АННОТАЦИЯ 78
Введение
3
1 Теоретико-методические аспекты управления оборотными активами организации
5
1.1 Сущность и структура оборотных активов предприятия. Классификация оборотных
активов
5
1.2
Показатели эффективности оборотных активов компании
15
1.3
Типы политики управления оборотными активами
21
2
Кредитная политика организации
28
2.1
Дебиторская задолженность как вид оборотных активов. Влияние дебиторской
задолженности на финансовую устойчивость компании
28
2.1
Понятие и виды кредитной политики организации. Особенности разработки и анализ
кредитной политики предприятия
34
2.2
Особенности формирования кредитной политики на предприятиях малого и среднего
бизнеса
42
3
Разработка кредитной политики для компании ООО «Неотехника»
46
3.1
Общая характеристика ООО «Неотехника»
46
3.2
Анализ дебиторской задолженности предприятия
55
3.3
Формирование кредитной политики для компании ООО «Неотехника»
61
Заключение
69
Список использованной литературы
72
Приложения
76
В условиях рыночной экономики, большинство предприятий ставит перед собой цель
максимизировать прибыль. Для достижения поставленной цели, на предприятии исследуются
пути повышения качества и каналы продвижения продукции, чтобы увеличить
конкурентоспособность компании, а следовательно повысить уровень продаж и выручку.
Поэтому оптимизация производственной и финансовой деятельности является ключевым
элементом обеспечения финансовой устойчивости предприятия.
Одним из инструментов оптимизации финансовой деятельности компании является
кредитная политика - это составленный предприятием регламент, по управлению
дебиторской и кредиторской задолженностью. Он подразумевает, на каких условиях, и каким
клиентам предоставлять коммерческий кредит, способы его взыскания, а также систему
расчетов по обязательствам компании.
Чтобы снизить кредиторскую задолженность организации перед поставщиками,
сотрудниками и прочими дебиторами, достаточно иметь некоторую сумму денежных средств,
покрывающую сумму кредиторских обязательств. Как правило, основная сумма выручки
приходит от реализации продукции или оказанных услуг, но что делать, если эти процессы
происходят в одностороннем порядке.
Актуальность проблемы в том, что современная система экономики вынуждает
предприятия подходить к вопросу отсрочки платежа более лояльно. Чтобы привлечь новых
покупателей или улучшить взаимоотношения с уже устоявшимися клиентами. Из-за этого в
период нестабильной экономической ситуации увеличивается возможность столкнуться с
сомнительной, а то и безнадежной дебиторской задолженностью. А силу того что, показатели
платежеспособности и ликвидности непосредственно зависят от оборачиваемости
авансированных денежных средств, следовательно повышение эффективности управления
дебиторской и кредиторской задолженностью является актуальной проблемой многих
предприятий.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретических и
практических аспектов формирования кредитной политики в организациях малого и среднего
бизнеса.
Задачи:
1
Изучить и представить в работе состав оборотных активов и обосновать
необходимость управления оборотными активами;
Дать характеристику дебиторской задолженности как элементу оборотных
активов компании;
Исследовать методы и инструменты управления дебиторской задолженностью;
Исследовать сущность понятия «кредитная политика».
Исследовать элементы и виды кредитной политики, а также этапы ее
формирования
Рассмотреть особенности формирования кредитной политики на предприятиях
малого и среднего бизнеса;
Проанализировать финансово-хозяйственную деятельность предприятия
«Неотехника», на основе полученных данных составить кредитную политику для данного
Предметом исследования в выпускной квалификационной работе выступает
формирование кредитной политики предприятия. Объект исследования промышленное
предприятие ООО «Неотехника».
Подводя итоги можно сказать, что оборотные активы являются самым движимым и
ликвидным имуществом предприятия. В силу того, что они обеспечивают текщуб деятельность
организации и полностью закладываются в себестоимость готовой продукции, то отэффективного их управления зависит финансовая устойчивость предприятия.
Многообразие видов оборотных средств и их конкретных разновидностей определяет
сложность управления оборотными активами. Процесс управления оборотными активами
предполагает выявление состава и структуры оборотных средств, комплексное и поэлементное
планирование потребности в оборотных средствах, выявление источников формирования
оборотных активов, а также оперативную работу по анализу, регулированию и контролю.
Для этого на предприятии разрабатывается система показателей и нормативных
значений отдельных элементов оборотных активов, на которые ориентируется как
производственная структура, так и аппарат управления. Тем самым применяя определенные
механизмы, растет эффективность использования оборотных средств, что выражается в
минимизации издержек и максимизации прибыли предприятия.
Основными показателями качества управления оборотными средствами являются:
оборачиваемость, ликвидность и рентабельность. На основе этих показателей, принимается
решение о выборе оптимальной политики управления оборотными активами, которая
соответствовала бы стратегической цели предприятия.
Процедура формирования политики управления оборотными активами включает в себя
разработку определенного регламента и целевых показателей, к которым будет стремиться
компания. Эти показатели должны быть обоснованными и соответствовать реалиям
современной экономики. То есть учитывать банковские процентные ставки, влияние курса
валют и инфляции.
Оборотным активом, к которому требуется особая внимательность, является
дебиторская задолженность. Предоставляя коммерческий кредит своим покупателям,
предприятие отвлекает денежные средства из оборота. Если выручка от реализации продукции
или оказания услуг, вовремя не возвращается в организацию, возникает риск потери
платежеспособности, то есть предприятию будет нечем рассчитываться по собственным
обязательствам. Поэтому от качества составленной предприятием кредитной политики зависит
эффективность его работы.
В условиях финансового кризиса анализ и управление дебиторской задолженностью
приобретает особое значение. С ростом инфляции обесцениваются денежные средства.
Поэтому чем быстрее дебиторская задолженность оборачивается, тем меньшие потери несет
предприятие.
Для формирования кредитной политики организация анализирует не только свою
деятельность, но и потенциальных покупателей. При предоставлении отсрочки платежа, за
проданную продукцию, недобросовестным или некредитоспособным покупателям,
предприятие рискует столкнуться с сомнительной, а то и безнадежной дебиторскойзадолженностью. Тогда взыскивать, причитающиеся предприятию денежные средства придётся
через суд, что повлечёт за собой дополнительные затраты.
Формирование кредитной политики выполнено на примере производственного
предприятия ООО «Неотехника». Анализ финансово-хозяйственной деятельности показал
неплатежеспособность компании, в силу наличия у него высокого объема дебиторской
задолженности.
На основе изученных методик анализа, предложены мероприятия по управлению
дебиторской задолженностью компании: ранжирование покупателей, введение системы скидок
за быструю оплату, введение штрафных санкций за просроченную дебиторскую
задолженность.
Введение системы ранжирования покупателей по платежной дисциплине и объемам
купленной продукции, предоставит предприятию возможность комплексно подходить к
взаимоотношениям с контрагентами. По такой системе можно сразу определить к какому
дебитору стоит отнестись внимательней и применить к нему жесткую политику
предоставления отсрочки платежа. А к кому более лояльную, например, к постоянным
клиентам, таким как ООО «Синтек», которые покупают большие объемы продукции при этом
расплачиваются в строго установленный срок.
Одним из методов гибкой политики управления дебиторской задолженностью является
предоставление скидок за быструю оплату купленного товара. В российской практике такой
инструмент предоставления коммерческого кредита, применяется промышленными
предприятиями, довольно редко. А если и применяется, то без основательных расчетов. Что
приводит к значительным потерям в выручке предприятия.
Еще один метод, контроля над дебиторской задолженностью, предложенный для ООО
«Неотехника» это введение штрафных санкций за просроченную дебиторскую задолженность.
При применении штрафных санкций увеличиваются внереализационные доходы предприятия,
при этом сокращается дебиторская задолженность. Отрицательным моментом такой жесткой
политики управления дебиторской задолженностью, является потеря социального
взаимодействия дебитора и кредитора.
Данные меры управления дебиторской задолженностью, предложенные ООО
«Неотехника» снизят ее объем в общей структуре оборотных активов, повысят ее
оборачиваемость и улучшат финансовое состояние предприятия
Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ (в ред. От
23.05.2016) [Электронный ресурс] // Гарант : информационно-правовой портал. - Электрон.
дан. - М., 2016 - URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 29.05.2016).
Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5.08.2000 №117-
ФЗ (в ред. от 05.04.2016) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая
система. - Электрон. дан. - М., 2016 - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения:
Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности организаций и инструкции по его применению [Электронный ресурс]: Приказ
Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010) // КонсультантПлюс : справ. правовая
система. - Электрон. дан. - М., 2016 - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения:
Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Приказ Минфина РФ от
29.07.1998 № 34н (ред. от 24.12.2010) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. -
Электрон. дан. - М., 2016 - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 04.06.2016).
О формах бухгалтерской отчетности в организациях [Электронный ресурс]:
Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н (от 06.04.2015) // КонсультантПлюс : справ.
правовая система. - Электрон. дан. - М., 2016 - URL: http://www.consultant.ru (дата
обращения: 25.05.2016).
О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
[Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 29.12.2015) //
КонсультантПлюс :справ. правовая система. - Электрон.дан. -
М.,2016.
- URL:
http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.05.2016).
Баскакова О. В. Экономика предприятия (организации): учебник / О. В.
Баскакова, Л. Ф. Сейко. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013 — 372
Безрукова Т. Л., Шанин И. И., Якунина А. П. Управление оборотными активами
/ Успехи современного естествознания. - 2015.- №1-1. - С.102-105.
Безухов Д. А. Современные подходы к оценке роли, определению элементного
состава и структуре оборотного капитала промышленного предприятия / Современные
проблемы науки и образования. - 2015 - №1-1. - С.37-54.
Брежнева О.В. Проблемы управления активами в современных условиях /
Международный научный журнал «Символ науки». - 2015 - №8. - С.86-88.
Волостнова В. А. Формирование кредитного рейтинга покупателей в целях
дифференциации условий коммерческого кредита / Вестник Пермского университета. Серия:
Экономик. - 2014 - №3(22). - С.99-106.
Воробьев
Г.А.
Теоретико-Экономическое
содержание
материально-
производственных запасов / Достижения вузовской науки. - 2015 - №16. - С.112-115.
Глазкова
А. 21
правило безопасной работы
с дебиторской
/ Финансовый
директор. - 2016 - №5. - С.56-60.
Дебиторская задолженность организаций (без субъектов малого
предпринимательства) Российской Федерации [Электронный ресурс] // Федеральная служба
государственной статистики. офиц. сайт. - Электрон.дан. -
М.,
2016
- URL:
http://www.gks.ru (дата обращения: 07.06.2016).
Дмитриева С. А. Корпоративные финансы: учебное пособие / С. А. Дмитриева. -
Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет , 2013 - 128...42