ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОТКРЫТОГО СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С ИНСТИТУТАМИ ДЕТСТВА
1.1. Социальное пространство отношений как объект
междисциплинарного исследования 9
1.2. Социальное пространство отношений дошкольной
образовательной организации как педагогический аспект изучения 18
1.3. Педагогические условия создания открытого социального
пространства отношений дошкольной образовательной организации с институтами детства 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ ОТКРЫТОГО СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С ИНСТИТУТАМИ ДЕТСТВА 42
2.1. Анализ создания открытого социального пространства отношений
дошкольной образовательной организации с институтами детства 42
2.2. Реализация модели создания открытого социального пространства
отношений дошкольной образовательной организации с институтами детства 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 95
Актуальность исследования. Дошкольное образование сегодня претерпевает существенные изменения, которые напрямую связаны с изменениями, происходящими в государстве и обществе. Все это приводит, с одной стороны, к позитивным тенденциям в системе дошкольного образования, с другой, порождает ряд проблем, требующих детального изучения и решения.
К основным проблемам дошкольного образования на современном этапе развития государства и общества относят: обеспечение качества дошкольного образования; развитие дошкольной организации как открытой системы, гибко реагирующей на изменения в социально-экономической жизни государства и общества; подготовка подрастающего поколения, способного к решению различных проблем, к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе; поиск условий, обеспечивающих позитивную социализацию-индивидуализацию подрастающего поколения с учетом их возрастных, индивидуальных, психофизических и особых образовательных потребностей; привлечение социальных партнеров для обеспечения качества дошкольного образования и т.д.
Современная дошкольная образовательная организация, учитывая ее организационные, материально-технические, финансовые, кадровые ресурсы, не способна решить данные проблемы, обеспечить соответствующее качество дошкольного образования, условия для позитивной социализации подрастающего поколения, дать ребенку возможность целостно познать окружающий социальный мир во всем его многообразии.
Все это и определяет поиск, осмысление и осознание новых механизмов управленческой деятельности в сфере дошкольного образования. Одним из таких механизмов, на наш взгляд, является создание открытого социального пространства отношений дошкольной образовательной организации с институтами детства.
Открытое социальное пространство отношений Н.В. Иванова рассматривает в контексте понятия «социализация» и понимает, как систему социально-ролевых и межличностных отношений ребенка, формирующаяся в результате субъективного восприятия объективных связей, взаимодействия с окружающими людьми, которые возникают в условиях различных социальных институтов, социальных групп и реализуются с учетом специфики их функционирования.
Одним из условий, обеспечивающим создание открытого социального пространства отношений является социальное партнерство дошкольной образовательной организации с институтами детства. Данное понятие является относительно новым и рассматривается в исследованиях Б.В. Авво, Т.И. Александровой, М.В. Бывшевой, Т.Н. захаровой, О.Д. Никольской, Н.М. Наибулиной и др. Под социальным партнерством в образовании, в том числе и в дошкольном образовании, ученые понимают процесс специально организованного взаимодействия образовательной организации с представителями различных социальных групп, имеющими собственные интересы в сфере образования, с целью повышения его качества.
Основным способом осуществления социального партнерства в образовании, в том числе дошкольном образовании, является социальный диалог, в который вступают стороны с целью достижения консенсуса по вопросам, предоставляющим взаимный интерес, и содействует организации внешней среды дошкольной образовательной организации.
Однако результаты научного поиска, а также опыт работы дошкольных учреждений показывают, что сегодня проблема создания открытого социального пространства отношений и развития социального партнерства дошкольной образовательной организации с институтами детства, как фактора повышения качества дошкольного образования и обеспечения позитивной социализации-индивидуализации подрастающего поколения остается мало изученной.
Все вышесказанное позволяет рассматривать выбранную тему выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) «Создание открытого социального пространства отношений дошкольной образовательной организации с институтами детства» актуальной.
Проблема исследования: каковы педагогические условия создания открытого социального пространства отношений дошкольной образовательной организации с институтами детства?
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и разработать организационно-методические основы создания открытого социального пространства отношений дошкольной образовательной организации с институтами детства.
Объект исследования: процесс создания открытого социального пространства отношений дошкольной образовательной организации с институтами детства.
Предмет исследования: организационно-методические основы создания открытого социального пространства отношений дошкольной образовательной организации с институтами детства.
Гипотеза исследования:
-повышению качества дошкольного образования и обеспечению позитивной социализации-индивидуализации будет способствовать создание открытого социального пространства отношений дошкольной образовательной организации с институтами детства;
-эффективность исследуемого процесса предполагает внедрение структурно-функциональной модели создания открытого социального пространства отношений дошкольной образовательной организации с институтами детства в управленческую деятельность дошкольного образовательного учреждения.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему создания открытого социального пространства отношений дошкольной образовательной организации с институтами детства.
2. Разработать структурно-функциональную модель создания открытого социального пространства отношений дошкольной образовательной организации с институтами детства.
3. Экспериментальным путем оценить открытое социальное пространство отношений дошкольной образовательной организации с институтами детства и разработать инструменты его совершенствования.
Теоретико-методологическая база исследования представлена: психологическими идеями Л.И. Божович, Я.Л. Коломинского, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейн и др. о важности ролевых и межличностных отношений в социальном и личностном развитии ребенка; психологическими основами построения социального пространства отношений в образовательной организации (Д.И. Фельдштейн), трудами Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, И.С. Кона и др. по проблемам социализации- индивидуализации подрастающего поколения; исследованиями в области организации социального партнерства в сфере образования, в том числе инициативными исследованиями - О.В. Балалиевой, Н.В. Ивановой, Н.М. Наибулиной, О.Д. Никольской.
Методы исследования:
-теоретические: анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
-эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий этапы), беседа, анализ документации, анкетирование;
-метод количественного и качественного анализа результатов.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит:
-в осмыслении сущности и места открытого социального пространства отношений дошкольной образовательной организации с институтами детства обеспечении позитивной социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста;
-в определении и обосновании социального партнерства дошкольной образовательной организации с институтами детства как фактора повышения качества дошкольного образования;
-в разработке структурно-функциональной модели создания открытого социального пространства отношений дошкольной образовательной организации с институтами детства направленной на интеграцию усилий участников открытого социального пространства отношений дошкольной образовательной организации с институтами детства с целью повышения качества дошкольного образования.
Практическая значимость исследования состоит:
-во внедрении в практику деятельности дошкольных образовательных организаций структурно-функциональной модели создания открытого социального пространства отношений дошкольной образовательной организации с институтами детства;
-в возможностях использования материалов исследования (модели создания открытого социального пространства отношений дошкольной образовательной организации с институтами детства, проекта «Открытое социальное пространство отношений дошкольной образовательной организации с институтами детства») в практике работы дошкольной образовательной организации.
База исследования:
-Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Солнышко» г. Бирюч;
-Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Гредякино» Красногвардейского района Белгородской области;
-Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Березка» с. Засосна» Красногвардейского района Белгородской области.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования были представлены в форме научных работ: Коровина Т.Ф., Панасенко К.Е. К проблеме проектирования открытого социального пространства отношений в дошкольной организации {Текст}//
Международная научно-практическая конференция « Приоритетные направления развития науки и образования» ( г. Пенза 10 февраля 2018 года); Коровина Т.Ф. Педагогические условия проектирования открытого социального пространства отношений в дошкольной организации {Текст}// II Международная научно-практическая конференция « Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации» ( г. Пенза 5 июня 2018 года)
Структура работы: Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Теоретическое обоснование проблемы создания открытого социального пространства отношений дошкольной образовательной организации и результаты экспериментального изучения позволяют нам сделать следующие выводы.
1. Социальное пространство вслед за отечественными и зарубежными учеными мы рассматриваем с позиции развития личности в рамках личностно ориентированного подхода и предлагаем понимать, как пространство, содержащее возможности и условия для развития детей, которое всегда ограничено рамками возраста, представлено взаимосвязанными средами, которые задаются базовыми процессами, обеспечивающими развития личности.
2. Социальное пространство отношений в современных исследованиях рассматривается в контексте понятия «социализация растущего человека» и понимается, как система социально-ролевых и межличностных отношений ребенка, формирующаяся в результате субъективного восприятия объективных связей, взаимодействия с окружающими людьми, которые возникают в условиях различных социальных институтов, социальных групп и реализуются с учетом специфики их функционирования.
3. Современная дошкольная образовательная организация, несмотря на имеющиеся ресурсы, не способна полноценно обеспечить соответствующее качество процесса социализации-индивидуализации подрастающего поколения, дать ребенку возможность познать мир целостно во всем его многообразии. Одним из таких резервов является институт социального партнерства, чьи возможности для решения задач повышения качества дошкольного образования и обеспечения позитивной социализации- индивидуализации подрастающего поколения велики.
Под социальным партнерством в дошкольном образовании мы понимаем процесс специально организованного взаимодействия дошкольной организации с представителями разных социальных групп институтов детства, имеющими собственные интересы в сфере дошкольного образования, с целью повышения его качества.
4. В соответствии с социальным заказом государства и общества, на основе системного подхода, нами разработана структурно-функциональная модель создания открытого социального пространства отношений дошкольной образовательной организации с институтами детства, которая рассматривается как целостное образование, включающее в себя пять взаимосвязанных блоков - целевой, методологический, содержательно-функциональный, организационный, результативный, что дает возможность представить целенаправленный процесс создания открытого социального пространства отношений дошкольной образовательной организации с институтами детства, определить соответствие поставленной цели конечному результату.
5. Результаты констатирующего этапа экспериментальной работы показали важность и необходимость создания открытого социального пространства отношений дошкольной образовательной организации с институтами детства для обеспечения качества дошкольного образования и позитивной социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста. Оценка фактического состояния открытого социального пространства отношений дошкольной образовательной организации с институтами детства позволила нам отметить, что в системе управления дошкольной организацией ему уделяется не достаточное внимание. Результаты оперативного контроля и оценка фактических результатов функционирования дошкольной образовательной организации доказали нам недостаточную эффективность этих отношений, что подтверждается следующими результатами оперативного контроля и оценки функционирования дошкольной образовательной организации:
-отсутствие специальных условий для получения доступного и качественного образования детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья;
-низкие показатели уровня здоровья и высокий показатель заболеваемости обучающихся;
-высокий и стабильный показатель количества детей дошкольного возраста с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, заболевания сердечно-сосудистой и нервной системы;
-низкие показатели сформированности у обучающихся представлений о мире человеческих взаимоотношений.
6. Для реализации структурно-функциональной модели создания открытого социального пространства отношений дошкольной образовательной организации с институтами детства нами был разработан проект «Открытое социальное пространство отношений дошкольной образовательной организации с институтами детства», который включает в себя научно обоснованные цели, задачи; описание целевой группы участников проекта, сроки его реализации, ресурсное обеспечение и перечень мероприятий по исполнению; планируемые результаты проекта; оценка эффективности и рисков внедрения проекта и направлен на интеграцию усилий участников открытого социального пространства отношений дошкольной образовательной организации с институтами детства с целью повышения качества дошкольного образования и обеспечения позитивной социализации-индивидуализации подрастающего поколения.
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие от-ношений ребенка в детской субкультуре. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж : Изд - во НПО «МОДЭК», 2000. - 416 с.
2. Авво Б.В. Социальное партнерство в условиях профильного обучения. - СПб.: КАРО, 2005.
3. Александрова Т.И. Взаимодействие ДОУ с другими социальными институтами // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2003. - № 4. - С. 29-32.
4. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие для студентов психол. и пед. специальностей вузов. — 2-е изд. - М.: Аспект-Пресс, 2000. - 287 с.
5. Антонова О.В. Роль детских дошкольных учреждений в
социализации детей в условиях трансформации общества. Дисс к.социол.н.: 22.00.04. - Уфа, 2006. - 122 с.
6. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. - М.: «Карапуз», 2001. - 264 с.
7. Афанасьев В.Г. Общество, системность, познание и управление. - М.: ИПЛ, 1981.
8. Балалиева О.В. Социально-педагогическое партнерство как условие развитие образовательной среды ДОУ: теоретическое обоснование // Дискуссия: журнал научных публикаций. - 2012. - № 6. - С. 106-111.
9. Балалиева О.В. Социальное партнерство как организационная инновация дошкольного образовательного учреждения // Профессиональное образование. Столица. - 2009. - № 5. - С. 1-5.
10. Барковская А.Ю. Социальная интерпретация категории «социальное пространство» // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7, Философия. - 2013. - № 1 (19). - С. 49-54.
11. Баюкова Н.О. Педагогическая поддержка младших школьников в
образовательно-развивающей среде. Автореферат дисс к.пед.н. - Смоленск, 2007. - 21 с.
12. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М.: Наука, 1987. - 251 с.
13. Бодалев A.A. Об управлении развитием отношений // Мир психологии. - 1996.- № 2. - С. 7-15.
14. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.
15. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1968. - 268 с.
16. Бурдье П. Физическое и социальное пространство: проникновение и присвоение // Социология социального пространства. - СПб.: Алетейя; М.: Институт экспериментальной социологии, 2005. - 288 с.
17. Бывшева М.В., Шулина А.Н. Социально-педагогическое партнерство в образовательном пространстве школы: модель со-бытия и со-действия // Инновационные проекты и программы образования. - 2012. - № 1. - С. 41-45.
18. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Понимание детского развития с
позиции экологической теории У. Бронфенбреннера // Психолог в детском саду. - 2015. - № 2 - С. 56-65. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/v/ponimanie-detskogo-razvitiya-s-pozitsii-ekologicheskoy-teorii-u-bronfenbrennera(дата обращения: 03.09.2017 г.)
19. Воспитательная система массовой школы: проблемы
гуманизации / отв. ред. Л.И. Новикова. - М.: НИИИ Теории и истории педагогики, 1992. - 134 с.
20. Гайсина Г.И. Мир детства как социально-педагогическая проблема // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 5. - С. 125¬128.
21. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка.- СПб.: Речь, 2004.- 272 с.
22. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. - Рн/Д: Феникс,
2004. - 231 с.
23. Демакова И.Д. Педагогика и психологии о феномене «пространство детства» // Вестник Калмыцкого университета. - 2012. - № 1. С. 42-49. Режим доступа:https: //cyberleninka.ru/article/v/pedago gika-i-psihologiya-o-fenomene-prostranstvo-detstva-1(дата обращения: 22.05.2018 г.)
24. Дроздов Н.А. Социальное партнерство в образовании: сущность и содержание понятия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/sotsialnoe-partnerstvo-v-obrazovanii-suschnost-i-soderzhanie-ponyatiya(дата обращения: 21.05.2018 г.)
25. Захарова Т.Н. Социальное партнерство как средство развития личности дошкольника // Ярославский педагогический вестник. - 2009. - № 2. - С. 60-62.
26. Землянская Е.Н. Моделирование как метод педагогического
исследования // Преподаватель XXI века. - 2013. - № 3. С. 35-43. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/modelirovanie-kak-metod-
pedagogicheskogo-issledovaniya-1(дата обращения: 01.09.2018 г.)
27. Зуб А.Т. Управление проектами. - М.: Изд-во Юрайт, 2014. - 422 с.
28. Иванова Н.В. Теория и практика построения социального пространства отношений в дошкольном образовательном учреждении. Автореферат дисс... .д.пед.н. - Киров, 2004. - 45 с.
29. Иванова Н.В. Социальное пространство отношений: педагогические аспекты изучения // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2015. - № 1. - С. 84-89. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/sotsialnoe-prostranstvo-otnosheniy-pedagogicheskie-aspekty-izucheniya(дата обращения: 23.04.2018 г.)
30. Коломинский Я.Л., Харин С.С. Становление субъективной соци-альности у детей раннего возраста // Вопросы психологии. - 1991.- № 6. - С. 21-30.
31. Кон И.С. Ребенок и общество. -М.: Академия, 2003. - 336 с.
32. Левин К. Топология и теория поля // Хрестоматия по истории психологии. - М.: Просвещение, 1980. - С. 37-81.
33. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г. Рузской, Академия пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. институт. - Мо- сква-Воронеж: Ин-т практ. психологии, НПО «МОДЭК», 1997. — 383 с.
34. Лодатко Е.А. Моделирование педагогических систем и процессов: Монография. - Славянск: СГПУ, 2010. - 148 с.
35. Лодатко Е.А. Типология педагогических моделей // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2014. - № 1 (16). - С. 126-128.
36. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании // Педагогика. - 2000. - № 7. - С. 36-41.
37. Мудрик А.В. Социальная педагогика / под ред. В.А. Сластенина.
- М.: Академия, 1999. - 184 с.
38. Мясищев В.Н. Психология отношений [Электронный ресурс].
Режим доступа: https://alextoman.ru/wp-
content/iiploacls/2012/12/pciholoclgy 011н^11еп1У-Мясищев.рс1Г(дата обращения: 15.03.2018 г.)
39. Наибулина Н.М. Формирование и развитие социального
партнерства в сфере образования. Автореферат дисс к.пед.н. - М., 2003. -23 с.
40. Непрокина И.В. Метод моделирования как основа педагогического исследования // Теория и практика общественного развития.
- 2013. - № 7. - С. 61-63. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/v/metod-modelirovaniya-kak-osnova-pedagogicheskogo-issledovaniya(дата обращения: 21.02.2018 г.)
41. Никольская О.Д. Социально-педагогическое партнерство как фактор повышения качества дошкольного образования: теоретическое обоснование // Вестник ОГУ. - 2006. - № 10. - С. 95-98. Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZvZsotsialno-pedagogicheskoe-partnerstvo-kak-faktor-povysheniya-kachestva-doshkolnogo-obrazovaniya-teoreticheskoe-obosnovanie(дата обращения: 04.05.2018 г.)
42. Никольская О.Д. Системный подход к процессу формирования социально-педагогического партнерства в ДОУ // Вестник ЮУрГУ. - 2006. - № 16. С. 214-216. Режим доступа:https: ZZcyberleninka.ru/articleZvZsistemnyy-podhod-k-protsessu-formirovaniya-sotsialno-pedagogicheskogo-partnerstva-v-dou(дата обращения: 21.02.2018 г.)
43. Петровский В.А. Личность в психологии. - Ростов-на-Дону: АО «Цветная печать», 1996. - 85 с.
44. Пойманова О.В. Категория «пространство» в философской и
психолого-педагогической литературе // Теория и методология: проблемы, тенденции [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZvZkategoriya-prostranstvo-v-filosofskoy-i-psihologo-pedagogicheskoy-literature(дата обращения: 02.10.2017 г.)
45. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // Российская газета. - 2000. Режим доступа: https:ZZrg.ruZ2000Z10Z11Zdoktrina-dok.html(дата обращения: 07.06.2018 г.)
46. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. - 2013. - № 6241. Режим доступа: https:ZZrg.ruZ2013Z11Z25Zdoshk-standart-dok.html(дата
обращения: 07.06.2018 г.)
47. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / под ред. Н.Л. Селивановой. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 284 с.
48. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988. - 232 с.
49. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - СПб.: Питер, 2009. - 487 с.
50. Савченко В.В. Мир детства как социально-педагогический
феномен. Автореферат дисс к.пед.н. - Ставрополь, 2001. - 21 с.
51. Селиванова Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве // Педагогика. - 2000. - № 6. - С. 35-39.
52. Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Просвещение, 1999.
53. Советский энциклопедический словарь / под ред. А. Прохорова. - М., 1983. - 1600 с.
54. Спиваковская A.C. Психотерапия: игра, детство, семья: В 2-х т. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 464 с.
55. Степанова Е.Н., Андреев А.А. Удовлетворенность участников образовательного процесса как критерий работы учебного заведения // Практика административной работы в школе. - 2002. - № 6. - С. 43-48.
56. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации // Российская газета. - 2012. - № 5976. Режим доступа:https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html(дата обращения: 07.06.2018 г.)
57. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. - 2011. - № 1 (26). - С. 45-54.
58. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно¬
содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. - М.: Московский психолого-социальный институт : Флинта, 1999. — 672 с.
59. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве времени Детства. - М.: Флинта, 1997. - 160 с.
60. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - М.: ИПЛ, 1991.
61. Франкл В. Человек в поисках смысла / общ. Ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
62. Фрумин И.Д. Тайны школы. Заметки о контекстах. - Красноярск, 1999.