ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретические аспекты формирования продуктовой стратегии организации ... 7
1.1 Продуктовая стратегия в системе стратегий организации 7
1.2 Методы формирования продуктовой стратегии организации 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нарастание кризисных явлений в экономике России в последние 3 года вынуждает большинство организации осуществлять радикальные преобразования в своей деятельности. Особенно глубоко негативные рыночные процессы проникли в сферу услуг, и в частности такой её сегмент как рынок продовольственных товаров. Это подтверждается статистическими данными - во-первых, в 2016 году ускорился рост цен на продовольственные товары до 19,1% в среднегодовом выражении против 10,1% годом ранее. Во-вторых, индекс физического объема розничного оборота продуктами питания показал отрицательную динамику, снизившись на 9,2% к уровню 2015 года.
В этих условиях доминантной компонентой стратегии успеха организаций продовольственного рынка становится потребитель, для которого приоритет цены играет все большую роль (согласно информации ВЦИОМ, экономить на продуктах приходится 71% населения России). Организации конкурируют за потребителя, предлагая ему больше ценности, разнообразия или дополнительный сервис за те же деньги. Следовательно, все больше возрастает значимость маркетинговой составляющей в продуктовом бизнесе. Стремясь как можно более полно удовлетворить потребности потенциальных потребителей, в ситуации жесткой ценовой конкуренции организации вынуждены разрабатывать все более совершенные продуктовые стратегии. Хорошо разработанная и продуманная продуктовая стратегия это одна из составляющих для успешного существования организации на рынке. Продуктовая стратегия имеет много направлений, но в первую очередь она направлена на изучение рынка товаров, для получения наибольших экономических результатов в процессе функционирования организации. Именно от реализации продуктовой стратегии зависят дальнейшие перспективы организации в сфере освоения рынка и продвижения товаров.
Необходимость поиска новых продуктовых решений для организаций продовольственного рынка в условиях экономической нестабильности и определяет актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Проблемы формирования и оценки продуктовой стратегии организации на продовольственном рынке освещены в фундаментальных трудах отечественных авторов: А.А.Башкирова, Ю.К.Беляева, Р.Ж. Бекова, Т.А. Железова, С.С.Морковина, Н.И. Покалюк, Д. Рагель, А.В.Фишера и др.
Целью написания выпускной квалификационной работы является формирование и оценка продуктовой стратегии организации на продовольственном рынке
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить теоретические аспекты формирования продуктовой стратегии организации;
- провести анализ организационной среды ОАО ТД «Русский холодъ»;
- разработать и дать оценку продуктовой стратегии ОАО ТД «Русский холодъ».
Объектом исследования является торговое предприятие ОАО «ТД «Русский Холодъ», расположенное в г. Красноярске. Основным видом деятельности которого является оптовая торговля мороженым и заморозкой.
Предметом исследования являются теоретические вопросы и практические аспекты, касающиеся аналитического процесса формирования продуктовой стратегии организаций на продовольственном рынке.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: метод теоретического анализа; метод обобщения; сравнительный метод.
Предметом защиты выступает проект по формированию продуктовой стратегии организации на продовольственном рынке .
Выпускная квалификационной работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объём работы 78 стр. Выпускная квалификационной работа иллюстрирована 17 рисунками; 32 таблицами; 5 приложениями. Список использованных источников включает в себя 50 наименований.
Изучение теоретических аспектов формирования продуктовой стратегии организации позволяет сделать вывод о том, что разновидностью функциональной маркетинговой стратегии выступает продуктовая стратегия. Продуктовые стратегии представляют собой варианты долгосрочных решений, связанных с ассортиментом, объемами производства и последующей реализацией продукта (товаров, услуг). Продуктовые стратегии призваны обеспечить соответствие качества продукта (услуги) ожиданиям целевой аудитории потребителей, и тесно связаны с жизненным циклом товара
Продуктовые стратегии определяют вектор развития любой компании, и являются общими концепциями, в соответствии с которыми компании меняют номенклатуру товаров, товарный ассортимент, и благодаря которым их продукция пользуется устойчивым спросом. Удачно разработанные продуктовые стратегии способны повысить рентабельность компаний, обеспечить их конкурентное преимущество.
В данной работе рассмотрим деятельность Красноярского филиала ОАО «ТД «Русский холодъ», расположенного по адресу: 660061, Красноярск, ул. Калинина д. 82
Покупателями товаров ОАО «ТД «Русский холодъ» являются организации, занимающиеся розничной торговлей данного ассортимента товаров.
Таким образом, реализации возможностей развития ОАО ТД «Русский холодъ» способствуют такие факторы, как наличие устойчивых хозяйственных связей с производителем мороженого, благоприятная политика в области ограничения импорта молочных продуктов, а также наличие устойчивых хозяйственных связей с большим количеством клиентов.
К угрозам можно отнести высокий уровень инфляции, снижение доступности кредитных ресурсов, усиление конкурентной борьбы.
Проведенный анализ внутренней среды позволил выявить следующие сильные стороны: широко развитая сбытовая сеть, преобладание основного персонала, повышение экономической эффективности хозяйственной деятельности
Проведенный анализ внутренней среды позволил выявить следующие слабые стороны: высокая текучесть кадров, отсутствие продаж через собственные розничные киоски, слабая мотивация персонала
Наибольшая суммарная оценка (2,25 балла) приходится на стратегию усиления позиций на рынке. Именно она является приемлемым средством, ведущим к повышению эффективности деятельности и обеспечению оптимального функционирования предприятия.
Для повышения конкурентоспособности предприятия особое значение имеет правильное формирование товарного ассортимента с учетом современных тенденций рынка.
С целью принятия эффективного управленческого решения в области товарного ассортимента для повышения эффективности деятельности предприятия в целом, необходимо проанализировать ассортиментную политику предприятия. Анализу подвергался весь товарный ассортимент предприятия.
При проведении АВС-анализа было установлено, что стратегически важная позиция в ассортименте продукции, которая вносит значительный вклад в формирование выручки от реализации (группу «А») это:
- Мороженое в стаканчиках;
- Весовое мороженое;
- Пельмени, манты, хинкали;
- Овощи, грибы, ягоды
Общий вклад в выручку предприятия ОАО ТД «Русский холодъ» составляет группа А, это 40% от всей совокупности продукции, реализуемой ОАО ТД «Русский холодъ».
Чуть меньше половины всего ассортимента предприятия ОАО ТД «Русский холодъ» составляют группу «С». Остальное количество - это группа «В». Категория «В» составляет в совокупности 31,3% вклада в оборот предприятия ОАО ТД «Русский холодъ». Данная группа обеспечивает стабильную прибыль предприятий. В краткосрочной перспективе данная группа является относительно стабильной, она не нуждается в значительных инвестициях (лишь для поддержки данной группы товаров на плаву).
Категория «С» составляет в совокупности 26,1% вклада в оборот предприятия ОАО ТД «Русский холодъ». Данная группа включает в себя наименее важные и доходные ассортиментные позиции организации.
В качестве критериев при построении двухмерной матрицы БКГ (Бостонской консалтинговой группы) рассматриваются: темпы поста рынка (объемов продаж) предприятия и относительная доля рынка.
Для достижения целей предприятия - повышения конкурентоспособности, руководству организации необходимо направить свои усилия на реализацию «мороженое в стаканах», «пельмени, манты, хинкали», «овощи, грибы, ягоды», которые позволят сформировать портфель продукции, обеспечивающий предприятию благоприятное стратегическое положение.
Разработка продуктовой стратегии включает в себя следующие мероприятия:
1. На основе проведенного анализа ассортимента продукции в пункте 2.2 выпускной квалификационной работы необходимо разработать стратегию развития каждой из СЗХ.
Таким образом, возможные стратегии развития для ОАО ТД «Русский холод»:
- СЗХ № 4. Рожки, СЗХ № 8. Ванночки и ведерки, СЗХ № 9. Весовое мороженое, СЗХ № 13. Вареники - предполагается стратегия удержания рынка, сохраняя свою долю рынка;
- СЗХ № 3. Стаканы, СЗХ № 12. Пельмени, манты, хинкали, СЗХ № 19.
Овощи, грибы, ягоды - требуют серьезных инвестиций в свое развитие, расширение доли на рынке, роста объемов производства и реализации, то есть для них характерна стратегия роста. Их развитие инвестируется за счет избытка финансовых средств, образующихся в СЗХ № 4. Рожки, СЗХ № 8. Ванночки и ведерки, СЗХ № 9. Весовое мороженое, СЗХ № 13. Вареники;
- СЗХ № 2. Фруктовый лед, СЗХ № 5. Трубочки и батончики, СЗХ № 7. Рулеты и торты, СЗХ № 11. Мягкое мороженое и СЗХ № 20. Морепродукты- видимо, также предполагает стратегию роста, увеличение объемов производства и реализации, постепенно ее следует переместить в зону «звезд»;
- СЗХ № 1. Эскимо, СЗХ № 6. Брикеты, СЗХ № 10. Гастроемкости, СЗХ № 14. Котлеты, мясные п/ф, СЗХ № 15. Блинчики, СЗХ № 16. Тесто СЗХ № 18. Бургеры, СЗХ № 17. Пицца- скорее следует выводить с рынка, применив к ней стратегию «сбора урожая», то есть максимизировать возможную прибыль от ее деятельности, несмотря на снижение доли на рынке, затем этот бизнес подлежит продаже, полученные средства могут быть направлены на развитие перспективных стратегических зон хозяйствования.
2. Открыть на базе предприятия линию фасовки овощей, грибов, ягод из промышленной упаковки в потребительскую.
3. Перевести торговое предприятие с программного обеспечения «1С:Торговля», версия 7.7, на «1С:Торговля», версия 8.0. Среди стандартных аналитических отчетов в «1С:Торговля» версия 8.0 имеется анализ оборачиваемости активов, группировка активов по методу АВС и XYZ.
4. Провести рекламные акции, направленные на продвижение СЗХ № 2. Фруктовый лед, СЗХ № 5. Трубочки и батончики, СЗХ № 7. Рулеты и торты, СЗХ № 11. Мягкое мороженое и СЗХ № 20. Морепродукты.
Проведя оценку социально-экономической целесообразности разработки продуктовой стратегии ОАО ТД «Русский холодъ», можно сделать вывод, что после внедрения мероприятий, составляющих содержание продуктовой стратегии, организация будет работать более эффективно, что приведет к увеличению финансовых результатов и устойчивости экономического
положения.
1. Конституция Российской Федерации» [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 1691- 32 с. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. В 4 ч. Ч. 1
[Электронный ресурс] : федер. закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ ред. от 30.11.2011.
// Справочная правовая система «КонсультантПлюс».- Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. В 2 ч. Ч.1 [Электронный ресурс] : федер. закон N 146-ФЗ от 31.07.1998 ред. от 28.12.2016// Справочная правовая система «КонсультантПлюс».- Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
4. Андрейчиков, А.В. Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике: Основы стратегического инновационного м енеджмента и маркетинга: учебное пособие / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. -
Москва: Либроком, 2013. - 248 c.
5. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф . - Санкт- Петербург: Питер, 2012. -412с.
6. Архипов, С. Мифы ABC-анализа / [Электронный ресурс] /С.Архипов, - Режим доступа: http://www.e-
xecutive.ru/community/articles/1099443/http://scm-book.ru/antiABC
7. Барановская, Т.П. ABC и XYZ - анализ ассортимента предприятий хлебопекарной промышленности потребительской кооперации / Т.П. Барановская // Научный журнал КубГАУ - 2015 - №114(10) - С. 18-25
8. Баринов, В.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / В.А. Баринов, В.Л. Харченко. - Москва: ИНФРА-М, 2013. - 285 c.
9. Басовский, Л.Е. Стратегический менеджмент: учебник / Л.Е. Басовский. - Москва: ИНФРА-М, 2013. - 365 c.
10. Башкирова, А.А. Разработка продуктовой стратегии и совершенствование рекламной деятельности ОАО «Йошкар-Олинская кондитерская фабрика» в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл/ А.А.Башкирова // Студенческая наука и XXI век - 2015 - №12 - С. 134-136
11. Беляев, Ю.К. Оценка эффективности инновационной продуктовой стратегии книжного издательства /Ю.К.Беляев, Н.А.Букашкина // Инновации и инвестиции - 2014 - №8 - С. 2-7
12. Бекова, Р.Ж. Управление ассортиментом и товарными запасами как система менеджмента торгового предприятия /Р.Ж.Бекова // Вестник Университета Туран - 2013 - №2 - С. 39-44
13. Бондаренко, В.В. Менеджмент организации. Введение в специальность: учебное пособие/ В.В. Бондаренко, В.А. Юдина, О.Ф. Алёхина. - Москва: КНОРУС, 2010.-232 с.
14. Вершигора, Е.Е. Менеджмент: учеб. пособие / Е.Е.Вершигора- Москва: ИНФРА-М, 2011. - 283 с.
15. Вертакова, Ю.В. Управление инновациями: теория и практика : учеб.пособие / Ю.В. Вертакова, Е.С. Симоненко.- Москва: Эксмо, 2008.- 432 с.
16. Винокуров, В. А. Организация стратегического управления на предприятии / В. А. Винокуров. - Москва: Центр экономики и маркетинга, 2016. - 160 с.
17. Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебник / О.С. Виханский. - Москва: Гардарика, 2008. - 296 с.
18. Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник для вузов / И.Н. Герчикова. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 511 с.
19. Глин, Дж. Стратегия бизнеса/ Дж.Глин, В.Маркова ,Д. Перкинс - Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2010. - 656с.
20. Дацко, С.Н. Методы оценки и способы снижения рисков в торговле: практический аспект / С.Н. Дацко // Финансовый бизнес. - 2010. - № 5. - С. 45 - 47.
21. Дойль, П. Маркетинг-менеджмент и стратегии / П.Дойл - Санкт-Петербург, Питер, 2012 -544с.
22. Ермаков, В.В. Менеджмент организации: учеб. пособие / В.В. Ермаков. - М.: Издательство Московского психолого-социального института;Воронеж: МОДЭК, 2010. - 208 с.
23. Железова, Т.А. Формирование товарного ассортимента с применением ABC-XYZ-анализа для управления товарными запасами /Т.А.Железова, Леоненко Л.И. // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права - 2016 - № 3 -с. 36-40
24. Жирный, Н.В. Как получить результаты по матричным исследованиям ресторанных услуг. / Н.В.Жирный, С.С.Федорцова // Маркетинговые коммуникации. - 2016. - № 5 — с. 262-275.
25. Ивасенко, А.Г. Антикризисное управление : учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова, М.В. Каркавин. - Москва: КНОРУС, 2010. 504 с.
26. Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс / Ф. Котлер. - Москва: Вильямс, 2016. - 496 c.
27. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс / Ф. Котлер. -СПб.: Питер, 2012. - 480 c.
28. Кручинецкий, С. Методика управления ассортиментом и товарным запасом торговой компании /С.Кручинецкий [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru/community/articles/1099443/.
29. Кузнецов, Б.Т. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Б.Т.Кузнецов. - Москва: ЮНИТИ, 2015. - 623 c.
30. Леманн Дональд, Р. Управление продуктом : учебник для студентов вузов / Дональд Р. Леманн, Рассел С. Винер - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. -719 с.
31. Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент. Курс лекций: учебное пособие / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. - Москва: ИНФРА-М, 2013. - 288 c.
32. Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений: справочное пособие / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. - Москва: ИНФРА-М, 2012. - 320 c.
33. Менеджмент: учебное пособие / кол.авторов ; под ред. Н.Ю.Чаусова, А.О. Калугина. - Москва: КНОРУС, 2010.-496 с.
34. Морковина, С.С. АВС-анализ как инструмент оперативного планирования основной деятельности организаций /С.С.Морковина// Экономический анализ: теория и практика - 2012 - №38 -с. 2-9
35. Парахина, В. Н. Методология формирования стратегии организации /В. Н. Парахина // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. - 2013. - № 1 (14). - С. 95-101.
36. Покалюк, Н.И. Управление ассортиментом продукции на основе ABC и XYZ - анализа /Н.И.Покалюк // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика - 2015 - №7-2 -с. 360-364
37. Рагель, Д. Продуктовый менеджмент - важный инструмент в деятельности компании / Д.Рагель //Наука и инновации - 2015 - №5 с. 34-37
38. Сивякова, И.А. Анализ продуктовой стратегии ГУП г. Севастополя «Агропромышленное объединение «Севастопольский винодельческий завод» /И.А.Сивякова, Н.Ю.Шипилов //Молодой ученый - 2016 - №11 - с. 54-59
39. Секерин, В.Д. Основы маркетинга: учебное пособие / В.Д. Секерин. - Москва: КноРус, 2013. - 232 c.
40. Селезнева, Н.Н. Финансовый анализ. Управление финансами: учеб. пособие для вузов /Н.Н. Селезнева, А.Ф.Ионова. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА,2011. - 639 с.
41. Статистические данные по Красноярскому краю [Электронный ресурс] - Режим доступа: //http://www.krasstat.gks.ru/.
42. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд; Пер. с англ. А.Р. Ганиева, Э.В. Кондукова. - Москва: Вильямс, 2013. - 928 c.
43. Фишер, А. В. Методы выделения групп в ABC-XYZ-анализе / А. В. Фишер // Логистика и Управление. - 2011. - № 1. - С. 58-63.
44. Фляйшер, К. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе. /К.Фляйшер, Б.Бенсуссан - Москва: Бином, 2015.-541с.
45. Фомичев, А.Н. Стратегический менеджмент: учебник для вузов / А.Н. Фомичев. - Москва: Дашков и К, 2016. - 468 с.
46. Фролова, В.В. Систематизация подходов к классификации стратегий развития предприятия /В.В.Фролова // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева - 2014. - №217. - С. 3 -9
47. Чуб, Б.А. Стратегический менеджмент организации /Б.А.Чуб [Электронный ресурс] -Режим доступа: //http://www.cfin.ru/
48. Шестопал, Ю.Т. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Ю.Т. Шестопал, В.Д. Дорофеев, В.А. Дресвянников. - Москва: КноРус, 2013. - 320 с.
49. Шилков, В.И. Стратегический менеджмент: учебное пособие / В.И. Шилков. - Москва: Форум, 2013. - 304 с.
50. Щеголева, А.А.. Анализ сильных и слабых сторон крупных компаний / А.А.Щеголева Ц Young Science - 2014. - №2 3. - С.Ill -115.