ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ 13
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 32
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Успешное решение вопросов, стоящих перед органами государственной власти, во многом определяется профессионализмом их кадрового состава. Одним из важнейших направлений деятельности всех государственных структур является работа по повышению профессионального уровня работников, созданию постоянно действующей системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих.
Потребности в повышении качества профессиональных компетенций кадров государственного аппарата и их стабилизации, укрепления их качественного состава, выполнения установленного законом требования о наличии у государственного служащего специального профессионального образования с учетом его должности обусловили необходимость профессионального обучения большинства государственных служащих.
В данной связи основной задачей кадровых служб органов государственной власти является совершенствование системы подготовки кадров, способных принимать сложные государственные решения.
Обеспечение высокого уровня качества профессиональной подготовки государственных служащих предполагает реализацию специального вида управленческой деятельности, который изучает особенные черты, специфику проявления функций, а также особые закономерности и тенденции, отличающие управление в государственной службе от управления в других сферах.
Особенности управления в государственной службе проявляются, прежде всего, в конкретных целях, методах оценки результатов, отчетности, процедурах контроля, ответственности и системах стимулов. Реализация каждой функции управления в государственной службе обладает соответствующей спецификой: планирование, организация государственной службы, мотивация, контроль и оценка результатов. При чем данные функции характеризуются высокой степенью регламентации и стандартизации.
Профессиональное развитие кадров государственной службы является основой всей системы социального управления, главное направление организации общества и обеспечения его политического, экономического и культурного роста за счет воздействия на управляемые объекты в условиях профессиональной управленческой работы.
Значение профессиональной подготовки государственных служащих в принятии управленческих решений особенно велико и ответственно, тем более что эти решения обычно принимаются при остром дефиците времени и обычно отмене не подлежат.
Однако объективно существующие потребности удовлетворяются неактивно и неэффективно. Об этом свидетельствует и практика государственного управления. Значительной части гражданских служащих все еще не достает ни опыта службы, ни соответствующих знаний и умений. Многие из них не обладают социально -экономической, правовой, управленческой подготовкой .
Большинство слабо владеют современными кадровыми и информационными технологиями, необходимыми для служебной деятельности. Все это актуализирует не только теоретическую, но и практическую значимость исследуемого вопроса.
Таким образом, актуальность данного исследования определяется:
во-первых, практической необходимостью повышения профессионализма государственных гражданских служащих и становления их как профессионалов;
во-вторых, потребностью в качественно новом подходе к управлению персоналом государственной службы в части его профессиональной подготовки;
в-третьих, необходимостью оптимизации организационно- технологических процессов профессиональной подготовки кадрового состава государственной службы.
Степень изученности проблемы. Теоретической основой нашего исследования послужили труды учёных, занимающихся изучением и разработкой сложных вопросов проблемы настоящего исследования. В их числе выделим работы: Д.А. Андреевой, Г.В. Атаманчука, Ш.М. Атоян, Н.Н. Богдан, М.Р. Богатыревой, В.Г. Игнатова, Н.А. Волгина, А. В. Кашепова и др .
Отдельные аспекты проблемы профессионального развития государственных служащих находятся в центре внимания специалистов, занимающихся изучением системы государственного и муниципального управления.
В работах О. Архангельской, И.П. Бушуевой, Ю.С. Васютина, Н.М. Гвоздевой, Н.В. Проказиной, В.А. Шамахова и др. рассматриваются проблемы современной кадровой политики, подготовки и управления кадрами государственной службы, в том числе совершенствования управления профессиональным развитием кадров государственной службы.
Необходимо также учитывать исторический опыт становления государственной службы в России, т.к. он имеет большое число рациональных элементов управления. Историческое развитие государственной службы и ее управление на определенных этапах отразили в своих исследованиях О.Ю. Агибаловой, М.В. Локтионова, В.П. Мельников, Е.А. Селихова, Н.Н. Таушканова и др.
Вопросы совершенствования системы государственной службы и управления профессиональной подготовкой затрагиваются в трудах Л.А. Василенко, Г.А. Ключарева, Е.И. Кудрявцевой, А. Савлук, А.М. Серажетдинова, О.А. Усольцевой, П.П. Шевель и др.
Актуальность темы, ее изученность и степень ее научной разработанности, определяют проблему исследования, которая обусловлена существующим противоречием между необходимостью формирования эффективно действующей системы профессиональной подготовки государственных служащих, позволяющей реализовывать насущные задачи государственной службы и несовершенством применяемых технологий организации данной деятельности.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что основные проблемы развития системы профессиональной подготовки государственных гражданских служащих Белгородской области в определенной степени обусловлены несовершенством существующих технологий организации и реализации данной деятельности.
Объектом исследования является региональная система профессиональной подготовки государственных служащих.
Предметом исследования является механизмы развития системы профессиональной подготовки государственных гражданских служащих органов регионального управления Белгородской области.
Цель исследования - предложить направления совершенствования развития профессиональной подготовки государственных гражданских служащих Белгородской области.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы развития системы профессиональной подготовки государственных гражданских служащих.
2. Исследовать практику формирования и развития системы профессиональной подготовки государственных гражданских служащих Белгородской области.
3. Предложить направления совершенствования развития
профессиональной подготовки государственных гражданских служащих.
Научная новизна. На основе анализа теоретических и эмпирических данных, получены следующие научно обоснованные положения, обладающие определенной степенью научной новизны:
1) установлено, что компетентностный подход к рассмотрению системы профессиональной подготовки государственных служащих в рамках различных отраслей научного знания позволяет полнее и глубже раскрыть его сущность и комплексно исследовать как сложное социальное явление;
2) выявлена совокупность факторов, оказывающих негативное влияние на уровень профессиональной подготовки государственных гражданских служащих.
Положения, выносимые на защиту.
1. Под развитием профессиональной подготовки государственных гражданских служащих в исследовании понимается процесс качественно позитивных изменений профессиональных знаний, умений и навыков кадров государственного управления, необходимых для надлежащего исполнения должностных функций и полномочий по замещаемой государственной должности. Развитие профессиональной подготовки персонала государственной службы предполагает реализацию таких процессов , как: подготовка нормативных актов, регламентирующих кадровую деятельность в области профессионального развития; анализ качественных и количественных показателей кадрового обеспечения организации; профессионально - должностное становление и карьерное продвижение кадров в организации; дополнительное профессиональное образование; организацию стажировок, инструктажей, тренингов; проведение квалификационных экзаменов, аттестации, конкурсов на замещение вакантных должностей.
2. Непрерывное профессиональное развитие в сфере государственной гражданской службы должно рассматриваться как целенаправленный и планомерный нормативно и организационно обеспеченный процесс качественных изменений во всех составляющих потенциала личности служащего - мотивационно-ценностном, образовательном, профессиональном, карьерном и других, соответствующих потребностям служащего и системы государственной службы как общественного института. На управление профессиональным развитием государственных гражданских служащих оказывает влияние система взаимосвязанных факторов: внесистемных, отражающих состояние внешней по отношению к институту государственной службы среды, и внутрисистемных, обусловленных особенностями государственной службы как вида профессиональной деятельности. На потенциал профессионального развития государственных гражданских служащих оказывают влияние индивидуально-личностные факторы, проявляющиеся в характеристиках ценностно-мотивационной сферы, различиях восприятия профессионального развития и карьерных ориентациях.
3. Развитие профессиональной подготовки государственных служащих предполагает решение таких основных задач как: развитие профессиональных навыков для эффективного исполнения обязанностей, а так же поддержание надлежащего уровня квалификации, обеспечивающий эффективную и результативную профессиональную деятельность; упорядочение процессов приобретения дополнительных знаний и навыков, комплексного их обновления в связи с изменениями в системе государственного управления; организация процессов изучения и обобщения передового зарубежного опыта, опыта функционирования органов различных управленческих уровней. Наиболее целесообразным инструментом, способным решить существующие недостатки в организации процесса профессиональной подготовки госслужащих является реализация комплекса мероприятий по разработке профессионального стандарта государственных служащих.
Теоретико-методологической основой исследования являются современные концепции общей теории управления, общей социологии и социологии управления, результаты системного анализа методов, приемов и процедур процесса развития профессиональной подготовки государственных служащих. В частности, структурно-функциональный подход, обоснованный в трудах Р. Мертона и Т. Парсонса и их последователей, что дает основание рассматривать любые кадровые процессы как важный структурирующий элемент системы управления . Концепция профессионального развития Л.М. Митиной позволила рассмотреть профессиональное обучение и его различные формы как деятельности, в ходе которой осуществляется профессиональное развитие ; концепция профессионального становления Т.В. Кудрявцевой, ориентирующая на изучение различных сторон профессионального развития.
В качестве основных методов исследования были использованы: анализ правовой, экономической, социологической литературы; системный анализ; корреляционный анализ; анализ документов, социологический опрос.
Эмпирическую базу исследования составляют:
- нормативно-правовые документы федерального и регионального, регламентирующие процесс организации и проведения профессиональной подготовки государственных служащих ;
- обобщенные характеристики функционирования и развития системы профессиональной подготовки государственных гражданских служащих Белгородской области1.
- результаты социологического исследования, проведенного автором в ноябре 2018 года среди государственных гражданских служащих региональных органов исполнительной власти (n=65).
Практическая значимость исследования заключается в том, что положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в ходе планирования работы по повышению уровня профессионального развития кадров государственной службы региона, а также в процессе разработки и реализации программ профессиональной подготовки региональной государственной службы.
Материалы исследования могут представлять определенный интерес для кадровых служб органов государственного управления, а также образовательных учреждений, осуществляющих обучение государственных служащих.
Апробация работы. Теоретические положения и эмпирические результаты исследования отражены в публикациях автора1. Общий объем публикаций составил 1,1 п.л.
Структура магистерской диссертации состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Вопрос качественной подготовки специалистов, занятых в системе государственной службы, сегодня становится все более актуальным, поэтому резко возрастают требования к профессиональным учреждениям, готовящих госслужащих, ужесточаются методы подготовки. Опыт функционирования государственной службы и анализ результатов ее деятельности доказывает, что вложение средств в подготовку компетентных, профессиональных государственных служащих является одним из самых выгодных, так как именно от них напрямую зависит благополучие и процветание государства.
Однако существующая система профессиональной подготовки государственных служащих в настоящее время, несмотря на достаточно большой опыт функционирования, испытывает ряд трудностей и демонстрирует наличие ряда недостатков, к которым допустимо отнести такие как: неразработанность стратегии в области профессионального развития кадров на уровне отдельного государственного органа; недостаточная разработанность нормативных, правовых и организационных основ профессионального развития персонала; слабая мотивация госслужащих и руководителей госорганов в повышении уровня профессиональной подготовки своих подчиненных; недостаточная регламентация и невысокая эффективность деятельности кадровых служб, их низкая ответственность за организацию профессионального развития персонала; слабая связь дополнительного профессионального образования с практическими потребностями госоргана; медленное освоение современных технологий управления профессиональным развитием кадров, способствующих наиболее эффективному выполнению функций и задач организации; недостаточное использование зарубежного опыта развития и профессионализации персонала; практика назначения на вышестоящие должности, карьерного продвижения и поощрения, при которой зачастую решающую роль играют не критерии профессионализма, компетентности и деловых качеств, а факторы персональной преданности, групповых и личных интересов.
Проведенный анализ проблемы настоящего диссертационного исследования позволил сделать ряд обобщающих вводов:
Под развитием профессиональной подготовки государственных гражданских служащих нами понимается процесс качественно позитивных изменений профессиональных знаний, умений и навыков кадров государственного управления, необходимых для надлежащего исполнения должностных функций и полномочий по замещаемой государственной должности.
Процесс профессиональной подготовки государственных служащих включает в себя ряд ключевых системных элементов: государственные стандарты и программы, учреждения образования, органы управления образованием кадровые структуры государственной службы, подведомственные организации и общественные объединения.
Развитие профессиональной подготовки персонала государственной службы предполагает реализацию таких процессов как: подготовка нормативных актов, регламентирующих кадровую деятельность в области профессионального развития; анализ качественных и количественных показателей кадрового обеспечения организации; профессионально¬должностное становление и карьерное продвижение кадров в организации; дополнительное профессиональное образование; организацию стажировок, инструктажей, тренингов; проведение квалификационных экзаменов, аттестации, конкурсов на замещение вакантных должностей.
Профессиональное развитие кадров осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и Белгородской области. Общее управление процессом профессиональной подготовки государственных гражданских служащих осуществляется специалистами управления государственной службы и кадров департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области. Система профессиональной подготовки государственных служащих Белгородской области строится на основе прогнозирования потребности в кадрах специалистов государственной службы, учета требований к ним в соответствии с профессионально-квалифицированными характеристиками должностей.
В настоящий момент в Белгородской области реализуется государственная программа «Развитие кадровой политики Белгородской области на 2014-2020 годы». Подпрограмма 1 «Развитие государственной гражданской и муниципальной службы области» указанной программы направлена на решение задачи государственной программы по формированию высококвалифицированного кадрового состава государственной гражданской и муниципальной службы области. В частности, осуществление обучения государственных гражданских служащих Белгородской области по программам профессиональной подготовки реализуется Высшей школой управления НИУ БелГУ и ОАУ «Институт региональной кадровой политики». Основной формой профессиональной подготовки в регионе является реализации целевых образовательных программ, различных по объему и содержанию. В частности: краткосрочное повышение квалификации (от 72 до 100 часов); повышение квалификации (от 100 до 500 часов); профессиональная переподготовка, для осуществления нового вида профессиональной деятельности (от 500 до 1000 часов); профессиональная переподготовка, с присвоением дополнительной квалификации (от 1000 часов).
Авторское социологическое исследование, проведенное среди государственных гражданских служащих Белгородской области, показало, что, процесс развития профессиональной подготовки государственных служащих в настоящее время носит фрагментарный и несогласованный характер.
Последовательность базовых процессов управления, предусматривающей выполнение устоявшейся цепочки: «формирование стратегии профессиональной подготовки - планирование - обеспечение ресурсами - исполнение (обучение) - контроль» сегодня в определенной степени разорвана и нескоординирована.
Развитие профессиональной подготовки государственных служащих предполагает решение таких основных задач как: развитие профессиональных навыков для эффективного исполнения обязанностей, а так же поддержание надлежащего уровня квалификации, обеспечивающий эффективную и результативную профессиональную деятельность; упорядочение процессов приобретения дополнительных знаний и навыков, комплексного их обновления в связи с изменениями в системе государственного управления; организация процессов изучения и обобщения передового зарубежного опыта, опыта функционирования органов различных управленческих уровней.
Наиболее целесообразным инструментом, способным решить существующие недостатки в организации процесса профессиональной подготовки госслужащих является реализация комплекса мероприятий по разработке профессионального стандарта государственных служащих.
Разработка профессионального стандарта для государственных гражданских служащих должна включать в себя ряд последовательных действий с ориентацией на определенные конечные результаты, а именно: проведение анализа трудовой деятельности, направленного на выявление функций и требований к качеству их выполнения; разработка по утвержденной методике функциональной карты и разработке единиц профессионального стандарта; разработка первичного списка знаний, умений и ключевых компетенций; разработка макета профессионального стандарта и основных структурных элементов профессионального стандарта.
На основании сделанных выводов допустимо сформулировать некоторые практические рекомендации в адрес Департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области, направленные на развитие профессиональной подготовки государственных гражданских служащих:
- организовать работу по разработке профессиограмм госслужащих, которая отражает требования профессии к специалисту и, на ее основе, возможно, конкретизировать и детализировать конечную цель профессиональной подготовки;
- выступить с инициативой создания учебно-методического объединения по дополнительному профессиональному образованию государственных служащих, функционирование которого способно нивелировать существующие разногласия и неточности действующего государственного образовательного стандарта по аналогичному направлению подготовки в вузах;
- формировать программы профессионального развития государственных служащих с учетом научно-обоснованного прогноза потребности в дополнительном профессиональном образовании государственных служащих по категориям и группам должностей, направлениям, видам, формам и продолжительности его получения с учетом профиля, и типа образовательного учреждения, а также на основании индивидуальных планах профессионального развития государственных служащих;
- обеспечить своевременное информационное наполнение и сопровождение сайта Департамента по предмету профессионального развития государственных гражданских служащих Белгородской области.
Полагаем, что реализация предложенных мер, позволит в определенной мере повысить уровень профессиональной подготовки государственных служащих.
1. О государственной гражданской службе [Электронный ресурс]: федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013 г. № 386-ФЗ) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
2. О системе государственной службы Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (в ред. от 02.07.2013 г. № 185-ФЗ) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
3. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
4. О дополнительном профессиональном образовании
государственных гражданских служащих Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента от 28 декабря 2006 г. № 1474 (в ред. от 04.12.2009 г. № 1382) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
5. Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 12.08.2002 № 885 (в ред. от 16.07.2009 г. № 814) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
6. О подготовке кадров для федеральной государственной
гражданской службы по договорам на обучение [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 21.12.2009 № 1456 // Справочно-правовая система
«КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
7. Об утверждении государственных требований к профессиональной
переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих РФ [Электронный ресурс]: постановление
Правительства РФ от 06 мая 2008 г. № 362 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
8. Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. № 41 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк.
«Версия Проф». Разд. «Законодательство».
9. О долгосрочной целевой программе «Формирование и развитие системы региональной кадровой политики» на 2011-2015 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Белгородской области от 23.10.2010 г. № 357-пп (в ред. от 22.07.2013 г. № 307-пп) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
10. Об утверждении Кодекса поведения государственного гражданского служащего Белгородской области [Электронный ресурс]: Распоряжение губернатора Белгородской области от 05.08.2005 г. № 579-р (в ред. от 17.06.2013 г.) // Документ опубликован не был. Доступ из справоч. прав. системы Консультант Плюс. Раздел Региональное законодательство.
11. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития
Белгородской области на период до 2025 года [Электронный ресурс]:
Постановление правительства Белгородской области от 25.01.2010 № 27-пп (в ред. от 03.06.2013 г. № 206-пп) // Справочно-правовая система
«КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
12. Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 362. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
13. Агибалова, О. Ю. Зарубежный опыт подготовки и повышения квалификации кадров государственного и муниципального управления [Текст] / О. Ю. Агибалова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2011. - № 1. - С. 48-53.
14. Андреева, Д.А. Оценка эффективности деятельности государственных гражданских служащих: автореф. дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05 [Текст] / Д.А. Андреев. - СПб.: С.-Петерб. гос. экон. ун-т, 2015. - 19 с.
15. Архангельская, О. Модель оценки качества профессионального обучения государственных служащих [Текст] / О. Архангельская // Кадровик. - 2014. - № 4. - С. 140-147.
16. Атаманчук, Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика [Текст] / Г. В. Атаманчук. - М.: КноРус, 2009. - 312 с.
17. Аюпов, М.А. Инновационные подходы в подготовке государственных и муниципальных служащих [Текст] / М. А. Аюпов // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2011. - № 6. - С. 12¬13.
18. Барч, У. Проблемы совершенствования квалификации в ходе модернизации государства и органов управления [Текст] / У. Барч // Управленческое консультирование. - 2010. - № 2. - С. 36-54.
19. Баштаев, С.С. Процесс формирования позитивного имиджа в органах управления [Электронный ресурс] / С.С. Баштаев // Вестн. Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации : электрон. науч. изд. - 2011. - № 1. - Режим доступа: http://oad.rags.ru/vestnikrags/issues/issue0109/010904.htm.
20. Белгородская область в цифрах: статистический сборник [Текст]. - Белгород: Белгородстат, 2014. - 498 с.
21. Бикбаева, Г.Н. Стратегическое управление человеческими ресурсами в государственной службе [Текст] / Г.Н. Бикбаева // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2011. - № 1. - С. 60-64.
22. Богатырёва, М.Р. Структурное формирование трудовых ресурсов: сб. науч. трудов Sworld [Текст] / М.Р. Богатырёва, А.Н. Масягутова. - 2013. - Т. 39. - № 1. - С. 51-53.
23. Богдан, Н.Н. Карьера в государственной гражданской службе: прошлое, настоящее, будущее [Текст] / Н.Н. Богдан, И.П. Бушуева, В.Е. Зубов // Управленческое консультирование. - 2014. - №7. - С. 7-18.
24. Бушуева, И.П. Управление профессиональным развитием государственных гражданских служащих: региональный аспект : автореф . дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08 [Текст] / И.П. Бушуева. - Нижний Новгород: Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского, 2015. - 25 с.
25. Бушуева, И.П. Формирование личностно -профессиональных
компетенций у студентов - будущих специалистов в сфере государственного и муниципального управления // Современные исследования социальных проблем. [Электронный ресурс] / И.П. Бушуева. - Режим доступа:
http://journals.org/index.php/sisp/article/view/6201318/pdf_234.
26. Васецкий, А.А. Взаимодействие гражданского общества и государства как источник развития политической системы [Текст] /
А. А. Васецкий, СП. Мурланов // Научные труды. - 2011. - Т. 2. - Вып. 1. - С. 12-27.
27. Васильева, Е.И. Диагностика и развитие мотивации труда государственных гражданских служащих: опыт социологического анализа [Текст] / Е.И. Васильева // Вестник ВЭГУ. Философия. Социология. Политология. - 2010. - № 4 (48). - С. 114-119.
28. Васютин, Ю.С. Подготовка и переподготовка государственных и муниципальных служащих как аспект региональной кадровой политики [Текст] / Ю.С. Васютин // Образование и общество. - 2011. - № 5. - С. 12-16.
29. Волкова, Н.В. К вопросу о правовой культуре и правовом сознании в подготовке государственных гражданских служащих РФ [Текст] / Н.В. Волкова, Л.А. Гусева // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2012. - № 26. - С. 81-86.
30. Гапоненко, А.Л. Обучение государственных служащих в регионе [Текст] / А.Л. Гапоненко, В.С. Иванов // Государственная служба. - 2011. - № 4. - С. 20-22.
31. Гвоздева, Н.М. Управление системой повышения квалификации государственных гражданских служащих: дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.08 [Текст] / Н. М. Гвоздева. - Саратов, 2013. - 221 с.
32. Горшков, А.С. Формировать новое качество власти [Текст] /
A. С. Горшков // Управленческое консультирование. - 2011. - № 1. - С. 5-15.
33. «Государство, власть, управление и право: история и
современность»: материалы 5-й Всероссийской научно-практической
конференции 21 ноября 2014 г. [Текст] / Под общ. ред. Н.И. Губина. - М.: ГУУ, 2014. - 239 с.
34. Граждан, В. Государственная гражданская служба [Текст] /
B. Граждан. - М.: Юрайт, 2013. - 642 с.
35. Демидов, Ф. Компетентностный подход к образованию и профессионально-личностное развитие государственных служащих [Текст] / Ф. Демидов, Е. Петренко, В. Сулемов, В. Торукало. - М.: РАГС, 2010. - 156 с.
36. Добролюбова, Е.И. Нормирование численности государственных
гражданских служащих в сфере осуществления контроля (надзора) и предоставления государственных услуг: монография [Текст] / Е.И.
Добролюбова. - М.: Дело, 2015. - 275 с.
37. Дорина, ЕБ. Основные формы соединения процессов обучения и воспитания при подготовке государственных служащих: педагогические технологии и новые методики [Текст] / Е.Б. Дорина // Государственное управление. Электронный вестник. - 2015. - № 25. - С. 6-9.
38. Древаль, И.В. Аттестация государственных служащих как инструмент оценки и развития кадрового потенциала государственного органа [Текст] / И.В. Древаль, М.А. Кашина // Государственная служба. Вестник Координационного Совета по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе. - 2012. - № 1. -
С. 53-71.
39. Елагина, В.С. Организационная культура как фактор развития имиджа государственной гражданской службы [Электронный ресурс] /
В.С. Елагина. - Режим доступа: http://www.tambov.orags.org/conf-int-10- 09/stat/elagina.doc.
40. Ерегина, А.Г. Дополнительное профессиональное образование как фактор профессионального развития государственных гражданских служащих : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 [Текст] / А.Г. Ерегина. - М.: Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ, 2015. - 28 с.
41. Жигалова, И.А. Современные механизмы социального партнерства в подготовке государственных и муниципальных служащих [Текст] / И.А. Жигалова // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2012. - № 26. - С. 109-112.
42. Зинченко, ГП. Социальное партнерство [Текст] / Г. П. Зинченко, И.И. Рогов. - М.: АкадемЦентр, 2010. - 224 с.
43. Игнатов, В.Г. Государственная и муниципальная служба в России [Текст] / В.Г. Игнатов. - М.: Феникс, МарТ, 2010. - 400 с.
44. Ирхин, Ю.В. Значение формирования системы компетенций и мотиваций при подготовке государственных служащих в современных условиях [Текст] / Ю. В. Ирхин // Вестник Поволжской академии государственной службы. - 2010. - № 2. - С. 4-10.
45. Калачева, Т.Г. Профессионализм государственных служащих субъекта Федерации: методологический и методический подходы к анализу проблемы [Текст] / Т.Г. Калачева. - Н. Новгород: ВВАГС, 2013. - 189 с.
46. Лапыгин, Ю.Н. Модели компетенций государственных гражданских
служащих [Текст] : монография / Ю.Н. Лапыгина, А.Е. Илларионов. -
Владимир: Владимирский фил. РАНХиГС, 2014. - 112 с.
47. Литвинцева, Е.А. Государственная служба в контексте социальных изменений [Текст] / Е. А. Литвинцева. - М.: Юрайт, 2014. - 241 с.
48. Лотова, И. Профессиональная карьера государственных служащих. Теория, методология, практика [Текст] / И. Лотова. - М.: Москва, 2010. - 448 с.
49. Мартынов, С.А. Совершенствование механизмов оценки профессиональной служебной деятельности гражданского служащего [Текст] /
С. А. Мартынов // Государственная служба. Вестник Координационного Совета по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо - Западном федеральном округе. - 2012. - № 2. - С. 42-47.
50. Матюкин, С.В. Инновационные подходы в подготовке государственных гражданских служащих [Текст] / С.В. Матюкин, Ю.Р. Канеева // Вестник Поволжской академии государственной службы. - 2013. - № 3. - С. 21-27.
51. Москвина, А.Ю. Использование проектного подхода в преподавании управленческих дисциплин при подготовке государственных служащих [Текст] / А.Ю. Москвина // Материалы научно-методической конференции Северо-Западного института управления. - 2011. - № 1. - С. 230¬239.
52. Мятликова, И. Управление сферой обучения государственных служащих: социологический аспект (на материалах Сахалинской области) [Текст] / И. Мятликова // Государственная служба. - 2011. - № 6. - С. 32-37.
53. Наумов, В.Н. Сценарный подход к прогнозированию системы высшего профессионального образования для учебных заведений, осуществляющих подготовку государственных служащих [Текст] / В.Н. Наумов, Д.Д. Ульзетуева // Управленческое консультирование. - 2011. - № 2. - С. 18-33.
54. Охотский, Е.В. Государственный служащий. Статус, профессия, призвание [Текст] / Е. В. Охотский. - М.: Экономика, 2011. - 704 с.
55. Панин, И.Н. Реформирование государственной службы Российской Федерации [Текст] / ИН. Панин. - М.: Эксмо, 2012. - 256 с.
56. Проказина, Н.В. Развитие социологической культуры
государственных гражданских служащих региона : автореф. дис. ... доктора социол. наук : 22.00.08 [Текст] / Н. В. Проказина. - Белгород: БелГУ, 2013. - 39 с.
57. Спасенников, В.В. Пути оптимизации образовательных процессов: потенциал экономической психологии [Текст] / В.В. Спасенников, И.Е. Задорожнюк // Социология образования. - 2012. - № 12. - С. 15-53.
58. Субочев, Н.С. Государственная служба и кадровая политика [Текст] / Н.С. Субочев. - Волгоград: ВАГС, 2010. - 48 с.
59. Сулемов, В.А. Государственная кадровая политика в современной России: теория, история, новые реалии [Текст] / В.А. Сулемов. - М.: Юрайт, 2013. - 412 с.
60. Сухарев, В.А. Моделирование процесса подготовки специалистов в области государственного управления [Текст] / В.А. Сухарев // Право и образование. - 2012. - № 8. - С. 34-45.
61. Тарасов, Н.А. Образовательный кластер - инновационный подход в подготовке государственных и муниципальных служащих [Текст] / Н. А. Тарасов, В.В. Яновский // Вестник Университета Государственный университет управления). - 2012. - № 12. - С. 46-49.
62. Торопин, А.Я. Правовое обеспечение профессионализма государственного служащего в субъектах Российской Федерации [Текст] / А.Я. Торопин. - Краснодар: Эльф, 2011. - 142 с.
63. Турчинов, А.И. Оценка и профессиональное развитие государственных служащих [Текст] / А.И. Турчинов. - М.: РАГС, 2010. - 198 с.
64. Турчинов, А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблема развития теории и практики [Текст] / А.И. Турчинов. - М.: Флинта, 2010. - 272 с.
65. Харченко, А.А. Разработка и реализация модели опережающего профессионального обучения государственных служащих [Текст] / А.А. Харченко // Среднерусский вестник общественных наук. - 2010. - № 1. - С. 109-118.
66. Чекин, М.А. Оплата служебной деятельности государственных гражданских служащих России [Текст] : история, практика, эксперименты, перспективы / М.А. Чекин. - М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2014. - 197 с.
67. Черепанов, В.В. Основы государственной службы и кадровой политики [Текст] / В.В. Черепанов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2012. - 679 с.
68. Шамахов, В.А. Подготовка кадров государственных служащих в России: к вопросу преемственности [Текст] / В.А. Шамахов, В.И. Морозов // Управленческое консультирование. - 2012. - № 1. - С. 5-17.
69. Шорникова, Н. Система повышения квалификации. Инновационный подход [Текст] / Н. Шорникова. - М.: Юнити-Дана, 2011. - 144 с.
70. Юсифов, П.Р. Повышение качества подготовки кадров - развитие системы подготовки и обучения государственных служащих [Текст] / П. Р. Юсифов // Глобальный научный потенциал. - 2012. - № 12. - С. 52-56.