АННОТАЦИЯ 4
Введение 3
1. Управление цепями поставок: эволюция и общая характеристика 5
1.1 От логистики к управлению цепями поставок -
1.2 Общая характеристика цепи поставок 8
1.3 Информационная поддержка управления цепями поставок 14
2. Направления повышения конкурентоспособности компаний на основе управления цепями
поставок 21
2.1 Развитие партнерства в цепи поставок и формирование уникальных конкурентных
преимуществ -
2.2 Поддержка управления цепями поставок на основе ERP-системы 27
3. Использование концепции цепи поставок в повышение конкурентоспособности АО
«Сибирская аграрная группа» 32
3.1 Общая характеристика компании и анализ конкурентных позиций на рынке -
3.2 Развитие отношений с партнерами как основа повышения конкурентоспособности 50
3.3 Разработка этапов внедрения ERP-системы 52
Заключение 57
Список использованной литературы 59
Управление цепями поставок является относительно новой концепцией. За последние десятилетия данная концепция приобрела широкую известность и стала одним из ключевых способов повышения конкурентоспособности предприятия на рынке. Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях.
На данном этапе экономического развития вопросам в отношении способов повышения конкурентоспособности предприятия уделяется большое внимание. Растущее число функционирующих фирм на рынке ставит вопрос о поиске новых путей повышения
конкурентоспособности выпускаемой продукции и, следовательно, компании в целом. Растущая глобализация обостряет сложившуюся ситуацию на рынке и требует
незамедлительного решения данной проблемы.
Многие предприятия объединяются в одно, заключают партнерские соглашения для увеличения шансов остаться на рынке и продлить свою жизнеспособность на нем. Но часто некоординированные действия приводят к обратному эффекту. Рассмотрение партнерства и взаимозависимость производственных процессов как единой цепи ведет к необходимости эффективно управлять имеющейся цепью и искать способы снижения издержек на пути доставки сырья, его преобразования в готовую продукцию и доставки ее до потребителя. Одним из этих способов является создание и эффективное управление цепями поставок. От качественно организованного управления цепью поставок зависит прибыль предприятия и себестоимость выпускаемой продукции. Максимальную эффективность управления цепями поставок можно достичь путем комплексного сочетания менеджмента на различных уровнях производства и маркетинга в компании.
Развитие научно-технического прогресса играет важную роль на современном этапе эволюции общества и становится неотъемлемой частью современной жизни. Научно-технический прогресс способствует быстрой координации действий и снижению возможных ошибок при принятии важных управленческих решений.
Исходя из вышесказанного управление цепями поставок является одним из важнейших способов повышения конкурентоспособности компании. Выстраивание партнерских отношений в рамках цепи позволяет быстро и скоординировано маневрировать в условиях изменяющегося рынка, а применение информационных технологий способствует оперативному принятию необходимых для этого решений.
Таким образом, актуальность бакалаврской работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Повышение конкурентоспособности компании на основе управления цепями поставок», с другой стороны ее растущей необходимостью.
на всех этапах производственного процесса с минимальными затратами.
Целью данной бакалаврской работы является изучение управления цепями поставок и повышение на основе данной концепции конкурентоспособности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить теоретические основы управления цепями поставок;
- выявить направления повышения конкурентоспособности компании на основе управления цепями поставок;
- исследовать использование концепции цепи поставок в повышении конкурентоспособности АО «Сибирская аграрная группа».
Предметом исследования бакалаврской работы является управление цепями поставок. Объектом исследования данной работы является повышение конкурентоспособности предприятия на основе использования ключевых положений цепи поставок.
Источниками информации для написания бакалаврской работы по теме «Повышение конкурентоспособности компании на основе управления цепями поставок» послужили учебная литература, научные статьи, обзоры в специализированных и периодических изданиях, а также данные, полученные в ходе прохождения практики на предприятии.
Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. В рамках данной работы рассматривается вопрос роли управления цепями поставок, так как в повышении конкурентоспособности предприятия необходимо обеспечить эффективное управление.
Современная экономическая ситуация на рынке требует от предприятий быстрого реагирования на постоянно меняющиеся предпочтения потребителя. При этом, каждый производитель стремится снизить производимые затраты и увеличить свою прибыль, но в условиях большого количества конкурентов, быстрого развития технологий и изменений в предпочтениях потребителей это становится крайне сложно. На пути деятельности предприятий появляется потребность в поиске новых путей решения возникших проблем и увеличения своей конкурентоспособности для сохранения своего положения на рынке.
Управление цепями поставок является одним из важнейших способов повышения конкурентоспособности предприятия. Данная концепция появилась относительно недавно, но уже успела приобрести широкую известность и применимость.
Управление цепями поставок позволяет рассматривать взаимосвязь всех участников производственного цикла товара как единую цепь поставок. Согласованность действий в рамках денной цепи и преследование единой цели позволяют эффективно управлять имеющейся цепью поставок. Эффективное управление данной цепью обеспечивает формирование конкурентных преимуществ в виде качества продукции, оперативного реагирования на предпочтения потребителей и сокращения издержек.
Для обеспечения эффективного управления цепями поставок применяют различные программные продукты на основе ERP- системы. Данные продукты помогают в принятии управленческих решений, планировании и позволяют моделировать различные рыночные ситуации без ущерба предприятию.
В рамках изучаемой темы было исследовано использование управление цепями поставок в целях повышения конкурентоспособности на АО «Сибирская аграрная группа». АО «Сибирская аграрная группа» является холдингом, в составе которого находится 15 предприятий. Рынок сбыта товаров АО «Сибирская Аграрная Группа» достаточно широк. Во многом это связано с наличием большой сети филиалов. Около 40% сельскохозяйственной продукции, выпускаемой АО «Аграрная Группа» перерабатывается в самом холдинге и 60% продаются, так как не хватает производственных мощностей для переработки. Из этих 60 % в Томской области остается около 10%, остальное уходит в Новосибирск, Иркутск, Красноярск и другие регионы. Каналами сбыта АО «Аграрная Группа» являются: продажа со склада- напрямую, филиалы, дистрибьюторы: «мясной рядъ»-основной, представительства, агенты, крупные сети: Быстроном, Холидей, Лама (Фог-Сити).
АО «Аграрная Группа» постоянно осваивает новые рынки, чтобы увеличить объемы продаж. В рейтинге крупнейших производителей свинины в России ТОП-20 за 2015 год 58
Национального союза свиноводов свинокомплексы Группы занимают 5-е место. На томском рынке компания доминирует, занимая 61 % рынка, на рынке Томской области ее доля
составляет 30-35%. На сегодняшний день компания контролирует порядка 10 % рынка мясных полуфабрикатов всего Сибирского федерального округа.
В ходе изучения было выяснено, что на данном предприятии управление цепью поставок не применяется. В связи с этим были разработаны этапы внедрения программного продукта ERP- системы, который послужит эффективному применению управления цепями поставок. Применение данной концепции позволит оптимизировать имеющиеся процессы на предприятии и в случае расширения предприятия и продвижения на рынках других областей позволит составить достойную конкуренцию имеющимся местным предприятиям.
Снижение затрат в процессе применения ERP- системы позволяет увеличить конкурентоспособность предприятия с помощью оптимальность использования ресурсов за счет планирования. Также снизятся затраты за счет различного моделирования ситуаций, что позволит совершать более выгодные управленческие решения с минимальными затратами. Внедрения ERP- системы объединяет предприятие в единую цепь поставок, что развивает партнерские отношения в рамках цепи поставок и координирует действия каждого ее участника в достижении общей цели, а снижение себестоимости способствует снижению цены на продукцию и увеличивает число потребителей, что также формирует конкурентоспособность предприятия для прибыльной деятельности на рынке.
1. Аникин Б.А. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики. - М.: Проспект, 2013.
2. Аникин, Б.А., Тяпухин, А.П. Коммерческая логистика: Учебник / Б.А. Аникин, А.П. Тяпухин. - М.: Проспект, 2013. - 432 с.
3. Астафьева Н.В. Построение стратегического взаимодействия с поставщиками на основе логистического подхода// Вестник Саратовского государственного технического университета.-2011.-№2с
4. Астафуров С.С.Перспективы развития системы товародвижения потребительского
рынка: условия и императивы реконфигурации цепей поставок// Современные
исследования социальных проблем.-2012.-№12
5. Башкатова Ю.И. Современные информационные системы как фактор повышения качества управленческих решений и конкурентоспособности организации// Интернет- журнал Науковедение.-2014.-№2 (21)
6. Брыкин А.В. Поиск механизмов и форм кооперационного взаимодействия в цепях поставок// МИР (Модернизация. Инновации. Развитие).-2015.-№2-1 (22)
7. Бураков В.И. Взаимодействие логистических и маркетинговых технологий в управлении бизнес-процессами// Известия Иркутской государственной экономической академии.- 2013.-№2
8. Бутрин В.Г. Исследование и оптимизация цепи поставок промышленного предприятия// Фундаментальные исследования.-2014. -№9-2
9. Бухтиярова Т.И. Логистическое управление цепями поставок розничных торговых предприятий// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.- 2013.-№11-2
10. Гаджинский, А. М. Логистика: учебник для высших учебных заведений по направлению
подготовки "Экономика" / А. М. Гаджинский. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 420 с Курочкин, Д. В. Логистика: [транспортная, закупочная, производственная,
распределительная, складирования, информационная]: курс лекций / Д. В. Курочкин. - Минск: ФУАинформ, 2012. - 268 с
11. Гайдаенко А.А. Логистика / А.А. Гайдаенко. - М.: КноРус, 2014. - 267 с.
12. Глазкова Н.Г. Особенности функционирования российского рынка логистических услуг//Вестник Волгоградского государственного университета.-2013.- №2 (23).-С108- 113
13. Демченко А.И. Процессно-ориентированные подходы к проектированию и моделированию логистических цепей// Вестник Южно-Уральского государственного университета. -2014.-№4
14. Егоров В.Н. Применение PDM- и ERP-систем в управлении цепями поставок//Технология текстильной промышленности.-2015.-№2 (356)
15. Заруднев Э.Г. Обеспечение устойчивого развития клиентоориентированных цепей поставок// Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов.-2013.- №6 (84)
...37