ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
1.1 История развития проектной технологии 9
1.2 Сущность технологии проектной деятельности 14
1.3 Классификация учебных проектов 20
1.4 Основные этапы работы над проектом 23
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ
ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ПО БИОЛОГИИ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 29
2.1 Возможность школьного курса биологии для организации проектной
деятельности 29
2.2 Организация проектной деятельности на уроках биологии 41
2.3 Эффективность применения проектной технологии в педагогической
деятельности 51
2.4 Методические рекомендации для учителей биологии при реализации
проектной деятельности 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ А
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
1.1 История развития проектной технологии 9
1.2 Сущность технологии проектной деятельности 14
1.3 Классификация учебных проектов 20
1.4 Основные этапы работы над проектом 23
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ
ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ПО БИОЛОГИИ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 29
2.1 Возможность школьного курса биологии для организации проектной
деятельности 29
2.2 Организация проектной деятельности на уроках биологии 41
2.3 Эффективность применения проектной технологии в педагогической
деятельности 51
2.4 Методические рекомендации для учителей биологии при реализации
проектной деятельности 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Актуальность темы. На сегодняшний день ученые отмечают, что динамика усложнения информации, ее количество превышает по своей скорости социальное ускорение. Быстро развивающийся информационный процесс, связанный с техническим оснащением, значительно уменьшает время на изучение гуманитарных предметов, которые способствуют развитию продуктивного мышления. Для решения этой проблемы системой образования был проведен ряд процессов модернизации образования. Закон «Об образовании в Российской Федерации», «Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», отражающих свою суть в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения для общеобразовательной школы.
Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы самостоятельную активную инициативную позицию учащихся;
- способствовали развитию исследовательских, рефлексивных, самооценочных умений и навыков;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, сопряженные с опытом деятельности в практике;
- приоритетная цель заключается в развитии познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Анализ научной и учебно-методической литературы показывает, что применение проектных технологии, является весьма эффективным средством для достижения заявленным требованиям сегодняшней реальности, при организации учебного процесса обучения биологии.
В настоящее время главной задачей современного школьного обучения является повышение качества образования, что возможно путем раскрытия потенциала каждого ученика. На первом плане стоит проблема не в прочности приобретенных биологических знаний, которые быстро теряют свою актуальность в современном темпе развития наук, сколько в умение учащихся самостоятельно добывать знания, уметь применять их на практике совершенствовать и дополнять [1].
В современном образовательном процессе метод проектов занимает одну из лидирующих позиции. ФГОС основного общего образования предполагает использование учебного проекта как одну из форм государственной итоговой аттестации. Проектный метод позволяет организовать деятельность учащихся не только с опорой на личный опыт, но и развивать такие черты характера, как самостоятельность, любознательность, развивать социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, приобретать опыт исследовательской деятельности, формировать креативность мышления, интеллектуальные, информационные, коммуникативные навыки. Исходя из вышеперечисленного мы считаем, что использование проектных технологии в образовательном процессе позволяет повысить уровень мотивации и эффективность учебной деятельности, самостоятельность и инициативность обучающихся [29].
Зачастую проектная деятельность представляет собой взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, то есть коллективную форму деятельности, направленную на осуществление межпредметных связей, получение знаний и умений. В процессе коллективного обсуждения проектной деятельности, обозначения вопросов, определение задач, цели, выбора методов работы, способа презентации готового продукта, намечается личная роль каждого участника проекта в решении общей задачи. Деятельность такого рода даёт возможность почувствовать свою значимость в коллективе каждому из участников проекта, учит ценить вклад других участников в общее дело. Следовательно, проектная деятельность имеет не только образовательное значение, но и социальное [3].
Следует отметить тот факт, что существуют определенные риски при использовании проектных технологий в процессе обучения. Например, низкая мотивация обучающихся, зависимость результатов работы целой группы от личной ответственности каждого ученика. Зависимость от социальных аспектов личности, таких как: несформированность уважительного отношения к окружающим и их мнению, неумение вести конструктивный диалог.
Одной из главных задач современного педагога является создание благоприятной обстановки на уроке и внеурочной деятельности, в которой обучающиеся смогут в полной мере реализовать свой учебный, и что немаловажно творческий потенциал. Учащиеся должны чувствовать свою значимость, самостоятельность, иначе это может привести к потере интереса к проектной деятельности, особенно если ученик имеет высокий уровень творческого мышления и обладает качествами лидера. При организации деятельности в школе необходимо учитывать индивидуальные особенности ученика. Учитель должен уметь правильно организовать работу на каждом из её этапов, поддерживая заинтересованность и мотивацию учеников, ненавязчиво контролировать и направлять деятельность в нужное русло [4].
В настоящее время в большинстве общеобразовательных учебных заведениях используется традиционная классно - урочная система преподавания, которая зачастую не отвечает требованиям современных образовательных стандартов ФГОС. В совокупности вышеперечисленных факторов, использование технологий проектного обучения не только отвечает современным требованиям стандартов образования, но и предоставляет возможность наряду с овладением учащимися базовых знаний и ключевых компетенциями многостороннее развитие растущей личности. Совокупность вышеперечисленных факторов свидетельствует об актуальности данной темы.
Теоретико-методологические основы исследования.
Методологической основой данного опыта послужили теоретические положения и ряд концептуальных идей, нашедших отражение в трудах по формированию творческой личности (Ю. К. Бабанский, М. И. Махмутов), по проблемам творческой деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев). Теории развития личности (А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, Г.И. Щукина).
Концепция развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б Эльконин). Идеи развития познавательной и творческой активности учащихся через метод проектов (А.В. Леонтович, Н.Ю. Пахомова, И.Д. Чечель, Е.С. Полат, Л.Э. Левин, С.Т. Шацкий и др.). Исходным теоретическим положением исследования является теория проектного обучения в естественнонаучном образовании (М.Ю. Бухаркина, В.Н. Давыдов, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат).
Цель данной работы заключается в изучении эффективности применения проектных технологии на уроках и внеурочной деятельности по биологии, способствующих повышению мотивации и уровня образования школьников.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что применение проектной технологии в обучении биологии в общеобразовательных учреждениях будет эффективным, если будут учтены следующие условия:
- учет психолого-педагогических основ проектного обучения на уроках биологии;
- оптимальное использование возможностей школьного курса
биологии для организации проектной деятельности учащихся.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу с целью выяснения психолого-педагогических основ проектного обучения, изучения истории его становления и развития.
2. Изучить состояние проектного обучения в практике школьного биологического образования.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по внедрению технологии проектного обучения на уроках и внеурочной деятельности по биологии.
4. Оценить эффективность применения технологии проекта, дать методические рекомендации проведения проектного обучения в школьной практике.
Объектом настоящего исследования является проектная технология обучения в общеобразовательном процессе школ.
Предметом - проектная технология обучения на уроках и внеурочной деятельности по биологии.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
- изучены и проанализированы средства методы проектных технологий используемые в рамках биологии;
- изучение и определение проектной технологии как средства
развития потенциала учащихся;
- разработана методическая система организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения биологии.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в обобщении опыта применения проектно-исследовательской технологии в обучении биологии. Разработке методических рекомендации для применения проектных технологий.
Основные этапы исследования:
На первом этапе (2016-2017 гг.) проводился анализ научно-исследовательской и учебно-методической литературы по проблеме исследования, определена цель исследования, конкретизирован предмет и сформирована гипотеза исследования. Обозначены задачи исследования, выстроены этапы исследования и их содержание.
На втором этапе (2017-2018 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа по исследованию эффективности применения педагогической технологии на уроках биологии и внеурочной деятельности.
Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Работа состоит из введения, отражающего суть, актуальность, значение, научную и практическую ценность данной работы, двух глав, заключения, ссылок на использованные источники, списка использованных источников.
Первая глава носит теоретико-методологический характер. На основе изучения литературных источников рассматривается психолого-педагогические основы проектного обучения, история его становление и развития, сущность и принципы проектного обучения.
На втором этапе проводилась экспериментальное изучение по исследованию эффективности применения педагогической технологии на уроках биологии и внеурочной деятельности. В заключении даются теоретические и практические выводы и предложения, которые были сделаны в результате исследования.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ, синтез, сравнение, обобщение информации, полученной при изучении психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования, моделирование, разработка методических основ проведения учебного исследовательского проекта в процессе обучении биологии.
2. Научно - эмпирические методы (эксперимент, наблюдение, изучение процесса и продуктов деятельности)
3. Обработка полученных данных, качественный анализ проведенного исследования, разработка методических рекомендации к использованию проектных технологии применяемых на уроках биологии и внеурочной деятельности.
Экспериментальная база исследования муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кривошеевская СОШ» Прохоровского района Белгородской области.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы, проводимой на базе МБОУ «Лучковской средней общеобразовательной школы» Прохоровского района Белгородской области.
Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы самостоятельную активную инициативную позицию учащихся;
- способствовали развитию исследовательских, рефлексивных, самооценочных умений и навыков;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, сопряженные с опытом деятельности в практике;
- приоритетная цель заключается в развитии познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Анализ научной и учебно-методической литературы показывает, что применение проектных технологии, является весьма эффективным средством для достижения заявленным требованиям сегодняшней реальности, при организации учебного процесса обучения биологии.
В настоящее время главной задачей современного школьного обучения является повышение качества образования, что возможно путем раскрытия потенциала каждого ученика. На первом плане стоит проблема не в прочности приобретенных биологических знаний, которые быстро теряют свою актуальность в современном темпе развития наук, сколько в умение учащихся самостоятельно добывать знания, уметь применять их на практике совершенствовать и дополнять [1].
В современном образовательном процессе метод проектов занимает одну из лидирующих позиции. ФГОС основного общего образования предполагает использование учебного проекта как одну из форм государственной итоговой аттестации. Проектный метод позволяет организовать деятельность учащихся не только с опорой на личный опыт, но и развивать такие черты характера, как самостоятельность, любознательность, развивать социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, приобретать опыт исследовательской деятельности, формировать креативность мышления, интеллектуальные, информационные, коммуникативные навыки. Исходя из вышеперечисленного мы считаем, что использование проектных технологии в образовательном процессе позволяет повысить уровень мотивации и эффективность учебной деятельности, самостоятельность и инициативность обучающихся [29].
Зачастую проектная деятельность представляет собой взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, то есть коллективную форму деятельности, направленную на осуществление межпредметных связей, получение знаний и умений. В процессе коллективного обсуждения проектной деятельности, обозначения вопросов, определение задач, цели, выбора методов работы, способа презентации готового продукта, намечается личная роль каждого участника проекта в решении общей задачи. Деятельность такого рода даёт возможность почувствовать свою значимость в коллективе каждому из участников проекта, учит ценить вклад других участников в общее дело. Следовательно, проектная деятельность имеет не только образовательное значение, но и социальное [3].
Следует отметить тот факт, что существуют определенные риски при использовании проектных технологий в процессе обучения. Например, низкая мотивация обучающихся, зависимость результатов работы целой группы от личной ответственности каждого ученика. Зависимость от социальных аспектов личности, таких как: несформированность уважительного отношения к окружающим и их мнению, неумение вести конструктивный диалог.
Одной из главных задач современного педагога является создание благоприятной обстановки на уроке и внеурочной деятельности, в которой обучающиеся смогут в полной мере реализовать свой учебный, и что немаловажно творческий потенциал. Учащиеся должны чувствовать свою значимость, самостоятельность, иначе это может привести к потере интереса к проектной деятельности, особенно если ученик имеет высокий уровень творческого мышления и обладает качествами лидера. При организации деятельности в школе необходимо учитывать индивидуальные особенности ученика. Учитель должен уметь правильно организовать работу на каждом из её этапов, поддерживая заинтересованность и мотивацию учеников, ненавязчиво контролировать и направлять деятельность в нужное русло [4].
В настоящее время в большинстве общеобразовательных учебных заведениях используется традиционная классно - урочная система преподавания, которая зачастую не отвечает требованиям современных образовательных стандартов ФГОС. В совокупности вышеперечисленных факторов, использование технологий проектного обучения не только отвечает современным требованиям стандартов образования, но и предоставляет возможность наряду с овладением учащимися базовых знаний и ключевых компетенциями многостороннее развитие растущей личности. Совокупность вышеперечисленных факторов свидетельствует об актуальности данной темы.
Теоретико-методологические основы исследования.
Методологической основой данного опыта послужили теоретические положения и ряд концептуальных идей, нашедших отражение в трудах по формированию творческой личности (Ю. К. Бабанский, М. И. Махмутов), по проблемам творческой деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев). Теории развития личности (А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, Г.И. Щукина).
Концепция развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б Эльконин). Идеи развития познавательной и творческой активности учащихся через метод проектов (А.В. Леонтович, Н.Ю. Пахомова, И.Д. Чечель, Е.С. Полат, Л.Э. Левин, С.Т. Шацкий и др.). Исходным теоретическим положением исследования является теория проектного обучения в естественнонаучном образовании (М.Ю. Бухаркина, В.Н. Давыдов, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат).
Цель данной работы заключается в изучении эффективности применения проектных технологии на уроках и внеурочной деятельности по биологии, способствующих повышению мотивации и уровня образования школьников.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что применение проектной технологии в обучении биологии в общеобразовательных учреждениях будет эффективным, если будут учтены следующие условия:
- учет психолого-педагогических основ проектного обучения на уроках биологии;
- оптимальное использование возможностей школьного курса
биологии для организации проектной деятельности учащихся.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу с целью выяснения психолого-педагогических основ проектного обучения, изучения истории его становления и развития.
2. Изучить состояние проектного обучения в практике школьного биологического образования.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по внедрению технологии проектного обучения на уроках и внеурочной деятельности по биологии.
4. Оценить эффективность применения технологии проекта, дать методические рекомендации проведения проектного обучения в школьной практике.
Объектом настоящего исследования является проектная технология обучения в общеобразовательном процессе школ.
Предметом - проектная технология обучения на уроках и внеурочной деятельности по биологии.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
- изучены и проанализированы средства методы проектных технологий используемые в рамках биологии;
- изучение и определение проектной технологии как средства
развития потенциала учащихся;
- разработана методическая система организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения биологии.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в обобщении опыта применения проектно-исследовательской технологии в обучении биологии. Разработке методических рекомендации для применения проектных технологий.
Основные этапы исследования:
На первом этапе (2016-2017 гг.) проводился анализ научно-исследовательской и учебно-методической литературы по проблеме исследования, определена цель исследования, конкретизирован предмет и сформирована гипотеза исследования. Обозначены задачи исследования, выстроены этапы исследования и их содержание.
На втором этапе (2017-2018 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа по исследованию эффективности применения педагогической технологии на уроках биологии и внеурочной деятельности.
Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Работа состоит из введения, отражающего суть, актуальность, значение, научную и практическую ценность данной работы, двух глав, заключения, ссылок на использованные источники, списка использованных источников.
Первая глава носит теоретико-методологический характер. На основе изучения литературных источников рассматривается психолого-педагогические основы проектного обучения, история его становление и развития, сущность и принципы проектного обучения.
На втором этапе проводилась экспериментальное изучение по исследованию эффективности применения педагогической технологии на уроках биологии и внеурочной деятельности. В заключении даются теоретические и практические выводы и предложения, которые были сделаны в результате исследования.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ, синтез, сравнение, обобщение информации, полученной при изучении психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования, моделирование, разработка методических основ проведения учебного исследовательского проекта в процессе обучении биологии.
2. Научно - эмпирические методы (эксперимент, наблюдение, изучение процесса и продуктов деятельности)
3. Обработка полученных данных, качественный анализ проведенного исследования, разработка методических рекомендации к использованию проектных технологии применяемых на уроках биологии и внеурочной деятельности.
Экспериментальная база исследования муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кривошеевская СОШ» Прохоровского района Белгородской области.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы, проводимой на базе МБОУ «Лучковской средней общеобразовательной школы» Прохоровского района Белгородской области.
Несмотря на свою почти вековую историю становления и развития, в разные периоды времени в соответствии с меняющимися целями и задачами естественнонаучного образования, метод учебных проектов имеет различную типологию и структуру и относиться к современным инновационным технологиям обучения. (Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, И.Д. Чечель, В.В. Гузеев, В.Н. Давыдов).
На сегодняшний день, ввиду ряда присущих проектному обучению преимуществ, этот метод активно используется в педагогической деятельности.
Для эффективного осуществления реализации и прогнозирования результатов проектной деятельности в учебном процессе, нами были изучены и проанализированы основные базовые элементы и их взаимодействие, а именно методологические и психолого-педагогические принципы, подходы проектного обучения, теории познания, деятельности, развития личности.
Методология проектной деятельности основывается на методологических принципах гуманизации и открытости, последний по нашему мнению, является наиболее важным для осуществления проектного обучения, поскольку обеспечивает связь учеников с социальной средой.
Выделили основные психолого-педагогические принципы определяющие методику проектного обучения в рамках биологии.
Одним из ведущих принципов является принцип проектности, то есть соответствие этапам работы по любому проекту, включает в себя основные пункты - замысел, план действий, реализация проекта, защита. Принцип краеведения, обеспечивающий возможность учитывать особенности природы и социума родного края. При разработке проектов необходимо учитывать внутрипредметные и межпредметные связи это служит основанием для выделения принципа единства интеграции и дифференциации. При планировании, организации, обсуждении проектной деятельности используется принцип коммуникативной направленности. Включение в проектную деятельность опытов, практики, позволяет выделить принцип связи теории с практикой. Принцип индивидуализации предполагает учет возможностей, интересов и способностей учащихся при выполнении учебного проекта. Принцип активности и самостоятельности учащихся.
Проектное обучение в рамках курса биологии предполагает использование следующих подходов: личностного, деятельностного, системного, проблемного, исследовательского, интегративного, гуманистического.
Изучение возможностей курса школьной биологии для организации проектов позволило сделать вывод, что данный предмет имеет большой потенциал для реализации проектной технологии.
Использование проектного обучения как в классно-урочной системе, так и во внеурочной деятельности предоставляет возможность установления межпредметных связей с интеграцией различных дисциплин ( география, химия, история, информатика, математика, экология, физика, иностранный язык).
Тем не менее, несмотря на многогранность и большой потенциал предмета биологии, существуют определенные причины, которые вызывают затруднения, риски при использовании данного метода в процессе обучения биологии. Основными факторами которые удалось выделить, являются: недостаточное количество методической и учебной литературы по проектному обучению, отсутствие научно обоснованной методики проектной технологии для предмета биология, слабая материально- техническая оснащенность кабинета и школы в частности, низкий уровень подготовки педагогов к организации проектного обучения, и как следствие недостаточная подготовка учащихся для участия в проектной деятельности.
Подтверждением эффективности и актуальности применения данного метода в образовательных учреждениях являются результаты проведенного эксперимента.
В ходе экспериментальной работы нами проводились проекты по биологии в 8, 9 классах. Для определения проектных технологий как эффективного средства повышения уровня знаний и учебной мотивации на уроках биологии, нами изучалась мотивация учащихся с помощью методики, а так же мониторинг качества знаний.
В ходе исследовании было выявлено, что уровень знаний и мотивации по биологии, у основной массы детей на начальном этапе занимал среднюю позицию.
На заключительном этапе изучения мотивации анализ результатов в 9 классе показал следующие качественные изменения: количество учеников с низким уровнем мотивации сократилось с 4 до 3 человек, прирост количества учеников с высоким и высшим уровнем мотивации, по показателям и составил по одному человеку. В 8 классе количество учеников с низким уровнем мотивации сократилось с 2 до 1 человека, а средний уровень сократился на 1 человека, высокий уровень мотивации вырос с 1 до 3 высший уровень мотивации остался прежним.
Анализ качества знаний полученных в ходе исследовании показал следующие результаты: в 9 классе низкий уровень знаний сократилось на 1 человека, количество учеников имеющих средний и высокий уровень знаний увеличился по 1 человеку. Анализ качества знаний в 8 классе показал следующие качественные изменения: низкий уровень остался без изменений, количество учеников имеющих средний уровень сократилось на 1 человека, соответственно прирост учащихся с высоким уровнем составил 1 человек.
Анализ результатов эксперимента позволяет сделать выводы о целесообразности и эффективности применения проектных технологии в педагогической деятельности. Проведенный педагогический эксперимент подтвердил обоснованность теоретических положений и эффективность разработанной методики.
В настоящее время проектное обучение является инновационной педагогической технологией, позволяющей учитывать возрастные, индивидуально-психологические особенности и интересы учащихся.
Таким образом, использования проектного метода в рамках изучения предмета «Биология», оправдывает себя во всех отношениях, повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит разнообразие в жизнь ребёнка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания и сотрудничества учителя и обучающихся.
Проектная деятельность по биологии способствует высокой творческой активности, развитию самостоятельности мышления, самореализации овладению учащимися методами исследования объектов живой природы, с целью развития познавательного интереса, при условии овладения учащимися алгоритмом проектной деятельности.
Представляется, что подобное использование инновационных методов в обучении биологии позволяет органично соединять традиционные методы в образовательном процессе с современными технологиями и тем самым способствует подготовке конкурентоспособных специалистов с высоким уровнем квалификации, поднять изучение предметов естественнонаучного цикла на уровень требований, предъявляемых в настоящее время к образованию.
На сегодняшний день, ввиду ряда присущих проектному обучению преимуществ, этот метод активно используется в педагогической деятельности.
Для эффективного осуществления реализации и прогнозирования результатов проектной деятельности в учебном процессе, нами были изучены и проанализированы основные базовые элементы и их взаимодействие, а именно методологические и психолого-педагогические принципы, подходы проектного обучения, теории познания, деятельности, развития личности.
Методология проектной деятельности основывается на методологических принципах гуманизации и открытости, последний по нашему мнению, является наиболее важным для осуществления проектного обучения, поскольку обеспечивает связь учеников с социальной средой.
Выделили основные психолого-педагогические принципы определяющие методику проектного обучения в рамках биологии.
Одним из ведущих принципов является принцип проектности, то есть соответствие этапам работы по любому проекту, включает в себя основные пункты - замысел, план действий, реализация проекта, защита. Принцип краеведения, обеспечивающий возможность учитывать особенности природы и социума родного края. При разработке проектов необходимо учитывать внутрипредметные и межпредметные связи это служит основанием для выделения принципа единства интеграции и дифференциации. При планировании, организации, обсуждении проектной деятельности используется принцип коммуникативной направленности. Включение в проектную деятельность опытов, практики, позволяет выделить принцип связи теории с практикой. Принцип индивидуализации предполагает учет возможностей, интересов и способностей учащихся при выполнении учебного проекта. Принцип активности и самостоятельности учащихся.
Проектное обучение в рамках курса биологии предполагает использование следующих подходов: личностного, деятельностного, системного, проблемного, исследовательского, интегративного, гуманистического.
Изучение возможностей курса школьной биологии для организации проектов позволило сделать вывод, что данный предмет имеет большой потенциал для реализации проектной технологии.
Использование проектного обучения как в классно-урочной системе, так и во внеурочной деятельности предоставляет возможность установления межпредметных связей с интеграцией различных дисциплин ( география, химия, история, информатика, математика, экология, физика, иностранный язык).
Тем не менее, несмотря на многогранность и большой потенциал предмета биологии, существуют определенные причины, которые вызывают затруднения, риски при использовании данного метода в процессе обучения биологии. Основными факторами которые удалось выделить, являются: недостаточное количество методической и учебной литературы по проектному обучению, отсутствие научно обоснованной методики проектной технологии для предмета биология, слабая материально- техническая оснащенность кабинета и школы в частности, низкий уровень подготовки педагогов к организации проектного обучения, и как следствие недостаточная подготовка учащихся для участия в проектной деятельности.
Подтверждением эффективности и актуальности применения данного метода в образовательных учреждениях являются результаты проведенного эксперимента.
В ходе экспериментальной работы нами проводились проекты по биологии в 8, 9 классах. Для определения проектных технологий как эффективного средства повышения уровня знаний и учебной мотивации на уроках биологии, нами изучалась мотивация учащихся с помощью методики, а так же мониторинг качества знаний.
В ходе исследовании было выявлено, что уровень знаний и мотивации по биологии, у основной массы детей на начальном этапе занимал среднюю позицию.
На заключительном этапе изучения мотивации анализ результатов в 9 классе показал следующие качественные изменения: количество учеников с низким уровнем мотивации сократилось с 4 до 3 человек, прирост количества учеников с высоким и высшим уровнем мотивации, по показателям и составил по одному человеку. В 8 классе количество учеников с низким уровнем мотивации сократилось с 2 до 1 человека, а средний уровень сократился на 1 человека, высокий уровень мотивации вырос с 1 до 3 высший уровень мотивации остался прежним.
Анализ качества знаний полученных в ходе исследовании показал следующие результаты: в 9 классе низкий уровень знаний сократилось на 1 человека, количество учеников имеющих средний и высокий уровень знаний увеличился по 1 человеку. Анализ качества знаний в 8 классе показал следующие качественные изменения: низкий уровень остался без изменений, количество учеников имеющих средний уровень сократилось на 1 человека, соответственно прирост учащихся с высоким уровнем составил 1 человек.
Анализ результатов эксперимента позволяет сделать выводы о целесообразности и эффективности применения проектных технологии в педагогической деятельности. Проведенный педагогический эксперимент подтвердил обоснованность теоретических положений и эффективность разработанной методики.
В настоящее время проектное обучение является инновационной педагогической технологией, позволяющей учитывать возрастные, индивидуально-психологические особенности и интересы учащихся.
Таким образом, использования проектного метода в рамках изучения предмета «Биология», оправдывает себя во всех отношениях, повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит разнообразие в жизнь ребёнка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания и сотрудничества учителя и обучающихся.
Проектная деятельность по биологии способствует высокой творческой активности, развитию самостоятельности мышления, самореализации овладению учащимися методами исследования объектов живой природы, с целью развития познавательного интереса, при условии овладения учащимися алгоритмом проектной деятельности.
Представляется, что подобное использование инновационных методов в обучении биологии позволяет органично соединять традиционные методы в образовательном процессе с современными технологиями и тем самым способствует подготовке конкурентоспособных специалистов с высоким уровнем квалификации, поднять изучение предметов естественнонаучного цикла на уровень требований, предъявляемых в настоящее время к образованию.
Подобные работы
- Эффективное использование информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности при изучении биологии в общеобразовательной школе (Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, естествознание. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - Интеграция уроков и внеурочной деятельности для достижения новых образовательных результатов в обучении биологии и химии
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2019 - ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Организация самостоятельной работы школьников по биологии
на основе метода проектов
Магистерская диссертация, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СОЗДАНИЮ УЧЕБНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Применение виртуальной экскурсии на уроках истории
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Разработка методических материалов по изучению основ искусственных нейронных сетей во внеурочной деятельности
школьников старших классов
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ
ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО
ИСКУССТВА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



