2.4. Произведения рассказывающие о войнах в эпоху Постмодернизма 49
2.4.1. «На Западном фронте без перемен» Эрих Мария Ремарк 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
Актуальность темы. Проведение данного исследования обусловлено тем, что постоянность войн влияет на людей по разному, и в связи с этим у многих людей разное восприятие войны. Основой данного исследования будут произведения зарубежных авторов.
На сегодняшний день, практически каждый человек знает о слове «война», но далеко не каждый знает, что это такое. Лишь те люди, которые принимали в этом участие знают определение этому слову. В истории человека было очень много войн, начиная от локальных, заканчивая мировыми.
С самого своего появления человек воюет против кого-то. Только за последние 5,5 тыс. лет на нашей планете прошло более 14,5 тыс. больших и малых войн, в которых погибло или умерло от голода, эпидемий свыше 3,6 миллиардов человек. Такую цену человечество заплатило за “продолжение политики иными средствами” (определение войны, данное К.Клаузевицем).
Война - это политический конфликт за территорию или власть, который ведут две или больше стороны. Как правило, стороны в таком военном конфликте имеют практически равные силы, отчего долгое время нельзя установить преимущество той или иной стороны, а также исход конфликта.
Любой военный конфликт чреват тяжелыми последствиями и огромными потерями среди мирного населения. Во время Второй Мировой войны большое количество молодых людей было вывезено за границу для работы на другую сторону конфликта. Таким образом, одна сторона теряет цвет нации. И это уже не говоря о тех людях, которые были убиты на полях битвы, в массовых расстрелах.
Независимо от того локальная война или мировая, они, помимо гигантского разрушения всех отраслей народного хозяйства влекли за собой трагическую гибель и уничтожение миллионов людей. В этих военных конфликтах погибали не только солдаты или офицеры, то есть те, кто непосредственно участвовал в военных событиях, но и миллионы из числа мирного населения, среди которых было немало молодых людей, которые в дальнейшем могли принести пользу своим государствам.
Если в древнем мире, войны, как правило, велись в интересах рабовладельцев и сводились к захвату рабов, то в средние века феодальные войны преобразовались из войн за рабов в войну за земли и людей для увеличения доходов господствующих классов.
Во времена промышленности большие державы путем военного конфликта стремительно расширяли свои владения, рынки, перестраивали под себя всю политику и экономику мира. К концу XIX века дальнейший раздел территорий огромными государствами неминуемо вел к войне. Первая мировая война была войной за передел мира и власти. Через некоторое время начинается и Вторая мировая война.
После этих двух событий и их катастрофических последствий, казалось бы, что войны больше никогда не возникнут. Человечество, видя последствия, не должно допускать, каких-либо войн.
И тем не менее, войны продолжают возникать и по сей день. Тот или иной регион, втягивая в себя несколько государств, уносит десятки и сотни тысяч жизней.
На тему войны было создано огромное количество произведений. Начиная от античности автора по разному описывали данное событие. Одни показывали войну как что-то эпическое, другие же показывали это как нечто повседневное, третьи показывали жизнь обычного солдата на войне, описывали его мысли, желания, и т.п.
Из всего этого можно вычленить объект и предмет исследования:
Объектом исследования является сознание авторов и героев их произведений.
Предметом исследования является процесс формирования и восприятия значения война в произведениях зарубежных авторов.
Проанализировав несколько произведений, можно сделать вывод, что практически во всех произведениях и в жизни каждого человека занимает свое место борьба. Человек воюет или с другим человеком из-за политических разногласий, или борется со своим собственным «Я», борется против мнения общества, против природы, против определенных норм.
Из каждого проанализированного в данной работе произведения можно почерпнуть ту или иную мысль касательно войны или борьбы человека.
В «Илиаде» Гомера видно, что люди не хотят воевать, хоть и во время чтения первое, что бросается в глаза это храбрость и мужество воинов. Но видно, что война не нужна этим людям и они не могут полностью насладится своей жизнью.
«Песнь о Роланде» показывает нам картину уже более реалистичной войны (по сравнению с «Илиадой») где проявляется жестокость и безрассудство людей, которое прощается королем. В этом же произведении была сказана чудесная антивоенная мысль: "For heroism tempered with common sense is a far cry from madness; Reasonableness is to be preferred to recklessness. Frenchmen have died because of your senselessness."
И под завесу произведения, после смерти Роланда, мы видим, как скорбит по нему король, и что у него нет больше желания воевать. Таким образом можно сделать вывод, что от одного человека, порой, исходит больше мотивации для воинов, чем от короля, и даже сам король теряет свой боевой дух.
Затем, в «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь» можно разглядеть борьбу человека с обществом, и как человек идет на ненужные ему действия для одобрения окружающих и своего авторитета.
«Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса является полной противоположностью произведению, описанному выше. Дон Кихот, рыцарь, которого не волнует чужое мнение, в то время, когда все его считают безумцем, он по прежнему идет к своей цели, не взирая ни на что.
«Ромео и Джульетта» Уильям Шекспир. Всемирная классика, в которой рассказывается о противостоянии двух враждующих семей. В произведении автор показывает нам, что борьба против норм общества, тоже может быть выиграна.
«На Западном фронте без перемен» Эрих Мария Ремарк. Произведение которое подробно описывает ужасы, которые люди видят каждый день на войне. В нем человек борется против другого человека, борется против себя, пытаясь не дать внутреннему «животному» выйти наружу.
В заключение всему этому можно сказать, что война может быть любой, как внутренней, так и всемирной, и не забывается никогда. Она всегда приходит в сны к тем, кто ее пережил. Но это не значит, что мы, не видев ее, имеем право забыть. Мы живем для того, чтобы предотвратить последующие войны.
На сегодняшний день, некоторые люди, повторяют фразу о том, что война не является завершенной, до тех пор, пока не был похоронен последний солдат. Но есть ли конец у войны, если поисковые бригады каждый сезон находят сотни погибших солдат, которые так и остались лежать на поле боя?
1. Большаков О. Г. История Халифата. 2. Эпоха великих завоеваний (633—656). М.: Восточная литература, 1993.
2. Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.392-393.
3. Владимир Запорожец. Сельджуки. — М.: Воениздат, 2011. — 296 с.
4. Всемирная история. В 24 томах. Том 18. Канун первой мировой войны. - М.: Литература, 2012. - 528 с.
5. История Испании / отв. ред. В.А. Ведюшкин, Г.А. Попова. Первый том. М., 2012
6. Королюк В. Д. Ливонская война. Из истории внешней политики Русского централизованного государства во второй половине XVI в. — М.: АН СССР, 1954. — 114 с.
7. Кусаинова Е. В. Русско-ногайские отношения и казачество в конце XV—XVII веках — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2005.
8. Садиков П. А. Поход татар и турок на Астрахань в 1569 г. // «Исторические записки». — М., 1947. — Т. 22.
9. Шаскольский И. П. Русско-ливонские переговоры 1554 г. и вопрос о ливонской дани // Сборник статей Международные связи России до XVII в.. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1961. — С. 380.
10. Шефов Н. А. Все войны мира. Древняя Русь. Московское царство. Российская империя. — М.: Вече, 2004. — 464 с.
11. Erich Maria Remarque. All Quiet on the Western Front. Random house - 2015.
12. Gerard J. Brault. La Chanson de Roland. Penn State University Press; Student edition - 1990.
13. James Winny (translation). Sir Gawain and the Green Knight. Broadview Press - 1992.
14. Miguel de Cervantes Saavedra. Don Quixote de La Mancha.P.A. Motteuxtransalate. Random House - 1941.
15. The Iliad of Homer. Chicago: University of Chicago Press, 1951.
16. William Shakespeare. Romeo and Juliet. Kindle Edition. Wisehouse Classics; 1 edition - 2018.