СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА ПОЭЗИИ И. БРОДСКОГО
|
Введение 3
Глава I. Понятие «художественный мир» в системе эстетических взглядов и образности поэзии И. Бродского
1.1. Понятие «художественного мира» в литературоведении 8
1. 2. Литературно-эстетические взгляды И. Бродского 14
1.3. Этапы творчества поэта: основные образы и мотивы 18
Глава II. Образы пространства и времени в лирике И. Бродского 27
2.1. Хронотопическая картина мира в лирике И. Бродского 27
2.2. Образ пространства в поэтическом мире И. Бродского 30
2.3. Философско-художественный образ времени в лирике И. Бродского.. 35
Глава III. Интертекстуальность поэзии И. Бродского: античные мотивы и образность
Заключение 50
Список литературы 54
Приложение
Глава I. Понятие «художественный мир» в системе эстетических взглядов и образности поэзии И. Бродского
1.1. Понятие «художественного мира» в литературоведении 8
1. 2. Литературно-эстетические взгляды И. Бродского 14
1.3. Этапы творчества поэта: основные образы и мотивы 18
Глава II. Образы пространства и времени в лирике И. Бродского 27
2.1. Хронотопическая картина мира в лирике И. Бродского 27
2.2. Образ пространства в поэтическом мире И. Бродского 30
2.3. Философско-художественный образ времени в лирике И. Бродского.. 35
Глава III. Интертекстуальность поэзии И. Бродского: античные мотивы и образность
Заключение 50
Список литературы 54
Приложение
Дипломная работа нацелена на анализ художественного мира поэтического творчества И. Бродского, который является проекцией реальности на внутренний мир поэта. Художественный мир - это образ, в котором запечатлено взаимоотношение генезиса, на ровне «автор» - «произведение», и функционирования, на уровне «произведение» - «читатель», в системе литературы. Образ «художественного мира» может быть представлен статико-динамической моделью динамической моделью творчества и ли произведения.
Поэзия И. Бродского отличается исключительным мастерством, философской глубиной, яркой иронией и метким остроумием. В духе романтического сарказма он противопоставляет одинокого человека враждебности мира в поэтических сборниках «Остановка в пустыне» (1970), «Часть речи» (1977), «Урания» (1987). Вышли книги «Конец прекрасной эпохи» (1977), «Римские элегии» (1982), «Новые стансы к Августе» (1983), «Заметки папоротника» (1990), «На околицах Атлантиды» (1992).
В 1987 г. И. Бродскому была присуждена Нобелевская премия по литературе «за многогранное творчество, отмеченное остротой мысли и глубокой поэтичностью». В 199 г. ему присвоено звание поэт-лауреат США.
Говоря о поэзии Бродского, следует, прежде всего, подчеркнуть «ши-роту ее проблемно-тематического диапазона, естественность и органичность включения в нее жизненных, культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» [Зайцев 1998: 468].
Современность, история, так называемые «вечные», бытийные, экзистенциальные темы находят в его стихах всегда новую и своеобразную поэтическую трактовку. Можно было бы выделить, как это сделал М. Крепс в книге «О поэзии Иосифа Бродского», его «излюбленные, коренные темы - время, пространство, Бог, жизнь, смерть, искусство, поэзия, изгнание, одиночество» (Крепс 2007: 180). Хотя сам исследователь ощущает неполноту этого перечня и добавляет к нему в качестве вариаций темы болезни и старения, Ада и Рая, Ничто (Небытия), разлуки, свободы, творчества и др.
Исследователи творчества И. Бродского, в том числе П. Вайль и А. Генис [Вайль, Гейнис 1990], А. Ранчин [Ранчин 1993, Ранчин 1996, Ранчин 1998, Ранчин 200, Ранчин 2001] и другие отмечали у него мотив одиночества человека в мире, трагедийность мироощущения, а значит и трагедийность поэтической картины мира в его творчестве.
Целью дипломного исследования становится анализ художественного мира поэзии И. Бродского.
Задачи дипломной работы:
• рассмотрение литературно-эстетических взглядов И. Бродского,
• анализ основных этапов творчества поэта,
• характеристика образов пространства и времени в художественном мире И. Бродского,
• рассмотрение интертекстуальных связей в лирике поэта (античные и пушкинские мотивы и реминисценции), как неотъемлемых составных элементов художественного мира поэта.
Объектом исследования является художественная картина мира в поэтическом творчестве Иосифа Бродского.
Предмет исследования - особенности лирики И. Бродского.
Методы исследования - историко-генетический и сравнительно-исторический.
Анализу творчества И. Бродского посвящено большое количество монографических исследований, эссе и статей в периодических зданиях. Остановимся на некоторых из них.
В 1994 г. исследователь В.С. Баевский в книге «История русской поэзии. 1730-1980 гг.» [Баевский 1994] дал характеристику И. Бродского как того, кто сумел новаторски выразить художественное мышление.
Несколько эссе, концептуально и композиционно соединенных воедино, представлено в книге Баткина «Тридцать третья буква: заметки читателя на полях стихов И. Бродского» [Баткин 1997]. Книга написана в предельно свободной форме и рассчитана преимущественно на «обычного» интеллигентного читателя, заинтересованного в том, чтобы лучше разобраться в собственных впечатлениях от сложного творчества И. Бродского.
В 2000 г. увидел свет сборник «Иосиф Бродский: труды и дни» [Вайль, Лосев 1999], авторами-составителями которого стали П. Вайль и Л. Лосев. То, что в жизни и творчестве Бродского не было известно его русским читателям, раскрывается в книге, состоящей из пяти частей. «О Пушкине и его эпохе» - «взаимоотношения» Бродского с отечественной классикой. «Поэт на кафедре» - его преподавательская и просветительская работа в США. «В Англии» - ряд бесед о русском поэте с видными британскими литераторами (И. Берлин. Дж. Карре и др.). «Мемуары и заметки» - воспоминания друзей из России, Америки, Европы. «Нобелевский круг» - авторы и персонажи этого раздела: Ч. Милош, Д. Уолкот, О. Пас, Ш. Хини. Книга содержит фотоиллюстрации.
В 2000 г. Я.А. Гордин выпустил монографию «Перекличка во мраке: Иосиф Бродский и его собеседники» [Гордин 2000]. Ряд персонажей книги, судьбой связанных с Бродским, - религиозные мыслители, писатели - Пастернак и Мандельштам, Ахматова и Гумилев. В книгу вошли воспоминания Гордина, а также представлены личные документы. Вторая часть посвящена анализу судьбы Бродского, который сумел продолжить дело своих предшественников.
В 2001 г. в издательстве «Независимая газета» вышли мемуары Л Штерн «Бродский: Ося, Иосиф, Joseph» [Штерн 2001]. Людмила Штерн была дружна с Бродским почти сорок лет и имела редкую возможность наблюдать, как с ростом мировой славы поэта менялся и его характер. Ведь те, что остались в России, знали его только в юности, а те, что встречались с ним на Западе, не знали, каким он был до эмиграции. Книга состоит из самых разных, порой смешных, порой печальных эпизодов, иллюстрированных фотографиями из личного архива автора.
В 2002 г. Л.В. Лосев и В.П. Полухина стали редакторами составителями сборника «Как работает стихотворение Бродского: из исследований славистов на Западе» [Лосев, Полухина 2002]. Предмет этой книги - искусство Бродского как творца стихотворений, т.е. самодостаточных текстов, на каждом из которых лежит печать авторской индивидуальности. Из шестнадцати представленных в книге работ западных славистов четырнадцать посвящены отдельным стихотворениям. Наряду с подробными историко-культурными комментариями читатель найдет здесь глубокий анализ поэтики Бродского. Исследуются не только характерные для поэта приемы стихосложения, но и такие неожиданные аспекты творчества, как, к примеру, использование приемов музыкальной композиции.
В 2008 г. в серии «Жизнь замечательных людей» вышла монография давнего знакомого Бродского, известного поэта и филолога Л. Лосева «Иосиф Бродский: опыт литературной биографии» [Лосев 2008]. Подробно освещая жизненный путь своего героя, автор уделяет не меньшее внимание анализу его произведений, влиянию на него других поэтов и литературных школ, его мировоззрению и политическим взглядам. В изложении Лосева, свободном от полемических перекосов и сплетен, Бродский предстает наследником великой русской поэзии, которому удалось «привить классическую розу к советскому дичку».
Как нами уже было сказано, творчеству И. Бродского посвящено огромное количество статей и эссе, опубликованных в периодических изданиях. Остановимся на некоторых из них.
В 1990 г. в «Литературном обозрении» была опубликована статья П. Вайля и А. Гениса «В окрестностях Бродского» [Вайлис, Генис 1990], в которой передается беседа Вайля и Гениса с Бродским, даются комментарии о категориях его поэзии, о специфике его текста и т.п.
В 1994 г. в журнале поэзии «Арион» вышла статья М. Айзенберга «Одиссея стихосложения» [Айзенберг 1994], в которой дана общая характеристика поэзии Бродского, некоторых особенностей его стиха, роли его творчества в русской поэзии.
М.Л. Гаспаров в работе «Рифмы Бродского» [Гаспаров 1995] на основе статистических подсчетов и анализа уровня строения преимущественно не-точных рифм устанавливает своеобразие рифмы Бродского и его близость Маяковскому.
В.А. Зайцев в своей статье «Иосиф Бродский и русские поэты ХХ века» [Зайцев 1996)] освещает некоторые вопросы рецепции и творческого взаимо-действия Бродского с поэтами ХХ столетия.
А.М. Ранчин в статье «Философская традиция Иосифа Бродского» [Ранчин 1998] дает анализ «геометрического» мировидения поэта, его способности к усвоению разных поэтических стилей.
Необходимо заметить, что представленные монографические работы, статьи и эссе не ставят целью исследование именно художественной картины мира И. Бродского в целом, а затрагивают только отдельные стороны этой проблемы. Но именно на основе анализа художественных особенностей лирических произведений поэта, специфики пространственно-временной организации, рассмотрении интертекстуальности мы вполне можем обозначить эту систему мировосприятия. В этом и заключается актуальность данного исследования.
Апробация результатов исследования проходила на Международном молодежном научном форуме «Белгородский диалог - 2019» (НИУ «БелГУ», апрель 2019 года).
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Списка литературы и Приложения, в котором пред-ставлен конспект урока по изучению лирики И. Бродского в средней школе.
Поэзия И. Бродского отличается исключительным мастерством, философской глубиной, яркой иронией и метким остроумием. В духе романтического сарказма он противопоставляет одинокого человека враждебности мира в поэтических сборниках «Остановка в пустыне» (1970), «Часть речи» (1977), «Урания» (1987). Вышли книги «Конец прекрасной эпохи» (1977), «Римские элегии» (1982), «Новые стансы к Августе» (1983), «Заметки папоротника» (1990), «На околицах Атлантиды» (1992).
В 1987 г. И. Бродскому была присуждена Нобелевская премия по литературе «за многогранное творчество, отмеченное остротой мысли и глубокой поэтичностью». В 199 г. ему присвоено звание поэт-лауреат США.
Говоря о поэзии Бродского, следует, прежде всего, подчеркнуть «ши-роту ее проблемно-тематического диапазона, естественность и органичность включения в нее жизненных, культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» [Зайцев 1998: 468].
Современность, история, так называемые «вечные», бытийные, экзистенциальные темы находят в его стихах всегда новую и своеобразную поэтическую трактовку. Можно было бы выделить, как это сделал М. Крепс в книге «О поэзии Иосифа Бродского», его «излюбленные, коренные темы - время, пространство, Бог, жизнь, смерть, искусство, поэзия, изгнание, одиночество» (Крепс 2007: 180). Хотя сам исследователь ощущает неполноту этого перечня и добавляет к нему в качестве вариаций темы болезни и старения, Ада и Рая, Ничто (Небытия), разлуки, свободы, творчества и др.
Исследователи творчества И. Бродского, в том числе П. Вайль и А. Генис [Вайль, Гейнис 1990], А. Ранчин [Ранчин 1993, Ранчин 1996, Ранчин 1998, Ранчин 200, Ранчин 2001] и другие отмечали у него мотив одиночества человека в мире, трагедийность мироощущения, а значит и трагедийность поэтической картины мира в его творчестве.
Целью дипломного исследования становится анализ художественного мира поэзии И. Бродского.
Задачи дипломной работы:
• рассмотрение литературно-эстетических взглядов И. Бродского,
• анализ основных этапов творчества поэта,
• характеристика образов пространства и времени в художественном мире И. Бродского,
• рассмотрение интертекстуальных связей в лирике поэта (античные и пушкинские мотивы и реминисценции), как неотъемлемых составных элементов художественного мира поэта.
Объектом исследования является художественная картина мира в поэтическом творчестве Иосифа Бродского.
Предмет исследования - особенности лирики И. Бродского.
Методы исследования - историко-генетический и сравнительно-исторический.
Анализу творчества И. Бродского посвящено большое количество монографических исследований, эссе и статей в периодических зданиях. Остановимся на некоторых из них.
В 1994 г. исследователь В.С. Баевский в книге «История русской поэзии. 1730-1980 гг.» [Баевский 1994] дал характеристику И. Бродского как того, кто сумел новаторски выразить художественное мышление.
Несколько эссе, концептуально и композиционно соединенных воедино, представлено в книге Баткина «Тридцать третья буква: заметки читателя на полях стихов И. Бродского» [Баткин 1997]. Книга написана в предельно свободной форме и рассчитана преимущественно на «обычного» интеллигентного читателя, заинтересованного в том, чтобы лучше разобраться в собственных впечатлениях от сложного творчества И. Бродского.
В 2000 г. увидел свет сборник «Иосиф Бродский: труды и дни» [Вайль, Лосев 1999], авторами-составителями которого стали П. Вайль и Л. Лосев. То, что в жизни и творчестве Бродского не было известно его русским читателям, раскрывается в книге, состоящей из пяти частей. «О Пушкине и его эпохе» - «взаимоотношения» Бродского с отечественной классикой. «Поэт на кафедре» - его преподавательская и просветительская работа в США. «В Англии» - ряд бесед о русском поэте с видными британскими литераторами (И. Берлин. Дж. Карре и др.). «Мемуары и заметки» - воспоминания друзей из России, Америки, Европы. «Нобелевский круг» - авторы и персонажи этого раздела: Ч. Милош, Д. Уолкот, О. Пас, Ш. Хини. Книга содержит фотоиллюстрации.
В 2000 г. Я.А. Гордин выпустил монографию «Перекличка во мраке: Иосиф Бродский и его собеседники» [Гордин 2000]. Ряд персонажей книги, судьбой связанных с Бродским, - религиозные мыслители, писатели - Пастернак и Мандельштам, Ахматова и Гумилев. В книгу вошли воспоминания Гордина, а также представлены личные документы. Вторая часть посвящена анализу судьбы Бродского, который сумел продолжить дело своих предшественников.
В 2001 г. в издательстве «Независимая газета» вышли мемуары Л Штерн «Бродский: Ося, Иосиф, Joseph» [Штерн 2001]. Людмила Штерн была дружна с Бродским почти сорок лет и имела редкую возможность наблюдать, как с ростом мировой славы поэта менялся и его характер. Ведь те, что остались в России, знали его только в юности, а те, что встречались с ним на Западе, не знали, каким он был до эмиграции. Книга состоит из самых разных, порой смешных, порой печальных эпизодов, иллюстрированных фотографиями из личного архива автора.
В 2002 г. Л.В. Лосев и В.П. Полухина стали редакторами составителями сборника «Как работает стихотворение Бродского: из исследований славистов на Западе» [Лосев, Полухина 2002]. Предмет этой книги - искусство Бродского как творца стихотворений, т.е. самодостаточных текстов, на каждом из которых лежит печать авторской индивидуальности. Из шестнадцати представленных в книге работ западных славистов четырнадцать посвящены отдельным стихотворениям. Наряду с подробными историко-культурными комментариями читатель найдет здесь глубокий анализ поэтики Бродского. Исследуются не только характерные для поэта приемы стихосложения, но и такие неожиданные аспекты творчества, как, к примеру, использование приемов музыкальной композиции.
В 2008 г. в серии «Жизнь замечательных людей» вышла монография давнего знакомого Бродского, известного поэта и филолога Л. Лосева «Иосиф Бродский: опыт литературной биографии» [Лосев 2008]. Подробно освещая жизненный путь своего героя, автор уделяет не меньшее внимание анализу его произведений, влиянию на него других поэтов и литературных школ, его мировоззрению и политическим взглядам. В изложении Лосева, свободном от полемических перекосов и сплетен, Бродский предстает наследником великой русской поэзии, которому удалось «привить классическую розу к советскому дичку».
Как нами уже было сказано, творчеству И. Бродского посвящено огромное количество статей и эссе, опубликованных в периодических изданиях. Остановимся на некоторых из них.
В 1990 г. в «Литературном обозрении» была опубликована статья П. Вайля и А. Гениса «В окрестностях Бродского» [Вайлис, Генис 1990], в которой передается беседа Вайля и Гениса с Бродским, даются комментарии о категориях его поэзии, о специфике его текста и т.п.
В 1994 г. в журнале поэзии «Арион» вышла статья М. Айзенберга «Одиссея стихосложения» [Айзенберг 1994], в которой дана общая характеристика поэзии Бродского, некоторых особенностей его стиха, роли его творчества в русской поэзии.
М.Л. Гаспаров в работе «Рифмы Бродского» [Гаспаров 1995] на основе статистических подсчетов и анализа уровня строения преимущественно не-точных рифм устанавливает своеобразие рифмы Бродского и его близость Маяковскому.
В.А. Зайцев в своей статье «Иосиф Бродский и русские поэты ХХ века» [Зайцев 1996)] освещает некоторые вопросы рецепции и творческого взаимо-действия Бродского с поэтами ХХ столетия.
А.М. Ранчин в статье «Философская традиция Иосифа Бродского» [Ранчин 1998] дает анализ «геометрического» мировидения поэта, его способности к усвоению разных поэтических стилей.
Необходимо заметить, что представленные монографические работы, статьи и эссе не ставят целью исследование именно художественной картины мира И. Бродского в целом, а затрагивают только отдельные стороны этой проблемы. Но именно на основе анализа художественных особенностей лирических произведений поэта, специфики пространственно-временной организации, рассмотрении интертекстуальности мы вполне можем обозначить эту систему мировосприятия. В этом и заключается актуальность данного исследования.
Апробация результатов исследования проходила на Международном молодежном научном форуме «Белгородский диалог - 2019» (НИУ «БелГУ», апрель 2019 года).
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Списка литературы и Приложения, в котором пред-ставлен конспект урока по изучению лирики И. Бродского в средней школе.
Художественный мир произведений Бродского, как удалось выяснить в процессе данного исследования, представляет собой сложный комплекс мотивов и образов, а также средства их создания, зиждившихся на столкновении индивидуальной мифологии автора с коллективной жанровой мифологией.
В системе «литературы» категория «художественный мир» связана, прежде всего, с отношением «поэт - все тесты поэта Бродского». Также художественный мир рассматривается нами и как система концептов в творчестве данного автора.
Поэтика художественного мира Бродского предполагает спор таких начал творчества, как поэзия и проза. Конкретно и наглядно это демонстрируется в том, что прозу олицетворяет собой «фраза», а поэзию - «строка». Происходит своеобразное соревнование между фразой и строкой в пределах поэзии Бродского, при этом в поэтике изучаемого нами автора можно отметить и такое явление, как отступление от смысловой завершенности каждой строфы и стиха.
Бродский даже не пишет каждый новый стих с большой буквы, поскольку дробление на строфы и строчки в стихотворении имеет не смысловую, но ритмическую нагрузку.
Таким образом, перенос становится наиболее характерной чертой поэзии Бродского. Это связано с тем, что поэт непринужденно разговаривает с читателем и не желает ограничивать свою речь поэтическими условностями. Это почти зарифмованная проза с ярко выраженным ритмом.
Другая особенность стиля Бродского - это протяженность строки и большой объем его стихотворений. Поэт разворачивает мысль, не торопясь, постепенно обрисовывая предмет сразу с нескольких сторон. И в конце стихотворения все, казалось бы, сказанное между прочим, вдруг обретает очень глубокий смысл.
Как известно, ритм - это основная характеристика поэтического произведения. Маяковский писал: «Ритм - это основная сила, основная энергия стиха. Объяснить его нельзя, про него можно сказать только так, как говорится про магнетизм и электричество... Ритм может быть один во многих стихах, даже во всей работе поэта, и это не делает работу однообразной, так как ритм может быть ... сложен и трудно оформляем».
Это высказывание, на наш взгляд, применительно и к Бродскому. Во всех его стихах есть ощущение пульсации некоего ритма. Точнее сказать, поэзия Бродского звучит в нескольких ритмических режимах, но все они объединены единой сквозной тональностью.
24 мая 1980 года, в день своего сорокалетия, поэт написал стихотворение «Я входил вместо дикого зверя в клетку», которое подвело итоги и его собственной жизни за предшествующие годы, и в известной степени исканиям русской поэзии в области языка, поэтической формы, культурного и исторического контекста, художественной и этической свободы. Здесь предстает не только судьба Бродского, но, в обобщении, судьба русского поэта вообще.
«Я входил вместо дикого зверя в клетку,
выжигал свой срок и кликуху гвоздем в бараке,
жил у моря, играл в рулетку, обедал черт знает с кем во фраке. С высоты ледника я озирал полмира, трижды тонул, дважды бывал распорот. Бросил страну, что меня вскормила.
Из забывших меня можно составить город.
Я слонялся в степях, помнящих вопли гунна,
надевал на себя что сызнова входит в моду,
сеял рожь, покрывал черной толью гумна
и не пил только сухую воду.
Я впустил в свои сны вороненый зрачок конвоя, жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок.
Позволял своим связкам все звуки, помимо воя;
перешел на шепот. Теперь мне сорок.
Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
из него раздаваться будет лишь благодарность».
(3, 191)
Единственным долгом поэта перед обществом Бродский считает долг «писать хорошо». В сущности, даже не только перед обществом, но и перед мировой культурой. Задача поэта - найти свое место в культуре и соответствовать ему. Что, думается, Бродский с успехом сделал.
Рассматривая творчество Иосифа Бродского, невольно приходишь к выводу: это поэт нового зрения. Поэт, какого еще не было в истории русской литературы ХХ века.
Исследователи отмечали богатство освоенного Бродским отечественного и мирового художественного опыта и традиций, куда вошли античная мифология и литература (творчество Вергилия. Горация, Овидия и др.), русский классицизм и реализм, поэзия Серебряного века (от Кантемира и Державина, Пушкина, Вяземского и Баратынского до Цветаевой и Мандельштама, Ахматовой, Пастернака и Хлебникова), западная метафизическая поэзия XVII - XX веков (от Джона Донна до Томаса С. Элиота) и др. При этом характерно его обращение к Урании (Музе астрономии), «вселенский, надмирный, космический настрой, в то же время не противоречащий конкретности и заземленности изображения» (Зайцев 1998: 476). В этом мы увидели особенности художественного мира поэзии И. Бродского.
Что же касается своеобразия его поэтики и стиля, то исследователи творчества Бродского отмечали «синтетичность» поэтического мышления и художественной картины мира у Бродского, «универсальность» поэтической философии, самой художественной позиции автора (М. Крепс) (Крепс 2007), «универсализм» и своего рода «протеизм», способность к усвоению самых разных поэтических стилей и традиций (А. Ранчин) [Ранчин 1993, Ранчин 1998, Ранчин 2000, Ранчин 2001].
В системе «литературы» категория «художественный мир» связана, прежде всего, с отношением «поэт - все тесты поэта Бродского». Также художественный мир рассматривается нами и как система концептов в творчестве данного автора.
Поэтика художественного мира Бродского предполагает спор таких начал творчества, как поэзия и проза. Конкретно и наглядно это демонстрируется в том, что прозу олицетворяет собой «фраза», а поэзию - «строка». Происходит своеобразное соревнование между фразой и строкой в пределах поэзии Бродского, при этом в поэтике изучаемого нами автора можно отметить и такое явление, как отступление от смысловой завершенности каждой строфы и стиха.
Бродский даже не пишет каждый новый стих с большой буквы, поскольку дробление на строфы и строчки в стихотворении имеет не смысловую, но ритмическую нагрузку.
Таким образом, перенос становится наиболее характерной чертой поэзии Бродского. Это связано с тем, что поэт непринужденно разговаривает с читателем и не желает ограничивать свою речь поэтическими условностями. Это почти зарифмованная проза с ярко выраженным ритмом.
Другая особенность стиля Бродского - это протяженность строки и большой объем его стихотворений. Поэт разворачивает мысль, не торопясь, постепенно обрисовывая предмет сразу с нескольких сторон. И в конце стихотворения все, казалось бы, сказанное между прочим, вдруг обретает очень глубокий смысл.
Как известно, ритм - это основная характеристика поэтического произведения. Маяковский писал: «Ритм - это основная сила, основная энергия стиха. Объяснить его нельзя, про него можно сказать только так, как говорится про магнетизм и электричество... Ритм может быть один во многих стихах, даже во всей работе поэта, и это не делает работу однообразной, так как ритм может быть ... сложен и трудно оформляем».
Это высказывание, на наш взгляд, применительно и к Бродскому. Во всех его стихах есть ощущение пульсации некоего ритма. Точнее сказать, поэзия Бродского звучит в нескольких ритмических режимах, но все они объединены единой сквозной тональностью.
24 мая 1980 года, в день своего сорокалетия, поэт написал стихотворение «Я входил вместо дикого зверя в клетку», которое подвело итоги и его собственной жизни за предшествующие годы, и в известной степени исканиям русской поэзии в области языка, поэтической формы, культурного и исторического контекста, художественной и этической свободы. Здесь предстает не только судьба Бродского, но, в обобщении, судьба русского поэта вообще.
«Я входил вместо дикого зверя в клетку,
выжигал свой срок и кликуху гвоздем в бараке,
жил у моря, играл в рулетку, обедал черт знает с кем во фраке. С высоты ледника я озирал полмира, трижды тонул, дважды бывал распорот. Бросил страну, что меня вскормила.
Из забывших меня можно составить город.
Я слонялся в степях, помнящих вопли гунна,
надевал на себя что сызнова входит в моду,
сеял рожь, покрывал черной толью гумна
и не пил только сухую воду.
Я впустил в свои сны вороненый зрачок конвоя, жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок.
Позволял своим связкам все звуки, помимо воя;
перешел на шепот. Теперь мне сорок.
Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
из него раздаваться будет лишь благодарность».
(3, 191)
Единственным долгом поэта перед обществом Бродский считает долг «писать хорошо». В сущности, даже не только перед обществом, но и перед мировой культурой. Задача поэта - найти свое место в культуре и соответствовать ему. Что, думается, Бродский с успехом сделал.
Рассматривая творчество Иосифа Бродского, невольно приходишь к выводу: это поэт нового зрения. Поэт, какого еще не было в истории русской литературы ХХ века.
Исследователи отмечали богатство освоенного Бродским отечественного и мирового художественного опыта и традиций, куда вошли античная мифология и литература (творчество Вергилия. Горация, Овидия и др.), русский классицизм и реализм, поэзия Серебряного века (от Кантемира и Державина, Пушкина, Вяземского и Баратынского до Цветаевой и Мандельштама, Ахматовой, Пастернака и Хлебникова), западная метафизическая поэзия XVII - XX веков (от Джона Донна до Томаса С. Элиота) и др. При этом характерно его обращение к Урании (Музе астрономии), «вселенский, надмирный, космический настрой, в то же время не противоречащий конкретности и заземленности изображения» (Зайцев 1998: 476). В этом мы увидели особенности художественного мира поэзии И. Бродского.
Что же касается своеобразия его поэтики и стиля, то исследователи творчества Бродского отмечали «синтетичность» поэтического мышления и художественной картины мира у Бродского, «универсальность» поэтической философии, самой художественной позиции автора (М. Крепс) (Крепс 2007), «универсализм» и своего рода «протеизм», способность к усвоению самых разных поэтических стилей и традиций (А. Ранчин) [Ранчин 1993, Ранчин 1998, Ранчин 2000, Ранчин 2001].
Подобные работы
- Историко-мифологическое пространство в поэзии И. Бродского
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2023 - Архаизмы в поэзии И. Бродского
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - ФОЛЬКЛОРНО-МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА В ПОЭЗИИ И.А. БРОДСКОГО
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2017 - ФОЛЬКЛОРНО-МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА В ПОЭЗИИ И.А. БРОДСКОГО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - МОТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПОЭМЫ И. БРОДСКОГО «ГОРБУНОВ И ГОРЧАКОВ» (ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - ЭСТЕТИКО-НРАВСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ И АКТУАЛЬНОСТЬ ПОЭЗИИ НИКОЛАЯ РУБЦОВА
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Словотворчество в поэзии И.А Бродского
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРОБЛЕМА ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ В ТВОРЧЕСТВЕ И. БРОДСКОГО
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2020 - Концепт «Город» в художественном мышлении И.А. Бродского и Н.С. Гумилева
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2016



